Профессиональный стандарт специалиста в сфере закупок

С 1 июля 2019 года организации должны руководствоваться профстандартами в части требований к квалификации, которые устанавливает Закон от 5 апреля 2019 г. № 44-ФЗ (далее — Закон № 44-ФЗ). Разберемся, каким критериям должны соответствовать специалисты по закупкам.

Из этой статьи вы узнаете:

  • какие профстандарты заказчики применяют в сфере закупок;
  • какие трудовые функции предусматривает профстандарт специалист по госзакупкам;
  • каких умений требует от работников профессиональный стандарт специалист в сфере закупок.
  • Какие профстандарты заказчики применяют в сфере закупок

    Выясним, какие профстандарты заказчики применяют в сфере закупок. В настоящее время в этой области действуют два документа:

  • профстандарт «Специалист в сфере закупок», который утвержден приказом Минтруда России от 10 сентября 2019 года № 625н,
  • профстандарт «Эксперт в сфере закупок», который утвержден приказом Минтруда России от 10 сентября 2019 года № 626н.
  • Профессиональный стандарт специалиста по закупкам устанавливает, что эти виды деятельности нужны, чтобы контролировать и управлять закупками для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд. Профстандарты разработаны под государственных заказчиков, которые проводят закупки в соответствии с Законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ и Законом №44-ФЗ.

    Коммерческие организации могут приспособить принятые профстандарты под свою хозяйственную деятельность. Для этого нужно перенести положения из них в локальные акты, должностные инструкции.

    Профстандарт специалист по госзакупкам

    Профессиональный стандарт специалист по госзакупкам предусматривает четыре уровня квалификации – с 5-го по 8-й. Всего рамках системы профстандартов установлено девять уровней квалификации. Из них 1-й самый низкий, уровень а 9-й означает наиболее высокую квалификацию (приказ Минтруда России от 12 апреля 2019 г. № 148н).

    Профессиональный стандарт содержит требования к уровню образования и опыту работы специалистов в области закупок. Кроме того, стандарт предусматривает возможные названия их должностей.

    Рассмотрим требования подробнее (таблица ниже)

    Требования к квалификации специалистов в сфере закупок

    Возможные наименования должностей

    Обобщенная трудовая функция

    Необходимый опыт работы

    Специалист по закупкам

    Обеспечение закупок для государственных, муниципальных, корпоративных нужд

    дополнительное профессиональное – программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки в области закупок

    Старший специалист по закупкам Консультант по закупкам

    Работник контрактной службы

    Осуществление закупок для государственных, муниципальных, корпоративных нужд

    Высшее образование – бакалавриат;

    дополнительное профессиональное образование – программы повышения квалификации или программы профессиональной переподготовки в области закупок

    Не меньше трех лет в закупках

    работник контрактной службы,

    заместитель руководителя подразделения,

    руководитель контрактной службы,

    Экспертиза результатов закупок, приемка контракта

    Высшее образование – специалитет, магистратура;

    дополнительное профессиональное образование – программы повышения квалификации или программы п профессиональной переподготовки в области закупок

    Не меньше четырех лет в закупках

    Советник, заместитель руководителя,

    Дополнительное профессиональное образование – программы повышения квалификации или программы профессиональной переподготовки в области закупок

    Не меньше пяти лет в закупках, в том числе не меньше двух лет на руководящих должностях

    Обратите внимание, что работники, которые относятся к 5-му уровню, обязаны пройти как программу повышения квалификации, так и программу профессиональной переподготовки в сфере закупок. Для остальных уровней достаточно одной из этих двух форм дополнительного образования.

    Отличие программ повышения квалификации от программ профессиональной переподготовки в следующем. Если сотрудник повышает квалификацию, он совершенствует или получает новую компетенцию, либо повышает профессиональный уровень в пределах имеющейся квалификации (ч. 4 ст. 76 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, далее – Закон № 273-ФЗ).

