К вопросу о сущности, структуре и назначении бухгалтерской (финансовой) отчетности Текст научной статьи по специальности « Экономика и экономические науки»

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Рыбянцева Мария Сергеевна

В данной статье рассматриваются подходы к определению сущности бухгалтерской (финансовой) отчетности, ее видам, а также требованиям, предъявляемым к учетной информации

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Рыбянцева Мария Сергеевна,

CONCERNING THE ESSENCE, THE STRUCTURE AND THE PURPOSE OF FINANCIAL REPORTS

In the article, several approaches to the definition of the essence and aspects of financial reports are considered. Main demands to accounting information are researched

Текст научной работы на тему «К вопросу о сущности, структуре и назначении бухгалтерской (финансовой) отчетности»

К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ, СТРУКТУРЕ И НАЗНАЧЕНИИ БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ

Рыбянцева Мария Сергеевна

к.э.н., доцент кафедры теории бухгалтерского

Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия

Ключевые слова: БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ, НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ

CONCERNING THE ESSENCE, THE STRUCTURE AND THE PURPOSE OF FINANCIAL REPORTS

Rybiantseva Maria Sergeevna Can.Econ.Sci., associate professor of the accounting theory sub-faculty

Kuban State Agrarian University,

Keywords: FINANCIAL REPORTS, NORMATIVE CONTROL, DEMANDS TO ACCOUNTING INFORMATION

Процесс обобществления труда приводит к получению некоторого результата деятельности, интересующего определенный круг лиц (пользователей финансовой информации). Для их информирования составляется отчетность, целесообразность которой проявляется на стадии отрыва управленца и исполнителя от собственника факторов производства. Состав и содержание представляемой информации непрерывно реформируется в соответствии с изменениями экономических условий.

В настоящее время в российской учетной системе юридически закреплено свое представление об отчетности. В Федеральном Законе «О бухгалтерском учете» определено, что бухгалтерская отчетность — это единая система учетных данных об имуществе, обязательствах, а также результатах хозяйственной деятельности, составляемых на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам [18]. Из этого определения следует, что данные, отраженные в бухгалтерской отчетности, по существу представляют особый вид учетных записей, являющихся извлечением из текущего учета итоговых данных о состоянии и результатах деятельности организации (хозяйствующего субъекта) за определенный период.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность признается логическим завершением учетных процедур. В российских нормативных документах определены понятие бухгалтерской отчетности, ее структура, содержание форм, предъявляемые требования, а также указаны внутренние и внешние пользователи.

Помимо рассмотренных определений бухгалтерской (финансовой) отчетности имеются и другие, но все они в большей или меньшей степени отражают единые признаки финансовой отчетности, которые указывают на то, что это:

— структурированное представление финансового положения и операций, осуществленных компанией;

— система показателей, характеризующая результаты хозяйственной деятельности за отчетный период;

— совокупность различных форм отчетов, содержащих информацию, которая отражает отдельные составляющие деятельности организации используется ее пользователями для принятия деловых инвестиционных и управленческих решений.

Финансовая отчетность как информационный инструмент эволюционировала в течении нескольких веков, развиваясь в направлении усложнения своего состава и структуры.

Современные исследователи классифицируют отчетность по следующим признакам (рисунок 1):

1) периодичности: годовая и промежуточная;

Годовая отчетность составляется по окончании года и характеризует все аспекты деятельности организации за финансовый год.

Промежуточная отчетность составляется на внутригодовую дату нарастающим итогом с начала отчетного года, включает месячную и квартальную бухгалтерскую отчетность.

Понятие промежуточной отчетности закреплено в Федеральном законе «О бухгалтерском учете» [18].

Рисунок 1 — Классификация отчетности по ряду признаков

2) охвату: индивидуальная, сводная, консолидированная;

Понятия индивидуальной и консолидированной отчетности закреплено в Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности РФ на среднесрочную перспективу [9], а сводной отчетности — в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

Индивидуальная бухгалтерская отчетность предназначена для:

— выявления конечного финансового результата деятельности хозяйствующего субъекта — чистой прибыли (убытка) и распределения ее между собственниками;

— представления в надзорные органы;

— выявления признаков банкротства хозяйствующих субъектов;

— формирования единой государственной базы статистического наблюдения и макроэкономических показателей;

— использования в управлении хозяйствующим субъектом, судопроизводстве и при налогообложении;

Главная задача при составлении индивидуальной бухгалтерской отчетности — обеспечение гарантированного доступа заинтересованных пользователей к качественной, надежной и сопоставимой персонифицированной информации о хозяйствующих субъектах.

Индивидуальная бухгалтерская отчетность как элемент метода бухгалтерского учета выполняет две функции:

— информационную (характеризует финансовое положение и финансовый результат деятельности хозяйствующего субъекта);

— контрольную (обеспечивает системный контроль правильности и точности данных бухгалтерского учета при завершении каждого учетного цикла).

Сводная бухгалтерская отчетность составляется в случае наличия у организации дочерних и зависимых обществ (помимо собственного бухгалтерского отчета).

