ГРАЖДАНСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В результате изучения данной главы обучающийся должен:

  • знать понятие и принципы гражданства в Российской Федерации; основания и порядок приобретения и прекращения гражданства РФ; условия и порядок приобретения гражданства РФ отдельными категориями лиц;
  • уметь разграничивать гражданство и подданство; различать условия и порядок приобретения гражданства детьми при изменении гражданства родителей, опекунов и попечителей; различать полномочия государственных органов, ведающих вопросами гражданства РФ;
  • владеть навыками системного анализа положений Конституции РФ и федерального законодательства, определяющих гражданство РФ.
  • Гражданство в Российской Федерации: понятие и принципы

    Объем нрав, свобод и обязанностей, других элементов правового статуса человека зависит от того, находится ли личность в отношениях гражданства с государством, в котором проживает.

    Гражданство — это устойчивая правовая связь человека с государством, при которой каждая сторона обладает определенными правами и обязанностями и несет ответственность друг перед другом. Человек подчиняется юрисдикции государства, гражданином которого является, а государство в свою очередь покровительствует гражданину и защищает его.

    В федеративных государствах допускается двойное гражданство — гражданство самой федерации и гражданство составных ее частей (штатов, кантонов, провинций), которое является связью между гражданином, проживающим на территории определенного государственно-территориального образования, и данным образованием.

    Расширение интеграционных связей между государствами и образование надгосударственных союзов, сочетающих в себе черты конфедераций и федераций, привело к появлению надгосударственного (наднационального) типа гражданства. В частности, современная мировая практика знает гражданство Европейского союза, которое распространяется на всех граждан государств членов Европейского союза. У граждан России и Беларуси наряду с национальным гражданством предусматривается гражданство Союзного государства Беларуси и России.

    Существование внутригосударственного и надгосударственного типов гражданства нс умаляет приоритет государственного, или национального, гражданства. Именно этому виду гражданства и будет уделено далее основное внимание.

    В зависимости от того, состоит индивид в гражданстве конкретного государства или нет, выделяется три категории людей: граждане, иностранцы и лица без гражданства. Любой человек, независимо от того, является ли он гражданином, иностранцем или лицом без гражданства, находится в определенной правовой связи с государством, на территории которого он постоянно или временно проживает и которое определяет, как правило, различные комплексы прав, свобод и обязанностей для каждой из указанных категорий лиц. Особый статус имеют лица с множественным (двойным) гражданством, беженцы (не граждане государства пребывания), вынужденные переселенцы и другие категории людей, чья связь с государством их пребывания имеет определенную специфику.

    Наиболее широкими правами, особенно политическими (избирательные права, право на объединение в политические партии, право на доступ к государственной службе), пользуются граждане того государства, которое наделяет их этими правами; они же несут наибольший объем обязанностей, включая воинскую службу там, где существует всеобщая воинская обязанность (например, в Германии, Израиле, Китае, России).

    Иностранцы, как правило, не обладают многими политическими правами, хотя в отдельных странах, например в Германии, они участвуют в выборах в органы местного самоуправления, а в государствах Латинской Америки на основе взаимного международного соглашения — в выборах депутатов парламента. В некоторых странах иностранцы не имеют права приобретать землю в собственность; их доступ к определенным видам работ ограничен: в ряде стран иностранцы не могут быть капитанами кораблей морского судоходства, командирами экипажей воздушных судов, работать на радио, телеграфе, телевидении и т.д. В то же время иностранцы обладают общим правом собственности, могут получать, в том числе бесплатно, муниципальное жилье, имеют право на труд. Они не обязаны служить в армии страны пребывания, не всегда платят налоги (особенно если между государствами, такими, как, например, США и Россия, есть соглашения об исключении двойного налогообложен ия ).

    Право каждого человека на гражданетво регулируется международно-правовыми актами. В ст. 15 Всеобщей декларации ООН от 10 декабря 1948 г. записано: «Каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство». В ст. 9 Конвенции о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 г. закрепляется следующее: «Договаривающееся государство не должно лишать никакое лицо или группу лиц их гражданства по расовым, этническим, религиозным или политическим основаниям» [1] .

    Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее в параграфе — Закон о гражданстве) в ст. 3 определяет гражданство Российской Федерации как устойчивую правовую связь лица с Российской Федерацией, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

    Гражданство не следует понимать как неограниченное распространение власти государства на человека; в этом случае речь должна была бы идти о другом институте подданства, который действует в монархических государствах [2] и характеризует личную связь человека (подданного) с главой государства — монархом. Подданный — существо, как бы не принадлежащее себе, а подчиненное воле монарха. В отличие от подданных граждане — свободные люди. Ранее институт подданства существовал в царской России и предполагал такое положение лица, при котором оно должно было подчиняться государственной воле, в то же время не имея в полной мере необходимых прав и гарантий.

    Правовая связь гражданина со своим государством длящаяся. Она возникает с момента рождения или приобретения гражданства и прекращается со смертью или утратой гражданства. В отличие от гражданства связь государства с иностранцем может иметь кратковременный характер, т.е. лишь в период его пребывания на территории данного государства.

    Правовая связь гражданина с государством характеризуется устойчивостью и территориальной неограниченностью. Она не меняется от того, что гражданин иногда выезжает из своей страны. Факт пребывания гражданина на территории иностранного государства не меняет его правового положения, что означает территориальную неограниченность такой связи и ее действие как на территории государства, так и вне его границ.

    Отношения гражданства составляют основу взаимоотношений гражданина и государства и носят характер взаимозависимости. Гражданство — это правовое состояние, которое предполагает наличие взаимных прав и обязанностей у гражданина и государства. Гражданин находится под юрисдикцией государства, которое может потребовать от него выполнения обязанностей, даже если он находится за пределами страны. Отношения гражданства не могут прекращаться в одностороннем порядке, т.е. по инициативе гражданина без участия государства и наоборот.

