Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

На балансе филиала организации числятся основные средства, которые сдаются в аренду. Расходы по содержанию и приобретению данных объектов (тепло, свет, амортизация) относятся на 91 счет.
Каков порядок бухгалтерского учета расходов в виде налоговых платежей (земельный налог, налог на имущество организаций), уплачиваемых по данным объектам налогообложения?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации поскольку затраты на приобретение и содержание переданных в аренду объектов ОС отражаются с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы», то затраты на уплату налоговых платежей (налога на имущество организаций и земельного налога) считаем целесообразным также отражать на счете 91 «Прочие доходы и расходы» при условии закрепления соответствующего порядка в учетной политике.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 4 ПБУ 10/99 «Расходы организации» (далее — ПБУ 10/99) расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы.
Согласно п. 5 ПБУ 10/99 расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Расходами по обычным видам деятельности также являются затраты, связанные, в частности, с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов, при условии, что такой вид деятельности является для организации основным.
Расходами по обычным видам деятельности считаются также амортизационные отчисления.
Соответственно, если предоставление за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов для организации не является основным видом деятельности (или, например, одним из основных видов деятельности), то такие расходы на основании абзацев 2-4 п. 5 ПБУ 10/99 учитываются в составе прочих расходов, не связанных с расходами по обычным видам деятельности.
В бухгалтерском учете для целей управления необходимо организовать учет расходов по статьям затрат. При этом в силу п. 8 ПБУ 10/99 перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно в учетной политике организации.
Как уже было отмечено, расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими. Перечень прочих расходов установлен п.п. 11-13 ПБУ 10/99 и является открытым.
Так, расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации признаются прочими расходами только в том случае, если виды деятельности, при осуществлении которых эти затраты понесены, не являются предметом деятельности организации.
Как видим, нормы бухгалтерского учета не регламентируют порядок отнесения тех или иных видов деятельности к основным или не основным.
В таком случае полагаем, что если по конкретной операции в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики организация разрабатывает соответствующий способ, исходя из методологии бухгалтерского учета и международных стандартов финансовой отчетности (ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», МСФО (IFRS) 16 «Аренда»)*(1).
В рассматриваемой ситуации, как следует из текста вопроса, расходы на приобретение (в виде амортизации) и содержание (тепло, свет) объектов ОС, сдаваемых в аренду, учитываются в составе прочих расходов филиала организации (счет 91). Иными словами, деятельность, связанная со сдачей ОС в аренду, относится к не основной деятельности филиала организации, следовательно, расходы относятся к прочим расходам, не связанным с расходами по обычным видам деятельности. Полагаем, что данный порядок учета указанных затрат закреплен в учетной политике.
В отношении отражения в бухгалтерском учете организации расходов на уплату налоговых платежей (налога на имущество организаций, земельного налога) сообщаем следующее.
Нормы бухгалтерского законодательства не регламентируют порядок отнесения расходов на уплату налоговых платежей, в частности, налога на имущество организаций и земельного налога, к расходам по обычным видам деятельности или к прочим расходам, отличным от расходов по обычным видам деятельности.
Руководствуясь вышесказанным, мы придерживаемся мнения, что филиал организации вправе самостоятельно определить квалификацию расходов в виде налоговых платежей (налога на имущество организаций и земельного налога) в зависимости от ситуации, закрепив данное положение в своей учетной политике. Полагаем, что налог на имущество организаций и земельный налог могут относиться в разных случаях или к расходам по обычным видам деятельности, или к прочим расходам.
В общем случае налоги, уплата которых связана с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров или же с выполнением работ, оказанием услуг, отражаются в составе расходов по обычным видам деятельности.
Так, если организация осуществляет производство продукции (выполнение работ, оказание услуг) и ОС используются непосредственно в производстве продукции (работ, услуг) или для управленческих целей, то налог на имущество организаций, начисленный к уплате в бюджет, можно учитывать в составе расходов по обычным видам деятельности. Смотрите письма Минфина России от 19.03.2008 N 03-05-05-01/16, от 05.10.2005 N 07-05-12/10.
Вместе с тем в силу п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика» организация может признавать налог на имущество организаций в качестве прочего расхода и отражать по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», предусмотрев соответствующий порядок в своей учетной политике.
Вышесказанное справедливо и в отношении земельного налога, уплачиваемого по объектам ОС, сдаваемым в аренду.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации мы приходим к выводу, что начисление сумм налога на имущество организаций и земельного налога целесообразно относить на те счета бухгалтерского учета, на которых формируются сведения о расходах, связанных с содержанием таких объектов налогообложения (ОС).
Поскольку затраты на приобретение и содержание переданных в аренду объектов ОС отражаются с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы», то затраты на уплату налоговых платежей (налога на имущество организаций и земельного налога) считаем целесообразным также отражать на счете 91 «Прочие доходы и расходы» при условии закрепления соответствующего порядка в учетной политике организации.

Рекомендуем также ознакомится с материалами:
— Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет расходов;
— Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет расходов по обычным видам деятельности;
— Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет прочих расходов;
— Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет расходов в виде налогов и сборов, взносов на обязательное страхование, таможенных платежей.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Галимарданова Юлия

Ответ прошел контроль качества

11 апреля 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Международным стандартом предусмотрены два вида аренды: финансовая и операционная. По мнению международных методологов, арендодатель должен разбить каждый вид основных средств на активы, являющиеся предметом операционной аренды, и активы, не являющиеся предметом операционной аренды. Реализовать данное требование в национальном учете и отчетности можно, переведя имущество со счета учета ОС (счет 01) на счет учета доходных вложений в материальные ценности (счет 03).
В качестве примера: у предприятий связи основной вид деятельности — оказание услуг, а операционная аренда (например, объектов недвижимости) рассматривается как прочие операции (п. 12 ПБУ 9/99, п. 11 ПБУ 10/99). Тем не менее согласно отраслевым Методическим рекомендациям отражать прибыль как прочую не совсем корректно. Исходя из этого доходы и расходы по аренде следует отражать на счете 90. Более подробно смотрите в материале: Неосновные виды деятельности (С.В. Булаев, журнал «Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение», N 2, март-апрель 2017 г.).

