ОСАГО ч. 2: История ОСАГО

Настоящий расцвет пришёлся на 20-е годы прошлого столетия. В это время компания Ford запустила массовое производство своих моделей, поэтому машин, а с ними и ДТП на дорогах Европы и Америки стало намного больше. Такой факт предопределил появление обязательного страхования гражданской ответственности водителя, которое до этой поры носило добровольный характер. Кстати, именно штат Массачусетс был первым регионом, где любой транспорт запрещалось эксплуатировать без страховки.

В 1950-х этот закон приняли другие американские штаты и ряд европейских стран. Как раз и появилась так называемая «зелёная карта» – страховой полис автогражданской ответственности стал международным и действовал на территории многих государств.

В России ситуация складывалась несколько иначе. Мысли о внедрении обязательного страхования ответственности водителей появились ещё в 1924 году. Однако правительство не придавала этому значение вплоть до 60-х годов. Правда, и тут инициатива не нашла широкого отклика. В СССР позволить иметь себе автомобиль могли далеко не рядовые граждане, а количество машин на дорогах можно было пересчитать по пальцам. Особой надобности в ОСАГО не было.

Только в 1991 году автострахование официально появилось в России. Оно не имело обязательного характера и не пользовалось спросом у наших соотечественников. Всё изменилось в начале 2000-х. В Госдуме регулярно рассматривали различные законопроекты об обязательном автостраховании. Актуальность и необходимость в нём подкреплялась растущим количеством машин, которые миллионами пригонялись в РФ из Европы, Японии, Кореи, США и пр.

В 2003 году вступил силу Федеральный закон №40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Первоначально водители восприняли его крайне негативно. Во многом просто из-за принудительного характера ОСАГО, отсутствия опыта страхования у большинства граждан и понимания того, насколько удобно и полезно это нововведение.

Каким ОСАГО было 10 лет назад?

То, что современная система ОСАГО достаточно отлажена и эффективна, считают большинство автолюбителей и специалистов. За время своего существования в России было внесено множество поправок и изменений, а закон об обязательном автостраховании пережил несколько редакций и доработок.

Вспомним, каким же был ОСАГО буквально 10 лет назад:

Первоначально в случае ДТП и в целях компенсации причинённого ущерба пострадавшему приходилось обращаться именно в страховую компанию виновника. Чуть позже появилась альтернатива – «прямое возмещение убытков». Согласно чему, если не зафиксирован вред здоровью, то можно было заявить о необходимости выплат на ремонт в офис своего страховщика.

На первых порах при оформлении ДТП не действовала упрощённая система Европротокола. Её ввели лишь в 2009 году, а лимит составлял всего 25 тысяч рублей. Сегодня он ограничен 50 тысячами рублей. Суть Европротокола в том, что если пострадало только имущество 2 участников ДТП и оба согласны с интерпретацией произошедших событий, то можно не обращаться к сотрудникам ГИБДД и зафиксировать все обстоятельства на специальном бланке.

Лимит по выплатам в 2005-2006 годах составлял 120 тысяч рублей, если материальный ущерб причинён одной стороне. Размер максимальной компенсации за порчу имущества нескольким потерпевшим не мог превышать 160 тысяч рублей. Если речь шла о вреде здоровью и жизни, то эти цифры были следующие: 160 тысяч рублей для одного человека и 240 тысяч рублей для возмещения ущерба группе лиц. В настоящее время выплаты по ОСАГО увеличены более чем в два раза.

Система наценок и скидок за безаварийное вождение была привязана к транспортному средству. Поэтому при смене машины коэффициент обнулялся.

Оформить полис ОСАГО мог только сам собственник (либо другое лицо по доверенности), а количество водителей, допускающихся к управлению автомобилем, было ограничено.

6) При расчёте коэффициента страховых тарифов на основании мощности двигателя существовала ещё одна группа. В неё входили автомобили с мощностью мотора более 200 л. с. Принадлежность к ней автоматически повышала стоимость полиса в 1,9 раза.

Что касается самого страхового рынка, то буквально 10 лет назад каждая страховая компания пыталась завлечь максимально возможное количество клиентов. Тратились невероятные суммы на рекламу, оказание дополнительных и бесплатных услуг в виде вызова эвакуатора, помощи на дороге, некоторые страховщик предлагали специальные подарки и мн. др. Однако на такой демпинг сразу же отреагировало правительство РФ, ФАС и Служба страхового надзора.

Сегодня же отношение общественности к ОСАГО существенно поменялось. Каждый из нас расценивает её как необходимость. В свою очередь, на плаву остались только крупные страховые компании, имеющие достаточное количество клиентов и определённую репутацию, что не требует активных и затратных рекламных акций по продвижению обязательного автострахования.

ОСАГО: история развития и особенности страхования

Каждый год на дорогах появляется огромное количество новых водителей, только начинающих изучать правила дорожного движения и вникающих в тонкости вождения. Глубокое штудирование ПДД, сдача экзамена на предмет допуска к вождению авто.