    Гражданство является важнейшим элементом правового статуса личности, поскольку с ним связаны существенные юридические последствия для человека: объем прав, свобод и обязанностей, их гарантированная государственная защита. Гражданство является предпосылкой обладания всем комплексом конституционных прав, свобод и обязанностей лица. Так, исключительно российские граждане могут быть депутатами, судьями, прокурорами, следователями, военнослужащими. Только гражданин Российской Федерации может быть избран Президентом страны, занимать должности на государственной службе, иметь доступ к сведениям, составляющим государственную тайну.

    Государство берет на себя обязательства обеспечивать условия для реализации конституционных прав, свобод и обязанностей своих граждан, защищать их, где бы они ни находились (внутри страны или за рубежом), выплачивать им пенсии по старости, пособия по инвалидности, при потере кормильца и в других случаях.

    В ст. 5 Закона о гражданстве устанавливаются категории лиц, являющихся гражданами Российской Федерации: а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона; б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

    Документом, удостоверяющим гражданство РФ, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом.

    В ст. 6 и 62 Конституции РФ и ст. 4 Закона о гражданстве устанавливаются принципы гражданства Российской Федерации.

    Согласно ч. 1 ст. 6 Конституции РФ гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом. Это означает, что никакой другой вид нормативного правового акта, в частности Указ Президента РФ, постановление Правительства РФ, закон субъекта РФ, не могут регулировать условия приобретения и прекращения гражданства России.

    Гражданство в Российской Федерации, как следует из ч. 1 ст. 6 Конституции РФ и ч. 2 ст. 4 Закона о гражданстве, единое. Принцип единства гражданства в соответствии с концепцией Конституции РФ и действующего законодательства о гражданстве имеет абсолютное значение; субъекты РФ не имеют право вводить собственное гражданство. Так же как и государственный суверенитет России, гражданство в Российской Федерации едино и неделимо. Единое российское гражданство может быть не единственным, например, для лиц с двойным или множественным гражданством.

    Гражданство в Российской Федерации является равным независимо от оснований его приобретения (ч. 1 ст. 6 Конституции РФ и ч. 2 ст. 4 Закона о гражданстве). Этот принцип предполагает, что права и обязанности гражданина не зависят от оснований и времени приобретения гражданства, а также других обстоятельств. Норма о том, что гражданство Российской Федерации является равным для российских граждан независимо от оснований его приобретения, была впервые введена в ст. 1 союзного Закона о гражданстве СССР 1978 г.

    Следует отметить, что в ряде зарубежных стран права человека ставились, а иногда и до сих пор ставятся в непосредственную зависимость от того, как и когда он приобрел гражданство. Так, Закон об иммиграции и гражданстве США 1952 г. в ст. 308 установил круг лиц, которые являются гражданами по рождению, но не являются гражданами США с вытекающими из этого правовыми последствиями. К ним относятся коренные жители, так называемых, «свободно присоединившихся территорий» США. Законодательство США исходит из различия в правовом положении «коренных» и «некоренных» граждан. В некоторых странах, в том числе демократических, натурализованные граждане не могут создавать политические партии или в течение длительного времени (обычно 10 лет) не вправе вступать в партии.

    Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ (ч. 2 ст. 6). В субъектах РФ российские граждане также обладают одинаковыми правами.

    Принципы гражданства РФ и правила, регулирующие вопросы гражданства России, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ч. 1 ст. 4

    Закона о гражданстве). Проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации (ч. 3 ст. 4 Закона о гражданстве). Для России необходимость специального законодательного гарантирования принципа сохранения гражданства за лицами, проживающими за пределами Российской Федерации, обусловлена историческими событиями. В советский период действовала практика, когда выезд за границу мог послужить основанием для прекращения гражданства. Так, в 1967 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О выходе из гражданства лиц, переселяющихся из СССР в Израиль». Указанные лица считались выбывшими из гражданства с момента их выезда из СССР. Теперь Закон о гражданстве особо оговаривает недопустимость таких правил.

    Принцип сохранения гражданства за лицами, проживающими за пределами Российской Федерации, соответствует общей идеологии ст. 27 Конституции РФ, согласно которой гражданин Российской Федерации имеет право свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию. Развитие международных связей и международного сотрудничества Российской Федерации с другими странами привело к значительному росту числа российских граждан, выезжающих из страны по различным причинам (командировки, работа по контракту, туризм, замужество и др.). Немалое число граждан России в силу различных обстоятельств проживают в других странах, особенно в странах СНГ, сохраняя при этом российское гражданство.

    Конституция РФ и Закон о гражданстве устанавливают принцип недопустимости лишения российского гражданства или права изменить его. Гражданин Российской Федерации, согласно ч. 3 ст. 6 Конституции РФ и ч. 4 ст. 4 Закона о гражданстве, не может быть лишен гражданства РФ или права изменить его. Это положение соответствует ст. 15 Всеобщей декларации прав человека ООН, которая определяет, что гражданин не может быть лишен своего гражданства. Данный принцип гарантирует право человека на гражданство, свободное осуществление своих прав и свобод без боязни утратить гражданство, например за инакомыслие или длительное проживание за границей. Именно по этим и подобным причинам лишались советского гражданства, а порой и высылались за пределы страны некоторые лица и группы лиц на протяжении всей истории развития Советского государства, что являлось формой репрессий и средством идеологической борьбы.

    Гражданство РФ основано на принципе отрицания автоматического его изменения при заключении или расторжении брака гражданином Российской Федерации с лицом, не имеющим гражданства России, а также при изменении гражданства другим супругом. Расторжение брака не влечет за собой изменения гражданства родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами детей (ст. 8 Закона о гражданстве). Данные правила отражают сущность гражданства как индивидуальной, персональной связи лица с государством; обусловливают недопустимость автоматического прекращения гражданства без волеизъявления лица и соблюдения установленного порядка. Кроме того, они основываются как на идее стабильности гражданства, стремления обеспечить лицу возможность сохранить гражданство, так и из признания брака равноправным союзом, не допускающим безусловного следования гражданства одного супруга гражданству другого.

