Палата представителей

Палата представителей, как и нижние палаты парламентов других стран, формируется на наиболее демок­ратичных началах и выполняет основной объем законотворчес­кой деятельности парламента. Благодаря этому обстоятельству в американской литературе конгрессменами нередко, именуют только депутатов Палаты представителей (называя членов верх­ней палаты сенаторами).

Полномочия Палаты представителей условно можно под­разделить на две группы: характеризующие ее участие в осу­ществлении компетенции Конгресса в целом, а также собствен­ные полномочия. Участие Палаты представителей в осуществ­лении полномочий Конгресса выражается в том, что большая часть законопроектов на практике вносится именно в нее, а проекты финансовых законов должны вноситься только в нее (разд. 7 ст. I Конституции). Наравне с Сенатом участвует Палата и в преодолении президентского вето на законопроекты.

Кроме того, в соответствии с Конституцией Палата пред­ставителей имеет собственную компетенцию. Так, ей принадлежит право избрания Президента в рамках экстраординарной процедуры, исключительное право возбуждения преследова­ния и формулирования статей обвинения в порядке импичмен­та (разд. 2 ст. I), которым палата воспользовалась за всю исто­рию своего существования 65 раз.

Наконец, Конституция наделяет Палату представителей полномочиями внутриорганизационного характера. Это избра­ние спикера и других должностных лиц Палаты (разд. 2 ст. I), решение вопросов, касающихся выборов, их результатов и соответствия ее членов квалификациям (разд. 5 ст. I).

Палата представителей состоит из 435 депутатов. Такое число как максимально допустимое установлено Актом о пе­рераспределении мест в Конгрессе 1929 г ., действующим с по­правками 1941 г . Акт запретил увеличивать число мест в Палате. Перераспределение мест в Палате между штатами пропорци­онально численности их населения осуществляется по-прежне­му раз в 10 лет, но в рамках установленной цифры. Перерас­пределение оформляется резолюцией Палаты в соответствии с планом перераспределения, который Президент обязан разра­ботать и представить в Палату после каждой общенациональ­ной переписи населения в соответствии с ее данными. В насто­ящее время наибольшее представительство имеет штат Кали­форния (52 мандата), а наименьшее — Аляска, Вермонт, Вайоминг, Делавэр, Южная и Северная Дакота (по одному). Помимо 435 конгрессменов, обладающих правом решающего голоса, в работе Палаты участвуют без такового по одному представителю от федерального округа Колумбия и зависимых территорий.

Срок полномочий Палаты, составляющий всего два года, один из самых коротких в мире. Однако кардинальные изме­нения персонального состава Палаты происходят редко: зача­стую одни и те же лица избираются в Палату многократно. Не более 15% ее членов завершают парламентскую карьеру пер­вым же сроком избрания, но примерно столько же пребыва­ют в стенах Палаты более 20 лет*. Предложения об ограничении срока пребывания парламентариев в палатах рассматривались Конгрессом неоднократно, но ни разу не были одобрены ни в одной палате.

* См.: Разделенная демократия. Сотрудничество и конфликт между Пре­зидентом и Конгрессом. М., 1994. С. 44—45.

Палата не может быть распущена досрочно. Процедура заполнения отдельных вакансий в Палате регламентируется законодательством штатов. Обычно в случае досрочного выбы­тия конгрессмена клерк графства, в котором он проживал в момент избрания, уведомляет об этом губернатора своего шта­та. Последний назначает выборы по соответствующему конгрессиональному избирательному округу.

Деятельностью Палаты руководит спикер, который избира­ется Палатой на срок ее полномочий в начале первой после парламентских выборов сессии Конгресса. Фактически канди­датура спикера определяется партией большинства: спикером становится один из ее наиболее влиятельных членов. Причем в отличие от своего коллеги в Великобритании спикер явля­ется открыто партийной фигурой, продолжая состоять членом соответствующей партии. Согласно обычаю, эта должность поручается опытному политику, неоднократно избиравшему­ся членом Палаты и досконально изучившему правила проце­дуры. Лицо, избранное спикером, обычно остается в этой дол­жности, пока соответствующей партии принадлежит большин­ство в Палате (и, естественно, пока сам он избирается в ее состав), переизбираясь по нескольку раз. С начала XX в. сред­ний срок пребывания спикеров в Капитолии составляет 24 года. Спикер считается третьим лицом в государстве — он вступает в должность Президента, если ни Президент, ни Вице-прези­дент не могут исполнять обязанности главы государства.