И вот они – права на управление ТС. Остается только получить страховку и можно смело ездить по дороге общего пользования. Однако, далеко не каждый из будущих автомобилистов знает, когда ввели ОСАГО в России. А ведь история возникновения автогражданки очень даже интересная.

История автострахования

История развития автострахования берет свое начало в далеком 1898 году, спустя всего 3 года после изобретения первой машины. Но это была не обязательная процедура, а добровольная.

В то время первой на стезю страхования стала компания «Travels Insurance Company», заключив первый в мире договор страхования транспортного средства. Первым владельцем страховки стал некий Мартин Трумэн.

Стоимость полиса составляла 12 долларов, а при наступлении страхового случая компанией-страховщиком полагалась компенсация в размере 500 долларов. В те года это были достаточно большие деньги. Примечательно то, что Трумэн приобрел автостраховку от столкновения имеющегося в его распоряжении чудо-повозки с конным экипажем, а не с иным ТС механического типа, коих на тот момент было очень мало.

Чуть больше трех десятков лет потребовалось автопрому Соединенных Штатов для наращивания достаточного количества автомобилей, требуемого для введения страхования как обязательной процедуры во время приобретения ТС.

Впервые прототип обязательного автострахования был введен в Штате Массачусетс в 1925 году. Чуть позже эта концепция начала развиваться и в других регионах США, а к середине 30-х годов 19 столетия эстафетную палочку под названием «ОСАГО» приняли и европейские страны. Уже после 50-х годов 20 века автогражданка стала общепринятой нормой для всех развитых и многих развивающихся стран.

Начало автогражданской история в России

Вопреки общему предубеждению идея создания страховок, обязательных к заключению, в Российской Федерации появилась достаточно давно.

По мнению многих экспертов, страхование в РФ появилось в 1924 году, ровно за год до введения автогражданки в Соединенных штатах.

Но в силу незначительного количества механических ТС в тогдашнем СССР, данная идея от вождей, управляющих Советским Союзом, была сочтена неактуальной, хоть и очень интересной с точки зрения защиты участников дорожного движения, и получения прибыли в казну страны.

В 60-е годы появилось куда более серьезное направление в сфере автогражданского страхования. На этот период припадает разработка советского варианта автогражданки. Однако, и эта попытка ввести обязательное страхование авто не увенчалась успехом.

И только в 1993-94 годах начали рассматриваться первые реальные законопроекты по автогражданке на заседаниях молодой Государственной Думы.

Опять-таки, в силу неполной осведомленности и некомпетентности соответствующих органов разработка страховок данного типа шла очень медленно. И только в 2000 году финальный законопроект был принят в первом чтении.

После этого шла его стремительная доработка, а 25 апреля 2002 года страна смогла ознакомиться с первым Федеральным законом об обязательном страховании – «Об ОСАГО», №40. Правда, действовать он начал только через 15 месяцев – 1 июля 2003 года.

Первая реакция на появление обязательного автострахования была воспринята автомобилистами очень негативно, ведь теперь они были вынуждены тратить свои деньги на приобретение полиса. Сегодня же автогражданка – это обыденность, а ее присутствие иногда помогает восстановить работоспособность автотранспортного средства в случае возникновения ДП.

Что нужно знать об ОСАГО?

С момента, когда страхование ТС стало обязательным, законопроект «Об ОСАГО» претерпел очень много изменений, в него было внесено огромное количество поправок.

Среди особенностей автогражданки хотелось бы выделить несколько важных моментов:

  1. Правила заключения договоров автогражданки, тарификация регламентируется Правительством и Центральным Банком Российской Федерации.
  2. Как и во многих Европейских странах, в нашей автогражданке есть такие понятия, как «Европротокол» и «Прямое возмещение ущерб». Благодаря Европротоколу водители имеют возможность оформить происшествие без привлечения сотрудников ведомственной структуры Госавтоинспекции. Под прямым возмещением подразумевается истребование возмещения причиненного в результате ДТП ущерба непосредственно от своей страховой компании, где у автомобилиста заключен договор. И в первом и во втором случае есть некоторые факторы, исключающие возможность использования данных услуг: в ДТП участвовало более двух авто, во время аварии был причинен вред здоровью и жизни участников. При этом оба участника должны иметь при себе действующие полисы ОСАГО. На протяжении нескольких лет огромным минусом отечественного «прямого возмещения» было то, что это больше альтернативный вариант автогражданки. Тогда как в зарубежных странах такой вид страхования и выплаты компенсации является безальтернативным. То есть у пострадавшей стороны есть выбор, в какую фирму обращаться за компенсацией в случае возникновения страхового случая – в свою или второго участника дорожного происшествия. Но нередко свобода выбора оборачивалась против автомобилистов, так как СК старались отправить своего клиента в стороннюю фирму. Внесенные 2 августа 2019 года поправки в ФЗ «Об ОСАГО» изменили сложившуюся ситуацию.
  3. При заключении договора автострахования работает гибкая система скидок, возрастающая в зависимости от количества лет безаварийного стажа – так называемый коэффициент «бонус-малус». За каждые безаварийные 12 месяцев езды размер скидки увеличивается на 5%. При наличии ДТП, произошедших по вине автомобилиста, размер взноса увеличивается в зависимости от количества аварий в прошедшем страховом году.
Читайте так же:  Требования к рабочему месту продавца

История ОСАГО в России и за рубежом

История автомобильного страхования начинается практически сразу после изобретения машин в США. По сравнению с зарубежным опытом в этой сфере, российский минимален, а систему автострахования можно назвать достаточно молодой.

