«Мистраль» отдадут валютой

Франция и Россия согласовали размер неустойки за «Мистрали»

Россия и Франция предварительно согласовали сумму неустойки, которую французская сторона должна выплатить за отказ поставлять вертолетоносцы «Мистраль». Решение должно быть одобрено правительствами двух государств. Если это произойдет, Франция сможет продать корабли третьей стране, но, по мнению экспертов, сделать это будет непросто.

Франция и Россия могут вскоре поставить точку в затянувшейся истории с кораблями-вертолетоносцами типа «Мистраль». О том, что обе стороны достигли соглашения о размере компенсации, сообщил агентству РИА «Новости» источник в военно-технических кругах.

«В течение июня удалось выйти на согласованное предварительно с обеих сторон решение о сумме выплаты Францией компенсации России за непоставку «Мистралей». Предварительно — потому что решение должно быть одобрено теперь правительствами двух стран», — пояснил собеседник агентства.

Олланд и Путин не пришли к соглашению о судьбе «Мистралей»

Судьба «Мистралей» обсуждалась на самом высоком уровне. По информации «Газеты.Ru», этот вопрос поднимал и во время встреч с российским президентом экс-президент Франции Саркози. Ранее российская сторона грозилась обратиться в международный суд.

Представители французской стороны, сообщало издание ChallengeSoir, настаивали на том, чтобы общий размер компенсации не превышал миллиард евро, иначе это вызвало бы болезненную реакцию во французском обществе.

Власти Франции объясняли, что контракт предусматривал максимальную неустойку в 250 млн евро, однако российская сторона настаивала на гораздо большей сумме — выплате уже заплаченного аванса в размере 890 млн евро, а также дополнительно 300 млн евро как компенсацию убытков для создания портовой инфраструктуры и адаптации судов под российские вертолеты Ка-52. Российская сторона также потребовала, чтобы Франция выплатила 60 млн евро за оборудование, установленное на обоих кораблях.

В то же время российская сторона уже объявила, что собирается строить собственные вертолетоносцы, которые не будут копировать «Мистраль». Об этом в мае заявил зампред председателя Военно-промышленной комиссии России Олег Бочкарев.

Достижение соглашения дает возможность Франции продать корабли третьей стране. Директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов считает, что пристроить корабли будет трудно: «Французскому флоту они не нужны, и вероятность того, что они там окажутся, невелика», — говорит эксперт.

Что же касается других стран мира, то и здесь могут быть проблемы: «У всех свои потребности, а этот корабль был сделан под российские нужды», — говорит эксперт.

Кроме того, скандальность сделки, связанной с «Мистралями», наверняка будет отпугивать потенциальных покупателей.
Контракт на строительство двух «Мистралей» — они получили названия «Владивосток» и «Севастополь» — был подписан «Рособоронэкспортом» и французской компанией DCNS в июне 2011 года. Общая сумма контракта — 1,5 млрд евро. Многие сомневались в целесообразности закупки дорогих импортных кораблей и даже называли ее жестом благодарности со стороны России. Так, занимавший тогда пост президента Франции Николя Саркози способствовал мирному урегулированию российско-грузинского конфликта.

Вы за «Мистрали» или неустойку?

Франция вновь отложила передачу России вертолетоносцев «Мистраль». Контракт оценивается в €1,2 млрд, а его срыв будет стоить значительно дороже. Глава Минпрома Денис Мантуров заявил, что Россия может построить такие корабли и сама. Так нужны ли нам эти «Мистрали»?

Нам они не нужны. Это корабли десантного типа, где их можно применить, на какие острова высаживаться? Это была политическая сделка Медведева и Саркози.