    Минимальная продолжительность программы в общем случае 16 часов. Но в области закупок минимальная продолжительность программ повышения квалификации – не менее 108 часов (п. 2.3 Методических рекомендаций, направленных письмом Минэкономразвития России и Минобрнауки России от 12 марта 2019 г. № 5594-ЕЕ/Д28и/АК-553/06). Исключение составляют программы обучения руководителей организаций-заказчиков. Для них допускается минимальный срок обучения до 40 часов (п. 2.4 указанных Методических рекомендаций).

    Если работник обучается по программе профессиональной переподготовки, он получает компетенцию, которая требуется, чтобы выполнять новый вид профессиональной деятельности, приобретает новую квалификацию (ч. 5 ст. 76 Закона № 273-ФЗ). Минимальная продолжительность программы профессиональной переподготовки составляет 250 часов.

    Скачайте документы по теме:

    Какие трудовые функции могут выполнять специалисты по закупкам

    Какие трудовые функции могут выполнять специалисты по закупкам, зависит от уровня квалификации. Самый низкий уровень квалификации в сфере закупок – 5-й. Его присваивают сотрудникам, которые не имели опыта с закупками. Работник с 5-м уровнем квалификации может выполнять трудовые функции:

  • предварительно собирать информацию о потребностях, ценах на товары, работы, услуги;
  • готовить закупочную документацию;
  • обрабатывать результаты закупки и заключения контракта.
  • cпециалисты 6-го уровня квалификации выполняют следующие трудовые функции
  • составляют планы и обоснования закупок;
  • осуществляют процедуру закупок.
  • cпециалисты 7-го квалификационного уровня выполняют такие трудовые функции:
  • проверяют, соблюдаются ли условий контракта;
  • следят за качеством представленных товаров, работ, услуг.
  • К обобщенной трудовой функции 8-го уровня квалификации «Контроль в сфере закупок» относят мониторинг в сфере закупок, а также аудит и контроль в этой сфере. Сюда входят анализ и оценка результатов закупок, разработка нормативных или локальных актов в сфере закупок и т. д.

    Специалист в сфере закупок: профессиональный стандарт

    Профессиональный стандарт «Специалист в сфере закупок» содержит не только требования к образованию и опыту работы. Он также предусматривает умения и знания, которые являются общими для всех перечисленных ранее трудовых функций. Прежде всего, это умение пользоваться оргтехникой, иной вычислительной и вспомогательной техникой, средствами связи и коммуникаций.

    Что касается знаний, профстандарт устанавливает, что любой специалист по закупкам должен знать:

    • законодательство РФ, которое устанавливает правила закупок;
    • гражданское, бюджетное, земельное, трудовое и административное законодательство в той части, которая относится к закупкам;
    • азы антимонопольного законодательства;
    • основы бухгалтерского учета, которые касаются закупок;
    • азы информатики в части, которую можно применить к закупкам;
    • внутренний трудовой распорядок организации;
    • требования охраны труда.
    • Таким образом, профстандарт специалиста в сфере закупок требует весьма обширных знаний, в том числе и от начинающих работников. Некоторые требования сформулированы расплывчато, но, вероятно, они будут уточнены в ходе дальнейшего применения данного стандарта.

      Требования к специалистам по закупкам

      Мой вопрос касается новых требований к специалистам по закупкам о декларировании доходов и расходов. Скажите пожалуйста, коснется ли это требование специалистов бюджетных учреждений?

      Как работать с электронными торговыми площадками

      Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

      С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
      Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

      Данным законопроектом планируется, что ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции» налагаются, в том числе на работников организаций, создаваемых муниципалитетами.

      Работаете по 44-ФЗ?
      Для Вас готова подборка специальных материалов >>

      Читайте также:

      Так, в частности, муниципалитеты должны будут утвердить перечни должностей, исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает, в том числе, осуществление государственных (муниципальных) закупок, на которые распространяются ограничения, запреты и обязанности в соответствии с данным Законом. В эти перечни включат должности руководителя, его заместителя, главного бухгалтера и ИНЫЕ должности. Т.е., исходить нужно будет из того, включена ли должность в перечень, определенный соответствующими нормативными правовыми актами.

      Обращаем Ваше внимание, что пока это законопроект, документ не принят и может претерпеть изменения.

