ППБ 140-86 Правила пожарной безопасности для садоводческих товариществ и дачно-строительных кооперативов

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СССР

внутренних дел СССР

В. И. Черноиванов

ПРАВИЛА
пожарной безопасности
для садоводческих товариществ
и дачно-строительных кооперативов

1.1 . Настоящие правила устанавливают основные требования пожарной безопасности для отдельных дач, садоводческих товариществ и дачно-строительных кооперативов (ДСК) независимо от их ведомственной принадлежности и являются обязательными для выполнения правлениями кооперативов, товариществ и владельцами садовых участков и дач.

Требования пожарной безопасности для размещения на территории садоводческих товариществ и дачно-строительных кооперативов предприятий торговли, бытового обслуживания, складских помещений, индивидуальных гаражей и др. определяются соответствующими правилами и инструкциями.

1.2 . Правления организуют членами товариществ и кооперативов Правил и контроль за их соблюдением, а также выполнение технических и организационных мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности садовых участков и дач.

1.3 . Члены садоводческих товариществ и ДСК, а также владельцы дач обязаны знать и соблюдать требования настоящих Правил.

1.4 . Ответственность за обеспечение пожарной безопасности на территории товариществ и кооперативов, в зданиях и сооружениях общественного пользования возлагается на их председателей, а на участках с находящимися на них постройками — на членов товариществ, ДСК и владельцев дач.

1.5 . Председатели правлений обязаны:

1.5.1 . Обеспечить изучение и выполнение настоящих правил всеми владельцами участков, членами кооперативов и товариществ.

1.5.2 . Периодически не менее двух раз в квартал проверять состояние пожарной безопасности зданий и помещений, садовых участков, противопожарного водоснабжения, наличие и исправность средств пожаротушения, порядок несения службы сторожами, исправность средств связи. Принимать меры к устранению выявленных нарушений.

1.5.3 . Следить за исправностью дорог на территории товариществ и ДСК, своевременно производить очистку от снега основных проездов и переулков, а также подъездов к пожарным водоемам и гидрантам.

Не допускать загромождения основных проездов, переулков и проезжей части дорог.

1.5.4 . Установить для каждого садового участка противопожарный инвентарь, с которым члены товариществ должны прибывать на тушение пожара.

1.5.5 . Обеспечить своевременное проведение профилактических осмотров и планово-предупредительный ремонт электроустановок, своевременное устранение нарушений «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей», могущих привести к пожарам и загораниям.

1.6 . Члены садоводческих товариществ, ДСК, владельцы садовых участков и дач обязаны:

1.6.1 . Знать и соблюдать правила пожарной безопасности на участках, в домах, хозяйственных постройках.

1.6.2 . Иметь в постоянной готовности средства пожаротушения (бочку с водой и ведро), а также инвентарь, с которым должны являться на тушение пожара.

1.6.3 . Содержать в исправном состоянии электрические сети и электробытовые, газовые и керосиновые приборы, печи и соблюдать меры предосторожности при их эксплуатации.

1.6.4 . Не оставлять без присмотра включенные в сеть электробытовые приборы, горящие газовые плитки, керогазы, керосинки, топящиеся печи и не поручать наблюдение за ними малолетним детям. Строго пресекать шалость детей с огнем.

1.6.5 . При возникновении пожара вызвать пожарную охрану и принять меры к тушению пожара первичными средствами.

1.7 . Правлениями в каждом садоводческом товариществе и ДСК с учетом финансовых возможностей организуется пожарно-сторожевая охрана (ПСО), численность и состав которой утверждается профсоюзным комитетом предприятия, при котором создано садоводческое товарищество, или исполкомами местных Советов народных депутатов, руководящими работой товариществ.

В состав ПСО входят начальник охраны, сторожа-пожарные. В кооперативах с количеством участков до 300 обязанности начальника ПСО могут возлагаться на одного из членов правления.

Боевой пожарный расчет ПСО комплектуется на добровольных началах из числа членов кооператива, на которых возлагается поддержание в работоспособном состоянии средств пожаротушения и ликвидации возникающих пожаров.

1.8 . В садоводческом товариществе и ДСК должен быть определен порядок сбора членов ПСО, пожарного боевого расчета на случай пожара.

1.9 . В пожароопасный период в садоводческих товариществах и ДСК, расположенных в хвойных лесных массивах, на торфянниках и бывших торфоразработках, устанавливается патрулирование членов кооператива или товарищества.

1.10 . Председатели правлений и члены садоводческих товариществ и ДСК, виновные в нарушении настоящих правил, в зависимости от характера нарушений и их последствий, несут ответственность в установленном законом порядке.

2 . Основные требования пожарной безопасности

2.1 . Содержание территории.

2.1.1 . Территория садоводческого товарищества, ДСК, садовых участков и дач должна постоянно содержаться в чистоте и систематически очищаться от мусора и других отходов.

2.1.2 . Дороги, ведущие к садоводческим товариществам и ДСК, должны иметь твердое покрытие. Проезды и подъезды к садовым участкам, дачам и пожарным водоисточникам должны быть всегда свободными. Противопожарные разрывы между строениями не разрешается использовать для складирования горючих материалов.

