Регулярное посещение банков, отпечатки пальцев и смена удостоверений: какие новшества ждут пенсионеров в 2019 году

В 2019 году пенсии поднимут более 10 миллионам украинцев. По заявлению премьера Владимира Гройсмана, средняя пенсия вырастет на 900 гривен.

Но есть и ряд сложностей: придется переоформить свое удостоверение, сдать отпечатки пальцев и раз в полгода посещать банк. Также есть риск, что свои пенсии не увидят некоторые переселенцы.

С чем связаны такие опасения, откуда правительство будет брать деньги на выплаты и хватит ли их повышения?

На сколько поднимут пенсии

С начала года 65-летние пенсионеры, которые отработали 30 лет (женщины) и 35 лет (мужчины) получают уже не 1 497, а 1 669 гривен. Дело в том, что в стране повысили размер минимальной зарплаты. Теперь она составляет 4 173 гривен. А выплаты для этой категории населения не должны быть ниже 40% минималки.

Минимальная пенсия бывших военных и правоохранителей в среднем выросла на 25%: они получают уже не 3 178 гривен, а 5 023 гривен. По словам чиновников, средняя пенсия силовиков — 4 900 гривен, так что, в основном, население почувствует надбавку в 1 225 гривен.

Но это еще не все. Уже в 2020 году пенсии военных вырастут до 5 864 гривен, а в 2021 — до 5 665 гривен.

В марте ожидается следующее масштабное повышение выплат — ежегодная индексация. Пенсии поднимут и работающим, и неработающим пенсионерам. Надбавку посчитают так: возьмут половину суммы, на которую выросла средняя зарплата, и половину суммы, на которую подорожали продукты (инфляцию).

В правительстве сообщают, что средняя зарплата выросла на 25%. Если продукты подорожают на 12%, то пенсии вырастут на 18,5%. Учитывая, что прошлом году пенсионеры в среднем получали 2 500 гривен, можно ожидать прибавку примерно в 500 гривен. Такой рост пенсий не направлен на повышения качества жизни украинцев, а является попыткой не ухудшить его еще больше.


Тем не менее, планы Минсоцполитики расходятся с этим заявлением. Прогнозируя, как пенсии будут повышаться в ближайшие три года, на 2019 год среднюю пенсию очертили в пределах 2 585 гривен, то есть без повышения. Конечно, рост в 85 гривен далек от ожидаемого.

Зато планы на 2020 год более масштабные: пенсия должна вырасти до 2 804 гривен, а в 2021 — до 3 015 гривен. Это несущественное повышение, а скорее попытка держать выплаты на прежнем уровне.

Но не все пенсионеры могут ожидать повышения выплат. Их не увеличат тем, чей прожиточный минимум не зависит от пенсии. Это дети войны, чернобыльцы и их семьи.

Хватит ли денег на всех

На надбавки к пенсиям из госбюджета пойдет уже не 139 миллиардов гривен, как в прошлом году, а 166 миллиардов. А в 2020 году понадобится 170 миллиардов гривен. Где взять такую сумму, учитывая долг Пенсионного фонда в 140 миллиардов?

“В пенсионном фонде денег нет — там 140 миллиардов дефицита. А это значит, что страна сегодня формирует деньги для пенсионеров за счет нашего будущего. Мы не даем деньги на развитие, на науку, а просто их съедаем, потому что Пенсионный фонд надлежащим образом не формируется”, — сказал в эфире NEWSONE экс-премьер министр Украины и экономический эксперт Юрий Ехануров.

«Чтобы выплатить пенсии, деньги просто напечатают, что приведет к эмиссии гривны. А затем правительство будет констатировать инфляцию, и разбираться с этим придется новой власти”, — рассказал NEWSONE экономист Александр Охрименко.

Правительство пытается насобирать денег в фонд при помощи роста социального взноса, который платят работодатели — ЕСВ. Сейчас украинские компании должны пенсионерам уже больше 12 миллиардов гривен.

Контролировать то, как собирают повышенный налог, будут не фискалы, а Пенсионный фонд, как это было до 2019 года. Также Пенсионный фонд будет наказывать неплательщиков. Это могут быть и штрафы в 20% от суммы, которую работодатели не заплатили, и такие ограничения, как лишение права вождения и выезда за рубеж.

Правда, кадров, которые смогут заниматься вопросом единого социального взноса, в фонде нет. Так что у экспертов есть сомнения, сможет ли он лучше контролировать сбор налогов, чем фискалы. Есть все основания для подозрений, что ситуация не изменится в лучшую сторону.

“Даже если фонд соберет все эти 12 миллиардов гривен, это не поможет. Ведь фонду нужно почти в 12 раз больше. Так что нужно лучше контролировать зарплаты “в конверте” — тогда отчисления помогут наполнить фонд гораздо существеннее”, — говорит Охрименко.

Экономист Олег Устенко рассказал NEWSONE, что проблема с пенсиями связана с выездом граждан за рубеж.