    Читайте так же:  За сколько месяцев выплачиваются детские пособия

    Право на изменение гражданства предполагает, что присущий рассматриваемому институту устойчивый характер связи лица и государства отрицает насильственное, принудительное удержание человека в состоянии гражданства. Гражданин России имеет право прекратить состояние гражданства и стать гражданином другого государства.

    В Российской Федерации закрепляется принцип недопустимости высылки гражданина Российской Федерации за пределы Российской Федерации и выдачи гражданина Российской Федерации другому государству.

    Согласно ч. 1 ст. 61 Конституции РФ и ч. 5 ст. 4 Закона о гражданстве российский гражданин не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству. Этот запрет учитывает и норма УК РФ (ч. 1 ст. 13), в соответствии с которой граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству. Невыдача российских граждан не означает освобождение их от уголовной ответственности за совершение преступлений на территории иностранных государств. Правоохранительные органы России обязаны возбудить уголовное преследование против российских граждан, подозреваемых в совершении преступлений на территории других государств и вернувшихся в Российскую Федерацию. За преступления, совершенные российским гражданином за границей, он подлежит уголовной ответственности по законам своей страны. В этом принципе выражается ответственность гражданина перед своим государством, необходимость обеспечения принятых в государстве гарантий защиты его прав и интересов в уголовном процессе.

    В ч. 3 ст. 1 ранее действовавшего Закона РФ о гражданстве предусматривалась возможность выдачи российского гражданина другому государству на основании закона или международного договора РФ. В новейшем законодательстве уточнено: российские граждане, даже совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству (ч. 1 ст. 13 УК РФ), что, однако, не означает отказа от уголовного преследования таких лиц по российским законам (ст. 12 УК РФ).

    Установленный данным положением Конституции РФ запрет на выдачу российских граждан другому государству следует отнести к нормам, обеспечивающим защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина. Запрет на выдачу российских граждан по существу воспроизводит правило о невыдаче собственных граждан, закрепленное многосторонними международными договорами (и. 1 ст. 2 Типового договора. Резолюция 45/116 ГА ООН от 14 декабря 1990 г.); региональными соглашениями (ст. 6 Европейской конвенции о выдаче от 13 декабря 1957 г.; ст. 57 Минской Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г.); двусторонними соглашениями о правовой помощи по гражданским и уголовным делам (в частности, России с Албанией, Алжиром, Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, Грецией, Ираком, Кипром, КНДР, Кубой, Монголией, Польшей, Румынией, Тунисом); двусторонними соглашениями, посвященными непосредственно вопросам выдачи, в том числе экстрадиции, преступников (например, ст. 3 Договора между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о выдаче от 26 июня 1995 г.). Нормы о невыдаче собственных граждан включены также в договоры РФ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам со странами — бывшими республиками СССР (с Литовской Республикой от 21 июля 1992 г. (ст. 62); с Республикой Кыргызстан от 14 сентября 1992 г. (ст. 62); с Азербайджанской Республикой от 22 декабря 1992 г. (ст. 61); с Латвийской Республикой от 3 февраля 1993 г. (ст. 62); с Республикой Молдова от 25 февраля 1993 г. (ст. 61) и др.

    Под выдачей понимается акт правовой помощи, содержание которого заключается в обязанности участников международного соглашения о выдаче осуществлять передачу лиц, обвиняемых в совершении преступления на территории запрашивающего государства, для привлечения к уголовной ответственности. Такое понимание вытекает из содержания договоров о выдаче.

    Развитие международных связей порождает проблему международной транснациональной преступности, представляющей серьезную угрозу как для отдельных государств, так и для всего человечества. Преступность усложняется, выходит за рамки национальных границ, устанавливает в разных странах тесные взаимные контакты. Лица, совершившие преступления в одной стране, скрываются на территории другой, часто меняя место проживания. В связи с этим многосторонние конвенции, касающиеся преступлений международного характера, допускают возможность альтернативного поведения договаривающихся сторон. Например, ст. 7 Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, от 14 декабря 1973 г. устанавливает, что государство-участник, на территории которого оказывается предполагаемый преступник, в том случае, если оно не выдает его, передает дело без каких-либо исключений и без необоснованной задержки своим компетентным органам для целей уголовного преследования с соблюдением процедур, установленных законами этого государства [3] .

    В условиях необходимости объединения разных стран в борьбе с преступностью проблема выдачи преступников, или экстрадиции, становится актуальной. Под термином «экстрадиция» понимается передача преступника государством, на территории которого он находится, другому государству по требованию последнего для привлечения его к уголовной ответственности или приведения в исполнение вступившего в законную силу приговора. Для России проблемы выдачи, или экстрадиции, преступника особенно остро стоит в отношениях со странами — членами СНГ.

    Хотя ч. 1 ст. 61 Конституции РФ устанавливает общее правило о запрете выдачи российских граждан, в ч. 2 ст. 63 особо подчеркивается, что выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора РФ.

    Проводимая в Российской Федерации политика реализации принципа сокращения состояния безгражданства обусловила поощрение приобретения гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории РФ (ч. 6 ст. 4 Закона о гражданстве). В то же время лица без гражданства не бесправны; их правовое положение по существу приравнено к статусу иностранных граждан за исключением того, что иностранное дипломатическое представительство не оказывает им защиту.

    В Российской Федерации гарантируется принцип предоставления защиты и покровительства гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами (ч. 2 ст. 61 Конституции РФ; ч. 1 ст. 7 Закона о гражданстве).

    В соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона о гражданстве органы государственной власти РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за пределами Российской Федерации, должностные лица указанных представительств и учреждений обязаны содействовать тому, чтобы гражданам Российской Федерации была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, законами и правилами государств проживания или пребывания граждан Российской Федерации, а также возможность защищать их права и охраняемые законом интересы.