2.1.3 . Садовые товарищества и ДСК должны иметь пожарные водоемы емкостью не менее 25 м 3 . Водонапорные башни на территории ДСК и садоводческих товариществ должны иметь приспособления для забора воды пожарными автомобилями.

2.1.4 . На территории садоводческих товариществ и ДСК должны быть:

2.1.4.1 . Звуковые сигналы (колокол, рельс и т.п.) для оповещения людей на случай возникновения пожара.

2.1.4.2 . У въезда на территорию садоводческого товарищества — указатель с наименованием товарищества и план-схема расположения естественных и искусственных водоисточников (водонапорных башен).

2.1.5 . На территории товариществ и ДСК запрещается:

2.1.5.1 . Разводить костры и выбрасывать незатушенный уголь вблизи строений.

2.1.5.2 . Организовывать свалки горючих отходов.

2.2. Содержание дач, домиков, подсобных строений и зданий общего пользования

2.2.1 . Окна чердаков должны быть остеклены и закрыты.

2.2.2 . На дачах и в садовых домиках запрещается:

2.2.2.1 . Хранить более 10 л легковоспламеняющихся и горючих жидкостей. Хранение ЛВЖ и ГЖ разрешается в хозблоках в металлической плотнозакрывающейся таре.

2.2.2.2 . Производить электрогазосварочные работы без предварительной очистки места сварки от горючих материалов и без обеспечения места сварочных работ первичными средствами пожаротушения. После завершения сварочных работ необходимо тщательно проверить прилегающие к месту их проведения конструкции, предметы, чтобы исключить возможность их загорания, организовать дежурство.

2.2.2.3 . Заправлять керосинки, примусы и керогазы бензином и тракторным керосином, а также применять для освещения открытый огонь при заправке этих приборов.

2.2.2.4 . Курить и пользоваться открытым огнем на чердаках, а также в местах хранения горючих материалов (кладовых, подсобных и т.п. помещениях).

2.2.3 . В случае обнаружения запаха газа необходимо перекрыть газовые коммуникации и проветрить помещения. При этом запрещается пользоваться открытым огнем, зажигать спички, включать электроприборы.

2.2.4 . Газовые баллоны емкостью более 10 литров должны быть расположены в несгораемом шкафу у наружной стены дома.

3 . Электроустановки, электрические сети и освещение

3.1 . Электроустановки и электрические сети в домах и подсобных строениях должны отвечать требованиям действующих «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» и «Правил устройства электроустановок».

3.2 . В каждом садоводческом товариществе и ДСК из членов правления должно быть назначено лицо, обеспечивающее контроль за эксплуатацией и техническим состоянием электроустановок и электросетей на территории кооператива и товариществ.

3.3 . Монтаж электроустановок и электросетей должен производиться только квалифицированными лицами (электромонтерами).

3.4 . Все электроустановки должны иметь защиту от токов короткого замыкания и других отклонений от нормальных режимов, могущих привести к пожарам и загораниям.

Для отключения электрических сетей в случае пожара на группу садовых домиков, квартал должны быть предусмотрены отключающие аппараты.

3.5 . При эксплуатации электроустановок запрещается:

3.5.1 . Пользоваться электропроводкой с поврежденной изоляцией и неисправными электроприборами, применять электронагревательные приборы без специальных несгораемых подставок.

3.5.2 . Прокладывать плоские электропровода с пластмассовой изоляцией в неотапливаемых помещениях и по сгораемому основанию без асбестовой подкладки.

3.5.3 . Завязывать электропровода, оттягивать электролампы с помощью веревок и ниток, подвешивать абажуры и люстры на электрических проводах, обертывать лампочки бумагой или тканью.

3.5.4 . Пользоваться временно проложенными участками электропроводки (времянками).

3.6 . При закрытии дач и садовых домиков на длительное время электросеть должна быть обесточена на вводе.

3.7 . Настенные керосиновые лампы должны иметь металлические отражатели и надежное крепление. Расстояние от колпака над лампой или крышки фонаря до сгораемого или трудносгораемого потолка должно быть не менее 70 см, а от лампы или фонаря до сгораемых или трудносгораемых стен — не менее 20 см.

4.1 . В садовых домиках допускается эксплуатация печей только на твердом топливе.

4.2 . Перед началом отопительного сезона все печи должны быть тщательно проверены и отремонтированы. Неисправные печи, камины и дымоходы не должны допускаться к эксплуатации.

4.3 . Для отвода дыма следует применять строго вертикальные дымовые трубы без уступов. Толщина стенок дымовых каналов должна быть не менее 120 мм.

4.4 . Для защиты пола, стен и перегородок от возгорания следует предусматривать:

на сгораемом и трудносгораемом полу под топочной дверкой металлический лист размером 0,7?0,5 м длиной стороной вдоль печи;

изоляцию сгораемой стены или перегородки, примыкающей под углом к фронту печи, штукатуркой толщиной 25 мм по металлической сетке или металлическим листом по асбестовому картону, толщиной 8 мм, на высоту от пола до уровня 0,25 см выше верха топочной дверки.

4.5 . Под каркасными печами и кухонными плитами на металлических ножках на сгораемом полу необходимо предусматривать укладку асбестового картона толщиной 10 мм и листа кровельной стали. Высота металлических ножек у печей должна быть не менее 100 мм.

