Будущее НПФ, или Как бороться с незаконным переводом пенсионных накоплений

SIphotography / Depositphotos.com

По данным ПФР, в 2019 году 6,45 млн человек перевели свои пенсионные накопления из одного фонда в другой досрочно. Общие инвестиционные потери граждан от этих действий оцениваются Ассоциацией НПФ в 40 млрд руб. По предварительным оценкам за 2017 год потери составили еще минимум 55 млрд руб. А по итогам переходной кампании 2018 года потери застрахованных граждан, по некоторым оценкам, могут увеличиться до 70-80 млрд руб. Специалисты связывают эту далеко не радужную ситуацию с тем, что граждане просто не понимают установленные законом принципы перевода пенсионных накоплений. Но не последнюю роль в этом также играют злоупотребления, допускаемые недобросовестными НПФ и их агентами.

Рассмотрим подробнее особенности перехода из одного фонда в другой и существующие методы защиты застрахованными лицами своих интересов при незаконном переводе их накоплений.


В теории

Граждане вправе отказаться от получения накопительной пенсии из ПФР и передать свои накопления в НПФ (ст. 32 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»). При этом впоследствии застрахованное лицо имеет полное право сменить один фонд на другой. Правда, не чаще, чем раз в год (п. 1 ст. 36.11 Федерального закона от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»; далее – закон об НПФ). Для этого должна быть соблюдена следующая процедура:

  • гражданин заключает договор об обязательном пенсионном страховании с новым фондом;
  • застрахованное лицо направляет заявление о смене фонда в ПФР;
  • новый фонд уведомляет ПФР о заключенном договоре об обязательном пенсионном страховании;
  • ПФР вносит соответствующие изменения в единый реестр застрахованных лиц;
  • ПФР уведомляет застрахованное лицо, а также новый и прежний фонды о внесении изменений в единый реестр застрахованных лиц (п. 5 ст. 36.4 закона об НПФ).
  • Заявления о переходе в новый фонд могут быть либо «срочными», либо «досрочными». Разница состоит в том, что по «срочному» заявлению переход осуществляется в том году, который следует за годом, в котором истекает пятилетний срок с года подачи такого заявления. Вся сумма пенсионных накоплений и доходы от операций по инвестированию средств пенсионных накоплений гражданина в этом случае сохраняются (п. 1 ст. 36.2-1, п. 2 ст. 36.6-1, п. 4 ст. 36.11 закона об НПФ). В то же время по «досрочному» заявлению переход в новый фонд осуществляется в году, следующем за годом подачи соответствующего заявления. Право на инвестиционный доход при этом не сохраняется (п. 3 ст. 36.6-1 закона об НПФ). То есть переходить из одного пенсионного фонда в другой, сохраняя права на инвестиционный доход, застрахованное лицо может не чаще одного раза в пять лет (п. 3 ст. 36.6-1 закона об НПФ). Это касается как перехода из ПФР в НПФ и обратно, так и смены одного НПФ на другой. Более того, как уточнил на своем сайте ПФР, если от инвестирования средств был получен убыток, то и сумма накоплений уменьшится без права на гарантийное восполнение. Таким образом, досрочный переход имеет два существенных риска – невыплата инвестиционного дохода и отсутствие гарантии на сохранение «номинала» уплаченных взносов. Именно этот риск становится одним из ключевых при досрочном, в том числе незаконном переводе пенсионных накоплений в другой фонд.

    Чем отличаются способы управления средствами пенсионных накоплений, предусмотренные новой пенсионной реформой? Ответ на этот и другие практические вопросы – в «Базе знаний службы Правового консалтинга « интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

    Но одно дело, когда застрахованное лицо самостоятельно принимает решение досрочно сменить фонд, и совсем другое, когда перевод пенсионных накоплений происходит незаконно, без ведома гражданина. Так, в ходе организованного в мае прошлого года агентством RAEX круглого стола «Будущее пенсионного рынка» представители профессионального сообщества признали, что злоупотребления при переводе пенсионных накоплений граждан из фонда в фонд действительно есть, и они не единичны. Первый вице-президент СРО НАПФ Сергей Эрлик отметил, что в настоящее время на рынке сформировались две группы фондов, имеющие противоположные цели – одна занимается тем, что пытается удержать существующую клиентскую базу, а вторая активно переводит клиентов к себе в фонды любой ценой. Наиболее распространенная схема – составление подложных договоров о переводе пенсионных накоплений от имени граждан. «Не чистые на руку» агенты и/или фонды при этом используют незаконно полученные персональные данные застрахованных лиц и не гнушаются подделывать их подписи. Пострадавшими нередко становятся добросовестные сознательные граждане. Причем не защищены от этого не только те, кто перевел свои накопления в НПФ, но и те, кто остался в ПФР. Система работает одинаково «слаженно» в обоих случаях.


    Пробел в законодательстве

    Несмотря на довольно сложную процедуру смены пенсионного фонда, в законе есть один существенный пробел: помимо договора и заявления, которые, как показывает практика, может сфальсифицировать любой представитель недобросовестного фонда, никакого иного волеизъявления от гражданина не требуется. Более того, ПФР, которому предоставлено право отказывать в удовлетворении заявления о переходе из одного фонда в другой, детальной проверкой подписи застрахованного лица в договоре и заявлении не занимается (п. 3 ст. 36.9, п. 7 ст. 36.11 закона об НПФ). Правда, в минувшем году ПФР обязали проверять подлинность подписи застрахованного лица и устанавливать его личность при рассмотрении заявления о досрочной смене фонда. Но касается это исключительно электронных документов, подаваемых через Единый портал госуслуг. Тем самым классические «бумажные подделки», как правило, проходят контроль ведомства.

    В результате застрахованное лицо узнает о том, что его пенсионные накопления «перешли» в другой фонд только из уведомления ПФР о внесении изменений в единый реестр застрахованных лиц, а также из соответствующего письма НПФ. Однако на данном этапе как-то повлиять на этот процесс гражданин уже не может. И вот в этом кроется ключевой пробел действующего пенсионного законодательства. Кроме того, нет в законе и четкого алгоритма действий, которые следует предпринять застрахованному лицу в подобной ситуации. Защищать свои интересы таким гражданам приходится самостоятельно. А ведь далеко не каждый может похвастаться юридическим образованием или наличием лишних денежных средств на оплату услуг юриста. Так как же действовать гражданину, если пенсионные накопления были без его ведома переведены в другой фонд?


    Алгоритм действий при незаконном переводе пенсионных накоплений

    В зависимости от того, насколько гражданин готов включиться в порой весьма длительный процесс восстановления нарушенных прав, можно рассмотреть один из следующих вариантов действий.

    Оставить все как есть. Если застрахованное лицо не желает ввязываться в «выяснение отношений» либо, что тоже случается, не так уж и против, чтобы его пенсионные накопления находились в новом конкретном фонде, он может ничего не предпринимать. Но стоит помнить, что при досрочном переходе право на инвестиционный доход утрачивается.

    Заключить с прежним фондом новый договор. В этом случае пенсионные накопления будут переведены туда в общем порядке (ст. 36.4, ст. 36.6-1 закона об НПФ). Этот вариант подойдет, если гражданин не готов к длительным разбирательствам, но хотел бы вернуть свои накопления обратно. Инвестиционный доход при этом также не сохранится.

    Добиваться привлечения виновных лиц к ответственности. В данном случае результатом этого может быть:

  • признание договора недействительным (ст. 166-167, ст. 431.1 Гражданского кодекса). Для этого следует обратиться в суд по месту нахождения ответчика (фонда), приложив к исковому заявлению копии договора, запрошенного у нового страховщика, а также заявления и поручения о переходе в другой фонд, полученные от ПФР (ст. 28, ст. 56 ГПК РФ). Стоит сказать, что некоторые НПФ готовы взять эту задачу на себя, предлагая своим теперь уже бывшим клиентам написать доверенность на совершение процессуальных действий, необходимых для ведения гражданского дела о признании договора об обязательном пенсионном страховании недействительным (как правило, речь идет о коллективных исках). Если гражданин решит передать прежнему фонду такую доверенность, советуем запросить ее копию. Однако следует быть готовыми к тому, что подобный коллективный иск может быть оставлен без рассмотрения;
  • привлечение нарушителей к административной ответственности (п. 10.1 ст. 15.29 КоАП). Штраф в данном случае может составить до 30 тыс. руб. для должностных лиц и до 500 тыс. руб. – для юрлиц. Для этого можно либо обратиться в полицию по месту своего жительства, либо подать жалобу в Банк России (проще всего это сделать через интернет-приемную (http://www.cbr.ru/reception/);
  • привлечение виновных к уголовной ответственности. В этих целях необходимо подать заявление о совершении преступления в полицию по месту своего жительства. Кроме того, с соответствующим заявлением можно обратиться в местную прокуратуру и следственный комитет.
  • В теории алгоритм действий выглядит логичным и стройным, однако стоит приготовится к тому, что процесс восстановления справедливости займет немало времени.