Федеральные министерства и другие федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации составляют сводную годовую бухгалтерскую отчетность по унитарным предприятиям, а также отдельно сводную бухгалтерскую отчетность по акционерным обществам (товари-

ществам), часть акций (долей, вкладов) которых закреплена в федеральной собственности (независимо от размера доли).

Сводная годовая бухгалтерская отчетность федеральных министерств и других федеральных органов исполнительной власти представляется Министерству финансов Российской Федерации, Министерству экономики Российской Федерации и Государственному комитету Российской Федерации по статистике:

— по унитарным предприятиям — не позднее 25 апреля следующего за отчетным года;

— по акционерным обществам (товариществам), часть акций (долей, вкладов) которых закреплена в федеральной собственности (независимо от размера доли) — не позднее 1 августа следующего за отчетным года.

В последнее время сводную отчетность все чаще называют консолидированной.

Консолидированная финансовая отчетность предназначена для характеристики финансового положения и финансового результата деятельности группы хозяйствующих субъектов, основанной на отношениях контроля.

Консолидированная финансовая отчетность выполняет исключительно информационную функцию и представляется заинтересованным внешним пользователям.

Главная задача в области консолидированной финансовой отчетности заключается в обеспечении гарантированного доступа заинтересованным пользователям к качественной, надежной и сопоставимой информации о группе хозяйствующих субъектов (Концепция).

3) назначению: управленческая, бухгалтерская, статистическая, налоговая, другие виды.

Управленческая отчетность предназначена для использования в управлении хозяйствующим субъектом (руководством, другим управленческим персоналом). Содержание, периодичность, сроки, формы и порядок ее составления определяются самостоятельно хозяйствующим субъектом.

Главная задача в области управленческой отчетности заключается в широком распространении передового опыта ее организации и использования в управлении хозяйствующим субъектом.

Статистическая отчетность — система показателей, представляемых организациями согласно методикам, разработанным Федеральной службой государственной статистики, с целью формирования обобщенных макроэкономических данных.

Главная задача в области статистической отчетности заключается в отражении и изучении отдельных сторон деятельности организации и обеспечении возможности формирования достоверной информации в отраслевом и региональном разрезах.

Налоговая отчетность (налоговые декларации) предназначена для фискальных целей и обязательна для составления хозяйствующими субъектами, круг которых установлен налоговым законодательством. Налоговая отчетность должна составляться на основе информации, формируемой в бухгалтерском учете, путем корректировки ее по правилам налогового законодательства [9].

Главная задача в области налоговой отчетности заключается в снижении затрат на ее формирование путем существенного приближения правил налогового учета к правилам бухгалтерского учета.

4) по срокам составления: вступительная, текущая, заключительная.

Вступительная отчетность составляется в момент организации компании (на дату ее государственной регистрации).

Текущая отчетность формируется периодически в течение всего времени функционирования организации.

Заключительная бухгалтерская отчетность составляется на дату завершения деятельности хозяйствующего субъекта (на день, предшествующий дате внесения в реестр соответствующей записи реорганизуемой организацией, прекращающей свою деятельность).

5) варианту представления: сокращенному; стандартному; продвинутому (множественному) (рисунок 2);

Сокращенный вариант используется субъектами малого предпринимательства и некоммерческими (кроме бюджетных) организациями, предполагает упрощенный перечень форм.

Стандартный вариант применяется средними и крупными коммерческими организациями и подразумевает формирование форм, составляемых в рамках годовой бухгалтерской отчетности.

Множественный вариант используется крупнейшими коммерческими организациями и предполагает значительное усложнение и дифференцирование стандартных отчетных форм.

Рисунок 2 — Варианты представления финансовой отчетности

6) нормативной базе: составленная на основе МСФО, ГААП, российских нормативных документов.

Методики формирования финансовой отчетности в России отражены в значительном количестве нормативных документов. При рассмотрении российской системы нормативного регулирования следует выделить четыре основных уровня (рисунок 3):

— первый — основополагающий или базисный — отражает границы и основные принципы функционирования правового поля, в котором функционируют хозяйствующие субъекты;

Рисунок 3 — Уровни нормативного регулирования учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности в Российской Федерации

К данному уровню относятся кодексы (Гражданский, Налоговый, Трудовой и др.), федеральные законы (например, федеральный закон «О бухгалтерском учете»), указы Президента и Постановления Правительства.

— второй — регламентирующий — раскрывает основные методики ведения бухгалтерского учета отдельных объектов учета и операций, формирования показателей бухгалтерской отчетности;

На втором уровне представлены положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), положения которых регулярно пересматриваются в направлении сближения с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). В настоящее время действует двадцать одно положение по бухгалтерскому учету.

— третий — поясняющий — включает нормативные документы, детализирующие методики, описанные в документах второго уровня;

К третьему уровню относятся План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению, различные методические рекомендации и указания (например, Методические указания по бухгалтерскому учету материальнопроизводственных запасов).

— четвертый — детализирующий — включает документы, отражающие преломление учетных методик в соответствии со спецификой конкретной организации.