4.6 . Расстояние от топочного отверстия печи до мебели, постелей и других сгораемых предметов должно быть не менее 1,25м.

4.7 .В местах пересечения дымовой трубы (дымохода) сгораемых или трудносгораемых конструкций должны устраиваться разделки. Расстояние от внутренней поверхности дымового канала до сгораемых конструкций должно быть не менее 38 см, до трудносгораемых — 25 см. На чердаках дымовые трубы должны быть побелены.

4.8 . Поверхности отопительных приборов и дымоходов должны систематически очищаться от пыли и других горючих отходов.

4.9.1 . Пользоваться печами, каминами, имеющими трещины, неисправные дверцы, недостаточные разделки от дымовых труб до деревянных конструкций стен, перегородок и перекрытий.

4.9.2 . Применять для розжига печей бензин, керосин и другие легковоспламеняющиеся жидкости.

4.9.3 . Перекаливать печи, а также сушить дрова, одежду и другие материалы на печах и возле них.

4.9.4 . Топить углем печи, не приспособленные для этой цели.

4.9.5 . Устанавливать печи в мансардных помещениях.

4.9.6 . Устанавливать на дымовых трубах зонты и дефлекторы.

4.9.7 . Применять для топки печей дрова, длина которых превышает размеры топливника, топить печи с открытыми дверьми.

4.9.8 . Топка печей в летний пожароопасный период.

4.9.9 . Использовать для дымовых труб керамические, асбестоцементные и металлические трубы.

5 . Средства пожаротушения

5.1 . На территории садоводческих товариществ и ДСК должны быть запасы воды для целей пожаротушения. У водоисточников, предназначенных для целей пожаротушения, должны быть оборудованы площадки для установки пожарных автомобилей и мотопомп.

5.2 . Пожарные гидранты и резервуары на зимний период времени должны утепляться, а водоемы оборудоваться незамерзающими прорубями.

Читайте так же:  Страховки осаго в мурманске

5.3 . Кооперативы с количеством участков до 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную мотопомпу, с количеством участков от 300 до 1000 — прицепную мотопомпу, с количеством участков свыше 1000 — не менее двух прицепных мотомомп. Для их хранения должно быть построено специальное помещение.

5.4 . На территории кооператива должны быть установлены пожарные посты — щиты с набором противопожарного инвентаря (огнетушители, ведра, бочки с водой, лопаты и т.п.) из расчета один пост на каждые 20 участков. С наступлением минусовой температуры огнетушители следует размещать в отапливаемых помещениях.

5.5 . На системах водопровода (диаметром 100 и более мм), используемых в летнее время, должны быть предусмотрены через каждые 120 м приспособления для забора воды пожарной техникой в случае пожара.

6 . Действия на случай пожара

6.1 . Члены садоводческого товарищества, ДСК при обнаружении пожара обязаны:

немедленно поднять пожарную тревогу, сообщить в пожарную охрану с указанием точного адреса пожара, собрать ПСО;

до прибытия пожарной помощи принять меры к эвакуации людей и приступить к тушению пожара.

В ликвидации пожара обязаны принимать участие все члены товарищества, ДСК и совершеннолетние члены их семей.

6.2 . По прибытии подразделений пожарной охраны и до полной ликвидации пожара члены правления и ПСО поступают в подчинение старшего руководителя подразделения пожарной охраны.

После ликвидации пожара правление обязано обеспечить охрану места пожара. Председатель правления (другой член правления, замещающий председателя) обязан в течение суток сообщить о происшедшем пожаре в местный орган госпожнадзора, а по застрахованным строениям в территориальную инспекцию госстраха.

6.3 . Каждый факт происшедшего пожара должен быть рассмотрен на общем собрании с обсуждением обстоятельств возникновения и развития пожара, с принятием необходимых профилактических мер.

1. Общие положения . 1

2. Основные требования пожарной безопасности . 2

2.1. Содержание территории. 2

2.2. Содержание дач, домиков, подсобных строений и зданий общего пользования. 3

3. Электроустановки, электрические сети и освещение . 3

Как не погореть на пожарной проверке

Руководитель коллегии адвокатов
«Комиссаров и партнеры»

специально для ГАРАНТ.РУ

Помимо проверок, о которых шла речь в предыдущих статьях серии, посвященной проверкам предпринимателей, стоит обратить внимание также на проверочные мероприятия, проводимые органами пожарного надзора.

На законодательном уровне закреплены специальные правила по организации производства продукции, содержания помещений, поведения сотрудников, которыми нужно руководствоваться в целях обеспечения пожарной безопасности (Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме»).

Соблюдение предпринимателями правил противопожарного режима как раз и уполномочены проверять должностные лица службы пожарного надзора.

Проверки, осуществляемые пожарными инспекторами, проводятся в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений требований пожарной безопасности, проверки состояния используемых ИП и организациями объектов защиты, а также в целях наблюдения за исполнением требований пожарной безопасности, анализа и прогнозирования состояния исполнения указанных требований при осуществлении предпринимательской деятельности.

