Федеральный закон «О плате за пользование водными объектами» действует до конца 2004 г. С 1 января 2005 г. в РФ вводится водный налог, предусмотренный главой 25.2. «Водный налог» НК РФ.

Водный налог в целом сохраняет правила, по которым рассчитывается и вносится в бюджет плата за пользование водными объектами. Вместе с тем определенные изменения произошли в составе налогоплательщиков и в перечне объектов налогообложения. Изменились также принципы установления налоговых ставок, продолжительность налогового периода и порядок представления налоговой декларации.

Согласно статье 333.8 НК РФ плательщиками водного налога являются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством РФ. Таким образом, в отличие от Федерального закона «О плате за пользование водными объектами» глава 25.2 НК РФ расширяет круг налогоплательщиков:

— к налогу привлекаются не только организации и индивидуальные предприниматели, но и физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей*(44);

— налогоплательщиками признаются водопользователи, осуществляющие как специальное, так и особое водопользование;

— факт признания водопользователя налогоплательщиком не ставится в зависимость от наличия лицензии.

Последнее отличие заслуживает особого рассмотрения. Выше уже анализировался механизм выдачи лицензий (см. § 4.1). В частности, было сказано, что не лицензируются:

1) использование водных объектов для плавания на маломерных судах;

2) использование водной поверхности для разовых посадок (взлетов) воздушных судов на водные объекты;

3) водопользование для пожарных нужд;

4) забор воды из одиночных скважин и колодцев с применением бытовых насосов, обустроенных собственниками и пользователями земельных участков, при использовании первого от поверхности водоносного горизонта, если такой водоносный горизонт не используется и не может быть использован для централизованного питьевого водоснабжения;

5) пользование обособленными водными объектами, которое осуществляется на основании гражданского и земельного законодательства РФ.

Поскольку данные виды специального водопользования не подлежат лицензированию, плата за пользование водными объектами в вышеуказанных случаях не взимается. Но по водному налогу признание лица налогоплательщиком не ставится в зависимость от наличия лицензии, поэтому лица, осуществляющие любой вид специального водопользования, являются налогоплательщиками.

В то же время почти все нелицензируемые виды водопользования включены в перечень видов пользования водными объектами, не признаваемых объектами обложения водным налогом. Этот перечень приведен в статье 333.9 НК РФ (см. подпараграф 4.4.2). Тем не менее, вопрос о необходимости налогообложения остается в отношении двух видов специального водопользования: забор воды из одиночных скважин и колодцев с применением бытовых насосов и пользование обособленными водными объектами.

Эти виды относятся к специальному водопользованию, но не лицензируются и, на первый взгляд, подлежат обложению водным налогом.

Но забор воды из одиночных скважин осуществляется, как правило, физическими лицами в целях полива земельных участков граждан и удовлетворения потребностей животноводства, для водопоя и обслуживания скота и птицы, принадлежащих гражданам, а эти виды водопользования также освобождены от водного налога (см. подпараграф 4.4.2). Поэтому признание организации или физического лица налогоплательщиком будет происходить при ином использовании одиночных скважин и колодцев.

Что касается обособленных водных объектов, то данная категория объектов относится к недвижимому имуществу и является составной частью земельного участка, а отношения по поводу пользования обособленными водными объектами регулируются земельным и гражданским законодательством. При этом плата за обособленные водные объекты взимается в соответствии с Законом РФ «О плате за землю»*(45).

Как отмечено выше, платить водный налог нужно будет и за особое водопользование, которое может осуществляться только на основании лицензии. Плата за пользование водными объектами до 2005 г. при пользовании обособленными водными объектами не взималась, и поэтому привлечение к уплате водного налога водопользователей, которым водный объект (или его часть) предоставлен в особое водопользование, является новшеством в законодательстве о налогах и сборах.

Расшифровка видов особого пользования водными объектами приведена в Водном кодексе РФ. В отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, особым признается водопользование для обеспечения нужд обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта, для иных государственных и муниципальных нужд по решению Правительства РФ. А в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов РФ, — для государственных и муниципальных нужд — по решению органов исполнительной власти субъектов РФ.

Следует оговориться, что в соответствии со статьей 333.9 НК РФ объектом обложения водным налогом не признается особое пользование водными объектами, осуществляемое в целях обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства. Из этого следует, что лица, осуществляющие особое водопользование в иных целях (то есть за исключением обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства), будут уплачивать водный налог.

