Период санации при банкротстве предприятия

Банкротство предприятия в настоящее время, когда экономические циклы нестабильны, имеет актуальный характер. Это признание арбитражным судом должника неспособным погасить все обязательства в полном объеме. Принято считать, что это конец деятельности предприятия, его гибель.

Но государство позаботилось о том, чтобы юридические лица имели возможность возобновить свою хозяйственную деятельность даже после полного разорения. Суть ее в том, что предприятию предоставляется финансовая и организационная помощь для восстановления функционирования.

Восстановление деятельности организации

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Санацией предприятия называется совокупность операций, производимых для восстановления нормального уровня функционирования юридического лица. Основная цель санации – это обеспечение стабильной, результативной экономической деятельности.

Подробная информация о восстановлении деятельности предприятия есть в законе «О несостоятельности (банкротстве)».

Три основные ступени этого процесса включают в себя:

На практике чаще всего при наличии весомых оснований для проведения санации, кредиторы самостоятельно определяют какую из вышеперечисленных мер применять, также возможно применение нескольких мер, но с повышенным вниманием на какой-то одной

Исходя из определения термина «санация», которое имеется в законе «О несостоятельности (банкротстве)», можно сделать вывод, что оздоровление финансового состояния – это процесс очень емкий по своему содержанию, и он может в себе совмещать несколько операций:

  • финансовая помощь, как организации в целом, так и ее членам (руководству и другим участникам);
  • полное или частичное изменение структуры капитала организации (активов и пассивов);
  • изменение управленческой структуры предприятия;
  • другие меры, указанные в действующем законодательстве.
  • Для того чтобы восстановить платежеспособность должника, в процессе санации могут быть приняты следующие особенные меры:

  • ликвидация (полная или частичная) дебиторской задолженности;
  • погашение всех обязательств предприятия должника собственными финансовыми средствами или с помощью третьих лиц;
  • оказание юридическому лицу помощи в виде финансовой выплаты из специализированных фондов для поддержки обанкротившихся предприятий (владельцами таких фондов являются органы государственного управления);
  • изменение процесса производства вплоть до полного перепрофилирования;
  • устранение нерентабельных видов производств;
  • реализация какой-то части капитала предприятия — должника;
  • помощь со стороны государства в виде предоставление субсидий, дотаций или субвенций;
  • продажа обанкротившегося предприятия на открытых торгах (цена предприятия устанавливается хозяйственным судом);
  • другие меры.
  • Понятие и главные черты

    Поскольку санация является реорганизационной процедурой, ее суть сводится к тому, чтобы предоставить предприятию-должнику финансовую помощь в достаточном размере для погашения все задолженностей.

    Санация может быть проведена, когда предприятие находится на одном из трех основных этапов:

  • На стадии, когда кредитор еще не возбудил дело о банкротстве должника. В этом случае предприятие должно как можно скорее сообщить о попытке преодоления состояния банкротства с помощью внешней финансовой поддержки.
  • Когда предприятие лично обращается в арбитражный суд и заявляет о наступлении кризисного состояния и при этом уже выдвигает условия и меры для проведения санации.
  • Когда подтверждение о проведении санации выносится хозяйственным судом на основании предложений от кредиторов и/или самого предприятия для того, чтобы погасить его задолженности перед кредиторами и расходы собственного бюджета.
  • Кроме того, существует два вида санации:

  • Санация предприятия, проводимая без изменения статуса санируемого предприятия (за счет банковского кредита и других внешних займов, за счет распределения обязательств с другими юридическими лицами, за счет дополнительного выпуска ценных бумаг и увеличения притока инвестиций).
  • Санация предприятия, используемая при глубоком кризисном состоянии. Статус юридического лица частично изменяется. Другими словами, этот вид санации можно назвать – реорганизацией предприятия. В этом случае может быть изменена форма собственности, организационно-правовая форма или направление деятельности. Во втором случае имеют место процедуры слияния, разделения, передачи в аренду, поглощения и преобразование предприятия в форму собственности ОАО.
  • Суть антикризисной стратегии

    Суть антикризисной финансовой стратегии управления заключается в том, чтобы быстро возобновить платежеспособность предприятия и в кратчайшие сроки восстановить уровень финансовой устойчивости, достаточный для нормального ведения дальнейшей экономической деятельности и избежание банкротства.

    Основная роль при задействовании антикризисной стратегии отдается эффективному использованию методов для финансовой стабилизации. Правильный подбор стратегических ходов помогает преодолеть угрозу банкротства при минимальных издержках.

    Основная задача на этом этапе — правильный анализ всех платежей текущего периода и дальнейшее определение самых важных для экономической деятельности юридического лица. Как правило, такими являются платежи за материалы, сырье, комплектующие детали, оплата некоторых кредитов и задолженностей.

    Методы прогнозирования банкротства предприятия описаны здесь.

    Санация предприятия без изменения статуса юр. лица Санация предприятия с изменением статуса юр. лица
    • погашение долга предприятия за счет собственных средств;
    • погашение долга предприятия за счет кредита банка;
    • переоформление краткосрочных задолженностей предприятия в долгосрочные;
    • распределение долга предприятия с другим/другими юридическими лицами;
    • дополнительный выпуск ценных бумаг.
    • слияние с другими предприятиями;
    • поглощение другим предприятием;
    • разделение предприятия банкрота между другими юр. лицами.

