Статья 15. Собственность в сфере культуры. 1. Культурные ценности, здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование и другое имущество (далее — имущество культурного назначения) на территории Московской области может находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной и частной собственности.

2. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество культурного назначения, владения, пользования и распоряжения им на территории Московской области устанавливаются в соответствии с федеральными законами.
3. Распоряжение и управление государственной собственностью Московской области в сфере культуры осуществляется органами исполнительной государственной власти Московской области в соответствии с действующим законодательством.
4. Имущество культурного назначения, находящееся в государственной собственности Московской области, может быть передано:
— государственному унитарному предприятию культуры Московской области на праве хозяйственного ведения;
— государственному учреждению культуры Московской области на праве оперативного управления;
— иным коммерческим и некоммерческим организациям культуры на основе соответствующего договора;
— на баланс областного органа управления культуры;
— в ведение органов местного самоуправления при передаче органам местного самоуправления отдельных полномочий органов исполнительной государственной власти Московской области в сфере культуры в порядке, устанавливаемом законом Московской области.
5. При передаче имущества культурного назначения, находящегося в государственной собственности Московской области, перечень этого имущества является неотъемлемой частью учредительных документов организации культуры или соответствующего договора.
6. Объекты социально — культурного назначения, находящиеся в государственной собственности Московской области, могут передаваться творческим союзам, ассоциациям, а также их организациям в бессрочное и безвозмездное пользование на основании соответствующих договоров.
7. Контроль за сохранением и надлежащим использованием имущества культурного назначения, находящегося в государственной собственности Московской области, осуществляется в соответствии с действующим законодательством и соответствующим договором.
8. Требования к содержанию и порядку заключения договоров, предметом которых является имущество культурного назначения, находящееся в государственной собственности Московской области, устанавливаются Правительством Московской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Законом.
9. Договор, предметом которого является имущество культурного назначения, находящееся в государственной собственности Московской области, в обязательном порядке должен содержать следующие условия по отношению к имуществу культурного назначения:
— обеспечение доступа с целью ознакомления граждан;
— обеспечение сохранности;
— участие сторон в издержках по его содержанию и сохранению;
— расторжение договора;
— срок действия договора.

Собственность в области культуры

Отношения собственности формируются под влиянием господствующих экономических отношений и социально-экономических условий жизни. Это общая теоретическая предпосылка определенным образом модифицируется в сфере культуры, которая является, во-первых, сферой общественного сознания и, во-вторых, совокупностью отраслей, учреждений, организаций, видов деятельности, хозяйствующих субъектов и т.д. Кроме того, в сфере культуры имеется большой объем невещественных факторов и результатов производства, что определяет существования особого рода неимущественных отношений собственности, нехарактерных для большинства отраслей хозяйства.

Собственность на результаты культурной деятельности принадлежит создателю, по крайней мере, там, где действует авторское право, режим ее реализации может быть отличным от господствующего права собственности, сложившегося в обществе.

Рыночные отношения в России обусловили появления разнообразных форм собственности в сфере культуры, формирование которых происходит под влиянием как экономических, так и неэкономических факторов. Среди них наиболее важными представляются следующие:

а) отношение общества к сфере культуры, которое может выступать в форме государственной культурной политики;

б) необходимость развития культуры отдельных народностей, наций, определяющей их самобытность и самостоятельность в многонациональной стране;

в) претензии различных классов, групп населения, религиозных, общественных организаций и движений, политических партий (филателия, нумизматика, хоровое пение и т.д.), а также отдельных граждан (по отношению к объектам культуры и их результатам);

г) проявление права собственности на объекты культуры со стороны федеральных, региональных (субъектов Федерации) и местных (муниципальных) органов власти;

д) интерес со стороны коммерческих структур и капитала вообще к культуре как к сфере бизнеса.

Выделенные пласты интересов, выступающих персонифицировано или анонимно, являются абстрактными, которые в реальной действительности переплетены, дополняют друг друга, вступают во взаимные противоречия.

Такая классификация позволяет также судить об определенном сочетании как экономических интересов, связанных с определенной выгодой, так и неэкономических.

Особенностью сферы культуры является расхождение (несовпадение) формальных и реальных отношений собственности. Последние могут быть скрыты под личиной различного рода пожертвований, общественных акций и выступать в виде одной, обозначенной в уставе форме собственности. Хотя реальная собственность временно или постоянно переходит к указанным участникам культурных процессов. Реальное отношение собственности на культурные ценности могут маскироваться под другие организационно-правовые формы, которые трудно опознать и выявить, либо вообще находиться вне сферы легальных экономических отношений (теневая экономика).

Изменения реальных отношений собственности в сфере культуры в России происходили в дореформенный период под флагом поиска наиболее эффективных форм хозяйствования, расширяющих границы самостоятельности предприятий, усиливающих их хозрасчетную самостоятельность, поощряющих появление новых организационно-экономических форм культурного обслуживания населения.