Предприниматели и руководители организаций обязаны:

  • соблюдать требования пожарной безопасности;
  • выполнять предписания и иные требования должностных лиц пожарной охраны;
  • разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности (в отношении любого объекта, на котором осуществляется предпринимательская деятельность, руководителем организации (индивидуальным предпринимателем) утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности);
  • обучать своих работников мерам пожарной безопасности;
  • содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;
  • оказывать содействие пожарной охране при установлении причин и условий возникновения и развития пожаров, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;
  • обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий;
  • предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях;
  • незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов.
  • Пожарный инспектор вправе:

  • проводить проверки деятельности предпринимателей, состояния используемых объектов, на которых осуществляется предпринимательская деятельность, на предмет соблюдения требований пожарной безопасности;
  • беспрепятственно посещать территорию проверяемого объекта и проводить ее обследование;
  • проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю;
  • привлекать к проведению проверки экспертов и экспертные организации;
  • запрашивать и получать от предпринимателей информацию и документы, необходимые для проведения проверки;
  • выдавать организациям предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, предписания о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности и по предотвращению угрозы возникновения пожара;
  • производить дознание по делам о нарушениях требований пожарной безопасности;
  • составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями требований пожарной безопасности, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;
  • применять до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении временный запрет деятельности юридического лица, а также эксплуатации объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ, услуг) в целях предотвращения угрозы жизни или здоровью людей в случае возникновения пожара;
  • вызывать в органы государственного пожарного надзора должностных лиц организаций по находящимся в производстве органов государственного пожарного надзора делам и материалам о пожарах, получать от указанных лиц необходимые объяснения, справки, документы и их копии.
  • Пожарный инспектор обязан:

    • перед началом проверки предъявить служебное удостоверение и заверенную копию распоряжения руководителя (его заместителя) органа пожарного надзора о назначении проверки (проверка может проводиться только должностным лицом, которое указано в распоряжении руководителя (его заместителя) органа пожарного надзора;
    • запрашивать и получать информацию необходимую для проверки только на основании мотивированных письменных запросов;
    • не препятствовать предпринимателям, руководителям, уполномоченным представителям организаций присутствовать при проведении проверки и давать пояснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
    • осуществлять проверки при строгом соблюдении законодательства Российской Федерации и соблюдении прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов организаций и граждан;
    • предоставлять предпринимателям, руководителям, уполномоченным представителям организаций информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
    • знакомить предпринимателей, руководителей, уполномоченных представителей организаций с результатами проверки;
    • при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений требований пожарной безопасности, учитывать соответствие указанных мер тяжести данных нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества;
    • доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании предпринимателями и организациями;
    • соблюдать сроки проведения проверки, установленные законодательством Российской Федерации;
    • не требовать от предпринимателей и организаций документы и сведения, представление которых не предусмотрено законодательством;
    • перед началом проведения проверки по просьбе предпринимателя, руководителя, уполномоченного представителя организации ознакомить их с положениями административного регламента, в соответствии с которым проводится проверка;
    • осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок.
    • Краткий порядок действий при появлении пожарного инспектора в вашем офисе:

      1. пригласите вашего юриста или адвоката для того, чтобы он оказал вам юридическое сопровождение в ходе проверки;
      2. попросите проверяющего предъявить служебное удостоверение и распоряжение о проведении проверки;
      3. внимательно изучите распоряжение о проведении проверки, а именно каковы цели, задачи, предмет проверки, срок проведения проверки, перечень мероприятий по контролю, список документов, которые требуются от проверяемого;
      4. воспользуйтесь журналом проверок (журнал учета контрольных мероприятий должен быть в каждой организации) и внесите в него данные о проводимой проверке, обязательно предоставьте его проверяющему для простановки подписи;
      5. по окончании контрольных мероприятий ознакомьтесь с актом проверки, особенно с ее результатами и выявленными нарушениями.

      Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности на объектах ведения предпринимательской деятельности и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

      Нарушения и санкции в области пожарной безопасности

      Нарушение требований пожарной безопасности влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 150 тыс. до 200 тыс. руб. (п. 1 ст. 20.4 КоАП РФ).

      Нарушение требований пожарной безопасности к:

    • внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, электротехнической продукции;
    • первичным средствам пожаротушения;
    • эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам;
    • системам автоматического пожаротушения;
    • системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях;
    • системам противодымной защиты зданий влечет наложение административного штрафа в размере от 150 тыс. до 200 тыс. руб. (п. 3-4 ст. 20.4 КоАП РФ).
    • Повторное совершение подобного административного правонарушения

      влечет наложение административного штрафа в размере от 200 тыс. до 400 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (п. 5 ст. 20.4 КоАП РФ).

      Неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно, влечет наложение административного штрафа от 90 тыс. до 100 тыс. руб. (п. 7 ст. 20.4 КоАП РФ).

      Нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям влечет наложение административного штрафа в размере от 120 тыс. до 150 тыс. руб. (п. 8 ст. 20.4 КоАП РФ).

      Нарушение требований пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (ст. 219 УК РФ).