      Минтруд России подготовил законопроект, который внесет поправки в Трудовой кодекс РФ, Закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ и Закон от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ. Установят ряд ограничений, запретов и обязанностей для работников с целью противодействия коррупции.

    • госкорпораций;
    • госкомпаний;
    • дочерних предприятий госкорпораций и госкомпаний;
    • государственных внебюджетных фондов;
    • организаций, создаваемых федеральными и региональными госорганами и муниципалитетами.
    • Материалы в обзоре доступны подписчикам Системы. Если подписки нет, то закажите счет на оплату прямо сейчас или попробуйте бесплатный доступ на три дня.

    • близкое родство или близкие отношения с подчиненными и подконтрольными сотрудниками организации;
    • участие в политических и религиозных акциях, не связанных с трудовой деятельностью;
    • предпринимательскую деятельность для сотрудников госкорпораций и госкомпаний;
    • получение вознаграждений от физлиц и юрлиц;
    • разглашение и использование служебной информации.
    • Работников и претендентов на должности в дочерние предприятия госкорпораций и госкомпаний, организации федеральных, региональных госорганов и органов местного самоуправления обяжут предоставлять сведения о своих доходах и расходах, а также о доходах и расходах ближайших родственников (супругов и несовершеннолетних детей).

      Госорганы, муниципалитеты, госкорпорации и госкомпании должны утвердить перечни должностей подведомственных и дочерних организаций. В эти перечни включат должности руководителя, его заместителя, главного бухгалтера. В случае с госорганами и муниципалитетами в них дополнительно войдут другие должности, от которых так или иначе зависит распределение средств и ресурсов и проведение закупок по Закону № 44-ФЗ.

      Работодатель сможет сделать замечание или выговор, а также уволить сотрудника, который нарушит запреты.

      Законодательное регулирование профессии специалиста по закупкам

      Узнайте об основных обязанностях специалиста по закупкам, требованиях к кандидатам и стандартам профессии.

      Принцип профессионализма и требование к профессии

      Статьёй 9 Закона № 44-ФЗ закреплён принцип профессионализма заказчика. Данный принцип предполагает, что закупочная деятельность должна осуществляться на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.

      Поддержание и повышение уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок достигается, в том числе путём повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      Важно! За несоблюдение принципа профессионализма и неприменение профессиональных стандартов в контрактной системе контрольные органы в сфере закупок вправе осуществлять контроль и применять меры административной ответственности.

      Административная ответственность устанавливается в соответствии со статьей 5.27 КоАП РФ в части нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

      Управление государственными и муниципальными закупками ( 144 , 120 , 40 ак. часов) – дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий. Обязанность работодателей соблюдать требования к квалификации сотрудников, если таковые установлены нормативными актами, профессиональными стандартами установлена статьёй 195.3 Трудового кодекса РФ.

      Закон № 44-ФЗ подобные требования к квалификации сотрудников содержит, в связи с чем заказчик обязан следить за соответствием квалификации своих специалистов по закупкам установленным нормам и профессиональным стандартам.

      Контрактная служба: понятие, состав, требования к сотрудникам

      К специалистам по закупкам, обеспечивающим планирование и осуществление закупок товаров, работ, услуг, Закон № 44-ФЗ относит контрактную службу или контрактного управляющего.

      Под контрактной службой понимается группа должностных лиц заказчика, на которую возлагается функционал осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд. Действует контрактная служба в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 29.10.2019 № 631.

      Создание контрактной службы заказчика предусмотрено в случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика в соответствии с планом-графиком превышает 100 миллионов рублей.

      Контрактная служба создается одним из следующих способов:

    • создание отдельного структурного подразделения;
    • утверждение Заказчиком постоянного состава работников Заказчика, выполняющих функции контрактной службы без образования отдельного структурного подразделения.
    • Если годовой объем закупок заказчика не превышает 100 миллионов рублей и у него отсутствует контрактная служба заказчик назначает контрактного управляющего — должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта. Контрактным управляющим может быть только работник заказчика.

      Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (часть 6 статьи 38 Закона № 44-ФЗ).

      В силу Закона № 44-ФЗ (часть 5 статьи 39 Закона № 44-ФЗ) при создании закупочной комиссии Заказчик отдаёт преимущество лицам, прошедшим профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лицам, обладающим специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.

