Приказ об утверждении норм расхода топлива

Нормы расходы топлива являют собой значение, дающее представление о потребности в бензине на определенный километраж для определенного вида транспорта. Используется ЮЛ, у которых есть авто. Фирма может самостоятельно устанавливать показатели расхода. Для этого издается приказ об утверждении норм расхода топлива.

Обеспечение служебных автомобилей бензином – ответственность организации. Трата горючего фиксируется проводками. Нормы нужны для достижения следующих целей:

  • Учет трат на бензин.
  • Контроль перерасхода.
  • Предупреждение неправомерного слива горючего.
  • Правомерное списание бензина.
  • Формирование отчетности.
  • Установление себестоимости перевозки.
  • Осуществление налогообложения.
  • Расчеты с работниками, пользующимися служебными авто.
  • Нормы расхода определяются законом. Организация может установить собственные нормы, но она должна учитывать лимиты, введенные законом. Если расход бензина превысил норму, превышение относится к внереализационным расходам.

    Рекомендации Минтранса

    В 2019 году организации имеют право или рассчитывать расход бензина самостоятельно, или учитывать предписания Минтранса. Еще в 2018 году появились разъяснения, по которым нормы Минтранса рекомендуются к исполнению. Но обязательными они не являются.

    Расход топлива зависит от вида ТС, возраста автомобиля и условий поездки. А потому нормы нужно устанавливать для каждой модели авто. Кроме того, они варьируются в зависимости от времени года. В зимний период расход бензина будет больше.

    Расход бензина фирма может определять самостоятельно. Но если нагрянет проверка Минтранса, рекомендуется сказать, что организация принимает во внимание рекомендации Минтранса, а самостоятельный расчет требуется из-за специфики работы фирмы.

    Для определения нормы расходования нужно литры бензина разделить на пройденные километры. Полученный показатель требуется умножить на 100. Формула позволит понять, сколько бензина необходимо для прохождения 100 км пути. Полученный показатель нужно корректировать. Топлива нужно меньше, если дорога хорошая и поездка намечена на лето. Нормы повысятся, если водитель ездит зимой.

    Когда нужны повышающие надбавки

    Повышенные надбавки можно использовать при наличии этих обстоятельств:

    • Зимний период. Норма расхода повышается на 5-20%.
    • Плохие дороги с ухабами. Надбавка также составит 5-20%.
    • Городские дороги. Норма увеличится на 5-25%.
    • Надбавка актуальна и для старых авто. Она применяется, если пробег равен более 100 000 км, а срок использования ТС превышает 5 лет.

      Об утверждении норм расхода топлива

      Для упорядочивания расхода бензина, правомерного определения налога на прибыль

      1. Установить с 1 сентября 2019 года эти нормы расхода топлива для ТС ООО «Везение»:

      Номер Марка авто Расход бензина на 100 км
      №1 Skoda Octavia Tour 1.8 T 8,5
      №2 Skoda Yeti 1.8 TSI 9
      №3 Volvo 440 GLT 1.8 (4L-1,721-102-5M) 8,5

      2. Менеджеру транспортного отдела Орлову К.К. обеспечить трату бензина в пределах принятых норм.
      3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.

      Расход топлива: налоговый и бухгалтерский учет

      Если компания приняла решение учитывать фактические расходы на топливо, то ей следует утвердить, каким образом она будет контролировать обоснованность расходов на списание ГСМ. Организация вправе самостоятельно установить нормы расхода топлива, а также сезонные надбавки.

      Нормы расхода топлива Минтранса РФ последний раз подвергались редакции в июле 2019 года (распоряжение Минтранса России от 14.07.2019 № НА-80-р). В список были добавлены марки легковых и грузовых автомобилей отечественных и зарубежных стран с 2008 года выпуска и значения зимних надбавок к нормам расхода топлива в части, касающейся Крымского федерального округа.

      Коэффициенты к нормам расхода топлива следующие. Если в городе проживают:

    • свыше 5 миллионов человек — норму можно увеличить до 35 процентов;
    • от 1 до 5 миллионов человек — до 25 процентов;
    • от 250 тысяч до 1 миллиона человек — до 15 процентов;
    • от 100 до 250 тысяч человек — до 10 процентов;
    • до 100 тысяч человек (при наличии регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения) — до 5 процентов.
    • В последней редакции норм расхода топлива Минтранса РФ компаниям также разрешено применять повышающие коэффициенты, если у машины большой пробег или если она находится в эксплуатации свыше пяти лет. До этого повышенные нормы расхода топлива применялись только для старых автомобилей с большим пробегом.

      Нормы расхода топлива и налоговый учет

      По общим правилам компания не обязана применять нормы расхода топлива Минтранса РФ, так как в Налоговом кодексе нет требования о нормировании расходов на бензин (письмо Минфина России от 27.01.2019 № 03-03-06/1/2875). Затраты на горюче-смазочные материалы компания может учитывать как материальные расходы (подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ) или включать в прочие расходы, связанные с содержанием служебного транспорта (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).

      Однако зачастую установленные нормы больше подходят для идеальных условий, чем для реальных, поскольку фактический расход топлива зачастую превышает нормы расхода топлива Минтранса РФ Тем не менее компании используют рекомендованные нормы, а не собственно разработанные.

