Полномочия контрольных органов по 44 фз

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства экономического развития РФ от 26 апреля 2019 г. № Д28и-1043 “О рассмотрении обращения”

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении норм Федерального закона от 5 апреля 2019 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) и сообщает.

Полномочия органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по контролю в сфере закупок закреплены частью 8 статьи 99 Закона № 44-ФЗ. При этом согласно части 9 Закона № 44-ФЗ такой контроль осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с Законом № 44-ФЗ, Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее — БК РФ) и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации:

В соответствии с пунктом 4 части 27 статьи 99 Закона № 44-ФЗ должностные лица органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, рассматривать дела о таких административных правонарушениях и принимать меры по их предотвращению.

Согласно части 3 статьи 269.2 БК РФ порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местных администраций.

Таким образом, должностные лица органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля при выявлении в ходе проведения контрольных мероприятий признаков административных правонарушений, в том числе предусмотренных частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частью 1 статьи 19.5 и статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП), вправе составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае наделения указанных органов соответствующими полномочиями в установленном БК РФ порядке.

Одновременно обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.

В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Врио директора Департамента
развития контрактной системы
А.А. Галкин

Полномочия органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по контролю в сфере закупок закреплены Законом о контрактной системе. При этом такой контроль осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы в отношении расходов, связанных с закупками, достоверности учета таких расходов и отчетности.

Должностные лица органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля при выявлении в ходе проведения контрольных мероприятий признаков административных правонарушений вправе составлять протоколы и рассматривать дела в случае наделения указанных органов соответствующими полномочиями в установленном БК РФ порядке.

Кто является контрольным органом в сфере закупок?

Контрольный орган в сфере закупок, его функции, полномочия, цели и субъекты, за которыми ведется контроль, четко определяются действующим законодательством. О том, какими нормативно-правовыми актами регулируются перечисленные вопросы, какие органы являются контролирующими и кто еще может контролировать тендерные процедуры, расскажем в статье далее.

Закон № 44-ФЗ о том, кто осуществляет контроль при проведении электронного аукциона

Проведение тендеров регламентируется достаточно большим пластом нормативно-правовых актов. Самым информативным в части контроля процедуры торгов является закон «О контрактной системе в сфере закупок…» от 05.04.2019 № 44-ФЗ (далее — закон № 44-ФЗ). Этот правовой источник раскрывает всю схему контрольных органов, их функции, полномочия, а также обозначает контролируемых субъектов и другие моменты данной проблемы.

Однако назначение конкретного органа в качестве курирующего звена производится в каждом случае соответствующими подзаконными актами. При этом закон № 44-ФЗ выделяет несколько ступеней контроля. Он определяет, что курирующую деятельность могут вести не только властные органы, но и общественные институты или даже обычные граждане. Рассмотрим все эти нюансы подробнее…

Структура системы контроля (контроль финансовым органом, ФАС и т. д.)

Система контроля является трехуровневой и предусматривает его осуществление на федеральном, региональном (на уровне субъектов РФ) и муниципальном уровнях.

  1. На федеральном уровне контроль осуществляют:
    • Федеральная антимонопольная служба (п. 1 ч. 1 ст. 99 закона № 44-ФЗ). При этом в ее компетенцию также входит контроль в области оборонного заказа (п. 2 постановления Правительства РФ «Об определении полномочий…» от 26.08.2019 № 728);
    • Федеральное казначейство (пп. 2, 3 ч. 1 ст. 99 закона № 44-ФЗ) как орган бюджетной системы РФ и орган внутреннего государственного финансового контроля (п. 3 ст. 154, ст. 166.1, п. 3 ст. 265 Бюджетного кодекса РФ);
    • органы управления государственными внебюджетными фондами: ПФ РФ, ФСС РФ и ФОМС РФ (п. 2 ч. 1 ст. 99 Закона № 44-ФЗ, ст. 144 Бюджетного кодекса).
  2. На уровне субъектов Российской Федерации контроль за тендерами для региональных нужд каждого осуществляют органы, которые определяет законодательство конкретного региона.
  3. Кто является контрольным органом в сфере закупокдля муниципальных потребностей, определяется на муниципальном уровне местными правовыми актами.
  4. Виды контроля по субъектам: ведомственный, контроль заказчиком, общественный

    Классифицируя по контролирующим субъектам, закон № 44-ФЗ разделяет все виды контроля на 3 группы:

    1. Ведомственный (ст. 100 закона № 44-ФЗ).
    2. Осуществляемый заказчиком (ст. 101 закона № 44-ФЗ).
    3. Общественный (ст. 102 закона № 44-ФЗ).