В частности, к четвертому уровню относятся: приказ организации «Об учетной политике в целях бухгалтерского учета и налогообложения», рабочий план счетов организации и др.

Основными нормативными документами, регламентирующими порядок формирования бухгалтерской отчетности организации в России, считаются:

— Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ;

— Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организаций» (ПБУ 4/99), утвержденное приказом Минфина РФ от 06 июля 1999 г. № 34н;

— Приказ Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 02 июля 2010 г. № 66н и др.

Тем не менее, на методики формирования бухгалтерской отчетности влияют, в той или иной степени, все нормативно-правовые документы, регламентирующие ведение бухгалтерского учета в Российской Федерации.

Годовая бухгалтерская отчетность включает следующие формы:

1) бухгалтерский баланс, характеризующий финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату;

2) отчет о прибылях и убытках, отражающий финансовые результаты деятельности организации за отчетный период;

3) приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, раскрывающие сведения, относящиеся к учетной политике организации, и обеспечивающие пользователей дополнительными данными, которые необходимы для реальной оценки финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и изменений в ее финансовом положении;

Читайте так же:  Лицензия майнкрафт с полным доступом за 20 рублей

Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках раскрывают информацию в виде отдельных отчетных форм:

— отчета об изменениях капитала, раскрывающего данные о величине капитала на начало и конец отчетного периода, об увеличении и уменьшении капитала с указанием причин;

— отчета о движении денежных средств, отражающего информацию о движении денежных средств в отчетном периоде (наличии, поступлении и

расходовании денежных средств в организации) в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности;

— пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.

4) аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

Если организация самостоятельно приняла решение о проведении аудита бухгалтерской отчетности, аудиторское заключение также может быть включено в состав бухгалтерской отчетности.

Промежуточная бухгалтерская отчетность включает только бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках.

Описанный выше перечень форм, представляемый в рамках годовой бухгалтерской отчетности, характерен для стандартного варианта ее представления.

В то же время, в зависимости от размера организации (как было упомянуто выше), отчетность может быть представлена по сокращенному (упрощенному) и продвинутому (множественному) вариантам.

По сокращенному варианту бухгалтерскую отчетность могут представлять субъекты малого предпринимательства, некоммерческие организации и общественные организации (объединения).

Продвинутый (множественный) вариант предусматривается для коммерческих организаций, относящихся к группе крупнейших и крупных, осуществляющих несколько видов деятельности. В этом случае целесообразно вместо одной формы, прилагающейся к балансу, представлять показатели отдельных ее разделов в виде самостоятельных форм отчетности.

Продвинутый вариант отличается от стандартного большей детализации материала.

Современная отчетность развивается по пути сокращения доли предприятий, составляющих отчетность по типовому варианту. Это вызвано тем, что по мере развития рыночных инструментов возникает потребность в дополнительной информации, в расширении состава цифровых и текстовых данных. Все большее число средних предприятий предпочитает составлять финансовую отчетность по продвинутому варианту. В то же время, крупнейшие предприятия, выходящие на рынки иностранного капитала, для удовлетворения информационных потребностей зарубежных партнеров и инвесторов составляют отчетность по МСФО.

Российская финансовая отчетность развивается по пути выделения различных вариантов представления отчетности в зависимости от размера предприятий и информационных потребностей пользователей. Разработка вариантов представления отчетности позволит удовлетворять растущие потребности пользователей в условиях развития новых рыночных инструментов.

Финансовая отчетность формируется на основании данных бухгалтерского учета, поэтому ее информативность зависит от достоверности и полноты представленной в учетной системе информации.

Система нормативного регулирования устанавливает многоступенчатую систему требований к формированию показателей бухгалтерской отчетности путем регламентирования (рисунок 4):

— общих требований к ведению бухгалтерского учета;

— подходов к формированию учетной политики (допущений и требований);

— правил и требований к составлению финансовой отчетности.

Общие требования к ведению бухгалтерского учета

Применение двойной записи

Принцип денежного измерения

Принцип имущественной обособленности

Непрерывность ведения учета

Целостность и полнота отражения операций

Подход к учету текуших и капитальных затрат

Допущения и требования при формировании учетной политики

Последовательность применения учетной политики

Временная определенность фактов хозяйственной деятельности

Приоритет содержания перед формой

Основные правила составления и представления финансовой отчетности

Принцип отчетного периода

Требование правильного оформления отчетности

Полнота и достоверность информации

Сопоставимость данных отчетности

Открытость и публичность финансовой отчетности

Рисунок 4 — Требования, предъявляемые к учетной информации согласно российским нормативным документам

Общие требования к ведению бухгалтерского учета заключаются в следующем [18]:

1. Применение двойной записи;

Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций (фактов хозяйственной деятельности) путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета.

2. Принцип денежного измерения;

Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций (фактов хозяйственной деятельности) ведется в валюте РФ — в рублях. В учете отражается информация, представленная в денежном выражении.

3. Принцип имущественной обособленности;

Имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации.

4. Непрерывность ведения учета.

Бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации [18].