Наиболее существенным отличием водного налога от платы за пользование водными объектами является отсутствие в составе объектов налогообложения сброса сточных вод в водные объекты. На первый взгляд, действовавшая до 2005 г. система ресурсных платежей предполагает двойное обложение при осуществлении сбросов сточных вод в водные объекты, а именно: платой за пользование водными объектами и платой за негативное воздействие на окружающую среду*(46). Вместе с тем эти платежи различаются.

Плата за пользование водными объектами взимается исходя из объема сточных вод независимо от слагающих их компонентов, а плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется исходя из количества вредных компонентов, сбрасываемых в том числе в составе сточных вод. Тем не менее законодатель исключил сброс сточных вод из объектов обложения водным налогом.

Остальные объекты налогообложения, приведенные в статье 333.9 НК РФ, практически повторяют объекты налогообложения, указанные в Федеральном законе «О плате за пользование водными объектами»:

— использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

— использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.

Вместе с тем имеются и отличия.

Глава 25.2 НК РФ особо определяет, что удовлетворение потребностей гидроэнергетики в воде должно осуществляться без забора воды.

Кроме того, не раскрыты виды использования акватории водных объектов, признаваемые объектом обложения водным налогом.

Напомним, что Федеральный закон «О плате за пользование водными объектами» конкретно определял облагаемые виды пользования акваторией водных объектов: добыча полезных ископаемых, организованная рекреация, размещение плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования, проведение буровых, строительных и иных работ. В случае с водным налогом законодатель пошел по другому пути: определил перечень видов использования акватории водных объектов, которые объектом платы не признаются (см. далее).

В пункте 2 статьи 333.9 НК РФ приведен перечень видов водопользования, не признаваемых объектом налогообложения по водному налогу:

1) забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;

2) забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствии аварий;

3) забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;

4) забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река — море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;

5) забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;

6) использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;

7) использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;

8) использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;

9) использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения;

10) использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;

11) использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;

12) особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;

13) забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;

14) забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;

15) использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты.

По сравнению с платой за пользование водными объектами состав и структура перечня видов водопользования, не признаваемых объектом налогообложения, несколько изменилась.

В перечень видов водопользования, не признаваемых объектами налогообложения, включен забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод. Это освобождение предоставлялось и Федеральным законом «О плате за пользование водными объектами», но содержалось в статье закона, посвященной плательщикам платы за пользование водными объектами.

Три вида водопользования, не признаваемых объектом налогообложения, сохранились практически в неизменном виде:

— использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;

— использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений.

По трем видам водопользования, не признаваемым объектами налогообложения, незначительно уточнена редакция, приведенная в Федеральном законе «О плате за пользование водными объектами».

1. Норма о непризнании объектом налогообложения забора воды из водных объектов для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий дополнена нормой об освобождении забора воды, необходимого для обеспечения пожарной безопасности. Это связано с необходимостью сохранения освобождения от налогообложения забора воды в целях пожарной безопасности. Ведь для этого вида водопользования не требуется получения лицензии, а признание налогоплательщиком водного налога не зависит от наличия лицензии.

2. Объектом обложения водным налогом не будет признаваться использование акватории водного объекта как для размещения, так и для стоянки плавательных средств, используемых при осуществлении деятельности по охране вод и водных биологических ресурсов, по защите окружающей среды от вредного воздействия вод. Кроме того, объектом налогообложения не будет являться осуществление вышеуказанной деятельности на водных объектах.

3. При использовании акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения глава 25.2 НК РФ не требует, чтобы вышеуказанное сооружение являлось отдельно стоящим, как предусмотрено Законом «О плате за пользование водными объектами».

Читайте так же:  Льготы первого порядка

По четырем видам водопользования внесены существенные изменения.

1. Сужен круг водопользователей, которые могут быть освобождены от налогообложения при пользовании водными объектами для организованного отдыха (в редакции Федерального закона «О плате за пользование водными объектами» — при организованной рекреации). От водного налога будет освобождаться пользование, во-первых, только акваторией водного объекта, во-вторых, только организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей и полностью финансируемыми за счет средств соответствующих бюджетов или профсоюзов.

До 2005 г. от платы за пользование водными объектами освобождался любой вид водопользования в указанных целях, осуществляемый кроме вышеназванных организаций также лечебными и оздоровительными учреждениями, находящимися в государственной и муниципальной собственности.

2. Главой 25.2 НК РФ уточнена норма о непризнании объектом налогообложения забора воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения, вызывавшая множество споров при заборе воды садоводческими и огородническими объединениями граждан.