Об учете сумм налога на имущество, транспортного и земельного налога при налогообложении прибыли

Вправе ли организация (общий режим налогообложения) учесть при формировании налоговой базы по налогу на прибыль суммы налога на имущество, транспортного налога и земельного налога? Об этом, а также об отражении начисления данных налогов на счетах бухгалтерского учета рассказывают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Екатерина Лазукова и Дмитрий Игнатьев.

Может ли организация, применяющая общую систему налогообложения, учесть расходы на транспортный и земельный налог, а также налог на имущество организаций в составе затрат при формировании налогооблагаемой прибыли? Какие должны быть сделаны бухгалтерские проводки по начислению данных налогов?

Налоговый учет

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). При этом расходами признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно п. 2 ст. 252 НК РФ расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

Так, в силу пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам налогоплательщика, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов, начисленные в установленном законодательством РФ порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 НК РФ.

Налог на имущество организаций и транспортный налог являются региональными налогами (ст. 14 НК РФ), а земельный налог — местным налогом (ст. 15 НК РФ). При этом нормы ст. 270 НК РФ не содержат запрета на учет сумм указанных налогов при расчете налогооблагаемой прибыли.

Таким образом, организация вправе учесть при формировании налоговой базы по налогу на прибыль суммы налога на имущество, транспортного налога и земельного налога, начисленные в установленном НК РФ порядке (дополнительно смотрите письма Минфина России от 04.07.2011 N 03-03-06/2/108, от 27.12.2010 N 03-03-06/2/21, от 04.03.2010 N 03-03-06/1/110, от 19.12.2006 N 03-03-04/2/261, от 04.06.2006 N 03-06-04-04/28).

Документальным подтверждением затрат в виде сумм начисленных транспортного налога, земельного налога и налога на имущество организаций будут являться первичные документы: справка бухгалтера, расчет суммы авансового платежа по налогу и т.п. (название документа не имеет значения), содержащие реквизиты, установленные ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (письмо ФНС России от 09.06.2011 N ЕД-4-3/[email protected]).

Для налогоплательщиков, применяющих метод начисления, датой осуществления расходов в виде сумм налогов признается дата их начисления (пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 272 НК РФ расходы, принимаемые для целей налогообложения прибыли, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты.

Соответственно, датой признания расходов в виде сумм налогов является последний день отчетного (налогового) периода, за который начислены рассматриваемые налоги (дополнительно смотрите письмо Минфина России от 07.06.2011 N 03-03-06/1/333).

Бухгалтерский учет

Правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций регулируются нормами ПБУ 10/99 «Расходы организации» (далее — ПБУ 10/99).

Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы. Расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими расходами (п. 4 ПБУ 10/99).

Нормы ПБУ 10/99 не содержат императивных норм, регулирующих порядок квалификации расходов в виде сумм транспортного, земельного налога и налога на имущества организаций. Нормы НК РФ также не определяют источника покрытия данных платежей.

Учитывая изложенное, считаем, что организация, в соответствии с п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», вправе самостоятельно, исходя из специфики своей деятельности и направлений использования земельных участков, транспортных средств и иных объектов основных средств, являющихся объектами обложения земельным, транспортным налогом и налогом на имущество организаций, а также с учетом п. 5 ПБУ 10/99 установить, относятся ли суммы начисленных к уплате налогов к расходам по обычным видам деятельности, или же их следует рассматривать в качестве прочих расходов, предусмотрев соответствующий порядок в учетной политике для целей бухгалтерского учета.

В первом случае начисление налогов будет отражаться на счетах бухгалтерского учета следующим образом:

Дебет 20 (23, 25, 26, 44) Кредит 68, субсчет «Расчеты по транспортному налогу (земельному налогу, налогу на имущество организаций)»

— начислен транспортный налог (земельный налог, налог на имущество организаций).

Во втором случае начисление налогов следует отразить записью по дебету счета 91, субсчет «Прочие расходы» и кредиту счета 68, субсчет «Расчеты по транспортному налогу (земельному налогу, налогу на имущество организаций)».

Отметим, что, по мнению Минфина России (смотрите, например, письма от 19.03.2008 N 03-05-05-01/16 и от 05.10.2005 N 07-05-12/10), налог на имущество организаций относится к расходам по обычным видам деятельности.

С текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, можно ознакомиться в справочной правовой системе ГАРАНТ

Земельный налог учетная политика

Промо-экземпляр журнала «Российский бухгалтер» — журнала для.

Счет на промо-подписку на электронную версию журнала «Кадровый.

Счет на промо-подписку на электронную версию журнала «Российский.

Типовая межотраслевая форма № ЭСМ-7

Типовая межотраслевая форма № ЭСМ-6

Типовая межотраслевая форма № ЭСМ-5

1. Общие принципы

Земельный налог относится к местным налогам (ст. 15 НК РФ). Муниципальным властям предоставлено право определять следующие элементы налога (п. 2 ст. 387 НК РФ):

– налоговые ставки в пределах, установленных гл. 31 НК РФ;
– порядок и сроки уплаты налога;
– налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Это положение в полной мере относится и к городам федерального значения Москве и Санкт-Петербургу.