      Чтобы быть готовым к визиту пожарного инспектора необходимо позаботиться о достижении соответствия вашего объекта предпринимательской деятельности всем противопожарным нормам. Требования пожарной безопасности, соблюдение которых проверяют органы пожарного надзора, содержаться в нормативных актах, знание которых обязательно для любого предпринимателя. Для того чтобы не возникло проблем с пожарной инспекцией рекомендуем сверить состояние Вашего объекта с перечнем требований, изложенных в Постановлении Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме», а также Федеральном законе от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

      Статья 1. Основные понятия

      Информация об изменениях:

      Федеральным законом от 28 мая 2017 г. N 100-ФЗ в статью 1 настоящего Федерального закона внесены изменения

      Статья 1. Основные понятия

      В целях настоящего Федерального закона применяются следующие понятия:

      пожарная безопасность — состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;

      пожар — неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства;

      требования пожарной безопасности — специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности;

      нарушение требований пожарной безопасности — невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности;

      противопожарный режим — совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности требований пожарной безопасности, определяющих правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, земельных участков, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности;

      См. Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390

      меры пожарной безопасности — действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности;

      пожарная охрана — совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ;

      абзац девятый утратил силу с 1 января 2005 г.;

      пожарно-техническая продукция — специальная техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, предназначенная для обеспечения пожарной безопасности, в том числе пожарная техника и оборудование, пожарное снаряжение, огнетушащие и огнезащитные вещества, средства специальной связи и управления, программы для электронных вычислительных машин и базы данных, а также иные средства предупреждения и тушения пожаров;

      См. Перечень пожарно-технической продукции, утвержденный приказом ГУГПС МВД РФ от 18 июня 1996 г. N 33

      абзац одиннадцатый утратил силу с 1 января 2005 г.;

      федеральный государственный пожарный надзор — деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, а также подведомственных им государственных учреждений, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности (далее — обязательные требования), посредством организации и проведения проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, территорий, земельных участков, продаваемой пожарно-технической продукции, проведения мероприятий по контролю на лесных участках, на объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований пожарной безопасности, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности;

      ведомственный пожарный надзор — деятельность ведомственной пожарной охраны по проверке соблюдения организациями, подведомственными соответствующим федеральным органам исполнительной власти, требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки;

      подтверждение соответствия в области пожарной безопасности — документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, выполнения работ и оказания услуг требованиям технических регламентов, документов по стандартизации, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, норм пожарной безопасности или условиям договоров;

      нормативные документы по пожарной безопасности — национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности;

      профилактика пожаров — совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий;

      первичные меры пожарной безопасности — реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров;

      пожарно-спасательный гарнизон — совокупность расположенных на определенной территории органов управления, подразделений и организаций независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, к функциям которых отнесены профилактика и тушение пожаров, а также проведение аварийно-спасательных работ;

      организация тушения пожаров — совокупность оперативно-тактических и инженерно-технических мероприятий (за исключением мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности), направленных на спасение людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидацию пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;

      особый противопожарный режим — дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях;

      локализация пожара — действия, направленные на предотвращение возможности дальнейшего распространения горения и создание условий для его ликвидации имеющимися силами и средствами;

      координация в области пожарной безопасности — деятельность по обеспечению взаимосвязи (взаимодействия) и слаженности элементов системы обеспечения пожарной безопасности;

      противопожарная пропаганда — информирование общества о путях обеспечения пожарной безопасности;

      обучение мерам пожарной безопасности — организованный процесс по формированию знаний, умений, навыков граждан в области обеспечения пожарной безопасности в системе общего, профессионального и дополнительного образования, в процессе трудовой и служебной деятельности, а также в повседневной жизни;

      управление в области пожарной безопасности — деятельность органов, участвующих в соответствии с законодательством Российской Федерации в обеспечении пожарной безопасности;

      зона пожара — территория, на которой существует угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц в результате воздействия опасных факторов пожара и (или) осуществляются действия по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожара;

      независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) — оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности и проверка соблюдения организациями и гражданами противопожарного режима, проводимые не заинтересованным в результатах оценки или проверки экспертом в области оценки пожарного риска;

      эксперт в области оценки пожарного риска — должностное лицо, аттестованное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляющее деятельность в области оценки пожарного риска, обладающее специальными знаниями в области пожарной безопасности, необходимыми для проведения независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), и уполномоченное на подписание заключения о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности);

      заведомо ложное заключение о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности) — заключение о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности), подготовленное без проведения независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) или подготовленное после ее проведения, но противоречащее содержанию материалов, представленных эксперту в области оценки пожарного риска, состоянию пожарной безопасности объекта защиты, в отношении которого проведена независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности), фактическому соблюдению организациями и гражданами противопожарного режима.

      См. комментарии к статье 1 настоящего Федерального закона

      Общие требования к садоводческим объединениям граждан

      1. Организация территории садоводческого (дачного) объединения осуществляется в соответствии с утвержденным Администрацией местного самоуправления проектом планировки и застройки территории садоводческого (дачного) объединения, являющимся юридическим документом, обязательным для исполнения всеми участниками освоения и застройки территории садоводческого объединения.

      2. Расстояние от застройки на территории садоводческих (дачных) объединений до лесных массивов должно быть не менее 15 м .

      3. Территория садоводческого (дачного) объединения должна быть соединена подъездной дорогой с автомобильной дорогой общего пользования.

