Налог на недвижимость в Украине, ставки налога, льготы.

О налоге на недвижимое имущество в Украине — кто платит, за какие метры и сколько?

Введенный правительством Украины налог на жилую недвижимость, относится к числу местных налогов. Из его полного названия – налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка – можно понять, что относится к объектам налогообложения. Непосредственными объектами недвижимости в Украине выступают квартиры, жилые дома и прочие объекты жилого недвижимого имущества.

Не являются объектами налогообложения в Украине — объекты недвижимости:

— объекты жилой недвижимости, принадлежащие государству или территориальным громадам, а также находящиеся в их совместной собственности;

— объекты жилой недвижимости в зонах отчуждения и безусловного отселения;

— дачные или садовые дома (но не более чем один такой объект на одного плательщика налога);

— детские дома семейного типа;

— объекты жилой недвижимости многодетных или приемных семей, воспитывающих троих и более детей (но не более чем один такой объект на семью);

— общежития (п. 265.2.2 НКУ).

Налоги на недвижимость в Украине

Кто платит налог на недвижимость

Плательщиками налога являются субъекты, которые владеют объектами налогообложения на территории Украины: физические лица, юридические лица, нерезиденты (п. 265.1.1 НКУ).

Очень часто у объекта недвижимости имеется несколько владельцев. В таком случае закон определяет плательщиков налога следующим образом:

— объект находится в общей долевой собственности – плательщиком является каждое лицо в части причитающейся доли;

— объект находится в общей совместной собственности, в натуре не разделен – плательщиком является один из совладельцев по договоренности между ними (если иное не установил суд);

— объект находится в общей совместной собственности, в натуре поделен – плательщиком является каждое лицо в части причитающейся доли (п. 265.1.2 НКУ).

Базой налогообложения в Украине, выступает жилая площадь объекта:

— для физических лиц – органом ГНС на основании информации из Госреестра прав на недвижимое имущество, предоставляемой бесплатно органом госрегистрации прав на недвижимое имущество;

— для юридических лиц – непосредственно налогоплательщиком на основании данных о размере жилой площади в документах о праве собственности на объект.

Если налогоплательщик владеет несколькими объектами жилой недвижимости, то налоговая база рассчитывается отдельно по каждому объекту (а не суммируется жилая площадь).

Льготы по уплате налога на недвижимость в Украине

Закон предусматривает льготы по уплате налога на недвижимость, состоящие в уменьшении налоговой базы для определенных объектов налогообложения на фиксированное число (п. 265.4 НКУ). Вероятно, для лучшего понимания следует говорить не о льготе в ее классическом виде, а о предельных размерах жилой площади, которая не подлежит налогообложению. Установлены следующие размеры уменьшения налоговой базы (льготы) для физических лиц:

— для квартиры – 120 м2

— для жилого дома – 250 м2

Рассмотрим на примере. Гражданин единолично владеет однокомнатной квартирой, общая площадь которой – 70 м2, а жилая площадь – 30 м2. В собственности у лица нет иной жилой недвижимости. Налоговой базой выступает жилая площадь квартиры в размере 30 м2. После применения налоговой льготы налоговая база составит: 30 – 120 = — 90 (м2). Налог не будет взиматься, поскольку значение налоговой базы отрицательное.

Льготное уменьшение налоговой базы предоставляется налогоплательщику в одном из следующих порядков:

— в отношении объекта недвижимости, в котором налогоплательщик зарегистрирован;

— в отношении одного из объектов недвижимости по выбору плательщика, если он владеет несколькими объектами.

Обратим внимание на то, что льгота предоставляется только физическим лицам. Законодатель соблюдает право каждого гражданина на жилье (ст. 47 Конституции Украины), устанавливая нормы жилой площади для нормального существования лица, которые не являются предметом богатства и роскоши. Отсутствие льготы для юридических лиц оправдано.

Вне зависимости от своей основной сферы деятельности юридические лица, как правило, используют жилой фонд для получения прибыли. Жилые помещения, которые переданы состоящим на квартирном учете сотрудникам, в большинстве случаев перешли в собственность последних. Жилой фонд, который не используется в коммерческой деятельности (например, служебные помещения для приема сотрудников из иных регионов при командировании), достаточно убыточен из-за несения периодических затрат по его эксплуатации. Думается, что введение налога ускорит процесс избавления юридическими лицами от жилья, которое находится у них на балансе.

Ставки налога на недвижимость в Украине

Поскольку налог является местным, его ставки устанавливают местные органы власти в следующих пределах за каждый квадратный метр жилой площади:

— для квартир с жилой площадью до 240 м2 включительно – не более 1% от размера минимальной зарплаты, установленной на 1 января отчетного года;

— для жилых домов с жилой площадью до 500 м2 включительно – не более 1% от размера минимальной зарплаты, установленной на 1 января отчетного года;

— для квартир с жилой площадью свыше 240 м2 – не более 2,7% от размера минимальной зарплаты, установленной на 1 января отчетного года;

для жилых домов с жилой площадью свыше 500 м2 – не более 2,7% от размера минимальной зарплаты, установленной на 1 января отчетного года (п. 265.5 НКУ).

Соответственно, налоговый период составляет календарный год (п. 265.6 НКУ).

Расчет налога на недвижимость в Украине

В Украине налог на невижимость до этого года, еще не взимался. Но для демонстрации расчета предположим, что его нужно заплатить за 2012 год владельцу дома с жилой площадью — 600 м2. Допустим, что местные органы власти установили граничные размеры налоговых ставок. Законом «О Государственном бюджете Украины на 2012 год» на 01.01.2012 установлен размер минимальной зарплаты – 1073 грн.

Налоговая база: 600 – 250 (льгота) = 350 (м2)

Размер ставки: 1073 / 100 х 2,7 = 28,97 (грн.)

Размер налога: 350 х 28,97 = 10139,5 (грн.)

Сумму налога на недвижимость для физических лиц будут исчислять органы ГНС по месту нахождения объекта. Налогоплательщики – физические лица до 1 июля отчетного года должны получать налоговое уведомление-решение, в котором указывается сумма налога и реквизиты для ее уплаты. Юридические лица рассчитывают сумму налога самостоятельно.

Сроки уплаты налога на недвижимость в Украине

Установлены следующие сроки уплаты налога:

— для физических лиц – 60 дней с момента вручения налогового уведомления-решения;

— для юридических лиц – ежеквартальные авансовые взносы, с оплатой в течение 30 дней по окончании очередного отчетного квартала.

Налог на недвижимость в Украине водится с 2019 года (п. 1 раздела XIX НКУ «Заключительные положения»). Также на рассмотрении в Верховной Раде находится законопроект № 10558, предусматривающий трансформацию налога на недвижимость в налог на имущество (так называемый в обиходе, «налог на роскошь»), объектом которого кроме недвижимости могут стать прочие предметы роскоши.

Налог на недвижимость нку

Распространение действия налога на недвижимость на нежилой фонд стало одним из наиболее обсуждаемых нововведений в 2019 году. Для бизнеса, особенно для юридических лиц, этот вопрос уже переходит в практическую плоскость, учитывая, что 20 февраля 2019 года – крайний срок подачи деклараций по этому налогу, а 30 апреля 2019 – крайний срок уплаты налога за 1 квартал.

Новое законодательство породило массу вопросов как в части определения объектов, которые подпадают под налогообложение, так и в части налоговых льгот (освобождений). О некоторых из них пойдет разговор ниже.

Если с определением объекта жилой недвижимости и их основными типами (дом, квартира, комната) все очень просто и тип такой недвижимости установить достаточно легко на основании правоустанавливающих документов, то с нежилой недвижимостью дело обстоит намного сложнее.

Промышленные здания

Согласно пп. 266.2.2 Налогового кодекса предусмотрено несколько льгот по налогу в части нежилой недвижимости. Среди прочего, указано, что не являются объектом налогообложения «промышленные здания, в частности производственные корпуса, цеха, складские помещения промышленных предприятий» (пп. «є» пп. 266.2.2 НКУ).

В самом Налоговом кодексе не установлены критерии или перечень документов, на основании которых можно было бы установить принадлежность здания к категории промышленных. Налоговый кодекс только указывает, что для расчета налоговой базы (т. е. метража, но не типа объекта) по общему правилу будут использоваться данные Реестра прав на недвижимость и обременений и/или правоустанавливающих документов.

На практике встречается большое количество зданий, которые по функциональному назначению могут быть отнесены к промышленным, но имеют различия в оформлении и других параметрах. Как результат, применение льготы к некоторым таким объектам может быть поставлено под сомнение.