      Если компания примет решение учитывать фактические расходы на топливо, то ей следует утвердить, каким образом она будет контролировать обоснованность расходов на списание ГСМ. Для этого достаточно составить приказ, в котором сослаться на распоряжение Минтранса России, записать марки автомобилей и рассчитать лимиты. При разработке собственных норм расхода топлива следует отталкиваться от транспортных условий (качества дорог, скорости движения), учитывать загруженность машины, ее техническое состояние. Также следует учитывать климатические условия, наличие кондиционера или климат-контроля в машине. Например, в зимнее время расход топлива будет значительно выше, и к установленным базовым нормам следует применять надбавки, которые зависят от климатических районов (приложение № 2 к Методическим рекомендациям, утв. распоряжением Минтранса РФ от 14.03.2008 № АМ-23-р (далее — Методические рекомендации)). Так, для Москвы Минтранс РФ установил предельную величину зимней надбавки не более 10 процентов на период с 1 ноября по 31 марта.

      Период применения зимних надбавок к норме расхода топлива и их величина должны быть оформлены распоряжением региональных органов власти. Если такого распоряжения нет, то период применения зимних надбавок, а также их величину должен установить руководитель компании своим приказом.

      Образец приказа о нормах расходования топлива в компании

      Приказ

      ООО «Анкор» г. Москва 31 декабря 2019 г.

      На основании контрольных замеров расхода топлива (акт от 21.12.2019 № 1) и руководствуясь распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р (в редакции распоряжения от 14.07.2019 № НА-80-р),
      Приказываю:
      1. Ввести в действие с 01.01.2017 следующую норму расхода дизельного топлива для автомобиля «Мерседес-Бенц» в период с 1 апреля по 31 октября — 13 литров на 100 км пробега.
      2. В зимний период (с 1 ноября по 31 марта) применять повышающий коэффициент — 10%. Итоговая «зимняя» норма расхода топлива для автомобиля «Мерседес-Бенц» составляет 14,3 литра на 100 км пробега.
      3. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

      Генеральный директор Иванов И.И.

      Расход топлива в бухгалтерском учете

      В бухгалтерском учете ГСМ списывают на себестоимость продукции (работ, услуг) для производственных предприятий или в расходы на продажу для торговых предприятий. Списание выполняют на основании первичных документов:

    • путевого листа (списывают используемое топливо);
    • акта на списание ГСМ (списывают прочие смазочные материалы).

    С помощью путевых листов можно не только подтвердить производственную необходимость расходов, но и зафиксировать расстояние, которое было пройдено автомобилем или другим автотранспортным средством, а также определить показатели для расчета объема использованных ГСМ.

    К учету горюче-смазочные материалы принимают по фактической стоимости.

    Списание ГСМ может производиться следующими методами:

  • по средней себестоимости;
  • по себестоимости первых по времени приобретения запасов (ФИФО).
  • Способ списания по себестоимости каждой единицы для горюче-смазочных материалов на практике не применяется. Используется в основном способ по средней себестоимости, когда стоимость остатка материала складывается со стоимостью его поступления и делится на суммарное количество остатка и поступления в натуральном выражении.

    Для отражения на счетах бухгалтерского учета горюче-смазочных материалов используют аналитический счет 10, к нему отрывают субсчет 10.3.

    Приход отражают проводками:

    ДЕБЕТ 10-3 КРЕДИТ 71
    — оприходовано приобретенное топливо через подотчетное лицо на основании авансового отчета;

    ДЕБЕТ 10-3 КРЕДИТ 60
    — оприходовано приобретенное через поставщика топливо;

    ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
    — принят НДС к учету на основании счета-фактуры от поставщика;

    ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19
    — принят НДС к зачету.

    Списание горюче-смазочных материалов может производиться из расчета использованного количества (фактического или нормативного). Это количество умножается на стоимость единицы, и полученную сумму списывают проводкой:

    ДЕБЕТ 20 (23, 25, 26, 44, 91) КРЕДИТ 10-3
    — списано израсходованное топливо.

    Московская компания в январе закупила бензин в количестве 200 л по стоимости 38 руб.
    Остаток бензина на начало месяца у организации был 70 л по средней себестоимости 45 руб.
    Бензин в количестве 20 л был использован для заправки автомобиля марки Lada Granta 219060 1.6 (ВАЗ-11183). Организация использует автомобиль только для служебных перевозок управленческого персонала.
    В соответствии с учетной политикой организации применяется оценка материалов по средней себестоимости.

    Рассчитаем среднюю себестоимость списания за январь:

    (70 л x 45 руб. + 200 л x 38 руб.) : (70 л + 200 л) = 39,81 руб.

    1) Рассмотрим вариант списания по факту.

    В соответствии с путевым листом за январь сделаны отметки: горючее в баке на начало рейса — 50 л, выдано — 30 л, осталось после рейса — 51 л.
    Рассчитаем фактическое использование:

    50 + 30 — 51 = 29 л.

    Сумма к списанию:

    29 л x 39,81 руб. = 1154,49 руб.

    ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 10
    — 1154,49 руб. — списание бензина на основании бухгалтерской справки-расчета.

    2) Рассмотрим вариант списания по норме.
    В путевом листе сделаны отметки о пробеге: на начало рейса — 7600 км, в конце — 7850 км. Пройдено 250 км.

    Для списания бензина по норме используем формулу:

    Qн= 0,01 х Hs х S х (1 + 0,01 х D),

    где: Qн — нормативный расход топлива, л;
    Hs — базовая норма расхода топлива, л/100 км;
    S — пробег автомобиля, км;
    D — поправочный коэффициент (его значения приведены в п. 5 Методических рекомендаций и в приложении № 2 к ним).
    По таблице в подп. 7.1 Методических рекомендаций по марке автомобиля находим Hs. Он равен 8,4 л.
    Для Москвы поправочный коэффициент D = 35%.
    За работу в зимнее время D = 10%.
    При использовании климат-контроля при движении автомобиля D = 7%.