Когда в России появилось ОСАГО и для чего оно понадобилось? Всегда ли ОСАГО было обязательным страхованием и почему? Когда был принят закон об ОСАГО? Каковы особенности автострахования в зарубежных странах? Ответим на эти вопросы в данной статье.

История зарождения автострахования

В 2018 году исполнится 120 лет со дня выдачи первого американского полиса автостраховки. Известная в штатах страховая фирма Travelers Insurance Company заключила с доктором Т. Мартином договор страхования автомобиля. Условия были просты: за 12 с четвертью доллара страхователю гарантировали выплату в 5 сотен долларов, если его автомобиль пострадает при столкновении с конным транспортом. Поскольку практически все население Америки передвигалось именно на лошадях, а автомобили приобретали состоятельные граждане, то подобная авария в 1898 г. была весьма вероятна.

На тот момент уже появились жертвы безлошадных экипажей, а одна из аварий, которая закончилась летальным исходом, попала во все газеты. Летом 1896 г. авто на скорости 6 км/ч сбило насмерть растерянную женщину. Причиной ДТП стала не скорость машины, а ограничение видимости для водителя из-за конных экипажей и шок дамы, которая впервые увидела повозку без лошади. Судьи после долгого разбирательства сошлись во мнении, что имел место несчастный случай, однако многие автолюбители задумались о безопасности на дороге.

Страхование американца было его собственной идеей, а также результатом простых подсчетов: в США на 20 млн. лошадей приходилось 4 тыс. авто. Пример находчивого доктора не стал заразительным. Потребовалось около 30-ти лет, чтобы наладился массовый выпуск машин на предприятиях Форда. В 20-х годах прошлого века автомобиль перестал быть редкостью и из предмета роскоши превратился в обычный транспорт. Власти Массачусетса в 1925 г. узаконили обязательное автострахование, причем компенсацию получала пострадавшая сторона, т.е. страховали ответственность автолюбителя перед пешеходами и другими участниками дорожного движения. Оставалась возможность застраховать и авто, но это было не обязательно. Законодательная инициатива автовладельцами была принята с энтузиазмом, поскольку машины по-прежнему стоили дорого, а опыта у водителей было мало.

Европейские страны взяли на вооружение пример США, и к середине прошлого века практически во всех западноевропейских государствах действовал закон об обязательном автостраховании. Австрия в 1929 г. ввела страхование гражданской ответственности автолюбителей, а через год подобный законопроект одобрили и в Великобритании.

Автомобиль стал средством передвижения через границы, и возникла потребность узаконить универсальную автогражданку, которая была бы действительна во всей Европе. «Зеленая карта» стала страховым полисом, который более 50-ти лет гарантирует выплаты в любом европейском государстве. Название полис получил из-за светло-зеленого цвета бланков, которые выдаются водителям.

Возникновение автострахования в РФ

В конце 20-х годов прошлого века в России было слишком мало машин, чтобы инициатива об автостраховании могла претендовать на рассмотрение и утверждение на законодательном уровне. Лишь в конце 60-х число автомобилей возросло настолько, что вопрос о страховании рассматривался на уровне Совета Министров. В 1984 г. утверждено Постановление «О мерах по дальнейшему развитию государственного страхования и повышению качества работы страховых органов», которое стало базой для создания «авто-комби». Это страховой договор, заключаемый гражданином на добровольной основе, при этом объектом страхования выступает не только авто, но и пассажиры, их имущество.

Дальнейшее развитие автострахование получило уже в России. В 1991 г. на добровольной основе внедрялось КАСКО, однако широкого распространения не получило. С 1993 г. в Госдуму стали поступать проекты законов об обязательном автостраховании. Сотрудниками Российского страхового надзора, Департамента транспорта готовился проект соответствующего законодательного акта. Период рассмотрения, изучения и модификации закона об автогражданке был длительным, акт вступил в силу только летом 2003 г., а внедрение проводилось в несколько этапов.

Внедрение Закона об ОСАГО

В 2000 г. депутаты Госдумы впервые заслушали законопроект, который регламентировал введение обязательного страхования гражданской ответственности в России. Принципиально новым фактором стало то, что страховой договор защищал не самого страхователя, а пострадавшего. Депутаты, рассматривая законопроект, ориентировались на статистику, согласно которой многие автолюбители были уверены, что никогда не спровоцируют ДТП. Это обусловило неготовность собственников автомобилей добровольно страховать риски пешеходов и других участников дорожного движения. Будущий закон предусматривал заключение договора ОСАГО для каждого владельца транспортного средства.