Объектом обложения земельным налогом являются и те земельные участки, которые не прошли кадастровый учет и не имеют кадастрового номера (п. 1 Письма Минфина России от 09.04.2007 № 03-05-05-02/21, направленного для сведения Письмом ФНС России от 02.07.2007 № СК-6-11/[email protected]).

Основанием для взимания земельного налога выступает правоустанавливающий документ (Письмо Минфина России от 27.05.2005 № 03-06-02-04/34). Таким документом является Свидетельство о праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования, которое выдают местные органы Росрегистрации после внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Следовательно, обязанность по уплате земельного налога возникает с момента государственной регистрации права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения на земельный участок (Письма Минфина России от 25.05.2005 № 03-06-02-04/73, от 23.09.2005 № 03-06-02-04/75).

Продавец земельного участка остается плательщиком земельного налога до момента государственной регистрации прекращения указанных прав (Письмо Минфина России от 10.06.2005 № 03-06-02-04/41).

По мнению специалистов Минфина России, земельные участки, права на которые длительное время не регистрируются, подлежат обложению земельным налогом в общеустановленном порядке. Такие факты чиновники считают уклонением от налогообложения.

Поэтому налогоплательщиков, которые долго тянут с госрегистрацией земельных участков, ожидает штраф за неуплату земельного налога на основании ст. 122 НК РФ. Об этом говорится в Письме Минфина России от 29.12.2007 № 03-05-05-02/82, которое было направлено для сведения Письмом ФНС России от 07.02.2008 № ШС-6-3/[email protected] Аналогичная позиция была высказана ВАС РФ в Решении от 17.10.2007 № 8464/07.

База по налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом обложения (ст. 390 НК РФ). Учреждения определяют ее самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Государственная кадастровая стоимость земельного участка и налоговая ставка – два основных показателя, влияющих на размер земельного налога. Государственная кадастровая стоимость определяется для каждой категории земель, а иногда даже для отдельного целевого использования по-разному. Поэтому очень важно определиться, что такое государственная кадастровая стоимость. Использование государственной кадастровой стоимости часто объясняют отсутствием рыночной стоимости. В то же время сегодня для отдельных категорий земель государственная кадастровая стоимость участка значительно превышает его рыночную стоимость.

Для определения кадастровой стоимости земельных участков проводится их государственная кадастровая оценка. Государственная кадастровая оценка земель проводится Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (ФАКОН), его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями.

Кадастровая стоимость определяется в соответствии с земельным законодательством (ст. 66 ЗК РФ, Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. № 316, Закон от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре»). Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в пять лет и не чаще одного раза в три года. В соответствии с Постановлением № 316 Министерством экономического развития и торговли издан Приказ об утверждении методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов от 15 февраля 2007 г. № 39. Государственная кадастровая оценка основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Государственная кадастровая оценка – это комплекс правовых, административных и технических мероприятий, направленных на установление кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на определенную дату.

Согласно п. 14 ст. 396 Налогового кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.

Такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2008 г. № 52 «О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков». Территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют плательщикам земельного налога сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению в порядке, установленном ст. 14 Закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». При этом до 1 марта 2008 г. указанные сведения предоставлялись в порядке, установленном ст. 22 Закона от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре».

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (ст. 391 НК РФ). Поэтому если в течение года кадастровая стоимость участка изменяется (например, вследствие перевода из одной категории земель в другую, изменения вида разрешенного использования земли), то это никак не скажется на исчислении земельного налога в текущем периоде. Все изменения будут учтены в следующем году – в показателе кадастровой стоимости по состоянию на 1 января следующего года (Письма Минфина России от 16 августа 2007 г. № 03-05-07-02/81, от 18 декабря 2006 г. № 03-06-02-04/172). Единственная ситуация, когда база может измениться, – изменение результатов государственной кадастровой оценки земли вследствие исправления технических ошибок, судебного решения, внесенных обратным числом на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

По участкам, находящимся на территориях нескольких муниципальных образований, база по налогу определяется по каждому муниципальному образованию (городам федерального значения Москве и Санкт-Петербургу), на территории которых располагается участок. При этом база в отношении доли земельного участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), определяется как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной доле участка.

Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные учреждения либо установлены различные налоговые ставки.

Кадастровая оценка земли зависит от многих факторов, в том числе от местоположения земельного участка, близости его к транспортным магистралям, его плодородия, целей использования и так далее.

В отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, база по налогу определяется пропорционально доле каждого налогоплательщика в общей долевой собственности.

По земельным участкам, находящимся в общей совместной собственности, налоговая база определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного участка, в равных долях.

Пунктом 3 ст. 392 Налогового кодекса определено, что, если учреждение приобретает здание, сооружение или другую недвижимость и, следовательно, к покупателю переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью, налоговая база будет определяться пропорционально его доле в праве собственности на этот участок.

Если приобретателями (покупателями) здания, сооружения или другой недвижимости являются несколько лиц, то налоговая база в отношении части земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, для указанных лиц будет определяться пропорционально их доле в праве собственности (в площади) на эту недвижимость.

2. Частные вопросы

По земельным участкам в общей долевой собственности существует проблема – налогообложение земельных участков, занятых под объектами недвижимости, особенно под многоквартирными домами. Если объекты недвижимости расположены на земельных участках, в отношении которых не проводились межевание и кадастровый учет, а у налогоплательщиков отсутствуют правоустанавливающие документы на землю, то возникает вопрос о правомерности уплаты земельного налога.