    Считаем расход бензина:

    0,01 x 8,4 л x 250 км x (1 + 0,01 x 52) = 31,92 л.

    Сумма к списанию: 31,92 л x 39,81 руб. = 1270,74 руб.

    ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 10
    — 1270,74 руб. — списание бензина.

    Так как автомобиль используется в качестве служебного, в рамках налогового учета в обоих случаях расходы на ГСМ прочими расходами. Величина расходов будет равна суммам, зафиксированным в бухгалтерском учете.

    Читайте так же:  Арбитражный суд апелляционный ростов

    Напоследок хочется напомнить, что, прежде чем списать горюче-смазочные материалы и правильно отразить их данные в бухгалтерском и налоговом учете, необходимо помнить следующее.

    Расходы должны быть экономически обоснованы. В случае со списанием на производство ГСМ нормы расходования должны быть установлены приказом руководителя предприятия и отражены в учетной политике.

    Расходы должны быть документально подтверждены, то есть применительно к данной теме расход топлива должен быть подтвержден путевыми листами автомобильного транспорта.

    Необходимо соблюдать все правила в части учета ГСМ начиная с момента их приобретения, определения фактической себестоимости при приобретении и списании на производство.

    Екатерина Горохова, главный бухгалтер компании «НАФКО-Консультанты»

    Приказ по километражу

    Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 3 марта 2017 г. № 157 «Об утверждении порядка расчета нормативных затрат на обеспечение функций ФСИН России, территориальных органов ФСИН России и федеральных казенных учреждений уголовно-исполнительной системы в части эксплуатации транспортных средств»

    В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 13.10.2019 № 1047 «Об Общих правилах определения нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, № 42, ст. 5753; 2019, № 13, ст. 1823) и от 20.10.2019 № 1084 «О порядке определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, № 43, ст. 5919; 2019, № 13, ст. 1823, № 16, ст. 2233), а также в целях повышения эффективности бюджетных расходов и организации процесса бюджетного планирования приказываю:

    1. Утвердить порядок расчета нормативных затрат на обеспечение функций ФСИН России, территориальных органов ФСИН России и федеральных казенных учреждений уголовно-исполнительной системы в части эксплуатации транспортных средств согласно приложению.

    2. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора ФСИН России действительного государственного советника Российской Федерации 2 класса Коршунова О.А.

    УТВЕРЖДЕНО
    приказом ФСИН России
    от 3 марта 2017 г. № 157

    Порядок
    расчета нормативных затрат на обеспечение функций ФСИН России, территориальных органов ФСИН России и федеральных казенных учреждений уголовно-исполнительной системы в части эксплуатации транспортных средств

    1. Настоящий порядок устанавливает требования к определению нормативных затрат на обеспечение функций ФСИН России, территориальных органов ФСИН России и федеральных казенных учреждений уголовно-исполнительной системы в части эксплуатации транспортных средств.

    2. Нормативные затраты на обеспечение функций ФСИН России, территориальных органов ФСИН России и федеральных казенных учреждений уголовно-исполнительной системы в части эксплуатации транспортных средств применяются при формировании бюджетных ассигнований для обоснования объекта и (или) объектов закупки, включенных в план закупок, в ходе разработки проекта федерального бюджета.

    3. К видам нормативных затрат на обеспечение функций ФСИН России, территориальных органов ФСИН России и федеральных казенных учреждений уголовно-исполнительной системы в части эксплуатации транспортных средств относятся: затраты на приобретение транспортных средств, затраты на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, затраты на приобретение полисов обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, затраты на приобретение горюче-смазочных материалов, затраты на приобретение запасных частей для транспортных средств, затраты на проведение предрейсового и послерейсового осмотра водителей транспортных средств.

    4. Для расчета нормативных затрат на обеспечение функций ФСИН России, территориальных органов ФСИН России и федеральных казенных учреждений уголовно-исполнительной системы в части эксплуатации транспортных средств используются формулы расчета и порядок их применения.

    5. Общий объем затрат, связанный с закупкой товаров, работ, услуг на обеспечение функций ФСИН России, территориальных органов ФСИН России и федеральных казенных учреждений уголовно-исполнительной системы в части эксплуатации транспортных средств, рассчитанный на основе настоящего порядка, не может превышать объема лимитов бюджетных обязательств, доведенных до ФСИН России, территориальных органов ФСИН России и федеральных казенных учреждений уголовно-исполнительной системы как получателей средств федерального бюджета на закупку товаров, работ, услуг в рамках исполнения федерального бюджета.

    II. Порядок расчета нормативных затрат на обеспечение функций ФСИН России, территориальных органов ФСИН России и федеральных казенных учреждений уголовно-исполнительной системы в части эксплуатации транспортных средств

    6. Затраты на приобретение транспортных средств определяются по формуле:

    — количество i-х транспортных средств;

    — цена приобретения i-го транспортного средства.

    7. Затраты на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств определяются по формуле:

    — количество i-го транспортного средства;

    — стоимость технического обслуживания и ремонта i-го транспортного средства, которая определяется по средним фактическим данным за 3 предыдущих финансовых года.