Действовавшая до 2005 года редакция Федерального закона «О плате за пользование водными объектами» объектом налогообложения не признавала забор воды в вышеуказанных целях только в том случае, если он осуществлялся сельскохозяйственными предприятиями или крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и в последующем вода в централизованном порядке направлялась на животноводческие фермы и животноводческие комплексы, включая птицефермы и птицефабрики, а также садоводческие и огороднические объединения граждан.

Глава 25.2 НК РФ устранила данное противоречие, от обложения водным налогом будет освобождаться забор воды любым водопользователем как для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), так и для использования воды в следующих целях:

— полив садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан;

— водопой и обслуживание скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан.

3. В отличие от платы за пользование водными объектами водный налог не будет уплачиваться не только при заборе воды для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов, но и при использовании акватории в этих целях.

4. Претерпела изменение норма, предусматривающая освобождение от налогообложения деятельности по рекреации без применения сооружений и спортивной охоты и любительского рыболовства. Во-первых, исключена первая часть — рекреация без применения сооружений. Это и обоснованно. Ведь осуществление специального водопользования, облагаемое платой за пользование водными объектами, предполагает использование технических сооружений, и в этой части изначально было заложено противоречие. Вторая часть льготы будет охватывать более широкий круг налогоплательщиков водного налога, поскольку распространяется не только на спортивную охоту и любительское рыболовство, но и в целом на рыболовство и охоту, в том числе осуществляемые в виде промысла.

Иные изменения перечня видов водопользования, не признаваемых объектом налогообложения по плате за пользование водными объектами.

1. Исключен такой вид водопользования, как строительство (реконструкция) осушительных систем на участках низовых болот (водно-болотные угодья), и при проведении указанных работ (в случае наличия объекта налогообложения) нужно будет уплачивать водный налог.

2. Не облагаемый платой за пользование водными объектами сброс дренажных, шахтных и карьерных вод заменен необлагаемым забором из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод.

Глава 25.2 НК РФ содержит три новых вида водопользования, не признаваемых объектом налогообложения водным налогом:

— забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река — море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования. До 2005 г. плата за пользование водными объектами по этому виду водопользования исчислялась;

— использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов. Как уже отмечалось выше, указанные виды водопользования не лицензируются и, соответственно, именно по этой причине не являлись объектом платы за пользование водными объектами до 2005 г.;

— особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства. Действие Федерального закона «О плате за пользование водными объектами» на особое водопользование не распространялось.

Глава 25.2 НК РФ приводит в соответствие с частью первой НК РФ наименование элемента налогообложения, который характеризует физическую оценку объекта налогообложения, то есть заменяет название «платежная база» названием «налоговая база».

По сути подходы к определению налоговой базы по сравнению с Федеральным законом «О плате за пользование водными объектами» не изменились.

Четыре типа объектов налогообложения определяют четыре типа налоговой базы: объем воды, площадь акватории, количество произведенной электроэнергии и производная величина от количества сплавляемой древесины и расстояния сплава.

Вместе с тем статья 333.10 НК РФ по отдельным видам шире раскрывает налоговую базу либо указывает источник получения информации о величине налоговой базы.

Так, при заборе воды объем воды нужно определять на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды. В случае их отсутствия глава 25.2 НК РФ предписывает определять налоговую базу исходя из времени работы и производительности технических средств. В случае невозможности применения и этого метода объем забранной воды определяется исходя из норм водопотребления.

Четко определена налоговая база при лесосплаве: произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, и расстояния сплава, деленного на 100. Объем сплавляемой древесины должен быть выражен в тысячах кубических метров, расстояние сплава — в километрах.

Особенности исчисления каждого из указанных типов налоговой базы изложены в подпараграфе 4.3.3, посвященном плате за пользование водными объектами.

О.В. Семенова,
главный специалист Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Федеральным законом от 28.07.2004 N 83-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, изменения в статью 19 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации» часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) была дополнена главой 25.2 «Водный налог», которая вступила в действие с 1 января 2005 года.

В соответствии со ст. 333.8 НК РФ плательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 11 НК РФ под организациями понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.

Под физическими лицами понимаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; индивидуальные предприниматели — физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

В соответствии со ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации от 16.11.1995 N 167-ФЗ (ВК РФ) водопользователями могут быть граждане и юридические лица, которым предоставлены права пользования водным объектом.

Водопользователь-гражданин может использовать водные объекты для собственных нужд либо для осуществления предпринимательской деятельности.