    Обязательство государства по защите и покровительству граждан получило развитие и уточнение в Федеральном законе от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», согласно ст. 3 которого граждане России, проживающие за рубежом, относятся к числу соотечественников. В ст. 5 указанного Закона в отношении названной категории граждан определены основы политики Российской Федерации, содержанием которой является совокупность правовых, дипломатических, социальных, экономических, информационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых Президентом РФ, органами государственной власти РФ и субъектов РФ.

    Основной объем работы по защите прав российских граждан выполняется Министерством иностранных дел РФ, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями России в иностранных государствах. Загранпредставительства и их должностные лица обязаны содействовать гражданам Российской Федерации в обеспечении возможности в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательством государства их пребывания, международными договорами РФ.

    Посольства РФ осуществляют защиту прав и интересов граждан и юридических лиц России в государствах их пребывания с учетом законодательства данных государств в соответствии с Положением о Посольстве Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 28 октября 1996 г. № 1497. Выполнение предусмотренных федеральным законодательством функций допускается Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г. и Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г. Конкретные формы, способы и меры защиты прав и интересов российских граждан в иностранных государствах устанавливаются консульскими конвенциями или другими соглашениями. Если усилия дипломатических представительств и консульских учреждений не достигают положительных результатов, Российская Федерация вправе прибегнуть к иным мерам защиты, допускаемым международным правом.

    В Российской Федерации допускается двойное гражданство. Согласно ст. 62 Конституции РФ гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ.

    Двойное (множественное) гражданство — это особое политико- правовое состояние человека, при котором он одновременно обладает гражданством двух или более иностранных государств. На международном уровне понятие «двойное гражданство» закреплено в ст. 2 Европейской конвенции о гражданстве от 6 ноября 1997 г. и тождественно понятию «множественное гражданство», означающее наличие у одного лица гражданства двух и более государств.

    Двойное гражданство может возникнуть в силу различных причин: когда существуют разные подходы между положениями законов о порядке приобретения и утраты гражданства тех стран, на гражданство которых может претендовать физическое лицо; если женщине при вступлении в брак с иностранцем законодательство страны супруга автоматически предоставляет гражданство мужа, а отечественное законодательство после этого не лишает ее гражданства. Причиной двойного гражданства могут быть территориальные изменения, влекущие за собой изменение юрисдикции государств, миграцию населения и поток беженцев.

    В отношении двойного гражданства существуют различные подходы. Например, возможность двойного гражданства признается в Италии с 1992 г., в Германии с 1998 г. В Испании оговаривается возможность приобретения двойного гражданства в иберо-американских странах, а также в государствах, имевших или имеющих особые связи с Испанией. В Японии лицо, получившее двойное гражданство по рождению или по достижении 20 лет, должно выбрать одно из них до 21 года.

    Еще в 1960-е гг. страны — члены Совета Европы пришли к соглашению о том, что двойное гражданство является нежелательным и его необходимо всеми способами избегать. Исходя из Конвенции о сокращении случаев многогражданства и о воинской повинности в случаях многогражданства 1977 г. утрачивают прежнее фаждан- ство совершеннолетние фаждане государств-участников, которые на основе свободного волеизъявления приобретают гражданство другого государства-участника (ч. 1 ст. 1). Вместе с тем ряд европейских государств не проводит жесткой политики по ликвидации двойного гражданства, учитывая рост мобильности населения и развитие миграционных процессов.

    Россия в вопросе об отношении к двойному (множественному) гражданству претерпела эволюцию. В СССР двойное гражданство не признавалось, поэтому в Законе о гражданстве СССР 1938 г. вопросы двойного гражданства не рассматривались. Данная позиция нашла отражение также в ряде специальных международных соглашений (конвенций), заключенных СССР с рядом социалистических стран (Албания, Болгария, Венгрия, КНДР, МНР, Румыния, Польша, Чехословакия, Югославия) по поводу предотвращения и сокращения случаев двойного гражданства.

    Впервые Российская Федерация признала возможность двойного гражданства с принятием Закона РФ о гражданстве 1991 г. Конституция РФ 1993 г. четко зафиксировала возможность двойного гражданства для граждан страны и расширила условия его приобретения: не только на основании международного договора РФ, но и в соответствии с федеральным законом. Двойное гражданство может возникать в Российской Федерации по основаниям, предусмотренным вст. 14 Европейской конвенции о гражданстве, предусматривающей приобретение двойного гражданства ребенком, который уже имеет гражданство нескольких государств и получает двойное гражданство автоматически при рождении. Гражданин Российской Федерации может также получить двойное гражданство при вступлении в брак с иностранным гражданином, а также иными способами, предусмотренными Конституцией РФ и Законом о гражданстве.

    Двойное гражданство признается как исключительный случай и не рассчитано на массовое применение. Иначе говоря, нельзя сказать, что Российское государство поощряет наличие двойного гражданства и оставляет решение этого вопроса полностью на усмотрение граждан. В мае 2019 г. введена уголовная ответственность за сокрытие гражданами Российской Федерации второго гражданства. В Закон о гражданстве внесены поправки, обязывающие граждан Российской Федерации, имеющих также иное фажданство, в течение 60 дней со дня его приобретения письменно уведомить об этом территориальный орган ФМС России.

    Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ.

    ГРАЖДАНСТВО — устойчивая правовая связь лица с государством, порождающая взаимные права и обязанности; статус, связанный с принадлежностью к определённому государству, предполагающий юри­дическое признание государственной принадлежности лица внутри страны и за рубежом и наделение его в полном объёме правами и обязанностями, предусмотренными в законодательстве страны.

    Данное понятие употребляется и в более широком значении — как правовое положение, связанное с принадлежностью лица к сообществу или союзу го­су­дарств, объединённых общей историей, культурой и традициями (гражданство Европейского союза).

    Исторически гражданство — порождение бур­жу­аз­ных революций XVIII-XIX века. В противовес концепции подданства как личной зависимости от монарха, сложившейся в эпоху аб­со­лю­тиз­ма, в ходе революций были выдвинуты концепции гражданина как лица, способного активно участвовать в политической жизни страны, пользующегося гражданскими и политическими правами, и народа как политической общности равноправных граждан. На смену традиционным формам определения групповой принадлежности (семья, корпорация, регион) пришло государство как основной источник идентификации любого лица.