    Теория vs. практика

    БЛАНКИ

    Исковое заявление о признании недействительной сделки, нарушающей требования закона

    Заявление о совершении преступления (незаконный перевод пенсионных накоплений путем подделки договора об обязательном пенсионном страховании)

    В распоряжении редакции портала ГАРАНТ.РУ оказались материалы весьма любопытного прецедента, которые как нельзя лучше иллюстрируют уязвимость действующего порядка досрочной смены пенсионного фонда.

    История началась в декабре 2019 года, когда А. оформила договор об обязательном пенсионном страховании с НПФ «С». Однако уже в апреле 2017 она получила уведомление о том, что этот договор был прекращен в связи с заключением нового договора с НПФ «Б», о существовании которого до того момента А. даже не подозревала. Запросив в новом фонде копию якобы заключенного с ней договора, она получила документ, в котором были указаны в том числе ее паспортные данные и СНИЛС. При этом:

  • местом заключения договора значился регион, который она никогда не посещала;
  • ее подпись была подделана (причем налицо старание третьих лиц повторить оригинальную подпись, образцом которой они, очевидно, располагали);
  • в качестве контактного телефона указан номер, никогда ей не принадлежавший.
  • А. решила пойти по самому непростому пути и добиться справедливости. Причем задействовала она все указанные выше способы: оформление доверенности представителю НПФ «С» на обращение в суд с требованием о признании договора с НПФ «Б» недействительным; подача жалобы в Банк России; обращение с соответствующим заявлением в правоохранительные органы.

    Однако «стройная» в теории система споткнулась о беспощадную практику. На момент подготовки данного материала (апрель 2018 года) какого бы то ни было вразумительного решения ни по одному из своих обращений А. не получила.

    Договор так и не признан недействительным. В ноябре НПФ «С» направил в Замоскворецкий районный суд г. Москвы коллективный иск к НПФ «Б», однако иск был возвращен. Как пояснили порталу ГАРАНТ.РУ представители фонда «С», определение судьи было основано на доводах о разделении коллективного иска на индивидуальные. Но поскольку фонд не осуществляет ведение индивидуальных исков, юристы НПФ «С» рекомендовали А. обратиться в суд самостоятельно. Примечательно, что сразу после подачи НПФ «С» гражданского иска представители службы безопасности фонда «Б» несколько раз звонили А. с предложением отказаться от исковых требований за денежное вознаграждение (наличными без оформления каких-либо документов). На встречное предложение заключить мировое соглашение они ответили отказом. Затем в адрес А. пришло письмо, в котором сотрудники фонда «Б» «угрожали» ей судебными расходами, которые «могут превысить суммы инвестиционного дохода». Как первое, так и второе «предложение» А. проигнорировала. На данный момент она направила в суд ходатайство об ознакомлении с материалами дела с намерением в дальнейшем обратиться в суд с индивидуальным иском к фонду «Б».

    Виновные лица так и не привлечены к административной ответственности. Получив в мае 2017 года обращение А. о допущенном нарушении, регулятор направил в НПФ «Б» и ПФР предписание и запрос на предоставление документов и сведений в отношении изложенных фактов. 15 декабря 2017 года полученные материалы были направлены Банком России в Управление экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по г. Москве. В том случае, если из правоохранительных органов поступят документы, подтверждающие предоставление НПФ «Б» недостоверных сведений в ПФР, а также подложность договора и заявления, Банком России будет рассмотрен вопрос о привлечении фонда к административной ответственности (п. 10.1 ст. 15.29 КоАП). Однако пока никакой информации от правоохранителей ни регулятор, ни А. не получили. Как пояснили А. в ведомстве, сотрудник, который занимался этим запросом, вышел на пенсию, а поиск обращения по входящему и исходящему номерам не дал результатов. В связи с этим А. направила соответствующий запрос на имя руководителя УЭБиПК по г. Москве.

    Уголовное дело так и не возбуждено. К слову, до сих пор нет и мотивированного отказа в его возбуждении. Направленное в июне прошлого года заявление несколько раз передавалось из одного ведомства в другое, из одного Управления – в другое: из ГУ МВД России по г. Москве – в Управление внутренних дел ЦАО ГУ МВД по г. Москве, из Прокуратуры г. Москвы – в ГУ МВД России по г. Москве и т. д. В августе А. получила письмо, согласно которому ее заявление было приобщено к неизвестному материалу об отказе в возбуждении уголовного дела. Ни соответствующего постановления, ни иной информации о рассмотрении правоохранительными органами ее заявления до этого она не получала. В связи с чем А. снова обратилась в Прокуратуру г. Москвы с заявлением о ненадлежащем проведении проверки сотрудниками полиции, и в результате решение об отказе в возбуждении уголовного дела (постановление о котором она так и не видела) было отменено. Самое интересное началось потом. 21 декабря 2017 года Отдел МВД России по Басманному району г. Москвы направил А. копию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 1 июля 2017 года. При этом составивший постановление участковый уполномоченный отдела прямо отметил, что установить обстоятельства заключения договора с фондом «Б» «не представилось возможным, так как договор заключался на территории республики Татарстан». Более того, А, добавил участковый, «по неустановленной причине не смогла предоставить копии платежных документов указывающих на перевод денежных средств на счета фонда». Никакой иной мотивировки, позволившей отказать в возбуждении уголовного дела, в документе не содержится. Указанное постановление А. также обжаловала. На текущий момент (апрель) результаты рассмотрения жалобы неизвестны.

    Портал ГАРАНТ.РУ уточнил у правоохранительных органов, как часто к ним обращаются граждане в связи с незаконным переводом их пенсионных накоплений и есть ли прецеденты возбуждения уголовных дел по таким обращениям. В пресс-службе ГУ МВД России по г. Москве нам пояснили, что информацией по данному вопросу не располагают, поскольку она находится в ведении Следственного комитета РФ, однако в комитете от комментариев воздержались. Не стали комментировать ситуацию и представители Прокуратуры ЦАО г. Москвы.

    Приведенный пример демонстрирует неутешительный результат: защитить свои интересы самостоятельно у рядового гражданина не так много шансов. Предусмотренные законом методы на практике почти не работают, а терпения и сил переломить ситуацию хватит не у многих, тем более, что помощь квалифицированного юриста, как было отмечено выше, также далеко не всем по карману. Наиболее результативным можно назвать способ признания договора недействительным через суд. Но с учетом опыта А. обращаться в суд следует самостоятельно, не прибегая к содействию прежнего НПФ.

    Вместе с тем основной проблемой все же остается тот факт, что большинство застрахованных лиц даже не знают о том, что их накопления были переведены, а инвестиционных доход утрачен. Напомним, что уточнить состояние своих пенсионных накоплений можно на портале госуслуг.

    Устранить существующий пробел и защитить интересы застрахованных лиц призван законопроект 1 , предусматривающий создание административной платформы Банка России, которая должна обеспечить информирование участников данных правоотношений о вновь заключенных договорах об обязательном пенсионном страховании, а также повысить эффективность контроля над деятельностью НПФ. С помощью этой платформы предлагается, в частности, обязать фонды уведомлять ПФР, Банк России и текущий НПФ застрахованного лица о заключенном договоре. Помимо этого, документ предлагает ввести «период охлаждения», в течение которого гражданин сможет прекратить новый договор до его вступления в силу.