Функции спикера достаточно обширны. Согласно правилам Палаты, он представляет ее перед Президентом, другими ин­ститутами власти, осуществляет организационное руководство ходом ее работы, обеспечивая соблюдение установленных процедур. Ему принадлежит право назначения конгрессменов в специальные, следственные (применительно к США у нас их именуют расследовательскими) и согласительные комитеты. Он решает процедурные споры и обеспечивает порядок в месте заседаний Палаты, удостоверяет акты, принимаемые Пала­той, а также повестки о вызове в комитеты Палаты. Спикер является также хранителем печати Палаты. Одна из важных его привилегий заключается в так называемом «праве призна­ния», то есть в праве предоставлять (или не предоставлять) слово на заседании Палаты. Под руководством спикера рабо­тают другие должностные лица Палаты — клерк Палаты представителей, выполняющий секретарские функции, его помощники (клерки), пристав, отвечающий за безопасность в Палате, капеллан, привратник, почтмейстер, эксперт по парламентской практике, именуемый парламентарием (совет­ник спикера по процедурным и организационным вопросам работы Палаты). Указанные должностные лица в отличие от спикера не являются членами Палаты. Они назначаются Пала­той в начале первой после парламентских выборов сессии.

Палата имеет постоянные и временные комитеты. К пос­ледним относятся специальные и следственные. Главную роль в работе Палаты играют постоянные комитеты. Их статус рег­ламентируется правилами Палаты представителей, которые устанавливают перечень комитетов, их численный состав, порядок формирования и полномочия.

Постоянные комитеты создаются по основным направле­ниям законодательной деятельности, имея специализирован­ный характер. Их основная функция, как и в других странах, состоит в предварительной проработке законопроектов, пред­ставлении Палате заключений по ним, включая предложения о поправках, а также анализ практики применения действу­ющего законодательства по вопросам ведения комитета.

К числу правомочий комитетов правила Палаты относят права по организации слушаний, самостоятельному определе­нию места и времени своих заседаний (в том числе в период между сессиями и заседаниями Палаты), проведению рассле­дований, вызову свидетелей, истребованию документов и ма­териалов по вопросам своей компетенции, приведению к при­сяге и заслушиванию показаний.

Формально персональный состав каждого постоянного комитета определяется путем принятия Палатой соответству­ющей резолюции в начале работы первой сессии нового созыва. Однако фактически решающая роль в этом процессе принад­лежит партийным фракциям. Прежде всего конкретное соот­ношение представительства партий в каждом комитете опре­деляется по соглашению между лидерами фракций. Один кон­грессмен не может быть членом более чем двух постоянных комитетов. Каждый комитет возглавляется председателем, который созывает и ведет его заседания, определяет повест­ку дня, осуществляет контроль за распределением средств, выделяемых комитету, представляет Палате доклад по ре­зультатам обсуждения в комитете проектов, руководит вспо­могательным аппаратом комитета.

В Палате представителей действуют 22 постоянных комитета (по сельскому хозяйству, по ассигнованиям, по делам воен­нослужащих, по банковскому делу, по финансам и проблемам городов, бюджетный и др.).

Традиционно постоянные комитеты играют огромную роль в процессе законотворчества. Именно их позиция во многом определяет судьбу внесенных в Палату проектов. На пленар­ных заседаниях Палаты приблизительно в 90% случаев зако­нопроекты, одобренные профильным комитетом, принимаются Палатой практически без изменений.

Порядок деятельности постоянных комитетов Палаты пред­ставителей регулируется не только правилами Палаты, но и правилами самих комитетов (они не должны противоречить правилам Палаты).

Читайте так же:  Транспортный налог в архангельской области калькулятор

В рамках постоянных комитетов образуются подкомитеты, имеющие более узкую специализацию. В последние годы ак­тивность подкомитетов в значительной степени усилилась по причине усложнения законотворческой деятельности. Полномо­чия подкомитетов в основном те же, что имеют комитеты, за исключением права обращаться непосредственно к Палате. Это прерогатива комитетов, которым подкомитеты докладывают о своей работе.

Следственные и специальные комитеты Палаты предста­вителей создаются ею на определенный срок для расследова­ния или изучения какого-либо вопроса. Численный состав, сроки функционирования, полномочия каждого специального и след­ственного комитета определяются резолюцией о его образо­вании, исходя из объема и характера его задач. Полномочия временных комитетов аналогичны тем, которые осуществля­ют постоянные. Доклады комитетов заслушиваются Палатой, после чего они, как правило, распускаются.