Водопользователь — юридическое лицо имеет право использовать водные объекты только после получения лицензии на водопользование, если иное не установлено ВК РФ.

Согласно ст. 86 ВК РФ к специальному водопользованию относится использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств, осуществляемое гражданами и юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование, за исключением случаев использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок (взлетов) воздушных судов.

Постановлением Правительства РФ от 03.04.1997 N 383 «Об утверждении Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии» установлен порядок лицензирования водопользования, которым предусмотрено, что специальное водопользование и предоставление водных объектов в особое пользование осуществляется на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водными объектами, а также установлен закрытый перечень видов пользования водными объектами, при которых не требуется получение лицензии на водопользование и соответственно не возникает обязанность уплаты водного налога.

Статьей 333.9 НК РФ в качестве объекта обложения водным налогом определены следующие виды водопользования:

— забор воды из водных объектов;

— использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;

Льготы по водному налогу не предусмотрены, но определен перечень видов пользования водными объектами, которые не признаются объектом налогообложения.

Так, не облагается налогом забор воды из подземных водных объектов, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также забор термальных вод. Ранее за забор такой воды взимался налог на добычу полезных ископаемых в соответствии с главой 26 НК РФ.

Кроме того, не облагаются водным налогом:

— забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;

— забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;

— забор воды и использование акватории водных объектов для рыболовства и воспроизводства водных биологических ресурсов;

— использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;

— использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, и осуществление такой деятельности на водных объектах;

— использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;

— использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, водопроводного и канализационного назначения;

— использование акватории водных объектов для организационного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей и полностью финансируемыми за счет средств соответствующих бюджетов или профсоюзов.

Глава 25.2 НК РФ дополнила перечень не облагаемых водным налогом видов водопользования забором воды морскими судами, судами внутреннего и смешанного (в том числе река — море) плавания для обеспечения работы технологического оборудования и использованием акватории водных объектов для рыболовства и охоты.

Приказом МПР России от 23.10.1998 N 232 «Об утверждении документов по лицензированию пользования поверхностными водными объектами» (в ред. от 23.03.2005 N 70) установлен перечень устройств и сооружений, использование которых при осуществлении пользования водными объектами позволяет отнести данное водопользование к специальному водопользованию.

Читайте так же:  Законно ли проживание не по месту прописки

Перечень видов специального водопользования подземными водными объектами определен письмом МПР России от 19.03.1998 N 11-2-19/55.

Вместе с тем вышеуказанное письмо МПР России не устанавливает перечень технических средств, использование которых является обязательным условием признания водопользования специальным. В связи с этим при осуществлении пользования подземными водными объектами налогоплательщикам следует ориентироваться на перечень специальных приспособлений, утвержденный приказом МПР России от 23.10.1998 N 232 (в ред. от 23.03.2005 N 70), применяемый с учетом особенностей деятельности организаций, связанной с пользованием подземными водными объектами.

При передаче сооружений, технических средств или устройств, которыми осуществляется специальное водопользование, в аренду налогоплательщиками являются лица, которым в соответствии с выданной лицензией предоставлено право пользования водными объектами.

Водным налогом не облагаются:

— использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;

— особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;

— забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;

— использование акватории водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод.

Налоговая база по водному налогу определяется налогоплательщиками самостоятельно. Если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется применительно к каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения, в отношении которого установлены различные налоговые ставки.

При заборе воды в качестве налоговой базы принимают объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период; объем определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды.

В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем забранной воды устанавливается исходя из времени работы и производительности технических средств. В случае невозможности определения объема забранной воды исходя из времени работы и производительности технических средств он устанавливается исходя из норм водопотребления.

При использовании акватории водных объектов (за исключением лесосплава) налоговой базой по водному налогу является площадь предоставленного водного пространства.

При использовании водного объекта для целей лесосплава налоговая база по водному налогу рассчитывается как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленное на 100.

При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база устанавливается как количество произведенной за налоговый период электроэнергии (данные отчетной документации о количестве вырабатываемой электроэнергии).

Статьей 333.12 НК РФ определены фиксированные налоговые ставки по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам, различные для каждого вида водопользования, которые рассчитаны исходя из ставок платы за пользование водными объектами, действовавшими на момент принятия главы 25.2 НК РФ, с учетом уровня инфляции, а также с учетом поступлений от платы за пользование водными объектами за предыдущие годы.

Кроме того, в связи с исключением из объекта налогообложения такого вида пользования водными объектами, как сброс сточных вод, ставки водного налога при заборе воды были увеличены на сумму поступлений от платы за сброс сточных вод.