    Банкротство и санация предприятия, это процедура, применяемая в следующих основных случаях:

    • до возбуждения дела о состоянии банкротства, самим же должником;
    • если арбитражный суд проанализировав предложения от предприятия по поводу мер санации, изучив степень банкротства все же разрешает провести финансовое оздоровление юридического лица;
    • если кредиторы, желающие получить выплаты по задолженностям соглашаются с проведением мер антикризисной стратегии, тем самым продлевая сроки погашения задолженностей для предприятия-заемщика;
    • если представитель предприятия лично обращается в арбитражный суд и заявляет о наступившем банкротстве (при этом предоставляется разработанный план антикризисной стратегии).
    • Нюансы использования санации при банкротстве предприятия

      Для преодоления банкротства и получения поддержки государства, необходимо иметь правильно разработанный бизнес план (план финансового оздоровления).

      Предприятие должно отвечать некоторым критериям и предоставить о своем состоянии следующую информацию:

    • общую характеристику финансового состояния предприятия;
    • конкретные стратегические меры для финансового оздоровления, включающие в себя: информацию по реструктуризации экономической деятельности предприятия, наиболее точные сроки выполнения заданного плана, требуемое количество финансовых средств, период за которые будет произведено погашение задолженностей, отчетность по реализации плана;
    • предоставить актуальный анализ своего финансового состояния в виде свободной таблицы с рассчитанными финансовыми показателями предприятия и выводами к расчетам;
    • предоставить информацию о планируемых мероприятиях для восстановления платежеспособности организации и дальнейшей эффективной экономической деятельности;
    • исследовать рынок и свою конкурентную способность, проинформировать о виде своей экономической деятельности и своих результатах, о перспективах;
    • описать стратегию маркетинговой деятельности (проникновение на рынок, закрепление позиции на нем и дальнейшее развитие (пути реализации продукции и расширение базы клиентов);
    • показать данные о производстве (производственная программа, величина штата сотрудников, состояние фонда оплаты труда, сметы расходов и выпуска продукции).
    • В любом случае, чтобы провести процедуру санации необходимо составить бизнес-план и экономический прогноз на краткосрочный и долгосрочный период.

      Любой вид санации – это трудоемкий процесс, ведь происходит существенная перестройка экономической деятельности предприятия.

      Чем быстрее будут реализованы меры восстановления финансового состояния, тем вероятней пресечение банкротства и гибели

      Контроль со стороны суда

      Банкротство и санация предприятия рассматриваются арбитражным судом по месту регистрации юридического лица, или по месту жительства владельца предприятия АПК РФ. Со стороны арбитражного суда ведется контроль процесса санации, а также принимаются решения о ликвидации предприятия.

      Суд выносит свои решение на основе полученной информации о размерах текущих обязательных платежей без учета штрафных санкций в виде пени и других штрафов. Когда возбужденно дело о банкротстве по инициативе заемщика, в этом случае заявитель должен быть полностью уверен в неспособности должника погасить все денежные обязательства.

      Заявление в арбитражный суд о санации должно подаваться не позже чем за 5 дней до признания предприятия банкротом. В заявлении указывается тип организации, ее регистрационные данные, дата рассмотрения заявления о банкротстве.

      Всего существует два критерия, при которых происходит проведение санации предприятия:

      Принцип неоплатности В соответствии с которым должник признается банкротом, если сумма его задолженностей больше суммы принадлежащего его капитала.
      Критерий неплатежеспособности Согласно ему, необходимо определить конкретные факты, исходя из которых можно сделать вывод, что должник не имеет возможности погасить свои обязательства перед кредиторами. Иногда в дополнение к этому пункту используется еще временной критерий приравниваемый к 3 месяцам. То есть если в течении этого периода не происходит выплата задолженностей, то предприятие объявляется банкротом и в обязательном порядке проводится санация.

      План финансового оздоровления

      План санации должен предусматривать вспомогательные меры для восстановления платежеспособности предприятия и сроки его выполнения.

      Платежеспособность будет считаться восстановленной, если нет оснований для повторного проведения финансового оздоровления. Если они все же есть, то возможно потребуется ликвидации юридического лица. В каждый план санации должно включаться детальное заключение о экономическом состоянии и степени платежеспособности предприятия.

      План санации должен рассматриваться на общем собрании кредиторов. Уведомлении о собрании должно рассылаться каждому участнику не позже чем через 80 дней с момента признания финансовой неустойчивости предприятия.

      После утверждения плана собранием кредиторов, он передается в арбитражный суд в сроки не позднее 5 рабочих дней с момента проведения собрания. В противном случае предприятие может быть оглашено как обанкротившееся и ликвидировано.

      Кроме того, владельцам/владельцу предприятия запрещено подавать заявление на ликвидацию или санацию до собрания кредиторов. После разрешения судом проведения санации, меры по финансовому оздоровлению должны быть приняты немедленно.

      Как проходит процедура банкротства ОАО и в какой степени учредители несут ответственность — расскажем тут.

      В чем отличия банкротства коммерческих организаций от благотворительных — читайте далее.

      План санации должен быть выполнен в срок не превышающий 18 месяцев со дня его принятия. Но в отдельных случаях сроки могут быть продлены или сокращены.

    • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
    • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
    • Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

      1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
      2. Позвоните на горячую линию:
        • Москва и Область — +7 (499) 110-56-12
        • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-50-97
        • Регионы — 8 (800) 222-69-48

      ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

      Санация банка: что нужно знать клиентам и контрагентам?

      В связи с недавними объявлениями санации крупных игроков банковского сектора интерес к процедуре возрос многократно как в среде профессионалов, так и в среде клиентов, которые лишь отдаленно знакомы с возможностью восстановления финансового положения банков. О мерах по предупреждению банкротства, последствиях введения санации в отношении банка для корпоративных клиентов и физических лиц, а также об оспаривании сделок санируемого банка — в материале «ЭЖ».