      Профстандарты в сфере закупок

      Обеспечить принцип профессионализма заказчика, предусмотренный положениями статьи 9 Закона № 44-ФЗ призваны профессиональные стандарты, разработанные во исполнение статьи 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации.

      Профессиональный стандарт — это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

      Приказами Минтруда России от 10.09.2019 № 625н, № 626н в сфере закупок утверждены следующие профессиональные стандарты:

    • «Специалист в сфере закупок»;
    • «Эксперт в сфере закупок».
    • Важно! Данные профессиональные стандарты обязательны в части требований к квалификации работника. То есть нынешняя ситуация обязывает соблюдать профессиональные стандарты специалиста по закупкам с наличием документов об образовании в сфере закупок.

      Применение иных положений профессиональных стандартов в отношении квалификации носит добровольный характер.

      Стандарты в сфере закупок применяются при осуществлении закупок для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд, из чего следует, что профессиональный стандарт распространяется не только на заказчиков, действующих в рамках Закона № 44-ФЗ, но и на заказчиков, работающих по Закону № 223-ФЗ.

      Положения Закона № 223-ФЗ обязательных требований к квалификации работников не содержат. Однако, заказчики вправе самостоятельно устанавливать требования к квалификации работников, в том числе путём применения профессиональных стандартов.

      Остановимся подробнее на стандартах № 625н, № 626н.

      Профстандарт «Специалист в сфере закупок»

      Стандартом «Специалист в сфере закупок» установлены единые требования к уровню квалификации специалиста в сфере закупок, определено содержание трудовых функций специалиста в сфере закупок.

      Всего в рамках системы профессиональных стандартов установлено девять уровней квалификации с 1-го (низший) по 9-ый (высший).

      Профессиональный стандарт специалиста в сфере закупок предусматривает четыре уровня квалификации — с 5-го по 8-й.

      Каждому уровняю квалификации соответствует свой набор трудовых функций, требований к образованию, обучению и опыту работы в сфере закупок:

      Наименование обобщённой трудовой функции

      Требования к опыту практической работы

      — предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги;

      — подготовка закупочной документации;

      — обработка результатов закупки и заключение контракта

      Среднее профессиональное образование.

      ДПО (дополнительное профессиональное образование) — программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки в сфере закупок

      — составление планов и обоснование закупок;

      — осуществление процедур закупок

      ВО (высшее образование) – бакалавриат.

      Не менее 3-х лет в сфере закупок

      — проверка соблюдений условий контракта;

      — проверка качества представленных товаров, работ, услуг

      ДПО — программы повышения квалификации/или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок

      Не менее 4-х лет в сфере закупок

      Контроль в сфере закупок

      — мониторинг в сфере закупок;

      — аудит и контроль в сфере закупок

      Не менее 5-ти лет в сфере закупок, в том числе на руководящих должностях не менее 2-х лет

      Профстандарт «Эксперт в сфере закупок»

      Стандарт «Эксперт в сфере закупок» в практической деятельности касается заказчика преимущественно при выполнении им обобщённой трудовой функции по экспертизе исполнения и результатов исполнения контракта.

      Так, в силу статьи 94 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан провести экспертизу для проверки предоставленных поставщиком результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта.

      В тех случаях, когда привлечение экспертов, экспертных организаций к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, не является обязанностью заказчик, он проводит экспертизу своими силами.

      Для обобщённой трудовой функции «Экспертиза в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд» установлен 7-ой уровень квалификации, для соответствия которому предъявлены следующие требования:

      Требования к образованию и обучению

      экспертиза закупочной процедуры; экспертиза исполнения и результатов исполнения контракта

      ВО — специалитет, магистратура.

      ДПО — программы повышения квалификации /или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок

      Не менее четырех лет в сфере закупок

      С учётом рассмотренных стандартов заказчикам следует выбирать программы и курсы повышения квалификации для своих специалистов.

      Дополнительное профессиональное образование в сфере госзакупок предполагает прохождение курсов повышения квалификации с получением удостоверения о повышении квалификации.