Размеры налоговых ставок рассчитывались исходя из принципов экономического регулирования, использования, восстановления и охраны водных объектов. Поскольку для каждого экономического района условия водопользования различны, то налоговые ставки дифференцированы в зависимости от физико-географических, гидрорежимных и других признаков водных объектов по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам.

Ставки водного налога установлены в абсолютной величине в рублях за единицу измерения налоговой базы — 1 тыс. куб.м забранной воды; 1 кв.км используемой акватории; 1 тыс. кВт·ч электроэнергии; 1 тыс. куб.м сплавляемой в плотах и кошелях древесины на каждые 100 км сплава.

Необходимо обратить внимание читателей журнала на то, что ставки водного налога за использование водного пространства (за исключением сплава древесины в плотах и кошелях) установлены в расчете на год, а по остальным объектам налогообложения — на квартал. Поэтому водный налог при использовании акватории водного объекта за налоговый период — квартал исчисляется как одна четвертая суммы налога, исчисленной по годовой налоговой ставке.

Ставки водного налога установлены в отношении:

— забора воды из поверхностных и подземных водных объектов в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования;

— забора воды из территориального моря Российской Федерации и внутренних морских вод в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования;

— использования акватории поверхностных водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;

— использования акватории территориального моря Российской Федерации и внутренних морских вод;

— использования водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

— использования водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.

Статьей 333.12 НК РФ законодательно закреплена ставка водного налога, уплачиваемая при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения, которая равняется 70 руб. за 1 тыс. куб.м забранной воды.

В соответствии со ст. 135 ВК РФ при централизованном питьевом и хозяйственно-бытовом водоснабжении населения забор воды из водных объектов осуществляется организациями, предметом и целями деятельности которых является питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение и которые имеют лицензию на водопользование.

При централизованном питьевом и хозяйственно-бытовом водоснабжении населения отпуск воды из систем водоснабжения осуществляется организациями, предметом и целями деятельности которых является питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение населения (организации водопроводно-канализационного хозяйства), которые эксплуатируют комплекс инженерных сооружений населенных пунктов (для забора, подготовки, транспортировки и передачи абонентам питьевой воды) и которые имеют лицензию на этот вид водопользования.

Согласно разъяснению МПР России к забору воды для водоснабжения населения относится забор воды только для водоснабжения жилого фонда (государственного, муниципального, индивидуального, кооперативного, общественного, находящегося на балансе предприятий и организаций).

Лимиты водопользования устанавливаются по каждому водному объекту, виду водопользования, а также могут определяться по целям использования забираемых вод и утверждаются МПР России либо на месяц, либо на целый год.

В случае отсутствия у налогоплательщика утвержденных лимитов они определяются расчетно как одна четвертая часть утвержденного годового лимита, а при заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере.

Однако данная норма не учитывает специфику водопользования многих промышленных предприятий, так как объемы водопотребления у них тесно связаны с особенностями производства.

В одном квартале водопользование может в два-три раза превышать объемы другого квартала, но при этом не выходить за рамки общего годового лимита.

При заборе воды в пределах установленных лимитов сумма водного налога исчисляется как произведение объема забора воды и ставки, определенной ст. 333.12 НК РФ.

При заборе воды в объеме сверх установленных лимитов сумма водного налога определяется как сумма произведения фактических объемов забора воды в пределах установленных лимитов и соответствующей налоговой ставки и произведения разницы между фактическими объемами забора воды и установленными лимитами и увеличенных в пять раз налоговых ставок, указанных в ст. 333.12 НК РФ.

Сумма водного налога за пользование водными объектами без изъятия водных ресурсов устанавливается как произведение фактических показателей вида пользования водным объектом и соответствующих этому виду водопользования налоговых ставок.

Налог, исчисленный по истечении налогового периода, уплачивается по местонахождению используемого водного объекта. Если налогоплательщик осуществляет пользование несколькими водными объектами, в том числе расположенными на территории разных субъектов Российской Федерации, водный налог уплачивается по месту каждого используемого водного объекта.

Водный налог подлежит уплате не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии со ст. 50 Бюджетного кодекса Российской Федерации суммы водного налога зачисляются в доход федерального бюджета.

Согласно ст. 333.15 НК РФ налогоплательщик должен представить в налоговый орган налоговую декларацию за налоговый период по месту нахождения объекта налогообложения. Налогоплательщики — иностранные лица представляют также копии налоговой декларации в налоговый орган по местонахождению органа, выдавшего лицензию на водопользование.