Формальным импульсом преобразований собственности стало принятие ряда общественных законов («О собственности в СССР», «О предприятиях и предпринимательской деятельности», «О собственности в РСФСР»), которые легализовали наряду с государственной (федеральной, субъектов Федерации, муниципальной) собственностью собственность общественных организаций, юридических и физических лиц, в том числе иностранного происхождения, а также смешанные формы собственности. В этот период принимаются законы, имеющие непосредственное отношение к сфере культуры: «Об авторском праве и смежных правах», регулирующий отношения по созданию и использованию изображений, открытий, произведений науки, литературы и других объектов интеллектуальной собственности, Закон «Основы законодательства Российской Федерации о культуре, а также законы «О средствах массовой информации, «О государственной тайне», «Об экономической поддержке районных (муниципальных) газет», «О государственной поддержке российской кинематографии», законы по телерадиовещанию.

Перечисленные законодательные акты и другие информативные документы регулируют формирование отношений собственности, исходя из общественной значимости культурных ценностей и степени их участия в обеспечении определенных государственных культурных стандартов потребления, а также возможности коммерческой эксплуатации.

В связи с этим в сфере культуры следует выделить несколько групп культурных ценностей.

Первая группа культурных ценностей, воплощающихся в произведениях культуры и искусства, художественных промыслах и ремеслах, фольклоре, нравственных и эстетических нормах и образцах поведения, языках, диалектах, национальных традициях и т.д., представляет творческий потенциал общества и его культурное наследие. Эти культурные ценности могут быть воплощены в материальном носителе или существовать вне его. Они представляют общественное, национальное или мировое культурное наследие и, строго говоря, находятся вне отношений собственности, представляют особую собственность, обеспечивая доступ к ним каждого гражданина как его неотъемлемого права. Именно поэтому государство обязано заботиться о сохранении и использовании такого рода культурных ценностей и в той степени, в какой возможно, — взять под государственную опеку.

Вторая группа культурных ценностей, предпочтительно тяготеющих к государственным и общественным формам собственности, образует те из них, которые обеспечивают удовлетворение гарантированных норм потребления услуг культуры, состав и структура которых может колебаться вследствие изменений экономического потенциала государства. Эти услуги, как правило, имеют коллективный характер потребления (при индивидуальном восприятии) и не могут быть полностью или частично предоставляться на платной основе в силу незначительного платежеспособного спроса на них со стороны населения.

Третью группу составляют культурные ценности и создающие их организации, которые, во-первых, оказывают культурные услуги, выходящие за рамки гарантированных культурных стандартов, во-вторых, могут быть разделены и предоставлены исключительно для индивидуального потребления за плату. Эти организации потенциально становятся объектами негосударственной собственности, они способны безубыточно работать и поэтому имеют определенную коммерческую привлекательность.

Наконец, четвертая группа культурных ценностей привлекательна для отдельных общественных, политических или иных образований граждан, мотивы которых лежат вне экономики. Такие организации (учреждения культуры, средства массовой информации, экранные средства и т.д.) используют для достижения корпоративных целей: проведение предвыборных кампаний, формирование в определенном направлении массового сознания и типа поведения граждан. Сюда же относятся культурные образования групп граждан, организующих проведение совместного досуга. Эти организации являются объектами общественной либо частной (акционерной, паевой, долевой) собственности.

Такие же мотивы (влияние на общественное сознание граждан) вынуждают государство иметь в своей собственности определенные организации культуры, например электронные и печатные средства массовой информации. Следует также учитывать наличие собственности граждан на материальные объекты культуры (коллекции, картины), собственность создателя на произведение культуры или его наследника Объекты таких культурных ценностей могут быть значительны, и по своему значению превышать материальные культурные ценности. Особенностью интеллектуальной собственности является то, что с развитием техники воспроизведения и репродукции право на нее делится на имущественную и неимущественную составляющие. Это обусловливает введение особого режима контроля за воспроизведением и репродукцией принадлежащих создателю или его наследникам литературных или аудиовизуальных произведений, что порождает множество правовых коллизий, связанных с нарушением права собственности.

Существует одна собственность интеллектуального продукта, на который в связи с истечением сроков по действующему авторскому законодательству утрачена собственность граждан. В этом случае он становится общественным достоянием, однако, фактическим собственником может стать владелец исходных материалов, материального носителя этих культурных ценностей. Современная хозяйственная практика изобилует примерами возникновения такого рода имущественных отношений на интеллектуальный продукт (старые кинофильмы, программы телепередач, музыкальные записи и т.д.).

Если проанализировать результаты культурной деятельности организаций только с двух позиций: их социальной значимости и коммерческой привлекательности, то современная структура собственности в сфере культуры будет следующей.

Первую группу составят организации государственной (федеральной, субъектов Федерации, муниципальной) и ведомственной собственности, к которым относятся библиотеки, клубные учреждения, музеи, театрально-зрелищные предприятия, цирки, объекты культурно наследия (памятники архитектуры, архивы и т.д.), также средства массовой информации, проводящие политику государства.

Вторую группу образуют организации и виды культурной деятельности, которые отражают идеологию определенных групп, партий, религиозных и иных объединений граждан, ассоциаций и т.п., а также являются их собственностью.

Читайте так же:  Ип усн налог на недвижимость

В третью группу войдут организации культуры и виды культурной деятельности — коммерчески привлекательные. Они составят частную, а иногда и смешанную формы собственности. В зависимости от конкретной ситуации к ним будут относиться центры досуга, галереи, издательская деятельность, книгопечатание, средства массовой информации, аудиовизуальная сфера и некоторые другие.