Леонид Ивашов, президент Академии геополитических проблем

Чтобы щелкнуть по носу Запад, корабли нужно получить. Деньги заплачены, наш экипаж во Франции обучается эксплуатации, мы вложили деньги в инфраструктуру. Вообще-то они адаптированы под российские условия, начиная с системы отопления заканчивая усилением корпуса для защиты ото льда. На них предусмотрено базирование вертолетов К-52 и десантных средств. Под «Мистрали» построены базы на Тихоокеанском флоте. Но если мы их не получим, то получим неустойку и сможем года через три построить что-то подобное.

Игорь Коротченко, главный редактор журнала «Национальная оборона»

Чем быстрее нам выплатят неустойку, тем лучше. Этот контракт был в благодарность Саркози за поддержку в грузинском конфликте. Так что срыв поставок — это подарок ВМФ России, неустойку мы пустим на строительство в Калининграде прекрасных кораблей типа «Иван Рогов» и «Иван Грен». «Мистрали» как десантные корабли не представляют никакого интереса, потому что они для перевозки экспедиционных войск в Африку, где разгрузка осуществляется на рейде. А наши десантники готовятся к высадке под огнем. И к нашим погодным условиям они не приспособлены. Впрочем, не приспособлены они и под нашу технику. Французы вынуждены были переоборудовать их под наши вертолеты: по размерам они на «Мистраль» даже не заходили.

Владимир Романенко, член правления общественной организации адмиралов и генералов ВМФ «Клуб адмиралов», в 1995-1996 годах начальник береговых войск и морской пехоты ВМФ России

За «Мистрали» . Иначе, зная характер наших партнеров, нам придется приложить немало усилий, чтобы получить неустойку. Нужно еще учесть, что и наши предприятия тоже понесут убытки. Но, главное, «Мистрали» являются лакмусовой бумажкой того, насколько можно доверять нашим партнерам. И, если сделка сорвется, это будет повод пересмотреть наши стратегические взаимоотношения.

Читайте так же:  Трудовой кодекс ст 74 ч 5

Владимир Гутенев, первый зампред комитета Госдумы по промышленности, первый вице-президент Союза машиностроителей

Корабли такого класса российскому ВМФ не нужны, у нас нет для них задач. Но в нынешних условиях, учитывая, что военно-техническое сотрудничество в международных отношениях служит снижению напряженности, контракт хотя бы по одному кораблю надо было бы реализовать. Но только в этих интересах, поскольку никаких сверхновых технологических решений, которые могли бы послужить развитию нашего судостроения, там нет. Все комплектующие — из восьмидесятых годов прошлого века.

Михаил Ненашев, председатель общероссийского Движения поддержки флота

Нам нужно получить какие-то экземпляры боевой морской техники высшего уровня, чтобы подобный уровень выпускать и у нас. Мы длительное время были отделены от мировой практики, а своя практика слаба. Поэтому нам надо позаимствовать приемы и методы, чтобы продвинуться в этой области. Мы без них вполне обойдемся, но для научно-технического уровня вооружения они необходимы.

Евгений Ясин, научный руководитель Высшей школы экономики

Я за неустойку. Корабли мы делаем и сами, может, даже лучшие в мире. Если не авианосцы, то подводные точно. «Мистраль» — десантный корабль, а Россия не занимается десантом с моря. Это прерогатива морских держав типа Британии. К тому же технику самого высшего уровня отправлять в другую страну никто не будет. Если есть возможность отказаться от «Мистралей», получить назад аванс и неустойку, то это была бы лучшая сделка.

Жигарев Сергей, первый зампред комитета Госдумы по обороне

Я за надежного и предсказуемого партнера. А не за того, который мечется между лояльностью Госдепу и выгодным контрактом. Я думаю, мы без «Мистралей» обойдемся.

Александр Бречалов, президент «Опоры России», секретарь Общественной палаты

Не думаю, что стоит так ставить вопрос . Вряд ли сделка сорвется. Неустойка, которую заплатила бы Франция, стала бы для нее куда большим бедствием, чем для нас неполучение «Мистралей».

Владимир Бортко, зампред комитета Госдумы по культуре, режиссер

Да, сами построим, пусть деньгами дают.