Если обращаться к данным Реестра прав на недвижимость и обременений (далее – Реестр) или техпаспортов и правоустанавливающих документов на недвижимость, то, как правило, в них не указывается, что здание является «промышленным». В них можно найти характеристику здания как «жилого» или «нежилого», «производственного» или «хозяйственного» и еще массу подобных терминов, которые можно относить или не относить к «промышленным» исключительно интуитивно.
Так, на практике производственные предприятия могут столкнуться с буквальным применение закона налоговыми органами и отказом в применении льготы на том основании, что в правоустанавливающих документах отсутствует словосочетание «промышленное здание», «производственный корпус», «цех», «складское помещение» и т. п.

Следует обратить внимание, что в пп. 14.1.129-1 НКУ приводится общий перечень типов объектов нежилой недвижимости: здания отельные, здания офисные, здания промышленности и склады и т. д. Такие типы в целом аналогичны названиям групп, указанным в Государственном классификаторе зданий и сооружений (ДК 018-2000). Если следовать логике классификатора, то группа «здания промышленности и склады» (125) включает 2 класса:

«здания промышленности» (код 1251):

  • Крытые здания промышленного назначения, например, фабрики, мастерские, бойни,пивоваренные заводы,складывающие предприятия и т. д. по их функциональному назначению (кроме резервуаров, силосов и складов (код 1252), зданий сельскохозяйственного назначения (код 1271) и комплексных промышленных сооружений (электростанций, нефтеперерабатывающих заводов и т. д.), которые не имеют характеристик зданий (код 230));
  • Здания предприятий машиностроения и металлообрабатывающей промышленности;
  • Здания предприятий черной металлургии;
  • Здания предприятий химической и нефтехимической промышленности;
  • Здания предприятий легкой промышленности;
  • Здания предприятий пищевой промышленности;
  • Здания предприятий медицинской и микробиологической промышленности;
  • Здания предприятий лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности;
  • Здания предприятий строительной индустрии, строительных материалов и изделий, стеклянной и фарфоро-фаянсовой промышленности;
  • Здания других промышленных производств, включая полиграфическое.
  • «резервуары, силосы и склады» (код 1252):

  • Резервуары для нефти, нефтепродуктов и газа;
  • Резервуары и емкости другие;
  • Силосы для зерна;
  • Силосы для цемента и других сыпучих материалов;
  • Склады специальные товарные;
  • Холодильники;
  • Складские площадки;
  • Склады универсальные;
  • Склады и хранилища другие.
  • Код здания по классификатору можно пробовать найти в проектной документации либо получить экспертное заключение сертифицированной организации в отношении здания, по которому возник вопрос. Но пока не известно, будет ли налоговая принимать такие аргументы.

    Сложно также понять логику законодателя, почему под освобождение от налога попали не «здания промышленности и склады», а «промышленные здания, в частности производственные корпуса, цеха, складские помещения промышленных предприятий». Второе понятие уже по своему содержанию, а также, видимо, склады (например, логистические центры), которые никак не связаны с промышленным производством, могут не попасть под освобождение.

    Указание в Реестре или правоустанавливающих документах типов зданий согласно тем, которые выписаны в Налоговом кодексе, могло бы быть наиболее эффективным решением неопределенности. Однако такое решение выглядит труднореализуемым и по-своему обременительным как для государства, так и для собственников. Поэтому ждем более традиционного решения – разъяснения налоговых органов. А пока вопрос остается открытым, можно предположить, что споры по такому поводу не будут прекращаться.

    Сооружения

    Сооружения (промышленные, инженерные, гидротехнические и другие) считаются одним из видов недвижимости наравне со зданиями. Но в Налоговом кодексе вопрос налогообложения сооружений не урегулирован. Пп. 14.1.129-1 НКУ определяет объекты нежилой недвижимости как «здания и помещения». Упоминание о сооружениях в этом определении отсутствует, что можно расценивать как освобождение сооружений от налога. В то же время сооружения прямо не поименованы в п. 266.2.2 НКУ как такие, что не являются объектом налогообложения.

    На практике, если Реестр или правоустанавливающие документы будут указывать сооружения и их площадь, то налоговые органы могут настаивать на применении к ним налога (при условии неприменения промышленной льготы), что может выливаться в сложный технический спор о разграничении понятий «здания» и «сооружения».

    Административно-бытовые здания промышленных предприятий

    Очень часто на территории промышленного предприятия размещается комплекс разных зданий, в который, среди прочего, входят административно-бытовые здания, предназначенные как для административных, так и для прочих непроизводственных целей (офисы руководства, отдела продаж, комнаты отдыха персонала и т. д.).

    Согласно пп. «б» пп. 14.1.129-1 НКУ административно-бытовые здания отнесены к офисным зданиям. Аналогичный подход использован и в классификаторе, который относит « административно-хозяйственные здания промышленных предприятий» к офисным (код 1220.5).

    Таким образом, вопрос о возможности применения к административно-бытовым зданиям промышленных предприятий льготы, предусмотренной пп. «є» пп. 266.2.2 НКУ (для промышленных зданий, в частности, производственные корпуса, цеха, складские помещения промышленных предприятий), остается спорным. Вместе с тем, исходя из буквального прочтения законодательства, есть предпосылки к тому, чтобы льгота в данном случае не применялась.

    Непригодные объекты

    Отдельно следует упомянуть проблему разрушенных, аварийных и других непригодных объектов. Законодатель предусмотрел исключения для таких объектов в жилой сфере, но в нежилой аналогичного исключения нет. Это выглядит несколько странным, т. к. известно, что существует множество старых объектов, которые уже не используются и часто существуют только на бумаге. При этом формально (на основании данных Реестра или документов) они могут попадать под налогообложение.

    С другой стороны, собственники таких объектов будут таким образом дополнительно мотивированы переоформить и более эффективно использовать свою недвижимость. До момента такого оформления собственник может также озаботиться сбором доказательной базы для подтверждения факта отсутствия здания как вещи и объекта налогообложения.

    Блог компанії Monitor.Estate

    Покупка недвижимости почти всегда сопровождается необходимостью уплаты так называемого в обиходе «налога на недвижимость», за исключением некоторых случаев. Как начисляется такой налог, каковы ставки и есть ли льготы, и что будет, если его не платить? За разъяснениями 3m2 обратился к экспертам юридической фирмы KopotLawyers.

    В действующем законодательстве нет такой правовой категории, как «налог на недвижимость». Существует общий «налог на имущество», который в соответствии со статьей 10 Налогового кодекса Украины (НКУ) относится к местным налогам, то есть налогам, устанавливаемым органами местного самоуправления. Налог на имущество, в свою очередь, согласно пункту 265.1. НКУ состоит из:

  • налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка;
  • транспортного налога;
  • платы за землю.

В данной статье речь пойдет о первом из перечисленных налогов, который для удобства будет именоваться «налогом на недвижимость».

Какую ставку налога нужно платить?

Решение органа местного самоуправления в соответствии с п. 12.3.4. НКУ об установлении местных налогов и сборов принимаются до 15 июля года, предшествующего году, в котором планируется применение устанавливаемых местных налогов и сборов или изменений (это значит, что по 2018 году решение должно быть принято до 15 июля 2017 года).

Размеры ставок и перечень объектов налогообложения местные органы определяют сами, НКУ устанавливает только ограничения: так, в соответствии с п. 266.2.2. НКУ установлен перечень объектов недвижимости, в любом случае необлагаемых налогом, а пунктом 266.5.1. – максимальный размер ставки налога в 1,5% размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года за 1 квадратный метр недвижимого имущества (это означает, что местные органы не могут определить ставку налога выше данной величины).

Если речь идет о недвижимости в городе Киев, то здесь порядок налогообложения налогом на недвижимость и размер его ставки определяется Решением Киевского городского совета от 23 июня 2011 года N 242/5629 «Об установлении местных налогов и сборов в г. Киеве» (в редакции от 08.02.2018 года). В соответствии с данным решением установлена общая ставка на стандартные объекты жилой и нежилой недвижимости в 1% от минимальной заработной платы за 1 кв. м (кроме объектов недвижимости, которые не облагаются налогом, или обладающих налоговыми льготами – приюты для бездомных, центры социальной адаптации и т.д.), но на 2017 год к ставке налога применяется коэффициент 0,75 – т.е. за 2017 год необходимо заплатить налог в размере 0,75% от минимальной з/п за 1 кв. м.

Читайте так же:  Годовая финансовая отчетность предоставляется

Какой порядок начисления налога на недвижимость?

Плательщиками данного налога являются физические и юридические лица, в том числе нерезиденты, которые являются владельцами объектов жилой и/или нежилой недвижимости. Налогом на недвижимость облагается общая площадь объектов жилой и нежилой недвижимости, а также их частей (если один объект находится в общей совместной или в общей частичной собственности) и оплачивается в размере установленной местным органом ставки за 1 кв. м.