Впрочем, такая классификация не является универсальной. Соотношение форм собственности в сфере культуры разных стран характеризуется преимущественно частными видами (США, Англия), взвешенной структурой собственности в Европе и преобладанием государственной собственности в странах, тяготеющих к нерыночным формам хозяйствования.

Дореволюционная Россия была примером сочетания разнообразных по формам собственности организаций культуры. К некоммерческим учреждениям культуры относились государственные (казенные), в том числе императорские театры, городские и земские культурные учреждения. Источниками их финансирования являлись бюджетные средства, поступления от населения и пожертвования. Другую группу составляли частные учреждения культуры, финансируемые за счет сборов, пожертвований, средств учредителей, паевых взносов и т.д. К ним относились частные театры, цирки, антрепризы, кинофабрики и кинотеатры, товарищества актеров, существовавшие либо на паевых, либо артельных взносах, а также общества, организующие культурные мероприятия на коммерческой основе.

Главными направлениями формирования отношений собственности в сфере культуры и искусства в современной России являются:

приватизация государственной собственности;

создание новых предприятий, в том числе путем выделения либо путем слияния нескольких существующих организаций;

образование организаций культуры, видов культурной деятельности в рамках других юридических лиц (коммерческие предприятия, общественные образования).

Приватизация государственной собственности как основной способ возникновения частной собственности в современной России сферы культуры и искусства коснулась незначительно; приватизация как способ повышения разнообразия культурного обслуживания, обогащения культуры за счет привлечения творчески одаренных граждан, интеллектуальных, а также материальных ресурсов не получила в этой сфере широкого распространения из-за ряда обстоятельств:

во-первых, это связано с действующими в стране ограничениями в отношении приватизации объектов культуры (памятников, объектов культурного наследия и национальных объектов культуры)

во-вторых, более поздним законодательным оформлением возможности приватизации объектов культуры и искусства, которое было осуществлено лишь в 1994-1995 годах. Исключением было только Положение о приватизации объектов социально-культурного назначения, принадлежащих приватизируемым промышленным предприятиям. Но так как этим Положением были предусмотрены возможность отказа приватизируемых предприятий от объектов социально-культурного назначения и их передача органам государственной власти, то большинство предприятий, не обременяя себя расходами на содержание указанных объектов, передало их в собственность муниципалитетов либо образовало совместную с ними собственность.

Приватизация государственных организаций культуры и искусства регулировалась первоначально «Основами законодательства Российской Федерации о культуре», которые предполагали следующие условия и ограничения:

не подлежат приватизации особо ценные объекты культурного наследия, культурные ценности, хранящиеся в фондах государственных и муниципальных архивов и библиотек, картинных галерей, в ассортиментных кабинетах предприятий художественной промышленности и традиционных народных промыслов, включая помещения и здания;

приватизация других объектов культуры допускалась при условии сохранения культурной деятельности в качестве ее основного вида, сохранение профильных услуг, организации обслуживания льготных категорий населения, обеспечения сложившегося числа рабочих мест и социальных гарантий работников. При этом предполагалось осуществить передачу объектов культуры как в коммерческое (частным предприятиям), так и некоммерческое (общественным организациям) использование.

Именно последние объекты и были приватизированы частным капиталом. Среди таких организаций и видов собственности находятся издательская деятельность, печатные и электронные средства массовой информации, радиовещание, культурно — досуговые центры, галереи и некоторые другие. Некоммерческие формы приватизации общественными организациями не получили заметного распространения в силу недостаточности финансовых возможностей последних, а также неразвитости в России системы общественной поддержки (меценатства, благотворительности, пожертвований), необходимой для существования самих общественных организаций.

Приватизация объектов кинематографии, разрешенная Федеральным законом от 1995 года «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» и Постановлением правительства России «О мерах по сохранению и развитию проката отечественных фильмов», теоретически может происходить по традиционным схемам с рядом ограничений, касающихся организаций, специализирующихся на показе фильмов для детей, организаций кинематографии, осуществляющих показ фильмов и являющихся единственной организацией в данном населенном пункте и некоторых других. Предусматривается также, что организации кинематографии федеральной собственности могут быть приватизированы по решению правительства путем преобразования их в акционерные общества закрытого или открытого типа при закреплении в федеральной собственности на четыре года 25,5% обыкновенных акций.

Однако приватизация рассматриваемых объектов культуры не получила заметного развития из-за низкой коммерческой привлекательности большинства культурно-просветительных учреждений, организаций исполнительного искусства (театров, концертных организаций, цирков), кинематографии, рискованного характера бизнеса в этих сферах, а также отрицательного отношения творческих работников и руководителей органов культуры, полагающих, что приватизация данных объектов приведет к использованию государственного имущества не для целей развития культуры, а к ухудшению материального положения работников культуры и потере рабочих мест. Поэтому в настоящее время большая часть организаций культуры находится в государственной (федеральной и муниципальной) собственности, а также в собственности ведомств и государственных предприятий.

Структура государственных учреждений по формам собственности

Отношения собственности в сфере культуры

Место и функции культуры в обществе. Состав материальной и духовной культуры. Формы собственности в культуре и их сущность. Группы культурных ценностей. Основные способы приобретения собственности в сфере культуры. Приватизация объектов культуры.

Рубрика Экономика и экономическая теория
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 17.02.2019
Размер файла 23,3 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Право собственности в сфере культуры — есть установленный Гражданским кодексом список объектов гражданских прав, имеется основания покупки права принадлежности, имеется критерии установления оборотоспособности объектов гражданского права, потому введение доп. права принадлежности не является обоснованным.