      Подводя итог, ещё раз отметим важность поддержания и повышения уровня квалификации и профессионального образования специалистов в сфере закупок.

      Важность заключается не только в обязательности требований по поддержанию профессионализма заказчика, но и, прежде всего, в снижении риска допущения ошибок при проведении закупок, влекущих за собой дополнительные временные и материальные затраты, а также последующие взыскания со стороны контрольных органов при выявлении допущенных нарушений.

      Специалист по закупкам 44-ФЗ: как соответствовать вакансии и найти работу

      Поясним в статье, что требует от специалиста по закупкам 44-ФЗ и что требуют от соискателей работодатели в сфере госзакупок.

      Специалист контрактной службы

      Наем специалистов по закупкам для коммерческих компаний – дело добровольное (компания может нанять опытного специалиста или назначить ответственного за закупки из числа уже имеющихся работников, это может быть один специалист или целый отдел).

      Для госучреждений требования строже: если годовой объем закупок меньше 100 млн руб., то необходимо назначить контрактного управляющего, если больше 100 млн руб. – требуется создание полноценной контрактной службы. И в том, и в другом случае перед заказчиком будет стоять одна задача – найти опытного специалиста по закупкам.

      Закупаете по 223-ФЗ?
      Мы знаем, что Вам будет полезно посмотреть >>

      Разберемся в терминологии: согласно приказу Минтруда РФ от 10 сентября 2019 № 625н, возможные названия должности – «специалист по закупкам», «работник контрактной службы» и «контрактный управляющий».

      Функции контрактного управляющего

      Рассмотрим на примере задач, которые должен выполнять контрактный управляющий по 44-ФЗ.

      Так, специалист по госзакупкам разрабатывает план закупок, вносит в него корректировки и размещает в ЕИС, обосновывает начальную цену контракта, готовит всю тендерную документацию, рассылает приглашения на участие, организует непосредственно закупку, привлекает экспертов.

      Если по итогам закупки один из участников подал жалобу в ФАС – готовит необходимые документы и участвует в рассмотрении жалобы и др.

      ? Материалы по теме:

      Excel для специалистов по закупкам
      Надстройка, которая значительно упростит работу контрактного управляющего! Работает без передачи данных в Интернет.
      Скачайте бесплатно на свой компьютер!

      Что требуют работодатели от специалиста по закупкам

      С 2017 года контрактным управляющим в сфере госзаказа может стать только человек, получивший дополнительное профессиональное или высшее образование в области закупок (до этого для работы в государственных закупках достаточно было профессионального или дополнительного профессионального образования).

      Где найти вакансии по госзакупкам

      Специалист по госзакупкам требуется и госучреждениям, осуществляющим закупки по 44-ФЗ, и частным компаниям, где работу ведут по 223-ФЗ.

      Вакансию уровня «специалист по закупкам по 44-ФЗ» можно найти на специальных открытых сайтах по подбору персонала или непосредственно на сайтах госучрежений, на многих из которых есть раздел для публикации всех открытых вакансий.

      Еще ряд требований к специалисту по госзаказу содержатся в приказе Минтруда. Например, если речь идет о старшем специалисте в закупках в рамках 44-ФЗ, то помимо соответствующего образования, он должен иметь трехлетний опыт работы с государственными закупками. Впрочем, требование к опыту работы предъявляют даже в вакансиях на поиск рядовых специалистов по госзакупкам.

      Остальные требования зависят от отрасли, масштаба организации и ее работы в закупках. Среди основных можно выделить знание законодательной базы, работу с конкурсной документацией и знание конкурсных процедур в закупках, умение организовать закупку, хорошие навыки работы с ЕИС и электронными площадками , умение вести отчетность.

      Есть требования и к личностным качества кандидата в вакансиях – аналитический склад ума, ответственность, пунктуальность и внимательность, работа с большим объемом документов, например.

      Требования к специалистам по закупке в рамках 223-ФЗ, как правило, мягче. Понятно, что наиболее строго законом регулируется именно работа в госзакупках. Вакансии на контрактного управляющего по 223-ФЗ, впрочем, также содержат жёсткие требования к опыту работы соискателя в сфере государственных или коммерческих закупок и его профессиональным качествам.