Форма налоговой декларации по водному налогу и порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина России от 03.03.2005 N 29н.

В связи с введением в действие главы 25.2 «Водный налог» НК РФ с 1 января 2005 года утратили силу:

— Федеральный закон от 06.05.1998 N 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами»;

— Федеральный закон от 30.03.1999 N 54-ФЗ «О внесении дополнения в статью 4 Федерального закона «О плате за пользование водными объектами»;

— Федеральный закон от 07.08.2001 N 111-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О плате за пользование водными объектами».

2.6. Водный налог (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1.Кто не признается плательщиком водного налога?

2.Перечислите объекты налогообложения водным налогом.

3.От каких факторов зависят ставки водного налога?

4.Какие операции не облагаются водным налогом (3-4 примера)?

5.В каких случаях ставки водного налога могу увеличиваться? На сколько?

6.Какая функция водного налога на ваш взгляд превалирует: фискальная или регулирующая?

Примеры решения задач

Сельскохозяйственная организация осуществляет забор воды из реки Енисей в Восточно-Сибирском экономическом районе.

Фактический объем забора воды за налоговый период составил 3755000 куб. м, в том числе для полива плантаций овощей – 2500000 куб. м. Остальной объем воды использовался в производстве овощных консервов и для хозяйственных нужд.

Сброс сточных вод в водный объект составил 320000 куб. м. Установлен лимит водопользования для промышленных целей – 1200000 куб. м.

Не является объектом налога:

— забор воды для орошения земель сельскохозяйственного назначения;

— сброс сточных вод в водный объект.

НО=НБ(по лимиту)*НС+НБ(сверх лимита)*НС*5,

НО – сумма налога, подлежащая уплате в бюджет;

НБ – налоговая база;

НБ=3755000-2500000=1255000 куб. м.

НБ(по лимиту)=1200000 куб. м.

НБ(сверх лимита)=1255000-1200000=55000 куб. м.

Организация заготавливает и сплавляет лес по реке Енисей. Объем лесосплава составил 300000 куб. м, расстояние 400 км.

Рассчитайте водный налог за пользование водными объектами и укажите срок его уплаты.

Водный налог исчисляется по формуле:

V – объем сплавляемой древесины, тыс. куб. м;

S – расстояние сплава, км

НС=1 585,2 руб. за 1000 куб. м

НБ=300*400:100=1200 тыс. куб.м

Гидроэлектростанция, расположенная на реке Енисей, выработала 600000 кВт/ч электроэнергии, а также использовала для собственных нужд 130000 куб. м воды (в пределах установленного лимита).

Читайте так же:  Росгосстрах липецк калькулятор осаго

НС – налоговая ставка.

НБ- количество электроэнергии

НС=13,70 руб. за 1000 кВт/ч электроэнергии

НО=НБ(по лимиту)*НС+НБ(сверх лимита)*НС*5

НС=246 руб. за 1000 куб. м

Задачи для работы в малых группах

Предприятие теплоэнергетики «ТЭЦ» произвело в I квартале 2011 г. забор воды в бассейне реки Енисей для технологических нужд в объеме 15 000 куб. м из поверхностных источников и 12 000 куб. м из подземных источников.

Лесопильно-деревообрабатывающий комбинат «ЛДК» сплавил в плотах по реке Лена 35 000 куб. м древесины за III квартал 2011 г. на расстояние 500 км сплава.

Определить сумму водного налога, подлежащего уплате по итогам налогового периода.

В акватории реки Енисей площадью 100 кв. м организация размещает две моторные лодки.

Рассчитайте водный налог за пользование водными объектами и укажите срок его уплаты

ОАО «Водоканал» осуществляет забор воды из реки Енисей для водоснабжения населения г. Красноярска в объеме 50000 куб. м за налоговый период.

Тестовые задания для самоконтроля

1. Сумма водного налога уплачивается…

а) в бюджет субъекта РФ, где расположен объект

б) по местонахождению объекта налогообложения

в) по месту регистрации налогоплательщика

г) в местный бюджет, где расположен объект

2. Налоговым периодом по водному налогу признается…

3. При заборе воды сверх установленных лимитов налоговые ставки водного налога в части такого превышения устанавливаются…

а) в десятикратном размере налоговых ставок, установленных НК РФ

б) в двукратном размере налоговых ставок, установленных НК РФ

в) в пятикратном размере налоговых ставок, установленных пунктом НК РФ

г) в трехкратном размере налоговых ставок, установленных пунктом НК РФ

4. Налогоплательщиками водного налога признаются…

а) физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации

б) организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации

в) организации, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации

г) организации, осуществляющие специальное в соответствии с законодательством Российской Федерации

5. Ставки водного налога устанавливаются…

а) Налоговым кодексом РФ

б) законом субъекта РФ

в) постановлением Правительства РФ

г) приказом Федеральной налоговой службы РФ

Налоговый кодекс РФ (глава 25.2)

Приказ Минфина РФ от 03.03.2005 N 29н «Об утверждении формы налоговой декларации по водному налогу и порядка ее заполнения»

Горшкова Л.Л. Спорные вопросы, связанные с уплатой водного налога // Бухгалтер и закон. – 2010. — № 10. – С. 18-27.

Козырева С.Н. Забор воды: вопросы промышленного предприятия // Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2011. — № 1. – С. 4-9.

Козырева С.Н. Водоснабжение населения // Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2011. — № 1. – С. 27-34.

Лермонтов Ю.М. Об исчислении и уплате ресурсных налогов // Все о налогах. – 2007. — № 10. – С. 4-11.

Практикум по федеральным налогам и сборам / под. ред. Л.И. Гончаренко. – М.: Кнорус, 2007. – 280 с. (с. 115-120).

Практикум по налогам и налогообложению / под. ред. Л.И. Гончаренко. – М.: Кнорус, 2009. – 184 с. (с. 147-142).

Рыманов А.Ю. Налоги и налогообложение. Учеб. пособие. – М.: Инфра-М, 2009. – 331 с. (C. 111-119) // ibooks.ru / reading. php. productid 22565

Семенихин В.В. Жилищно-коммунальное хозяйство, риэлторская деятельность. Собственные скважины с учетом водного налога // Налоги. – 2010. — № 6. – С. 27-35.

Рассылка новостей журнала

Подписчики этой рассылки получают уведомления о выходах новых номеров журнала, о новых запланированных прямых телефонных линиях, о выходе наших новых проектов и начале очередной подписной кампании. Средняя периодичность рассылки 2—3 раза в месяц.

Подписка на журнал

№ 4, апрель 2019

Другие
наши издания

Исчисление и уплата экологического налога за сброс сточных вод

Рубрика «Эколого-экономическая деятельность»

А.К. Дивакова, экономист

Порядок исчисления и уплаты экологического налога регламентируется гл. 19 НК.

В соответствии со ст. 1 ВК к сточной воде относится вода, отводимая после использования ее в хозяйственно-бытовой и производственной деятельности (кроме дренажной, карьерной, шахтной, рудничной), а также отводимая с застроенной территории, на которой она образовалась в результате выпадения атмосферных осадков.

Плательщики налога

Плательщиками налога за сброс сточных вод согласно ст. 204 НК являются организации, на которые в соответствии с НК и (или) актами Президента Республики Беларусь возложена обязанность уплачивать налог.

Под организациями понимаются:

  • юридические лица Республики Беларусь;
  • иностранные и международные организации, в том числе не являющиеся юридическими лицами;
  • простые товарищества (участники договора о совместной деятельности, кроме участников договора консорциального кредитования);
  • хозяйственные группы.
  • Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц Республики Беларусь, имеющие отдельный баланс, которым для совершения операций юридическим лицом открыт банковский счет с предоставлением права распоряжаться денежными средствами на счете должностным лицам данных обособленных подразделений, исчисляют суммы налогов, сборов (пошлин) и исполняют налоговые обязательства этих юридических лиц, если иное не установлено НК либо Президентом Республики Беларусь.

    Не являются плательщиками экологического налога:

  • бюджетные организации (п. 3 ст. 204 НК);
  • плательщики налога, перешедшие на применение упрощенной системы налогообложения (п. 3 ст. 286 НК);
  • плательщики единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции (п. 3 ст. 302 НК).
  • Согласно ст. 62 ВК отведение сточных вод в водные объекты допускается только в случае, если оно не приведет к превышению установленных норм предельно допустимых концентраций веществ в воде водного объекта, и (или) при условии очистки водопользователем сточных вод до пределов, установленных республиканским органом государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды или его территориальными органами.

    Таким образом, плательщиками экологического налога за сброс сточных вод являются организации либо филиалы, которыми осуществляется сброс вод в водные объекты, подземные горизонты и недра, через очистные сооружения либо без них.

    Если организация производит сброс сточных вод в сеть канализации, не относящуюся к объектам по приему сточных вод, на которые установлены ставки экологического налога, то организация либо филиал не являются плательщиками экологического налога за сбросы сточных вод.