    Первый вид мы подробно разобрали выше. Однако к перечисленным органам можно добавить еще такие государственные корпорации, как «Росатом» и «Роскосмос». Ведомственный контроль заключается в наблюдении государственными органами и корпорациями за деятельностью подведомственных им заказчиков.

    Второй тип контроля осуществляется заказчиком (организатором) тендера. Эта функция заключается в курировании поставщика при выполнении им контракта. Также заказчик следит за субподрядчиками и соисполнителями по договору. При этом уровни такого контроля законодателем не ограничены, поэтому заказчик может отслеживать соблюдение норм о торгах на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном).

    Последний способ контроля проводится:

  5. общественными объединениями;
  6. гражданами без какого-либо статуса;
  7. объединениями юридических лиц.
  8. Все эти звенья обладают достаточно большими полномочиями, которые осуществляют от своего имени. Например, они могут:

    • делать запросы у организаторов торгов о проведении тендера;
    • подавать жалобы в контролирующие и правоохранительные органы с целью применения соответствующих мер воздействия к нарушителям;
    • подавать заявления в суд.
    • Таким образом, органов, контролирующих проведение тендеров, достаточно много. Самым главным, постоянным и универсальным ведомством в этой системе можно назвать Федеральную антимонопольную службу РФ. Кроме того, участники торгов могут обращаться и к общественному контролю. Общественные объединения и граждане обладают широким спектром прав — вплоть до обращения в судебные органы за защитой интересов другого лица или нескольких заявителей. Такие возможности даны общественности в том числе с целью недопущения коррупции при проведении торгов.

      Служба контроля Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

      Обзор нарушений (признаков нарушений) в деятельности органов

      государственного финансового контроля, являющихся

      органами (должностными лицами) исполнительной власти

      субъектов Российской Федерации, допущенных при осуществлении

      контроля за соблюдением Федерального закона от 5 апреля 2019 г.

      № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок

      товаров, работ, услуг для обеспечения государственных

      и муниципальных нужд» в 2017 году

      За Федеральным казначейством как за федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с пунктом 3 статьи 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, частью 11.2 статьи 99 Федерального закона от 5 апреля 2019 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) закреплены полномочия по проведению проверок осуществления органами государственного (муниципального) финансового контроля, являющимися органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций) (далее – Орган контроля субъекта Российской Федерации (местной администрации))‚ контроля за соблюдением Закона о контрактной системе (далее – проверка Органа контроля субъекта Российской Федерации (местной администрации)).

      В соответствии с пунктом 74 Плана контрольных мероприятий Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере на 2017 год, согласованного Министром финансов Российской Федерации А.Г. Силуановым 5 декабря 2019 г. и утвержденного руководителем Федерального казначейства Р.Е. Артюхиным 9 декабря 2019 г., письмом Федерального казначейства от
      16 июня 2017 г. № 07-04-05/20-498 выдано поручение управлениям Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации (далее – УФК) провести проверки Органов контроля субъектов Российской Федерации.

      На основании выданного Федеральным казначейством поручения проведено 85 выездных проверок Органов контроля субъектов Российской Федерации и 96 встречных проверок субъектов контроля, в отношении которых Органами контроля субъектов Российской Федерации осуществлены мероприятия по контролю в соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе (далее – Субъект контроля, контроль в сфере закупок), согласно части 27.1 статьи 99 Закона о контрактной системе (далее – встречная проверка).

      В рамках проведения проверок Органов контроля субъектов Российской Федерации изучены следующие вопросы:

      1. Включение Органами контроля субъектов Российской Федерации в программы плановых проверок вопросов по контролю за:

      1) соблюдением требований к обоснованию закупок, предусмотренных статьей 18 Закона о контрактной системе, и обоснованности закупок;

      2) соблюдением правил нормирования в сфере закупок, предусмотренного статьей 19 Закона о контрактной системе;

      3) обоснованием начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график закупок;

      4) применением заказчиком мер ответственности: совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

      5) соответствием поставленного товара‚ выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;

      6) своевременностью, полнотой и достоверностью отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;

      7) соответствием использования составленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.

      2. Отражение Органами контроля субъектов Российской Федерации в актах, составленных по результатам осуществления контроля в сфере закупок, заключений по всем вопросам соответствующих программ проверок.