Наконец, комитет всей Палаты — это весь ее состав, со­зываемый для обсуждения финансовых биллей и наиболее зна­чительных законопроектов. При этом кворум, в отличие от сессионной формы работы, составляет 100 депутатов. Предсе­дательствует на заседании комитета всей Палаты не спикер, а назначенный им конгрессмен.

Палата представителей (наряду с Сенатом) участвует и в создании объединенных комитетов Конгресса — специализиро­ванных постоянных и временных органов, создаваемых пала­тами на паритетных началах на основе соответствующего за­кона или совпадающей резолюции палат. В настоящее время наиболее важными являются постоянные объединенные коми­теты по экономике и по атомной энергии. Некоторые такие комитеты, например, по иммиграции и натурализации, а так­же по управлению индейскими племенами, наоборот, бездей­ствуют. Состав комитетов немногочислен (6—10 человек). Фун­кции председателя комитета поочередно переходят то к сена­тору, то к члену Палаты представителей.

Особой разновидностью комитетов, образуемых палатами на паритетных началах, являются согласительные комитеты. Они имеют временный характер, поскольку создаются в каж­дом конкретном случае для согласования между палатами тек­ста проекта закона или резолюции, принимаемой обеими па­латами. Согласительный комитет не вправе рассматривать воп­росы, не представленные на согласование палатами, а также исключать из законопроекта вопросы, согласованные, ими. Док­лад согласительного комитета подлежит внеочередному рас­смотрению в палатах.

Немаловажным структурным элементом Палаты предста­вителей являются и партийные фракции. Их традиционно две: демократическая и республиканская*. В результате выборов 1994 г . впервые с 1954 г . большинство в обеих Палатах стали составлять республиканцы. Такой же результат дали выборы 1996 и 1998 гг. Выборы 2000 г . позволили республиканцам сохра­нить большинство в Палате представителей. Фракция Респуб­ликанской партии насчитывает 221 парламентария, Демокра­тической партии — 212, независимыми являются 2 депутата.

* В Палате представителей 105 созыва лишь один депутат — социалист Б. Сандерс — оказался независимым.

Статус фракций урегулирован правовыми нормами край­не фрагментарно: комплексной регламентации нет ни в зако­не, ни в правилах Палаты.

Организационную структуру каждой фракции в Палате представителей образуют лидер (соответственно имеются ли­деры большинства и меньшинства), «кнуты», партийные коми­теты и общее собрание (конференция) фракции. Последние являются высшими органами фракций. Их основные функ­ции — формирование стратегии фракции в Палате, избрание лидеров и партийных комитетов, одобрение кандидатур в со­став постоянных комитетов Палаты.

Лидеры фракций большинства и меньшинства избирают­ся тайным голосованием на общем собрании фракции. Лидер большинства — это второе после спикера по реальной влия­тельности и авторитетности лицо не только в своей фракции, но и в Палате в целом, хотя формально он не является дол­жностным лицом Палаты. Роль лидеров фракции хотя и не определена юридически, но на деле довольно весома. Они несут ответственность за выработку партийной стратегии и тактики в Палате, обеспечивают единство фракции в законо­творческой деятельности, ее связь с общественностью и прессой, от их позиции во многом зависят назначения в комитеты Палаты, поддержка инициатив члена Палаты и содействие ему на следующих выборах со стороны партии. Согласно обычаю, именно лидеру в дебатах первому предоставляется слово от соответствующей фракции. В сравнении с рядовыми конгрес­сменами лидеры получают более высокое жалованье, допол­нительные служебные помещения и больший штат аппарата.

Важную роль в обеспечении партийной дисциплины каж­дой фракции играют «кнуты» («whips») — партийные функци­онеры, также избираемые на собрании фракции. «Кнуты» имеют таким же образом избираемых помощников. Главная задача «кнутов» — обеспечить партийную дисциплину, прежде всего посещаемость заседаний Палаты и комитетов, а также единство позиции депутатов своей фракции по всем обсужда­емым в Палате вопросам.

Еще одним структурным элементом фракций в Палате представителей являются партийные комитеты, формируемые общим собранием фракции. Демократическая партия имеет в нижней Палате три комитета, а республиканская — пять.