    Вместе с тем некоторые эксперты относятся к данной инициативе осторожно. Так, президент Ассоциации НПФ Сергей Беляков уверен, что представленный законопроект сложившуюся проблему решит только в том случае, если будет налажена система информирования застрахованных лиц. «У нас нет общения с клиентом. После информирования текущим страховщиком застрахованного лица о том, сколько он потеряет при переходе, клиент должен решить, хочет ли он действительно переходить в другой фонд. Клиент часто даже не знает, что он сделал какое-то волеизъявление. Это проблема агентов и недобросовестного поведения фондов», – пояснил он. В связи с этим эксперты настаивают на необходимости детально регламентировать порядок уведомления застрахованного лица о последствиях перехода в другой НПФ и получения от него соответствующего подтверждения.

    Редакция портала ГАРАНТ.РУ обратилась за комментариями к ведущим НПФ: АО «НПФ Сбербанка», ОАО «НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ», АО «НПФ ВТБ», АО «НПФ РГС» и АО НПФ «САФМАР», однако ни в одном из фондов оказались не готовы дать оценку сложившейся на рынке ситуации. Тем не менее представитель одного из НПФ в неофициальной беседе рассказал редакции о том, что в настоящий момент фонды совместно с Банком России обсуждают необходимость повышения контроля над агентами в целях предотвращения нарушений с их стороны и недопущения финансовых потерь граждан. Одной из возможных мер может стать централизованное снижение размера комиссионного вознаграждения.

    Читайте так же:  Пенсионный стаж в москве

    Тем временем рассмотрение обращений А. компетентными органами продолжается. Мы будем внимательно следить за развитием этого дела.

    1 С текстом законопроекта № 1060080-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

    Договор об опс с нпф вступает в силу

    Актуальная информация о Фонде:
    история, награды, руководство,
    доходность и другие цифры.

    Работа в сильной команде

    Ознакомьтесь с нашими вакансиями
    и найдите работу мечты

    Узнайте как перевести накопительную пенсию в НПФ Сбербанка, оформить негосударственную пенсию, а также преумножить свои накопления

    Вы можете получить больше

    Оформить индивидуальный пенсионный план онлайн

    Узнайте, о корпоративных программах
    НПФ Сбербанка

    Корпоративная программа вашего работодателя

    У вас есть уникальный код программы? Подключитесь к программе онлайн!

    Инвестиционная деятельность

    Узнайте об инвестиционной стратегии
    НПФ Сбербанка и показателях
    инвестиционной деятельности

    Работодатель за счет своих средств перечисляет в Пенсионный Фонд России (ПФР) страховые взносы – 22% от заработной платы работника. До 2019 года 22% распределялись между страховой (16%) и накопительной пенсией (6%), с 2019 года накопительная пенсия «заморожена», и все 22% формируют страховую пенсию.

    Управлять можно только накопительной пенсией — той суммой, которая накоплена до «заморозки»: оставить в ПФР или перевести свои пенсионные накопления в Негосударственный Пенсионный Фонд (НПФ). Переход может быть срочным или досрочным. Узнать объем пенсионных накоплений можно в Личном кабинете на сайте ПФР.

    Ваша зарплата —
    21 000 руб./мес.

    Отчисления в ПФР —
    22% = 4 620 руб./мес.

    Работодатель перечисляет 22% от вашей
    зарплаты за счет средств компании

    Взносы на страховую пенсию переводятся в
    баллы, на накопительную остаются в рублях

    Накопительная пенсия —
    6% = 1 260 руб./мес.

    Накопления, сформированные до 2019 года, можно перевести в НПФ

    Доходность
    за 2017 год — 8,34%

    НПФ инвестирует ваши
    пенсионные накопления

    60 лет,
    пенсионный возраст

    Накопительная
    пенсия от НПФ

    Дополнительно к страховой пенсии
    вы получаете накопительную от НПФ

    Как перевести накопительную пенсию

    Для заключения договора обратитесь в офис НПФ Сбербанка

    Оформить заявление на перевод возможно одним из 2 способов (шаблон заявления):

    • В любом удобном отделении ПФР
    • Онлайн, через портал Госуслуги (при наличии квалифицированной электронной подписи)

    Вам потребуется паспорт и СНИЛС

    Узнать статус договора Вы можете, зарегистрировавшись в Личном кабинете на сайте Фонда.

    Для вступления договора об ОПС в силу Вам необходимо подать в ПФР заявление о досрочном переходе в НПФ Сбербанка до 1 декабря текущего года.

    В случае принятия положительного решения ПФР, Ваши накопления поступят в НПФ Сбербанка до 31 марта следующего года.

    Почему НПФ Сбербанка

    НПФ Сбербанка выбрали
    уже 8,3 миллиона граждан

    Фонд одним из первых вошел
    в систему гарантирования прав
    застрахованных лиц

    Максимальный рейтинг
    надежности от ведущих
    рейтинговых агентств

    НПФ Сбербанка инвестирует
    только в надежные ценные
    бумаги

    Единственный акционер — ПАО Сбербанк,
    услугами которого пользуются 70%
    населения нашей страны

    С 1 января 2019 года вступил в силу новый порядок смены страховщика по обязательному пенсионному страхованию (ОПС), которым может являться или Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), или негосударственный пенсионный фонд (НПФ).

    Теперь граждане могут подать заявление о смене страховщика только через Единый портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ) либо в ПФР лично или через представителя с нотариальной доверенностью. Аналогичная процедура действует и при подаче уведомления об отказе от смены страховщика.

    Для перевода пенсионных накоплений из ПФР в НПФ либо из одного НПФ в другой по-прежнему необходимо будет заключить с выбранным фондом договор об ОПС.

    Заявление на переход нужно подать не позднее 1 декабря. До 31 декабря будет действовать «период охлаждения», во время которого можно передумать и остаться в прежнем фонде или выбрать другой. Для этого необходимо будет подать уведомление об отказе от смены страховщика или о его замене.

    Следует отметить, что при подаче застрахованным лицом в ПФР в течение одного года более одного заявления о переходе без предварительной подачи уведомлений об отказе от смены страховщика ПФР откажет в удовлетворении второго и последующих заявлений.

    Закон предусматривает обязательное информирование гражданина о размере теряемого инвестиционного дохода, учтенного на его счете, при подаче заявления о смене страховщика через ЕПГУ или непосредственно в ПФР.

    Информацию о своих заявлениях и уведомлениях, дате и способе их подачи, вынесенном решении можно будет найти на Портале госуслуг. Уведомления, поступившие в ПФР в бумажном виде, сотрудники учреждения самостоятельно зарегистрируют на портале, и они будут отображаться в личном кабинете. При этом сохранится возможность получить указанные сведения лично в территориальном отделении ПФР или выбранного НПФ.

    Кроме того, ПФР в течение одного рабочего дня с даты получения заявления или уведомления относительно смены страховщика будет направлять данный документ всем заинтересованным негосударственным пенсионным фондам (от которого и к которому гражданин переходит) через систему межведомственного электронного взаимодействия.

    Изменения в законодательстве призваны устранить практику незаконного перевода пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды с использованием подложных документов и дать гражданам новые информационные возможности, которые помогут принимать более взвешенные решения при выборе или смене способа инвестирования своих пенсионных накоплений.

    Незаконный перевод пенсионных накоплений из ПФР в негосударственный пенсионный фонд. Что делать?

    Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

    Количество жалоб растет.

    В Отделение ПФР по Республике Мордовия поступают многочисленные обращения граждан о незаконном переводе их пенсионных накоплений из Пенсионного фонда в негосударственные пенсионные фонды. Обратившиеся утверждают, что заявления о переходе в НПФ они не писали и договоров с негосударственным пенсионным фондом не заключали. Разумеется, эти люди считают себя обманутыми и требуют возврата средств пенсионных накоплений в ПФР.

    Если взять статистику, то начиная с 2007 года и по сегодняшний день, в Отделении ПФР по РМ зарегистрировано более 100 таких письменных обращений. За 8 месяцев этого года поступило 23 обращения, из которых 21 – в адрес НПФ «РГС». Кроме этого, поступает множество телефонных звонков и устных обращений граждан о нарушении их прав.

    При рассмотрении жалоб оказалось, что наибольшее число подложных заявлений зарегистрировано в негосударственных пенсионных фондах (их филиалах) в рамках соглашений о взаимном удостоверении подписей с ПФР, которые заключались до 01.01.2019 года.