“Пенсионный фонд наполняется за счет работающих, а у нас люди выезжают за рубеж. Чтобы не было дефицита Пенсионного фонда, мы должны были бы снимать с довольствия одного пенсионера каждый раз, когда человек выезжает. Либо же уменьшать пенсии в ПФ на одного уехавшего украинца. Понятно, что ни то, ни другое невозможно.

Ситуация с задержками пенсий прошлым летом показывает, что будет происходить с ПФ в ближайшее время. Очевидно, что дела в ПФ будет ухудшаться, ведь он дефицитный. Дыра будет расширяться, и ее надо будет финансировать за счет госбюджета. Госбюджет тоже чувствует себя не очень хорошо, ведь у нас плохая, вялотекущая экономическая ситуация, украинская экономика растет слабо (в этом году мы вырастем на 3%, а Беларусь, Таджикистан, Туркменистан — на 5%). На наших западных и восточных границах ситуация, похоже, лучше, чем в Украине”.

Откуда стране взять деньги на пенсии

Устенко считает, что в краткосрочной и среднесрочной перспективе эту проблему решить нельзя.

“Можно было бы урезать затраты по всем остальным направлениям. Но мы нищая страна. Мы занимаем последнюю позицию по ВВП на душу населения среди стран в Европе, так что это не вариант. И даже если попытаться, как это планировали в марте 2019 года, пойти на “параметрическую” пенсионную реформу и просто увеличивать параметры выхода на пенсию, ситуация не разрешится, потому что через 2-3 года мы будем в той же точке, в которой находимся сейчас. Это будет происходить до бесконечности — такая своеобразная негативная спираль”.

В Грузии все получают единую социальную минимальную пенсию, и она уравнивает людей. Часть стран вообще отказались от пенсионного обслуживания, например, Китай. Но для Украины это не подходит. Эксперт подчеркивает, что наполнить фонд могла бы борьба с взяточничеством. По его словам, через наши коррупционные каналы ежегодно “уходит” минимум 6 миллиардов долларов. Если эту величину уменьшить в 2 раза — до 3 миллионов, частично дефицит фонда можно будет перекрыть.

“Традиционно цифра перечислений от мигрантов — 5-6 миллиардов долларов. Если бы мигранты поверили в идею, что когда-то вернутся в Украину, и пытались заработать себе на пенсию, эти деньги могли бы повлиять на пенсионный фонд. Или же, если бы их убедили в важности этого для родителей, которые остались в Украине и нуждаются в пенсионном обслуживании. Но я вижу тенденцию, в которой заробитчане все чаще перевозят за границу всех своих близких родственников. Так что эта проблема может быть решена только в системе, если будет резкое улучшение экономической ситуации в Украине”.

Новые сложности для пенсионеров

Поскольку пенсии брать неоткуда, правительство решило лучше контролировать их выплаты. Так что пенсионерам добавят новых проблем.

Во-первых, всем придется переоформить пенсионное удостоверение. Так пытаются противодействовать аферистам, которые просто вклеивают в чужой паспорт свое фото и приходятся получать социальные выплаты. Кроме того, придется оставить отпечатки двух пальцев рук.

Раз в полгода придется посещать отделение фонда или банк, в котором пенсионер получает деньги, чтобы заполнить регистрационную карточку. Так пытаются бороться с теми, кто получает выплаты за умерших. Также так еще и проверяют, не спекулируют ли жители Донбасса получением сразу и украинской, и российской пенсии.

Норма о принудительном посещении банков спорная, ведь многие украинцы преклонного возраста не имеют физической возможности ей подчиниться. Вместо того, чтобы создавать сложности для граждан, можно было бы предоставить фонду данные об умерших и тех, кто пересекает границу. Такая информация есть в соответствующих реестрах.

Выплаты украинцам не будут переводить на карточку, а обязаны будут доставлять по адресу “прописки».

Какой трудовой стаж нужен для пенсии в 2019 году

В 2019 году выйти на пенсию могут 60-летние украинцы, которые официально отработали 26 лет. А уже через 9 лет на пенсию смогут рассчитывать только те, чей страховой стаж составит 35 лет.

Те же украинцы, у которых стажа не так много, но отработали не меньше 16 лет, могут получать пенсию в 63 года. Если же стажа меньше, чем 16 лет, то пенсию можно будет получить только в 65. А рожденные до 1961 года могут выйти на пенсию уже сейчас.

Если у вас не хватает стажа, в новом году вы можете получить пособие в 1 497 гривен. С 1 июля сумма вырастет до 1 564 гривен, а с 1 декабря — до 1 638 гривен.

Докупить стаж можно, составив договор с Пенсионным фондом. Один год будет стоить примерно 17 тысяч гривен. Если не хватает месяца, можно доплатить 1408. Доплатить можно не только за год, но и за месяц и даже за день.

Пенсии получат не все переселенцы

В Пенсионном фонде отчитались, что в октябре 2018 года пенсии заплатили только 523 тысячам пенсионеров-переселенцев. При этом всего таких пенсионеров 700 тысяч. Интересно, что в бюджете на новый год заложили выплату пенсий 470 тысячам переселенцев.