В число комитетов фракции демократов входят рулевой и политический комитет, комитет по проведению избирательных кампаний, комитет по кадрам. Рулевой и политический коми­тет возглавляется лидером. В его задачи входят формирование позиции фракции по вопросам законодательной деятельности, определение персонального состава постоянных комитетов от данной фракции, консультирование лидера. Комитет по про­ведению избирательных кампаний организует поддержку на выборах тем членам фракции, которые баллотируются в Па­лату на следующий срок. Комитет по кадрам осуществляет контроль за подбором кандидатов в аппарат Палаты.

Партийными комитетами фракции республиканцев явля­ются: политический комитет, занимающийся разработкой по­зиции партии по тому или иному вопросу; исследовательский комитет, координирующий проведение научной и справочно-информационной работы; комитет комитетов, основной задачей которого является определение персонального состава посто­янных комитетов от фракции; комитет по проведению избира­тельных кампаний и комитет по кадрам.

Механизмы воздействия органов фракции на ее членов имеют чисто политический характер (отказ в поддержке на предстоящих выборах, в выдвижении в престижный постоян­ный комитет Палаты и т. п.). При этом фракции Палаты дей­ствуют достаточно обособленно как по отношению к фракции своей же партии в Сенате, так и к партийным внепарламен­тским структурам. Но и внутренне фракции далеки от един­ства. Они распадаются как по региональному принципу, так и по различной политической ориентации своих членов. При го­лосовании парламентарии не связаны позицией своей фракции.

12.4. Конгресс США: структура, полномочия, внутренняя организация палат

Считается, что Палата представителей представляет интересы всего американского народа, а верхняя палата Конгресса — Сенат — интересы штатов.

Обе палаты избираются на основе всеобщих, прямых, равных выборов при тайном голосовании.

Палата представителей состоит из 435 депутатов, избираемых на основе мажоритарной системы относительного большинства без требования кворума. От Пуэрто-Рико избирается резидент, не обладающий правом голоса в палате, но участвующий в дискуссиях. В качестве основных избирательных цензов следует назвать возрастной (возраст кандидатов 25 лет), ценз гражданства (состояние в американском гражданстве не менее семи лет), ценз оседлости (проживание в штате, на территории которого находится избирательный округ). Палата представителей не может быть досрочно распущена.

Палату возглавляет спикер, избираемый самой палатой (ее партийным большинством). Он ведет заседания, направляет законопроекты в комитеты, имеет право голоса и т. д.

В состав Сената входят 100 членов, избираемых независимо от численности населения по два от каждого штата на основе той же избирательной системы. Каждые два года проходят выборы одной трети сенаторов. Сенатором может быть избран любой гражданин США при условии состояния его в гражданстве не менее девяти лет, достижения им 30-летнего возраста, проживания в пределах штата. В Сенат входит вице-президент США, который является его председателем, обладающим правом подписания принятых палатой законопроектов. Однако право голоса в ординарной ситуации не имеет.

Читайте так же:  Пособие мамин выбор пермский край

Члены каждой партии в палатах образуют фракцию, избирающую лидеров, которые практически руководят своими палатами, в то время как партийное меньшинство организует оппозицию. Республиканцы с 2001 г.

Важную роль в деятельности Конгресса играют постоянные и временные комитеты, комиссии и подкомиссии, деятельность и компетенция которых строго определена в регламентах палат. Могут создаваться и объединенные комитеты двух палат по разработке проектов законов, проведению совместного обсуждения ряда вопросов. Для преодоления разногласий между палатами создаются согласительные комиссии.

Система парламентских полномочий сформулирована в разд. 8 ст. I Конституции предельно жестко. Это касается предметов ведения, по которым парламент вправе принимать законы. Однако этот перечень нельзя назвать абсолютно исчерпывающим, поскольку парламентская компетенция может быть расширена путем толкования так называемых «подразумеваемых полномочий».

Компетенция подразделяется на общую, осуществляемую обеими палатами по принятию законов и резолюций в соответствии с установленными Основным законом предметами ведения, и специальную, принадлежащую каждой палате в отдельности.

К их общим полномочиям относятся: принятие законов и резолюций в финансово-бюджетной сфере (право введения и взимания налогов, пошлин, акцизов, чеканка монет, займы, регулирование банкротств, принятие федерального бюджета); в сфере обороны и внешних сношений (исключительное право объявлять войну, решать вопросы формирования вооруженных сил, объявлять призыв милиции для отражения вторжения в страну); в сфере организации внутренней политики (учреждение федеральных судов, регулирование порядка приобретения гражданства, патентное и авторское право, регламентация торговли с иностранными государствами, установление единых мер и весов и т. д.).