      4. На территории садоводческого (дачного) объединения с числом участков до 50 следует предусматривать один въезд, более 50 — дополнительно предусматривается один и более въездов. Ширина ворот должна быть не менее 4,5 м .

      5. Ширина проезжей части улиц и проездов принимается: для улиц — не ме нее 7,0 м , для проездов — не менее 3,5 м . Минимальный радиус поворота- 6 ,5 м. Минимальный радиус закругления проезжей части — 6,0 м .

      6. На проездах следует предусматривать разъездные площадки длиной не менее 15 м и шириной не менее 7 м . Расстояние между разъездными площадками должно быть не более 200 м . Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 м . Тупиковые проезды обеспечиваются разворотными площадками размером не менее 12×12 м .

      7. Дороги, проезды, подъезды к зданиям, сооружениям, водоисточникам, предусмотренным для целей пожаротушения, должны быть всегда сво-бодными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном со-стоянии, в зимнее время очищаться от снега и льда.

      8. Для обеспечения пожаротушения на территории садоводческого (дачного) объединения должны предусматриваться противопожарные водоемы или резервуары емкостью при числе участков до 300 — не менее 25 м 2 , более 300 – не менее 60 м 2 каждый с площадками для установки пожарной техники, с возможностью забора воды насосами и организацией подъезда не менее двух пожарных автомобилей. Количество водоемов (резервуаров) и их расположение определяется из условия радиуса обслуживания одного резервуара 200 м, но не менее двух (СНиП 2.04.02-84*). Садоводческие объединения, включающие до 300 садовых участков, в противопожарных целях должны иметь переносную мотопомпу; при числе участков от 301 до 1000 — прицепную мотопомпу; при числе участков более 1000 — не менее двух прицепных мотопомп. Для хранения мотопомп обязательно строительство специального помещения.

      9. На территории садоводческих (дачных) объединений и за ее пределами запрещается организовывать свалки отходов. Запрещается разведение костров, сжигание отходов в пределах установленных нормами проектирования противопожарных расстояний, но не ближе 50 метров до зданий и сооружений.

      10. Противопожарные расстояния между жилыми строениями (домами), расположенными на соседних участках, в зависимости от материала несущих и ограждающих конструкций, принимаются согласно табл.1.

      11. Территория садоводческого товарищества должна иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения водоисточников, предусмотренных для целей пожаротушения, пожарного инвентаря. Места размещения (нахождения) средств пожарной безопасности должны быть обозначены знаками пожарной безопасности (указатели водоисточников, пожарных щитов), в том числе знаком пожарной безопасности «Не загромождать».

      12. Территории дачных и садоводческих поселков должны быть оборудованы средствами звуковой сигнализации для оповещения людей в случае возникновения пожара, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.

      13. Территория садоводческого товарищества в пределах противопожарных расстояний, а также участки, примыкающие к жилым домам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, опавших листьев, сухой травы и т.п.

      Расстояние от дороги

      Что такое красная линия?

      Так схематически обозначают линию забора вокруг участка, который отделяет ваши сотки от улицы или проезда.

      Дом или другое жилое строение (а) должно находиться от красной линии (б) (это линия вашего забора) улиц на расстоянии не менее чем 5 метров, от красной линии проездов — не менее чем на 3 метра. Расстояние от хозяйственной постройки (с) до красной линии улиц и проездов должно быть не менее 5 метров.

      Минимальное расстояние от границ соседнего участка

      Нормы 123-ФЗ, или Что нужно знать о требованиях пожарной безопасности производителю продукции

      При обеспечении пожарной безопасности крайне важно обращаться в компанию с отличной репутацией и опытом, способную предложить:

    • услуги первичного обследования объекта защиты, проектирования, монтажа и введения в эксплуатацию систем пожаротушения, предупреждения о пожаре и эвакуации;
    • услуги разработки внутренних регламентирующих документов;
    • услуги гарантийного и постгарантийного обслуживания технических средств;
    • широкий ассортимент исключительно сертифицированного противопожарного оборудования.
    • Куда можно обратиться?

      Обучение пожарно-техническому минимуму персонала может помочь избежать пожаров или снизить последствия в случае их возникновения.

      Несоблюдение правил пожарной безопасности влечет за собой административную и даже — в случае гибели людей — уголовную ответственность.

      Без пожарной декларации изделие не допускается к выходу на потребительский рынок и не сможет пройти таможенные процедуры.

      План эвакуации при пожаре должен находиться на видном месте и быть четким и понятным.

      Наличие и регулярная проверка огнетушителей, а также правильно оформленные планы эвакуации в случае пожара могут помочь избежать материального ущерба и человеческих жертв.

      Сегодня высокотехнологичные системы пожаротушения способны обнаруживать очаги возгорания, предупреждать людей об опасности и автоматически начинать тушение.

      Спецпредложения, акции и скидки помогут существенно сэкономить при покупке средств пожаротушения.

      Современный рынок предлагает широкий выбор пожарного оборудования и специализированных средств, которые в экстренных ситуациях помогают справиться с огнем.