      Ответы на любые вопросы о закупках вы найдете в журнале «Госзаказ в вопросах и ответах» Полистать журнал

      Профстандарт «Специалист в сфере закупок»

      Деятельность специалистов по закупкам не так давно стала выделяться в отдельный кластер, претензий к ней предъявляется много. Узнайте, какие профстандарты применяются в сфере закупок, скачайте определяющие документы

      Читайте в нашей статье:

      Какие профстандарты применяются в сфере закупок

      Правовой базой для проектирования стандартов закупочных экспертов послужили законы, определяющие этот сектор: N 223-ФЗ от 18.07.2011 г. и No44-ФЗ от 05.04.2019 г.

      Скачать документы из статьи:

      Министерством труда были спроектированы и выпущены два профстандарта, оба они утверждены как обязательные для многих организаций распоряжениями от 10 сентября 2019 года и направлены на систематизирование и регламентирование деятельности специалистов и экспертов в сфере закупок.

      Ввод стандартов направлен на улучшение работы персонала в общем и стандартизацию подхода к кадровой политике. Деятельность специалистов по закупкам не так давно стала выделяться в отдельный кластер, претензий к ней предъявляется много. На этих работниках большая ответственность, логично, что и кадровая политика в отношении «закупочников» обязана быть понятной, нормированной и предполагающей дальнейшее развитие.

      Когда вступил в силу профстандарт в сфере закупок

      Нововведения, практически «перевернувшие» отношение к теме проведения закупок вызваны принятием Федерального закона 44-ФЗ от 05.04.2019 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изменениям и дополнениями, вступившими в силу с 11.01.2018). С 1 июля 2019 года многие предприятия обязаны действовать согласно требованиям данного Закона.

      В настоящий момент стандарты являются основой для работы «закупочных» спецов в организациях государственного сектора. Но действие стандартов распространяется и на обычные коммерческие фирмы в тех ситуациях, когда это прямо прописано в Трудовом кодексе: в части необходимого образования и стажа работы для сотрудника (ч. 1 ст. 195.3 ТК) и когда речь идет о выплате компенсаций и льгот за конкретную профессию, специальность (ч. 2 ст. 57 ТК РФ). Другими словами, если должность подразумевает конкретные требования и выплаты, связанные именно с профессиональной деятельностью, необходимо следовать данным стандартам.

      «Кадровик» должен понимать, что если ситуация на вашем предприятии не требует обязательного применения профстандартов, то можно расценивать их как носящие рекомендательный, а не обязательный характер. Однако мы рекомендуем следовать указаниям стандартов в тех случаях, когда речь идет о найме, проверке знаний, распределении обязанностей среди персонала. Возможно, понадобится внести какие-либо изменения в локальные нормативные акты организации.

      Следовательно, каждый кадровый специалист должен иметь представление о профстандартах и при необходимости оперировать ими в своей работе.

      Требования профессионального стандарта к специалисту по закупкам

      Очень важно понимать, что профстандарты дают сведения не только о том, какое образование должно быть у человека, претендующего на ту или иную должность, но и диктуют, какими навыками он должен обладать.

      Так, необходимо уметь использовать офисную оргтехнику и персональный компьютер, а также разнообразные программы, входящие в стандартную комплектацию ПК, знать о том, как правильно пользоваться средствами коммуникации.

      Это дополняется большим списком требований к компетентности персонала, связанных со знанием актуального законодательства нашей страны и экономики: отраслевых нормативных актов (в сфере закупок и в профильной сфере — например, медицине, строительстве, торговле), основ бухучета.

      Каждая должность, обозначенная в профстандартах, обладает своим индивидуальным набором знаний и навыков, а они, в свою очередь, подтверждаются документами об образовании, итогами аттестаций и стажем. Отдельно скажем о допобразовании.