Совместно с тем неувязка функций культуры принадлежности в процессе развития системы экономических отношений современного сообщества остается мало разработанной в большинстве собственных немаловажных качеств. Это событие определило мишень и задачки предоставленного исследования

Теоретическая значимость изучения определяется методологической и теоретической направленностью работы и содержится в том, что приобретенные расположения и выводы развивают и дополняют разряд немаловажных качеств теории принадлежности, теории экономической культуры.

Дела принадлежности создаются под воздействием главенствующих экономических отношений и социально-экономических критерий жизни. Это общественная теоретическая предпосылка определенным образом трансформируется в сфере культуры, которая является, во-1-х, сферой публичного сознания и, во-2-х, совокупной отраслей, учреждений, организаций, видов деловитости, хозяйствующих субъектов и т. д. Не считая такого, в сфере культуры имеется большущий размер невещественных причин и итогов изготовления, что описывает существования особенного рода неимущественных отношений принадлежности, несвойственных для большинства отраслей хозяйства.

культура собственность приобретение приватизация

1. МЕСТО И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ В ОБЩЕСТВЕ

Культура в целом и неважно, какая конкретная региональная, историческая выкройка культуры представляет собой трудное явление, которое может существовать осмотрено в 2-ух важных качествах: статическом и динамическом.

Культурная статика подразумевает исследование распространения культуры в пространстве, её структуру, морфологию и типологию. Это одновременный подъезд к исследованию культуры.

В рамках культурной статики культуру нужно систематизировать на основании её структуры: материальная, духовная, художественная и телесная цивилизация.

Состав материальной культуры:

— цивилизация труда(техника и орудия труда, источники энергии, производственные сооружения, системы коммуникаций и энергетическая инфраструктура);

-культура обыденности — материальная сторона человечного быта(одежка, мебель, утварь, бытовая техника, коммунальное хозяйство, еда);

-культура топоса либо места поселения (тип жилья, конструкция и индивидуальности населенных пт).

Духовная цивилизация базирована на оптимальном, творческом типе деловитости, выражается в субъективной форме, удовлетворяет вторичные потребности человека.

Состав духовной культуры:

— моральная цивилизация(этика как абстрактное понимание нравственности, нравственность как публичное её представление, мораль как личностная норма);

— политическая цивилизация(обычный общественно-политический режим, идеология, нормы взаимодействия субъектов политики);

— интеллектуальная цивилизация(философия, деяния, дисциплина).

Следует направить интерес, что к мнению «духовная культура» относятся и материальные объекты, включающие в себя мир духовной культуры: библиотеки, музеи, театры, кинозалы, концертные залы, учебные заведения, суды и пр.

Сообразно понятию неких культурологов, есть виды культуры, какие нереально несомненно отнести лишь к материальной либо духовной области. Они представляют собой «вертикальное сечение» культуры, пронизывающее всю её систему. Это такие виды культуры, как финансовая, природная, эстетическая и др. Наиболее такого, материальная и духовная цивилизация фактически постоянно находятся сразу в конкретном объекте культуры и приписывание его к той либо другой стороне зависит от процентного содержания материального и духовного. Это относится к художественной и физиологической культуре [8, 156c].

Цивилизация в целом и неважно какая конкретная региональная, историческая выкройка культуры представляет собой трудное явление, которое может существовать осмотрено в 2-ух важных качествах: статическом и динамическом.

В рамках культурной статики культуру нужно систематизировать на основании её структуры: материальная, духовная, художественная и телесная цивилизация [6, 134c].

Материальная цивилизация базирована на оптимальном, репродуктивном типе деловитости, выражается в объективно-предметной форме, удовлетворяет первичной потребности человека.

— цивилизация труда (техника и орудия труда, источники энергии, производственные сооружения, системы коммуникаций и энергетическая инфраструктура);

— цивилизация обыденности — материальная сторона человечного быта(одежка, мебель, утварь, бытовая техника, коммунальное хозяйство, еда);

— цивилизация топоса либо места поселения(тип жилья, конструкция и индивидуальности населенных пт)

— религиозная цивилизация(систематизированные верующие учения, традиционные конфессии и деноминации, инновационные культы и учения, этнографическая религиозность);

— правовая цивилизация(разбирательство, законодательство, исправная система, законопослушание);

— педагогическая цивилизация(идеалы и практика образования и обучения);

Сообразно понятию неких культурологов, есть виды культуры, какие нереально несомненно отнести лишь к материальной либо духовной области. Они представляют собой «вертикальное сечение» культуры, пронизывающее всю её систему. Это такие виды культуры, как финансовая, природная, эстетическая и др. Наиболее такого, материальная и духовная цивилизация фактически постоянно находятся сразу в конкретном объекте культуры и приписывание его к той либо другой стороне зависит от процентного содержания материального и духовного. Это относится к художественной и физиологической культуре.

Читайте так же:  Цивильный договор это

2. СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ В КУЛЬТУРЕ

Собственность на итоги культурной деловитости принадлежит создателю, сообразно последней мерке, вслед за тем, в каком месте действует авторское преимущество, режим её реализации может существовать хорошим от главенствующего права принадлежности, сложившегося в сообществе.