5. Целостность и полнота отражения операций.

Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий.

6. Составление оправдательных документов.

Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Документирование имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности осуществляется на русском языке.

7. Подход к учету текущих и капитальных затрат.

В бухгалтерском учете организации текущие затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг и затраты, связанные с капитальными и финансовыми вложениями, учитываются раздельно.

При формировании учетной политики предполагается соблюдение допущений и требований. В ПБУ 1/2008 выделяются следующие допущения:

— имущественной обособленности (активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций);

— непрерывности деятельности (организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности

и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке);

— последовательности (принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому. Изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства Российской Федерации, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности) [18];

— временной определенности фактов хозяйственной деятельности (факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами).

Учетная политика организации должна обеспечивать выполнение требований:

— полноты (полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности);

— своевременности (своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности);

— осмотрительности (большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов);

— приоритета содержания перед формой (отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования);

— непротиворечивости (тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца);

— рациональности (рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации).

Основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности [18]:

1. Принцип отчетного периода.

Организация должна составлять бухгалтерскую отчетность за отчетный период — месяц, квартал и год — нарастающим итогом с начала отчетного года.

Отчетный период — период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность.

Отчетная дата — дата, по состоянию на которую организация должна составлять бухгалтерскую отчетность.

Отчетным годом считается период с 1 января по 31 декабря календарного года включительно.

Первым отчетным годом для вновь созданной либо реорганизованной организации считается период со дня ее государственной регистрации по 31 декабря включительно, а для организации, вновь созданной после 1 октября (включая 1 октября), — с даты государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно.

Данные о фактах хозяйственной деятельности, проведенных до государственной регистрации вновь созданной организации, включаются в ее бухгалтерскую отчетность за первый отчетный год.

Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода.

Организации обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в течение 90 дней по окончании года, а квартальную — в течение 30 дней по окончании квартала.

В пределах указанных сроков конкретная дата представления бухгалтерской отчетности устанавливается учредителями (участниками) организации или общим собранием. При этом годовая бухгалтерская отчетность должна представляться не ранее 60 дней по окончании отчетного года.

2. Требование правильного оформления отчетности:

а) бухгалтерская отчетность должна быть составлена на русском языке и в валюте Российской Федерации;

б) бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером организации;

В организациях, где бухгалтерский учет ведется на договорных началах специализированной организацией (централизованной бухгалтерией) или бухгалтером-специалистом, бухгалтерская отчетность подписывается руководителем организации и руководителем специализированной организации (централизованной бухгалтерии) либо специалистом, ведущим бухгалтерский учет [18].

в) в формах бухгалтерской отчетности не должно быть никаких подчисток и помарок;

г) при отражении данных в бухгалтерской отчетности следует иметь в виду, что если показатель должен вычитаться или имеет отрицательное значение, то в бухгалтерской отчетности этот показатель показывается в

круглых скобках (непокрытый убыток, себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, убыток от продаж, проценты к уплате, прочие расходы, уменьшение капитала, направление денежных средств, выбытие основных средств и пр.);

д) не допускается зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен правилами, установленными нормативными правовыми актами;

е) бухгалтерский баланс должен включать числовые показатели в нетто-оценке, т.е. за вычетом регулирующих величин, которые должны раскрываться в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках;

ж) статьи бухгалтерской отчетности, составляемой за отчетный год, должны подтверждаться результатами инвентаризации активов и обязательств.

3. Полнота и достоверность информации.

В бухгалтерскую отчетность должны включаться показатели, необходимые для формирования достоверного и полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.

Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету (что подразумевает отражение существенных показателей).

Показатель считается существенным, если его нераскрытие может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации. Решение организацией вопроса, является ли данный показатель существенным, зависит от оценки показателя, его характера, конкретных обстоятельств возникновения. Организация может принять решение, когда существенной признается сумма,

отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее пяти процентов (количественный критерий существенности).

Требование полноты предоставления информации отражает также необходимость включения в бухгалтерскую отчетность организации показателей деятельности филиалов, представительств и иных структурных подразделений, в том числе выделенных на отдельные балансы.

Читайте так же:  Договор на оказание услуг на бурение скважин

4. Нейтральность информации.

При формировании бухгалтерской отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в ней, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими.

Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий.

5. Сопоставимость данных отчетности.

Содержание и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, других отчетов и приложений применяются последовательно от одного отчетного периода к другому.

Изменение принятых содержания и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним допускается в исключительных случаях, например, при изменении вида деятельности [18].

Если данные за период, предшествующий отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период, то первые из названных данных подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету [18].

6. Открытость и публичность финансовой отчетности.

Годовая бухгалтерская отчетность организации является открытой

для заинтересованных пользователей: учредителей (участников), банков,

инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и др., которые могут знакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью и получать ее копии с возмещением затрат на копирование.

Публичность бухгалтерской отчетности заключается в ее опубликовании в газетах и журналах, доступных пользователям бухгалтерской отчетности, либо распространении среди них брошюр, буклетов и других изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность, а также в ее передаче территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организации для предоставления заинтересованным пользователям.