Всему виной — данные системы «Аркан», которая записывает все пересечения линии разграничения. Так, в марте луганский пенсионный фонд узнал от пограничников, что 64 тысячи пенсионеров не находились на подконтрольной территории по месту “прописки”. А если пенсионер не живет по месту “прописки” и больше 60 дней не дает фонду о себе знать, выплаты могут приостановить.

Эта система работала и раньше — если человек уезжал, например, на лечение, ему приостанавливали выплаты.

В Министерстве соцполитики невыплату пенсий объяснили тем, что их просто невозможно доставить на оккупированные территории. Там не работают банки, и нет органов Пенсионного фонда. Кроме того, нет даже информации о том, живы ли до сих пор те, кому необходима социальная помощь. Так что пенсию могут перестать платить, если до фонда дошла информация о смерти пенсионера. Выплаты могут остановить даже без соответствующих документов.

«Ошибки в Пенсионном фонде могут стать выгодны, ведь они означают, что некоторые пенсионные выплаты можно просто заморозить. Страшно подумать, о каких “замороженных” суммах идет речь”, – говорит NEWSONE юрист Елена Алехина.

Недавно Верховный суд постановил, что в отношении переселенцев не нужны проверки и контроль. Так что в министерстве уже разрабатывают новую схему, по которой пенсии будут выплачивать более справедливо.

Второй пенсии пока не будет

В Украине уже работают первый и третий уровни пенсионной системы. Первый — система, по которой мы сейчас получаем пенсии. Третий уровень предполагает добровольные отложения на старость и позволяет увеличить размер будущей пенсии. Особой популярностью он не пользуется — откладывает на будущее только каждый 13-й гражданин.

Второй уровень предполагает обязательные отчисления себе же на старость. Их государство никуда не «перераспределит», так что такая система справедлива. Деньги могут лежать под процентами на депозитах. Эта система должна была заработать с нового года.

“Большинство стран возлагает пенсионное обеспечение на само лицо, а не на следующие поколения. Даже Китай идет ко второму уровню”, — говорит эксперт по соцвыплатам Галина Третьякова.

Все условия для накопительной пенсионной системы создали еще 15 лет назад. Тогда вступил в силу Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании». Но законопроект до сих пор не внесли на рассмотрение Верховной Рады. Эксперты МВФ решили: если срочно внедрить второй уровень пенсионной системы, не установив все детали, это может негативно отразиться на украинской экономике. С учетом предстоящих президентских выборов, все это может иметь очень печальные последствия.

Во втором уровне пенсионной системы есть определенные риски. Дополнительные взносы — это утяжеление и без того непростой ноши для украинцев. Из-за этого еще больше зарплаты может уйти в тень, а это значит — меньше налоговых отчислений и серьезный удар по бюджету.

Инициаторы считают, что пенсионными активами будут лучше управлять негосударственные компании, чем ПФ. Но будет ли такое управление действительно прозрачным, и как его будут регулировать — неизвестно.

“Я против этого. Введение накопительной системы лоббируют те, кто хочет собрать себе комиссионные, либо поучаствовать в дерибане народных денег. По сути, закон предлагает ввести принудительное заимствование у граждан государством и около-государственными проектами. И так же ввести принудительные комиссионные за это, которые пойдут частным посредникам. Зарплаты людей в опасности”, — говорит экономический эксперт Мария Репко.

Кроме этого, в вопросе сохранность денег играют роль инфляционные риски, возможность революций и кризиса. Гривна нестабильна и слаба, а прогнозы на рынке сложно сделать даже на несколько месяцев вперед. Государство же ничего не обещает.

Правда, экономисты проводят параллель с гарантиями по обманутым банками вкладчикам. Они утверждают, что государство могло бы дать такие гарантии и по пенсиям. Впрочем, будут ли подобные обязательства со стороны власти — мы не узнаем, пока не будет принят закон.

В новом году пенсионерам поднимут выплаты, но несущественно — это повышение под подорожание продуктов и рост зарплаты. При этом четкого механизма, как наполнить пенсионный фонд, пока нет. Так что, возможно, страну будет ждать еще более серьезная инфляция, а это — не самая приятная новость для кошелька украинца.

Бюджет Пенсионного фонда Украины на 2019 год демонстрирует продолжение политики экономии средств за счет пенсионеров, переселенцев и жителей временно неподконтрольных украинской власти территорий. Об этом сегодня, 12 февраля, сообщается на сайте программы «Радник з питань ВПО» («Советник по вопросам ВПЛ»).

«В 2019 году Пенсионный фонд потратит 397 млрд грн. Это почти на 444 млн гривен меньше, чем планируется получить дохода за год. То есть ПФУ удалось сбалансировать свой бюджет и даже выйти в плюс, сохраняя средств в 4 раза больше, чем в прошлом году. Однако, показательным является источник этой экономии. Судя по результатам анализа бюджета ПФУ, проведенного экспертами программы «Советник по вопросам ВПЛ», основным источником экономии стало лишение пенсии граждан, пострадавших вследствие войны и оккупации», – говорится в сообщении.