    8. Затраты на приобретение полисов обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств определяются в соответствии с указанием Центрального банка Российской Федерации от 19.09.2019 № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (зарегистрировано Минюстом России 30.09.2019, регистрационный № 34187) с изменениями, внесенными указанием Центрального банка Российской Федерации от 20.03.2019 № 3604-У «О внесении изменений в Указание Банка России от 19 сентября 2019 года № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (зарегистрировано Минюстом России 24.03.2019, регистрационный № 36541):

    — предельный размер базовой ставки страхового тарифа по i-му транспортному средству;

    — коэффициент страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования i-го транспортного средства;

    — коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования по i-му транспортному средству;

    — коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению i-м транспортным средством;

    — коэффициент страховых тарифов в зависимости от технических характеристик i-го транспортного средства;

    — коэффициент страховых тарифов в зависимости от периода использования i-го транспортного средства;

    — коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия нарушений, предусмотренных п. 3 ст. 9 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 18, ст. 1720; 2007, № 49, ст. 6067; 2019, № 27, ст. 4293);

    — коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия в договоре обязательного страхования условия, предусматривающего возможность управления i-м транспортным средством с прицепом к нему.

    9. Затраты на приобретение горюче-смазочных материалов определяются по формуле:

    — норма расхода топлива на 100 километров пробега i-го транспортного средства;

    — цена 1 литра горюче-смазочного материала по i-му транспортному средству согласно последней информации, размещенной на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.gks.ru);

    — километраж использования i-го транспортного средства в очередном финансовом году.

    10. Затраты на приобретение запасных частей для транспортных средств определяются по фактическим затратам в отчетном финансовом году с учетом нормативов обеспечения функций федеральных государственных органов, применяемых при расчете нормативных затрат на приобретение служебного автотранспорта.

    11. Затраты на проведение предрейсового и послерейсового осмотра водителей транспортных средств определяются по формуле:

    — цена проведения 1 предрейсового и послерейсового осмотра;

    — количество рабочих дней в году.

    Утвержден Порядок расчета нормативных затрат на обеспечение функций ФСИН России, ее территориальных органов и ФКУ УИС в части эксплуатации ТС.

    Затраты применяются при формировании бюджетных ассигнований для обоснования объекта и (или) объектов закупки, включенных в план закупок, в ходе разработки проекта федерального бюджета.

    Они включают в себя расходы на приобретение ТС, на техобслуживание и ремонт, на ОСАГО, на приобретение ГСМ, запчастей, на проведение предрейсового и послерейсового осмотра водителей.

    Приведены формулы расчета и порядок их применения.

    Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

    Приказ об утверждении величины расходования ГСМ

    Я имею ввиду конкретную формулу расчета, которая выгладит так:

    Qн = 0,01 x (Hsan x S + Hw x W) x (1 + 0,01 x D),

    где Qн — нормативный расход топлива, л;
    S — пробег автомобиля или автопоезда, км;
    Hsan — норма расхода топлив на пробег автомобиля или автопоезда в снаряженном состоянии без груза;

    Hsan = Hs + Hg x Gпр, л/100 км,

    где Hs — базовая норма расхода топлив на пробег автомобиля (тягача) в снаряженном состоянии, л/100 км (Hsan = Hs, л/100 км, для одиночного автомобиля, тягача);
    Hg — норма расхода топлив на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 т.км ;
    Gпр — собственная масса прицепа или полуприцепа, т;
    Hw — норма расхода топлив на транспортную работу, л/100 т.км ;
    W — объем транспортной работы, т.км : W = Gгр x Sгр (где Gгр — масса груза, т;
    Sгр — пробег с грузом, км);
    D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.
    Естественно, что все показатели индивидуальны! Меня интересует нужно ли конкретно эту формулу прописать в приказе или просто сделать ссылку на данный нормативный акт?

    Нужно выписать путевой лист на служебный транспорт на начальника РММ. Но никаких приказов что он имеет право ездить нет. Какие документы должны поступить диспетчеру из отдела кадров?

    Какие документы должны поступить диспетчеру из отдела кадров?[quote][/quote] Должен поступить Приказ дающий право ездить На основании этого приказа и оформляйте путевой лист.

    Нужен ли путевой лист, если на сотрудника есть приказ о лимите в месяц, выдана карта гсм, по которой делается ежемесячный отчет о количестве заправок и сотрудник ездит на своем транспорте.

    Добрый день! Согласно Устава автомобильного автотранспорта путевой лист в вашем случае обязательно потребуется, с помощью листа учитываются и расходы.

    Надо составить приказ для водителей, чтобы они ввели учет путевых листов и регистрацию километража водителей ТОО.

    Ардак Болатовна, обязанность учета путевых листов и регистрацию километража, обычно на предприятиях возлагается на завгаража, или механника, ответственных за выпуск автомашин в рейс, и они же ведут учет расхода ГСМ который должен соответствовать данным бухгалтерского учета. С уважением адвокат Рахманов Нурлан

    Приказ Минтранса РФ от 18.09.2008 г.№152, раздел 3 пунк 10 (путевые листы выписываются на день или срок, не превышающий одного месяца). Вопрос: Можно ли выписывать путевые листы на автотранспорт на срок более одного дня, государственное учебное учреждение. Спасибо.

    Читайте так же:  Защита прав потребителей новосибирск бесплатная консультация

    Превышение расхода ГСМ над нормами, принятыми в организации, привело к доначислениям

    Компания приказом установила нормы расхода топлива, но в целях исчисления налога на прибыль учла свои затраты на ГСМ в полном объеме.