      Санация кредитной организации представляет собой внесудебную процедуру, предусмотренную Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве), в рамках которой осуществляются следующие меры по предупреждению банкротства:

      финансовое оздоровление кредитной организации;

      назначение временной администрации;

      реорганизация кредитной организации.

      Меры по предупреждению банкротства принимаются в случаях, предусмотренных ст. 189.10 Закона о банкротстве. Отдельные основания для санации содержатся в ст. 189.47 Закона о банкротстве для кредитных организаций, имеющих лицензию на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц.

      Инициировать санацию кредитной организации может как сам банк, так и Банк России. Законом о банкротстве предусмотрена обязанность кредитной организации в лице ее участников, членов совета директоров, руководителя в случае возникновения оснований для проведения мер по предупреждению банкротства принять меры по ее финансовому оздоровлению или реорганизации. Банк России также вправе потребовать от кредитной организации осуществления мер по ее финансовому оздоровлению, реорганизации, а также назначить временную администрацию.

      В отношении кредитных организаций, имеющих лицензию на привлечение вкладов и открытие и ведение банковских счетов физических лиц, решение об инициировании санации принимается Банком России, при этом меры по предупреждению банкротства могут осуществляться с привлечением Агентства по страхованию вкладов. Также Законом о банкротстве предусмотрено использование средств Фонда консолидации банковского сектора в санации, что является новеллой в правовом регулировании и будет рассмотрено подробнее далее в статье.

      Возникновение у кредитной организации признаков финансового состояния, которые являются основаниями для осуществления мер по предупреждению банкротства, влечет ряд ограничений. В частности, ограничивается возможность банка совершать сделки или одобрять их, а собрания органов управления проводятся с обязательным уведомлением Банка России (ст. 189.11 Закона о банкротстве).

      Законом о банкротстве установлены две модели осуществления санации в зависимости от субъекта инициативы:

      санация, осуществляемая по инициативе регулятора (Банка России).

      Добровольная санация осуществляется самим банком по решению руководящих органов (единоличный исполнительный орган и совет директоров), которые обращаются с ходатайством в Банк России. Инициатива Банка России по осуществлению мер по предупреждению банкротства кредитной организации может сначала быть оформлена в виде требования об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации.

      Ключевое отличие санации, осуществляемой по инициативе самого банка, от санации, осуществляемой по инициативе регулятора, заключается в более жестком контроле за осуществлением мер по восстановлению финансовой устойчивости кредитной организации, а также в ограничении полномочий руководящих органов кредитной организации вплоть до приостановления полномочий исполнительных органов.

      Последствия введения санации для корпоративных клиентов и физических лиц

      Применение в отношении кредитной организации мер по предупреждению банкротства зачастую вызывает панику у клиентов — физических лиц, которые, опасаясь за сохранность своих сбережений, стремятся как можно быстрее забрать свои денежные средства, размещенные в банке.

      Надо сказать, что подобные опасения обоснованы в случае, когда в банк назначена временная администрация и неизвестно, примет Банк России решение о санации банка или об отзыве у него лицензии. Если же в отношении кредитной организации осуществляются меры по предупреждению банкротства, угрозы сохранности денежных средств физических лиц нет.

      Однако стоит учитывать возможность введения моратория на удовлетворение требований кредиторов банка. Мораторий не позволит клиентам банка оперативно возвратить свои денежные средства, в связи с чем его введение является страховым случаем согласно ст. 8 Федерального закона от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». При этом выплата возмещения производится не ранее 14 дней со дня наступления страхового случая.

      Стоит учитывать, что если физическое лицо имело несколько вкладов в одном банке, то возмещение выплачивается по каждому из вкладов пропорционально их размерам, но не более 1 400 000 руб. Таким образом, размещение денежных средств в нескольких вкладах в одном банке не позволит получить компенсацию, превышающую максимальную.

      Также физическим лицам при размещении денежных средств в банке следует обращать внимание на то, является ли договор действительно договором банковского вклада, а не иным финансовым продуктом, страховое возмещение по которому не выплачивается.

      Физическим лицам — должникам с проблемной задолженностью перед санируемым банком стоит ожидать активных действий банка по ее взысканию и/или обращению взыскания на заложенное имущество, поскольку основной целью санируемого банка является восстановление платежеспособности.

      Что касается корпоративных клиентов, то в случае введения моратория они беззащитны, поскольку их денежные средства не застрахованы, следовательно, возмещения им не полагается. Если санируемый банк является должником, то в случае введения моратория начисляются только мораторные проценты, но не договорные или законные. Стоит учитывать, что для корпоративных клиентов более высоким является риск оспаривания сделок, совершенных банком в преддверии санации.

      В целом санация в отличие от отзыва лицензии будет скорее иметь позитивные последствия для клиентов банка, поскольку ее введение направлено на восстановление нормального финансового состояния банка, что сохранит активы клиентов, в то время как отзыв лицензии и последующее банкротство означают, что все кредиторы в любом случае не получат возврата денежных средств ввиду отсутствия активов и денежных средств у банкрота.

      Мораторий представляет собой оперативную меру реагирования, которая позволяет в краткосрочной перспективе предотвратить ухудшение финансового состояния банка и провести анализ обязательств банка «в статике».