Так, по данным экспертов, об этом свидетельствуют следующие факты:

  1. На «погашение задолженности по пенсионным выплатам по решению суда», а проще говоря – возвращение законных пенсий людям, которые были лишены этих выплат и смогли через суд доказать свое право на них, в 2019 году в бюджете ПФУ предусмотрены только 50 млн грн. «Хотя Пенсионный фонд не публикует данных об общей своей задолженности по пенсиям, по разным данным, эта цифра может достигать нескольких миллиардов гривен. Фактически в 2019 году большинство пенсионеров, которые через суд доказали свое право на пенсию, не сможет получить этих денег из-за экономии ПФУ», – объясняют эксперты.
  2. В бюджете ни копейки не предусмотрено на выплаты текущей задолженности Пенсионного фонда внутренне перемещенным лицам, которая возникает в случаях изменения пенсионером места учета, превышением срока пребывания на временно неподконтрольной территории или вследствие других причин (в частности, из-за недостоверных данных системы «Аркан»). «Люди, которые потеряли дома из-за войны и оккупации, лишены еще и своих гражданских прав. Право на свободное передвижение для переселенцев – это теперь вопрос выбора, как и право на пенсию. Или получать пенсию и быть привязанным к месту регистрации в качестве ВПЛ, ожидая очередную проверку. Или же свободно путешествовать (в том числе, и на оккупированные территории для ухода за оставленным домом), но потерять законную пенсию. И даже если гражданин сможет через суд обязать ПФУ выплатить ему пенсию, долги, которые образовались за время судебного рассмотрения дела, государство не вернет. По крайней мере, в этом году. Согласно п. 15 Порядка назначения (восстановления) социальных выплат внутренне перемещенным лицам, утвержденного Постановлением КМУ № 365 от 08.06.2019 (в который были внесены изменения Постановлением № 335 от 2018 года), «суммы социальных выплат, не выплаченные за прошлый период, учитываются в органе, осуществляющем социальные выплаты, и выплачиваются на условиях отдельного порядка, определенного Кабинетом министров Украины». Сам порядок так до сих пор и не разработан, а средств в бюджете не предусмотрено. Опять экономия», – комментируют эксперты.
  3. Пенсия для граждан Украины, которые остались на неподконтрольных украинской власти территориях, вообще не предусмотрена. «Еще одним источником экономии бюджета ПФУ стали граждане, которые больше всего нуждаются в помощи и защите Украины. Эти граждане – заложники оккупации, заложники террористических организаций «ДНР» и «ЛНР». Они остались в плену репрессий, страха, обнищания и надежды на Украину. Но, судя по бюджету ПФУ, эти надежды в 2019 году будут оставаться тщетными. От 450 до 700 тыс. граждан Украины в оккупации не получат никаких выплат. О них просто забыли», – отмечают эксперты.
  4. Уменьшение выплат ежемесячной целевой денежной помощи на проживание согласно ЗУ «Об улучшении материального положения участников боевых действий и лиц с инвалидностью вследствие войны». «В 2019 году на целевую денежную помощь этим категориям граждан предусмотрено на 10 млн грн меньше, чем в прошлом году (71 355 тыс. грн в 2019 году против 81 734 тыс. грн в 2018 году). Причины такого уменьшения непонятны. В то же время в бюджете ПФУ на 16% увеличились расходы на расчетно-кассовое обслуживание», – рассказали эксперты.
  5. «Понятно, к чему может привести подобная экономия за счет граждан Украины. Отказываясь от своих обязательств, государство просто откладывает на время неотвратимое – выплаты из бюджета сотен миллионов гривен по искам граждан в Европейский суд по правам человека. И платить мы будем из собственных карманов, с налогов, а ни один чиновник, который принимал дискриминационные решения, не понесет наказания, даже материального», – отметил советник по вопросам ВПЛ национального уровня Дмитрий Коростелев.

    Как сообщалось ранее, сейчас в Украине проживает более 500 тысяч граждан, которые являются пенсионерами и переселенцами. Еще около 700 тысяч граждан Украины – пенсионеры, которые остались на временно неподконтрольных украинской власти территориях.

    Напомним, что в Украине действующая система назначения и контроля за социальными выплатами и выплатами пенсии для ВПЛ, в частности, Постановление Кабинета министров № 365 и внесение изменений в Постановление № 637, которые ввели более двух лет назад, частично не соответствует законодательству и Конституции. А Постановлением № 335 Кабмин фактически «заморозил» долги по пенсиям сотням тысячам переселенцев и жителям неподконтрольной Украине территорий Донбасса.

    Пенсия для переселенцев из зоны ато март 2019

    Я переселенка из Макеевки, наш поселок в народе называется Буроз, это Советский район города. В паспорте имею штамп прописки: Макеевка, с. Кирова, улица и номер дома». В списках населенных пунктов, входящих в зону АТО с. Кирова не значится. Говорят, их готовили в Донецкой обладминистрации, а подписывали в антитеррористическом центре.На основании этого мне в Вышгородском отделе соцзащиты отказали в компенсации помощи на аренду жилья. При моей пенсии в 1600 грн это большая потеря. Как я могу доказать бюрократам, что мой населенный пункт, из которого я временно выехала находится в самом центре зоны АТО и восстановить выплату компенсации?