Однако, как объясняет юрист ЮФ KopotLawyers Андрей Михеев, физическим лицам не стоит переживать – не за каждый квадратный метр необходимо платить налог. В соответствии с пунктом 266.4.1. НКУ, база налогообложения объекта/объектов жилой недвижимости, в том числе их долей, находящихся в собственности физического лица налогоплательщика, уменьшается:

а) для квартиры/квартир независимо от их количества — на 60 кв. метров;

б) для жилого дома/домов независимо от их количества — на 120 кв. метров;

в) для различных типов объектов жилой недвижимости, в том числе их долей (в случае одновременного нахождения в собственности налогоплательщика квартиры / квартир и жилого дома / домов, в том числе их частей) — на 180 кв. метров.

Это означает, что физическим лицам начисляется налог на недвижимость за каждый квадратный метр площади, превышающий вышеуказанные размеры, а если площадь объекта недвижимости ниже данного минимума, то владелец не уплачивает налог. Тем не менее, уточняет юрист, если у одного владельца имеется несколько объектов недвижимости, то ему все же придется выплачивать налог, даже если площадь каждого объекта меньше установленного минимума.

В соответствии с пунктом 266.7.1. НКУ, если у физического лица во владении есть несколько объектов жилой недвижимости одного типа (только квартиры или только жилые дома), то налог рассчитывается из их суммарной площади с вычетом минимальной необлагаемой налогом площади для данного вида недвижимости (если у физ.лица во владении несколько квартир, то из их суммарной площади вычитается 60 кв. м, а остальные метры облагаются налогом, а если несколько домов – облагаются налогом все метры суммарной площади, превышающие отметку в 120 квадратных метров). Если же у такого лица в собственности находятся несколько объектов недвижимости разных типов, то из их суммарной площади вычитается 180 квадратных метров.

Что же касается объектов нежилой недвижимости, то, как говорит управляющий партнер ЮФ KopotLawyers Владимир Копоть, на них налоговые льготы не распространяются и их владельцы (как физические, так и юридические лица) должны платить налог за каждый квадратный метр от общей площади.

Более того, при наличии в собственности налогоплательщика объекта (объектов) жилой недвижимости, в том числе его доли, находящейся в собственности физического или юридического лица, площадь которого превышает 300 квадратных метров (для квартиры) или 500 квадратных метров (для дома), рассчитанная сумма налога увеличивается на 25 000 гривен в год за каждый такой объект жилой недвижимости (его часть).

Также важно отметить, что на юридических лиц установленные пунктом 266.4.1. необлагаемые минимумы площади объектов жилой недвижимости не распространяются. Соответственно, юридические лица платят налог на недвижимость за все квадратные метры площадей объектов как жилой, так и нежилой недвижимости.

Каковы сроки оплаты налога на недвижимость?

Базовый период налогообложения налогом на недвижимость составляет 1 год. Физические лица-налогоплательщики должны получить налоговые уведомления – решения (документы, в соответствии с которыми они должны заплатить налог на недвижимость) от Государственной фискальной службы (ГФС) до 1 июля года, следующего за отчетным годом. Это означает, что до 1 июля 2018 года налогоплательщики получают решения на уплату налога за 2017 год и оплачивают его по ставкам, установленным на предыдущий год (для Киева – 0,75% от минимальной з/п (3200 гривен) за каждый 1 кв. м). Что же касается новосозданного (нововведенного в эксплуатацию) объекта жилой и/или нежилой недвижимости налог рассчитывается ГФС и уплачивается физическим лицом-плательщиком начиная с месяца, в котором возникло право собственности на такой объект.

Касательно юридических лиц-владельцев недвижимости. Они самостоятельно исчисляют сумму налога по состоянию на 1 января отчетного года и до 20 февраля этого же года подают органу ГФС по местонахождению объекта/объектов налогообложения соответствующую декларацию (по форме, установленной в соответствии со статьей 46 НКУ) с разбивкой годовой суммы равными долями поквартально (4 периода по 3 календарных месяца).

По новосозданному (нововведенному) объекту жилой и / или нежилой недвижимости декларация юридическим лицом-налогоплательщиком подается в течение 30 календарных дней со дня возникновения права собственности на такой объект, а налог уплачивается начиная с месяца, в котором возникло право собственности на такой объект.

Физические лица уплачивают налог на недвижимость в орган ГФС по месту нахождения объектов налогообложения в течение 60 дней со дня вручения налогового уведомления – решения.

Как отмечает юрист Владимир Копоть, «Если физические лица-налогоплательщики не получают соответствующие решение-уведомление от ГФС до 1 июля текущего года, то они освобождаются от ответственности за несвоевременную уплату налога (п. 266.10.2. НКУ). Это вовсе не означает, что они его не должны будут заплатить после фактического получения решения ГФС, но от уплаты предусмотренных НКУ штрафов они будут избавлены».

Юридических лиц данное положение не касается, поскольку они уплачивают налог поквартально авансовыми взносами до 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом (кварталом).

Cуществуют ли льготные категории?

Помимо вышеуказанных льгот на налогообложение по площади жилых помещений для физических лиц, налоговым кодексом также установлен целый ряд объектов недвижимости, не облагаемых налогом.Перечень объектов, которые вообще не облагаются налогом на недвижимость (Развернуть)

Также, согласно п. 266.4.2. НКУ, органы местного самоуправления могут самостоятельно устанавливать дополнительные льготы по налогу, который уплачивается на соответствующей территории, с объектов жилой и / или нежилой недвижимости, находящихся в собственности физических или юридических лиц, общественных объединений, благотворительных организаций, религиозных организаций Украины, уставы которых зарегистрированы в установленном законом порядке, и используются для обеспечения деятельности, предусмотренной такими уставами.

Как поясняет юрист Андрей Михеев, «Льготы по налогу для физических лиц определяются исходя из их имущественного положения и уровня доходов. Льготы по налогу, который уплачивается на соответствующей территории с объектов нежилой недвижимости, устанавливаются в зависимости от имущества, являющегося объектом налогообложения».

Важно отметить, что в отношении физических лиц как льгота по установлению необлагаемого налогом минимума площади по пункту 266.4.1. НКУ, так и любые дополнительные местные льготы не применяются, если:

  • площадь такого/таких объекта/объектов превышает пятикратный размер необлагаемой налогом площади для соответствующего вида жилого помещения (60 кв. м для квартир, 120 кв. м для жилых домов);
  • объект/объекты используются физическим лицом собственником для получения доходов (сдаются в аренду, лизинг, займ, используются в предпринимательских целях). Следовательно, это еще одна причина, почему арендодатели так не любят официально оформлять договоры аренды квартир и домов.
  • Что будет, если налог не уплатить?

    За неуплату налогов, в том числе и налога на недвижимость, должники несут общую ответственность, предусмотренную НКУ за неуплату налоговых обязательств. Так, в соответствии с пунктом 126.1. НКУ, должники уплачивают штраф в следующем размере:

  • при задержке до 30 календарных дней включительно, следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства, — в размере 10% погашенной суммы налогового долга;
  • при задержке более 30 календарных дней, следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства, — в размере 20% погашенной суммы налогового долга.
  • Помимо этого, юристы ЮФ KopotLawyers обращают внимание, что на сумму налогового долга, с 1 дня, следующего за граничным сроком уплаты налогового обязательства, начисляется пеня на каждый календарный день в размере 120% годовых учетной ставки НБУ, действующей на каждый такой день (абзац 1 пункта 129.4. НКУ).

    Редакция от 01.07.2019 г.

    РАЗДЕЛ XII. НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО

    (Название XII раздела в редакции
    Закона Украины от 28.12.2019 г. N 71-VIII)

    Статья 265. Состав налога на имущество

    265.1. Налог на имущество состоит из:

    265.1.1. налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка;

    265.1.2. транспортного налога;

    265.1.3. платы за землю.

    (статья 265 с изменениями, внесенными согласно
    Законам Украины от 04.07.2019 г. N 403-VII,
    от 27.03.2019 г. N 1166-VII;
    в редакции Закона Украины
    от 28.12.2019 г. N 71-VIII)

    Статья 266. Налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка

    266.1. Плательщики налога

    266.1.1. Плательщиками налога являются физические и юридические лица, в том числе нерезиденты, которые являются владельцами объектов жилой и/или нежилой недвижимости.

    266.1.2. Определение плательщиков налога в случае пребывания объектов жилой и/или нежилой недвижимости в общей частичной или общей совместной собственности нескольких лиц:

    а) если объект жилой и/или нежилой недвижимости находится в общей частичной собственности нескольких лиц, плательщиком налога является каждое из этих лиц за принадлежащую ему часть;

    б) если объект жилой и/или нежилой недвижимости находится в общей совместиой собственности нескольких лиц, но не разделен в натуре, плательщиком налога является один из таких лиц-владельцев, определенных по их согласию, если другое не установлено судом;

    в) если объект жилой и/или нежилой недвижимости находится в общей совместной собственности нескольких лиц и разделен между ними в натуре, плательщиком налога является каждое из этих лиц за принадлежащую ему часть.