Рыночные дела обусловили появления различных форм принадлежности в сфере культуры, создание которых проистекает под воздействием как экономических, этак и неэкономических причин. Посреди их более необходимыми представляются последующие:

а) известие сообщества к сфере культуры, которое может ходить в форме госкультурной политики;

в) претензии разных классов, групп народонаселения, религиозных, публичных организаций и движений, политических партий (филателия, нумизматика, хоровое коленце и т. д.), а еще отдельных людей (сообразно отношению к объектам культуры и их результатам);

г) изображение права принадлежности на объекты культуры со стороны федеральных, региональных(субъектов Федерации)и местных(городских)органов власти;

д) энтузиазм со стороны коммерческих структур и денежных средств в общем к культуре как к сфере коммерции.

Выделенные пласты интересов, выступающих персонифицировано либо неизвестно, являются отвлеченными, какие в настоящей реальности переплетены, дополняют друг друга, вступают во обоюдные противоречия.

Таковая классифицирование дозволяет еще осуждать об определенном сочетании как экономических интересов, связанных с определенной выгодой, этак и неэкономических [6, 145c].

Индивидуальностью сферы культуры является несоответствие (несовпадение)формальных и настоящих отношений принадлежности. Крайние имеют все шансы существовать, укрыты под личиной разного рода пожертвований, публичных акций и ходить в облике одной, обозначенной в уставе форме принадлежности. Желая настоящая собственность пока суд да дело либо непрерывно переходит к указанным соучастникам культурных действий. Настоящее известие принадлежности на культурные ценности имеют все шансы притворяться под остальные организационно-правовые формы, какие тяжело идентифицировать и обнаружить, или в общем находиться за пределами сферы легальных экономических отношений (теневая экономика).

Первую группу составят организации государственной (федеральной, субъектов Федерации, городской)и ведомственной принадлежности, к которым относятся библиотеки, клубные учреждения, музеи, театрально-зрелищные компании, цирки, объекты цивилизованно наследия(монументы архитектуры, архивы и т. д. ), еще средства массовой инфы, проводящие политику страны.

Вторую группу образуют организации и виды культурной деловитости, какие отображают идеологию определенных групп, партий, религиозных и других соединений людей, ассоциаций и т. п., а еще являются их собственностью.

В третью группу войдут организации культуры и виды культурной деловитости — коммерчески симпатичные. Они составят личную, а время от времени и смешанную формы принадлежности. В зависимости от конкретной ситуации к ним будут относиться центры досуга, галереи, издательская деятельность, книгопечатание, средства массовой информации, аудиовизуальная сфера и некоторые другие.

3. СОБСТВЕННОСТЬ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

Отношения собственности формируются под влиянием господствующих экономических отношений и социально-экономических условий жизни. Это общественная теоретическая предпосылка определенным образом трансформируется в сфере культуры, которая является, во-1-х, сферой публичного сознания и, во-2-х, совокупной отраслей, учреждений, организаций, видов деловитости, хозяйствующих субъектов и т. д. Не считая такого, в сфере культуры имеется большущий размер невещественных причин и итогов изготовления, что описывает существования особенного рода неимущественных отношений принадлежности, несвойственных для большинства отраслей хозяйства.

Собственность на итоги культурной деловитости принадлежит создателю, сообразно последней мерке, вслед за тем, в каком месте действует авторское преимущество, режим её реализации может существовать хорошим от главенствующего права принадлежности, сложившегося в обществе[11, 157c].

а) известие сообщества к сфере культуры, которое может ходить в форме гос культурной политики;

б) надобность развития культуры отдельных наций, наций, определяющей их оригинальность и независимость в многонациональной стране;

в) претензии разных классов, групп народонаселения, религиозных, публичных организаций и движений, политических партий(филателия, нумизматика, хоровое коленце и т. д. ), а еще отдельных людей(сообразно отношению к объектам культуры и их результатам);

г) изображение права принадлежности на объекты культуры со стороны федеральных, региональных (субъектов Федерации)и местных(городских)органов власти;

Выделенные пласты интересов, выступающих персонифицировано либо неизвестно, являются отвлеченными, какие в настоящей реальности переплетены, дополняют друг друга, вступают в обоюдные противоречия.

Таковая классифицирование дозволяет еще осуждать об определенном сочетании как экономических интересов, связанных с определенной выгодой, этак и неэкономических.

Индивидуальностью сферы культуры является несоответствие(несовпадение)формальных и настоящих отношений принадлежности. Крайние имеют все шансы существовать и укрыты под личиной разного рода пожертвований, публичных акций и ходить в облике одной, обозначенной в уставе форме принадлежности. Желая настоящая собственность пока суд да дело либо непрерывно переходит к указанным соучастникам культурных действий. Настоящее известие принадлежности на культурные ценности имеют все шансы притворяться под остальные организационно-правовые формы, какие тяжело идентифицировать и обнаружить, или общем находиться за пределами сферы легальных экономических отношений (теневая экономика).

Конфигурации настоящих отношений принадлежности в сфере культуры происходили в дореформенный период под флагом розыска более действенных форм хозяйствования, расширяющих рубежа самостоятельности компаний, усиливающих их хозрасчетную независимость, поощряющих возникновение новейших организационно-экономических форм культурного сервиса народонаселения.