    Имеется два Распоряжения Кабмина по населенным пунктам зоны АТО: 1) перечень населенных пунктов, на территории которых проводилась АТО (распоряжение № 1275-р ); 2) перечень населенных пунктов, на территории которых органы государственной власти временно не осуществляют свои полномочия (№ 1085-р).
    В первом перечне конкретизируются административные единицы, т.е. указываются поселки, которые входят в состав городов. Во втором перечне конкретизации нет – там просто указано г. Макеевке.
    Согласно п. 2 Постановления Кабмина №509 помощь назначается переселенцам, в том числе, которые переместились с населенных пунктов, на территории которых органы государственной власти временно не осуществляют свои полномочия (перечень без конкретизации).
    Т.е. на основании того, что ваша прописка г. Макеевка, который входит в перечень по распоряжению Кабмина №1085, Вы имеете право на получение статуса переселенца и получение адресной помощи.
    Вы можете подать письменное заявление на получение выплат, в случае отказа – требовать письменный отказ. На письменный отказ можно подать жалобу с ссылками на Распоряжение Кабинета министров №1085 от 07.11.2019 и п. 2 Постановления №505 от 01.10.2019. В случае остановки жалобы без удовлетворения – подать иск в суд.

    Я ВПО з Луганська, працевлаштована. Я маю право на додаткову відпустку . У ВПО є додаткові права, серед яких:додаткова відпустка. Де знайти інформацію. Які документи необхідні?Дякую.

    Для переміщених осіб не встановлена додаткова відпустка як для окремої категорії працівників. Отже, переселенці мають право на додаткові відпустки за загальними правилами як і всі інші громадяни.
    Згідно ст. 76 КЗПП щорічні додаткові відпустки надаються працівникам: 1) за роботу із шкідливими і важкими умовами праці; 2) за особливий характер праці; 3) в інших випадках, передбачених законодавством.
    До інших випадків відноситься: у зв’язку з навчанням, творча відпустка, для підготовки та участі в змаганнях, відпустка окремим категоріям ветеранів війни. (Закон України «Про відпустки»)
    Також надаються соціальні відпустки у зв’язку з вагітністю та пологами, для догляду за дитиною до досягнення нею трирічного віку, у зв’язку з усиновленням дитини, відпустка працівникам, які мають дітей або повнолітню дитину — особу з інвалідністю з дитинства підгрупи А I групи.

    здравствуйте! скажите пожалуйста,осталось ли в силе положение о проверке переселенцев на дому,именно тех которые получают одну только пенсию без социальных выплат? нужно ли сейчас посещать управления социальной защиты для составления актов(якобы проверки дома).В конце прошлого 2017 г якобы вышло постановление или распоряжение ,которое, опять же якобы ,отменяет приписку к конкретному адресу переселенцев.а это автоматически значит и отмену проверок и составления актов? очень ждем ответа.благодарим заранее.спасибо за ваш труд.всегда читаем все вопросы и ответы.

    Постановление Кабинета министров Украины №365 «Некоторые вопросы осуществления социальных выплат ВПЛ» от 08.06.2019 устанавливает проведение проверок раз в шесть месяцев. 13.09.2017 года были внесены изменения об отмене проверок переселенцев, которые работают в органах государственной власти и местного самоуправления, а также военнослужащих. Для остальных переселенцев проверки не отменены.

    Здравствуйте. Мы с мужем прописаны и проживаем в Донецке.Дом разрушен и восстановлению не подлежит. Акты о разрушении выданы ДНР. Выехать на территорию Украины не можем из-за болезни мужа.Сын работает в Киеве ( прописка донецкая). Может ли он обратиться за помощью на оплату съемного жилья?

    Согласно Постановления Кабмина №505 он имеет право на получение адресной помощи в случае регистрации как внутренне перемещенного лица и получения справки переселенца.

    Здравствуйте! Наша семья (муж, жена, ребенок 17 лет — студент)зарегистрированы как ВПЛ, тут же живем и работаем уже больше 3-х лет. Хотим подать заявление на квартиру по программе «Доступное жилье» с частичной компенсацией от государства. У нас еще есть сын 24 года, живет отдельно от нас в гражданском браке, в этом же городе, то же зарегистрирован как ВПЛ. Он сам хочет купить себе квартиру. В связи с этим, мы можем претендовать на квартиру по программе для ВПЛ? Спасибо.

    Согласно Порядка обеспечения граждан доступным жильем, утвержденного Постановлением Кабмина N 140, Вы имеете право на получение компенсации, если члены вашей семьи не владеют жильем на подконтрольной территории. В понимании данного порядка, члены семьи признаются таковыми, если имеют одинаковый адрес регистрации. Т.е. при регистрации вашего сына как переселенца по другому адресу нежели ваш дает право как Вам так и Вашему сыну на государственную помощь при приобретении жилья.

    Для того, чтобы задать вопрос, введите ваше имя и текст вопроса в соответсвующих полях.

    После того, как мы подготовим ответ на него, вопрос и ответ будут размещены в разделе «Для переселенцев».