Одной из главных проблем при утверждении закона стали тарифы. Длительное обоснование и согласование вопроса привело к тому, что закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» № 40 был утвержден Госдумой и завизирован Президентом только 25 апреля 2002 г. Катализатором для принятия стали:

  • требования к потенциальным государствам-участникам, которые хотят стать членами Всемирной торговой организации. Одно из условий членства – наличие системы обязательного автострахования;
  • опыт государств Европы, в которых автострахование доказало свою эффективность в качестве системы финансового возмещения убытков;
  • рост рынка страхования в 90-е.
  • Вступление в силу закона об автогражданке было отложено на 15 месяцев, чтобы автовладельцы смогли привыкнуть к новым реалиям страхования. При этом страховщики уже в 2003 г. почувствовали наплыв клиентов, поскольку многие водители, имеющие полисы добровольного страхования, шли в свою страховую компанию и за обязательной автогражданкой.

    В 2005 г. Закон об ОСАГО обсуждался в Конституционном суде. Заседание КС инициировали депутаты Государственной думы, Курултая Республики Алтай, Областной Думы Волгоградской области. Народные избранники указывали на незаконность обязательного автострахования, высокую стоимость полиса, который не по карману пенсионерам, а также на суммы страховых выплат, не покрывающие убыток. К депутатам присоединился и ростовчанин, который посчитал незаконным требование страховать несколько машин, если они находятся в собственности у одного владельца. Судьи отказали в исках и подтвердили законность автострахования, право государства формировать тарифы, однако обязали внести незначительную поправку в одну из статей. Страховые компании, потратившие солидные суммы на рекламу, обучение специалистов и страховые полисы, были удовлетворены решением суда.

    К проблемам, которые решает автогражданка, относятся:

  • гарантирование возмещения убытков пострадавшей при ДТП стороне;
  • страхование автовладельца от солидных сумм компенсации, которую он не в состоянии выплатить самостоятельно;
  • мотивация соблюдать правила дорожного движения.

С 2019 г. оформление договора возможно по интернету, а распечатка полиса является действительной при проверке сотрудниками дорожной полиции. На сегодня законодательный акт дополняли и меняли более 25-ти раз, причем поправки 2017 г. не являются окончательными.

В.А. Тарачев, презентовавший Закон об ОСАГО Госдуме в 2000 г. и занимавший пост заместителя главы Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам, считает поправки к закону естественным процессом становления автострахования в России. Практическая реализация законодательных норм осложняется, по мнению депутата, отсутствием стандартов оценки убытков после аварии. Это дает возможность страховщикам занижать сумму компенсации. Также необходима база с информацией обо всех страховых случаях. Без нее любой водитель может избежать применения повышающего коэффициента, обратившись за полисом в новую страховую фирму. Что касается тарифов, то разработчик закона утверждает, что они не завышены, поскольку более 80% от собранных сумм страховые компании тратят на выплату компенсаций.

Европейские страховщики ориентированы на прибыль от размещения финансовых средств, полученных от страхователей. Проценты от вкладов – чистая прибыль страховых компаний. Около 90% взносов от клиентов идет на компенсации по страховым случаям, причем лимиты выплат в Европе намного выше, чем в РФ, а по некоторым пунктам сумма компенсации не ограничена. С 2002 г. в европейских странах государство перестало регулировать размер тарифов, данная функция выполняется страховщиками. Европейская автогражданка, которая изначально была ориентирована на транспортные средства (эта практика актуальна для РФ), на сегодня базируется на персонифицированном страховании, когда стоимость полиса определяется данными владельца авто.

Страховой рынок Германии лидирует среди европейских по величине сбора премий. Обязательное страхование ответственности здесь узаконили в 1939 г. На сегодня полис немцам обходится недешево: собственник машины среднего класса, который в течение 3-х лет эксплуатировал авто без аварий и нарушений ДТП, должен платить от 1,2 тыс. до 1,5 тыс. евро ежегодно. Страховая фирма вправе снять деньги со счета клиента без его согласия, если полис просрочен и требуется переоформление. В качестве возмещения материального ущерба страховщик выплатит максимум 511 тыс. евро, а при нанесении вреда здоровью – до 2,5 млн. евро каждому пострадавшему. После аварии сотрудники полиции приезжают только при наличии пострадавших пассажиров или водителей. Вопросы материального ущерба находятся в ведомстве страховых компаний.

Англия занимает вторую позицию по сумме ежегодных страховых сборов, автострахование стало обязательным с 1930 г. Столичному английскому таксисту приходится выплачивать 2 тыс. фунтов, чтобы покрыть ежегодную страховку, но в нее включены 2 полиса – ОСАГО и КАСКО. Материальный урон страховая компания компенсирует максимум на 250 тыс. фунтов, а за ущерб здоровью лимит не предусмотрен: сумма может быть любой, вплоть до нескольких миллионов. Выезжать на дорогу без полиса запрещено, причем в документе обязательно указаны все ДТП, в которые попадал водитель.

В Италии за полис обязательного автострахования потребуют до тысячи евро, окончательная стоимость зависит от ряда факторов, которые касаются автовладельца. Страховые выплаты при ущербе здоровью не ограничены, а материальные убытки страховщик покроет, если величина компенсации не превышает 775 тыс. евро. Амортизация авто при расчете суммы выплат не учитывается.