    Читайте так же:  Пошлина на автомобили расчет

    Приобретение гражданства. В соответствии с международными стандартами каждый человек имеет право на гражданство (Всеобщая декларация прав человека, ст. 15, часть 1). Во всех странах законодательство закрепляет предоставление гражданства по рождению, в основе которого лежат два принципа:

    1) по праву крови (jus sanguinis) ребёнок приобретает гражданство родителей независимо от места его рождения;

    2) в силу права почвы (jus soli) ребёнок приобретает гражданство государства, на территории которого он родился.

    Предпочтение общности в силу происхождения отдают государства, стремящиеся сохранить этнокультурное единство народа (Германия, Швейцария). В государствах иммиграции (США, Канада) гражданство рассматривается как своеобразная территориальная общность. В большинстве государств закрепляются смешанные подходы в отношении предоставления гражданства по рождению. В России ребёнок приобретает гражданство Российской Федерации независимо от места рождения, если оба его родителя (или единственный родитель) являются гражданами Российской Федерации (принцип права крови); гражданином Российской Федерации становится и тот ребёнок, который находится на территории нашей страны, если его родители неизвестны и не объявились в течение 6 месяцев после его обнаружения (принцип права почвы).

    Закрепление возможности натурализации, т. е. приёма в гражданство определённого государства, связано с признанием права на изменение гражданства (Всеобщая декларация прав человека, ст. 15, часть 2). В законодательстве государств устанавливаются критерии, которым должны соответствовать претенденты на приём в гражданство. Эти критерии показывают, какие идеи лежат в основе консолидации государства, какова его миграционная политика. Возможность натурализации невелика, если человек не связан с государством происхождением, проживанием или рождением на его территории, усыновлением, родственными связями или брачными узами с гражданами страны. В одних странах (США, Канада, Франция) натурализация поощряется государством, получить гражданство могут все обратившиеся, если отвечают установленным требованиям. В других (Германия, Япония, Швейцария) возможность натурализации рассматривается как привилегия, предоставляемая в результате реализации государством дискреционных полномочий. Приём в гражданство обычно осуществляют высшие органы государственной власти — президент (Италия), правительство (Франция), монарх и парламент (Бельгия), суд (США). Характер приобретения гражданства может влиять на возможность занятия определённых государственных должностей. В США президентом может стать только гражданин по рождению. В Российской Федерации способ приобретения гражданства не оказывает воздействия на статус лица. С заявлениями о приёме в гражданство могут обращаться дееспособные иностранцы или лица без гражданства, достигшие 18 лет. Эти лица должны: проживать на территории Российской Федерации непрерывно в течение 5 лет после получения вида на жительство или подачи заявления о приёме в гражданство; владеть русским языком; иметь законный источник существования; обратиться в компетентный орган иностранного государства с заявлением об отказе от гражданства; дать обязательство соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации. Заявление о приёме в гражданство Российской Федерации подаётся в дипломатическое или консульское учреждение, если человек находится за границей, или в органы внутренних дел, если он проживает на территории страны. Решение о приёме в гражданство принимает Президент Российской Федерации.

    Во многих странах предусматривается упрощённый порядок предоставления гражданства, допускающий отступление от общих требований. Как правило, он распространяется на этнически близких иностранцев (Германия, Испания), репатриантов (Израиль), лиц, заключивших брак с гражданами страны (Япония, Швейцария). В Российской Федерации упрощённый порядок приобретения гражданства распространяется на тех, кто имеет супругов, родителей и детей, являющихся гражданами Российской Федерации; бывших граждан СССР; граждан государств, входивших в состав СССР, проходящих воинскую службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации; получивших на территории Российской Федерации политическое убежище или статус беженца; лиц, имеющих высокие достижения в области науки, техники и культуры либо профессию или квалификацию, представляющую интерес для Российской Федерации.

    Утрата гражданства возможна как по инициативе заинтересованного лица (выход из гражданства), так и по решению государственных органов. Во многих странах утрата гражданства происходит автоматически в связи с добровольным приобретением иностранного гражданства, поступлением на гражданскую или воинскую службу другого государства. Гражданин Российской Федерации не может быть лишён гражданства или права изменить его. Выход из гражданства осуществляется добровольно на основании заявления заинтересованного лица. Основаниями для отказа в выходе из гражданства являются: невыполнение обязательств перед страной, предусмотренных федеральным законом; привлечение в качестве обвиняемого по уголовному делу или вступление в силу приговора суда, подлежащего исполнению; отсутствие иного гражданства и гарантий его приобретения. Утрата гражданства без волеизъявления заинтересованного лица допускается в случае отмены решения о приёме в гражданство в связи с предоставлением подложных документов или заведомо ложных сведений.

    Двойное (множественное) гражданство — особый статус, связанный с пребыванием лица одновременно в гражданстве нескольких государств, возникающий в связи с противоречиями в законодательстве разных стран. Наиболее типичные ситуации, способствующие возникновению двойного гражданства:

    1) приём в новое гражданство без утраты предшествующего;

    2) автоматическое предоставление гражданства супруге-иностранке в связи с заключением брака (ряд стран Азии, Африки, Латинской Америки). В современных условиях принцип добровольного выбора гражданства заинтересованным лицом вытесняет принцип единства гражданства семьи, автоматическое предоставление гражданства мужа рассматривается как дискриминация по признаку пола;

    3) предоставление гражданства ребёнку, родившемуся в смешанном браке. Исторически гражданство ребёнка определялось по отцу, однако сегодня законы большинства государств допускают предоставление гражданства как по отцовской, так и по материнской линии;

    4) рождение ребёнка у родителей-иностранцев на территории государства, предоставляющего гражданство в соответствии с принципом почвы (США, страны Латинской Америки). Исключения обычно касаются детей иностранцев, находящихся в стране в качестве государственных служащих своих государств или сотрудников международных организаций. Двойное гражданство порождает проблемы в связи с прохождением воинской службы, уплатой налогов, обращением за дипломатической защитой, рассмотрением дел в судах третьих стран, когда требуется применение национального закона. В международных судах применяется принцип эффективного гражданства: лицо рассматривается как гражданин той страны, с которой он имеет более тесные связи (постоянное проживание или место жительства, нахождение на государственной службе, прохождение воинской службы и так далее).