Формальным импульсом преображений принадлежности стало принятие ряда публичных законов («О принадлежности в СССР», «О предприятиях и предпринимательской деятельности», «О принадлежности в РСФСР»), какие легализовали наравне с гос (федеральной, субъектов Федерации, городской)собственностью собственность публичных организаций, юридических и телесных лиц, в том числе иноземного происхождения, а еще смешанные формы принадлежности. В этот период принимаются законы, имеющие конкретное известие к сфере культуры: «Об авторском льготе и смежных правах», стабилизирующий дела сообразно творению и применению изображений, открытий, творений науки, литературы и остальных объектов интеллектуальной принадлежности, Закон «Базы законодательства Республики Беларусь о культуре, а еще законы «О средствах массовой инфы, «О гостайне», «Об экономической помощи районных(городских)газет», «О госпомощи кинематографии», законы сообразно телерадиовещанию[9, 156c].

Приведенные законодательные акты и остальные информативные бумаги регулируют создание отношений принадлежности, исходя из публичной значительности культурных ценностей и ступени их роли в обеспечении определенных муниципальных культурных стандартов употребления, а еще способности коммерческой эксплуатации.

В связи с этим, в сфере культуры следует отметить некоторое количество групп культурных ценностей.

1-ая группа культурных ценностей, воплощающихся в творениях культуры и художества, художественных промыслах и ремеслах, фольклоре, высоконравственных и эстетических нормах и образчиках поведения, языках, диалектах, государственных традициях и т. д., представляет созидательный потенциал сообщества и его культурное наследие. Эти культурные ценности имеют все шансы существовать воплощены в материальном носителе либо быть за пределами его. Они представляют публичное, национальное либо мировое культурное наследие и, взыскательно разговаривая, находятся за пределами отношений принадлежности, представляют необыкновенную собственность, обеспечивая доступ к ним всякого гражданина как его неотъемлемого права. Конкретно потому правительство должно хлопотать о сохранении и применении такового рода культурных ценностей и в той ступени, в какой-никакой может быть, — брать под муниципальную опеку.

2-ая группа культурных ценностей, преимущественно тяготеющих к муниципальным и публичным формам принадлежности, сформирует те из их, какие обеспечивают ублажение обещанных норм употребления услуг культуры, состав и конструкция которых может сомневаться вследствие конфигураций экономического потенциала страны. Эти сервисы, как верховодило, имеют корпоративный нрав употребления (при личном восприятии) и не этим имеют все шансы существовать вполне либо отчасти предоставляться на платной базе в силу незначимого платежеспособного спроса на их со стороны народонаселения.

Третью группу сочиняют культурные ценности и формирующие их организации, какие, во-1-х, оказывают культурные сервисы, выходящие за рамки обещанных культурных стандартов, во-2-х, имеют все шансы существовать разделены и даны только для личного употребления за плату. Эти организации потенциально стают объектами негосударственной принадлежности, они способны прочно действовать и потому имеют определенную коммерческую притягательность.

В конце концов, 4-ая группа культурных ценностей привлекательна для отдельных публичных, политических либо других образований людей, мотивы которых лежат за пределами экономики. Такие организации (учреждения культуры, средства массовой инфы, экранные средства и т. д.) употребляют для заслуги корпоративных целей: прочерчивание предвыборных кампаний, создание в определенном направленности массового сознания и типа поведения людей. Сюда же относятся культурные образования групп людей, организующих прочерчивание совокупного досуга. Эти организации являются объектами публичной или личной (акционерной, паевой, лобулярный) принадлежности.

Такие же мотивы (воздействие на публичное рассудок людей) принуждают правительство обладать в собственной принадлежности определенные организации культуры, к примеру, электрические и печатные средства массовой инфы. Следует еще учесть присутствие принадлежности людей на материальные объекты культуры (коллекции, картины), собственность творца на творение культуры либо его преемника Объекты таковых культурных ценностей имеют все шансы существовать важны, и сообразно собственному значению превосходить материальные культурные ценности. Индивидуальностью интеллектуальной принадлежности является то, что с развитием техники воссоздания и репродукции преимущество на нее распределяется на имущественную и неимущественную элементы. Это объясняет вступление особенного режима контроля за воссозданием и репродукцией принадлежащих создателю либо его преемникам литературных либо аудиовизуальных творений, что порождает очень много правовых коллизий, связанных с нарушением права принадлежности [8, 194c].

Есть одна собственность интеллектуального продукта, на который в связи с истечением сроков сообразно деятельному авторскому законодательству утрачена собственность людей. В этом случае он делается публичным имуществом, но, фактическим владельцем может начинать обладатель исходных материалов, материального носителя данных культурных ценностей. Инновационная домовитая практика изобилует образцами происхождения такового рода имущественных отношений на умственный продукт (старенькие кинофильмы, программки телепередач, музыкальные записи и т. д.).

Если проверить итоги культурной деловитости организаций лишь с 2-ух позиций: их общественной значительности и коммерческой привлекательности, то инновационная конструкция принадлежности в сфере культуры станет последующей.

Читайте так же:  Истра адасько нотариус

Первую группу составят организации гос. (федеральной, субъектов Федерации, городской)и ведомственной принадлежности, к которым относятся библиотеки, клубные учреждения, музеи, театрально-зрелищные компании, цирки, объекты цивилизованно наследия(монументы архитектуры, архивы и т. д. ), еще средства массовой инфы, проводящие политику страны.