      Введение моратория влечет запрет на удовлетворение требований кредиторов, в частности на исполнение денежных обязательств, обязанностей по уплате обязательных платежей, иных имущественных обязательств, возникших до дня введения моратория включительно. При этом проценты/штрафы, предусмотренные законом или договором за неисполнение обязательств, не начисляются, но начисляются мораторные проценты в размере 2/3 ключевой ставки Банка России (на рублевую задолженность) и исходя из средней ставки банковского процента по краткосрочным валютным кредитам, предоставляемым по месту нахождения кредитора (на задолженность в иностранной валюте).

      Мораторий вводится на срок не более трех месяцев, при этом в период действия временной администрации срок моратория может быть продлен Банком России еще на срок до трех месяцев, но не более срока осуществления полномочий временной администрации.

      Мораторий не действует в отношении требований граждан из причинения вреда жизни или здоровью, по выплате выходных пособий и оплате труда граждан, работающих по трудовому договору, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности, требований по оплате организационно-хозяйственных расходов, необходимых для деятельности банка, а также требований по исполнительным документам, выданным до дня введения моратория на основании решений о взыскании задолженности по заключенным с физическими лицами договорам банковского вклада и договорам банковского счета.

      Временная администрация, ее задачи и функции

      Если финансовое состояние кредитной организации в существенно худшую сторону отличается от тех показателей, которые предусмотрены для применения мер по предупреждению банкротства (ст. 189.26 Закона о банкротстве), Банк России может принять решение о назначении в банк временной администрации.

      Независимо от того, были приостановлены полномочия исполнительных органов банка или нет, временная администрация проводит обследование кредитной организации, устанавливает наличие оснований для отзыва лицензии на осуществление банковских операций, предусмотренных ст. 20 Федерального закона от 02.12.90 № 395-1 «О банках и банковской деятельности». В ходе обследования кредитной организации временная администрация определяет, возможно ли восстановление финансовой устойчивости банка или у него следует отозвать лицензию.

      Помимо Закона о банкротстве, деятельность временной администрации регулируют:

      Положение о временной администрации по управлению кредитной организацией (утв. Банком России 09.11.2005 № 279-П);

      Положение о порядке назначения, осуществления и прекращения деятельности временной администрации по управлению кредитной организацией, назначаемой до отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций (утв. Банком России 01.08.2017 № 597-П).

      В случае ограничения полномочий исполнительных органов кредитной организации временная администрация участвует в разработке мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации и контролирует их реализацию; контролирует распоряжение имуществом кредитной организации; получает от органов управления кредитной организации необходимую информацию и документы, касающиеся деятельности кредитной организации.

      Полномочия временной администрации в случае приостановления полномочий исполнительных органов банка намного шире — по сути, временная администрация реализует полномочия исполнительных органов кредитной организации.

      Временная администрация назначается на срок не более шести месяцев. Если по окончании срока действия временной администрации сохраняются основания, которые стали причиной ее назначения, Банк России отзывает у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций.

      Отдельные меры по финансовому оздоровлению

      Главным документом при осуществлении мер по предупреждению банкротства кредитной организации, если в них планируется участие Банка России или Агентства по страхованию вкладов, является план участия Банка России/Агентства по страхованию вкладов в осуществлении мер по предупреждению банкротства кредитной организации, который утверждается Советом директоров Банка России и Комитетом банковского надзора соответственно. План участия является своеобразной дорожной картой санации, которая обозначает конкретные задачи и результаты ее осуществления. Срок реализации плана участия составляет в среднем пять-десять лет в зависимости от того, насколько тяжелым является финансовое состояние банка при инициировании санации.

      В качестве мер по финансовому оздоровлению Закон о банкротстве предусматривает (ст. 189.14):

      оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами;

      изменение структуры активов и структуры пассивов кредитной организации;

      изменение организационной структуры кредитной организации;

      приведение в соответствие размера уставного капитала кредитной организации и величины ее собственных средств (капитала);

      В рамках процедуры приведения размера уставного капитала в соответствие с величиной собственных средств может происходить уменьшение уставного капитала кредитной организации вплоть до одного рубля с распределением долей участия в уставном капитале в пределах указанной суммы на основании ст. 189.50 Закона о банкротстве.

      Уменьшение уставного капитала имеет смысл для целей дальнейшего привлечения инвесторов — когда уставный капитал банка будет увеличен за счет дополнительной эмиссии акций, осуществляемой временной администрацией. При эмиссии акций по решению временной администрации не допускается приобретение акций акционерами банка, которые владели более чем 1% его акций, в том числе в составе группы лиц, в течение трех месяцев, предшествующих утверждению плана участия и направлению предложения об участии Агентству по страхованию вкладов и до даты принятия решения о размещении дополнительного выпуска акций банка.

      По итогам увеличения уставного капитала санируемого банка доля участия Банка России, Управляющей компании Фонда консолидации банковского сектора или Агентства по страхованию вкладов и (или) инвестора должна составлять не менее 75% обыкновенных акций или не менее 3/4 голосов от общего числа голосов участников банка в форме общества с ограниченной ответственностью. Таким образом, законодательство о банкротстве предусматривает положения, гарантирующие переход контроля над банком к новому инвестору.

      Оспаривание сделок: возможности и проблемы

      Основным способом возвратить выведенные из кредитной организации денежные средства и активы является оспаривание сделок санируемого банка. Проанализировав деятельность санируемого банка, временная администрация выявляет схемы по присвоению денежных средств и активов банка контролирующими его лицами и топ-менеджментом.

      Особенности оспаривания сделок санируемого банка предусмотрены ст. 189.40 Закона о банкротстве. Оспариванию подлежат не все сделки, а только те, которые были совершены в рамках временного периода, установленного ст. 61.2, 61.3 Закона о банкротстве, который исчисляется с даты назначения Банком России временной администрации (или с даты утверждения плана участия Банка России/Агентства по страхованию вкладов).