      3. Меры, принятые Органами контроля субъектов Российской Федерации по результатам рассмотрения поступивших в адрес Органов контроля субъектов Российской Федерации в 2017 году обращений, содержащих информацию о признаках нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок), а также принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

      4. Соблюдение Органами контроля субъектов Российской Федерации законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и принятых в соответствии с ним правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, регулирующих отношения в части, касающейся контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок (далее – правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации по контролю).

      5. Проведение Органами контроля субъектов Российской Федерации проверок в отношении Субъектов контроля, осуществляющих закупки для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, в соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе.

      В результате проведения проверок Органов контроля субъектов Российской Федерации УФК выявлено 317 нарушений (признаков нарушений) в деятельности Органов контроля субъектов Российской Федерации при осуществлении контроля в сфере закупок.

      На основании проведенного Федеральным казначейством анализа выявленных нарушений (признаков нарушений) сформирован перечень основных нарушений (признаков нарушений) в деятельности Органов контроля субъектов Российской Федерации, допущенных при осуществлении контроля в сфере закупок в 2017 году (Приложение).

      К наиболее часто встречающимся нарушениям (признакам нарушений) относятся:

      1. Несоблюдение Органом контроля субъекта Российской Федерации Порядка осуществления контроля за соблюдением Закона о контрактной системе, утвержденного высшим исполнительным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 11 статьи 99 Закона о контрактной системе (23,6% от общего количества нарушений (признаков нарушений)).

      2. Несоблюдение Правил ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2019 г.
      № 1148 (17,8%).

      3. Несоблюдение внутреннего порядка осуществления контроля за соблюдением Закона о контрактной системе, утвержденного соответствующим Органом контроля субъекта Российской Федерации (9,5%).

      4. Неполная реализация полномочий по контролю в сфере закупок (9,5%).

      5. Невыявление нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, а также принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении контроля в сфере закупок (по результатам встречных проверок УФК) (6,2%).

      По результатам проведенных УФК проверок Органов контроля субъектов Российской Федерации по состоянию на 20 октября 2017 г. Органам контроля субъектов Российской Федерации выдано 8 предписаний об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и принятых в соответствии с ним правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации по контролю, направлено 37 информационных писем в адрес Органов контроля субъектов Российской Федерации о недопущении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и принятых в соответствии с ним правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации по контролю в дальнейшем, 33 информационных письма в адрес органов прокуратуры субъектов Российской Федерации,
      1 информационное письмо в адрес УФАС России и 8 информационных писем в адрес высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

      В целях выработки единого подхода к проведению проверок Органов контроля субъектов Российской Федерации (местных администраций) Федеральным казначейством инициирована встреча с представителями Министерства финансов Российской Федерации и Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

      Об итогах проведенной работы по результатам встречи будет сообщено дополнительно.

      Перечень основных нарушений (признаков нарушений)

      в деятельности Органов контроли субъектов Российской Федерации‚

      допущенных при осуществлении контроля в сфере закупок в 2017 году

      Описание нарушения (признака нарушения)

      Проявление нарушения (признака нарушения) (примеры)

      Несоблюдение Органом контроля субъекта Российской Федерации Порядка осуществления контроля за соблюдением Закона о контрактной системе, утвержденного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации

      1. Несоблюдение срока вручения (направления) актов проверок Субъектам контроля.

      2. Несоставление программ проверки для проведения контрольных мероприятий.

      3. Неразмещение результатов контрольных мероприятий на официальном сайте Органа контроля субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

      Несоблюдение Правил ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2019г. №1148

      1. Несоблюдение срока размещения в единой информационной системе в сфере закупок <далее — ЕИС) информации о приказах (распоряжениях) о проведении проверок.

      2. Несоблюдение срока размещения в ЕИС информации о результатах проведения проверок.

      3. Несоблюдение срока размещения в ЕИС информации о выданных предписаниях.

      Несоблюдение внутреннего порядка осуществления контроля за соблюдением Закона о контрактной системе, утвержденного соответствующим Органом контроля субъекта Российской Федерации

      1. Отсутствие в типовых программах проведения плановых проверок информации о наименовании Субъекта контроля.

      2. Отсутствие в типовых программах проведения плановых проверок информации о проверяемом периоде.

      3. Отсутствие в поручениях о назначении контрольных мероприятий требований к срокам их проведения.