Организация обязана представить бухгалтерскую отчетность по одному экземпляру (бесплатно) органу государственной статистики и в другие адреса, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в сроки, установленные законодательством Российской Федерации.

Дополнительными адресатами представления годовой бухгалтерской отчетности являются: финансовые органы и финансовые управления; таможенные органы; правоохранительные органы; банки (при наличии соответствующего пункта в договоре) и др.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, организация публикует бухгалтерскую отчетность вместе с итоговой частью аудиторского заключения.

Публикация бухгалтерской отчетности производится не позднее 1 июня года, следующего за отчетным, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Бухгалтерская отчетность может быть представлена пользователю организацией непосредственно или передана через ее представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.

Днем представления организацией бухгалтерской отчетности считается дата отправки почтового отправления с описью вложения или дата ее

отправки по телекоммуникационным каналам связи либо дата фактической передачи по принадлежности.

Если дата представления бухгалтерской отчетности приходится на нерабочий (выходной) день, то сроком представления бухгалтерской отчетности считается первый следующий за ним рабочий день.

Подводя итог приведенным выше принципам, правилам и требованиям можно сделать вывод о том, что российская система требований не обладает четкой структурой. Следует отметить меньшую проработанность российских положений по сравнению с международными аналогами, не сформулирован ряд характеристик информации, отраженных в МСФО.

Нечеткость законодательной базы по этому вопросу можно считать следствием неразвитости рыночных отношений в России. В то же время, данная проблема приводит к более низкому уровню информативности российской отчетности.

Реформирование российской учетной системы должно сопровождаться разработкой системы потребностей различных пользователей с целью выявления наиболее приоритетных качественных характеристик финансовой информации.

1 Алборов Р. А. Принципы и основы бухгалтерского учета: учеб. пособие /Р.А. Алборов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2008. — 344 с.

2 Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учеб. пособие / Под ред. проф. В. Д. Новодворского.- М.: ИНФРА-М, 2009. — 464 с.

3 Бухгалтерская (финансовая) отчетность: учеб. пособие / под ред. проф. Я. В. Соколова. — М.: Магистр, 2009. — 479 с.

4 Вахрушина М. А. МСФО: учебное пособие / М. А. Вахрушина, Л. А. Мельникова. -М.: Омега-Л, 2009. — 571 с.

5 Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая и вторая): [принят Гос. Думой 21 окт. 1994 г.] — М.: Приор, 2008. — 186 с.

6 Домбровская Е. Н. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: учеб. пособие /Е.Н. Домбровская: М.: ИНФРА-М, — 2008. — 279 с.

7 Заббарова О. А. Бухгалтерская (финансовая) отчетность организации: учеб. пособие / О. А. Заббарова. — М.: Эксмо, 2009. — 320 с.

8 Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет: учеб. пособие / Н. П. Кондраков. — 5-е изд.,

перераб. и доп. — М: ИНФРА-М, 2008. — 717 с.

9 Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу. Одобрена Приказом Минфина РФ от 01.07. 2004 г. № 180.

10 Кукукина И. Г. Учет и анализ банкротства: учеб. пособие / И. Г. Кукукина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2008. — 304 с.

11 Кутер М. И. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Бухгалт. учет, анализ и аудит» / М. И. Кутер, Н. Ф. Таранец, И. Н. Уланова. -М.: Финансы и статистика, 2006.- 232 с.

12 Малый экономический словарь: 12000 терминов / Под ред. А. Н. Азрилияна. — М.: Институт новой экономики, 2004. — 1084 с.

13 Международные стандарты финансовой отчетности: учебник / В. Т. Чая, Г. В. Чая: Под ред. В. Т. Чая и Н. А. Боноевой. — 2-е изд., перераб. и доп.- М.: КНОРУС, 2008. — 304 с.

14 Международные стандарты финансовой отчетности: учебник / под ред. проф. В. Г. Гетьмана. — М.: Финансы и статистика, 2009.- 656 с.

15 Налоговый кодекс Российской Федерации — часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (с изм. и доп.) и часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ

16 Нидлз Д. Принципы бухгалтерского учета / Д. Нидлз, Х. Андерсон, Д. Колдуэлл. -М.:ФИС, 2003. — 496 с.

17 План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации. Инструкция по его применению.- Новороссийск: Сиб. унив. изд-во, 2009. -96 с.

18 Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ 1-23). Федеральный закон «О бухгалтерском учете». Положение о главных бухгалтерах. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. — 176 с.

19 О формах бухгалтерской отчетности организаций: приказ Минфина РФ от 02 июля 2010 г. № 66н.

Домбровская Е.Н. Бухгалтерская (финансовая) отчетность (2008)

Бухгалтерская (финансовая) отчетность

Рекомендовано Учебно-методическим объединением вузов по образованию в области финансов, учета

и мировой экономики в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальностям

080105 Финансы и кредит,

080102 Мировая экономика,

080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит

Москва ИНФРА-М 2008

УДК 657(075.8) ББК 65.052я73 Д66

Д 66 Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 279 с. — (Высшее образование).