    Средства находятся в Пенсионном фонде.

    В декабре прошлого года на законодательном уровне принято решение о том, что передача пенсионных накоплений в НПФ в соответствии с заявлениями граждан, поступивших в ПФР в 2019 и 2019 годах, возможна только при условии включения негосударственного пенсионного фонда, указанного в заявлении, в реестр участников системы гарантирования прав застрахованных лиц, но не ранее 1 января 2019 года. (Федеральные законы от 04.12.2019 № 351 – ФЗ « О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечении» и от 28.12.2019 № 422-ФЗ « О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений»). Эти законы приняты в целях обеспечения сохранности и эффективности управления пенсионными накоплениями граждан).

    Поэтому в настоящее время ни один договор об обязательном пенсионном страховании, заключенный с НПФ в 2019 году, не вступили в силу (вступает в силу с момента зачисления средств на счет нового страховщика), и все средства находятся в Пенсионном фонде.

    Кроме того, с этого года изменился порядок выбора страховщика по обязательному пенсионному страхованию.

    Раньше (до 2019 года) заявление о выборе страховщика можно было подать не только в Управлениях ПФР, но и в любом НПФ, являющемся трансферагентом Пенсионного фонда России. Однако, далеко не все НПФ могли обеспечить этому процессу достаточный уровень контроля и в итоге пенсионные накопления некоторых граждан ежегодно переводились в НПФ без их согласия.

    Теперь (с 2019 года) подать заявление о выборе страховщика можно только в Пенсионном фонде, обратившись в любую клиентскую службу ПФР. Сделать это можно лично, придя в ПФР, или же направить заявление по почте, но в этом случае необходимо нотариальное заверение подписи заявителя. Еще один вариант подачи заявления — через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

    Что делать гражданам?

    В случае, если гражданин получает от Пенсионного фонда Информационное письмо, в котором содержится информация о рассмотрении заявления, поступившего в ПФР в 2019 году, и о принятом предварительном решении на перевод пенсионных накоплений в НПФ, но при этом человек никаких заявлений не писал, специалисты Пенсионного фонда советуют обратиться в Управление ПФР по месту жительства или по месту фактического пребывания с заявлением о неправомерном переводе пенсионных накоплений в НПФ. Обязательно нужно обратиться лично, поскольку каждое обращение рассматривается индивидуально. А для того, чтобы перевода пенсионных накоплений в НПФ не случилось, рекомендуется подать заявление о переводе пенсионных накоплений обратно в Пенсионный фонд России. Срок подачи заявления — до 31 декабря текущего года.

    Также можно направить претензию в НПФ, который обязан предоставить гражданину копии зарегистрированных документов — это заявление и договор, подписанные гражданином.

    Защитить свои права можно и в судебном порядке. В этом случай договор об обязательном пенсионном страховании может быть признан судом недействительным или заключенным ненадлежащими сторонами, на основании чего средства пенсионных накоплений подлежат возврату предыдущему страховщику не позднее 30 дней со дня получения НПФ соответствующего решения.

    Для НПФ предусмотрена административная ответственность за представление в ПФР подложных заявлений о выборе страховщика по ОПС и (или) договоров об ОПС. Это грозит штрафом для НПФ и его должностных лиц.

    И самое главное, Отделение ПФР рекомендует гражданам очень внимательно относиться к подписанию документов при оформлении кредитных договоров в торговых организациях, документов при приеме на работу и в других случаях.

    Обязательное пенсионное страхование

    Трудовая пенсия формируется в рамках обязательного пенсионного страхования, которое является частью пенсионной системы Российской Федерации. Система обязательного пенсионного страхования действует в России с 2002 года и базируется на страховых принципах. Ваша будущая пенсия формируется за счет взносов, которые уплачивают за Вас работодатели в Пенсионный фонд России в течение всей трудовой жизни.

    Ежемесячно работодатель перечисляет в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) страховые взносы в размере 22% сверх вашей зарплаты. До 2005 года накопительная пенсия формировалась также и у мужчин 1953–1966 года рождения и женщин 1957–1966 года рождения, но в связи с изменениями в пенсионной системе новые отчисления были прекращены.

    Страховая пенсия формируется в индивидуальных пенсионных коэффициентах (баллах). Стоимость 1 балла по состоянию на 1 февраля 2019 года составляет 71,41 рубль. Стоимость балла устанавливается ежегодно и зависит от экономики страны.

    Накопительная пенсия формируется в рублях и накапливается на Вашем индивидуальном лицевом счете. Накопительная пенсия подлежит наследованию, в том случае, если умерший работник не получал ее.

    Стартовавшая в 2002 году пенсионная реформа призвана решить проблему низкого уровня пенсий путем введения накопительного компонента с целью его инвестирования и получения дохода. Накопительная пенсия — тот самый компонент. Каждый из нас имеет право им распорядиться, доверив его в управление тому или иному финансовому институту — государственной управляющей компании, частной управляющей компании или негосударственному пенсионному фонду.

    Формировать свои пенсионные накопления можно:

    • через Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), выбрав одну из управляющих компаний; при этом все средства пенсионных накоплений будут переданы ПФР в доверительное управление выбранной Вами управляющей компании. Вы можете выбрать: государственную управляющую компанию (ГУК); частную управляющую компанию (УК), отобранную по результатам конкурса.
    • через негосударственный пенсионный фонд, одним из видов деятельности которого является обязательное пенсионное страхование, например . НПФ самостоятельно определяет количество управляющих компаний для заключения договоров доверительного управления вашими пенсионными накоплениями с целью получения высокого ежегодного дохода. При этом негосударственный пенсионный фонд будет осуществлять назначение и выплату накопительной пенсии.
    • 2019 год — последний год, когда Вы можете определить судьбу взносов Вашего работодателя, которые идут на формирование Вашей накопительной пенсии.

      Вы можете лишиться возможности формировать свои пенсионные накопления! Только до 31 декабря 2019 года Вы можете выбрать один из двух вариантов пенсионного обеспечения:

      Гарантии сохранности пенсионных накоплений

      В 2019 года в Российской Федерации создана система гарантирования прав застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию. Администратором системы является Агентство по страхованию вкладов. 10 июля 2019 года Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» на основании решения Центрального банка Российской Федерации внесла акционерное общество «Негосударственный пенсионный фонд «Стройкомплекс» в реестр негосударственных пенсионных фондов — участников системы гарантирования прав застрахованных лиц (номер 29 в реестре ). Система гарантирования обеспечивает сохранность номинала всех поступлений на пенсионный счет застрахованного лица, который гарантированно сохранится для расчета предстоящей пенсии. В случае, если пенсия уже назначена, ее размер гарантируется полностью

      Не растеряйте свою пенсию!

      Пенсионным законодательством установлено право застрахованных лиц выбирать страховщика для формирования накопительной пенсии: негосударственный пенсионный фонд или Пенсионный фонд Российской Федерации.

      Выбрав негосударственный пенсионный фонд АО «НПФ «Стройкомплекс» застрахованные лица рассчитывают не только на сохранность пенсионных накоплений, гарантируемую в соответствии с законодательством Российской Федерации, но и на приумножение пенсионных накоплений в результате инвестиционной деятельности Фонда.

      Если Вы решили перевести свои пенсионные накопления из АО «НПФ «Стройкомплекс» в другой негосударственный пенсионный фонд или в Пенсионный фонд Российской Федерации, предварительно ознакомьтесь с данным материалом. Пенсионное законодательство, регулирующее порядок перехода к новому страховщику, за последние годы претерпело значительные изменения, которые могут привести к потере инвестиционного дохода!

      Новый порядок смены страховщика

      Начиная с 2019 года перевестись от одного страховщика к другому можно путем подачи одного из двух видов заявлений: заявления о переходе или заявления о досрочном переходе.

      Переход на основании обычного заявления о переходе осуществляется через пять лет после подачи заявления. Переход на основании заявления о досрочном переходе осуществляется на следующий год после подачи заявления.

      Но это не единственное отличие двух видов заявлений. Необходимо помнить о том, что «быстрый» переход от одного страховщика к другому по заявлению о досрочном переходе приводит к потере инвестиционного дохода и, как следствие, к уменьшению будущей пенсии!