      Вопросы пожарной безопасности не теряют своей актуальности для России в целом и для ее хозяйствующих субъектов в частности. Так, согласно официальной статистике МЧС, в январе-сентябре 2017 года на территории РФ было зафиксировано около 95 000 пожаров, материальный ущерб от которых составил более 11 миллиардов рублей. Во время пожаров погибло более 5 000 и было травмировано около 6 700 человек [1] . В связи с этой печальной статистикой государство с каждым годом ужесточает контроль и требования в сфере пожарной безопасности, относящиеся не только к зданиям и сооружениям, но также к производимой продукции и материалам.

      Нарушение требований пожарной безопасности в части применения несертифицированной продукции может привести к трагическим последствиям, таким как пожар 5 декабря 2009 года в клубе «Хромая лошадь». Жертвами трагедии стали 156 человек — большинство погибли из-за отравления токсичными продуктами горения отделочных материалов.

      Какие документы устанавливают общие требования пожарной безопасности

      Нормативная база в сфере обеспечения пожарной безопасности в РФ является довольно объемной и многоуровневой. Помимо федеральных законов, она включает в себя нормативные акты ведомственного и регионального уровней. Базовым документом в данной сфере является Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», в котором описываются общие принципы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, функции государственной противопожарной службы, полномочия органов государственной власти в данной области.

      Следующим в иерархии стоит Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», устанавливающий общие принципы и особенности технического регулирования в различных областях, включая пожарную безопасность. Закон также устанавливает порядок принятия технических регламентов, принципы подтверждения соответствия этим регламентам, ответственность и полномочия государственных контрольных органов в данной сфере, а также порядок аккредитации испытательных лабораторий, выполняющих работы по оценке соответствия.

      Основным же законом, детально описывающим требования пожарной безопасности к различным объектам и видам продукции, является Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в редакции от 29 июля 2017 года (далее — Закон № 123-ФЗ). Именно его мы будем подробно рассматривать в данной статье, так как данный документ является главным для производителей продукции и их законных представителей.

      123-ФЗ: Альфа и Омега технического регулирования в области пожарной безопасности

      Федеральный закон № 123-ФЗ по сути представляет собой технический регламент, применяемый к так называемым объектам защиты. Объект защиты — это любая продукция или имущество, к которым установлены требования по пожарной безопасности. Закон состоит из 8 разделов и приложения из 30 таблиц. Цель законодательного акта — обеспечение защиты имущества (государственного, муниципального и частного), а также самих жителей РФ от пожаров и их последствий. Действие регламента распространяется на объекты защиты, в том числе на здания и сооружения, а также на пожарно-техническую и иную продукцию. Положения документа должны использоваться не только при проектировании, но также при эксплуатации объектов защиты и при разработке технической документации.

      Каждый раздел Закона по сути представляет собой технические требования пожарной безопасности по отношению к различным объектам защиты. Раздел 2, например, касается поселений и городских округов, Раздел 3 посвящен зданиям и сооружениям, Раздел 4 — производственным объектам, Раздел 5 — пожарной технике, Раздел 6 — продукции общего назначения.

      Для производителей особенно важным является Раздел 7, в котором устанавливаются принципы и правила оценки соответствия объектов защиты, включенных в Закон № 123-ФЗ, требованиям пожарной безопасности. Оценка соответствия является обязательной процедурой и может проводиться в форме сертификации или декларирования. Без нее невозможно ввести в эксплуатацию ни одно здание или выпустить на рынок тот или иной товар, импортированный или произведенный в России, на который распространяется действие настоящего Федерального закона. По отношению к любой другой продукции, не включенной в перечни Закона № 123-ФЗ, оценка может проводиться добровольно для подтверждения пожаростойких качеств — наличие сертификата соответствия может стать весомым аргументом для покупателей данных изделий.

      Оценка соответствия может включать в себя различные меры и порядок действий, в зависимости от применяемой схемы сертификации — аудит, испытания или экспертиза, приемка и ввод в эксплуатацию, производственный контроль и др. Законом установлены несколько схем сертификации, разделенных на категории. Первая категория применяется к серийно выпускаемой продукции (7 схем), вторая — к ограниченным партиям продукции (3 схемы).

      При обозначении схем используются буквы С (сертификация) и Д (декларирование). Декларация пожарной безопасности составляется и подается для регистрации в аккредитованный орган по сертификации собственником продукции или помещения, в ней указываются меры пожарной безопасности, предпринятые заявителем (собственные доказательства). Пожарный сертификат оформляется аккредитованным органом по сертификации.

      Приведем краткую характеристику схем, применяемых к серийно выпускаемой продукции:

      • 1д — декларация соответствия проводится на основе собственных доказательств заявителя.
      • 2д — собственные доказательства и испытания в аккредитованной лаборатории.
      • 3д — собственные доказательства, лабораторные испытания и сертификация системы качества на производстве.
      • 2с — сертификация на основе анализа состояния производства и лабораторные испытания.
      • 3с — лабораторные испытания и инспекционный контроль.
      • 4с — анализ состояния производства, лабораторные испытания, инспекционный контроль.
      • 5с — лабораторные испытания, сертификация системы качества на производстве, инспекционный контроль.
      • Например, схемы 2д, 3д и 5д, согласно статье 146 Закона № 123-ФЗ, применяются по выбору продавца или производителя к первичным средствам пожаротушения, строительным материалам, применяемым на путях эвакуации, пожарному инструменту, ковровым покрытиям и некоторым другим объектам защиты. Декларирование особенно актуально для компаний, чья продукция уже находится на таможне, так как декларация, в отличие от сертификата, может быть получена даже за 1 день.