      Право на иск об оспаривании сделок имеют: сам банк, временная администрация, Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора, Агентство по страхованию вкладов. При этом стоит учитывать, что указанные лица обращаются с соответствующими исками от имени санируемой кредитной организации, что важно с практической точки зрения, поскольку при прекращении их полномочий истцом по делу в дальнейшем является сам банк (п. 8 ст. 189.40 Закона о банкротстве).

      Сделки могут оспариваться как по основаниям, предусмотренным законом о банкротстве, так и по общегражданским основаниям. Отметим, что прекращение деятельности временной администрации не означает завершение санации и, соответственно, прекращение возможности оспаривания сделок санируемого банка в порядке ст. 189.40 Закона о банкротстве.

      Надо сказать, что оспаривание сделок само по себе не является сложной задачей — настоящие препятствия возникают на этапе исполнения судебных актов о признании сделок недействительными. Это связано с тем, что цепочки сделок, через которые выводятся активы банка, порой являются очень длинными, и выявить конечных выгодоприобретателей крайне трудно. Поэтому оспаривание сделок должно быть максимально оперативным. Кроме того, при анализе деятельности санируемого банка необходимо постараться получить информацию о конечном выгодоприобретателе каждой цепочки оспариваемых сделок, чтобы иметь возможность предъявить требования к тому, кто фактически получил выведенные активы и денежные средства.

      Меры по предупреждению банкротства с участием Фонда консолидации банковского сектора

      От имени Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства кредитных организаций, имеющих лицензию на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц, участвует управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора. Денежные средства Фонда в случае его привлечения направляются на докапитализацию банка с целью установления контроля Банка России над проблемным банком. Этот способ отличается от способа участия Агентства по страхованию вкладов в мерах по предупреждению банкротства, поскольку Агентство предоставляет санируемому банку кредитование на возвратной и платной основе.

      Управляющая компания, в частности, осуществляет функции временной администрации, доверительное управление акциями (долями) кредитных организаций, передаваемыми ей в управление Банком России, доверительное управление правами (требованиями) по субординированным кредитам (депозитам, займам, облигационным займам), иным кредитам, депозитам, банковским гарантиям, денежными средствами, иным имуществом (имущественными правами), передаваемыми ей в управление Банком России, а также имуществом, полученным в процессе управления и др. (глава X.2 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»).

      Появление в законодательстве возможности санации банков посредством привлечения средств Фонда консолидации банковского сектора (Федеральный закон от 01.05.2017 № 84-ФЗ) позволит Банку России самостоятельно направлять денежные средства на докапитализацию проблемного банка, не привлекая средств Агентства по страхованию вкладов. Кроме того, новая схема участия Банка России позволит решить проблему недобросовестных инвесторов, которые участвуют в санации проблемного банка с целью передачи последнему проблемных активов.

      Вместе с тем в нововведении есть и ряд недоработок. В частности, не решена проблема непрозрачности — по-прежнему непонятно, по какой причине одни банки санируются, а у других отзывают лицензии, что вызывает общее недоверие к действиям регулятора. Вместе с тем мнения профессионалов в основном сходятся в том, что новый способ участия Банка России в санации будет более эффективным, чем имевшийся ранее.

      Инициативы по реформированию законодательства о санации

      В начале ноября стало известно, что Банк России готовит проект изменений в Закон о банкротстве, которые расширят полномочия временной администрации санируемых банков (подробнее по ссылке: http://www.interfax.ru/business/585862). В частности, расширение полномочий предполагается в отношении принятия временной администрацией решений об использовании источников собственных средств банка для покрытия убытков; осуществления действий, связанных с изменением размера уставного капитала банка; с конвертацией привилегированных акций в обыкновенные акции; в отношении принятия решений и осуществления действий, связанных с приобретением акций (долей) банка, а также погашения собственных акций (долей) банка, находящихся у него на балансе; принятия решения о внесении изменений в устав санируемого банка; в отношении осуществления действий, связанных с прекращением (меной, конвертацией) субординированного кредита (депозита, займа, облигационного займа) в соответствии с федеральными законами и нормативными актами Банка России.

      Расширение полномочий в указанной сфере очевидно вызвано необходимостью противодействовать действиям собственников/менеджмента, направленных на затягивание процесса принятия корпоративных решений и воспрепятствование санации.

      Учитывая создание Фонда консолидации банковского сектора и планируемое расширение полномочий временной администрации, представляется, что Банк России намерен всерьез заняться санацией крупнейших кредитных организаций, что значительно может изменить текущее состояние рынка банковских услуг. И хотя Банк России заявляет, что преследует цель предотвратить макроэкономическую нестабильность, широкое государственное вмешательство может негативно повлиять на состояние конкуренции на рынке банковских услуг, что скажется как на бизнесе, так и на рядовых гражданах.

      При оспаривании санируемым банком сделок, совершенных с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, следует учитывать, что судебная практика нередко исходит из того, что при определении подведомственности арбитражного спора в отсутствие дела о банкротстве в первую очередь необходимо исходить из субъектного состава сторон спора. А проведение процедуры санации не придает спору характера, связанного с несостоятельностью по смыслу ст. 27 АПК РФ (см. постановление АС Московского округа от 15.05.2017 № Ф05-6605/2017 по делу № А40-176350/16).

      Санация или ликвидация?

      Если банкротство финансовой организации неизбежно, встает вопрос о необходимости выхода из сложившейся ситуации посредством либо ликвидации организации (отзыва лицензии), либо ее санации (оздоровления с помощью комплекса специально разработанных мер). Оценим с правовой и экономической точки зрения оба варианта.