    По результатам выездной проверки ИФНС доначислила налог на прибыль, пени и штраф. Инспекция установила, что компанией самостоятельно разработаны путевые листы, которые не содержат пункты о расходах топлива по норме, фактическому расходу, экономии или перерасходу топлива, и привела свой расчет на основе километража, указанного в путевых листах налогоплательщика, и нормах расхода ГСМ, установленных им.

    Компания обратилась в суд (дело № А53-24671/2019) , поясняя, что пункт о сверхнормативных расходах топлива отсутствует в перечне обязательных реквизитов официальной формы путевого листа, глава 25 НК также не обязывает нормировать ГСМ, следовательно, можно учитывать расходы на ГСМ в полном объеме.

    Суды трех инстанций (постановление кассации Ф08-5527/2019 от 25.09.2019) признали решение инспекции законным.

    Действительно, обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов установлены приказом Минтранса от 18 сентября 2008 года № 152, в котором не упомянуто обязательных пунктов о расходах топлива по норме, фактическом расходе, экономии или перерасходе.

    Однако инспекция учитывала нормативы расхода ГСМ самого налогоплательщика, а также данные километража, указанные в путевых листах, и, установив существенное превышение фактического расхода, правомерно доначислила налогна прибыль.

    Твтьяна П. сказал(-а): 30.07.2007 09:11

    Искорка сказал(-а): 30.07.2007 09:15

    Искорка сказал(-а): 30.07.2007 09:58

    Y. сказал(-а): 30.07.2007 10:09

    Аноним сказал(-а): 30.07.2007 10:31

    Искорка сказал(-а): 30.07.2007 10:37

    Y. сказал(-а): 30.07.2007 11:09

    Аноним сказал(-а): 30.07.2007 16:30

    Fedor, простая задачка: автомобиль 24 часа простоял с работающим двигателем (зима например). Пробег ноль, бензина нет и никаких поправочных коэффициентов к норме не хватает. Как быть?

    P.S.
    Если моих ответов-вопросов несколько, прошу прощения. Не разобралась с регистрацией. Татьяна П.

    Аноним сказал(-а): 30.07.2007 16:47

    Gamil сказал(-а): 31.07.2007 08:03

    На основании приказа руководителя предприятия допускается:
    .
    — при простоях автомобилей под погрузкой и разгрузкой в пунктах,
    где по условиям пожарной безопасности запрещается выключать двигатель (нефтебазы, специальные склады и т.п.), а также при простоях автомобилей в зимнее и холодное время года с работающим двигателем в ожидании инвалидов, больных, клиентов и т.п. или при перевозке специальных грузов, не допускающих охлаждения салона (кузова) автомобиля, устанавливать нормативный расход топлива из расчета один час простоя соответствует 5 км пробега автомобиля;

    Аноним сказал(-а): 31.07.2007 09:15

    НОРМЫ
    РАСХОДА ТОПЛИВ И СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
    НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ

    Руководящий документ
    Р3112194-0366-03

    Срок действия до 01.01.2008

    — В зимнее или холодное (при среднесуточной температуре ниже +5 град. С) время года при простоях и прогреве автомобилей и автобусов (при отсутствии независимых отопителей), а также при простоях с работающим двигателем в ожидании пассажиров (в том числе больных, инвалидов и т.п.) устанавливается нормативный расход топлива из расчета один час простоя соответствует 10 км пробега автомобиля.

    Gamil сказал(-а): 31.07.2007 09:30

    Упс, старую редакцию процитировал, сорри:

    Нормы расхода топлива повышаются при следующих условиях:
    .
    — При простоях автомобилей под погрузкой и разгрузкой в пунктах, где по условиям безопасности или другим действующим правилам запрещается выключать двигатель (нефтебазы, специальные склады, банки и т.п.), при простоях со специальным грузом, не допускающим охлаждения салона (кузова) автомобиля, — до 10%.

    berry сказал(-а): 31.07.2007 09:32

    Аноним сказал(-а): 31.07.2007 11:26

    Искорка сказал(-а): 31.07.2007 11:35

    Устанавливать для целей налогообложения их нужн хотя бы потому что это расходы,уменьшаемые НП.

    Если вы списываете по норама значительно отличающихся от установленных, то могут возникнуть вполне обоснованные вопросы со стороны налоговой,которая может квалифицировать это как создание необоснованных затрат, т.к. обоснованны затраты ГСМ в соответствии с нормами. При этом обязателен приказ по предприятию в котором определены нормы на каждую машину , которые не могут превышать установленных норм.

    Путевые листы нужно заполнять верно

    В правилах заполнения путевых листов — документов, с которыми в работе сталкивается каждое второе учреждение, — не все однозначно. Периодически при их оформлении и учете у бухгалтера возникает много вопросов, на которые в действующих нормативных актах нет ответа. Наш материал поможет разобраться в ситуации и избежать возможных ошибок.

    Что такое путевой лист?

    Для начала определимся, что путевой лист — это основной первичный документ для учета пробега, списания топлива, маршрута автомобиля и работы водителя, который должен выдаваться ему ежедневно (при необходимости). Унифицированная форма этого документа утверждена постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78.

    Требование о наличии путевого листа содержится в пункте 59 Инструкции по бюджетному учету и подпункте 5.4 пункта 5 приказа Минтранса России от 9 марта 1995 г. № 27. Кроме этого в пункте 2.1.1 Правил дорожного движения, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090, сказано, что водитель в установленных случаях должен иметь при себе путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а также страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности.

    За отсутствие у водителя путевого листа его могут оштрафовать по статье 12.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

    Следует обратить внимание, что форма применяемого путевого листа зависит от типа транспортного средства.