      Неосуществление полномочий по контролю в сфере закупок в отношении закупок для нужд субъектов Российской Федерации

      1. Отсутствие в планах контрольных мероприятий мероприятий по осуществлению контроля в соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе.

      2. Непринятие необходимых мер реагирования при наличии информации о признаках нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

      Неправомерное требование соблюдения Субъектом контроля законодательные нормативных правовых и правовых актов

      1. Отражение в актах проверок Органа контроля субъекта Российской Федерации требования соблюдения нормативных документов, не подлежащих применению при планировании закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 2019 г. № 552 «Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд).

      2. Отражение в актах проверок Органа контроля субъекта Российской Федерации требования соблюдения Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 2 октября 2019 г. № 567.

      3. Указание в материалах проверок ссылок на несуществующие пункты законодательных и нормативных правовых актов.

      Направление в адрес Субъекта контроля представления по результатам проверки соблюдения Закона о контрактной системе

      Указание в материалах проверки недостоверной информации

      Несоответствие результатов контроля, осуществленного Органами контроля субъектов Российской Федерации, материалам, полученным УФК в результате проведения встречных проверок субъектов контроля.

      Направление в адрес Субъекта контроля предписания в случаях, не предусмотренных Законом о контрактной системе

      Выдача предписания после публикации извещения об осуществлении закупки в рамках осуществления контроля, предусмотренного пунктами 1-3 части 8 статьи 99 Закона о контактной системе.

      Неразмещение информации в соответствии с частью 21 статьи 99 Закона о контрактной системе в единой информационной системе в сфере закупок

      1. Неразмещение в ЕИС информации о проведении контрольных мероприятий.

      2. Неразмещение в ЕИС информации о результатах проведения проверок.

      3. Неразмещение в ЕИС информации о выданных предписаниях.

      Превышение полномочий по контролю в сфере закупок

      1. Проведение Органами контроля субъектов Российской Федерации проверок закупок, осуществленных в периоды, не соответствующие проверяемым периодам, указанным в приказах о проведении контрольных мероприятий.

      2. Назначение проверок при отсутствии полномочий по контролю за формированием ценообразования по протоколу подведения итогов электронного аукциона.

      Отсутствие в предписании Органа контроля субъекта Российской Федерации указания на конкретные действия, которые должно совершить лицо, получившее такое предписание, для устранения указанного нарушения

      Неверная квалификация нарушения Закона о контрактной системе

      1.Указание части 4 вместо части 6 статьи 44 Закона о контрактной системе при квалификации нарушения по вопросу применения заказчиком мер ответственности в отношении поставщиков в неполном объеме (не по всем контрактам, по которым обязательства выполнены несвоевременно).

      2. Включение в материалы проверки информации о наличии/отсутствии нарушений законодательства при осуществлении закупок в соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе (указанная норма устанавливает полномочия органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, закупки в соответствии с указанной нормой не осуществляются, ссылка некорректна).

      Указание недостоверной информатики о проводимых контрольных мероприятии в ЕИС

      Неосуществление контроля за неисполнением предписания Органа контроля

      Неполная реализация полномочий по контролю в сфере закупок

      1. Неисполнение полномочий по осуществлению контроля за соблюдением правил нормирования в сфере закупок, предусмотренного статьей 19 Закона о контрактной системе, при проведении контрольных мероприятий.

      2. Неисполнение полномочий по осуществлению контроля за соблюдением требований к обоснованию закупок, предусмотренных статьей 18 Закона о контрактной системе, и обоснованности закупок при проведении контрольных мероприятий.

      3. Неисполнение полномочий по осуществлению контроля за соответствием использования поставленного товара‚ выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки при проведении контрольных мероприятий.

      Невыявление нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, а также принятии; в соответствии с законодательством Российской федерации о контрактной системе в сфере закупок правовых актов органов государственной власти субъектов Российской федерации при осуществлении контроля в сфере закупок

      Выявление нарушений Закона о контрактной системе и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов при проведении УФК встречных проверок Субъектов контроля, не отраженных Органами контроля субъектов Российской Федерации актах проверок

      Неуказание нарушенных норм законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, а также принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации при квалификации нарушения

      Неиспользование права составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в соответствии пунктом 4 части 27 статьи 99 Закона о контрактной системе

      1. Невозбуждение административного производства о назначении административного наказания по части
      1 статьи 7.29.3 Федерального закона от
      30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее — КоАП) по выявленным нарушениям.

      2. Невозбуждение административного производства о назначении административного наказания по части
      2 статьи 7.29.3 КоАП по выявленным нарушениям.