      Основные причины банкротства

      В Российской Федерации банкротство финансовых организаций чаще всего спровоцировано как внутренними, так и внешними детерминирующими факторами. К внутренним факторам могут быть отнесены (по отдельности или в совокупности):

      –небольшой размер собственных финансовых средств банка или МФО;

      –низкая ликвидность активов;

      –низкое качество ресурсного потенциала финансовой организации (прежде всего зависимость от межбанковского кредита);

      –неудовлетворительный уровень управления повседневной деятельностью банка или микрофинансовой организации (здесь может иметь место как намеренное мошенничество, так и низкое качество менеджмента вследствие управленческой неграмотности). Наконец, во многих случаях банкротства свою роль могут сыграть и изначальные репутационные риски банка или финансовой организации.

      Что касается внешних факторов, способных вызвать банкротство микрофинансовой организации, то к ним могут быть отнесены экономические кризисы, нестабильность социально-политической ситуации, смена политического режима или правительства, военно-политические конфликты, особенности нормативно-правового регулирования банковской деятельности.

      В случае если банкротство финансовой организации неизбежно, встает вопрос о необходимости выхода из сложившейся ситуации посредством либо ликвидации организации, либо ее санации.

      Санация как способ предотвращения банкротства

      Рассмотрим особенности санации финансовых организаций отдельно. Под санацией банка или иной финансовой организации понимается разработка и реализация комплекса государственных и банковских мер в направлении предупреждения банкротства, улучшения финансового положения банка и защиты интересов кредиторов и инвесторов. Данные меры предпринимаются для перестройки кредитной задолженности финансовой организации и позволяют ей избавиться от неприбыльных активов.

      Проведение санации имеет смысл в том случае, если банк играет ключевую роль в финансово-экономической жизни региона или страны. Тогда его ликвидация нанесла бы серьезный ущерб экономике страны, поэтому реструктуризация задолженности становится стратегически необходимой задачей. Следующая ситуация, оправдывающая необходимость санации, – исправность функционирования самой финансовой организации при наличии проблем с ликвидностью, вызванных поведением вкладчиков, забравших свои депозиты.

      Проведение процедуры санации требует от финансовой организации ввода временного управления. В России его выполняет Агентство по страхованию вкладов (АСВ), которое осуществляет функции временного управления до избрания нового управляющего банка. Во время процедуры санации банк получает финансовую помощь в виде кредита с минимальной процентной ставкой. Эта мера позволяет банку оперативно решить все возникшие проблемы во взаимоотношениях с вкладчиками и кредиторами. Как правило, кредит предоставляется непосредственно Агентством по страхованию вкладов, однако в некоторых случаях могут быть привлечены и финансовые средства сторонних инвесторов, по какой-либо причине заинтересованных в их предоставлении данной финансовой организации.

      Основные преимущества санации

      Процедура санации имеет целый ряд видимых преимуществ. Во-первых, финансовая организация не прекращает существование, получает возможность для восстановления своей деятельности и возвращения к выполнению привычных функциональных обязанностей. Во-вторых, что особенно ценно для клиентов банка, санация позволяет вкладчикам пользоваться своими депозитами. В-третьих, финансовая организация сохраняет возможность разработки и реализации новых кредитных продуктов, что также способствует быстрому восстановлению прежней деятельности. Наконец, финансовая организация может отказаться от такой меры, как сокращение кадрового персонала, то есть ее сотрудники сохраняют рабочие места, что немаловажно в контексте социальной значимости работы банков. Следует отметить, что по сравнению с лишением банка лицензии санация является очень мягкой мерой. Ведь в случае лишения лицензии вкладчикам финансовой организации возмещается куда меньший объем денежных средств. Для выплаты денег по значительным депозитам у банка, попавшего в сложную финансовую ситуацию, в большинстве случаев просто нет средств.

      Санация финансовой организации потребует от ее руководства принятия неотложных мер. В первую очередь необходимо представить качественный анализ расходно-доходной стороны функционирования организации в целях ее оптимизации. Для этого нужно либо увеличить доходы организации, либо сократить ее расходы. К наиболее распространенным мерам сокращения расходов относятся:

      –организационно-штатные мероприятия в сфере кадровой политики;

      –снижение текущих расходов на материально-техническое и хозяйственное обеспечение деятельности финансовой организации;

      –ликвидация филиалов и отделений, не приносящих прибыль.

      В процессе санации финансовая организация обладает и возможностью оптимизировать свою организационную структуру. Как отмечалось выше, одной из достаточно распространенных причин возникновения финансовых проблем является неэффективное управление. В целях повышения качества менеджмента финансовая организация может поменять свою кадровую политику, улучшить качество внутреннего контроля за деятельностью персонала, пригласить сторонних консультантов.

      Извлечение дополнительных средств для расчета с вкладчиками и иными клиентами банка может быть обеспечено реализацией части имущества финансовой организации. Так, финансовая организация может продать свои активы, не приносящие дохода, сдать в аренду помещение или иное имущество, переуступить активы.

      Отзыв лицензии и ликвидация как крайние меры

      Финансовая организация может выбрать в качестве меры предупреждения банкротства реорганизацию. Ее суть заключается в поглощении оказавшейся малоэффективной организации другой организацией аналогичного профиля, не имеющей подобных проблем. Реорганизация проводится или в форме слияния, или в форме присоединения. Однако не во всех случаях финансовые организации беспроблемно и в надлежащий срок выполняют требования Банка России по финансовому оздоровлению своей деятельности.