В законодательном процессе палаты равноправны. Закон считается принятым, если за него проголосовало большинство парламентариев в обеих палатах. Только финансовые законопроекты должны вноситься в Палату представителей.

К специальным полномочиям относятся полномочия каждой из палат по организации процедуры импичмента, избрание Президента и вице-президента, если выборщики не смогут их выбрать.

Конгресс США — высший орган законодательной власти США, образующий вместе с исполнительной (Президент США) и судебной (Верховный суд США) ветвями власти Федеральное правительство США.

Полномочия Конгресса оговорены первой статьей Конституции США (а также поправками к Конституции). В частности Конгресс имеет право:

  • устанавливать финансовую и бюджетную политику Соединенных Штатов;
  • устанавливать и взимать налоги, сборы, пошлины и акцизы;
  • объявлять войну, обеспечивать оборону и общее благосостояние страны;
  • принимать в состав США новые штаты;
  • регулировать торговлю с иностранными государствами и между штатами;
  • выпускать национальную валюту;
  • устанавливать единую стстему мер;
  • создавать вооруженные силы;
  • выдавать патенты;
  • организовывать почтовую службу и многие другие.
  • Конгресс США также имеет право «принимать законы, которые необходимы и уместны для приведения в исполнение перечисленных выше [в Конституции США] полномочий, а также других полномочий, определенных этой Конституцией для Правительства Соединенных Штатов Америки».

    Кроме того, в компетенцию Конгресса США входит управление округом Колумбия, в котором расположена столица США — Вашингтон.

    Конгресс имеет право проводить специальную процедуру (импичмент), в результате которой могут быть отстранены от должности Президент США или судья Верховного суда.

    В то же время власть Конгресса, как и других ветвей власти США, небезгранична. Конгресс не может, согласно Конституции, вводить законы с обратным действием, отменять (за исключением случаев угрозы общественной безопасности) «Хабеас корпус» (презумпцию невиновности), выдавать дворянские титулы. Существуют также и другие ограничения.

    Закон, принятый Конгрессом, вступает в силу лишь после подписания Президентом США. Если же Президент использует право вето, то для его преодоления Конгресс должен собрать не менее двух третей голосов в обеих палатах.

    Первая статья Конституции США определяет также и то, что Конгресс США состоит из двух палат — Сената и Палаты представителей.

    Сенат обеспечивает равное представительство в высшем законодательном органе страны всех штатов США. Палата представителей обеспечивает представительство пропорционально численности населения того или иного штата.

    Для того, чтобы быть избранным в Конгресс, кандидат должен удовлетворять нескольким обязательным условиям, оговоренным Конституцией США.

    Для обеспечения плодотворной работы Конгресса создаются комитеты, сосредоточенные на каких-либо направлениях деятельности (комитет по сельскому хозяйству; комитет по иностранным делам и так далее). Комитеты могут быть постоянными или специальными. Специальные комитеты обычно создаются для решения какого-либо вопроса, не вписывающегося в компетенцию постоянных комитетов, либо для проведения расследования. Комитеты могут создавать еще более специализированные подкомитеты.

    В состав Конгресса входит также ряд вспомогательных служб. Самая, наверное, известная среди них — это Библиотека Конгресса США (cозданная в 1800 году, она считается самой крупной библиотекой в мире). Исследовательская служба Конгресса анализирует законопроекты, проводит консультации, общественные слушания и различные изыскания для американских законодателей. Бюджетное управление Конгресса следит за выполнением бюджета государства.

    Характерной чертой Конгресса США является «лоббирование«, то есть оказание влияния на членов Конгресса со стороны тех или иных заинтересованных групп с целью принятия соответствующих законов.

    Резиденцией Конгресса США является Капитолий в Вашингтоне, округ Колумбия. Проводить заседания Конгресса в каком-либо другом месте запрещено Конституцией США.

    Палата представителей Конгресса США

    Палата представителей считается (хотя и неофициально) нижней палатой Конгресса США. Штаты представлены в ней пропорционально населению, но в то же время даже самый маленький штат имеет в палате хотя бы одного депутата. Всего в Палате представителей 435 мест, ее членов называют конгрессменами.