    Например, для легковых автомобилей применяют форму 0345001, а для грузовых — формы путевого листа 0345004 и 0345005.

    Порядок оформления

    Путевой лист выписывает диспетчер или другой работник, уполномоченный на это руководителем учреждения.

    Как правило, рассматриваемый документ выписывают только на один день (смену) работы водителя. Следующий путевой лист выдают при условии, что водитель сдал документ за предыдущий день работы. Если работник направлен в командировку и выполняет работу более одних суток, путевой лист можно выписать на необходимое количество дней. Выписывают путевые листы в одном экземпляре и хранят пять лет.

    Отметим, что данные, связанные с работой автомобиля (например, данные о времени простоя), в путевой лист заносит водитель и заверяет своей подписью. Ответственность за правильное заполнение документа несут руководитель учреждения, а также те лица, которые отвечают за эксплуатацию автомобиля и участвуют в оформлении этого документа.

    Заполняем реквизиты

    В рассматриваемом документе должны быть указаны его порядковый номер, дата выдачи, штамп и печать учреждения, на балансе которого числится автомобиль. Непременно указывают марку и государственный регистрационный номер автомобиля. Если на автомобиле осуществляют лицензируемые виды перевозок, то по строке «Лицензионная карточка» делается соответствующая отметка. Если автомобиль используется только для управленческих нужд, в указанной строке ставят прочерк.

    На оборотной стороне путевого листа указывают маршрут следования автомобиля: пункт назначения, время выезда и возвращения, а также количество пройденных километров. Эти показатели служат основанием для списания стоимости израсходованного бензина, а также заработной платы водителя автомобиля в расходы по смете на содержание учреждения.

    Не забудьте, если в документе не указана информация о маршруте следования, то, по мнению специалистов главного финансового ведомства, это не позволяет подтвердить факт использования автомобиля для нужд учреждения (письмо Минфина России от 20 февраля 2006 г. № 03-03-04/1/129). На том, что каждый пункт следования должен быть отмечен в путевом листе, настаивают и в Росстате (письмо от 3 февраля 2005 г. № ИУ-09-22/257).

    Графу «Код заказчика» заполняют, если автомобиль используется для обслуживания сторонних заказчиков.

    В разделе «Результат работы автомобиля за смену» бухгалтер делает начисление зарплаты водителю. Если зарплату начисляют по повременной системе оплаты труда, то указывают количество отработанных часов. Сумма начисленной зарплаты указывается в строке «За часы, руб., коп.». Если же зарплату водителю начисляют по сдельной системе оплаты труда в зависимости от пройденных километров пробега, то сумму зарплаты вписывают в строку «За километраж, руб., коп.». Начисление заработной платы водителю бухгалтер подтверждает своей подписью. Пример заполнения путевого листа легкового автомобиля мы привели в приложении 1 на стр. 1, стр. 2.

    Нужен ли медосмотр водителей?

    Каждое учреждение, которое эксплуатирует транспортные средства, обязано проводить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей. Такая обязанность возложена на них в соответствии с пунктом 1 статьи 20 и статьей 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Отметим, что Минздрав России совместно с Минтрансом России утвердили Методические рекомендации «Об организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств» (см. письмо Минздрава России от 21 августа 2003 г. № 2510/9468-03-32). Этот документ регламентирует порядок проведения медосмотров водителей и в первую очередь должен помочь учреждению правильно организовать этот процесс.

    На путевой лист ставится штамп, в котором указываются дата и точное время прохождения медицинского осмотра, фамилия, инициалы и подпись медицинского работника, проводившего обследование. Штамп ставят только при отсутствии симптомов заболевания, нахождения водителя в нетрезвом состоянии и т. п.

    Предрейсовые медосмотры может проводить только персонал, имеющий соответствующий сертификат, а также медицинские учреждения при наличии лицензии. Эта позиция также подтверждается и судебной практикой (постановление ФАС Уральского округа от 1 августа 2005 г. № Ф09-3196/05-С7).

    Напомним, что отсутствие штампа о прохождении предрейсового осмотра может быть квалифицировано как нарушение законодательства об охране труда. В этом случае должностных лиц могут оштрафовать на сумму от 1000 руб. до 5000 руб. (ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

    Вносим исправления

    Поскольку путевой лист признается первичным учетным документом, при внесении в него исправлений следует руководствоваться пунктом 4 Инструкции № 25н и пунктом 5 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ.

    Вносить изменения в первичные учетные документы можно, но лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций. Это должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали соответствующие документы, с указанием даты внесения исправлений. Поэтому исправление (например, нормы расхода бензина) должно быть подтверждено подписью водителя и механика (или иного уполномоченного лица).

    Регистрация путевых листов

    Работник, выдавший водителю путевой лист, регистрирует его в журнале учета путевых листов по форме 0345008, утвержденной постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78. Номер и дата выдачи документа должны соответствовать дате его регистрации в этом журнале. В каждой строке журнала последовательно записывают номер путевого листа, дату его выдачи, данные водителя, а также ставят свои подписи водитель и диспетчер с указанием даты приема диспетчером путевого листа от водителя. Пример заполнения этого регистра учета приведен в приложении 2.

    Путевые листы — основание для списания ГСМ

    Списание ГСМ бухгалтерия производит ежемесячно. Следует помнить: чтобы отразить в бухгалтерском и налоговом учете такие затраты, учреждение должно их документально подтвердить.