      3. Невозбуждение административного производства о назначении административного наказания по части
      4 статьи 7.29.3 КоАП по выявленным нарушениям.

      Неуказание объема проверенных данных при проведении проверки выборочным способом

      1. Неуказание в актах проверок перечня закупок, по которым осуществлялась выборочная проверка.

      2. Неуказание в актах проверок перечня контрактов, по которым осуществлялась выборочная проверка.

      Неотражение в актах проверок вопросов проверок

      Квалификация нарушений Закона о контрактной системе без приведения аргументированных доводов

      Некорректное указание Органом контроля субъекта Российской Федерации в материалах проверки целей проверки

      1. Включение в программы проверок пункта «соблюдение части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе», тогда как указанная норма устанавливает полномочия в части осуществления контроля в отношении соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а не обязанность Субъект контроля по их соблюдению.

      2. Включение в программы проверок пункта «проверка соблюдения законодательства», что не в полной мере раскрывает цель проведения контрольного мероприятия: проверка соблюдения законодательства Российской Федерации и (или) субъекта Российской Федерации.

      Ненаправление предписания в адрес Субъекта контроля в установленных Законом о контрактной системе случаях

      Несоблюдение положении КоАП о немедленном составлении протокола об административном правонарушении после выявления совершения административного правонарушения

      Возбуждение дела об административном правонарушении при истечении срока давности привлечения к административной ответственности

      Составление протоколов об административном правонарушении должностным лицом Органа контроля субъекта Российской Федерации, не уполномоченным на составление протоколов об административном правонарушении

      44-ФЗ: полномочия контрольных органов в сфере закупок федерального, регионального и муниципального уровней не тождественны!

      Письмо Минфина России и Федеральной антимонопольной службы от 25 августа 2017 г. №№ 24-04-06/55025, РП/59080/17 “О позиции Минфина России и ФАС России по вопросам применения Федерального закона от 5 апреля 2019 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при осуществлении контроля в сфере закупок”

      1 сентября 2017

      В связи с поступающими вопросами о применении положений Федерального закона от 05.04.2019 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) при осуществлении контроля в сфере закупок Минфин России и ФАС России сообщают следующее.

      1. Частью 3 статьи 99 Закона № 44-ФЗ установлены виды проверок, осуществляемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (далее — контрольный орган в сфере закупок федерального уровня), органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципального района, органами местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок (далее — контрольные органы в сфере закупок регионального и муниципального уровней соответственно), — плановая и внеплановая.

      Контрольный орган в сфере закупок каждого уровня наделен полномочиями по проведению плановых проверок в отношении закупок для обеспечения нужд соответствующего уровня.

      При этом контрольный орган в сфере закупок муниципального уровня наделен полномочиями по проведению внеплановых проверок в отношении закупок для обеспечения исключительно муниципальных нужд, контрольный орган в сфере закупок регионального уровня — нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, контрольный орган в сфере закупок федерального уровня — любых нужд.

      В соответствии с частью 4 статьи 99 Закона № 44-ФЗ контроль в отношении операторов электронных площадок, а также при проведении электронного аукциона (с момента размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона до момента заключения контракта) в отношении иных субъектов контроля (заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа, которыми в настоящее время является ФАС России.

      Учитывая исключительные полномочия контрольного органа в сфере закупок федерального уровня в отношении субъектов контроля в период проведения электронного аукциона, по мнению Минфина России и ФАС России, не допускается проведение плановых и внеплановых проверок контрольными органами регионального и муниципального уровня с момента размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона (в том числе проводимого для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд) до момента заключения контракта по итогам его проведения.

      При этом в отношении закупки, проводимой в форме электронного аукциона, допускается проведение плановых и внеплановых проверок контрольными органами в сфере закупок регионального и муниципального уровня до момента размещения извещения о проведении такого аукциона и после заключения контракта в отношении действий субъектов контроля за исключением оператора электронной площадки, в том числе совершенных в период проведения электронного аукциона с момента размещения извещения о таком аукционе до заключения контракта.