Игорь Коган, заместитель председателя совета директоров Нордеа-банка

Я за выполнение договоренностей. Между серьезными ядерными державами не должно быть недомолвок. Для России важно показать всему миру, что мы надежный партнер, который всегда следует договору.

Валерий Рязанский, председатель комитета Совета федерации по социальной политике

Нам все равно. Неустойка — неплохо, пустим ее на развитие флота. Корабли — тоже хорошо. Они, по сути, нужные корабли, которые несут в себе целый ряд технологий, которых у нас пока нет. Мы давно больших кораблей не строили. У нас часть мощностей была на Украине, сейчас самим приходится развивать.

Александр Шаравин, военный аналитик

ВОПРОС НЕДЕЛИ / ДЕВЯТНАДЦАТЬ ЛЕТ НАЗАД*

Чем обернется для российской экономики банковский кризис?

Не исключаю, что август 1995 года — это лишь предвестник нового всеобщего банковского кризиса.

Сергей Алексашенко, директор Экспертного института РСПП

Последствия банковского кризиса для экономики очень серьезны. Очень опасны нецивилизованные формы конкурентной борьбы, надуманные обвинения друг друга.

Анатолий Милюков, вице-президент Мосбизнесбанка

Ситуация будет рассасываться долго, и банки попытаются выбить как можно больше льгот. Кое-что им уже удалось.

Сергей Шаталов, заместитель министра финансов

У нас в области: если раньше были хоть какие-то кредиты, то теперь их нет. Может, надо укрупнять банки, но не обвально! Особенно этого нельзя делать осенью, когда уборка урожая, закупка и завоз зерна, подготовка к зиме.

Амангельды Тулеев, председатель заксобрания Кемеровской области

Проблема будет разрешена, но может рухнуть много банков.

Валерий Горегляд, руководитель аппарата комитета Совета федерации по бюджету

Теперь крупным банкам придется душить мелкие. Если правительство докажет силу характера, то экономика может воскреснуть, но сначала она должна дойти до клинической смерти.

Сергей Доренко, ведущий программы «Версии» (ОРТ)

*Должности указаны на момент опроса.

Универсальные десантные корабли типа «Мистраль»

Франция обязалась выплатить России 949 миллионов 755 тысяч евро за разрыв контракта на поставку вертолётоносцев проекта «Мистраль». [2][3] Стоимость контракта составит 950 млн евро.[4] Контракт на приобретение этих кораблей в итоге заключил Египет,[5] причём вместе с кораблями египтяне закупят российские ударные вертолёты Ка-52К, которые были специально разработаны для базирования на вертолётоносцах «Мистраль». Продажа вертолётов вместе с кораблём было одним из условий, которые поставила Россия перед Францией при расторжении контракта. [6][7] Россия поставит оборудование и вертолёты на поставленные Францией Египту вертолётоносцы «Мистраль» на сумму свыше $1 млрд.[8]

  • Дальность на крейсерской/экономической скорости: 5800 миль (10800 км) / 10700 миль (19800 км)
  • Экипаж: 160 человек (в том числе 20 офицеров), по другим данным 177 человек
  • Десантовместимость на большую/небольшую дальность: около 450/900 человек морской пехоты
  • На самом деле на момент подписания контракта существующие кораблестроительные мощности уже были загружены на много лет вперёд. Как пример можно привести Адмиралтейские верфи, где по данным самого предприятия в 2019 году загрузка достигла 150—160 %[11]. В связи с этим все последние годы отечественные судостроительные заводы расширяют штаты, но всё равно в 2010—2019 годах отрасль испытывает острейший кадровый голод не оставляющий ни малейших надежд на серьёзное увеличение мощностей.

    Проект был доработан под отечественные требования, получив, в частности, ледовый класс за счёт замены материала корпуса и более высокие ангары для вертолётов соосной схемы, применяющихся в отечественном флоте и имеющих на море значительные преимущества.