В третью группу войдут организации культуры и виды культурной деловитости — коммерчески симпатичные. Они составят личную, а время от времени и смешанную формы принадлежности. В зависимости от конкретной ситуации к ним будут касаться центры досуга, галереи, издательская активность, книгопечатание, средства массовой инфы, аудиовизуальная сфера и некие остальные.

В общем, таковая классифицирование не является всепригодной. Соответствие форм принадлежности в сфере культуры различных государств характеризуется в большей степени личными обликами(США, Великобритания), взвешенной структурой принадлежности в Европе и господством госпринадлежности в странах, тяготеющих к нерыночным формам хозяйствования.

Источниками их финансирования являлись экономные средства, поступления от народонаселения и пожертвования. Иную группу сочиняли личные учреждения культуры, финансируемые за счет сборов, пожертвований, средств учредителей, паевых взносов и т. д. К ним относились личные театры, цирки, антрепризы, кинофабрики и кинозалы, товарищества артистов, бывшие или на паевых, или артельных взносах, а еще сообщества, организующие культурные мероприятия на коммерческой базе.

Ключевыми направленностями формирования отношений принадлежности в сфере культуры и художества в современной РФ являются:

— создание новейших компаний, в том числе методом выделения или методом слияния нескольких имеющихся организаций;

— образование организаций культуры, видов культурной деловитости в рамках остальных юридических лиц(коммерческие компании, публичные образования).

Приватизация госпринадлежности как главный метод происхождения личной принадлежности сферы культуры и художества, тронула некординально; приватизация как метод повышения контраста культурного сервиса, обогащения культуры за счет привлечения творчески одаренных людей, интеллектуальных, а еще материальных ресурсов не получила в данной сфере широкого распространения в следствии ряда событий:

— во-первых, это соединено с действующими в стране ограничениями в отношении приватизации объектов культуры (памятников, объектов культурного наследия и государственных объектов культуры)

— во-вторых, наиболее поздним законодательным оформлением способности приватизации объектов культуры и художества, которое было осуществлено только в 1994-1995 годах. Исключением было лишь Состояние о приватизации объектов социально-культурного назначения, принадлежащих приватизируемым фабричным компаниям. Однако этак как сиим Расположением были предусмотрены вероятность отказа приватизируемых компаний от объектов социально-культурного назначения и их передача органам госвласти, то большая часть компаний, не отягощая себя расходами на оглавление указанных объектов, передало их в собственность муниципалитетов или образовало общую с ними собственность.

Приватизация муниципальных организаций культуры и художества регулировалась сначала «Основами законодательства Русской Федерации о культуре», какие подразумевали последующие условия и ограничения:

— не подлежат приватизации особенно ценные объекты культурного наследия, культурные ценности, хранящиеся в фондах муниципальных и городских архивов и библиотек, картинных галерей, в ассортиментных кабинетах компаний художественной индустрии и обычных народных промыслов, подключая помещения и строения;

— приватизация остальных объектов культуры допускалась при условии хранения культурной деловитости в качестве её главного вида, хранение профильных услуг, организации сервиса льготных категорий народонаселения, снабжения сложившегося числа рабочих мест и соцгарантий тружеников. При этом предполагалось выполнить передачу объектов культуры как в коммерческое (личным компаниям), этак и некоммерческое(публичным организациям) внедрение.

Конкретно крайние объекты и были приватизированы личным капиталом. Посреди таковых организаций и видов принадлежности находятся издательская активность, печатные и электрические средства массовой инфы, радиовещание, цивилизованно — досуговые центры, галереи и некие остальные. Некоммерческие формы приватизации публичными организациями не получили заметного распространения в силу недостаточности денежных способностей крайних, а еще неразвитости в РФ системы публичной помощи(меценатства, благотворительности, пожертвований), нужной для существования самих публичных организаций.

Приватизация объектов кинематографии, разрешенная Федеральным законодательством от 1995 года «О госпомощи кинематографии Русской Федерации» и Распоряжением правительства РФ «О мерах сообразно сохранению и развитию проката российских фильмов», теоретически может проистекать сообразно обычным схемам с вблизи ограничений, дотрагивающихся организаций, которые специализируются на показе кинофильмов для деток, организаций кинематографии, исполняющих показ кинофильмов и являющихся единой организацией в предоставленном населенном пт и неких остальных. Предусматривается еще, что организации кинематографии федеральной принадлежности имеют все шансы существовать приватизированы сообразно решению правительства методом преображения их в акционерные сообщества прикрытого либо раскрытого типа при закреплении в федеральной принадлежности на 4 года 25,5% обычных акций.

Но приватизация осматриваемых объектов культуры не получила заметного развития в следствии низкой коммерческой привлекательности большинства культурно-просветительных учреждений, организаций исправного художества(театров, концертных организаций, цирков), кинематографии, опасного нрава коммерциала в данных сферах, а еще отрицательного дела творческих тружеников и управляющих органов культуры, полагающих, что приватизация данных объектов приведет к применению муниципального богатства не для целей развития культуры, а к ухудшению материального расположения тружеников культуры и утрате рабочих мест. Поэтому в настоящее время большая часть организаций культуры находится в государственной (федеральной и муниципальной) собственности, а также в собственности ведомств и государственных предприятий.