    ПРИМЕР

    Организация производит сброс воды, использованной в производстве, по договору с УКП «ЖКХ» в канализационные сети этого предприятия. УКП «ЖКХ» имеет на балансе очистные сооружения и выставляет организации счета-фактуры на сумму услуг по приему сточных вод.

    Организация не является плательщиком экологического налога за сброс сточных вод, поскольку его уплачивает УКП «ЖКХ».

    Объект налогообложения и налоговая база

    Согласно подп. 1.2 ст. 205 НК объектом налогообложения экологическим налогом является сброс сточных вод. При этом налогооблагаемой базой являются фактические объемы сброса сточных вод.

    В соответствии со ст. 1 ВК дренажная, карьерная, шахтная, рудничная вода не являются сточными водами, и за отведение таких вод ставки налога в НК не установлены.

    Сброс сточных вод, отводимых в окружающую среду системой дождевой канализации с территории, на которой они образовались в результате выпадения атмосферных осадков, не признается объектом налогообложения согласно п. 2 ст. 205 НК.

    ЭТО ВАЖНО

    Если в канализационную сеть попадают поверхностные сточные и грунтовые воды, образующиеся при выпадении атмосферных осадков, поливомоечных работах на территориях населенных пунктов, промышленных предприятий, организаций и других объектов, то эти воды являются объектом налогообложения.

    Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 4 (22), апрель 2019 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.

    В правительстве придумали новый налог – на сточные воды

    Несмотря на недавнее обещание Дмитрия Медведева о том, что в ближайшее время в России новых налогов не будет, стало известно, что в правительстве разрабатывается новый оброк.

    Как рассказал в интервью журналистам «Российской газеты» глава Росводоресурсов Дмитрий Кириллов, в настоящее время разрабатывается новый экологический налог, который заменит платежи за сброс неочищенных вод.

    «Сейчас финансовым блоком правительства обсуждается идея заменить платежи для предприятий за сбросы неочищенных стоков в водные объекты на экологический налог. Такой налог может быть дополнительным стимулом для „грязных“ промышленных и коммунальных предприятий использовать современные технологии очистки», — рассказал Кириллов.

    Ранее предлагались различные варианты исправления ситуации. Так, например, в 2019 году глава Минприроды Сергей Донской предлагал создать специальный фонд из средств, поступающих от загрязняющих воду предприятий.

    Предполагалось, что деньги из него пошли бы как на строительство и модернизацию очистных сооружений, так и на оздоровление водоемов.

    В настоящее время плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты определяется в соответствии с постановлением правительства и зависит как от объемов загрязняющих веществ, так и от их видов, а также от региона, где находится предприятие.

    В начале апреля стало известно, что Минфин подготовил проект «шести неналоговых платежей», которые могут включить в Налоговый кодекс России. Это экологический, утилизационный и гостиничный сборы, а также плата за негативное воздействие на окружающую среду, сбор с операторов связи и выплаты перевозчиков, использующих большегрузы в своей работе.

    Поначалу планировалось, что собирать подать могут уже в следующем году, однако после консультаций дату сдвинули на 2021-й.

    Однако экономист Андрей Бунич усомнился, что речь идет только о регулировании основных неналоговых платежей.

    «Подобные заявления звучат не первый раз. Сначала они называли это неналоговыми сборами, тихонько внедряя их, а теперь решили узаконить», — отмечает эксперт.

    «Единственная цель тут только в том, чтобы выжать всеми способами побольше средств. Нисколько не думая о последствиях. Естественно, это экономику загоняет в еще большую стагнацию. Но их это не интересует», — говорит Бунич.

    По его мнению, после легализации так называемых неналоговых платежей Минфин может «открыть какие-то сборы», поскольку, по его мнению, «конца подобным инициативам нет».

    Опрошенные «Финансовой газетой» эксперты также отмечают, что действия Минфина в данный момент напрямую противоречат озвученным ранее требованиям президента Владимира Путина о запрете на введение новых налогов.

    «Это, безусловно, нарушает заявление президента. Для этого они и сделали трюк. Сначала назвали это неналоговыми сборами, долгое время приучали — „мы ж налоги не повышаем“, это просто отдельные сборы. А потом оказалось, что этих сборов огромное количество, то есть практически все подпадает — любой вид деятельности. Нет такой деятельности, по которой они не придумали сбор. А если есть, то по ним тоже есть идеи что-то сделать», — пояснил Бунич.