В пособии рассмотрены концептуальные основы бухгалтерской (финансовой) отчетности в РФ и в международной практике, содержание и методика составления отчетных форм и пояснительной записки в коммерческих и некоммерческих организациях. Изложен порядок представления и публикации бухгалтерской (финансовой) отчетности. Представлены структуры консолидированной и сегментарной отчетности, а также методы и этапы трансформации российской отчетности в отчетность, соответствующую международным стандартам.

Учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

Для студентов экономических специальностей, аспирантов, преподавателей вузов, практикующих бухгалтеров, экономистов, руководителей. Может быть использовано в качестве учебного пособия по программе подготовки профессиональных бухгалтеров.

© Домбровская Е.Н., 2007

В рыночной экономике бухгалтерская отчетность играет весьма важную роль, поскольку выступает в качестве одного из основных источников информации для многих групп ее пользователей. Содер­ жание и структура бухгалтерской отчетности в последние годы пре­ терпели существенные изменения. Отчетность приблизилась по сво­ им параметрам к международным требованиям, но процесс ее совер­ шенствования как на отечественном, так и международном уровнях носит перманентный характер. Вопросы реформирования бухгалтер­ ской отчетности постоянно обсуждаются на российских и междуна­ родныхконгрессахбухгалтеровидругихпрофессиональныхфорумах. Речь идет прежде всего о создании эффективной системы отчетных данных, позволяющих пользователям получать всю необходимую по количественным и качественным параметрам информацию.

Рассмотрение вопросов формирования и использования бух­ галтерской (финансовой) отчетности является весьма значимым при подготовке специалистов в области управления и в первую очередь в области бухгалтерского учета.

Учебное пособие «Бухгалтерская (финансовая) отчетность» по­ строено в соответствии с требованиями Государственного образо­ вательного стандарта высшего профессионального образования. Материал включает изложение теоретических основ формирова­ ния бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также методологию составления отчетных форм.

Учебное пособие состоит из 15 глав, практикума (24 задания) и списка литературы (50 наименований).

В главах 1–3 рассматриваются общие вопросы финансовой от­ четности, а также процедуры, предшествующие ее составлению. Раскрывается содержание понятия «Бухгалтерская (финансовая) отчетность»; ее назначение, состав, виды и требования, предъяв­ ляемые к ней; порядок нормативного регулирования финансовой отчетности в России; правила оценки отдельных ее статей; дей­ ствующие положения по инвентаризации имущества и обяза­ тельств; последовательность закрытия отдельных счетов в конце отчетного периода.

В главах 4–9 раскрыто содержание и описан порядок составле­ ния отдельных форм бухгалтерской отчетности, в частности бух­

галтерского баланса, отчетов о прибылях и убытках, об изменении капитала, о движении денежных средств, о целевом использовании полученных средств, а также формирование приложений к бухгал­ терскому балансу.

В 10-й главе изложен материал, относящийся к пояснительной записке, представляющей аналитическую часть бухгалтерской от­ четности. Указаны ее функции и задачи, а также требования к структуре отчетности, а именно к общей ее части, и отдельно —

к разделу, содержащему расшифровки и текстовые пояснения ин­ формации в различных формах бухгалтерской отчетности.

В главе 11 описан порядок представления и публикации бухгал­ терской отчетности, действующий в России.

В главе 12 рассмотрены ошибки при составлении бухгалтерской отчетности, приведена их классификация и порядок исправле­ ния.

В главах 13–15 в сжатом виде изложены отдельные аспекты, связанные с вопросами составления консолидированной бухгал­ терской финансовой отчетности и сегментарной отчетности орга­ низации, а также трансформации бухгалтерской отчетности рос­ сийских организаций в отчетность, составляемую по международ­ ным стандартам.

После каждой главы даны контрольные вопросы и тесты для самопроверки знания студентов. Также в учебном пособии приве­ ден комплекс заданий для самостоятельной работы.

Глава1 Концепции бухгалтерской

(финансовой) отчетности в России

и международной практике

1.1. Понятие, назначение и содержание бухгалтерской отчетности

В условиях рыночных отношений резко возрастает значение достоверной и объективной бухгалтерской отчетности, так как ана­ лиз ее показателей позволяет определить истинное имущественное

Читайте так же:  Договор найма жилого помещения правовая характеристика

и финансовое положение организации.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность — это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности, формируемая на ос­ нове данных бухгалтерского (финансового) учета.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность позволяет оценить об­ щую стоимость имущества, стоимость иммобилизованных и мо­ бильных средств, материальных оборотных средств, величину соб­ ственных и заемных источников средств организации.

По данным бухгалтерской (финансовой) отчетности устанав­ ливается излишек или недостаток источников средств для фор­ мирования оборотных фондов организации, то есть определяется обеспеченность организации собственными и заемными источ­ никами.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность дает возможность оце­ нить кредитоспособность организации, то есть способность пол­ ностью и своевременно рассчитываться по обязательствам.

Бухгалтерская отчетность является информационной базой финансового анализа, результаты которого используются для управления финансово-хозяйственной деятельностью органи­ зации, для оценки эффективности деятельности ее руководства, для выбора направлений инвестирования капитала. Финансо­ вый анализ может выступать в качестве инструмента прогнози­ рования отдельных показателей и финансовой деятельности в целом.

Составление бухгалтерской (финансовой) отчетности — одна из стадий бухгалтерского (финансового) учета, который вклю­ чает:

1) документирование различных хозяйственных фактов;

2) классификацию учетных данных и отражение на счетах бух­ галтерского учета — в учетных регистрах и Главной книге;

3) формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности;

4) анализ деятельности организации, результаты которого ис­ пользуются для принятия различных управленческих решений.

Посредством бухгалтерской (финансовой) отчетности реализу­ ется основная задача бухгалтерского учета — формирование пол­ ной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении и представление этой информации внутренним и внешним пользователям.

Для удовлетворения общих потребностей заинтересованных пользователей бухгалтерская отчетность содержит информацию о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.

Финансовое положение организации определяется существу­ ющими в ее распоряжении ресурсами, структурой источников этих ресурсов, ликвидностью и платежеспособностью организации, а также ее способностью адаптироваться к изменениям в среде функ­ ционирования.

Информация о финансовых результатах деятельности орга­ низации требуется, чтобы оценить потенциальные изменения в ресурсах, которые организация будет контролировать в буду­ щем, прогнозировать способность генерировать денежные по­ токи на основе имеющихся ресурсов, обосновать эффектив­ ность, с которой организация может использовать дополнитель­ ные ресурсы.

Информация об изменениях финансового положения органи­ зации дает возможность оценить ее инвестиционную, финансовую

и операционную деятельность в отчетном периоде.

Информация о финансовом положении формируется главным образом в виде бухгалтерского баланса. Информация о финансо­ вых результатах деятельности организации отражается показате­ лями отчета о прибылях и убытках. Информация об изменениях в финансовом положении организации обеспечивается данными отчета о движении денежных средств.

Полнота информации о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях ее финан­

сового положения обеспечивается единством указанных отчетов, а также соответствующими дополнительными данными.

1.2. Стандартизация бухгалтерской (финансовой) отчетности в международной практике

Концептуальные основы формирования бухгалтерской отчет­ ности существуют практически во всех странах. Например, в США действуют положения о концепциях финансового учета, в Велико­ британии — положения о принципах. В Международных стандар­ тах финансовой отчетности концептуальные основы сформулиро­ ваны в главе «Принципы», которая предшествует изложению самих международных стандартов. В России принципы составления бух­ галтерской отчетности изложены в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике; кроме этого, ряд принципов провоз­ глашен в некоторых законодательных и нормативных актах.

Как известно, актуальной проблемой развития бухгалтерского учета в России является сближение его с практикой, принятой в странах с рыночной экономикой. Сближение с мировой практикой ведения бухгалтерского учета — необходимое условие для актив­ ного вхождения России в международные рынки капитала. Из всех зарубежных моделей бухгалтерского учета в качестве ориентира для отечественного учета выбраны международные стандарты финан­ совой отчетности (МСФО). Этот выбор законодательно закреплен постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. № 283, которым утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандар­ тами финансовой отчетности. В результате выполнения этой про­ граммы в настоящее время в России уже многое сделано для пере­ хода на принятую в международной практике систему учета и от­ четности, в частности в применении принципов составления бухгалтерской отчетности. Тем не менее до сих пор данные, состав­ ленные по российским правилам, и данные, подготовленные в со­ ответствии с МСФО, существенно различаются. В связи с этим особое значение имеет изучение основных принципов построения зарубежной отчетности.

Можно выделить несколько моделей (систем) бухгалтерского учета и отчетности, объединяющих страны с общими подходами к организации и методологии бухгалтерского учета и отчетности.

1. Англосаксонская модель. По этой модели работают в США, Канаде, Мексике, Великобритании и ее бывших колониях (Авс­

тралии, Новой Зеландии, Южной Африке). Для этих стран харак­ терна ориентация на интересы таких пользователей, как инвесторы

и акционеры, а также наличие развитого рынка ценных бумаг, вли­ яющего на требование качества бухгалтерской отчетности. В этих странах государственное регулирование бухгалтерского учета от­ сутствует или незначительно. Учет и отчетность регламентируются стандартами, разрабатываемыми независимыми профессиональ­ ными учетными организациями. Высоко развита система подго­ товки учетных кадров, выходящая далеко за пределы националь­ ных границ.

2. Континентальная , или европейская, модель. Объединяет Гер­ манию, Францию, Италию, Бельгию, Швейцарию и другие страны. Основными чертами этой модели являются: сильное воздействие законодательства на регулирование учета; тесная связь учета и на­ логообложения; ориентация на государственные нужды; более слабое развитие профессиональных организаций, выполняющих консультативную роль.