По этому вопросу Минфином России подготовлены разъяснения (Письма от 17 мая 2006 г. № 03-06-02-02/65, от 26 декабря 2006 г. № 03-06-02-02/154, от 17 мая 2007 г. № 03-05-05-02/33, от 11 марта 2008 г. № 03-05-06-02/18).

Согласно ст. 16 Закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

При этом на основании ст. 392 Налогового кодекса база по налогу в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.

Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, включающее земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (п. 1 ст. 36 ЖК).

Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения (п. 1 ст. 37 ЖК).

Если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, сформирован в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности, указанному участку присвоен кадастровый номер, а уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления издано решение о передаче участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, то плательщиками земельного налога должны признаваться собственники жилых и нежилых помещений этого дома. При этом налог должен исчисляться в порядке, предусмотренном ст. 392 Налогового кодекса.

Налоговым периодом по земельному налогу является календарный год (п. 1 ст. 393 НК РФ). По окончании налогового периода плательщики организации и предприниматели – плательщики земельного налога должны представить в налоговые органы Налоговую декларацию по земельному налогу. Ее форма утверждена Приказом Минфина России от 23.09.2005 № 124н.

Физические лица уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, которое им присылают налоговые органы (п. 4 ст. 397 НК РФ).

В течение года плательщики земельного налога рассчитывают и перечисляют в местный бюджет авансовые платежи по земельному налогу. Правда, при условии, что представительный орган муниципального образования в нормативном акте о земельном налоге установил отчетные периоды.

Отчетными периодами по земельному налогу для организаций и индивидуальных предпринимателей являются I квартал, полугодие и 9 месяцев. Не позднее последнего дня месяца, следующего за отчетным периодом, плательщики земельного налога должны представить в налоговые органы Налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу (далее – Расчет). Это значит, что Расчет по авансовым платежам за I полугодие плательщики земельного налога должны представить в налоговые органы не позднее 31 июля.

Форма Расчета утверждена Приказом Минфина России от 19.05.2005 № 66н (в ред. Приказа Минфина России от 19.02.2007 № 16н).

Составлять Расчет можно как на бумажных носителях, так и в электронной форме. Сдать в налоговую инспекцию Расчет можно лично или через уполномоченного представителя, по электронным каналам связи или отправив по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

Представлять налоговые расчеты по земельному налогу должны те налогоплательщики, у которых возникает обязанность уплачивать этот налог (Письмо Минфина России от 04.03.2008 № 03-05-04-02/14).

Не являются объектом налогообложения земли, изъятые из оборота или ограниченные в обороте (ст. 389 НК РФ). По ним земельный налог не уплачивается. Перечень земель, изъятых из оборота, можно найти в п. 4 ст. 27 Земельного кодекса РФ. Как правило, к таким землям отнесены те участки, которые заняты объектами федеральной собственности.

Если у организации все земельные участки не признаются объектами налогообложения по земельному налогу, то ей не придется составлять Налоговый расчет по авансовым платежам (Письмо Минфина России от 17.03.2008 № 03-05-04-02/20).

Если же у организации часть земельных участков не признается объектом налогообложения по земельному налогу, то организация обязана составлять Налоговый расчет, но данные об этих земельных участках в него не включаются (Письмо Минфина России от 14.03.2008 № 03-05-05-02/13).

Учреждением 5 февраля 2009 г. было зарегистрировано право собственности на вновь образованный земельный участок, кадастровая стоимость которого 20 000 000 руб. Налоговая ставка установлена в размере 1,3 процента.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составит:

Н = КС x Ст x Кф, где

КС – кадастровая стоимость;
Ст – ставка налога;
Кф – коэффициент, который определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых участок находится в пользовании, к числу календарных месяцев в отчетном периоде.

20 000 000 руб. x 1,3% x 0,92 = 239 200 руб., где Кф = 11 мес. :

Авансовые платежи составят:

I квартал: (20 000 000 руб. x 1,3% x 0,67) x 1/4 = 43 550 руб.,

где Кф = 2 мес. : 3 мес. = 0,67;

II квартал: (20 000 000 руб. x 1,3% x 1) x 1/4 = 65 000 руб.,

где Кф = 3 мес. : 3 мес. = 1;

III квартал: (20 000 000 руб. x 1,3% x 1) x 1/4 = 65 000 руб.,

где Кф = 3 мес. : 3 мес. = 1.

В течение налогового периода надо уплатить следующую сумму авансовых платежей:

43 550 руб. + 65 000 руб. + 65 000 руб. = 173 550 руб.

Сумма налога, подлежащая уплате по истечении налогового периода, составит 65 650 руб. (239 200 – 173 550).

Если кадастровый учет земельного участка не проведен и ему не присвоен кадастровый номер, то платить земельный налог и сдавать отчетность не нужно. Это подтверждает письмо Минфина России от 27 марта 2007 года № 03-05-06-02/28 и определение Верховного суда РФ от 12 июля 2006 года № 5-Г06-57. участок под зданием войдет в состав объектов по земельному налогу только после того, как ему будет присвоен кадастровый номер.

В случае, когда номер участку присвоен, но по состоянию на 1 января (вплоть до 1 марта) госорганы не утвердили его кадастровую стоимость, по такому земельному участку нужно представлять «нулевую» отчетность. Платить земельный налог не нужно до тех пор, пока не будут утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель (письмо УФНС России по Московской области от 1 сентября 2006 года № 19-47-И/1021).