    266.2. Объект налогообложения

    266.2.1. Объектом налогообложения является объект жилой и нежилой недвижимости, в том числе его часть.

    266.2.2. Не является объектом налогообложения:

    а) объекты жилой и нежилой недвижимости, находящиеся в собственности органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций, созданных ими в установленном порядке, которыек полностью содержатся за счет соответствующего государственного бюджета или местного бюджета и являются неприбыльными (их общей собственности);

    б) объекты жилой и нежилой недвижимости, расположенные в зонах отчуждения и безусловного (обязательного) отселения, определенные Законом, в том числе их части;

    в) здания детских домов семейного типа;

    ґ) жилая недвижимость непригодная для проживания, в том числе в связи с аварийным состоянием, признанная такой согласно решению сельского, поселкового, городского совета или совета объединенной территориальной общины, созданного согласно Закону и перспективному плану формирования территорий общин;

    (подпункт «ґ» подпункта 266.2.2 пункта 266.2 статьи 266 в редакции
    Закона Украины от 24.12.2019 г. N 909-VIII)

    д) объекты жилой недвижимости, в том числе их части, принадлежащие детям-сиротам, детям, лишенным родительской опеки, и лицам из их числа, признанных такими в соответствии с Законом, детям-инвалидам, которые воспитываются одинокими матерями (родителями), но не более одного такого объекта на ребенка;

    е) объекты нежилой недвижимости, используемые субъектами хозяйствования малого и среднего бизнеса, осуществляющими свою деятельность в малых архитектурных формах и на рынках;

    є) здания промышленности, в частности производственные корпуса, цеха, складские помещения промышленных предприятий;

    ж) здания, сооружения сельскохозяйственных товаропроизводителей (юридических и физических лиц), отнесенные к классу «Здания сельскохозяйственного назначения, лесоводства и рыбного хозяйства» (код 1271) Государственного классификатора зданий и сооружений ДК 018-2000, и не сдающиеся их владельцами в аренду, лизинг, займ;

    (подпункт «ж» подпункта 266.2.2 пункта 266.2 статьи 266
    в редакции Закона Украины от 23.11.2018 г. N 2628-VIII)

    з) объекты жилой и нежилой недвижимости, находящиеся в собственности общественных организаций инвалидов и их предприятий;

    и) объекты недвижимости, находящиеся в собственности религиозных организаций, уставы (положения) которых зарегистрированы в установленном законом порядке, и используются исключительно для обеспечения их уставной деятельности, включая те, в которых осуществляют деятельность основанные такими религиозными организациями благотворительные учреждения (приюты, интернаты, больницы и т.п.), кроме объектов недвижимости, в которых осуществляется производственная и/или хозяйственная деятельность.

    (подпункт 266.2.2 пункта 266.2 статьи 266 дополнен подпунктом «и»
    согласно Закону Украины от 14.05.2019 г. N 420-VIII)

    і) здания дошкольных и общеобразовательных учебных заведений независимо от формы собственности и источников финансирования, которые используются для предоставления образовательных услуг.

    (подпункт 266.2.2 пункта 266.2 статьи 266 дополнен подпунктом «і»
    согласно Закону Украины от 17.07.2019 г. N 654-VIII)

    ї) объекты нежилой недвижимости государственных и коммунальных детских санаторно-курортных заведений и заведений оздоровления и отдыха детей, а также детских санаторно-курортных заведений и заведений оздоровления и отдыха детей, находящиеся на балансе предприятий, учреждений и организаций, являющихся неприбыльными и включенных контролирующим органом в Реестр неприбыльных учреждений и организаций. В случае исключения из Реестра неприбыльных учреждений и организаций декларация подается плательщиком налога на протяжении 30 календарных дней со дня исключения, а налог уплачивается начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором произошло исключение из Реестра неприбыльных учреждений и организаций;

    (подпункт 266.2.2 пункта 266.2 статьи 266 дополнен подпунктом «ї»
    согласно Закону Украины от 21.12.2019 г. N 1797-VІІІ)

    й) объекты нежилой недвижимости государственных и коммунальных центров олимпийской подготовки, школ высшего спортивного мастерства, центров физического здоровья населения, центров по развитию физической культуры и спорта инвалидов, детско-юношеских спортивных школ, а также центров олимпийской подготовки, школ высшего спортивного мастерства, детско-юношеских спортивных школ и спортивных сооружений всеукраинских физкультурно-спортивных обществ, их местных ячеек и обособленных подразделений, являющихся неприбыльными и включенных в Реестр неприбыльных учреждений и организаций. В случае исключения таких учреждений и организаций из Реестра неприбыльных учреждений и организаций декларация подается плательщиком налога на протяжении 30 календарных дней со дня исключения, а налог уплачивается начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором произошло исключение из Реестра неприбыльных учреждений и организаций;

    (подпункт 266.2.2 пункта 266.2 статьи 266 дополнен подпунктом «й»
    согласно Закону Украины от 21.12.2019 г. N 1797-VІІІ)

    к) объекты нежилой недвижимости баз олимпийской и паралимпийской подготовки. Перечень таких баз утверждается Кабинетом Министров Украины;

    (подпункт 266.2.2 пункта 266.2 статьи 266 дополнен подпунктом «к»
    согласно Закону Украины от 21.12.2019 г. N 1797-VІІІ)

    л) объекты жилой недвижимости, принадлежащие многодетным или приемным семьям, в которых воспитывается пять и более детей.

    (подпункт 266.2.2 пункта 266.2 статьи 266 дополнен подпунктом «л»
    согласно Закону Украины от 21.12.2019 г. N 1797-VІІІ)

    266.3. База налогообложения

    266.3.1. Базой налогообложения является общая площадь объекта жилой и нежилой недвижимости, в том числе ее частей.

    266.3.2. База налогообложения объектов жилой и нежилой недвижимости, в том числе их частей, находящихся в собственности физических лиц, исчисляется контролирующим органом на основании данных Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество, который безвозмездно предоставляются органами государственной регистрации прав на недвижимое имущество и/или на основании оригиналов соответствующих документов налогоплательщика, в частности документов на право собственности.

    266.3.3. База налогообложения объектов жилой и нежилой недвижимости, в том числе их частей, находящихся в собственности юридических лиц, исчисляется такими лицами самостоятельно исходя из общей площади каждого отдельного объекта налогообложения на основании документов, подтверждающих право собственности на такой объект.

    266.4. Льготы по уплате налога

    266.4.1. База налогообложения объекта/объектов жилой недвижимости, в том числе их частей, находящихся в собственности физического лица плательщика налога, уменьшается:

    а) для квартиры/квартир независимо от их количества — на 60 кв. метров;

    б) для жилого дома/домов независимо от их количества — на 120 кв. метров;

    в) для разных типов объектов жилой недвижимости, в том числе их частей (в случае одновременного пребывания в собственности плательщика налога квартиры/квартир и жилого дома/домов, в том числе их частей), — на 180 кв. метров.

    Читайте так же:  Требования пожарная безопасность конспект

    Такое уменьшение предоставляется один раз за каждый базовый налоговый (отчетный) период (год).

    Абзац шестой исключен.

    (абзац шестой подпункта 266.4.1 пункта 266.4 статьи 266 исключен на основании
    Закона Украины от 24.12.2019 г. N 909-VIII)

    266.4.2. Сельские, поселковые, городские советы и советы объединенных территориальных общин, созданные согласно Закону и перспективному плану формирования территорий общин, устанавливают льготы по налогу, уплачиваемому на соответствующей территории, с объектов жилой и/или нежилой недвижимости, находящихся в собственности физических или юридических лиц, общественных объединений, благотворительных организаций, религиозных организаций Украины, уставы (положения) которых зарегистрированы в установленном Законом порядке, и используются для обеспечения деятельности, предусмотренной такими уставами (положениями).

    Льготы по налогу, уплачиваемому на соответствующей территории с объектов жилой и нежилой недвижимости, для физических лиц определяются исходя из их имущественного состояния и уровня доходов.

    Льготы по налогу, уплачиваемому на соответствующей территории с объектов нежилой недвижимости, устанавливаются в зависимости от имущества, являющегося объектом налогообложения.

    Органы местного самоуправления до 25 декабря года, следующего за отчет ым , подают соответствующему контролирующему органу по местонахождению объекта жилой и/или нежилой недвижимости информацию относительно ставок и предоставленных льгот юридическим и/или физически м лицам по уплат е налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, по форме, утвержденной Кабинетом Министров Украины.