    Читайте так же:  Как оформить заказ по купону

    Безусловно, иметь только отечественные комплектующие всегда безопаснее. Однако первые два корабля, как сообщалось, должны были базироваться во Владивостоке, что было совершенно не удивительно в связи с развивающейся гонкой вооружений в регионе и обострением территориальных споров со стороны Японии. И, хотя представители Объединённой судостроительной корпорации неоднократно осуждали заказ проекта за рубежом, беспристрастный взгляд на состояние отрасли, все ещё переживающей последствия 1990-х годов показывает, что корабли совершенно новых проектов пока строятся достаточно медленно. Учитывая напряжённую обстановку на Дальнем Востоке, не хотелось бы в этой ситуации повторить опыт русско-японской войны 1904—1905 годов, когда затягивание с вводом в строй боевых единиц флота в связи с полным переводом оборонного заказа на отечественные верфи обернулось в результате катастрофическими потерями. Использование помощи Франции позволило сократить сроки проектирования и строительства кораблей с примерно минимум 10 до 3-х лет, что, в силу известной ситуации вокруг Курильских островов, могло быть очень важным. Также, в связи с известными тенденциями в международной политике, данные корабли могли бы активно использоваться в войне с террористическими и пиратскими организациями зачастую вольготно себя чувствующими в отдельных государствах Ближнего Востока и Африки.

    Всего по контракту на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге (кормовые части) и французском Сен-Назере были построены два корабля:

  • «Севастополь», заложен в 2019 году, спущен на воду 21 ноября 2019 года.[13]
  • Позднее стало известно, что его поставка была «отсрочена» ровно до того момента, когда его и надо было поставлять по контракту. В дальнейшем Франция продолжала оттягивать принятие решения о передаче кораблей России или выплате неустойки за невыполнение поставки.

    В сухом остатке следует признать, что несколько спорная идея контракта с «Мистралями» в результате себя полностью оправдала, хоть и не таким образом, как изначально предполагалось. Россия по контракту фактически получила следующее:

  • Переданные технологии.
  • Военных моряков, подготовленных к службе на универсальных десантных кораблях.
  • Перспективы экспорта Ка-52К совместно с «Мистралями» в третьи страны.
  • Острый повод для критики врагов России во Франции и Евросоюзе их внутриполитическими противниками.
  • Денежную компенсацию за большую часть из затрат на всё перечисленное выше.
  • Универсальные десантные корабли типа «Мистраль» — универсальные десантные корабли-доки французской разработки, оснащённые вертолётной группой, доком для десантных катеров и обширными внутренними помещениями для управления операциями на большом удалении от баз, а также размещения десанта, в том числе тяжёлой бронетехники, или госпиталя, или эвакуируемых или всего вышеперечисленного в различны сочетаниях. Серия кораблей этого типа строилась с участием российских судостроителей и для российского военно-морского флота, однако впоследствии контракт был разорван французской стороной в связи с украинским кризисом, с возвратом произведённых Россией затрат (однако, без штрафа за факт нарушения договора (неустойка) Францией).[1].

    [править] Контракт на «Мистрали»

  • Скорость хода максимальная/крейсерская/экономическая: 19/18/15 узлов.
  • Зенитное вооружение: артиллерийские установки АК-630 и ЗРК малой дальности 3М47 «Гибка»
  • Вертолётная группа: в общей сложности 30 вертолётов Ка-52К, Ка-29 и Ка-27М.
  • [править] Критика контракта

    Контракт на закупку кораблей подвергался мощной критике сразу по нескольким причинам, основные из которых можно свести к следующим тезисам, краткие ответы на которые приведены здесь же:

    История с избиением местными силовиками российского посла[9] и свободно разгуливающими террористами в Катаре, а также менее известные, но часто повторяющиеся истории с фактическим захватом в заложники российских моряков торгового флота пиратами и недалеко от них ушедшей береговой охраной отдельных африканских стран[10] показывает, что инструмент давления на нервы нагло плюющих на международное право отдалённых прибрежных государств России определённо необходим.