    Главная задача Палаты представителей — принятие федеральных законопроектов, которые после одобрения сенатом и подписания Президентом становятся законами США.

    Конгрессмены избираются на два года, выборы проводятся каждый четный год. Для того, чтобы стать кандидатом в члены Палаты представителей, необходимо быть не моложе двадцати пяти лет, не менее семи лет быть гражданином США и проживать в том штате, откуда кандидат избирается в Конгресс.

    Палата представителей имеет право исключать избранных депутатов из своих рядов, для этого за исключение должны проголосовать не менее двух третей конгрессменов.

    Для руководства работой Палаты представителей конгрессмены выбирают спикера (председателя). Традиционно им становится лидер той партии, которая имеет большинство мест в Палате. Спикер Палаты представителей является третим лицом в «очереди наследования» президентского поста, то есть именно он становится Президентом США, если действующие Президент и вице-президент не могут исполнять свои обязанности.

    Палата представителей собирается в южном крыле Капитолия США.

    Сенат фактически является верхней палатой Конгресса США. Он обеспечивает равное представительство (по два депутата) от каждого штата. Таким образом, в Сенате США — сто депутатов, которых называют сенаторами.

    Сенаторы избираются на шесть лет, но каждые два года заканчивается срок полномочий трети сенаторов. Таким образом, каждые два года Сенат на треть обновляется (хотя ничто не мешает сенатору быть переизбранным). Выборы в Сенат проходят одновременно с выборами конгрессменов. Для того, чтобы стать членом Сената, кандидат должен быть гражданином США не менее девяти лет, быть не моложе тридцати лет и проживать в том штате, от которого он избирается.

    Сенат рассматривает законопрооекты, уже прошедшие через Палату представителей, и одобряет либо отклоняет их. Кроме того, Сенат дает согласие на ратификацию международных договоров, утверждает назначение судей Верховного суда и высших чиновников федерального правительства.

    Именно Сенат принимает решение об импичменте (отстранении от должности) Президента и судей Верховного суда.

    Председателем Сената США является вице-президент Соединенных Штатов Америки. Он не участвует в голосованиях Сената, за исключением случаев, когда голоса сенаторов делятся пополам.

    Сенат работает в северном крыле Капитолия США.

    КОНГРЕСС (лат. congressus, букв. — сход­ка; со­б­ра­ние, встре­ча, сбор):

    1) На­зва­ние круп­но­го со­б­ра­ния, съез­да, встре­чи пред­ста­ви­те­лей го­су­дарств, тер­ри­то­рий, ор­га­ни­за­ций, меж­ду­народных кон­фе­рен­ций (например, Вен­ский кон­гресс 1814-1815 годов), ми­тин­га какого-либо об­щественного дви­же­ния (например, Кон­гресс в за­щи­ту ми­ра).

    2) На­зва­ние пар­ла­мен­та в США.

    Кон­гресс США со­сто­ит из Па­ла­ты пред­ста­ви­те­лей и Се­на­та, но кон­грес­сме­на­ми на­зы­ва­ют­ся толь­ко чле­ны ниж­ней па­ла­ты (название «де­пу­тат» в США не при­ня­то). Па­ла­та пред­ста­ви­те­лей со­сто­ит из 435 чле­нов, из­бирае­мых на 2 го­да по од­но­ман­дат­ным ок­ру­гам по ма­жо­ри­тар­ной сис­те­ме от­но­си­тель­но­го боль­шин­ст­ва. Они об­ла­да­ют пра­вом ре­шаю­ще­го го­ло­са. Кро­ме кон­грес­сме­нов, в со­став ниж­ней па­ла­ты вхо­дят так­же ли­ца (ре­зи­ден­ты-ко­мис­са­ры и др.) с пра­вом со­ве­щательного го­ло­са: пред­ста­ви­те­ли от фе­де­раль­но­го округа Ко­лум­бия (сто­ли­ца Ва­шинг­тон с при­ле­гаю­щими ок­ре­ст­но­стя­ми), ас­со­ции­ро­ван­но­го шта­та Пу­эр­то-Ри­ко и са­мо­управ­ляю­щих­ся мел­ких тер­ри­то­рий США (по од­но­му пред­ста­ви­те­лю от ка­ж­до­го об­ра­зо­ва­ния).