    В новый год без соцвыплат: крымские переселенцы рискуют остаться без пенсий и пособий

    Киев – Кабинет министров Украины поставил переселенцам из Крыма и Донбасса жесткое условие для получения пенсий, стипендий и всех остальных социальных выплат. В случае, если крымчане, вынужденно переехавшие на материк, до 31 декабря не встанут на учет внутренне перемещенных лиц, им будет отказано в предоставлении всех видов финансовой помощи от государства. Правозащитники заявляют, что правительство установило слишком короткий срок для постановки на учет, и многие переселенцы с нового года могут остаться без социальных выплат.

    Новые условия получения соцвыплат для внутренне перемещенных лиц устанавливаются постановлением Кабмина №637. Оно датировано 5-м ноября, но было опубликовано на сайте правительства только 25 ноября. Причем постановление с порядковым номером 636 датировано 19-м ноября, из чего можно сделать вывод, что документ о соцвыплатах принимался задним числом.

    Данное постановление состоит из двух пунктов. В первом из них сказано, что пенсии, стипендии, все виды социальной помощи и компенсаций от государства предоставляются крымским и донбасским переселенцам только в том случае, если они получили справку о постановке на учет внутренне перемещенных лиц.

    Зачем принято постановление?

    В Министерстве социальной политики заявляют о том, что постановление №637 было принято, чтобы ускорить процесс регистрации переселенцев и проинформировать их о возможности получения адресной денежной помощи.

    «До принятия этого постановления многие пенсионеры и получатели государственной социальной помощи уже переехали на новое место проживания и перевели выплаты. Решения правительства по поводу учета внутренне перемещенных лиц и предоставления им денежной помощи были приняты значительно позже – 1 октября», – сказал в комментарии для Крым.Реалии начальник управления организации социальной защиты пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций Сергей Марущенко.

    По его словам, многие лица, которые переехали из аннексированного Крыма и зоны АТО, не знали о том, что они могут встать на учет переселенцев и получать адресную помощь.

    «Принятие постановления №637 – это один из механизмов того, чтобы они пришли в управление соцзащиты и узнали о дополнительных возможностях получения денежных средств на проживание», – пояснил Марущенко причину введения дополнительных условий для получения социальных выплат.

    Однако, по мнению экспертов, Минсоцполитики преследует иные цели, устанавливая жесткие условия для получения денежных пособий от государства. Директор Центра исследования общества Тарас Доронюк считает, что, приняв постановление №637, Кабинет министров легализует отказ от социальных выплат на территориях, которые на данный момент неподконтрольны Украине.

    «В ситуации, при которой правительство Украины «отрезает» зону АТО от социальных выплат, на территории, подконтрольной Украине, должны быть созданы все необходимые условия для внутренне перемещенных лиц, которые хотят получать социальную помощь на этих территориях. Это на данный момент не сделано», – сказал Доронюк.

    Правозащитники утверждают, что многие переселенцы рискуют остаться без социальной помощи, так как управления социальной защиты не справляются с наплывом переселенцев и не в состоянии оперативно ставить их на учет временно перемещенных лиц.

    «Например, в Харькове собесы записывают людей в очередь на конец марта только для того, чтобы зарегистрировать их, как переселенцев. Потому что собесы не способны справляться с таким количеством людей», – сказала в комментарии для Крым.Реалии юристка Сети правовых приемных Крыма Алена Лунева.

    Крымчанам отказывают в регистрации

    Правозащитница также добавила, что огромные очереди в управлениях соцзащиты появились именно после того, как Кабмин пригрозил прекратить соцвыплаты. По словам Луневой, эти очереди могут стать еще больше, поскольку о появлении документа узнали еще далеко не все переселенцы.

    «Минсоцполитики совершенно не занимается информированием граждан. Ни на одном их ресурсе нет информации, которая каким-либо образом разъясняла бы людям, что означает принятое постановление», – сказала юристка.

    Кроме того, по словам правозащитницы, в управлениях социальной защиты крымчанам нередко необоснованно отказывают в выдаче справки, удостоверяющей статус внутренне перемещенного лица.

    «В последнее время к нам поступает колоссальное количество звонков от крымчан. Им отказывают в регистрации по разным причинам. Во-первых, из-за того, что некоторые переселенцы уже получили регистрацию на материковой Украине. Во-вторых, многие проживали в Крыму до аннексии, но зарегестрированы были в других областях. И есть еще масса других оснований для отказа», – сказала Лунева.

    Правозащитница считает, что переселенцам отказывают в регистрации по причине того, что Минсоцполитики «спускает» соответствующие инструкции сотрудникам на местах.

    «Это очевидный факт. Потому что мы получаем информацию о таких нарушениях из разных регионов Украины. Не могут быть в разных регионах Украины одинаково дурные начальники департаментов соцполитики», – сказала правозащитница.

    По прогнозам Луневой, многие крымчане и переселенцы из Донбасса могут попросту лишиться пенсий, стипендий и других социальных выплат, поскольку не успеют встать на учет внутренне перемещенных лиц.