За опоздание со сроком сдачи годовой декларации по налогу налоговая инспекция привлекла компанию к ответственности за несвоевременную сдачу декларации по пункту 1 статьи 119 НК РФ. Причем сумму штрафа инспекторы рассчитали исходя из общей суммы начисленного за год земельного налога, то есть не уменьшили ее на сумму ранее уплаченных авансов. Суд инициативу налоговиков не одобрил, напомнив инспекторам, что размер штрафа по данному нарушению определяют исходя из суммы налога, который подлежит уплате или доплате (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11 января 2008 года № А74-1746/07-Ф02-9642/07).

Специалисты Минфина России, так же как и налоговики, считают, что рассчитывать штраф в этом случае нужно от всей суммы налога, рассчитанного за год (письмо от 16 августа 2006 года № 03-02-07/1-224). Но такой подход противоречит статье 119 НК РФ и поддержки у судов не находит (постановления ФАС Уральского округа от 28 ноября 2007 года № А76-32150/06, Центрального округа от 22 июня 2007 года № А48-3932/06-2, Поволжского округа от 4 сентября 2007 года № А55-17424/06). Дело в том, что сумму земельного налога, как, впрочем, сумму налога на прибыль, ЕСН, налога на имущество, которую нужно перечислить в бюджет по итогам года, определяют как разницу между суммой налога, рассчитанной за год, и суммой авансовых платежей, перечисленных в течение года. От полученной суммы доплаты налога в бюджет и нужно рассчитывать штраф за несвоевременную сдачу налоговой декларации.

Составляем учетную политику — 2019 для налогового учета

Рассмотрим основные моменты в части налогообложения, которые могут быть внесены в учетную политику для налогового учета.

Основные направления учетной политики в части НДС

1) Компаниям дано право выставления единого (сводного) счета-фактуры 1 раз в месяц. На такую поблажку могут рассчитывать компании в случае ежедневных поставок товаров в адрес одного и того же покупателя (письмо Минфина РФ от 13.09.2018 г. №03-07-11/65642).

2) Компании-экспортеры вправе отказаться от применения нулевой ставки по НДС.

А нужно ли прописывать сделанный компанией выбор в пользу отказа от нулевой ставки в учетной политике для целей налогообложения?

В данной ситуации компания воспользовалось правом выбора, предоставленного п.7 ст.164 НК РФ. Поэтому фрагмент учетной политики может выглядеть так:

«…при экспорте товаров (выполнении работ, оказании связанных с экспортом услуг) ставка НДС в размере 0 процентов не применяется».

3) Утверждение методики раздельного учета по облагаемым и необлагаемым НДС операциям.

Напомним, что раздельный учет «входного» НДС необходим компаниям:

— при осуществлении и операций как облагаемых НДС, так и освобожденных от уплаты НДС (ст.145 НК РФ, ст.149 НК РФ);
И если до 01.01.2018 г. компания могла документально подтвердить обстоятельства, освобождающие его согласно абз.9 п.4 ст.170 НК РФ (в «старой» редакции) от обязанности по ведению раздельного учета облагаемых и не облагаемых НДС операций и по восстановлению НДС в соответствующей пропорции (Определение ВС РФ от 19.03.2018 г. №309-КГ18-828), то с 1 января 2018 г. пятипроцентный барьер не действует и раздельный учет обязателен.

— при совмещении общего режима и ЕНВД;

— при совмещении УСН с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов» и ЕНВД (для правильного расчета суммы НДС, подлежащему включению в состав расходов при применении УСН);

— при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) как на внутреннем рынке, так и на экспорт;
При этом порядок принятия к вычету сумм «входного» НДС по экспортным операциям различается в зависимости от вида экспортируемого товара.

— при передаче товаров (работ, услуг), которая не признается объектом налогообложения по НДС на основании п. 2 ст. 146 НК РФ (например, операции по реализации земельных участков).

И если компанией не организован раздельный учет подобных операций, то компания не вправе заявлять налоговые вычеты по НДС (п.4 ст.170 НК РФ, письмо Минфина от 03.12.2019 г. №03-07-11/61862, Постановления АС Уральского округа от 15.06.2017 г. №А76-7964/2019, Северо-Западного округа от 25.02.2019 г. №А56-72196/2019).

При расчете пропорции для раздельного учета НДС компания должна учитывать все доходы, а не только выручку от реализации товаров, работ, услуг (Определение ВС РФ от 27.04.2017 г. №305-КГ17-4013).

Выбранную методику раздельного учета нужно закрепить в учетной политике для целей налогообложения (Письмо УФНС РФ по г. Москве от 11.03.2010 г. №16-15/25433, Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 01.08.2017 г. №А58-5208/2019).

Основные направления учетной политики в части налога на прибыль

В Учетной политике компании не следует прописывать порядок отражения в учете фактов хозяйственной жизни, активов и т.д., не осуществляемых (не используемых) ею.

1) Компании должны закрепить право применения повышающего коэффициента (ст.259.3 НК РФ).

Начиная с 1 января 2019 г. расширен перечень имущества, которое можно амортизировать с применением повышающего коэффициента не более 2. Речь идет об основных средствах, относящихся к основному технологическому оборудованию, эксплуатируемому в случае применения наилучших доступных технологий, по перечню, утвержденному Правительством РФ (пп.5 п.1 ст.259.3 НК РФ).

Если компания решит использовать меньший коэффициент, то его размер нужно обязательно отразить в учетной политике (п.4 ст.259.3 НК РФ).

2) Компания должна отразить метод и порядок начисления амортизации.

Например, применение амортизационной премии в отношении основных средств (п.9 ст.258 НК РФ, п.4 ст.259 НК РФ) и метод амортизации. При линейном методе размер отчислений у компании будет одинаковым в течение всего периода (п.2 ст. 259.1 НК РФ).