    В разных странах существуют различные подходы в отношении двойного гражданства. Одни страны допускают возможность наличия наряду с собственным иного гражданства (Италия), другие (Япония) требуют выбрать одно из них в течение установленного срока. Приобретение иного гражданства не влечёт прекращения гражданства Российской Федерации, но государственные органы России рассматривают данное лицо только как гражданина Российской Федерации.

    Гражданство ЕС предусматривается в Маастрихтском договоре (ст. 8) и распространяется на всех лиц, имеющих гражданство государств-членов. Этот статус предполагает свободу передвижения и постоянного проживания в рамках Союза, право участвовать в муниципальных выборах и выборах в Европарламент в случае проживания в другом государстве — члене ЕС, право на консульскую и дипломатическую защиту в посольских и консульских учреждениях других государств-членов в третьих странах, где нет соответствующих учреждений государства происхождения.

    Безгражданство. Статус лица без гражданства возникает в случае утраты гражданства страны происхождения без приобретения иного гражданства. В стране пребывания лицам без гражданства предоставляется статус, соответствующий статусу иностранцев. Российское законодательство сориентировано на сокращение случаев безгражданства. Гражданство Российской Федерации приобретает ребёнок, родившийся на территории страны у лиц без гражданства либо в смешанном браке, заключённом между гражданином Российской Федерации и лицом без гражданства, независимо от места рождения. Поощряется приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на её территории.

    Гражданин, гражданство. Права человека и гражданина

    Взаимоотношения личности (человека), гражданина и государства имеют особую юридическую форму в виде «гражданства». Это понятие в юридической литературе, как правило, определяется так: «гражданство – это устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека» [1] .

    По-видимому, содержание гражданства как правовой связи личности с государством заключается в наличии их взаимных юридических прав и обязанностей. Такой вывод соответствует пониманию гражданства как правоотношения, субъектами которого выступает и гражданин, и государство. Факт гражданства дает право каждому гражданину требовать от других граждан, а также от органов государства, должностных лиц и др. уважения и признания всех его прав и свобод, а последние обязаны выполнять это требование и соответствующим образом строить свое поведение. Из факта гражданства вытекает право и возможность государства требовать от гражданина исполнения всех правовых предписаний. В свою очередь государство обязано охранять интересы гражданина, сто права и свободы.

    Конституция РФ, базируясь на общепризнанных нормах международного права, закрепляет следующие основные принципы российского гражданства:

    • – единое гражданство Российской Федерации;
    • – равное гражданство Российской Федерации независимо от оснований приобретения;
    • – обладание гражданином Российской Федерации на ее территории всеми правами, свободами и несение им равных обязанностей, предусмотренных Конституцией РФ;
    • – невозможность лишения российского гражданства или права изменить его;
    • – защита и покровительство граждан Российской Федерации за ее пределами;
    • – невозможность высылки за пределы Российской Федерации или выдачи другому государству гражданина Российской Федерации.
    • Впервые на конституционном уровне (ст. 62 Конституции РФ) гражданину Российской Федерации предоставляется возможность иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство). Эта возможность реализуется в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Отметим и то, что наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не снижает значения его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, предопределяемых российским гражданством.

      Порядок приобретения и прекращения российского гражданства регулируется Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации».

      Конституция РФ закрепляет важный принцип, согласно которому иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с ее гражданами, кроме случаев, установленных законом или международным договором Российской Федерации.

      Как видим, используемый в Конституции РФ термин «каждый» означает, что речь идет об определенном обобщении, означающем, что права и свободы распространяются не только на российских граждан, но и на иностранных граждан и лиц без гражданства. Назовем в связи с этим следующее конституционное положение: «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени» (ст. 23).

      Вместе с тем ясно, что большинство прав принадлежит лишь гражданину России. В частности, ст. 33 Конституции РФ устанавливает: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные и органы местного самоуправления». Очевидно и то, что в случае совершения правонарушения гражданин должен нести юридическую ответственность по законам своего государства. В отношении гражданина иностранного государства могут действовать и иные правила.

      Определение в законе гражданства как устойчивой правовой связи лица с Российской Федерацией, выражающейся в совокупности их взаимных прав и обязанностей, означает признание человека и государства равноправными, равнообязанными субъектами, наделенными взаимной ответственностью.

      Права человека и гражданина. Права человека – права, которые принадлежат любому индивиду, поскольку он человек, член сообщества людей. Предпосылка возникновения прав человека – объективная потребность в обеспечении общих для всех людей условий существования. Поэтому права человека признаются неотъемлемыми, необходимыми для жизнедеятельности и индивида, и общества. К их числу прежде всего относятся право на жизнь, право собственности, право на создание семьи, неприкосновенность личности, свободу и т.д. Они принадлежат каждому, независимо от его гражданской принадлежности, носят естественный и неотчуждаемый характер. Свободное осуществление прав человека – один из основных признаков развитости гражданского общества.

      Права человека получают официальное закрепление в документах внегосударственного характера, например, во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г., в Международном пакте о гражданских и политических правах и др. [2] Такие права признаются международным сообществом, рассматриваются в качестве обязательных для всех государств мира, не зависят от их социально-экономического строя.

      Соответственно, государство берет на себя обязательства не только перед международным сообществом, но и перед всеми, кто находится под его юрисдикцией. Это значит, что права и свободы человека в значительной мере вышли за пределы чисто внутренней компетенции государства. Любой индивид может использовать как национальные механизмы защиты своих прав, так и обращаться в международные органы защиты нрав человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46 Конституции РФ). Таким межгосударственным органом является Европейский суд по правам человека в Страсбурге.