    В Се­нат из­би­ра­ют­ся пря­мы­ми вы­бо­ра­ми по ма­жо­ри­тар­ной сис­те­ме два пред­ста­ви­те­ля от ка­ж­до­го шта­та (все­го 100 се­на­то­ров); обыч­но ка­ж­дая пар­тия, уча­ст­вую­щая в вы­бо­рах (в основном это две пар­тии — Рес­пуб­ли­кан­ская и Де­мо­кра­ти­че­ская), вы­дви­га­ет спи­сок из двух кан­ди­да­тов. Се­нат из­би­ра­ет­ся на 6 лет: треть Се­на­та об­нов­ля­ет­ся ка­ж­дые 2 го­да. Кон­грес­сме­ны и се­на­то­ры яв­ля­ют­ся профессиональными пар­ла­мен­та­рия­ми, име­ют сво­бод­ный ман­дат (обя­за­тель­ные на­ка­зы из­би­ра­те­лей им не­воз­мож­ны), не мо­гут быть дос­роч­но ото­зва­ны из­би­ра­те­ля­ми, не об­ла­да­ют пол­ной де­пу­тат­ской не­при­кос­но­вен­но­стью (де­пу­тат­ским им­му­ни­те­том) — не­при­кос­но­вен­ность рас­про­стра­ня­ет­ся толь­ко на пе­ри­од сес­сии (7-8 месяцев в год), вре­мя в пу­ти на сес­сию и об­рат­но, не рас­про­стра­ня­ет­ся на тяж­кие пре­сту­п­ле­ния, на­ру­ше­ние пар­ла­мен­та­ри­ем об­ще­ст­вен­но­го по­ряд­ка («на­ру­ше­ние ми­ра»).

    В па­ла­тах су­ще­ст­ву­ют два объ­е­ди­не­ния пар­ла­мен­та­ри­ев: фрак­ция боль­шин­ст­ва (вы­иг­рав­шая оче­ред­ные вы­бо­ры) и фрак­ция оп­по­зи­ции со свои­ми ру­ко­во­дя­щи­ми ко­ми­те­та­ми. За­се­да­ния­ми Па­ла­ты пред­ста­ви­те­лей ру­ко­во­дит спи­кер — пред­ста­ви­тель боль­шин­ст­ва; в Се­на­те пред­се­да­тель­ст­ву­ет по долж­но­сти ви­це-пре­зи­дент (во вре­мя его от­сут­ст­вия мо­жет быть из­бран вре­мен­ный пред­се­да­тель из фрак­ции боль­шин­ст­ва). Конгресс соз­да­ёт из сво­их чле­нов различные объ­е­ди­нён­ные ко­ми­те­ты (по эко­но­ми­ке, на­ло­го­об­ло­же­нию и др.), ка­ж­дая па­ла­та так­же соз­да­ёт свои про­филь­ные ко­ми­те­ты (по иностранным де­лам, по об­ра­зо­ва­нию и тру­ду и т.д. в Па­ла­те пред­ста­ви­те­лей, по фи­нан­сам, сельскому хозяйству и др. в Се­на­те).

    Кон­сти­ту­ция оп­ре­де­ля­ет пол­но­мо­чия конгресса как об­щие пол­но­мо­чия па­лат. В ча­ст­но­сти, за­кон мо­жет быть при­нят толь­ко обеи­ми па­ла­та­ми (ве­то па­латы и воз­мож­ность пре­одо­ле­ния ве­то другой па­ла­той ква­ли­фи­ци­рованным боль­шин­ст­вом го­ло­сов в США не при­ме­ня­лись). Об­щи­ми пол­но­мо­чия­ми яв­ля­ют­ся пол­но­мо­чия в об­лас­ти фи­нан­сов, обо­ро­ны, иностранных дел и т.д. Отдельные пол­но­мо­чия той или иной па­ла­ты, как это при­ня­то в большин­ст­ве современных кон­сти­ту­ций, в Кон­ституции США не ука­за­ны. Вер­хов­ный суд США, ис­хо­дя из кон­цеп­ции под­ра­зу­ме­вае­мых пол­но­мо­чий конгресса, свои­ми тол­ко­ва­ния­ми ино­гда рас­ши­ря­ет кон­сти­ту­ци­он­ный пе­ре­чень пол­но­мо­чий пар­ла­мен­та. Дос­роч­но конституция или ка­кая-ли­бо его па­ла­та рас­пу­ще­ны быть не мо­гут. В конгрессе США осу­ще­ст­в­ля­ют свою дея­тель­ность лоб­би­сты (см. Лоб­бизм).