При этом компании следует иметь в виду, что после перехода на нелинейный метод его нужно применять в течение пяти лет. И наоборот — после перехода на линейный метод амортизации вернуться на нелинейный можно только со следующего периода (абз.4 п.1 ст.259 НК РФ, письмо Минфина РФ от 23.08.2018 г. №03-03-06/1/60051).

3) Перечень прямых и косвенных расходов.

Право определения перечня прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг), должно быть реализовано в соответствующих разделах учетной политики (ст.318 НК РФ). А выбор состава прямых расходов должен быть экономически обоснован, увязан со спецификой производства и технологическими процессами (постановления АС Московского округа от 05.06.2017 г. №А40-136716/2019, от 05.05.2017 г. №А75-8320/2019).

4) Методика распределения расходов, если компания совмещает основной режим налогообложения и спецрежим (например, ЕНВД), применяет разные ставки по налогу на прибыль.

При отсутствии утвержденной методики, налоговики самостоятельно распределит расходы расчетным путем между видами деятельности. Такое право ей дано пп.7 п.1 ст.31 НК РФ и подтверждается судебной практикой (постановление АС Волго-Вятского округа от 11.05.2018 г. №А28-15102/2019).

Например, компания ведет раздельный учет доходов и расходов по следующим видам деятельности, по которым предусмотрен отличный от общего порядок учета прибылей и убытков:

— по операциям обслуживающих производств и хозяйств, по которым убыток принимается для целей налогообложения;

— по операциям обслуживающих производств и хозяйств, по которым убыток не принимается для целей налогообложения;

— от реализации амортизируемого имущества (в том числе раздельно по основным средствам и нематериальным активам).

5) Создание резервов.

Например, компания принимает решение формировать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков, резерв на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет согласно статье 324.1 НК РФ. Расходы по созданию резерва включаются в состав расходов на оплату труда (п.2 ст.324.1 НК РФ) и признаются в налоговом учете ежемесячно (п. 4 ст. 272 НК РФ).

6) Учет отдельных операций.

Компаниям следует скорректировать порядок учета некоторых расходов, по которым изменился порядок признания в 2019 г. (если они имели место ранее и были прописаны в учетной политике).

Так, с 1 января 2019 г. при расчете налога на прибыль компания вправе учитывать в составе расходов всю сумму платы, рассчитанную по итогам отчетного (налогового) периода в отношении транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, в полном объеме.

Ранее сумма платы, на которую в отчетном (налоговом) периоде был уменьшен транспортный налог в соответствии с п. 2 ст. 362 НК РФ, не учитывалась при расчете налога на прибыль (п.48.21 ст.270 НК РФ).

Основные направления учетной политики в части налога на имущество

Налог на имущество устанавливается 30 главой НК РФ законами субъектов РФ, вводится в действие в соответствии с главой 30 НК РФ, законами субъектов РФ.

1) Порядок учета имущества в случае его одновременного использования для различных видов деятельности (например, при совмещении общего режима налогообложения и ЕНВД).

В том случае, если компания осуществляет наряду с основной деятельностью, по которой уплачивается налог на прибыль операции, облагаемые ЕНВД, то ей необходимо организовать раздельный учет имущества. Ведь налогом на имущество не облагается имущество, которое используется для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД (п.4 ст.346.26 НК РФ).

В данном разделе учетной политики компания прописывает перечень имущества, которое используется:

— только для ведения деятельности, облагаемой ЕНВД, и не будет облагаться налогом на имущество (например, определенное оборудование);

-только для ведения деятельности, подлежащей обложению налогом на прибыль, и будет облагаться налогом на имущество;

— одновременно используется для ведения деятельности, подлежащей и не подлежащей обложению ЕНВД.

Ведение раздельного учета организуется путем открытия соответствующих субсчетов к счету 01 «Основные средства» и к счету 02 «Амортизация основных средств».

2) Право компании применять федеральную льготу по налогу на имущество (п.9 ст.2 Федерального закона №373-ФЗ от 30.10.2018 г.).

Перечень таких компаний с 1 января 2019 г. расширен. Например, применять льготу вправе компании, признаваемые фондами, управляющими компаниями, дочерними обществами управляющих компаний в соответствии с Федеральным законом №216-ФЗ от 29.07.2017 г., – в целом по их имуществу.

Кроме того, с 1 января 2019 г. объектом налогообложения является только недвижимое имущество. Соответственно, в общем случае отчетность представляется по месту нахождения имущества (п.1 ст.374 НК РФ, п.1 ст.386 НК РФ).

И если у компании был прописан «старый» объект налогообложения, то нужно скорректировать этот раздел учетной политики.

Ранее льготу в части движимого имущества нельзя было применить в отношении взаимозависимых компаний (п.25 ст.381 НК РФ). Тем не менее, если целью получения имущества от взаимозависимого лица не являлось занижение налоговых обязательств, то компания вправе воспользоваться льготой (Определение ВС РФ от 16.10.2018 г. №310-КГ18-8658).

Порядок отнесения на расходы стоимости земельных участков, полученных в результате разделения

I. Земельные участки приобретались с целью перепродажи

В этом случае земельные участки учитываются в составе товаров на счете 41 «Товары». При признании в бухгалтерском учете выручки от продажи товаров их стоимость списывается со счета 41 «Товары» в дебет счета 90 «Продажи» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

Аналогичные нормы действуют и для целей налогообложения: п. 3 ст. 38, пп. 3 п. 1 ст. 268, ст. 320 НК РФ, Письмо Минфина России от 28.02.2019 N 03-11-06/2/5946.