        В то же время для огнетушителей, средств индивидуальной защиты при пожаре, средств пожарной автоматики, оборудования и изделия для спасения людей и др. применяются схемы 2с, 3с, 4с, 5с и 6с на выбор производителя или продавца. Схема 3с применяется только для получения нового сертификата взамен старого на ранее сертифицированную продукцию. Сертификация проводится только аккредитованными органами. Положительное или отрицательное решение по заявке на проведение сертификации выносится в течение в 30 дней.

        Кто отвечает за исполнение требований технического регламента о пожарной безопасности: а судьи кто?

        Надзор за выполнением установленных требований по пожарной безопасности государственных органов, организаций и частных лиц осуществляет Государственная противопожарная служба МЧС России (ГПС МЧС РФ). Ранее МЧС также занималось аккредитацией испытательных лабораторий и органов сертификации, однако с 1 ноября 2011 года данную функцию осуществляет Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация). При этом нужно учитывать, что аккредитованные лаборатории и органы по сертификации несут ответственность за безопасность сертифицированной продукции наравне с производителями. В случае декларирования продукции вся ответственность за безопасность лежит на производителе. Росаккредитация также осуществляет регулярный инспекционный контроль органов по сертификации и лабораторий, ведет и публикует реестр данных организаций.

        Ответственность за неисполнение требований 123-ФЗ

        В главе 7 Федерального закона № 184-ФЗ обозначено, что ответственность за несоответствие продукции требованиям технических регламентов несет не только ее изготовитель, но также продавец. Если в результате нарушения требований был причинен вред физическим или юридическим лицам, то изготовитель или продавец обязаны возместить ущерб. Административная ответственность детализирована в КоАП РФ.

        Если в техническую документацию на продукцию не включена обязательная информация о показателях пожароопасности, должностные лица могут подвергнуться штрафу от 15 000 до 20 000 рублей, а юридические лица — от 90 000 до 100 000 рублей.

        В общих случаях при нарушении требований пожарной безопасности в статье 20.4 КоАП РФ установлены размеры штрафов: от 150 000 до 200 000 рублей — для юрлиц, от 6 000 до 15 000 рублей — для должностных лиц. Если в результате нарушения возник пожар и был нанесен легкий или средней тяжести вред здоровью человека, повреждено чужое имущество, штраф для должностных лиц составит 40 000–50 000 рублей, для юридических лиц — 350 000–400 000 рублей. Если результатом пожара стал тяжелый вред здоровью или смерть человека, юридическое лицо подвергается штрафу в размере 600 000–1 000 000 рублей. Но наиболее часто применяемая мера — приостановление деятельности фирмы на срок до 90 дней в соответствии со статьей 3.12 КоАП РФ.

        В Уголовном кодексе РФ в статье 219 также прописана ответственность за нарушение правил пожарной безопасности. В частности, дознаватели ГПС имеют право открывать и расследовать уголовные дела, попадающие под действие данной статьи, в случае если был причинен тяжкий вред здоровью человека. Нарушение правил, повлекшее смерть человека, наказывается принудительными работами либо лишением свободы на срок до 5 лет с запретом на занятие определенными видами деятельности. В случае смерти двух и более лиц срок лишения свободы может достигнуть 7 лет.

        Итак, независимо от того, какую схему подтверждения соответствия вы выбрали, следует обратиться за помощью в сертификационный центр, аккредитованный в области пожарной безопасности. Эксперты органа сертификации помогут не только правильно выбрать схему подтверждения соответствия, но и получить документ в кратчайшие сроки.

        Где приобрести сертифицированную продукцию для обеспечения пожаробезопасности?

        Как не ошибиться в выборе торговой организации и производителя, если вы не специалист в обеспечении противопожарной безопасности? Рассказывает Павел Иосифович Пасюков, генеральный директор ООО «Магазин 01»:

        «Приобретение пожарного оборудования может оказаться срочным делом, так как законодательство часто меняется, ответственность за его нарушение растет, а на рынке представлены отнюдь не только сертифицированные товары. Суета может усугубить ситуацию, поэтому разумнее всего прибегнуть к помощи экспертов.

        Торговая сеть пожарного оборудования «Магазин 01» была создана в 2003 году и сегодня предлагает уже более 3500 наименований сертифицированной продукции противопожарного назначения. К вашим услугам 10 розничных магазинов в Москве и Московской области. Вы также можете приобрести товары непосредственно со склада и воспользоваться услугами технического обслуживания или перезарядки огнетушителей (на что требуется разрешение МЧС РФ). Наши специалисты тщательно отбирают и продукцию, и поставщиков. Также мы предлагаем изделия собственного производства. Консультацию по обеспечению пожарной безопасности вы можете получить как по телефону, так и с выездом нашего сотрудника к вам на объект. Производится доставка и монтаж приобретенной продукции. У нас есть дисконтный отдел, проводятся акции, так что вы всегда сможете приобрести необходимые товары на выгодных условиях».