    ( абзац четвертый подпункта 266.4.2 пункта 266.4 статьи 266 с изменениями, внесенными
    внесенными согласно Закону Украины от 07.12.2017 г. N 2245-VІІІ)

    (подпункт 266.4.2 пункта 266.4 статьи 266 в редакции
    Закона Украины от 21.12.2019 г. N 1797-VІІІ)

    266.4.3. Льготы по налогу, предусмотренные подпунктами 266.4.1 и 266.4.2 этого пункта, для физических лиц не применяются к:

    объекту/объектам налогообложения, если площадь такого/таких объекта/объектов превышает пятикратный размер необлагаемой площади, установленной подпунктом 266.4.1 этого пункта;

    объекту/объектам налогообложения, используемых их владельцами с целью получения доходов (сдаются в аренду, лизинг, заем, используются в предпринимательской деятельности).

    (пункт 266.4 статьи 266 дополнен подпунктом 266.4.3
    согласно Закону Украины от 21.12.2019 г. N 1797-VІІІ)

    266.5. Ставка налога

    266.5.1. Ставки налога для объектов жилой и/или нежилой недвижимости, которые находятся в собственности физических и юридических лиц, устанавливаются по решению сельского, поселкового, городского совета или ради объединенных территориальных общин, которые созданы согласно закону и перспективному плану формирования территорий общин, в зависимости от местоположения (зональности) и типов таких объектов недвижимости в размере, который не превышает 1,5 процента размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года, за 1 квадратный метр базы налогообложения.

    (подпункт 266.5.1 пункта 266.5 статьи 266 в редакции
    Закона Украины от 24.12.2019 г. N 909-VIII; с изменениями, внесенными
    согласно Закону Украины от 20.12.2019 г. N 1791-VІІІ)

    266.6. Налоговый период

    266.6.1. Базовый налоговый (отчетный) период равняется календарному году.

    266.7. Порядок исчисления суммы налога

    266.7.1. Исчисление суммы налога с объекта/объектов жилой недвижимости, находящихся в собственности физических лиц, осуществляется контролирующим органом по месту налогового адреса (месту регистрации) владельца такой недвижимости в таком порядке:

    а) при наличии в собственности плательщика налога одного объекта жилой недвижимости, в том числе его доли, налог исчисляется, исходя из базы налогообложения, уменьшенной согласно подпунктам «а» или «б» подпункта 266.4.1 пункта 266.4 этой статьи и соответствующей ставки налога;

    (подпункт «а» подпункта 266.7.1 пункта 266.7 статьи 266 с изменениями, внесенными
    согласно Закону Украины от 24.12.2019 г. N 909-VIII)

    б) при наличии в собственности плательщика налога более одного объекта жилой недвижимости одного типа, в том числе их долей, налог исчисляется исходя из суммарной общей площади таких объектов уменьшенной согласно подпунктам «а» или «б» подпункта 266.4.1 пункта 266.4 этой статьи и соответствующей ставки налога;

    (подпункт «б» подпункта 266.7.1 пункта 266.7 статьи 266 с изменениями, внесенными
    согласно Закону Украины от 24.12.2019 г. N 909-VIII)

    в) при наличии в собственности плательщика налога объектов жилой недвижимости разных видов, в том числе их долей, налог исчисляется исходя из суммарной общей площади таких объектов, уменьшенной согласно подпункту «в» подпункта 266.4.1 пункта 266.4 этой статьи и соответствующей ставки налога;

    (подпункт «в» подпункта 266.7.1 пункта 266.7 статьи 266 с изменениями, внесенными
    согласно Закону Украины от 24.12.2019 г. N 909-VIII)

    г) сумма налога, исчисленная с учетом подпунктов «б» и «в» этого подпункта, распределяется контролирующим органом пропорционально к удельному весу общей площади каждого из объектов жилой недвижимости;

    ґ) при наличии в собственности плательщика налога объекта (объектов) жилой недвижимости, в том числе их долей, находящихся в собственности физического или юридического лица — плательщика налога, общая площадь которого превышает 300 квадратных метров (для квартиры) и/или 500 квадратных метров (для дома), сумма налога, рассчитанная согласно подпунктам «а» — «г» этого подпункта, увеличивается на 25 000 гривен на год за каждый такой объект жилой недвижимости (его долю).

    (подпункт 266.7.1 пункта 266.7 статьи 266 дополнен подпунктом «ґ»
    согласно Закону Украины от 24.12.2019 г. N 909-VIII)

    Исчисление суммы налога с объекта/объектов нежилой недвижимости, находящихся в собственности физических лиц, осуществляется контролирующим органом по месту налогового адреса (месту регистрации) владельца такой недвижимости, исходя из общей площади каждого из объектов нежилой недвижимости и соответствующей ставки налога.

    266.7.2. Налоговое/налоговые уведомления-решения об уплате суммы/сумм налога, исчисленного в соответствии с подпунктом 266.7.1 пункта 266.7 этой статьи, и соответствующие платежные реквизиты, в частности, органов местного самоуправления по местонахождению каждого из объектов жилой и/или нежилой недвижимости, направляются (вручаются) плательщику налога контролирующим органом по месту его налогового адреса (месту регистрации) до 1 июля года, следующего за базовым налоговым (отчетным) периодом (годом).

    Относительно вновь созданного (нововведенного) объекта жилой и/или нежилой недвижимости налог уплачивается физическим лицом-плательщиком, начиная с месяца, в котором возникло право собственности на такой объект.

    Контролирующие органы по месту проживания (регистрации) плательщиков налога в десятидневный срок информируют соответствующие контролирующие органы по местонахождению объектов жилой и/или нежилой недвижимости о направленных (врученных) плательщику налога налоговых увендомлениях-решениях об уплате налога в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующим государственную финансовую политику.

    (абзац третий подпункта 266.7.2 пункта 266.7 статьи 266 с изменениями, внесенными
    согласно Закону Украины от 21.12.2019 г. N 1797-VІІІ)

    Начисление налога и направление (вручение) налоговых уведомлений-решений об уплате налога физическим лицам — нерезидентам осуществляют контролирующие органы по местонахождению объектов жилой и/или нежилой недвижимости, находящихся в собственности таких нерезидентов.

    266.7.3. Плательщики налога имеют право обратиться с письменным заявлением в контролирующий орган по месту жительства (регистрации) для проведения сверки данных относительно:

    объектов жилой и/или нежилой недвижимости, в том числе их частей, находящихся в собственности плательщика налога;

    размера общей площади объектов жилой и/или нежилой недвижимости, находящихся в собственности плательщика налога;

    права на пользование льготой по уплате налога;

    размера ставки налога;

    начисленной суммы налога.

    В случае выявления расхождений между данными контролирующих органов и данными, подтвержденными плательщиком налога на основании оригиналов соответствующих документов, в частности документов на право собственности, контролирующий орган по месту жительства (регистрации) плательщика налога производит перерасчет суммы налога и направляет (вручает) ему новое налоговое уведомление-решение. Предыдущее налоговое уведомление-решение считается отмененным (отозванным).

    266.7.4. Органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество, а также органы, осуществляющие регистрацию местожительства физических лиц, обязаны ежеквартально в 15-дневный срок после окончания налогового (отчетного) квартала подавать контролирующим органам сведения, необходимые для расчета и взимания налога физическими и юридическими лицами, по месту расположения такого объекта недвижимого имущества по состоянию на первое число соответствующего квартала в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.

    (подпункт 266.7.4 пункта 266.7 статьи 266 в редакции
    Закона Украины от 21.12.2019 г. N 1797-VІІІ)

    266.7.5. Плательщики налога — юридические лица самостоятельно исчисляют сумму налога состоянием на 1 января отчетного года и до 20 февраля этого же года подают контролирующему органу по местонахождению объекта/объектов налогообложения декларацию по формой, установленной в порядке, предусмотренном статьей 46 данного Кодекса, с разбивкой годовой суммы равными долями поквартально.

    Относительно вновь созданного (нововведенного) объекта жилой и/или нежилой недвижимости декларация юридическим лицом — плательщиком подается в течение 30 календарных дней со дня возникновения права собственности на такой объект, а налог уплачивается начиная с месяца, в котором возникло право собственности на такой объект.

    266.8. Порядок исчисления сумм налога в случае изменения владельца объекта налогообложения налогом

    266.8.1. В случае перехода права собственности на объект налогообложения от одного владельца к другому на протяжении календарного года налог исчисляется для предыдущего собственника за период с 1 января этого года до начала того месяца, в котором прекратилось право собственности на указанный объект налогообложения, а для нового собственника — начиная с месяца, в котором он приобрел право собственности.

    (подпункт 266.8.1 пункта 266.8 статьи 266 с изменениями, внесенными
    согласно Закону Украины от 21.12.2019 г. N 1797-VІІІ)

    266.8.2. Контролирующий орган направляет налоговое уведомление-решение новому владельцу по получении информации о переходе права собственности.

    266.9. Порядок уплаты налога

    266.9.1. Налог уплачивается по месту расположения объекта/объектов налогообложения и зачисляется в соответствующий бюджет согласно положений Бюджетного кодекса Украины.