    Читайте так же:  Договор с гостиницей на размещение

    Так, по мнению финансистов, для целей налогового учета расходы на покупку бензина для служебных легковых автомобилей должны удовлетворять требованиям, установленным пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ, и могут быть подтверждены именно путевыми листами и кассовыми чеками на покупку топлива. В частности, такая позиция высказана в письме Минфина России от 4 сентября 2007 г. № 03-03-06/1/640.

    После того как бухгалтер получил путевые листы, он проверяет правильность их оформления и производит списание израсходованного водителем бензина (п. 59 Инструкции № 25н). Для расчета затрат на ГСМ необходимо, чтобы в путевом листе был определен фактический пробег автомобиля и расход топлива.

    Имейте в виду: во время проверок, при отсутствии в документе необходимой информации (а то и вовсе самого документа) контролеры признают расходы неподтвержденными.

    Дополнительно отметим, что если учреждение выплачивает своему работнику компенсацию за использование им личного автомобиля для служебных поездок, то обоснованность расходов также подтверждают путевыми листами. На этом настаивает Минфин России в письме от 16 ноября 2006 г. № 03-03-02/275.

    Актуальные вопросы по правилам выписки путевых листов

    Пожалуй, каждый бухгалтер, который учитывает путевые листы, задавался вопросами: можно ли выписывать этот документ на срок больше одного дня и можно ли использовать нетиповую его форму и т. д.? Ответим и на них.

    Срок действия документа

    Первичные документы следует составлять таким образом и с такой регулярностью, чтобы на их основании возможно было судить об обоснованности произведенного расхода.

    По мнению Росстата, высказанному в письме от 3 февраля 2005 г. № ИУ-03-22/257, путевой лист выписывают только на один день или смену. На более длительный срок он выдается в случае командировки, когда водитель выполняет задание в течение более одних суток (смены).

    Однако в письме от 3 февраля 2006 г. № 03-03-04/2/23 Минфин России высказал следующую позицию. Путевой лист можно выписывать и на более длительный срок, например, на неделю или даже на месяц. Правда, и в этом случае он должен обеспечивать учет отработанного времени и расхода горюче-смазочных материалов. И документ также будет подтверждать расходы учреждения (в том числе и как налогоплательщика) на ГСМ. Не забудьте, приняв подобное решение, утвердить его в учетной политике.

    Есть прецеденты, когда судьи поддерживали организации, которые составляли путевые листы один раз в месяц (постановление ФАС Северо-Западного округа от 5 апреля 2004 г. № А56-22408/03).

    Обратим внимание, что все эти разъяснения были сделаны в отношении путевых листов, которые подтверждали обоснованность учета расходов на ГСМ при исчислении налога на прибыль. Поэтому проверяющие органы могут сослаться на положения Инструкции № 25н, согласно которым бюджетные учреждения обязаны применять унифицированные формы первичных учетных документов. Перечень форм документов класса 03 Общероссийского классификатора управленческой документации (ОКУД) включает и формы путевых листов, предусмотренных для заполнения на один день.

    Таким образом, во избежание конфликтных ситуаций с контролирующими органами все-таки рекомендуем составлять путевой лист ежедневно.

    Об использовании произвольной формы

    В письмах Минфина России от 7 апреля 2006 г. № 03-03-04/1/327, от 16 марта 2006 г. № 03-03-04/2/77 указано, что путевые листы установленной формы обязаны составлять только автотранспортные предприятия. Остальные организации (учреждения) могут разработать свою форму путевого листа либо иного документа, подтверждающего расходы на ГСМ, в котором должны быть отражены все обязательные реквизиты, предусмотренные пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ.

    Однако в пункте 59 Инструкции № 25н установлены для списания ГСМ конкретные унифицированные формы (утверждены постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78), которые должны использовать именно бюджетные учреждения.

    Состав комплекта унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в автомобильном транспорте распространяется на юридические лица всех форм собственности, осуществляющие деятельность по эксплуатации автотранспортных средств, и носит обязательный характер для автотранспортных учреждений.

    Поэтому рекомендуем не отступать от требований Инструкции № 25н и использовать унифицированные формы путевых листов. Если необходимо дополнить форму новыми реквизитами, не забудьте отразить это в учетной политике учреждения.

    Показания спидометра

    Механик или иной работник, назначенный руководителем, ежедневно проверяет и фиксирует показания спидометра транспортного средства в путевом листе (в графах «Показания спидометра» и «Показания спидометра при возвращении в гараж»). Разумеется, показания спидометра в путевом листе на начало дня должны совпадать с показаниями на конец предыдущего дня работы автомобиля. На основании данных этих граф определяют нормативное количество израсходованного горючего исходя из фактического пробега автомобиля и норм расхода топлива, утвержденных приказом руководителя.

    Медосмотр — допуск к работе водителя

    Перед выездом каждый водитель должен пройти медосмотр. Только после этого водителя допускают к работе. У водителя не должно быть:
    — жалоб на состояние здоровья;
    — объективных признаков заболеваний;
    — нарушений функционального состояния организма;
    — признаков употребления спиртных напитков, наркотических и других психотропных веществ;
    — нарушений режима труда и отдыха.

    Результаты такого осмотра в обязательном порядке вносят в специальный журнал.