      В этой ситуации согласно федеральному законодательству, регулирующему деятельность Центрального банка Российской Федерации и несостоятельность (банкротство) финансовых организаций, в банк назначается временная администрация, которая в течение шести месяцев должна разработать мероприятия по финансовому оздоровлению банка и применить меры по взысканию задолженности. Если временной администрации удается добиться восстановления нормального функционирования банковской организации, то последняя возвращается к привычному ритму работы, а временная администрация снимается. Если же финансовое оздоровление банка оказывается невозможным, принимается решение о его ликвидации. И тогда Банк России отзывает лицензию на осуществление банковской деятельности.

      Ликвидация финансовой организации – большой удар по позициям ее вкладчиков и в целом по финансовому рынку. Во-первых, на финансовом рынке исчезает игрок, с которым связывались определенные планы и надежды и который имел определенные обязательства. Во-вторых, вкладчики и клиенты ликвидированной финансовой организации сталкиваются со значительными сложностями при получении своих вкладов и инвестиций. Ведь Агентство по страхованию вкладов возмещает лишь сумму в пределах 1,4 млн руб. Крупные вклады возвращаются в процессе очередности в результате реализации имущества банковской организации.

      Плюсы и минусы санации

      В отличие от ликвидации финансовой организации ее санация представляет собой более обнадеживающую меру, которая в целом наполнена положительным содержанием для вкладчиков и клиентов. Необходимо понять, что санация финансовой организации практически не влечет за собой никаких изменений для вкладчика или клиента. Во-первых, вкладчики не теряют ни вклады, ни проценты. Во-вторых, сохраняется возможность получить все средства как в пределах страховой суммы, так и более крупные вклады. В то же время процесс санации может привести к временному замораживанию вкладов на определенный срок. Чаще всего это две-три недели либо месяц. Возможно, Агентство по страхованию вкладов в случае отзыва лицензии вернет страховую сумму быстрее, чем вкладчик сможет изъять свои средства во время санации.

      Однако такая схема может быть выгодна только тем вкладчикам, кто имеет очень незначительные вклады и рассчитывает сразу же забрать их из банка. Если же во время санации вкладчик сохраняет свои вклады в данной финансовой организации, то он имеет вполне реальные перспективы не только не ухудшить свое финансовое положение, но и значительно его улучшить. Это объясняется тем, что после проведения санации кредитная политика банка и его позиция по вкладам претерпевают определенные изменения и, что не менее важно, часто в лучшую для клиента сторону. Еще более выгодна санация для юридических лиц. Они получают возможность возвращения вложенных средств, что очень проблематично в случае ликвидации финансовой организации.

      Что касается должников банков, то санация не означает каких-либо масштабных изменений относительно выплаты кредитных платежей. Их необходимо продолжать выплачивать, так как финансовая организация своего существования не прекратила. Однако есть определенные нюансы. Во-первых, нужно удостовериться в сохранении прежних реквизитов финансовой организации. Во-вторых, финансовая организация, получившая контроль над проблемной организацией, может обладать более выгодными кредитными предложениями, и на этот аспект санации также следует обратить внимание.

      Для финансовых рынков санация представляет собой более приемлемую и выгодную процедуру. Во-первых, данный финансовый агент сохраняет присутствие на рынке, продолжает выполнять свои обязательства. Во-вторых, в результате санации его деятельность может улучшиться, что также позитивно скажется на общем состоянии финансового рынка.

      Однако не следует забывать и о целом ряде проблем, связанных с процедурами санации. Так, по данным Агентства по страхованию вкладов на 1 января 2017 года, общий объем финансирования санационных мероприятий в России составил 1,2 трлн руб. Но столь масштабное финансирование оздоровительных мероприятий не привело к отказу санаторов от дополнительной помощи, за которой они обращаются достаточно часто. Многие санаторы сами находятся не в лучшем финансовом положении, что негативно отражается на эффективности проводимых ими санационных мероприятий.

      Анализ последствий санационных процедур для конкретных финансовых организаций выявил, что по итогам 2019 года положительный результат из 15 рассматриваемых санируемых банков имели лишь пять. Необходимость повышения эффективности санационных мероприятий в современной России подтолкнула Банк России к проведению реформы санации. В качестве важнейших целей реформирования рассматриваются удешевление санационных процедур, их ускорение и повышение прозрачности. Основным инструментом удешевления и повышения эффективности может стать запуск фонда консолидации банковского сектора. Процесс докапитализации санируемых финансовых организаций начнется сразу же после перехода к санации. Кроме того, для обеспечения прозрачности санационных процедур Банк России планирует ввести контроль за расходуемыми финансовыми средствами и хочет минимизировать вероятные последствия финансовых злоупотреблений со стороны организаций-санаторов.

      Несостоятельность организации и процедуры санации

      В результате освоения данной главы студент должен:

      знать

      • • содержание понятий несостоятельности и банкротства организации;
      • • основные положения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»;
      • • содержание деятельности арбитражных управляющих;
      • • назначение и содержание процедур санации в процессах антикризисного управления;
      • уметь

      • • оценивать признаки несостоятельности организации и опасность ее банкротства;
      • • осуществлять реорганизационные процедуры в целях предотвращения кризисных ситуаций;
      • • разрабатывать программы санации;
      • владеть

      • • методами безболезненного проведения реорганизаций;
      • • умением активно реагировать на факторы возникновения признаков несостоятельности организации;
      • • механизмом регулирования мероприятий санации и мотивации успешного ее проведения.
      • Полезно задуматься

        Что означают несостоятельность и банкротство организации?Когда возникает несостоятельность организации? • Каковы основные признаки банкротства и можно ли его избежать?Когда необходима санация и какие процедуры она предполагает? • Как оценивать результаты санации?