Если проанализировать организации и виды культурной деятельности с двух позиций: социальной значимости и коммерческой направленности, то современная собственность в сфере культуры включает:

1 группа — организации государственной и ведомственной собственности, к которым относятся библиотеки, клубные учреждения, музеи, театрально-зрелищные учреждения, цирки, объекты культурного наследия и электронно-печатные СМИ

2 группа — организации и виды культурной деятельности, отражающие идеологию определенных групп, которые являются их собственниками.

3 группа — включает коммерческие предприятия культуры, центры досуга, галереи и т.д.

Основные способы приобретения собственности в сфере культуры:

1. Приватизация (от латинского — частный) — это передача государственного или муниципального имущества за плату или безвозмездно в собственность отдельных лиц или коллективов.

2. Аренда с правом последующего выкупа.

3. Создание новых предприятий, в том числе путем реорганизации существующих.

Низкая коммерческая привлекательность большинства культурно-просветительских учреждений, а также рискованный характер бизнеса сдерживают приватизацию в сфере культуры.

Процесс формирования принадлежности в культуре ещё не окончен. Аналитики считают, что в перспективе вложения в сферу культуры будут выгодными. Формирование отношений и организаций культуры в АВС зависит от соотношения внутренних и наружных причин и среды, в которой исполняют свою коммерческую и творческую активность организации культуры.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бабич А.М., Егоров Е.В. Экономика и финансирование социально-культурной сферы. Казань, 1996.

2. Галуцкий Г.М. Экономика культуры. М., 1991.

3. Иванова В.Н., Патрушева В.И. Социальный менеджмент. — М.: высш. шк., 2001.

4. История и культурология. Изд. второе, перераб. и доп.: Учебное пособие для студентов вузов / Н.В. Шишова, Т.В. Акулич, М.И. Бойко и др.; Под ред. Н.В. Шишовой. — М.: Логос, 2000. — 456 с.

5. Культурология. Основные категории. Кравченко А.И. 4-е изд — М Академический Проект, Трикста, 2003 — 496 с.

6. Сидоренко В.И. История стилей в искусстве и костюме / Серия «Среднее профессиональное образование». 2004 — 480с.

7. Соколова М.В. Мировая культура и искусство: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ М.В. Соколова. — 3-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 368 с.

8. Томилов В.В., Крупанин А.А. Экономико-организационные основы предпринимательства. — СПб.: СПбУМ, 1996.

9. Экономика культуры: Учебное пособие / под ред. А.Я.Рубинштейна. Слово, М, 2005.

10. Янчевский В.Г. Менеджмент, маркетинг, бизнес. Деловым людям о предпринимательстве. — МИ,: Полымя. 1992.

Размещено на Allbest.ru

Управление: понятие, сущность, функции. Технологии и методика оценки управления в сфере культуры. Организационно-экономическая характеристика и анализ систем материального стимулирования в МУК Подтёсовский Дом культуры; предложения по улучшению работы.

курсовая работа [90,1 K], добавлен 06.11.2011

Экономическое и юридическое содержание отношений собственности и их место в экономической системе общества. Формы собственности и формы хозяйствования в России. Особенности процесса разгосударствления и приватизации собственности в РФ и их цели.

курсовая работа [43,5 K], добавлен 19.08.2011

Экономическое и юридическое содержание отношений собственности и их место в экономической системе общества. Формы собственности и формы хозяйствования в экономике России. Разгосударствление экономики и приватизация собственности: содержание, формы, пути.

курсовая работа [54,3 K], добавлен 27.08.2011

Понятие собственности, ее сущность и особенности, история становления и развития, место в современном обществе. Формы собственности, их характеристика и функции. Трансформация собственности в переходной экономике, причины низкой эффективности в России.

реферат [20,0 K], добавлен 23.04.2009

Содержание собственности как экономической категории. Формы собственности и их эволюция: государственная, частная, коллективная. Разгосударствление экономики при различных моделях реформирования. Приватизация государственной собственности в России.

дипломная работа [213,7 K], добавлен 27.07.2010

Понятие собственности. Основные формы собственности. Анализ сравнительной эффективности форм собственности. Эффективность форм собственности в России. Господствующая система собственности должна учитывать нынешний характер производства.

курсовая работа [31,8 K], добавлен 19.10.2003

Социально-экономическая (политико-экономическая) характеристика собственности. Юридическая и институциональная трактовки собственности. Общие признаки, присущие собственности в любом обществе. Типы и формы собственности. Эволюция форм собственности.

реферат [30,8 K], добавлен 27.10.2010

Проведение рыночных преобразований и введение многообразия новых форм собственности. Характеристика понятия собственности, ее сущность и основные формы. Преобразование отношений собственности. Общие тенденции, проблемы и противоречия приватизации.

контрольная работа [38,7 K], добавлен 19.01.2011

Структура отношений собственности, субъекты и объекты собственности. Способы реализации собственности, место и роль собственности в системе общественных отношений. Формы и виды собственности. Анализ форм собственности в современной экономике России.

курсовая работа [84,9 K], добавлен 24.05.2012

Понятие собственности, ее юридическое и экономическое содержание. Признаки классификации форм собственности. Критерии эффективности преобразований собственности. Особенности преобразования, приватизации и разгосударствления собственности в России.

курсовая работа [58,6 K], добавлен 27.02.2012