    К 2019 году необходимо скорректировать учетную политику согласно новым стандартам

    Начиная со следующего года учреждения обязаны публиковать свою учетную политику на своих сайтах и подробно раскрывать ее положения в отчетности ( п. 9 приказа Минфина России от 30 декабря 2017 г. № 274н , далее – Приказ № 274н). А в некоторых случаях при изменении учетной политики придется пересматривать сравнительные показатели отчетности прошлых лет ( п. 17 Приказа № 274н ). Так что в ближайшем будущем и сама учетная политика, и каждое ее изменение станут объектом пристального внимания со стороны органов-учредителей и органов финконтроля ( письмо Минфина России от 31 августа 2018 г. № 02-06-07/62480 ).

    В своих методрекомендациях специалисты Минфина России обращают внимание на ключевые новшества, предусмотренные СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»:

    1. Менять учетную политику (УП) по-прежнему можно только в 3-х случаях, предусмотренных ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ » О бухгалтерском учете » (далее – Закон о бухгалтерском учете):

    · изменение требований законодательства или стандартов;

    · разработка, выбор нового способа учета для повышения качества бухгалтерской информации;

    · существенное изменение условий деятельности учреждения.

    2. Оформляйте и применяйте учетную политику так:

    Как применять

    Как оформлять

    УП применяйте последовательно из года в год ( ч. 5 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете ).

    1. Так как УП применяется из года в год, не надо утверждать ее ежегодно.

    2. Формулировка приказа об утверждении УП не должна содержать фразу: «учетная политика утверждается на 201_ год».

    3. Ежегодное утверждение учетной политики – необоснованное и избыточное действие, но не нарушение.

    Изменение УП производится с начала отчетного года ( ч. 7 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете ).

    Применение изменений не с начала года может быть обусловлено причиной изменения. Согласуйте это с органом-учредителем и финорганом.

    С 2019 года лучше составлять отдельный приказ о внесении изменений в учетную политику. Дело в том, что по каждому изменению аудиторы будут проверять: надо было пересчитывать показатели за прошлые годы или можно было применять новшество с даты изменения УП?

    3. Изменения и дополнения учетной политики можно применять перспективно ( п. 6 Приказа № 274н ), то есть применять к операциям после даты изменения/дополнения:

    Основание для перспективного применения

    Примеры и рекомендации

    Изменения УП несущественно влияют на показатели отчетности ( п. 17 Приказа № 274н ).

    Что считать несущественным, напишите в УП. Например, если сравнительные показатели меняются более чем на 5%.

    Пересчет не предусмотрен нормативными актами, на основании которых меняется УП ( п. 16 Приказа № 274н ).

    При внедрении СГС «Основные средства» не предусмотрен пересчет амортизации за прошлые годы:

    · при переходе на применение новых методов амортизации;

    · в связи с изменением границ для единовременного начисления 100% амортизации.

    Невозможно пересчитать сравнительные показатели за прошлый период:

    · нет данных для расчета или в прошлом не было данных для определения оценочного значения ( п. 19 Приказ № 274н ).

    Введена новая формула расчета резерва, но документы по учету личного состава утрачены при пожаре.

    Дополнение УП никак не влияет на показатели отчетности.

    1. Ввели новую аналитику/субсчета.

    2. Дополнили график документооборота новым документом/ изменили ответственного.

    УП дополнена новым методом для учета операций, которых раньше не было ( п. 14 Приказ № 274н ).

    Ввели метод учет накопленной амортизации при переоценке, но переоценки еще не было.

    Изменение обстоятельств – переход на другой метод обусловлен новым характером фактов хозжизни.

    1. Изменился способ использования автомобиля – раньше он возил руководителя, а теперь будет возить грузы. Поэтому, как это предусмотрено УП, переходим с 1 января с линейной амортизации на амортизацию пропорционально километражу.

    2. Была просто недвижимость – стала инвестнедвижимость. Отражаем в учете реклассификацию, УП не меняем.

    4. Изменения учетной политики надо применять ретроспективно ( п. 6 Приказа № 274н ), то есть пересчитывать сравнительные показатели отчетов за прошлые годы:

    Основание для ретроспективного применения

    Примеры и рекомендации

    Изменения УП существенно влияют на показатели отчетности ( п. 17 Приказа № 274н ).

    1. Если в УП было написано «амортизация по всем ОС начисляется линейным методом», а стало – «»по ОС, используемым при выполнении задания, амортизация линейным методом, а по задействованным в приносящей доход деятельности – уменьшаемого остатка»

    2. Если в нормативном акте, на основании которого меняется УП, ничего не говорится о порядке его применения – ретроспективный пересчет делаем только в случае существенного изменения показателей отчетности

    Пересчет предусмотрен нормативными актами, на основании которых меняется УП ( п. 16 Приказа № 274н ).

    5. Оформляйте ретроспективный пересчет так:

    Шаг

    Что делать

    В году изменения УП оформить Бухгалтерскую справку ( форма 0504833 ).

    Сделать проводки по изменению сравнительных показателей и остатков с использованием дебета/кредита счета 401 30:

    · за иные прошлые годы.

    Как если бы новая учетная политика применялась всегда!

    Оформить Сведения об изменении валюты баланса ( формы 0503173 , 0503773 ).

    Указываем основание: «пересчитано в связи с изменение УП».

    Меняем входящие остатки в Балансе ( формы 0503130 , 0503730 ) и других отчетных формах текущего года, включая таблицы пояснительной записки.

    Раскрываем измененные сравнительные показатели в отчетности текущего года.

    Отчетность за прошлые годы не переделываем!

    Описываем последствия изменения УП в текстовой части и Сведениях об особенностях ведения учета (Таблица № 4) Пояснительной записки ( формы 0503160 , 0503760 ) или в сопроводительном документе с пояснениями