3. Латиноамериканская модель. По этой модели работают Бра­ зилия, Аргентина, Чили, Перу и другие страны, для которых харак­ терны высокие темпы инфляции и государственное регулирование многих учетных вопросов.

4. Прочие модели. Международные стандарты финансовой от­ четности стали разрабатываться исходя из потребностей трансна­ циональных корпораций. Имея дочерние предприятия, филиалы

и представительства на территории нескольких государств, такие корпорации столкнулись с существенными различиями в порядке ведения бухгалтерского учета, в налоговом законодательстве, оцен­ ке средств в балансе. Несопоставимость отчетных данных и недо­ статочная прозрачность отчетности не давали возможности вы­ явить подлинное финансовое положение партнеров по бизнесу в разных странах.

Для гармонизации и унификации учетной теории и практики в 1973 г. профессиональными бухгалтерскими организациями был со­ здан Совет по международным стандартам финансовой отчетности

(СМСФО). В настоящее время в нем участвуют более 100 професси­ ональных бухгалтерских объединений и ассоциаций из 76 стран. Это независимая, неправительственная организация.

Основные задачи СМСФО:

• разрабатывать и публиковать учетные стандарты, которые должны приниматься во внимание при составлении фи­ нансовой отчетности;

• способствовать распространению этих стандартов, их при­ нятию и соблюдению на международном уровне;

• осуществлять работу по совершенствованию и гармониза­ ции национальных стандартов и процедур составления от­

На мировом уровне Совет — единственная официально при­ знанная организация, выпускающая стандарты финансовой отчет­ ности.

Процедура разработки и выпуска стандартов состоит из не­ скольких этапов и занимает примерно три года.

Каждый стандарт содержит:

• задачи и концепции;

• круг охватываемых проблем;

• критерии применения данного стандарта;

• базы оценки и методы учета;

• способ раскрытия информации и пояснения.

Процесс внедрения стандартов длительный и трудный. Это свя­ зано в том числе и с отсутствием у Совета юридически директив­ ных полномочий. Поэтому международные стандарты носят лишь рекомендательный характер.

Внедрение стандартов может проводиться по-разному:

• включением стандарта целиком или отдельных его положе­ ний в национальное законодательство;

• применением его по рекомендациям и под наблюдением национальных бухгалтерских ассоциаций;

• добровольным решением самих организаций следовать предлагаемым нормам.

В Европейском Сообществе процесс гармонизации учета имеет свои особенности, в основе которых:

• характер регулирования (более жесткое через законодатель­ ство);

• неоднозначное понимание роли бухгалтерского учета (Гол­ ландия, Англия и Ирландия ориентированы на собственни­ ков и кредиторов; Германия, Бельгия, Люксембург — на за­ щиту в первую очередь интересов банков; Франция — в ос­ новном на нужды макроэкономического планирования).

Директивы ЕЭС адресованы правительствам стран-участниц и являются для них обязательными, но оставляют за ними свободу выбора решений о конкретных формах и методах включения ди­ ректив в национальное законодательство.

Особенно важны 4-я и 7-я директивы ЕЭС. 4-я директива , при­ нятая в 1978 г., рассматривает вопросы годовой финансовой отчет­ ности: формы и структуру баланса и отчета о прибылях и убытках; содержание примечаний к этим документам. В отчетности даны рекомендации по оценке согласно исторической (первоначальной) стоимости, но при допущении альтернативных методов: периоди­ ческой переоценки, восстановительной стоимости, учета инфля­ ционного фактора. Директива касается также вопросов подготов­ ки отчетов, их публикации и аудита. Правительства стран — членов ЕЭС могут разрешать определенные допущения и отклонения от требований директивы в отношении объема публикуемой инфор­ мации и аудиторского контроля, но не правил оценки.

7-я директива , принятая в 1983 г., посвящена консолидирован­ ной (сводной) отчетности. В ней дано определение экономической группы организаций, охватываемых консолидацией, и раскрыва­ ется понятие контроля как основного критерия группы.

Эти директивы создали основу принятия аналогичных докумен­ тов в отдельных отраслях экономики, например, в 1986 г. была одобрена директива по годовой и консолидированной отчетности банков и других финансовых институтов.

1.3. Пользователи бухгалтерской (финансовой) отчетности

В условиях рыночной экономики любая коммерческая органи­ зация стремится к извлечению экономических выгод. Именно це­ левая направленность является существенной в деловой активно­ сти организации, это же обстоятельство признается важнейшим с точки зрения условий формирования финансовых ресурсов любой организации, ее финансового капитала. Все заинтересованные лица могут быть рассмотрены как потенциальные инвесторы.

Заинтересованными пользователями информации , формирующей­ ся в бухгалтерском учете и отражаемой в бухгалтерской отчетности, считаются лица, имеющие какие-либо потребности в информации об организации, обладающие достаточными познаниями и навы­ ками для того, чтобы понять, оценить и использовать эту инфор­ мацию, а также желающие изучать эту информацию.

Физические и юридические лица, являющиеся пользователя­ ми информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности, условно делятся на две основные группы — внутренние и внеш­ ние (рис. 1.1).