2. В такой ситуации, по моему мнению, межевание земельного участка на несколько частей фактически является разукомплектацией товара.

В бухгалтерском учете при этом осуществляются внутренние записи по счету 41.

Кроме того, организация должна сама установить и прописать в учетной политике порядок определения стоимости новых товарных позиций, полученных после разукомплектации. Их стоимость формируется исходя из фактической себестоимости исходного товара, которая распределяется между новыми видами товаров.

Если элементы, составляющие комплект, одинаковые, то нужно просто разделить стоимость комплекта на количество этих элементов. Если же комплект состоит из разных вещей, то его фактическую себестоимость можно распределить, например, пропорционально продажной стоимости каждой вещи.

Если вновь образованные земельные участки равноценны, логичнее всего в качестве базы распределения выбрать натуральную величину – их площадь.

В НК РФ нет понятия «разукомплектация товара». Вместе с тем, Минфин считает, что в этом случае можно применять общие нормы налогового законодательства (Письмо Минфина РФ от 19.07.2006 N 03-03-04/1/586).

Таким образом, по мере реализации новых товарных единиц, полученных после разукомплектации, на расходы будет списываться стоимость исходного товара в сумме, приходящейся на продаваемый элемент. А значит, по аналогии с бухучетом надо распределить расходы на приобретение исходного товара на его элементы. Порядок определения стоимости составных частей разукомплектованного товара нужно зафиксировать в учетной политике для целей налогообложения.

В ходе подготовки данной работы прецедентов из арбитражной практики (и более «свежих» разъяснений официальных органов), подтверждающих или опровергающих сделанные выше выводы, мне обнаружить не удалось.

3. При этом следует учитывать, что перевести земельные участки, учтенные в составе ОС, в товары, по мнению Минфина России, нельзя, поскольку это не предусмотрено законодательством по бухгалтерскому учету.

Следовательно, если имущество приобретено не для перепродажи и принято в бухгалтерском учете как основное средство, оно остается таковым вплоть до момента выбытия (списания), в том числе путем продажи (Письмо Минфина России от 02.03.2010 N 03-05-05-01/04).

Существуют судебные решения с выводами о том, что установленный законодательством порядок учета основных средств не предусматривает возможности перевода актива, учтенного в бухгалтерском учете организаций в качестве основного средства, в товары (Постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 05.02.2019 N Ф06-5311/2019, ФАС Поволжского округа от 13.11.2012 N А49-2601/2012 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 11.01.2019 N ВАС-17754/12)).

В более ранние периоды суды считали, что имущество, которое перестает использоваться в деятельности организации, не соответствует признакам основного средства. В результате его нужно исключить из состава основных средств и учитывать на счете 41 как товар для перепродажи (Постановления ФАС Поволжского округа от 27.01.2009 N А65-9168/2008, ФАС Центрального округа от 04.07.2008 N А48-3994/07-14).

По моему мнению, сказанное относится и к ситуации, когда земельные участки числятся в составе МПЗ. Тем более, что даже Планом счетов бухгалтерского учета такая проводка, как Дебет 41 (также, как и Дебет 01) Кредит 10 (в отличие от обратной ситуации), не предусмотрена.

II. Земельные участки приобретались в качестве основных средств либо МПЗ (не товаров)

Позиция Минфина России и ФНС России заключается в том, что стоимость земельного участка, приобретенного у юридического или физического лица, налогоплательщик имеет право учесть в расходах при реализации такого участка (см., например, Письмо Минфина России от 27.01.2019 N 03-03-06/1/2540, Письмо ФНС России от 09.07.2010 N ШС-37-3/[email protected]).

5. Также, как и в вышеописанном случае учета земельных участков в качестве товаров, ни официальных разъяснений о налоговых последствиях их разделения, ни примеров судебных споров по этому вопросу обнаружить не удалось.

Поэтому опять придется ориентироваться на общие нормы налогового и бухгалтерского законодательства, а также на разъяснения по аналогичной, по моему мнению, ситуации – разукрупнению объектов основных средств, относящихся к амортизируемому имуществу.

6. После государственной регистрации права на вновь образованные участки фактически выбывает объект учета в виде исходного земельного участка и возникают новые объекты основных средств – вновь образованные участки. Перечень случаев, при которых имеет место выбытие объектов основных средств, приведен в абз. 2 п. 29 ПБУ 6/01. Указанный перечень является открытым. При этом согласно абз. 1 п. 29 ПБУ 6/01 стоимость объекта основных средств, который выбывает, подлежит списанию с бухгалтерского учета.

Порядок отражения в бухгалтерском учете выбытия объектов основных средств установлен в Инструкции по применению Плана счетов, п. 31 ПБУ 6/01 и предусматривает списание стоимости выбывающего основного средства в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы».

В рассматриваемой ситуации внешняя граница участка остается неизменной, при этом списываемый с учета земельный участок формирует новые объекты основных средств. Считаю, что в такой ситуации у организации отсутствуют основания для отражения в учете прочего расхода в размере балансовой стоимости выбывшего участка и прочего дохода в виде рыночной цены новых участков. Такая позиция основывается на том, что разделение одного участка на два не приводит ни к уменьшению, ни к увеличению экономических выгод, а также не изменяет капитал организации, то есть не выполняются условия признания доходов и расходов в бухгалтерском учете (п. 2 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, п. 2 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н). Кроме того, необходимо учитывать требование приоритета экономического содержания перед юридической формой, закрепленное в п. 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н.

Балансовая стоимость списываемого с учета участка, по моему мнению, формирует первоначальные стоимости вновь образованных участков. Порядок их оценки описан выше.