    Физические лица могут уплачивать налог в сельской и поселковой местности через кассы сельских (поселковых) советов или советов объединенных территориальных общин, созданных согласно Закону и перспективному плану формирования территорий общин, по квитанцие о приеме налогов.

    (абзац второй подпункта 266.9.1 пункта 266.9 статьи 266 в редакции
    Закона Украины от 24.12.2019 г. N 909-VIII)

    266.10. Сроки уплаты налога

    266.10.1. Налоговое обязательство за отчетный год по налогу уплачивается:

    (статья 266 с изменениями, внесенными согласно
    Законам Украины от 07.07.2011 г. N 3609-VI,
    от 24.05.2012 г. N 4834-VI;
    в редакции Закона Украины
    от 28.12.2019 г. N 71-VIII)

    266.10.2. В случае если контролирующий орган не направил (не вручил) налоговое/налоговые уведомление -решение в сроки, установленные подпунктом 266.7.2 пункта 266.7 этой статьи, физически е лица освобождаются от ответственности, предусмотренной данным Кодексом за несвоевременную уплату налогового обязательства.

    (пункт 266.10 статьи 266 дополнен подпунктом 266.10.2
    согласно Закону Украины от 07.12.2017 г. N 2245-VІІІ)

    266.10.3. Налоговое обязательство по это му налог у может быть на числено за налоговые (отчетные) периоды (года) в пределах сроков, определенных пунктом 102.1 стать и 102 данного Кодекса.

    (пункт 266.10 статьи 266 дополнен подпунктом 266.10. 3
    согласно Закону Украины от 07.12.2017 г. N 2245-VІІІ)

    Статья 267. Транспортный налог

    267.1. Плательщики налога

    267.1.1. Плательщиками транспортного налога являются физические и юридические лица, в том числе нерезиденты, имеющие зарегистрированные в Украине согласно действующему законодательству собственные легковые автомобили, которые в соответствии с подпунктом 267.2.1 пункта 267.2 этой статьи являются объектами налогообложения.

    267.2. Объект налогообложения

    267.2.1. Объектом налогообложения являются легковые автомобили, с года выпуска которых прошло не более пяти лет (включительно) и среднерыночная стоимость которых составляет свыше 375 размеров минимальной заработной платы, установленной Законом на 1 января налогового (отчетного) года.

    (абзац первый подпункта 267.2.1 пункта 267.2 статьи 267 с изменениями, внесенными
    согласно Закону Украины от 20.12.2019 г. N 1791-VІІІ)

    Такая стоимость определяется центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующим государственную политику экономического, социального развития и торговли, по методике, утвержденной Кабинетом Министров Украины, по состоянию на 1 января налогового (отчетного) года исходя из марки, модели, года выпуска, объема цилиндров двигателя, типа топлива.

    (абзац второй подпункта 267.2.1 пункта 267.2 статьи 267 в редакции
    Закона Украины от 21.12.2019 г. N 1797-VІІІ)

    Каждый год до 1 февраля налогового (отчетного) года центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующим государственную политику экономического, социального развития и торговли, на своем официальном веб-сайте размещается перечень легковых автомобилей, с года выпуска которых прошло не более пяти лет (включительно) и среднерыночная стоимость которых составляет свыше 375 размеров минимальной заработной платы, установленной Законом на 1 января налогового (отчетного) года, который должен содержать такие данные относительно этих автомобилей: марка, модель, год выпуска, объем цилиндров двигателя, тип топлива.

    (подпункт 267.2.1 пункта 267.2 статьи 267 дополнен абзацем третьим
    согласно Закону Украины от 21.12.2019 г. N 1797-VІІІ)

    (подпункт 267.2.1 пункта 267.2 статьи 267 в редакции
    Закона Украины от 24.12.2019 г. N 909-VIII)

    267.3. База налогообложения

    267.3.1. Базой налогообложения является легковой автомобиль, являющийся объектом налогообложения в соответствии с подпунктом 267.2.1 пункта 267.2 этой статьи.

    267.4. Ставка налога устанавливается в расчете на календарный год в размере 25 000 гривен за каждый легковой автомобиль, являющийся объектом налогообложения в соответствии с подпунктом 267.2.1 пункта 267.2 этой статьи.

    267.5. Налоговый период

    267.5.1. Базовый налоговый (отчетный) период равняется календарному году.

    267.6. Порядок исчисления и уплаты налога

    267.6.1. Исчисление суммы налога с объекта/объектов налогообложения физических лиц осуществляется контролирующим органом по месту регистрации плательщика налога.

    267.6.2. Налоговое/налоговые уведомления-решения об уплате суммы/сумм налога и соответствующие платежные реквизиты направляются (вручаются) плательщику налога контролирующим органом по месту его регистрации до 1 июля года базового налогового (отчетного) периода (года).

    Относительно объектов налогообложения, приобретенных на протяжении года, налог уплачивается физическим лицом-плательщиком, начиная с месяца, в котором возникло право собственности на такой объект. Контролирующий орган направляет налоговое уведомление-решение новому владельцу по получении информации о переходе права собственности.

    Начисление налога и направление (вручение) налоговых уведомлений-решений об уплате налога физическим лицам — нерезидентам осуществляют контролирующие органы по месту регистрации объектов налогообложения, находящихся в собственности таких нерезидентов.

    267.6.3. Органы внутренних дел обязаны до 1 апреля 2019 года представить контролирующим органам по месту регистрации объекта налогообложения сведения, необходимые для расчета и взимания налога физическими и юридическими лицами.

    С 1 апреля 2019 года органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств обязаны ежемесячно в десятидневный срок после истечения календарного месяца подавать контролирующим органам сведения, необходимые для расчета и взимания налога физическими и юридическими лицами, по месту регистрации объекта налогообложения по состоянию на первое число соответствующего месяца.

    (абзац второй подпункта 267.6.3 пункта 267.6 статьи 267 с изменениями, внесенными
    согласно Закону Украины от 08.11.2018 г. N 2611-VІІІ)

    Форма подачи информации устанавливается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующим государственную финансовую политику.

    (подпункт 267.6.3 пункта 267.6 статьи 267 в редакции
    Закона Украины от 21.12.2019 г. N 1797-VІІІ)

    267.6.4. Плательщики налога — юридические лица самостоятельно исчисляют сумму налога состоянием на 1 января отчетного года и до 20 февраля этого же года подают контролирующему органу по месту регистрации объекта налогообложения декларацию по форме, установленной в порядке, предусмотренном статьей 46 данного Кодекса, с разбивкой годовой суммы равными долями поквартально.

    Относительно объектов налогообложения, приобретенных на протяжении года, декларация юридическим лицом — плательщиком подается в течение месяца со дня возникновения права собственности на такой объект, а налог уплачивается начиная с месяца, в котором возникло право собственности на такой объект.

    267.6.5. В случае перехода права собственности на объект налогообложения от одного владельца к другому в течение отчетного года налог исчисляется предыдущим владельцем за период с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на отмеченный объект налогообложения, а новым владельцем — начиная с месяца, в котором он приобрел право собственности на этот объект.

    Контролирующий орган направляет налоговое уведомление-решение новому владельцу по получении информации о переходе права собственности.

    267.6.6. За объекты налогообложения, приобретенные на протяжении года, налог уплачивается пропорционально количеству месяцев, оставшихся до конца года, начиная с месяца, в котором проведена регистрация транспортного средства.

    267.6.7. В случае истечения пятилетнего возраста легкового автомобиля на протяжении отчетного года налог уплачивается за период с 1 января этого года до начала месяца, следующего за месяцем, в котором возраст такого автомобиля достиг (достигнет) пяти лет.

    Читайте так же:  Кировский мировой суд г.уфы

    (пункт 267.6 статьи 267 дополнен подпунктом 267.6.7
    согласно Закону Украины от 24.12.2019 г. N 909-VIII)

    267.6.8. В случае незаконного завладения третьим лицом легковым автомобилем, который согласно подпункту 267.2.1 пункта 267.2 этой статьи является объектом налогообложения, транспортный налог за такой легковой автомобиль неуплачивается с месяца, следующего за месяцем, в котором имел место факт незаконного завладения легковым автомобилем, если такой факт подтверждается соответствующим документом о внесении сведений о совершении уголовного правонарушения в Единый реестр досудебных расследований, выданным уполномоченным государственным органом.

    В случае возврата легкового автомобиля его владельцу (законному владельцу) налог за такой легковой автомобиль уплачивается с месяца, в котором легковой автомобиль был возвращен согласно постановлению следователя, прокурора или решения суда. Плательщик налога обязан предоставить контролирующему органу копию такого постановления (решения) на протяжении 10 дней с момента получения.