    В результате, оба корабля были построены без вооружения, которое предполагалось установить уже в России, однако переданы российской стороне они так и не были.

    [править] Разрыв контракта

    Подвергаясь мощному давлению США в ходе украинского кризиса, в сентябре 2019 года французский президент Франсуа Олланд высказался в том духе, что в данный момент не видит условий для передачи почти готового к тому моменту «Владивостока» России.

    23 сентября 2019 года стало известно, что Египет купит у Франции два вертолётоносца типа «Мистраль», изначально предназначавшиеся России.[17] Стоимость контракта — 950 млн евро.[18] Соглашение было подписано 10 октября 2019 года.[19] Также Египет заключил контракт на поставку российских ударных вертолётов Ка-52К, которые были специально разработаны для базирования на вертолётоносцах «Мистраль». Продажа вертолётов вместе с кораблём было одним из условий, которые поставила Россия перед Францией при расторжении контракта. [20][21] Россия поставит оборудование и вертолёты на поставленные Францией Египту вертолётоносцы «Мистраль» на сумму свыше $1 млрд.[22]

    [править] Результаты проекта

  • Подготовленные места базирования крупных кораблей во Владивостоке.
  • Были предметно исследованы вопросы размещения отечественных вертолётов и десантных катеров на универсальных десантных кораблях.
  • Фактическое унижение Франции со стороны США и Еврокомиссии, что ещё долго будут вспоминать гордые французы.
  • [править] Перспективы строительства новых универсальных десантных кораблей в России

    [править] Предыстория вопроса

    В локальных конфликтах последнего времени выяснилось, что имевшиеся в отечественном флоте большие десантные (танкодесантные) корабли плохо подходят для спецназа в силу неприспособленности к перевозке вертолётов и быстроходных катеров, которыми оснащаются имеющиеся в других флотах универсальные десантные корабли. В СССР и России до 2010-х годов универсальные десантные корабли не производились, более того, даже большие десантные корабли СССР в последние годы большей частью закупал в Польше. В связи с этим, когда к концу 2000-х стала очевидна ведущая роль сил специального назначения во многих локальных конфликтах последнего времени, встал вопрос о закупке соответствующих технологий заграницей, поскольку опыт создания, например, фрегатов проекта 22350 показал, что отечественное кораблестроение всё ещё не полностью оправилось от последствий развала СССР и было не способно создать совершенно новый корабль в короткий срок.

    Читайте так же:  Приказ о продление срочного трудового договора

    В результате, 24 декабря 2010 года с Францией было заключено согласованное на высшем уровне соглашение о строительстве серии кораблей типа «Мистраль», доработанных по российским требованиям по французской лицензии, предполагающей также передачу использованных в проекте технологий. Для своего флота Франция к этому моменту построила три корабля этого проекта.

    Первые два корабля согласно контракту стоимостью 1,2 млрд евро (из них 980 млн собственно за корабли) собирались во Франции, но поставку значительной части конструкций обеспечивал Балтийский завод (г. Санкт-Петербург), где строились кормовые части обоих кораблей. Последующие два корабля должны были строиться в России, но их строительство было отложено ещё в 2019 году.

    Корабли типа «Мистраль» имеют следующие ориентировочные основные характеристики:

  • Водоизмещение пустого/полное максимальное: 16,5/21,3/32,3 тыс. тонн
  • Осадка: 6,3 м (по другим данным 6,42 м)
  • Автономность: 30 суток
  • В СМИ во время строительства кораблей появлялось множество спекуляций на тему их отличий от французской версии, вплоть до установки на них тяжёлого артиллерийского вооружения, однако фотографии практически готовых кораблей показывают, что дополнительных мест под размещение вооружения там практически не предусмотрено.