      Конституцией РФ предусмотрен также специальный институт, осуществляющий контроль за соблюдением прав человека и гражданина – уполномоченный по правам человека. Соответствующие нормы, относящиеся к этому институту, предусмотрены Конституцией РФ, содержатся в Федеральном конституционном законе от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

      Существенно то, что институт Уполномоченного по правам человека учрежден в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Главное в том, что происходящие в обществе изменения создают новые возможности для граждан, влияют на их ценностные ориентации, на наполнение свободы личности новым содержанием.

      Особая значимость принадлежит принятой в ноябре 1991 г. Декларации прав и свобод человека и гражданина, ставшей органической частью Конституции РФ, базой всего текущего законодательства, относящегося к личности.

      Конституция РФ закрепляет принципиальные положения, связанные с понятием права и свободы человека и гражданина.

      Права и свободы человека определяются как высшая ценность, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина закрепляются как обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ).

      В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и Конституцией РФ (ч. 1 ст. 17).

      Непреходящее значение имеет положение о том, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ).

      Конституция РФ использует такие понятия, как «человек», «гражданин», которые различаются в терминологическом и содержательном смысле.

      Прежде всего имеется в виду то, что на территории каждого государства находятся не только его граждане, но и иностранцы и лица без гражданства. По-видимому, по отношению к ним речь должна идти не о правах гражданина, а о правах человека. В частности отметим, что правовое положение иностранных граждан, соответственно их права определяются национальным законодательством государства местонахождения и заключенными международными договорами и соглашениями.

      К тому же по своему содержанию понятия «человек» и «гражданин» различаются разным объемом прав. Скажем, обладание политическими правами непосредственно связано с принадлежностью к российскому гражданству. Обязанность защищать Отечество, нести военную службу относится только к гражданам Российской Федерации.

      В Конституции РФ закрепляется институт гражданства Российской Федерации (ст. 6, 61, 62), перечисляются права и обязанности российских граждан (ст. 31 –33, 59), определяются формы и средства их защиты (ст. 61).

      Конституционные права и свободы составляют не только ядро правового статуса личности, но и являются основополагающей предпосылкой, основой всех других прав. Очевидно, все права, предопределяемые нормами трудового права, основываются на конституционных положениях о труде; права граждан в области здравоохранения – на конституционном праве на охрану здоровья и т.д. Выделение категории основных прав человека не означает отнесение иных прав к незначительным, второстепенным.

      В Конституции РФ разделения прав на группы нет. Объяснение этому может заключаться в том, что все классификации прав личности относительны, условны. Как видно, одно и то же право может иметь отношение к разным группам, скажем, личное право свободы может быть отнесено и к политическим правам, и к свободе художественного творчества, и др. Уделим внимание краткой характеристике основных прав и свобод с учетом их группового обособления.

      1. Личные права и свободы являются по своей сути правами и свободами человека, т.е. каждого индивида, и не производны от принадлежности к гражданству государства, не предопределяются им. Они составляют основу правового положения личности, охватывают фундаментальные аспекты ее свободы, защищают пространство личной жизни человека, индивидуальную свободу от вмешательства извне.

      Они отражены в ст. 20–29 Конституции РФ и представлены в значительно большем объеме, чем это было в предшествующих, советских конституциях. Личные права включают:

    • – право на жизнь;
    • – право на свободу и неприкосновенность личной частной жизни, жилища;
    • – тайну переписки, телеграфных переговоров, почтовых телеграфных и иных сообщений;
    • – свободу передвижения и выбора места жительства;
    • – свободу совести, свободу мысли;
    • – свободу выбора национальности и выбора языка общения.
    Читайте так же:  Адвокат третейские споры

    Личные права производны от естественного права на жизнь и свободу, выражают гуманистические основы жизни общества, призваны обеспечить индивидуальность личности в отношениях с другими людьми и государством.

    Специфические особенности личных прав и свобод заключаются в следующем:

  • – по своей сути они являются правами человека, т.е. каждого индивида, и не связаны непосредственно с наличием гражданства, принадлежностью к определенному государству;
  • – эти права человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения;
  • – они охватывают такие права и свободы лица, которые необходимы для обеспечения его жизни, свободы, достоинства как человеческой личности.
  • Значимость личных прав и свобод индивидов подтверждается тем, что именно они открывают главу о нравах и свободах человека и гражданина. Известно, что в предшествующих советских конституциях последовательность закрепления прав и свобод была иной. Сначала закреплялись социально-экономические, затем политические и личные права и свободы.

    Следует отметить, что некоторые из конституционных статей, фиксирующих права и свободы личности, отличаются декларативным характером, не обеспечены механизмом реализации, например ст. 27 Конституции РФ.

    Согласно содержанию этой статьи, «каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства». В действительности это не так, о чем, в частности, свидетельствуют нередкие публикации в российских газетах.

    2. Политические права и свободы связаны с обладанием гражданством государства. Это различие фиксирует Конституция РФ, адресуя личные права «каждому» человеку от рождения, а политические – только «гражданам» государства. Политические права нацелены на включение личности в жизнь страны, управление ее делами. Поскольку гражданин – это лицо, обладающее устойчивой правовой связью с государством, постольку политические права и свободы призваны укрепить эту связь, способствовать проявлению инициативы личности в политической сфере. Сказанное подтверждается содержанием ст. 31–33 Конституции РФ.

    К политическим правам и свободам относятся:

  • – свобода слова, право на объединение в общественных организациях, включая право создавать политические партии, право собираться мирно и без оружия, проводить митинги, демонстрации, шествия;
  • – право участвовать в управлении делами государства, право избирать и быть избранным;
  • – право на равный доступ к государственной службе;
  • – право на участие в отправлении правосудия;
  • – право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
  • Наиболее общим, как бы объединяющим все другие политические права и свободы, является право граждан участвовать в управлении делами государства (ст. 32 Конституции РФ). Это право адресовано каждому гражданину, осуществляется в различных формах, как непосредственно, так и через своих представителей.