Во Франции водитель, попавший в аварию, обязан правильно составить схему ДТП и отправить грамотное извещение в страховую компанию. Если пострадавших нет, то ждать и вызывать полицейских не нужно. Взнос по страхованию колеблется от 700 до 1000 евро, а максимальная компенсация убытка составит 460 тыс. евро. Выплаты за ущерб здоровью не ограничены, пострадавший, получив инвалидность из-за аварии, может рассчитывать на пожизненную пенсию от страховой фирмы.

Читайте так же:  Приставы 8 кабинет

Испания с 2008 г. узаконила проверку полисов по ходу движения, причем штрафы за просроченный документ, его отсутствие сравнимы с полной годовой стоимостью страховки. Например, мотоциклиста оштрафуют на 1,25 тыс. евро, а водитель грузовой машины заплатить 2,6 тыс. евро.

В Европе автовладельцы уже давно оформляют заявку на полис по интернету, а оригиналы документов получают по почте.

Страхование гражданской ответственности автовладельцев в РФ находится на этапе формирования. Усовершенствования требует система тарификации, суммы страховых выплат, законодательное урегулирование оценки ущерба. Следуя практике европейских государств, автострахование в России акцентирует внимание на персонализированном подходе к каждому водителю.

Краткая история автострахования

В первой части нашего исторического обзора мы вспомнили, как работали первые простостраховые системы и проследили их развитие от обществ Месопотамии, Греции и Древней Руси до более современных примеров страхования в Испании и Англии. Многие принципы, вошедшие в употребление в XV-XVII веках, до сих пор применяются в современных страховых системах — конечно, в более развитом и актуальном виде.

В начале XVIII века существовало и активно практиковалось три основных вида страхования: страхование от падежа скота, страхование от огня и морское страхование. Технологическая революция и бурное развитие производства породило другие страховые системы: например, возникло личное страхование жизни и здоровья. Последним, однако, из-за глубокого расслоения в обществе не многие могли воспользоваться.

Социальное страхование, возникшее на рубеже XIX и XX веков, стало одним из ответов на это отсутствие равновесия — оно было призвано защищать малообеспеченных граждан. В XX веке страхование начало всё больше диверсифицироваться: развивалось медицинское и социальное страхование, страхование гражданской ответственности и автострахование.

В продолжении обзора мы расскажем последнем виде страхования — автостраховании и том, как оно появилось и развивалось.

Первые страховые случаи

Считается, что первый автомобильный страховой полис был выписан в 1897 году в городе Дейтон, штат Огайо. Гилберт Люмис купил полис страхования гражданской ответственности в компании Travelers Insurance Company (кстати, эта компания до сих пор существует) на одну тысячу долларов. Полис защищал Люмиса в случае, если он, попав в аварийную ситуацию на автомобиле, навредит жизни или здоровью третьего лица или любому имуществу, не принадлежащему водителю. В современных деньгах сумма покрытия Люмиса составила примерно 26 тыс долларов.

Итак, одна из самых традиционных для современного человека форм страхования появилась, конечно, совсем недавно — вместе с распространением персональных автомобилей среди широких слоев населения. Сейчас ОСАГО — одно из центральных направлений страхового рынка.

В больших городах автомобилями начали активно использоваться после Первой мировой войны. Так как технология была относительно новой, машины казались быстрыми (по сравнению с существовавшими тогда другими средствами передвижения), и вождение считалось опасным занятием. При этом никакой страховки для самих водителей не предполагалось — все убытки (урон автомобилю, собственности, здоровью) он должен был нести сам.

Кроме того, тогда же не было и экзаменов по вождению — каждый, кто мог приобрести автомобиль, имел право его водить. Никаких ограничений по возрасту и состоянию здоровья водителя не существовало. Дороги и остальная инфраструктура тоже не были рассчитаны на автомобильную езду — никаких мер, защищающих пешеходов от автомобилистов, а автомобилистов от других опасностей, не было.

В 1930 году только в США каждый день в автомобильных авариях погибало примерно 110 человек. 70 лет спустя, в 2000 году, население Штатов практически удвоилось, а в авариях гибнет «всего» 114 человек. Учитывая значительный рост количества автомобилей, в 1930 году на один автомобиль погибало в 10 раз больше людей, чем сейчас.

Кстати, первые водительские права в истории получил Карл Бенц, легендарный изобретатель первого в мире автомобиля. Он получил их в 1888 году в Германии и ничего общего с оценкой его водительских навыков они не имели — они лишь давали ему право водить автомобиль по общественным дорогам. Ограничение было введено потому, что первые автомобили были очень шумными, и местные жители были против того, чтобы слишком много машин ездило по загруженным городским улицам.

В 1925 году Коннектикут стал первым штатом, принявшим закон о финансовой ответственности. По сути он означал, что каждый автовладелец обязан доказать, что обладает финансовыми возможностями компенсировать вред жизни, здоровью и имуществу, нанесенный в случае возможной аварии. Несмотря на то, что доказать это можно было разными способами, простейшим было приобретение полиса о страховании ответственности — ранней версии ОСАГО. Интересно, что этот закон предусматривал, что автовладелец обязан доказать свою финансовую состоятельность только после первой аварии.

В 1927 году подобный закон приняли и в штате Массачусетс. Он предписывал обязательное страхование гражданской ответственности для всех автовладельцев (вне зависимости от того, попадали ли они ранее в аварии или нет). Потом в течение нескольких лет такие же законы были приняты в остальных штатах.

Европа и Россия

В Европе обязательное страхование гражданской ответственности развивалось немного по другому пути.

Первый законодательный акт, регулирующий и делающий обязательным страхование на дороге, вышел в Англии в 1930-м году под названием «Дорожный акт». В нём были приняты нормы, которые с тех пор (с незначительными изменениями) приняты повсеместно: например, вводилась ответственность за неосторожное вождение или вождение под воздействием алкоголя или наркотиков, ограничения скорости и так далее.

Кроме того, вводились нормы страхования ответственности: все водители и владельцы автомобилей должны были застраховаться от нанесения вреда жизни и здоровью третьим лицам на дороге. Дорожный акт в Англии обновили в 1988 году, и сейчас каждый автовладелец обязан оформить страховку в соответствии с его нормами.

За Англией последовали и остальные страны — похожий закон был принят в 1939 году в Германии.

Россия большую часть новой истории пользовалась западными образцами страховых систем. А вот в СССР страхование стало частью государственной монополии. При этом, несмотря на разветвленную страховую систему, которая делилась на обязательное и добровольное страхование и с годами расширялась, автострахование попало как раз во вторую категорию (добровольное страхование).

С тех пор прошло всего несколько десятков лет — за это время автострахование из нескольких полисов, написанных от руки, превратилось в многомиллионную высокоразвитую и частично даже технологичную индустрию. О том, как она работает сейчас, читайте в нашем журнале.

Лихач заплатит больше

Какие новые изменения ожидаются по ОСАГО в 2020-2021 годах, «Российской газете» рассказал начальник Управления надзора за деятельностью субъектов страхового рынка Главного управления Банка России по Центральному федеральному округу Кирилл Табаков.

Давайте сначала напомним о том, ради чего проводится ­реформа ОСАГО.

Кирилл Табаков: Сегодняшняя система тарифов ОСАГО является несправедливой и уравнительной. Страховая премия рассчитывается исходя из регионального коэффициента и мощности ­автомобиля. И получается, что добросовестный водитель, ­соблюдающий правила дорожного движения или редко пользующийся автомобилем, сегодня по факту платит за тех, кто лихачит и наносит урон гражданам.

Простой пример. Двадцатилетний житель Краснодарского края, не имеющий стажа вождения и управляющий недешевой машиной Volkswagen Touareg (249 л.с.), должен бы платить в среднем 26 750 рублей справедливого тарифа, но прежние правила позволяли установить цену не выше 14 232 рублей. А житель Перми 49 лет с большим стажем вождения, владелец Lada Granta (87 л.с.), должен бы платить 3242 рубля, но минимальная возможная граница установлена для такого страхователя в 5919 рублей. А по факту он платил порядка 7200 рублей — за себя и «за того парня».

Но ведь жители одного города отличаются не только возрастом и мощностью автомобиля. Кто-то лихачит, кто-то подрабатывает на своем автомобиле, а у кого-то машина стоит всю неделю в гараже и используется только по особым случаям.

Кирилл Табаков: Комплекс мер, разработанный Центральным банком и минфином, направлен на то, чтобы каждый платил за себя, а тариф был справедливым и индивидуальным для каждого водителя. В результате цена на полис для большей части водителей должна стать ниже, а лихачам придется платить больше.

Так каких изменений ожидать водителям и когда?

Кирилл Табаков: Реформа начнется в 2019 году и будет проходить в три этапа. На первом этапе предлагается изменить расчет коэффициентов бонус-малус (КБМ) и возраст-стаж, а также расширить тарифный коридор по ОСАГО. Эти изменения введены нормативным актом Банка России.

На втором этапе планируется отказаться от неэффективных коэффициентов: территориального и коэффициента мощности.

Кирилл Табаков: Страховым компаниям будет предоставлено право устанавливать индивидуальный базовый тариф для каждого водителя. Для этого необходимо менять законодательство. Законопроект уже подготовлен минфином и внесен в правительство.

На третьем этапе будет предоставлена возможность устанавливать свободный тариф. Но только после того, как Банк России оценит последствия реализации первых двух этапов.

Не получится так, что цены вырастут?

Кирилл Табаков: Некоторый рост, конечно, возможен. Но крупнейшие страховые компании уже выступили с заявлениями, что готовы автовладельцам, которые водят безаварийно, снизить стоимость полиса относительно текущих цен. Так что эта категория граждан от реформы только выиграет.

Конечно, тем, кто не соблюдает правила дорожного движения, кто постоянно попадает в ДТП либо повышает риск аварий, придется раскошелиться. Но, наверное, большинство автовладельцев с таким подходом согласятся.