      В соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации (Федеральные законы от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» и от 28.12.2019 г. № 410-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах и отдельные законодательные акты Российской Федерации») заработанный негосударственным пенсионным фондом инвестиционный доход подлежит фиксированию на пенсионных счетах накопительной пенсии застрахованных лиц по состоянию на 31 декабря года, в котором истекают пять лет с года вступления в силу договоров об обязательном пенсионном страховании (и такое фиксирование будет осуществляться в дальнейшем каждые пять лет).

      При переходе по заявлению о досрочном переходе инвестиционный доход, не зафиксированный на пенсионном счете, не подлежит передаче новому страховщику. Таким образом, в погоне за будущим инвестиционным доходом, который обещает новый страховщик, застрахованное лицо теряет уже полученный АО «НПФ «Стройкомплекс» инвестиционный доход.

      Когда происходит фиксирование инвестиционного дохода и за какие годы теряется инвестиционный доход при подаче заявления о досрочном переходе?

      Первое фиксирование инвестиционного дохода осуществляется для застрахованных лиц в порядке, установленном Федеральными законами от 28.12.2019 г. № 410-ФЗ и от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ в зависимости от года вступления в силу договора об обязательном пенсионном страховании:

      Дата вступления в силу Вашего договора об обязательном пенсионном страховании

      Дата, на которую фиксируется инвестиционный доход

      Если заявление о досрочном переходе подается в 2017 году, то теряется инвестиционный доход за период:

      Если заявление о досрочном переходе подается в 2018 году, то теряется инвестиционный доход за период:

      Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 июня 2019 г. N 238н г. Москва «Об утверждении формы типового договора об обязательном пенсионном страховании между негосударственным пенсионным фондом и застрахованным лицом»

      Зарегистрирован в Минюсте РФ 16 августа 2019 г.

      Регистрационный N 29424

      В соответствии с абзацем вторым подпункта 1 пункта 3 статьи 34, пунктом 3 статьи 36.3 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 19, ст. 2071; 2001, N 7, ст. 623; 2003, N 2, ст. 166; 2007, N 50, ст. 6247; 2009, N 52, ст. 6454; 2010, N 17, ст. 1988; 2011, N 29, ст. 4291; N 49, ст. 7037, 7040; 2012, N 47, ст. 6391), абзацем вторым подпункта 1 пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2003 г. N 669 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственное регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, надзор и контроль за указанной деятельностью» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 45, ст. 4388; 2006, N 2, ст. 226; 2010, N 4, ст. 407; N 42, ст. 5386; 2012, N 19, ст. 2406; 2019, N 13, ст. 1559) и подпунктом 5.2.75 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3528), приказываю:

      1. Утвердить прилагаемую форму типового договора об обязательном пенсионном страховании между негосударственным пенсионным фондом и застрахованным лицом.

      2. Признать утратившими силу:

      приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19 июля 2010 г. N 523н «Об утверждении формы типового договора об обязательном пенсионном страховании между негосударственным пенсионным фондом и застрахованным лицом» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 августа 2010 г. N 18235);

      приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 г. N 539н «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19 июля 2010 г. N 523н «Об утверждении формы типового договора об обязательном пенсионном страховании между негосударственным пенсионным фондом и застрахованным лицом» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 июня 2012 г. N24697).

      Министр М. Топилин

      Форма типового договора об обязательном пенсионном страховании между негосударственным пенсионным фондом и застрахованным лицом

      II. Предмет договора

      2. Фонд в соответствии с Федеральным законом от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» 1 (далее — Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах»), страховыми правилами фонда и настоящим договором обязуется осуществлять деятельность страховщика по обязательному пенсионному страхованию, включающую аккумулирование и учет средств пенсионных накоплений, организацию их инвестирования, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии, срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты, а также выплаты правопреемникам застрахованного лица.

      III. Права и обязанности фонда

      3. Фонд имеет право:

      1) представлять интересы застрахованного лица перед страхователем, уплачивающим страховые взносы на формирование накопительной части его трудовой пенсии;

      2) направлять на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда _____ процентов (не более 15 процентов) дохода, полученного от инвестирования средств пенсионных накоплений, в том числе включенных в выплатной резерв, после вычета вознаграждения управляющей компании (управляющим компаниям) и оплаты услуг специализированного депозитария.

      1) знакомить застрахованное лицо со страховыми правилами фонда и со всеми вносимыми в них изменениями;

      2) осуществлять учет средств пенсионных накоплений застрахованного лица и своих обязательств перед застрахованным лицом путем ведения пенсионного счета накопительной части трудовой пенсии, обеспечить целевое использование указанных средств;

      3) обеспечить обособленный учет на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии застрахованного лица средств дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, дохода от их инвестирования, средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, дохода от их инвестирования;

      4) бесплатно предоставлять один раз в год застрахованному лицу по его обращению способом, указанным им при обращении, информацию о состоянии его пенсионного счета накопительной части трудовой пенсии и информацию о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений, в том числе о суммах дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии по старости, взносов работодателя, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, и результатах их инвестирования, по форме, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 октября 2012 г. N 505н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 декабря 2012 г. N 26161), а также предоставлять застрахованному лицу информацию о видах выплат, финансируемых за счет средств пенсионных накоплений, в течение 10 дней со дня обращения (указанная информация может быть направлена в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, а также иным способом, в том числе почтовым отправлением);

      5) отражать на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии застрахованного лица результаты инвестирования средств пенсионных накоплений, в том числе дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, взносов работодателя, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, а также средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, порядок расчета которых устанавливается Федеральной службой по финансовым рынкам 2 ;

      6) производить назначение, корректировку и выплату накопительной части трудовой пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах», Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» 3 (далее — Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений»4 (далее — Федеральный закон «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений»), страховыми правилами фонда и условиями настоящего договора;

      7) осуществлять выплаты правопреемникам застрахованного лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, страховыми правилами фонда и настоящим договором;

      8) осуществлять единовременную выплату средств пенсионных накоплений застрахованным лицам, указанным в статье 4 Федерального закона «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений»;

      9) передавать по поручению застрахованного лица средства его пенсионных накоплений в другой негосударственный пенсионный фонд или в Пенсионный фонд Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

      10) передавать средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, направленные на формирование накопительной части трудовой пенсии, включая доход от их инвестирования, в Пенсионный фонд Российской Федерации в случае смерти застрахованного лица, за исключением случаев, когда указанные средства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации подлежат выплате правопреемникам в соответствии со статьей 36.21 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах»;

      11) передавать средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, направленные на формирование накопительной части трудовой пенсии, включая доход от их инвестирования, в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с уведомлением Пенсионного фонда Российской Федерации о передаче средств (части средств) материнского (семейного) капитала в связи с отказом застрахованного лица от направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и страховыми правилами фонда;

      12) извещать Пенсионный фонд Российской Федерации и застрахованное лицо о невозможности передачи суммы средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, в размере, указанном в уведомлении Пенсионного фонда Российской Федерации о передаче средств (части средств) материнского (семейного) капитала в связи с отказом застрахованного лица от направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии;

      13) информировать Пенсионный фонд Российской Федерации на основании его запроса о размере средств (части средств) материнского (семейного) капитала, учтенных на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии застрахованного лица, включая доход от их инвестирования, не позднее 10 дней со дня получения указанного запроса;

      14) уведомить в письменной форме застрахованное лицо (или его правопреемников, подавших заявление о выплате средств пенсионных накоплений) о принятом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти решении об аннулировании лицензии фонда на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, а также прекратить настоящий договор;

      15) передавать средства пенсионных накоплений в Пенсионный фонд Российской Федерации в течение 3 месяцев со дня аннулирования лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию фонда;

      16) предоставить по требованию застрахованного лица по месту нахождения фонда и его обособленных подразделений следующие документы и информацию: устав фонда, его страховые правила, а также полный текст зарегистрированных изменений и дополнений в них, бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, аудиторское и актуарное заключения, составленные на последнюю отчетную дату, полное и (или) сокращенное фирменное наименование управляющей компании (управляющих компаний) и специализированного депозитария фонда, а также номера их лицензий, форму договора обязательного пенсионного страхования и заявления застрахованного лица, информацию, раскрываемую фондом в соответствии с требованиями Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» и страховыми правилами фонда;

      17) бесплатно консультировать застрахованное лицо по вопросам обязательного пенсионного страхования и в случае обращения застрахованного лица информировать его о нормативных правовых актах об обязательном пенсионном страховании;

      18) соблюдать иные требования, предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами и страховыми правилами фонда;

      19) нести ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств фонда по обязательному пенсионному страхованию работниками фонда, а также агентами, которые должны действовать по заданию фонда и под его контролем;

      20) формировать выплатной резерв для осуществления выплаты накопительной части трудовой пенсии;

      21) формировать резерв по обязательному пенсионному страхованию;

      22) поддерживать величину денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда в размерах, установленных статьей 36.1 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах».