        Возникновение несостоятельности и банкротства организации.

        Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и деятельность арбитражных управляющих

        Известно, что кризис чаще всего возникает и проявляется постепенно. Сначала заметны первые его симптомы, и если не осуществляются антикризисные меры, признаки кризиса проявляются все более явно.

        Существует три этапа возникновения кризиса: первоначальный, последующий и заключительный. Период крайнего обострения кризиса характеризует несостоятельность организации.

        Несостоятельность – это неспособность управлять кризисом, невозможность изменять каким-либо образом его процессы. Кризис уподобляется снежному кому, скатывающемуся с горы и при этом увеличивающему потенциал своего движения.

        Несостоятельность организации – одна из характеристик антикризисного управления, которая отражает заключительный этап процесса проявления кризиса и возникновение ситуации банкротства организации.

        Термины «несостоятельность» и «банкротство» часто используют при оценке финансовых характеристик кризисного состояния организации. Несостоятельность в финансовом отношении означает нарастание неспособности организации-должника удовлетворять в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнять обязанности по уплате обязательных государственных платежей.

        Банкротство – признание крайнего проявления несостоятельности и окончательной неспособности организации осуществлять свою дальнейшую финансовую деятельность. Под банкротством также понимается специальная процедура, применяемая по отношению к должнику и содержащая оценку его финансового состояния, разработку мер по возможному улучшению финансового состояния, а если такой возможности нет, то наиболее равное и справедливое удовлетворение интересов кредиторов организации-должника.

        Эти процедуры предусмотрены Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о несостоятельности). В этом Законе понятие несостоятельности (банкротства) трактуется следующим образом: «Несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей».

        В Законе также устанавливаются основания для признания должника несостоятельным, регулируются порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности, а также порядок и условия проведения процедур банкротства.

        Основной целью Закона о несостоятельности является установление нормальной платежной дисциплины и взаимоотношений всех участников процесса банкротства, юридических лиц, которые могут быть признаны банкротами. Закон вводит порядок возбуждения и проведения процедуры банкротства, а также предусматривает финансовое обеспечение последствий деятельности арбитражного управляющего путем обеспечения страхования его ответственности.

        В Законе о несостоятельности усовершенствован порядок заключения мирового соглашения. Закон не преследует цели обязательной ликвидации предприятия при наличии признаков банкротства. Если имеются возможности оздоровить (восстановить) деятельность предприятия с целью предотвращения его ликвидации, предусматриваются специальные реорганизационные процедуры. Также вводится новая процедура – финансовое оздоровление.

        В данном Законе предусмотрено также расширение прав государства как собственника имущества должника – унитарного предприятия.

        Возбуждение дела о банкротстве рассматривается арбитражным судом по месту нахождения должника. Обращение в арбитражный суд возможно, если требования к должнику – юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем 100 тыс. руб. и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, если иное не предусмотрено Законом о несостоятельности. Признак банкротства юридического лица (п. 2 ст. 3) сформулирован следующим образом: «Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты, когда они должны быть исполнены». В этом случае приостанавливаются текущие платежи организации- должника, и она в преддверии своего банкротства может обращаться в арбитражный суд. Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на момент подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор и специальные уполномоченные органы.

        Заявление должника подается на основании решения органа, уполномоченного в соответствии с учредительными документами на принятие решения о ликвидации должника, либо решения органа, уполномоченного собственником имущества должника.

        По закону заявление должника должно быть направленно в арбитражный суд в письменном виде не позднее одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств. Непредъявление должником заявления в установленный срок влечет субсидиарную ответственность руководителя должника, членов ликвидационной комиссии (ликвидатора) по обязательствам должника перед кредиторами, возникшим после истечения срока.

        К заявлению должника помимо документов, предусмотренных ст. 38 АПК РФ [1] , прилагаются обосновывающие его документы (ст. 39), прежде всего форма № 1 – бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату.

        Для возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) принимаются во внимание соответствующие требования к должнику, если такие требования признаны должником не ранее чем за один месяц до даты подачи заявления о банкротстве или подтверждены вступившим в законную силу решением суда.

        Все действия в отношении должника от имени конкурсных кредиторов и уполномоченных органов осуществляются собранием кредиторов и комитетом кредиторов. Участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы. В собрании кредиторов вправе участвовать без права голоса представитель работника должника, представитель учредителей (участников) должника – юридического лица, представитель собственника имущества должника – унитарного предприятия, которые вправе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов. Организация и проведение собрания кредиторов осуществляются арбитражным управляющим. Сообщение о проведении собрания кредиторов направляется им не менее чем за пять дней до даты проведения. В сообщении должны содержаться следующие сведения: наименование, местонахождение должника и его почтовый адрес; дата, время и место проведения собрания кредиторов; порядок ознакомления с материалами, подлежащими рассмотрению собранием кредиторов; дата рассылки сообщений о проведении собрания кредиторов; порядок регистрации участников собрания. Собрание проводится арбитражным управляющим по месту нахождения должника. Решения собрания кредиторов по вопросам, поставленным на голосовании, принимаются большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, присутствующих на собрании кредиторов. Реестр требований кредиторов ведет арбитражный управляющий. Комитет кредиторов представляет интересы конкурсных кредиторов и осуществляет контроль за действиями временного управляющего, административного управляющего, внешнего управляющего и конкурсного управляющего.

        Читайте так же:  Расчет неустойки по договору осаго