    (пункт 267.6 статьи 267 дополнен подпунктом 267.6.8
    согласно Закону Украины от 24.12.2019 г. N 909-VIII)

    267.6.9. В случае незаконного завладения третьим лицом легковым автомобилем, который согласно подпункту 267.2.1 пункта 267.2 этой статьи является объектом налогообложения, уточняющая декларация юридическим лицом — плательщиком налога подается на протяжении 30 календарных дней со дня внесения сведений о совершении уголовного правонарушения в Единый реестр досудебных расследований.

    В случае возврата легкового автомобиля его владельцу уточняющая декларация юридическим лицом — плательщиком налога подается на протяжении 30 календарных дней со дня составления постановления следователя, прокурора или вынесения постановления суда.

    (пункт 267.6 статьи 267 дополнен подпунктом 267.6.9
    согласно Закону Украины от 24.12.2019 г. N 909-VIII)

    267.6.10. Физические лица — плательщики налога имеют право обратиться с письменным заявлением в контролирующий орган по месту своей регистрации для проведения сверки данных относительно:

    а) объектов налогообложения, находящихся в собственности плательщика налога;

    б) размера ставки налога;

    в) начисленной суммы налога.

    В случае выявления расхождений между данными контролирующих органов и данными, подтвержденными плательщиком налога на основании оригиналов соответствующих документов (в частности документов, подтверждающих право собственности на объект налогообложения, переход права собственности на объект налогообложения), контролирующий орган по месту регистрации плательщика налога проводит перерасчет суммы налога и направляет (вручает) ему новое налоговое уведомление-решение. Предыдущее налоговое уведомление-решение считается отмененным (отозванным).

    (абзац пятый подпункта 167.6.10 пункта 167.10 статьи 167 с изменениями,
    внесенными согласно Закону Украины от 21.12.2019 г. N 1797-VІІІ)

    Физические лица — нерезиденты в порядке, определенном этим пунктом, обращаются за проведением сверки данных в контролирующие органы по месту регистрации объектов налогообложения.

    (пункт 267.6 статьи 267 дополнен подпунктом 267.6.10
    согласно Закону Украины от 24.12.2019 г. N 909-VIII)

    267.7. Порядок уплаты налога

    267.7.1. Налог уплачивается по месту регистрации объектов налогообложения и зачисляется в соответствующий бюджет согласно положений Бюджетного кодекса Украины.

    267.8. Сроки уплаты налога

    267.8.1. Транспортный налог уплачивается:

    а) физическими лицами — в течение 60 дней со дня вручения налогового уведомления-решения;

    б) юридическими лицами — авансовыми взносами ежеквартально до 30 числа месяца, наступающего за отчетным кварталом, которые отображаются в годовой налоговой декларации.

    (статья 267 с изменениями, внесенными согласно
    Законам Украины от 07.07.2011 г. N 3609-VI,
    от 04.11.2011 г. N 4014-VI,
    от 05.07.2012 г. N 5083-VI,
    от 02.10.2012 г. N 5412-VI;
    в редакции Закона Украины
    от 28.12.2019 г. N 71-VIII)

    Статья 268. Туристический сбор

    268.1. Туристический сбор — это местный сбор, средства от которого зачисляются в местный бюджет.

    268.2. Плательщики сбора

    268.2.1. Плательщиками сбора являются граждане Украины, иностранцы, а также лица без гражданства, прибывающие на территорию административно-территориальной единицы, на которой действует решение сельского, поселкового, городского совета или совета объединенной территориальной общины, созданной согласно Закону и перспективному плану формирования территорий общин, об установлении туристического сбора, и временно размещающиеся в местах жительства (ночевки), определенных подпунктом 268.5.1 пункта 268.5 этой статьи.

    (подпункт 268.2.1 пункта 268.2 статьи 268 с изменениями, внесенными согласно
    Законам Украины от 24.12.2019 г. N 909-VIII, от 23.11.2018 г. N 2628-VIII)

    268.2.2. Плательщиками сбора не могут быть лица, которые:

    а) постоянно проживают, в том числе на условиях договоров найма, в селе, поселке или городе, советами которых установлен такой сбор;

    б) лица определенные подпунктом «в» подпункта 14.1.213 пункта 14.1 статьи 14 данного Кодекса, прибывшие в командировку или временно размещающиеся в местах жительства (ночевки), определенных подпунктом «б» подпункта 268.5.1 пункта 268.5 этой статьи, принадлежащих физическим лицам на правах собственности или на праве пользования по договору найма;

    (подпункт «б» подпункта 268.2.2 пункта 268.2 статьи 268
    в редакции Закона Украины от 23.11.2018 г. N 2628-VIII)

    в) инвалиды, дети-инвалиды и лица, сопровождающие инвалидов I группы или детей-инвалидов (не более одного сопровождающего);

    г) ветераны войны;

    ґ) участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;

    д) лица, прибывшие по путевкам (курсовкам) на лечение, оздоровление, реабилитацию в лечебно-профилактические, физкультурно-оздоровительные и санаторно-курортные учреждения, имеющие лицензию на медицинскую практику и аккредитацию центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере здравоохранения;

    е) дети в возрасте до 18 лет;

    є) детские лечебно-профилактические, физкультурно-оздоровительные и санаторно-курортные заведения.

    ж) члены семьи физического лица первой и/или второй степени родства, определенные согласно подпункту 14.1.263 пункта 14.1 статьи 14 данного Кодекса, которые временно размещаются таким физическим лицом в местах жительства (ночевки), определенных подпунктом «б» подпункта 268.5.1 пункта 268.5 этой статьи, принадлежащих ему на правах собственности или на праве пользования по договору найма.

    (подпункт 268.2.2 пункта 268.2 статьи 268 дополнен подпунктом «ж»
    согласно Закону Украины от 23.11.2018 г. N 2628-VIII)

    268.3. Ставка сбора

    268.3.1. Ставка сбора устанавливается по решению соответствующего сельского, поселкового, городского совета или совета объединенной территориальной общины, созданной согласно Закону и перспективному плану формирования территорий общин, за каждые сутки временного размещения лица в местах жительства (ночевки), определенных подпунктом 268.5.1 пункта 268.5 этой статьи, в размере до 0,5 процента — для внутреннего туризма и до 5 процентов — для въездного туризма от размера минимальной заработной платы, установленной Законом на 1 января отчетного (налогового) года, для одного человека за одни сутки временного размещения.

    (пункт 268.3 статьи 268 в редакции Закона Украины
    от 23.11.2018 г. N 2628-VIII)

    268.4. База взимания сбора

    268.4.1. Базой взимания сбора является общее количество суток временного размещения в местах жительствах (ночевки), определенных подпунктом 268.5.1 пункта 268.5 этой статьи.

    (пункт 268.4 статьи 268 в редакции Закона Украины
    от 23.11.2018 г. N 2628-VIII)

    268.5. Налоговые агенты и места жительства (ночевки)

    268.5.1. Согласно решению сельского, поселкового, городского совета или совета объединенной территориальной общины, созданной согласно Закону и перспективному плану формирования территорий общин, взимание сбора может осуществляться с временного размещения в таких местах жительствах (ночевки):

    а) отели, кемпинги, мотели, общежития для приезжих, хостелы, дома отдыха, туристические базы, горные приюты, лагеря для отдыха, пансионаты и другие заведения гостиничного типа, санаторно-курортные заведения;

    б) жилой дом, пристройка к жилому дому, квартира, коттедж, комната, садовый дом, дачный дом, любые другие объекты, используемые для временного проживания (ночевки).

    268.5.2. Согласно решению сельского, поселкового, городского совета или совета объединенной территориальной общины, созданной согласно Закону и перспективному плану формирования территорий общин, взимание сбора может осуществляться такими налоговыми агентами:

    а) юридическими лицами, филиалами, отделениями, другими обособленными подразделениями юридических лиц согласно подпункту 268.7.2 пункта 268.7 этой статьи, физическими лицами — предпринимателями, предоставляющими услуги по временному размещению лиц в местах жительствах (ночевки), определенных подпунктом 268.5.1 этой статьи;

    б) квартирно-посредническими организациями, направляющими неорганизованных лиц с целью их временного размещения в местах жительства (ночевки), определенных подпунктом «б» подпункта 268.5.1 пункта 268.5 этой статьи, принадлежащих физическим лицам на правах собственности или на праве пользования по договору найма;

    в) юридическими лицами, которые уполномачиваются сельским, поселковым, городским советом или советом объединенной территориальной общины, созданной согласно Закону и перспективному плану формирования территорий общин, взимать сбор на условиях договора, заключенного с соответствующим советом.

    Перечень налоговых агентов и информация о них размещаются и обнародуются на официальном веб-сайте сельского, поселкового, городского совета или совета объединенной территориальной общины, созданной согласно Закону и перспективному плану формирования территорий общин.