      5. Фонд не вправе:

      1) принимать на себя поручительство в части исполнения обязательств третьими лицами;

      2) отдавать в залог средства пенсионных накоплений;

      3) выступать в качестве учредителя в организациях, организационно-правовая форма которых предполагает полную имущественную ответственность учредителей (учредителя);

      4) выпускать ценные бумаги;

      5) передавать конфиденциальные сведения о застрахованном лице третьим лицам, за исключением правопреемников застрахованных лиц, а также организаций, осуществляющих ведение пенсионных счетов (если указание на такие организации имеется в страховых правилах фонда);

      6) предлагать какие-либо выгоды застрахованному лицу в целях сохранения действия настоящего договора;

      7) делать застрахованному лицу заявления или давать прогнозы относительно результатов будущей инвестиционной деятельности фонда в форме, отличной от формы, установленной страховыми правилами фонда;

      8) принимать в одностороннем порядке решения, нарушающие права застрахованного лица.

      IV. Права и обязанности застрахованного лица

      6. Застрахованное лицо имеет право:

      1) требовать от фонда исполнения обязательств по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с условиями настоящего договора;

      2) обращаться в фонд за назначением накопительной части трудовой пенсии, срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты;

      3) получать накопительную часть трудовой пенсии при возникновении пенсионного основания и (или) срочную пенсионную выплату или единовременную выплату в соответствии с Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах», Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федеральным законом «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений», страховыми правилами фонда и условиями настоящего договора;

      4) в случае несогласия со сведениями о состоянии пенсионного счета накопительной части трудовой пенсии обращаться с заявлением об исправлении указанных сведений в фонд либо в суд;

      5) заключить новый договор об обязательном пенсионном страховании с другим негосударственным пенсионным фондом или подать в Пенсионный фонд Российской Федерации заявление о переходе в Пенсионный фонд Российской Федерации, но не чаще 1 раза в год;

      6) указать в заявлении о переходе в Пенсионный фонд Российской Федерации:

      выбранный им инвестиционный портфель управляющей компании, отобранной по конкурсу в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» 5 (далее — Федеральным законом «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации») и имеющей договор (договоры) доверительного управления средствами пенсионных накоплений с Пенсионным фондом Российской Федерации, либо расширенный инвестиционный портфель государственной управляющей компании, или инвестиционный портфель государственных ценных бумаг государственной управляющей компании;

      выбранный им вариант осуществления своего пенсионного обеспечения, а именно направлять на финансирование накопительной части трудовой пенсии 6,0 процента либо 2,0 процента индивидуальной части тарифа страхового взноса;

      7) бесплатно получать один раз в год по своему обращению способом, указанным им при обращении, информацию о состоянии своего пенсионного счета накопительной части трудовой пенсии (указанная информация может быть направлена в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, а также иным способом, в том числе почтовым отправлением);

      8) в любое время подать в фонд заявление о распределении средств пенсионных накоплений в случае отсутствия указания на правопреемников в настоящем договоре или в случае необходимости изменения в настоящем договоре или в предыдущем заявлении круга лиц (лица), указанных в качестве правопреемников, и их долей. Указанное заявление является неотъемлемой частью настоящего договора;

      9) требовать от фонда перевода средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, включая доход от их инвестирования, в Пенсионный фонд Российской Федерации в связи с отказом от направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии;

      10) знакомиться с документами фонда, касающимися прав застрахованного лица в части обязательного пенсионного страхования.

      7. Застрахованное лицо обязано:

      1) предъявлять фонду содержащие достоверные сведения документы, являющиеся основанием для назначения и выплаты накопительной части трудовой пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты или единовременной выплаты, в том числе документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства и гражданство;

      2) сообщать фонду обо всех изменениях, влияющих на выплату накопительной части трудовой пенсии, и (или) срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты, выплаты правопреемникам;

      3) соблюдать условия, установленные для назначения и выплаты накопительной части трудовой пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты или единовременной выплаты.

      V. Учет и инвестирование средств пенсионных накоплений застрахованного лица

      8. Фонд осуществляет индивидуальный аналитический учет путем ведения пенсионного счета накопительной части трудовой пенсии, отражающего движение средств пенсионных накоплений, начисление и выплату накопительной части трудовой пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты или единовременной выплаты застрахованному лицу, осуществление выплат правопреемникам застрахованного лица.

      9. Ведение пенсионного счета накопительной части трудовой пенсии застрахованного лица осуществляется в соответствии со страховыми правилами фонда, не противоречащими Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» 6 .

      10. Сведения о поступлении средств пенсионных накоплений, дохода от их инвестирования и страховых взносов в пользу застрахованного лица отражаются на его пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии не позднее 3 рабочих дней с даты поступления от предыдущего страховщика сведений о суммах переданных средств в отношении каждого застрахованного лица.

      11. Инвестирование средств пенсионных накоплений, которым установлена срочная пенсионная выплата, и средств выплатного резерва осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах», Федеральным законом «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», Федеральным законом «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» и страховыми правилами фонда.

      12. Доход, полученный от инвестирования средств пенсионных накоплений застрахованного лица, направляется на пополнение средств его пенсионных накоплений, на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, на выплату вознаграждения управляющей компании, оплату услуг специализированного депозитария.

      Доход, полученный от инвестирования средств выплатного резерва, направляется на пополнение средств выплатного резерва и на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда.

      13. Сведения об управляющей компании (управляющих компаниях) и специализированном депозитарии, с которыми фонд заключил соответственно договор (договоры) о доверительном управлении средствами пенсионных накоплений и договор об оказании услуг специализированного депозитария, предоставляются застрахованному лицу в порядке, предусмотренном страховыми правилами фонда.

      VI. Порядок и условия установления и выплаты накопительной части трудовой пенсии, срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты, выплат правопреемникам умершего застрахованного лица

      14. Накопительная часть трудовой пенсии и (или) срочная пенсионная выплата назначаются и выплачиваются фондом застрахованному лицу в соответствии с Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах», Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федеральным законом «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений», настоящим договором и страховыми правилами фонда.

      15. Пенсионными основаниями для назначения и выплаты накопительной части трудовой пенсии являются условия, установленные Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для назначения трудовой пенсии по старости (в том числе досрочной).

      Пенсионными основаниями для назначения и выплаты накопительной части трудовой пенсии застрахованного лица, получающего пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности, предусмотренные Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»[7] (далее — Закон от 12 февраля 1993 г. N 4468-1), или пенсию, предусмотренную Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» 8 (далее — Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ), являются условия, установленные Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для назначения трудовой пенсии по старости.

      16. Назначение накопительной части трудовой пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты осуществляется на основании письменного заявления застрахованного лица о назначении накопительной части трудовой пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты (далее — заявление), поданного в фонд, а также документов, удостоверяющих личность гражданина (представителя), и иных документов, предусмотренных настоящим пунктом.

      Заявление заполняется на государственном языке (русский язык), подписывается лично гражданином (представителем).

      К заявлению должны быть приложены следующие документы:

      документ, удостоверяющий личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству гражданина;

      документ, подтверждающий наличие необходимого страхового стажа.

      Кроме того, для подтверждения дополнительных обстоятельств, предусмотренных Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», прилагаются документы:

      об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии);

      подтверждающие место пребывания или фактического проживания на территории Российской Федерации;

      подтверждающие постоянное место жительства гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.