    3) В не­ко­то­рых стра­нах на­зва­ние со­вме­ст­но­го за­се­да­ния обе­их па­лат пар­ла­мен­та для ре­ше­ния осо­бо важ­ных во­про­сов. Так, во Фран­ции конгресс боль­шин­ст­вом 3/5 го­ло­сов мо­жет вно­сить по­прав­ки в кон­сти­ту­цию.

    4) На­зва­ния не­ко­то­рых по­ли­тических пар­тий (Кон­гресс-социалистическая партия и др.) и об­щественных объ­е­ди­не­ний (Кон­гресс про­из­вод­ст­вен­ных проф­сою­зов и др.).

    Конгресс США (The United States Congress)

    О Конгрессе США

    Конгресс США (The United States Congress) — законодательный орган в составе Федерального правительства США. Состоит из двух палат: Палаты представителей (нижняя палата) и Сената (верхняя палата). Палата представителей состоит из 435 членов (плюс неголосующие делегаты из Американского Самоа, округа Колумбия, Гуам и Американских Виргинских островов), каждый представитель избирательного округа выбирается в Конгресс США на двухлетний срок. Неголосующий представитель Пуэрто-Рико избирается на четырехлетний срок. Северные Марианские острова не имеют своих представителей в нижней палате парламента.

    Места в Конгрессе США распределяются среди штатов соответственно размерам населения. На каждый штат в Конгрессе США приходится по 2 сенатора. Сто сенаторов избираются сроком на 6 лет. Каждые 2 года примерна одна треть Сената переизбирается. И Сенаторы и члены Палаты представителей избираются прямыми выборами.

    Функции Конгресса США :

    • устанавливать и взимать налоги, сборы, пошлины и акцизы, для того чтобы выплачивать долги, обеспечивать совместную оборону и всеобщее благоденствие Соединённых Штатов; причём все сборы, пошлины и акцизы должны быть единообразны повсеместно в Соединённых Штатах;
    • занимать деньги в кредит Соединённых Штатов;
    • регулировать торговлю с иностранными государствами, между отдельными штатами и с индейскими племенами;
    • устанавливать повсеместно в Соединённых Штатах единообразные правила натурализации и принимать единообразные законы по вопросу о банкротствах;
    • чеканить монету, регулировать ценность оной и ценность иностранной монеты, устанавливать единицы весов и мер;
    • предусматривать меры наказания за подделку ценных бумаг и находящейся в обращении монеты Соединённых Штатов;
    • создавать почтовые службы и почтовые пути;
    • содействовать развитию науки и полезных ремёсел, закрепляя на определённый срок за авторами и изобретателями исключительные права на их сочинения и открытия;
    • учреждать суды, нижестоящие по отношению к Верховному суду;
    • определять и карать акты пиратства, тяжкие преступления, совершаемые в открытом море, и преступления против права наций;
    • объявлять войну, выдавать свидетельства на каперство и репрессалии и устанавливать правила относительно захватов трофеев на суше и на воде;
    • формировать и обеспечивать армии, но ассигнования на эти цели не должны выделяться более чем на двухлетний срок;
    • создавать и содержать военно-морской флот;
    • издавать правила по организации сухопутных и морских сил и управлению ими;
    • предусматривать меры по призыву милиции для обеспечения исполнения законов Союза, подавления мятежей и отражения вторжений;
    • предусматривать меры по организации, вооружению и обучению милиции и руководству той её частью, которая может быть использована на службе Соединённых Штатов, сохраняя за штатами право назначения должностных лиц и организации подготовки милиции в соответствии с требованиями, предписанными Конгрессом США;
    • осуществлять во всех случаях исключительные законодательные полномочия в отношении округа (не превышающего десяти квадратных миль), каковой, будучи уступлен отдельными штатами и принят Конгрессом, станет местом пребывания правительства Соединённых Штатов; осуществлять подобную власть в отношении всех земель, приобретённых с согласия законодательного собрания штата, в котором эти земли находятся, для возведения фортов, постройки складов, арсеналов, верфей и других потребных сооружений;
    • издавать все законы, каковые будут необходимы и уместны для приведения в действие вышеперечисленных полномочий и всех других полномочий, предоставленных настоящей Конституцией правительству Соединённых Штатов или какому-либо департаменту или должностному лицу оного.
    Читайте так же:  Чащин квалификационный экзамен на адвоката 2019