    В Министерстве социальной политики утверждают, что в курсе ситуации с очередями, и обещают устранить эти проблемы.

    «Министерство обратилось к местной власти с просьбой привлечь к работе по регистрации работников государственных центров занятости, управлений пенсионного фонда и других специалистов, чтобы максимально быстро решить проблемы. Надеемся, что учет внутренне перемещенных лиц будет завершен вовремя, до 31 декабря», – сказал представитель Минсоцполитики Сергей Марущенко.

    Однако правозащитники считают, что проблему не удастся решить, даже если привлечь дополнительных сотрудников. По их словам, наплыв переселенцев настолько велик, что в управлениях соцзащиты не выдерживает электронная система учета внутренне перемещенных лиц, в связи с чем ускорить работу не получится.

    Выплата пенсии переселенцам с Украины

    Негуманная государственная политика в отношении пенсионеров на Украине не первый год вызывает массу вопросов как среди жителей, так и мировой общественности, ООН. Как назначается пенсия переселенцам с Украины в 2019 году?

    Пенсии переселенцам из зоны АТО

    На фоне политической нестабильности, тяжелой ситуации, сложившейся на Украине, многие жители вынужденно выехали из страны, в том числе в Россию.

    При трудоустройстве на территории РФ или иных государств украинские пенсионеры, граждане предпенсионного возраста попадают в ситуацию, когда социальные и налоговые отчисления с зарплаты остаются в странах, где они работают.

    В связи с этим в некоторые подзаконные акты Украины, касающиеся начислений Пенсионным фондом Украины (ПФУ) пенсий переселенцам, были внесены корректировки, разработанные украинскими законодателями и одобренные Верховной Радой.

    Согласно измененному закону, жители территорий ЛНР, ДНР, а также украинские пенсионеры, вынужденно выехавшие из страны, не смогут получать пенсию Украины, если они не отчисляли в ПФУ денежные средства.

    Детальнее об отмене выплаты пенсии на Украине в видео.

    Объявив Россию страной-оккупантом, власти Украины переложили на ее правительство обеспечение выплат украинским гражданам. Ссылаясь на статьи закона №№ 80 и 82 об «Обязательном пенсионном обеспечении» и основываясь на положении Женевской конвенции, ПФУ приостановил начисления социальных выплат.

    Ситуация осложняется тем, что многие переселенцы, достигшие пенсионного возраста, не могут вернуться, чтобы оформить выплаты, так как в местах их проживания периодически возникают активные военные действия и проявления агрессии нелегальными формированиями к местным жителям.

    Правила начисления пенсий

    Порядок и правила оформления украинских пенсий ужесточились для тех, кто зарегистрирован на неподконтрольных географических зонах ЛНР, ДНР, а также для переселенцев.

    Правила включают следующие условия для расчета и начисления пенсий украинцам:

    Правила начисления пенсии для граждан Украины в другом государстве

    • получатель пособия не должен проживать на так называемой оккупированной территории ДНР, ЛНР;
    • пенсионер не должен пропустить срок, отведенный на регистрацию права на выплаты при достижении пенсионного возраста;
    • граждане обязаны направлять социальные отчисления с заработной платы в ином государстве в ПФУ.

    Вернуться к оглавлению

    Условия пенсионных начислений

  6. Необходимо иметь специальное удостоверение пенсионера (пластиковую карточку), с помощью которого он сможет получать пособие и воспользоваться выплатами. Для ее регистрации следует обратиться в ПФУ. На карту наносится фотография получателя и его цифровая подпись.
  7. Каждые шесть месяцев люди, личные данные которых занесены в так называемые черные списки СБУ, достигшие пенсионного возраста, должны проходить идентификацию. Для ее осуществления следует обратиться в Ощадбанк для перерегистрации карты на подконтрольной территории. На счету карты должны находиться денежные средства в размере не менее одной гривны. По истечении первого года пользования пенсионной картой верификация потребуется один раз в год.
  8. Пожилой человек обязан уведомлять украинский Пенсионный Фонд, если он въезжает в зону АТО, даже если срок пребывания там минимальный.
  9. После волны протестов граждане были вынуждены обратиться в Верховный суд Украины с целью обжалования факта незаконной приостановки выплат ПФУ. Высшим судебным органом требования пожилых людей были удовлетворены, так как решение противоречит закону об обязательном пенсионном страховании и является неправомерным. А также были отменены некоторые условия верификации пожилых людей из «списка СБУ».

    Что требуется для того, чтобы получать выплаты

    Существует несколько условий процесса оформления пенсионных выплат для переселенцев Украины. Для их оформления нужно обратиться в ближайший к месту регистрации на подконтрольной территории пенсионный фонд.