      17. Днем обращения за назначением накопительной части трудовой пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты считается дата приема фондом заявления и документов, предусмотренных пунктом 16 настоящего договора, а при их направлении по почте — дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления.

      В случае, если к заявлению приложены не все необходимые документы, фонд дает застрахованному лицу, обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно.

      Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения фонда, днем обращения считается день приема заявления или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления заявления.

      18. Заявление рассматривается фондом в течение 10 дней с даты его приема со всеми необходимыми документами.

      19. Накопительная часть трудовой пенсии назначается со дня обращения за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на трудовую пенсию по старости (включая досрочную).

      Накопительная часть трудовой пенсии застрахованным лицам, получающим пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности, предусмотренные Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, или пенсию, предусмотренную Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ, назначается со дня обращения за ней, но не ранее чем со дня достижения возраста, указанного в пункте 1 статьи 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

      Срочная пенсионная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на трудовую пенсию по старости (включая досрочную).

      20. В случае принятия решения об отказе в назначении накопительной части трудовой пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты фонд в срок, не превышающий 5 дней после вынесения решения, сообщает об этом в письменной форме застрахованному лицу с указанием причин отказа и одновременно возвращает полученные от него подлинники документов.

      21. Размер накопительной части трудовой пенсии рассчитывается по формуле:

      НЧ — размер накопительной части трудовой пенсии по старости;

      ПН — сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии, по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная часть трудовой пенсии. В случае установления застрахованному лицу срочной пенсионной выплаты, предусмотренной Федеральным законом «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений», средства пенсионных накоплений, исходя из которых рассчитан размер этой выплаты, не учитываются в составе пенсионных накоплений, исходя из которых определяется размер накопительной части трудовой пенсии по старости застрахованному лицу;

      Т — количество месяцев ожидаемого периода выплаты накопительной части трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета размера накопительной части указанной пенсии, определяемого Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 4 статьи 32).

      С 1 января 2019 года продолжительность ожидаемого периода выплаты накопительной части трудовой пенсии по старости ежегодно определяется федеральным законом на основании официальных статистических данных о продолжительности жизни получателя этой части трудовой пенсии.

      До 1 января 2019 года ожидаемый период выплаты накопительной части трудовой пенсии по старости, применяемый для расчета размера накопительной части трудовой пенсии по старости (пункты 23 — 23.2 статьи 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), определяется в соответствии с пунктами 1 — 3 статьи 32 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

      22. Размер срочной пенсионной выплаты рассчитывается по формуле:

      СП — размер срочной пенсионной выплаты;

      ПН — сумма средств пенсионных накоплений, сформированных за счет дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, взносов работодателя, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, дохода от их инвестирования, средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, дохода от их инвестирования, учтенных на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии застрахованного лица по состоянию на день, с которого ему назначается срочная пенсионная выплата;

      Т — количество месяцев периода выплаты срочной пенсионной выплаты, указанное в заявлении застрахованного лица о назначении срочной пенсионной выплаты, которое не может быть менее 120 месяцев (10 лет).

      23. Размер накопительной части трудовой пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты подлежит ежегодной корректировке (без истребования заявления застрахованного лица) с 1 августа каждого года исходя:

      1) из суммы страховых взносов, учтенных за период, прошедший с даты назначения накопительной части трудовой пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты;

      2) результата инвестирования средств выплатного резерва и (или) пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата.

      24. Корректировка размера накопительной части трудовой пенсии исходя из суммы страховых взносов, учтенных за период, прошедший с даты назначения накопительной части трудовой пенсии, производится по формуле, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

      25. Корректировка размера срочной пенсионной выплаты исходя из суммы страховых взносов, учтенных за период, прошедший с даты назначения срочной пенсионной выплаты, производится по формуле, предусмотренной Федеральным законом «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений».

      26. Корректировка по результатам инвестирования средств выплатного резерва и (или) пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, в случае отсутствия дохода (положительных результатов) либо получения убытка от инвестирования средств выплатного резерва и (или) пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, не осуществляется до 1 августа года, следующего за годом, в котором ежегодно осуществляемая денежная оценка средств выплатного резерва и (или) пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата (стоимости чистых активов, приобретенных за счет соответствующих средств), по состоянию на 31 декабря соответствующего года не превысит денежную оценку принятых фондом обязательств в отношении застрахованных лиц (суммы средств, необходимых для финансирования выплаты установленных накопительных частей трудовых пенсий по старости либо срочных пенсионных выплат исходя из их размеров и продолжительности выплаты по состоянию на 31 декабря соответствующего года).

      27. Накопительная часть трудовой пенсии и (или) срочная пенсионная выплата выплачиваются фондом за текущий месяц, способом, указанным в заявлении.

      28. В случае если смерть застрахованного лица наступит до назначения ему накопительной части трудовой пенсии или до перерасчета размера накопительной части трудовой пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений, средства, учтенные на его пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии, выплачиваются его правопреемникам (заполняется по желанию застрахованного лица) 9 :

      (разборчиво от руки фамилия, имя, отчество (при наличии) правопреемников, размер доли (дробным числом или в процентах), в соответствии с которой следует распределить средства пенсионных накоплений, а также иная известная застрахованному лицу информация о правопреемниках: число, месяц, год рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства, страховой номер индивидуального лицевого счета, контактный телефон)

      29. Застрахованное лицо вправе в любое время определить или изменить круг лиц, которым в случае его смерти может быть произведена выплата средств пенсионных накоплений, путем подачи заявления о распределении средств пенсионных накоплений.

      Выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам осуществляется в соответствии со статьей 36.21 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» и Правилами выплаты негосударственным пенсионным фондом, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2007 г. N 742 «Об утверждении Правил выплаты негосударственным пенсионным фондом, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии» 10 .

      30. Единовременная выплата средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии (далее — единовременная выплата), осуществляется следующим категориям застрахованных лиц:

      1) лицам, получающим трудовую пенсию по инвалидности или трудовую пенсию по случаю потери кормильца либо получающим пенсию по государственному пенсионному обеспечению, которые не приобрели право на установление трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого страхового стажа — по достижении возраста, указанного в пункте 1 статьи 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

      2) лицам, размер накопительной части трудовой пенсии по старости которых в случае ее назначения составил бы 5 процентов и менее по отношению к размеру трудовой пенсии по старости (включая страховую и накопительную части), рассчитанному на дату назначения накопительной части трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» — при возникновении права на установление трудовой пенсии по старости (в том числе досрочной).

      Единовременная выплата застрахованному лицу осуществляется на основании заявления о единовременной выплате средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии, поданного в фонд в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.

      31. Оплата расходов, связанных с выплатой и доставкой накопительной части трудовой пенсии, срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты, производится за счет имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда.

      VII. Ответственность сторон

      32. Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств, предусмотренных настоящим договором, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      VIII. Порядок изменения и прекращения договора

      33. Настоящий договор может быть изменен по соглашению сторон путем подписания сторонами дополнительного соглашения к настоящему договору, являющегося его неотъемлемой частью.

      Предложения о внесении изменений в настоящий договор направляются одной стороной другой стороне не позднее 30 дней до предполагаемой даты внесения изменений.

      По требованию одной из сторон договор может быть изменен по решению суда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

      34. Внесение в договор и приложения к нему изменений в связи с изменениями законодательства Российской Федерации, осуществляется фондом в одностороннем порядке, путем направления застрахованному лицу соответствующего письменного уведомления в месячный срок со дня вступления в силу изменений законодательства Российской Федерации.

      Внесенные изменения в договор вступают в силу для сторон со дня вступления в силу соответствующих изменений законодательства Российской Федерации.

      35. В случае реорганизации фонда права и обязанности реорганизуемого фонда по договорам об обязательном пенсионном страховании переходят в порядке правопреемства на основании записей, внесенных в единый реестр застрахованных лиц (пункт 9 статьи 36.5 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах»):

      в случае реорганизации фонда в форме присоединения — к фонду, к которому переходят права и обязанности присоединенного фонда в соответствии с передаточным актом;

      в случае реорганизации фондов в форме слияния — к вновь созданному фонду, к которому переходят права и обязанности каждого из реорганизуемых фондов в соответствии с передаточным актом;

      в случае реорганизации фонда в форме выделения — к фонду, создаваемому в результате выделения, к которому переходят соответствующие права и обязанности реорганизуемого фонда в соответствии с разделительным балансом;

      в случае реорганизации фонда в форме разделения — к вновь созданным фондам, к которым переходят права и обязанности реорганизуемого фонда в соответствии с разделительным балансом.