  • России корабли такого типа не нужны, потому что она не проводит колониальную политику
  • Этот контракт надо было целиком отдать российским кораблестроителям, поскольку они простаивают без заказов
    • Этот проект непригоден для нашего климата и т. п.
    • Этот контракт надо было целиком отдать российским кораблестроителям, поскольку так безопаснее, пусть они и дольше будут его делать
    • [править] Строительство кораблей

    • «Владивосток», заложен в 2012 году, спущен на воду 15 октября 2019 года.[12]
      • В дальнейшем российская сторона неоднократно заявляла, что её устроят два варианта событий: или поставка кораблей, или возврат денег по договору с выплатой неустойки в размере понесённых Россией издержек на создание вертолёта Ка-52К, а также, видимо, инфраструктуры во Владивостоке и подготовки экипажей. По сообщениям СМИ французы же пытались на переговорах уменьшить объём выплат.

        Окончательно контракт был закрыт в начале августа 2019 года, когда пресс-служба Президента России сообщила о закрытии контракта в связи с полной оплатой Францией неустойки[14], составившей, по появившимся уже в начале сентября 2019 года данным[15], 949 миллионов 755 тысяч евро. При этом в сентябре 2019 года группа российских специалистов должна будет демонтировать российское оборудование связи с обоих кораблей, и только после этого французы смогут их использовать каким-либо образом по своему усмотрению, хотя позднее появились сообщения, что для продажи кораблей третьим странам всё равно понадобится разрешение России и оно будет получено только в случае их продажи в комплекте со специально разработанными для этих кораблей вертолётами Ка-52К.[16]

        [править] Судьба построенных для России «Мистралей» и вертолётов Ка-52К и последующие события

        Позднее, в октябре 2019 года по признанию бывшего польского президента Александра Квасьневского стало известно, что чтобы компенсировать Франции убытки, вызванные срывом продажи «Мистралей» России, Польша пообещала купить 50 вертолетов H225M Caracal у французской компании Airbus Helicopters. Однако осенью 2019 года Польша разорвала контракт, вызвав негодование французов и международный скандал, в результате которого эта информация и всплыла на поверхность.[23]

      • Значительную часть рабочей и всю эксплуатационную документацию на корабль соответствующего класса.
      • Опыт строительства соответствующего класса кораблей Балтийским заводом.
      • Морской ударный вертолёт Ка-52К «Катран».
      • Подмоченную репутацию одного из основных конкурентов на мировом рынке вооружений.
      • Деньги за продажу Египту вертолётов корабельного базирования Ка-52К, разработанных Россией под «Мистрали», которые в итоге достались Египту.
      • В минусах можно указать некоторые репутационные потери от самого факта закупки кораблей за рубежом, а также отсутствие самих кораблей этого класса в составе российского военно-морского флота, по крайней мере до 2020 года. Однако они, очевидно, не перевешивают положительные моменты, перечисленные выше.

        Ещё в начале контракта по строительству «Мистралей» звучали предположения о том, что отечественный военно-морской флот в после них получит корабли, построенные по улучшенным и переработанным проектам. После разрыва контракта публичные обсуждения этого вопроса усилились, однако отсутствие разработанного проекта позволяет уверенно предположить, что строительство новых кораблей такого класса начнётся не ранее 2017 года и то лишь в том случае, если будет изменена программа кораблестроения в части других крупных надводных кораблей или если к этому моменту удастся обеспечить ввод в строй дополнительных кораблестроительных мощностей путём возрождения частично утратившего соответствующую квалификацию завода «Залив» в г. Керчь Республики Крым.

        В Петербурге Невское проектно-конструкторское бюро (ПКБ) разработало проект десантного корабля, который станет альтернативой французским «Мистралям» (проект «Прибой»).[24] Крыловский государственный научный центр также разработал проект универсального десантного корабля «Лавина», который послужит заменой вертолётоносцам типа «Мистраль».[25]