Законопроект предполагает закрепить за Банком России право контроля за тарифной политикой страховщиков в сфере ОСАГО. У регулятора будет возможность ограничивать сверхприбыль страховщиков.

Многие водители жалуются на несправедливость при установлении коэффициента бонус-малус (он зависит от наличия либо отсутствия аварий у владельца авто). Кому-то его незаметно обнуляют, где-то страховщик в момент окончания договора не представляет в базу данных новое значение коэффициента и так далее.

Читайте так же:  Пенсионный взносы для адвокатов

Кирилл Табаков: Сейчас у одного водителя может быть сразу несколько коэффициентов бонус-малус, из-за этого много путаницы. После реформы коэффициент будет назначаться человеку 1 апреля и не меняться до конца марта следующего года, сколько бы договоров ОСАГО автовладелец ни заключил. 1 января будет проверена история его аварий за прошедший год, и вот тогда может быть присвоен новый коэффициент.

Для тех, у кого сегодня в системе значится два или более коэффициентов, после реформы останется один — меньший. Все сомнения толкуются в пользу водителя.

Если человек по какой-то причине год или более не был вписан ни в один полис ОСАГО, его коэффициент становится равным единице. Это выгодно страховым компаниям: если человек, например, ездил по полису без ограничения водителей (в том числе если он профессиональный шофер) или его машина долго была сломана, то все полученные им до этого бонусы «сгорают».

Но это «лазейка» и для аварийных водителей. Попав в несколько аварий и получив коэффициент 2,45, такой водитель год водит по полису без ограничения водителей, а через год у него снова коэффициент 1.

Эти злоупотребления будут прекращены с введением новой системы.

Сейчас житель небольшого поселка в Свердловской области платит за полис в среднем 3,6 тысячи рублей, а через несколько километров от него такой же водитель платит 1,98 тысячи рублей, потому что его поселок уже в Курганской области. Здесь когда ждать перемен?

Кирилл Табаков: Это, как я уже говорил, касается второго этапа реформы.

В Банке России убеждены, что страховщик сам должен смотреть: какова плотность движения в данном поселке, качество дорог и многое другое. Возможно, место жительства будет и в будущем влиять на тариф, но это будет менее формально, чем сейчас. Этот вопрос прорабатывается. Отмена территориального коэффициента произойдет, видимо, уже в 2020 году.

А когда будет отменен коэффициент мощности?

Кирилл Табаков: Здесь изменения произойдут, видимо, уже в 2021 году.

Необходимость в них есть: сейчас при мощности машины от 120 л.с. тариф вырастает на 40 процентов (более 2 тысяч рублей), а при мощности более 150 л.с. — на 60 процентов (почти 3,5 тысячи рублей). Прошли те времена, когда автомобиль с мощностью 120 л.с. считался гоночным. Согласно статистике, самые распространенные автомобили обладают мощностью от 71 до 100 л.с., а для них все еще действует повышающий тариф.

После отмены коэффициента мощности страховщики смогут увеличивать тариф не более чем на 40 процентов. При этом должна появится и возможность представления дополнительной скидки на те же 40 процентов. Пусть компании сами решают: может быть, они дополнительно учтут марку автомобиля, может быть, начнут более внимательно изучать водителей.

Банк России, со своей стороны, будет настоятельно рекомендовать им использовать такой хорошо зарекомендовавший себя во всем мире инструмент, как телематика: на машину устанавливается прибор, фиксирующий скорость разгона, резкость торможения, более сложные характеристики поведения водителя, а также длительность, частоту и периоды использования транспортного средства, то есть те факторы, которые влияют на вероятность попадания в ДТП.

Необходимо использовать и статистику ГИБДД. Если человек — злостный нарушитель ПДД, то и страховка у него должна быть дороже.

Какие еще новшества ожидают автолюбителей по ОСАГО?

Кирилл Табаков: Ряд нововведений сейчас обсуждается в Госдуме. Банк России поддерживает многие инициативы депутатов.

Например, перестать учитывать при начислении страховых выплат износ автомобиля. Все водители наверняка знают, что сегодня, попав в аварию, они получат от страховой компании только часть суммы, которая нужна для ремонта.

Пусть автомобиль был не новым, но при ремонте ведь будут ставить новые детали. А денег дают как за старые. Мы не согласны с такой ситуацией и предлагаем изменить закон. Но не стоит думать, что можно бросить свой старенький автомобиль под самосвал и идти в страховую компанию за деньгами на новую машину. При полной гибели автомобиля должна возмещаться его реальная стоимость.

К сожалению, в ДТП бывают и погибшие. Сегодня, если человека, допустим, насмерть сбила маршрутка, его близкие получают возмещение в 500 тысяч рублей. А если человек погиб, находясь внутри той же самой маршрутки, — 2 миллиона рублей. Разве это справедливо?

Кирилл Табаков: Согласен, справедливым было бы выравнивание страховых сумм, которые получают наследники погибшего, во всех видах обязательного страхования. Этот вопрос прорабатывается.