      Персонал 5 уровня должен обучиться по двум программам: повышения квалификации и профпереподготовки. Остальные, с 6-го по 8-й, обучаются по одной. Заметим: это не краткосрочные однодневные курсы, а длительные серьезные содержательные программы, отличающиеся итогом: повышение квалификации направлено на совершенствование, оптимизацию имеющихся знаний, а переподготовка – это получение новых. Различается и время: повышение производится в объеме 108 часов ( письмо Минэкономразвития и Минобрнауки No 5594-ЕЕ/Д28и/АК-553/06). Возможно исключение: если речь об обучении руководителя, ему предстоит 40-часовое обучение. Еще длиннее курс переподготовки, он в минимальном варианте составит 250 часов.

      Как пример рассмотрим, должность контрактного управляющего в сфере госзакупок (7 уровень согласно стандартам). Он должен иметь не менее 4 лет стажа в сфере закупок, специальное высшее образование (то есть не бакалавриат, а магистратуру) и дополнительное профобразование.

      Также читайте о том, когда суд не позволит уволить за прогул, как задержать работника, который хочет уволиться и как вернуть деньги, которые потратили на квартиру.

      Общие рабочие функции Трудовые действия, выполняемы в рамках должностных обязанностей Варианты названий должностей работников Выдвигаемые требования
      Обеспечение закупок для гос., МУП, и корпоративных потребностей
      1. Предварительный сбор информации о спросе, стоимости услуг и изделий.
      2. Оформление бумаг на закупку.
      3. Изучение результатов сделки и подписание договора.
      4. Специалист по закупкам
      Наличие образования не ниже средне-профессионального Прохождение курсов доп. профобразования в сфере закупок
      1. Разработка планов и обоснование госзакупок.
      2. Проведение необходимых процедур для приобретения товаров, услуг.
      3. Старший специалист по закупкам
      4. Консультант по закупкам
      5. Работник контрактной службы
      Наличие образования не ниже высшего-бакалавра

      Опыт трудовой деятельности – от 3-х лет в данной отрасли

      Экспертиза итогов, проведённых закупок, утверждение договоров
      1. Контроль над выполнением требований договоров.
      2. Оценка соответствия полученных изделий и услуг, выдвигаемым требованиям.
      • Ведущий специалист
      • Замруководителя отдела
      • Руководитель отдела
      • Руководитель контрактной службы
      • Контрактный управляющий
      • Опыт трудовой деятельности – от 4-х лет в данной отрасли

      Надзор в сфере закупок
      1. Осущетсвление мониторинга.
      2. Аудит и контроль
      3. Советник
      4. Замруководителя
      5. Руководитель
      Наличие образования не ниже высшего-специалист (магистрат)

      Прохождение курсов доп. профобразования в сфере закупок

      Опыт трудовой деятельности – от 5-ти лет в данной отрасли, а также стаж руководящей работы – от 2-х лет.

      Какие трудовые функции могут выполнять специалисты по закупкам

      Трудовые функции (соответственно должности в штатном расписании организации ) будут определяться именно имеющейся квалификацией сотрудника.Согласно профстандарту, работникам должны быть присвоены определенные уровни, с 5 до 8 (чем больше уровень, тем квалифицированнее и опытнее сотрудник). К каждому из уровней предъявляются требования по образованию и опыту работы, возрастающие от номера к номеру.

      Так, 5 уровень – это персонал, занятый в муниципальной сфере : специалист по закупкам, работники контактного отдела, контактный управленец. Поскольку это самый низший уровень из всех «закупочных», то логично, что к нему применяются минимальные требования – как, например, необязателен опыт работы. В его задачи входит сбор информации о существующих нуждах, актуальных прайс-листах, подготовка и итоговая обработка документации.

      6 уровень выше, он относится к закупкам для госнужд. Это должности старшего специалиста или консультанта по закупкам, сотрудника контактного отдела, а также контактный управленец. Они заняты планированием и подготовкой обоснования конкретных закупок и непосредственно реализуют саму процедуру закупки.

      7 уровень – это уже должности ведущего специалиста, персонала контактного отдела, заместителя управленца, руководителя организации, то есть деятельность, подразумевающая исполнение экспертизы и приемку контрактов (договоров). Они контролируют, что условия договора соблюдаются, в том числе в части качества закупленных товаров и услуг.

      Читайте так же:  Разрешение на временное проживание рф 2019
      Rodden.ru © Все права защищены. Maya Blog от Karuna Themes