      Учитывая изложенное, по мнению Минфина России и ФАС России, в случае получения контрольным органом в сфере закупок регионального и муниципального уровня в период, начиная с момента размещения извещения о проведении такого аукциона до момента заключения контракта (период определения поставщика (подрядчика, исполнителя)), информации, содержащей признаки нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, для проведения внеплановой проверки в отношении электронного аукциона в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона № 44-ФЗ, в целях предупреждения и пресечения нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок такая информация подлежит передаче в контрольный орган в сфере закупок федерального уровня в возможно короткий срок, но не позднее срока, установленного частью 3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

      2. В соответствии с частью 22 статьи 99 Закона № 44-ФЗ при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, рассматривать дела о таких административных правонарушениях и принимать меры по их предотвращению в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

      В соответствии с частью 1 статьи 23.66 КоАП РФ контрольные органы в сфере закупок рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 — 2.1 статьи 7.29, частями 1 — 4.2, 6 — 8, 10, 11, 13, 14 статьи 7.30, частью 2 статьи 7.31, статьей 7.31.1, частями 1 — 6 статьи 7.32, частью 1 статьи 7.32.5, частью 11 статьи 9.16 (за исключением сферы государственного оборонного заказа и сферы государственной тайны), частью 7 статьи 19.5, статьей 19.7.2 (за исключением сферы государственного оборонного заказа и сферы государственной тайны) КоАП РФ.

      При этом в соответствии с частью 2 статьи 23.66 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени контрольных органов в сфере закупок, указанных в части 1 статьи 23.66 КоАП РФ, в пределах своих полномочий, вправе должностные лица федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере закупок.

      В соответствии с частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа. При этом среди административных правонарушений, в отношении которых в соответствии с частью 7 статьи 28.3 КоАП РФ должностные лица органов местного самоуправления вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, отсутствуют правонарушения, отнесенные в статье 23.66 КоАП РФ к компетенции контрольных органов в сфере закупок.

      Таким образом, контрольные органы в сфере закупок муниципального уровня не наделены полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, рассмотрению дел об административных правонарушениях в соответствии с частью 1 статьи 23.66 КоАП РФ.

      Правительство России

      О внесении в Госдуму законопроекта о совершенствовании системы контроля в сфере госзакупок

      Распоряжение от 8 сентября 2018 года №1893-р. Предусматривается осуществление контроля в сфере госзакупок органами контроля в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов и учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок и специализированных электронных площадок в соответствии с единым порядком, устанавливаемым Правительством России. Цель предлагаемых изменений – повышение эффективности контроля в сфере госзакупок через выстраивание вертикали контроля, формирование единообразной правоприменительной практики на федеральном и региональном уровнях, исключение несвойственных контрольным органам функций, снижение коррупционных рисков.

      Распоряжение от 8 сентября 2018 года №1893-р

      Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (в части оптимизации деятельности контрольных органов в сфере закупок)» (далее – законопроект) внесён Минфином России.

      Законопроектом предусматривается осуществление контроля в сфере госзакупок органами контроля в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок в соответствии с единым порядком, устанавливаемым Правительством России.

      Предусматривается также право органов исполнительной власти субъекта Федерации, уполномоченных на осуществление контроля в сфере закупок, исполнять на основании соглашений между субъектами Федерации и находящимися на их территориях муниципальными образованиями полномочия органов местного самоуправления муниципального района или городского округа, уполномоченных на осуществление контроля в сфере закупок.

      Предлагаемые законопроектом нововведения обеспечат формирование вертикали процедурного контроля, единство правоприменительной практики и методологии реализации контрольных полномочий на федеральном и региональном уровнях.

      В целях исключения несвойственных контрольным органам функций и снижения коррупционных рисков законопроектом предлагается установить запрет на возложение функций по централизации закупок на органы контроля.

      Эффективность деятельности контрольных органов будет оцениваться в порядке, установленном Правительством России. Такой порядок должен предусматривать, в частности, показатели контрольно-надзорной деятельности, механизм сбора информации о деятельности контрольных органов, порядок анализа показателей контрольно-надзорной деятельности и применения результатов анализа.

      В целях повышения эффективности расходования бюджетных средств предусмотрено распространение положений Федерального закона от 5 апреля 2019 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон №44-ФЗ), регулирующих мониторинг закупок, аудит и контроль в сфере закупок, на юридических лиц, не являющихся государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, при предоставлении им бюджетных инвестиций для реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства (если договором о предоставлении инвестиции предусмотрено применение такими лицами положений Федерального закона №44-ФЗ).

      Цель предлагаемых законопроектом изменений – повышение эффективности контроля в сфере госзакупок, формирование единообразной правоприменительной практики на федеральном и региональном уровнях, исключение несвойственных контрольным органам функций, снижение коррупционных рисков.

      Читайте так же:  Как правильно заполнять заявление на пропуск из зоны ато