    (пункт 268.5 статьи 268 с изменениями, внесенными
    согласно Закону Украины от 24.12.2019 г. N 909-VIII;
    в редакции Закона Украины от 23.11.2018 г. N 2628-VIII)

    268.6. Особенности взимания сбора

    268.6.1. Плательщики сбора уплачивают суммы сбора авансовым взносом перед временным размещением в местах жительства (ночевки) налоговым агентам, взимающим сбор по ставкам, в местах взимания сбора и с соблюдением других требований, определенных решением соответствующего сельского, поселкового, городского совета или совета объединенной территориальной общины, созданной согласно Закону и перспективному плану формирования территорий общин.

    За один и тот самый период пребывания плательщика сбора на территории одной административно-территориальной единицы, на которой установлен туристический сбор, повторное взимание сбора, уже уплаченного таким плательщиком сбора, не допускается.

    268.6.2. Лицо осуществляет временное размещение плательщика сбора в местах жительства (ночевки), принадлежащих такому лицу на правах собственности или на праве пользования, исключительно при наличии у плательщика сбора документа, подтверждающего уплату им туристического сбора согласно данному Кодексу и решению соответствующего сельского, поселкового, городского совета или совета объединенной территориальной общины, созданной согласно Закону и перспективному плану формирования территорий общин.

    268.6.3. В случае досрочного оставления лицом, уплатившим туристический сбор, территории административно-территориальной единицы, на которой установлен туристический сбор, сумма излишне уплаченного сбора подлежит возврату такому лицу в установленном данным Кодексом порядке.

    (пункт 268.6 статьи 268 в редакции Закона Украины
    от 23.11.2018 г. N 2628-VIII)

    268.7. Порядок уплаты сбора

    268.7.1. Налоговые агенты уплачивают сбор по своему местонахождению ежеквартально, в определенный для квартального отчетного (налогового) периода срок и согласно налоговой декларации за отчетный (налоговый) квартал, или авансовыми взносами до 30 числа (включительно) каждого месяца (в феврале — до 28 (29) включительно) на основании решения соответствующего сельского, поселкового, городского совета или совета объединенной территориальной общины, созданной согласно Закону и перспективному плану формирования территорий общин.

    Налоговые агенты, уплачивающие сбор авансовыми взносами, отображают в налоговой декларации за отчетный (налоговый) квартал суммы начисленных ежемесячных авансовых взносов. При этом окончательная сумма сбора, исчисленная согласно налоговой декларации за отчетный (налоговый) квартал (с учетом фактически внесенных авансовых платежей), уплачивается такими налоговыми агентами в сроки, определенные для квартального отчетного (налогового) периода.

    (подпункт 268.7.1 пункта 268.7 статьи 268 в редакции
    Закона Украины от 23.11.2018 г. N 2628-VIII)

    268.7.2. Налоговый агент, имеющий подразделение без статуса юридического лица, предоставляющий услуги по временному размещению в местах проживания (ночевки) не по месту регистрации такого налогового агента, обязан зарегистрировать такое подразделение как налогового агента туристического сбора в контролирующем органе по местонахождению подразделения.

    (подпункт 268.7.2 пункта 268.7 статьи 268 с изменениями, внесенными
    согласно Закону Украины от 23.11.2018 г. N 2628-VIII)

    268.7.3. Базовый налоговый (отчетный) период равняется календарному кварталу.

    (статья 268 с изменениями, внесенными согласно
    Законам Украины от 07.07.2011 г. N 3609-VI,
    от 24.05.2012 г. N 4834-VI,
    от 05.07.2012 г. N 5083-VI;
    в редакции Закона Украины
    от 28.12.2019 г. N 71-VIII)

    Статья 268 1 . Сбор за места для парковки транспортных средств

    268 1 . Плательщики сбора

    268 1 .1.1. Плательщиками сбора являются юридические лица, их филиалы (отделения, представительства), физические лица — предприниматели, которые согласно решению сельского, поселкового, городского совета или совета объединенных территориальных общин, созданных согласно Закону и перспективному плану формирования территорий общин, организовывают и проводят деятельность по обеспечению парковки транспортных средств на площадках для платной парковки и специально отведенных автостоянках.

    (подпункт 268 1 .1.1 пункта 268 1 .1 статьи 268 1 с изменениями, внесенными
    согласно Закону Украины от 24.12.2019 г. N 909-VIII)

    268 1 .1.2. Перечень специальных земельных участков, отведенных для организации и проведения деятельности по обеспечению парковки транспортных средств, в котором отмечаются их местонахождение, общая площадь, техническое обустройство, количество мест для парковки транспортных средств, утверждается решением сельского, поселкового, городского совета или совета объединенных территориальных общин, созданных согласно Закону и перспективному плану формирования территорий общин, об установлении сбора.

    (абзац первый подпункта 268 1 .1.2 пункта 268 1 .1 статьи 268 1 с изменениями, внесенными
    согласно Закону Украины от 24.12.2019 г. N 909-VIII)

    Такое решение вместе с перечнем лиц, уполномоченных организовывать и проводить деятельность по обеспечению парковки транспортных средств, предоставляется исполнительным органом сельского, поселкового, городского совета или совета объединенных территориальных общин, созданных согласно Закону и перспективному плану формирования территорий общин, контролирующему органу в порядке, установленном разделом І данного Кодекса.

    (абзац второй подпункта 268 1 .1.2 пункта 268 1 .1 статьи 268 1 с изменениями, внесенными
    согласно Закону Украины от 24.12.2019 г. N 909-VIII)

    268 1 .2. Объект и база налогообложения сбором

    268 1 .2.1. Объектом обложения является земельный участок, который согласно решению сельского, поселкового, городского совета или совета объединенных территориальных общин, созданных согласно Закону и перспективному плану формирования территорий общин, специально отведен для обеспечения парковки транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования, тротуарах или других местах, а также коммунальные гаражи, стоянки, паркинги (здания, сооружения, их части), построенные за счет средств местного бюджета, за исключением площади земельного участка, отведенного для бесплатной парковки транспортных средств, предусмотренных статьей 30 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине».

    (подпункт 268 1 .2.1 пункта 268 1 .2 статьи 268 1 с изменениями, внесенными
    согласно Закону Украины от 24.12.2019 г. N 909-VIII)

    268 1 .2.2. Базой налогообложения является площадь земельного участка, отведенная для парковки, а также площадь коммунальных гаражей, стоянок, паркингов (зданий, сооружений, их частей), построенных за счет средств местного бюджета.

    268 1 .3. Ставки сбора

    268 1 .3.1. Ставки сбора устанавливаются за каждый день проведения деятельности по обеспечению парковки транспортных средств в гривнах за 1 кв. метр площади земельного участка, отведенного для организации и проведения такой деятельности, в размере до 0,075 процента минимальной заработной платы, установленной Законом на 1 января налогового (отчетного) года.

    (подпункт 268 1 .3.1 пункта 268 1 .3 статьи 268 1 с изменениями, внесенными
    согласно Законам Украины от 24.12.2019 г. N 909-VIII,
    от 20.12.2019 г. N 1791-VІІІ)

    268 1 .3.2. При определении ставки сбора сельские, поселковые, городские советы или советы объединенных территориальных общин, созданных согласно Закону и перспективному плану формирования территорий общин, учитывают местонахождение специально отведенных мест для парковки транспортных средств, площадь специально отведенного места, количество мест для парковки транспортных средств, способ постановки транспортных средств на стоянку, режим работы и их заполняемость.

    (подпункт 268 1 .3.2 пункта 268 1 .3 статьи 268 1 с изменениями, внесенными
    согласно Закону Украины от 24.12.2019 г. N 909-VIII)

    268 1 .4. Особенности установления сбора

    268 1 .4.1. Ставка сбора и порядок уплаты сбора в бюджет устанавливаются соответствующим сельским, поселковым, городским советом или советом объединенных территориальных общин, созданных согласно Закону и перспективному плану формирования территорий общин.

    (подпункт 268 1 .4.1 пункта 268 1 .4 статьи 268 1 с изменениями, внесенными
    согласно Закону Украины от 24.12.2019 г. N 909-VIII)

    268 1 .5. Порядок исчисления и сроки уплаты сбора

    268 1 .5.1. Сумма сбора за места для парковки транспортных средств, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией за отчетный (налоговый) квартал, уплачивается ежеквартально, в определенный для квартального отчетного (налогового) периода срок, по местонахождению объекта налогообложения.

    268 1 .5.2. Плательщик сбора, имеющий подразделение без статуса юридического лица, осуществляющего деятельность по обеспечению парковки транспортных средств на земельном участке не по месту регистрации такого плательщика сбора, обязан зарегистрировать такое подразделение как плательщика сбора в контролирующем органе по местонахождению земельного участка.

    268 1 .5.3. Базовый налоговый (отчетный) период равняется календарному кварталу.

    (Раздел XII дополнен статьей 268 1 согласно
    Закону Украины от 28.12.2019 г. N 71-VIII)