Сейчас человек, сидя дома, может сам определить, сколько примерно стоит его полис ОСАГО. Достаточно посмотреть Указание Банка России и перемножить коэффициенты. Но после всех нововведений это будет невозможно. Ведь каждый страховщик будет оценивать водителя по-разному. И цена полиса будет разная. Как быть?

Кирилл Табаков: Согласен, очень важно наличие информации для водителя и понятность этой информации.

Мы хотим обязать страховщиков в обязательном порядке размещать на своих сайтах калькуляторы. Точно так же, сидя у себя дома, или с мобильного телефона человек сможет зайти на сайты страховых компаний и выяснить цену своего полиса.

Многие предпочитают оформлять ОСАГО через страховых агентов, которые часто предлагают полисы сразу нескольких компаний и стараются навязать клиенту ту, от которой получат большую комиссию.

Когда при определении цены ОСАГО нужно будет собирать много информации о водителе, у агентов появится еще один соблазн — обманывать водителя насчет цены полиса или страховой компании давать неверные сведения о водителе.

Мы планируем установить минимальный уровень знаний, которыми должен обладать агент, и в обязательном порядке вносить утвержденных агентов в единый реестр Банка России. Помимо отсева некомпетентных и недобросовестных агентов это нужно еще для одной цели: водитель должен иметь возможность зайти на сайт Банка России и узнать, кто перед ним — настоящий агент или мошенник.

Пенсионерам скидка на ОСАГО

Уже 9 января страховщики будут рассчитывать стоимость полисов ОСАГО по новым тарифам и с новыми коэффициентами. Впервые появятся коэффициенты по возрасту и стажу водителя, которые предусматривают скидку для автовладельцев. Но они будут актуальны только для людей в возрасте. Так, первое снижение стоимости предусмотрено для водителей возрастом более 30 лет и со стажем управления более 9 лет. Коэффициент возраст-стаж для них будет равен 0,96. То есть скидка составит 4 процента. Для тех, чей возраст более 35 лет, скидка появится уже при стаже управления шесть лет. Правда, в размере одного процента. Самая большая скидка ожидает автовладельцев в возрасте старше 59 лет, но со стажем управления от 6 лет. Для них скидка составит семь процентов. Надо сказать, что до сих пор количества значений коэффициента было всего пять. Причем минимальное значение было «1». То есть скидок никому не было. Теперь этих значений 58. Правда, помимо скидок они предусматривают и повышающие значения для наиболее опасных водителей. А именно для молодых и неопытных. Впрочем, страховщики и Центробанк пророчат, что для 80 процентов водителей стоимость страховки не увеличится, а для многих из них даже уменьшится. И только для 20 процентов самых рискованных водителей она вырастет.

Также расширится тарифный коридор, в пределах которого страховщик назначает стоимость полиса. Он расширится на 20 процентов вниз и вверх. Диапазон составит от 2746 до 4942 рублей. До сих пор он составлял 3432-4118 рублей. У страховщиков появится свобода назначать базовый тариф как выше, так и ниже текущего — в зависимости от ситуации в конкретном регионе. Но тот или иной тариф страховая компания будет назначать самостоятельно. Причем не для конкретного автовладельца, а для всего региона в целом, в котором она работает. Это позволит страховщикам назначать тарифы в зависимости от убыточности того или иного региона. Есть регионы, в которых убытки и частота страховых случаев ниже средних по России. Это так называемые зеленые регионы. В них стоимость страховки снизится. Есть регионы, где эти показания находятся на грани. И как там изменятся тарифы, будет зависеть только от политики страховщика. Есть красные регионы. В них выплаты и частота страховых случаев превышает среднестатистические данные по России. Понятно, что в этих регионах стоимость полисов вырастет. Но автовладельцы, независимо от их безубыточности для страховых компаний, останутся пока заложниками тарифной политики в регионах. Полностью либерализировать тарифы позволят только поправки в закон об ОСАГО. Но это произойдет еще не скоро. Также указание Центробанка упорядочивает присвоение коэффициента бонус-малус, который присваивается за количество убытков страховой компании. Если водитель не совершал аварий, то этот коэффициент сокращается с каждым годом на пять процентов. Если он виновен в ДТП, то коэффициент повышается сразу на несколько позиций. Однако до сих пор у водителя могло быть несколько таких коэффициентов. Например, у него есть свой автомобиль, а также он вписан в несколько полисов на автомобили, которые принадлежат другим собственникам. Теперь у каждого автовладельца будет только один коэффициент бонус-малус, который будет присваиваться раз в год. Если у водителя несколько коэффициентов, то ему присвоят минимальный.

8 января вступили в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которые дают право автовладельцам продлевать срок уплаты штрафа со скидкой, если «письмо счастья» было получено по истечении срока такой оплаты. Напомним, что оплатить штраф с дисконтом можно в течение 20 дней с момента вынесения постановления. Но не всегда письма с копией постановления о штрафе поступают к автовладельцам вовремя. Это стало поводом для разбирательства в Конституционном суде. Суд постановил, что у автовладельца должно быть право на восстановление срока уплаты с дисконтом. В связи с этим МВД и внесло изменения в законодательство.