      36. Фонд не вправе в одностороннем порядке прекратить настоящий договор.

      37. Настоящий договор прекращается в случае наступления одного из следующих событий в зависимости от того, какое из них наступило ранее:

      1) внесение Пенсионным фондом Российской Федерации изменений в единый реестр застрахованных лиц в связи с заключением застрахованным лицом нового договора об обязательном пенсионном страховании;

      2) внесение Пенсионным фондом Российской Федерации изменений в единый реестр застрахованных лиц в связи с удовлетворением заявления застрахованного лица о переходе в Пенсионный фонд Российской Федерации;

      3) истечение 3 месяцев со дня аннулирования лицензии фонда на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;

      4) смерть застрахованного лица;

      5) перевод суммы средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, в связи с отказом застрахованного лица от направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии и выбором другого направления использования указанных средств в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» 11 в случае, если средства пенсионных накоплений, переданные в фонд, состоят только из средств (части средств) материнского (семейного) капитала, включая доход от их инвестирования;

      6) заключение договора об обязательном пенсионном страховании ненадлежащими сторонами;

      7) подачи заявления о переходе в другой фонд или Пенсионный фонд Российской Федерации застрахованным лицом в связи с реорганизацией фонда по основаниям, предусмотренным пунктом 9 статьи 36.5 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах»;

      8) ликвидация фонда;

      9) принятия арбитражным судом решения о признании фонда банкротом и об открытии конкурсного производства.

      38. Настоящий договор подлежит прекращению со дня:

      получения фондом уведомления Пенсионного фонда Российской Федерации о внесении изменений в единый реестр застрахованных лиц в связи с заключением застрахованным лицом нового договора об обязательном пенсионном страховании или о переходе его в Пенсионный фонд Российской Федерации (подпункты 1, 2 пункта 28 настоящего договора);

      истечения 3 месяцев со дня аннулирования лицензии фонда на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию (подпункт 3 пункта 28 настоящего договора);

      получения фондом информации о смерти застрахованного лица (подпункт 4 пункта 28 настоящего договора);

      перевода суммы средств (части средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с подпунктом 5 пункта 28 настоящего договора;

      получения фондом вступившего в силу решения суда о признании настоящего договора, заключенным ненадлежащими сторонами, или о ликвидации фонда (подпункты 6, 7 пункта 37 настоящего договора);

      получения фондом решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти на проведение реорганизации фонда.

      Порядок и сроки перевода средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии, в случае прекращения договора определяются страховыми правилами фонда.

      IX. Срок действия договора

      39. Настоящий договор заключен на неопределенный срок.

      40. Настоящий договор вступает в силу со дня зачисления перечисленных предыдущим страховщиком средств пенсионных накоплений на счет фонда.

      X. Заключительные положения

      41. Настоящий договор не может противоречить Федеральному закону «О негосударственных пенсионных фондах», Федеральному закону «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» и страховым правилам фонда.

      42. Обращение застрахованного лица по вопросам исполнения настоящего договора рассматривается фондом в течение 30 дней со дня поступления в фонд указанного обращения. О результатах его рассмотрения и принятом решении фонд сообщает застрахованному лицу в письменной форме.

      В случае несогласия застрахованного лица с принятым фондом решением спор подлежит разрешению в судебном порядке.

      1 Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 19, ст.2071; 2001, N 7, ст.623; 2002, N 12, ст.1093; 2003, N 2, ст.166; 2004, N 49, ст.4854; 2005, N 19, ст.1755; 2006, N 43, ст.4412; 2007, N 50, ст.6247; 2008, N 18, ст.1942; N 30, ст.3616; 2009, N 29, ст.3619; N 48, ст.5731; N 52, ст.6450, 6454; 2010, N 17, ст.1988; N 31,ст.4196; 2011, N 29, ст.4291; N 48, ст.6728; N 49, ст. 7036, 7037, 7040, 7061; 2012, N 31, ст.4322; N 47, ст.6391; N 50, ст.6965, 6966; 2019, N 19, ст. 2326.

      2 Абзац восьмой подпункта 1 пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2003 г. N 669 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственное регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, надзор и контроль за указанной деятельностью» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 45, ст. 4388; 2006, N 2, ст. 226; 2007, N 12, ст. 1414; 2010, N 4, ст.4074; N 42, ст.5386; 2011, N 36, ст.5148; 2012, N 19, ст.2406); 2019, N 13, ст.1559.

      3 Собрание законодательства Российской Федерации, 2001; N 52, ст. 4920; 2002, N 30, ст. 3033; 2003, N 1, ст.13; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2005, N 8, ст. 605; 2006, N 23, ст.2377, 2384; 2007, N 40, ст.4711; N 45, ст.5421; N 49, ст.6073; 2008, N 18, ст. 1942; N 30, ст. 3602, 3612; N 52, ст.6224; 2009, N 1, ст. 27; N 18, ст. 2152; N 26, ст. 3128; N 27, ст. 3265; N 30, ст.3739; N 52, ст. 6454; 2010, N 31, ст. 4196; 2011, N 49, ст. 7037, 7039, 7057; 2012, N 50, ст. 6966.

      4 Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7038; 2012, N 50, ст. 6965.

      5 Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3028; 2003, N 1, ст. 13; N 46, ст. 4431; 2004, N 31, ст. 3217; 2005, N 1, ст. 9; N 19, ст. 1755; 2006, N 6, ст.636; 2008, N 18, ст. 1942; N 30, ст. 3616; 2009, N 29, ст. 3619; N 52, ст. 6454; 2010, N 31, ст. 4196; 2011, N 29, ст. 4291, N 48, ст. 6728, N 49, ст. 7036, 7037,7040; 2012, N 50, ст. 6965, 6966.

      6 Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст. 7344.

      7 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 9, ст. 328; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 49, ст. 4693; 1996, N 1, ст. 4; 1997, N 51, ст. 5719; 1998, N 30, ст. 3613; 1999, N 23, ст. 2813; 2000, N 50, ст. 4864; 2001, N 17, ст. 1646; N 53, ст. 5030; 2002, N 2, ст. 129; N 10, ст. 965; N 22, ст. 2029; N 24, ст. 2254; N 27, ст. 2620; N 30, ст. 3033; 2003, N 2, ст. 154; N 27, ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2006, N 6, ст. 637; N 52, ст. 5505; 2007, N 1, ст. 35; N 49, ст. 6072; N 50, ст. 6232; 2008, N 7, ст. 543; N 19, ст. 2098; N 30, ст. 3612; 2009, N 18, ст. 2150; N 30, ст. 3739; N 45, ст. 5271; 2010, N 26, ст. 3247; N 50, ст. 6612; 2011; N 27, ст. 3880; N 46, ст. 6407.

      8 Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 51, ст. 4831; 2002, N 30, ст. 3033; 2003, N 27, ст. 2700; N 46, ст. 4437; 2004, N 19, ст. 1835; N 35, ст. 3607; 2006, N 48, ст. 4946; N 52, ст. 5505; 2007, N 16, ст. 1823; 2008, N 30, ст. 3612; 2009, N 29, ст. 3624; N 30, ст. 3739; 2010, N 26, ст. 3247; N 31, ст.4196; 2011, N 1, ст. 16; N 14, ст. 1806; N 19, ст. 2711; N27, ст. 3880; 2019, N 14, ст. 1659, 1665.

      9 Распределяется вся сумма средств пенсионных накоплений, подлежащая выплате правопреемникам.

      10 Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст. 5581; 2010, N 34, ст. 4487; 2012, N 29, ст. 4122.

      11 Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 19; 2008, N 30, ст. 3616; N 52, ст. 6243; 2010, N 31, ст. 4210; 2011, N 1, ст. 52; N 27, ст. 3880; N 47, ст. 6608; 2012, N 31, ст. 4322.

      Читайте так же:  Деньги под залог балаково