На мой взгляд, формирование первоначальной стоимости каждого из новых участков может отражаться записью по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в корреспонденции со счетом 01 «Основные средства».

Как вариант – внутренние проводки по счету 01 (что еще меньше будет давать повод для претензий со стороны налоговых органов).

Если же все-таки использовать счет 91 (как по дебету, так и по кредиту), то это даст лишний повод проверяющим (которые, как правило, используют в процессе проверки данные бухгалтерского, а не налогового учета) прийти к ошибочному выводу, что «расходы» по списанию старого участка не должны уменьшать налогооблагаемую прибыль, а «доходы» от оприходования новых ее увеличивают. Кроме того, при последующей продаже этой земли у нее будет отсутствовать налоговая стоимость. Доказывать неправомерность такого подхода придется, скорее всего, в судебном порядке.

По моему мнению, аналогичные рассуждения применимы и для целей налогообложения, а также в ситуации, когда земельный участок учитывается на счете 10 «Материалы».

7. Что касается официальных разъяснений, то они в целом поддерживают сказанное выше. Так, в Письме Минфина России от 20.06.2012 N 03-03-06/1/313 на вопрос о порядке определения стоимости основных средств и срока полезного использования объекта для целей исчисления налога на прибыль в случае разукрупнения и объединения объектов основных средств, был дан следующий ответ:

«…пунктом 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н (далее — ПБУ 6/01), установлено, что единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, и предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов — это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированных на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно. В случае наличия у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно различаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

ПБУ 6/01 не содержит других положений, касающихся разделения объектов основных средств.
Положения гл. 25 Кодекса также не предусматривают такой категории движения основных средств, как «разукрупнение» объекта, так как амортизация по амортизируемому имуществу начисляется в целом по объекту основных средств.

Разделение инвентарного объекта на несколько инвентарных номеров, а также объединение нескольких инвентарных номеров в один инвентарный объект не предусмотрены Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359, положениями которого определено, что объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое…».

Такая же мысль прослеживается и в Письме Минфина РФ от 06.10.2011 N 03-03-06/1/632, где на вопрос:

«…ООО переоформило право собственности на здание, в результате чего свидетельство о праве собственности на само здание погашено, взамен него выдано 5 новых свидетельств на различные помещения, составляющие в совокупности все здание.

Данный вид операций не предусмотрен налоговым законодательством.

При постановке на учет в целях налога на прибыль ООО определило первоначальную стоимость каждого помещения исходя из первоначальной стоимости здания и доли площади нового помещения в общей площади здания. Сумма начисленной амортизации также распределена между вновь образованными помещениями. Срок полезного использования каждого помещения оставлен таким же, как и срок полезного использования самого здания.
Правомерны ли действия ООО. »

«…на основании п. 1 ст. 257 Кодекса первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно либо выявлено в результате инвентаризации — как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с п. п. 8 и 20 ст. 250 Кодекса), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных Кодексом.

В п. 2 ст. 257 Кодекса указано, что первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.

Как следует из письма, организация произвела переоформление права собственности на здание, оформив отдельные права собственности на отдельные помещения данного здания. При этом свидетельство на право собственности на само здание было полностью погашено.

Указанная операция не предусмотрена ст. 257 Кодекса, положениями которой установлены основания изменения первоначальной стоимости объекта основных средств.

Учитывая изложенное, по мнению Департамента, для целей налогового учета стоимость помещений, на которые оформлены права собственности взамен права собственности на все здание, определяется исходя из первоначальной стоимости здания и доли площади нового помещения за вычетом сумм начисленной амортизации по зданию, рассчитанной пропорционально площади вновь образованного помещения. При этом срок полезного использования каждого нового помещения остается неизменным и соответствует установленному ранее сроку службы здания…».

«…об исчислении НДФЛ при продаже двух земельных участков, образованных в результате раздела первоначально приобретенного участка. »

«…вместе с тем, как следует из обращения, продаваемые земельные участки образованы в результате раздела на две части первоначально приобретенного участка.

В связи с этим для определения суммы расходов на приобретение каждого из таких участков, по нашему мнению, будет обоснованно разделить сумму понесенных расходов на приобретение первоначального участка пропорционально площади каждого участка, образованного в результате разделения первоначального участка…».

Разумеется, в данном случае речь идет о другом налоге. Но в основе налоговой базы как по НДФЛ, так и по налогу на прибыль должна лежать экономическая выгода, которую необходимо оценить. Поэтому, на мой взгляд, некоторая аналогия тут тоже уместна.

Таким образом, по моему мнению, расходы на приобретение «старых» земельных участков могут быть учтены в целях налогообложения в момент реализации «новых», согласно выбранной и закрепленной в учетной политике экономически обоснованной методике. Стоимость земельных участков, остающихся в собственности предприятия (неважно, для каких целей они будут использоваться), либо переданных третьим лицам безвозмездно, налог на прибыль не уменьшает.

Кроме того, прочими расходами признаются затраты на межевание участка (пп. 40 п. 1 ст. 264 НК РФ) и государственные пошлины, уплаченные за регистрацию права собственности на вновь образованные участки (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Из-за возможной вариантности учета это необходимо закрепить в учетной политике.
Здесь тоже возможны несколько вариантов, различающиеся степенью налогового риска:

  1. учитывать эти затраты только в части реализованных участков;
  2. как в части реализованных, так и в части остающихся в собственности предприятия и используемых в деятельности, приносящей доход;
  3. реализованных и всех собственных, неважно, как они фактически используются;
  4. учитывать данные расходы в полном объеме.
Читайте так же:  Как оформить стены на балконе
Rodden.ru © Все права защищены. Maya Blog от Karuna Themes