    Непосредственные формы реализации рассматриваемого права – это: участие граждан в референдуме, всенародном голосовании по важнейшим вопросам государственной и местной жизни, в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления и др.

    Особенность рассматриваемых прав в том, что они могут быть реализованы как индивидуально (право на равный доступ к государственной службе), так и коллективно (право на шествия, демонстрации). Показательны в этом плане п. 4, 5 ст. 29, ст. 30, п. 4, п. 5 ст. 32 Конституции РФ и др.

    Государство признает, соблюдает и защищает политические права гражданина, так же как и личные права человека (ст. 2 Конституции РФ).

  • 3. Экономические, социальные и культурные права и свободы имеют важнейшее значение для жизни человека, предусматривают его возможности отстаивать, реализовать свое право на достойную жизнь, на защиту от экономического произвола, на овладение культурными ценностями общества. Эти нрава закреплены в ст. 8, 9, 34, 35, 37, 38, 39, 41, 42, 43, п. 1, 2 ст. 44 Конституции РФ и включают:
    • – право на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность;
    • – право частной собственности, включая право собственности на землю;
    • – право распоряжаться своими способностями к труду и выбирать род деятельности;
    • – право на социальное обеспечение;
    • – право на жилище;
    • – право на охрану здоровья и медицинскую помощь;
    • – право на образование;
    • – свободу литературного, научного и других видов творчества и преподавания; право на благоприятную окружающую среду и др.
    • Приведенный перечень социально-экономических прав и свобод нередко не содержит необходимого механизма реализации. Многие конституционные положения (ст. 40 – право на жилье, ст. 38 – защита материнства и детства, ст. 43 – право на высшее образование и др.) объективно не могут быть реализованы в полном объеме, так как не обеспечены материальными и правовыми гарантиями. В самом деле, сложно говорить о праве гражданина на труд в условиях существующей безработицы, о праве на жилье в обстановке увеличивающейся дороговизны жилья, и т.д.

      Права и свободы человека в юридической литературе также подразделяются на абсолютные и относительные.

      Первые – это такие фундаментальные личные права человека, ограничение или временное приостановление которых не допускается в демократическом государстве ни при каких обстоятельствах. Это право на жизнь, право не подвергаться пыткам, насилию, право на судебную защиту и др.

      Вторые – те, которые могут быть ограничены или приостановлены на определенный срок в случае введения режимов чрезвычайного или военного положения.

      Очевидно, возможности личности в различных сферах общественной жизни ограничиваются определенными требованиями, которые к ней предъявляет государство. Такие требования, как известно, принимают форму юридических обязанностей, т.е. необходимого должного поведения. Это подтверждает общепризнанное правило: нет прав без обязанностей и обязанностей без прав.

      В Конституции РФ закреплена система юридических обязанностей, представляющих собой существенный элемент взаимодействия личности и общества, государства. В их числе есть такие обязанности, которые касаются только российских граждан (например, обязанность защищать Отечество).

      Вместе с тем большинство юридических обязанностей в качестве установленных законодательством мер должного поведения обязанных субъектов распространяются на всех лиц, находящихся на территории государства. К таким обязанностям относятся следующие:

    • – соблюдать Конституцию РФ и законы страны (п. 2 ст. 15 Конституции РФ);
    • – уважать права и свободы других лиц (п. 3 ст. 17 Конституции РФ);
    • – заботиться о детях и нетрудоспособных родителях (п. 2 и 3 ст. 38 Конституции РФ);
    • – заботиться о памятниках истории и культуры (п. 3 ст. 44 Конституции РФ);
    • – сохранять окружающую среду (ст. 59 Конституции РФ);
    • – получение основного общего образования (п. 4 ст. 43 Конституции РФ) и др.
    • Изложенный материал может служить основанием для следующего вывода: конституционные (основные) права, свободы и обязанности важны для индивида, его взаимодействия с другими людьми, с обществом и государством.

      Взаимная ответственность государства и личности — необходимый показатель их взаимодействия. Он выражает нравственные и правовые начала в отношениях между государством как носителем политической власти и конкретным гражданином.

      Именно государство в лице его органов является основным гарантом осуществления прав, свобод и законных интересов граждан, берет на себя обязанность их обеспечивать. Это, в частности, проявляется в следующем.

    • 1. В соответствии со ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право па возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Имеется в виду обязанность государства возместить причиненный вред в связи с наличием такого основания ответственности, как незаконные действия (или бездействие) соответствующих государственных органов (должностных лиц).
    • 2. Статья 1069 ГК РФ устанавливает обязанность государства возместить вред гражданину, если таковой был причинен в результате незаконных действий либо бездействий государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания несоответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа самоуправления.
    • 3. Согласно ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного заключения под стражу или незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, возмещается за счет казны Российской Федерации. В случаях, предусмотренных законом, такой вред возмещается за счет казны субъекта РФ или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. Следовательно, государство берет на себя обязательство возместить причиненный ущерб вне зависимости от причины нарушения прав гражданина.
    • Личность также песет ответственность в отношениях с государством. При совершении гражданином противоправного деяния к нему применяются меры юридической ответственности, соответствующие тяжести совершенного правонарушения, либо правовосстановительные средства компенсационного характера.

      Таким образом, гражданин и государство – носители взаимных обязательств, соответствующих прав и обязанностей, в соответствии с которыми может строиться их взаимная юридическая ответственность.

      Как видим, теория государства и права рассматривает и изучает в этой сфере отношений лишь некоторые самые общие черты взаимодействия гражданина и государства. Основное ключевое звено такого взаимодействия заключается в обеспечении необходимых условий для нормальной жизнедеятельности общества. Для этого каждая из сторон рассматриваемого отношения «государство – гражданин» должна строить свои действия на основе права, принципа законности, ориентации на ценности демократического общества.