    Список документов для регистрации права начисления украинских пенсий:

    Документы, необходимы для начисления пенсии с Украины

    1. Украинский внутренний паспорт.
    2. Специальный идентификационный пароль или налоговый код.
    3. Фотографии официального формата для документов.
    4. Справка по установленной форме, подтверждающая актуальность статуса переселенца. Заказать ее можно в кабинете органов по социальному обеспечению жителей. Необходимо подать заявление на присвоение статуса переселенца или беженца.
    5. Справка, содержащая информацию о предусмотренных социальных выплатах. Потребуется трудовая книжка.
    6. Справка о сумме начислений заработной платы. Документ необходимо заказать у последнего работодателя.
    7. Справка, выданная с фактического, текущего места жительства.
    8. Сведения с адреса (места регистрации).
    9. Документ об участии в боевых действиях при его наличии.
    10. Выписка, подтверждающая, что гражданину не начисляются пособия социальных органов по работе с населением Крыма, что гражданин не зарегистрирован на так называемой оккупированной территории ЛНР или ДНР, в России.
    11. Выписка о том, что гражданин не числится совладельцем ИП или руководителем.
    12. Заявление на зачисление сумм путем перевода на оформленную карту банка.
    13. Необходимо иметь открытый счет в Национальном банке Украины Ощадбанке. А также подать заявление на расчет и начисление пенсии.

      Иногда приостановка перевода суммы происходит по причине утери документов. В этом случае необходимо подать заявление в украинский Пенсионный фонд о рассмотрении личного дела.

      Проверка представленных сведений займет 15 рабочих дней. Среди прочих данных проверяются материально-бытовые условия проживания заявителя.

      При положительном решении социальных органов пожилому человеку выдается предварительная бумага о назначении выплат. Она направляется в дальнейшем на рассмотрение комиссии по вопросам начисления пенсии украинским беженцам.

      По истечении пяти рабочих дней комиссия принимает решение по результатам проверок, о котором уведомляет ПФУ. При положительном решении на счет пенсионера будет переведена первая сумма. В целом от начала подачи заявления на начисление и выплату пенсии до момента ее выплаты проходит не более месяца.

      Для начисления денег, а также регистрации статуса беженца работающему пенсионеру придется уволиться. Потребуется показать справку о факте расторжения официального трудового договора. В ней в качестве причины увольнения следует указать: «Выезд в другой, безопасный регион».

      Выпуск карты Ощадбанка займет одну рабочую неделю. Доступен предварительный ее заказ посредством телефонного звонка. При этом гражданину будет предложено выбрать адрес офиса, наиболее удобного для посещения при получении готовой карты.

      Карта будет выдана при представлении украинского паспорта, а также после оплаты ее перевыпуска. Предоставляется карта сроком до трех лет. Ею можно воспользоваться во всех торговых точках, заведениях и пунктах электронной оплаты на территории Украины.

      Новые правила начисления пенсий переселенцам с Украины в 2019 году

      В 2019 году в результате активных протестов правозащитников и юристов Украины, а также членов Комитета по правам человека ООН удалось отменить некоторые решения, принятые Верховной Радой.

      Правозащитниками было объявлено незаконным ограничение права пожилых украинцев на получение пенсии. После этого правительство сообщило, что заблокированные суммы будут выплачены.

      Другие положительные моменты:

    14. Решение властей Украины об индексации пенсионных начислений, осуществленное 1 июля 2018 года. Был пересмотрен пенсионный коэффициент для людей, оформивших пособия впервые. Теперь он равен 1.
    15. Решение об индексации социальных выплат на 750 гривен в 2019 году.
    16. Продление этапа пенсионной реформы до 2020 года, на котором планируется увеличить суммы начислений еще на 50 %.
    17. Возможность выбора способа перевода денег через Ощадбанк (на карту банка, на лицевой счет) или выдачи средств в банковской кассе.
    18. Предоставление использования электронной версии украинского пенсионного фонда. Например, теперь можно узнать движение начисляемых средств в личном кабинете на официальном сайте фонда, получить пенсионное удостоверение на указанный адрес электронной почты.

    Правозащитниками объявлены нарушения международных прав в отношении неприкосновенности жилища при проведении проверок, а также на свободу передвижения.

    Правозащитники и юристы добились решения от заместителя министра о сокращении круга лиц, подлежащих проверке, при условии, что они прошли идентификацию.

    Находится на рассмотрении проект «Пенсии неподконтрольным географическим зонам — без справки переселенца». Такой документ был разработан общественными правозащитными организациями.

    Этот проект, в частности, предусматривает:

    Что предусматривает проект?

  10. Отмену бумажного документооборота, перевод его в цифровой формат. Признание права на возможность отправлять документы удаленно посредством электронной связи, не посещая лично офис ПФУ на подконтрольной территории.
  11. Увеличение сроков для реализации права на получение невостребованной суммы, так как не все люди успевают затребовать ее в кратчайший период из-за периодически возобновляемых военных действий.
  12. Главным требованием, сформулированным в программе, зарегистрированной в Верховной Раде под № 6692, является возможность отмены оформления справки переселенца. Шансы на одобрение этого требования Верховной Радой малы, но общественные правозащитные организации продолжат настаивать на этом.

    Для лиц, ограниченных в перемещении, проектом предусматривается требование о доставке средств идентификации человека социальными организациями, в том числе международными. За ограниченного в передвижениях человека официально зарегистрированное доверенное лицо вправе оформить любые бумаги.

    Передать документы предоставляется возможность и через должностное лицо. Для этого требуется: