Лицензия Росгидромета – нужна или нет?

Президент отделения Верховенства права и развития International Informatization Academy, к. ю. н.

специально для ГАРАНТ.РУ

В Российской Федерации подлежит лицензированию деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (подп. 45 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»). При этом предусмотрено исключение: не лицензируется подобная деятельность, осуществляемая в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства или реконструкции объектов капитального строительства.

Во исполнение указанного федерального закона, Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. № 1216 было утверждено Положение о лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства). В соответствии с п. 2 этого положения деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях включает следующие работы (услуги):

  • определение метеорологических, авиаметеорологических, климатологических, гидрологических, океанологических, гелиогеофизических и агрометеорологических характеристик окружающей среды;
  • определение уровня загрязнения (включая радиоактивное) атмосферного воздуха, почв, водных объектов и околоземного космического пространства;
  • подготовка и предоставление потребителям прогностической, аналитической и расчетной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении (включая радиоактивное);
  • формирование и ведение банков данных в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.
  • Как показывает анализ правоприменительной практики, испытательные лаборатории и иные хозяйствующие субъекты, проводящие регулярные исследования поступающих к ним отобранных образцов атмосферного воздуха, воды или почвы нередко сталкиваются с претензиями контролирующих органов о проведении таких испытаний в отсутствии у них лицензии.

    В 2019 году было подписано Письмо Минприроды России от 24 февраля 2019 г. №14-47/3703 «О лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях». В этом письме содержалось разъяснение, что для проведения испытательной лабораторией натурных исследований атмосферного воздуха и измерения физических факторов воздействия на атмосферный воздух в соответствии с действующим законодательством необходимо наличие лицензии на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства).

    Текст письма не носит нормативный характер и официально опубликован не был. Тем не менее в материалах правоприменительной практики можно встретить ссылки на него или дословное воспроизведение содержащегося в нем текста (решение Ульяновского УФАС России от 7 июля 2017 г. по делу № 14-250/03-2017, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 7 июля 2017 г. № 09АП-29515/2017 по делу № А40-63758/17).

    Следует также обратить внимание, что вышеуказанное разъяснение не носит универсального характера и должно рассматриваться, как минимум, с учетом нормы ст. 1 Федерального закона от 19 июля 1998 г. № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» (далее – Закон № 113-ФЗ), в которой под мониторингом состояния и загрязнения окружающей среды понимаются долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния окружающей среды, ее загрязнения.

    Согласно письму Росгидромета от 3 августа 2019 г. № 140-05247/15и деятельность по осуществлению систематического наблюдения водопользователем за водным объектом также не относится к деятельности в области метеорологии и смежных с ней областях и по этой причине не требует лицензирования.

    Следует также учитывать, что проведение анализа предоставленных образцов не равнозначно получению результатов об уровне их загрязнения. Если в первом случае получаемые результаты носят количественный характер (выявление фактического значения присутствия конкретного элемента в образце), то во втором, качественный (комплексный вывод о степени загрязненности объекта, его соответствии или несоответствии установленным требованиям).

    Следует напомнить, что в соответствии с требованиями п. 5 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 54887-2011 «Руководство по добросовестной практике для контрольных испытаний продукции (для испытательных лабораторий и испытательных центров)» (утв. приказом Росгидромета от 22 декабря 2011 г. № 1659-ст) оформляемый Испытательной лабораторией Протокол испытаний должен содержать:

  • необходимые сведения о применяемых методах, средствах и условиях испытаний;
  • результаты испытаний;
  • ссылки на нормативные документы, в соответствии с которыми проводились испытания.
  • Каких-либо выводов о степени загрязнения исследуемого образца такой протокол не содержит и по действующим правилам не может содержать.

    Действующий ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025 не требует обязательного включения в протокол значений норм из ТУ, стандартов, ПДК и аналогичных документов, устанавливающих допустимые лимиты присутствия какого-либо элемента в образце.

    Не обязательным является и включение в протокол испытаний каких-либо выводов, мнений или толкований. Но даже если такие выводы протокол содержит – это не равнозначно заключению о соответствии.

    Вывод о степени загрязнения исследуемого образца может быть сделан как на основании одного протокола испытаний, так и их совокупности, в том числе на основании протоколов, полученных по результатам разных испытаний от разных лабораторий. Достаточно часто, для получения подобного вывода предусмотрена определенная расчетная или иная процедура, выполняемая по определенному, утвержденному в соответствующем документе алгоритму. Все эти действия, выполняются, как правило, уже вне стен Испытательной лаборатории и не ее персоналом.

    Таким образом, для осуществления Испытательной лабораторией деятельности направленной на определение соответствия качества воды, воздуха, почвы требованиям нормативных документов (включая, например, требования СанПиН 2.15.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» и ГН 2.1.5.1315-03 и др.) вполне достаточно факта аккредитации Испытательной лаборатории в национальной системе аккредитации, что подтверждается аттестатом аккредитации (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 июля 2017 г. № Ф08-4092/2017 по делу № А01-2244/2019).

    Протоколы лабораторных испытаний, не свидетельствуют о проведении работ по определению уровня загрязнения, если в них не содержатся ссылки на Руководящие документы или Методические указания по методам комплексной оценки степени загрязнения или порядку проведения расчета условных фоновых концентраций химических веществ (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12 марта 2018 г. № 15АП-1575/2018 по делу № А53-34219/2017, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 апреля 2017 г. № 15АП-3258/2017 по делу № А01-2244/2019).

    Также следует учитывать, что одним из обязательных условий для обладателя лицензии на определение уровня загрязнения (включая радиоактивное) атмосферного воздуха, почв, водных объектов и околоземного космического пространства является обязательная передача лицензиатом информации в области гидрометеорологии и смежных с ней областях в единый государственный фонд данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении в соответствии со ст. 16 Закона № 113-ФЗ.

    Соблюдение данного требования для Испытательной лаборатории, аккредитованной в национальной системе аккредитации представляется затруднительным и по той причине, что на основании п. 4.5.2 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 54887-2011 «Руководство по добросовестной практике для контрольных испытаний продукции (для испытательных лабораторий и испытательных центров)» для передачи результатов исследований третьим лицам требуется обязательное согласие на это Заказчика испытаний.

    Этот фактор учитывается и в правоприменительной практике. Так, не подлежащей лицензированию, признавалось выполнение испытательной лабораторией работ в случаях, когда представленные в проекте НДС сведения по анализу отбора проб были выполнены только для нужд предприятия и не предназначались для передачи третьим лицам (постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 24 октября 2017 г. № 06АП-4023/2017 по делу № А73-2669/2017).

    Также следует учитывать, что лицензированию соответствующий вид деятельности подлежит лишь в тех случаях, когда они выполняются для третьих лиц как самостоятельные работы или услуги, имеющие самостоятельное законченное значение. Если же этот фактор не учитывать, то, как верно было отмечено в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 ноября 2019 г. № Ф08-8072/2019 по делу № А53-15321/2019 обязательной лицензии на определение метеорологических характеристик окружающей среды требовали и действия физических лиц, определяющих для личных нужд температуру воздуха с использованием бытового (оконного) термометра или направление ветра с использованием компаса или обычного флюгера впоследствии поделившихся полученными данными с другими пользователями на своей страничке в Интернете.

    Таким образом, анализ современной правоприменительной практики позволяет сделать выводы, об отсутствии необходимости обязательного получения лицензии на определение уровня загрязнения (включая радиоактивное) атмосферного воздуха, почв, водных объектов и околоземного космического пространства в случаях, если целью выполняемых работ или оказываемых услуг является:

  • производственный контроль и проведение лабораторных исследований (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12 марта 2018 г. № 15АП-1575/2018 по делу № А53-34219/2017, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 апреля 2017 г. № 15АП-3258/2017 по делу № А01-2244/2019);
  • забор проб и их количественный химический анализ в целях производственного экологического контроля (контроля за изменением состояния природного объекта в результате воздействия на него предприятием), для последующего представления полученных результатов в государственный орган, осуществляющий государственный мониторинг водных объектов (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 октября 2019 г. № 18АП-11557/2019 по делу № А07-14629/2019);
  • инвентаризация источников выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух, и разработка проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, получение разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (включая проведение комплекса работ по определению и инвентаризации видов источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на предприятии; определение перечня загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу от источников предприятия; краткую характеристику объекта как источника загрязнения атмосферы (ИЗА); проведение расчетов и определение предложений по нормативам ПДВ; подготовка рекомендаций по контролю за соблюдением нормативов ПДВ на предприятии; оформление и согласование проекта ПДВ (решение Ульяновского УФАС России от 7 июля 2017 г. по делу № 14-250/03-2017);
  • оказание услуг по разработке природоохранной документации и оказание консультативных услуг (включая проведение комплекса работ по инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; Проведение инвентаризации мест хранения отходов; разработку проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; разработку проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; сопровождение согласования проекта работ, в уполномоченных на то государственных и иных органах и организациях; оказание консультативных услуг (в том числе юридического характера) в природоохранной области; координация деятельности в области экологии, оказание квалифицированного содействия по вопросам природопользования, контроль за соблюдением требований экологического законодательства и персональные консультации сотрудников) (решение Липецкого УФАС России от 13 декабря 2019 г. по делу № 332м/16);
  • разработка и согласование проекта нормативов допустимого сброса (НДС) загрязняющих веществ и микроорганизмов в водный объект для сооружений очистки промышленных и хозяйственно-бытовых сточных вод;
  • изготовление справки о гидрологической характеристике водного объекта в рамках инженерных изысканий по подготовке проектной документации к договору водопользования (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 2 июня 2019 г. № 11АП-4739/2019 по делу № А55-30204/2019);
  • выполнение инженерных изысканий в целях подготовки документов территориального планирования и документации по планировке территории (письмо Минрегиона России от 23 июля 2019 г. № 10237-ЕЧ/02).
  • Лицензии на определение уровня загрязнения (включая радиоактивное) атмосферного воздуха, почв, водных объектов и околоземного космического пространства необходима в случаях:

  • выполнения работ по разработке проекта санитарно-защитных зон (решение Тюменского УФАС России от 16 декабря 2019 г. по делу № 478-01);
  • оценки аэротехногенного загрязнения природных сред химическими элементами;
  • оказания услуг по проведению государственного мониторинга водных объектов (решение Иркутского УФАС России от 29 августа 2019 г. по делу № 1800);
  • определения качества воды в водном объекте (постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 24 октября 2017 г. № 06АП-4023/2017 по делу № А73-2669/2017);
  • проведения химического анализа воды в рамках выполнения «Программы ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной» (решение Вологодского УФАС России от 1 апреля 2019 г. по делу №5-2/67-15);
  • проведения работ по определению гидрологических характеристик окружающей среды (например, сбор сведений о колебаниях уровня воды на установленных пунктах наблюдений);
  • наблюдения за поверхностными водными объектами и определение индекса загрязнения поверхностных вод (решение Тюменского УФАС России от 29 февраля 2012 г. по делу № 42);
  • выполнения работ по мониторингу качества природных и сточных (дренажных) вод, сбрасываемых в водные объекты;
  • оказания услуг по созданию наблюдательной сети и осуществлению мониторинга подземных и поверхностных вод на областном полигоне экологического мониторинга;
  • проведения комплекса работ, связанных с получением объективной информации о качестве вод, с целью оценки современного состояния уровня загрязненности трансграничных вод, установления тенденции изменения качества вод по сезонам года, прогнозирования возможных изменений качества вод, оценки влияния крупных притоков на качество вод;
  • осуществления деятельности по определению уровня радиоактивного загрязнения атмосферного воздуха (постановление Арбитражного суда Московского округа от 25 апреля 2019 г. № Ф05-3032/2019 по делу № А40-128722/2019).
  • При этом, работы (услуги) подлежат лицензированию, как вид деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, лишь в тех случаях, когда они оказываются третьим лицам как самостоятельные работы, услуги в рамках гидрометеорологии (постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 24 октября 2017 г. № 06АП-4023/2017 по делу № А73-2669/2017).

    При размещении заявок о государственных и муниципальных закупках наименование объекта закупки, или техническое задание в обязательном порядке должны содержать указание, что требующиеся заказчику услуги по проведению количественного химического анализа необходимы ему именно для цели последующего определения уровня загрязнения природных объектов. Наличие подобного указания для исполнителей будет означать, что для выполнения этих услуг у них должна быть соответствующая лицензия.

    Если же в подобной ситуации объект закупки был обозначен заказчиком, например, как «Услуги по проведению количественного химического анализа речной воды» – то такое описание объекта закупки признается нарушающим требования ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 5 апреля 2019 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (решение Вологодского УФАС России от 1 апреля 2019 г. по делу № 5-2/67-15).

    Лицензия загрязняющих веществ

    Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (далее — инвентаризация) – обязательное требование законодательства для всех предприятий и организаций, на балансе которых стоят стационарные источники выброса загрязняющих веществ.

    Необходимость проведения инвентаризации определена ст. 22 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ. Данная норма остается без изменений после 01.01.2019 г. и не зависит от категории НВОС!

    Определение, содержащееся в ст. 1 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ, относит к стационарным источникам источники выброса, местоположение которых определено с применением единой государственной системы координат или которые могут быть перемещены посредством передвижного источника. Таким образом, любой источник выброса загрязняющих веществ, осуществляющий деятельность на территории землеотвода предприятия или организации, может быть отнесен к стационарным.

    Основные стационарные источники, наличие которых требует проведения инвентаризации:

  • дымоотводящие трубы (котельные, печи, топливосжигающее технологическое оборудование и т.д.);
  • системы вытяжной или общеобменной вентиляции (посты покраски, посты ремонта и обслуживания автотранспорта, экструзионные установки и т.д.);
  • места перегрузки и хранения сыпучих материалов;
  • технологические установки, оборудованные системами очистки газа и пыли;
  • неплотности технологического оборудования, через которые загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух;
  • оборудование, работающее на открытых площадках (пилорамы, сварочные посты и т.д.).
  • Инвентаризация стационарных источников на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводится не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов.

    При этом учитываются все стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, устанавливаются их характеристики, а также определяются количественные и качественные показатели выбросов, систематизируются и документируются полученные результаты.

    Обращаем внимание, что инвентаризация – это комплексная работа, которая включает в себя расчеты, инструментальные замеры выбросов загрязняющих веществ, составление отчетного документа, включающего большое количество табличных данных в установленной форме.

    Основой для практического проведения инвентаризации является Приказ Минприроды России от 07.08.2018 г. № 352 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки», вступающий в силу с 26.04.2019 г.

    В настоящий момент требование о специальном утверждении или согласовании инвентаризации отсутствует (за исключением согласования руководителем предприятия или организации). Проверка соответствия данных, представленных в материалах инвентаризации, производится при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий. Кроме того, данные инвентаризации, проведенной в установленном порядке, необходимы для актуализации сведений и постановки на учет объектов НВОС, а также для составления программы производственного экологического контроля.

    Специалисты ГК «ЭКО ЦЕНТР» выполняют работы по инвентаризации стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в полном соответствии с последними требованиями законодательства в сфере охраны окружающей среды.

    Проектные работы могут быть выполнены для промышленных объектов любого уровня сложности.

    Инвентаризацию источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу нужно проводить в ГК «ЭКО ЦЕНТР», потому что…

    • мы являемся лидерами сферы природоохранного проектирования;
    • проектирование ведется узкоспециализированными специалистами профильного отдела, занимающегося вопросами охраны атмосферного воздуха;
    • многолетний опыт помогает принять правильные решения при определении расчетных методик, количественных и качественных характеристик выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
    • в группе компаний работают признанные эксперты в области охраны атмосферного воздуха, имеющие опыт проектирования и успешного решения сложных задач;
    • для проведения лабораторных замеров мы используем ресурсы собственного лабораторного комплекса, включающего две аккредитованные инструментальные лаборатории;
    • в процессе проектирования учитываются региональные требования (специалистами группы компаний выполнено большое количество инвентаризаций источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в различных регионах РФ);
    • специалистами группы компаний успешно проведены инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для крупнейших предприятий страны;
    • предлагаемые стоимости наших работ и услуг ниже, чем у конкурентов, за счет унификации и правильной организации труда;
    • для выполнения расчетов наши проектировщики используют программный комплекс «Воздух», разработанный программистами ГК «ЭКО ЦЕНТР», что позволяет выполнить работу быстрее путем автоматизации процессов;
    • мы не только выполняем работы, но и исключительно своими силами обеспечиваем необходимые согласования и утверждения до получения результата;
    • качество работ обеспечено наличием необходимых аттестатов, допусков, лицензий, а также многоступенчатым контролем со стороны службы качества.
    • При проведении инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в сторонних организациях заказчики сталкиваются со следующими частыми проблемами…

    • недостаточная квалификация и опыт специалистов;
    • из-за отсутствия опыта подрядчик выбирает неверное сочетание расчетных и инструментальных методов определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, что приводит либо к перерасходу денежных средств заказчика на использование лаборатории, либо к претензиям со стороны органов надзора при проведении проверки;
    • неверно выполненная инвентаризация является причиной неправильной постановки на учет объектов НВОС, а также ошибок в программе производственного экологического контроля (ПЭК) и некорректному экоконтролю в рамках ПЭК;
    • отсутствие в структуре организации собственной лаборатории влечет необходимость привлечения субподрядчиков с оплатой их услуг сверх стоимости, заложенной в договоре;
    • проектировщики требуют представить протоколы инструментальных замеров выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в качестве исходных данных;
    • проектировщики из-за территориальной удаленности от промышленной площадки заказчика отказываются выезжать на предприятие, в результате значительную часть работы приходится выполнять сотрудникам заказчика (фотофиксацию источников выбросов загрязняющих веществ, определение систем вентиляции, обозначение на картографических материалах различных данных и т.д.);
    • при проведении инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу часть источников не учитывается, что приводит к проблемам у заказчика при реализации в отношении него контрольно-надзорных мероприятий;
    • особенности технологического процесса производства создают непреодолимые сложности для проектной организации при расчете количественных и качественных характеристик выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (невозможно подобрать методику, нет результатов замеров на аналогичном объекте, отсутствует практика выбора загрязняющих веществ при балансовых методах расчета химических реагентов и т.д.);
    • в стоимости проектных работ заложены скрытые условия и платежи.
    • Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (статья 30)
    • Приказ Минприроды России от 07.08.2018 г. № 352 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки»
    • Согласующие органы

      • Утверждение материалов инвентаризации стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух производится со стороны заказчика, необходимость иных согласований отсутствует.
      • Результат работ

        • Утвержденная инвентаризация стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух
        • Срок действия

          • Бессрочно (кроме случаев изменения в технологическом производстве, а также случаев изменения в количественном и качественном составе выбросов загрязняющих веществ в атмосферу)
          • Ответственность

            • cт. 8.1 КоАП РФ – штраф на юридических лиц до 100 тыс. руб.
            • cт. 8.5 КоАП РФ – штраф на юридических лиц до 80 тыс. руб.
            • Часто задаваемые вопросы

              Каким образом необходимо учитывать количество загрязняющих веществ в забранной воде водного объекта при сбросе сточных вод в этот водоем?

              В соответствии с пунктом 6.14 «Инструкции о порядке составления статистического отчета об использовании воды по форме № 2-тп (водхоз)», утвержденной Центральным статистическим управлением СССР 24 июля 1985 года № 42/4, в случаях забора воды из того же объекта, в который сбрасываются сточные воды, а также забора воды одновременно из нескольких источников водоснабжения, включая приемник сточных вод, общее количество загрязняющего вещества, сброшенного со сточными водами за отчетный период, уменьшается на количество одноименного вещества, содержащегося в объеме воды, забранной за тот же период из водного объекта, являющегося одновременно приемником сточных вод.

              Каким органом выдаются разрешения на сброс сточных вод в водный объект и утверждаются нормативы ПДС?

              В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 января 2006 г. № 33 нормативы предельно допустимых сбросов вредных веществ в водные объекты утверждаются территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по согласованию с бассейновыми и другими территориальными органами Федерального агентства водных ресурсов, территориальными органами Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, а также с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

              На каком расстоянии от места выпуска сточных вод в водный объект должны соблюдаться нормативы качества поверхностных вод?

              В соответствии с СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» нормативы ПДС устанавливаются для каждого выпуска сточных вод и каждого загрязняющего вещества, в т.ч. продуктов его трансформации, исходя из условия, что их концентрации не будут превышать гигиенические нормативы химических веществ и микроорганизмов в воде водного объекта в створе не далее 500 м от места выпуска.

              В каких случаях разрабатываются нормативы предельно допустимых вредных воздействий (ПДВВ) на подземные водные объекты?

              В соответствии с Методическими указаниями по разработке нормативов ПДВВ на водные объекты и предельно допустимых сбросов вредных веществ в водные объекты к основным видам хозяйственной деятельности, оказывающей воздействие на подземные водные объекты, относится, в числе прочих: эксплуатация зданий и сооружений, промплощадок, водонесущих коммуникаций, котлованов, тоннелей, накопителей сточных вод и пульп промышленных и коммунальных предприятий, накопителей для хранения нефти и нефтепродуктов, полигонов складирования твердых отходов, полей фильтрации, нефтепроводов и т.д.

              В каких случаях требуется разработка плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов?

              Планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов разрабатываются для разливов нефти и нефтепродуктов, которые классифицируются как чрезвычайные ситуации.

              В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. № 613 (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.04.2002 № 240) в зависимости от объема и площади разлива нефти и нефтепродуктов на местности, во внутренних пресноводных водоемах выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий:

            • локального значения — разлив от нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов (определяется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды) до 100 тонн нефти и нефтепродуктов на территории объекта;
            • муниципального значения — разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы муниципального образования либо разлив до 100 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы территории объекта;
            • территориального значения — разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы субъекта Российской Федерации либо разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы муниципального образования;
            • регионального значения — разлив от 1000 до 5000 тонн нефти и нефтепродуктов либо разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы субъекта Российской Федерации;
            • федерального значения — разлив свыше 5000 тонн нефти и нефтепродуктов либо разлив нефти и нефтепродуктов вне зависимости от объема, выходящий за пределы государственной границы Российской Федерации, а также разлив нефти и нефтепродуктов, поступающий с территорий сопредельных государств (трансграничного значения).

            В зависимости от объема разлива нефти и нефтепродуктов на море выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий:

          • локального значения — разлив от нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов (определяется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды) до 500 тонн нефти и нефтепродуктов;
          • регионального значения — разлив от 500 до 5000 тонн нефти и нефтепродуктов;
          • федерального значения — разлив свыше 5000 тонн нефти и нефтепродуктов.
          • Исходя из местоположения разлива и гидрометеорологических условий категория чрезвычайной ситуации может быть повышена.

            Нижний уровень разлива нефти и нефтепродуктов определяется в соответствии с «Указаниями по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации», утвержденными приказом МПР России от 03.03.2003 № 156.

            Что следует понимать под контрольным створом в задачах установления нормативов ПДС?

            Под контрольным створом в задачах установления нормативов ПДС следует понимать поперечное сечение водного потока, в котором контролируются показатели качества воды.

            Что может являться основанием для установления временно согласованного сброса (ВСС) загрязняющего вещества в водный объект?

            Основанием для установления временно согласованного сброса (ВСС) загрязняющего вещества в водный объект может являться наличие объективных технических или экономических причин, не допускающих достижения предприятием норматива предельно допустимого сбросов (ПДС) в настоящее время.

            Что понимается под временно согласованным сбросом (ВСС) загрязняющего вещества в водный объект?

            Под временно согласованным сбросом (ВСС) следует понимать временный лимит сброса вредного (загрязняющего) вещества в водный объект в единицу времени, который устанавливается для действующих источников сброса (выпусков) сточных вод с учетом качества вод водного объекта и социально-экономических условий развития соответствующей территории в целях поэтапного достижения установленного норматива предельно допустимого сброса.

            Каково назначение нормативов предельно допустимых сбросов (ПДС)?

            Нормативы предельно допустимых сбросов (ПДС) используются при:

          • выдаче лицензий на водопользование,
          • осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов,
          • установлении размеров платежей, связанных с пользованием водными объектами,
          • наложении штрафов и предъявлении исков о возмещении ущерба при нарушении водного законодательства,
          • оценке эффективности водоохранных мероприятий.
          • Что понимается под нормативом предельно допустимого сброса (ПДС) загрязняющих веществ в водный объект?

            Под предельно допустимым сбросом загрязняющих веществ в водный объект понимается:

            (а) Масса вещества в сточных водах, максимально допустимая к отведению с установленным режимом в данном пункте водного объекта в единицу времени с целью обеспечения норм качества воды в контрольном створе или на участке водного объекта (с учетом вида водопользования).

            (б) Масса вещества в возвратной воде, максимально допустимая к отведению с установленным режимом в данном пункте водного объекта в единицу времени с целью обеспечения норм качества воды в контрольном створе или недопущения ухудшения сформировавшегося качества воды, если оно хуже нормативного.

            Каково назначение «Разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты»?

            «Разрешение на сброс загрязняющих веществ в водные объекты», являющееся неотъемлемой частью «Проекта нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ», устанавливает нормативы предельно допустимых сбросов и лимиты временно согласованных сбросов и дает право предприятию осуществлять сброс образующихся загрязняющих веществ в водные объекты.

            На каком основании предприятие-природопользователь получает возможность осуществлять сбросы загрязняющих веществ в водные объекты?

            Сброс загрязняющих веществ в водные объекты источниками предприятия допускается на основании «Разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты», выдаваемого территориальными органами Министерства природных ресурсов Российской Федерации (МПР РФ). В городе Москве таким органом является Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России (ГУПР) по г. Москве.

            Где можно найти информацию о предельно допустимых концентрациях (ПДК) загрязняющих веществ в воде водоемов?

            Информацию о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ в воде водоемов можно найти в следующих материалах:

          • Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнения. СанПиН 2.1.5.980-00 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов.
          • Гигиенические требования к охране поверхностных вод». Утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 22.06. 2000 г.
          • Перечень предельно допустимых концентраций и ориентировочно безопасных уровней воздействия вредных веществ для воды рыбохозяйственных водоемов. Москва, Роскомрыболовство. 1995 г.
          • ГН.2.1.5.558-96. «ПДК и ОДУ вредных веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования».
          • Какие основные нормативные документы определяют самый общий порядок разработки, рассмотрения и согласования нормативов предельно допустимого сброса загрязняющих веществ в водные объекты?

            К числу основных нормативных документов, определяющих самый общий порядок разработки, рассмотрения и согласования нормативов предельно допустимого сброса (ПДС) загрязняющих веществ в водные объекты, следует отнести:

            Об охране окружающей среды. Федеральный закон от 10.01.2002 г. №7-ФЗ.

            Водный кодекс Российской Федерации. От 16.11.1995 г. № 167- ФЗ

            Какие проводятся мероприятия по сохранению и содержанию водных объектов г. Москвы и Московской области?

            В комплекс мероприятий по охране, оздоровлению и благоустройству водных объектов г. Москвы и прилегающих территорий входят:

          • Анализ современного санитарного состояния р. Москвы и ее притоков в черте города, обоснование, разработка и согласование временных региональных норм (ПДК) по требованиям к качеству воды водных объектов на территории города Москвы.
          • Меры по улучшению качества воды городских водных объектов и стабилизации работы системы отведения поверхностного стока с территории города.
          • Инвентаризация и анализ работы всех действующих очистных сооружений поверхностного стока, водовыпусков и сетей ливневой канализации города.
          • Анализ количества и состава загрязнений снега с учетом мест сбора и противоледных мероприятий.
          • Уборка акваторий водных объектов города и береговой полосы от плавающего мусора.
          • Проведение противоэрозионных мероприятий.
          • Укрепление береговой линии.
          • Очистка и дноуглубительные работы.
          • Ликвидация навалов строительного мусора, металлолома, ж/б конструкций на прибрежных территориях.
          • Вывоз брошенного автотранспорта с береговых откосов.
          • Капитальный ремонт щитовых заграждений на реках.
          • Восстановление и облицовка несущих стен набережных.
          • Проведение по очистке дна массового отдыха на воде и баз-стоянок маломерных плавательных средств.
          • Строительство берегоукрепительных сооружений на реке.
          • Каков перечень мероприятий, засчитываемых в счет экоплатежей за загрязнение водных объектов?

            Согласно Приложению 2 «Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды» перечень природоохранных мероприятий, которые засчитываются в счет экоплатежей за загрязнение водных объектов:

          • Строительство головных и локальных очистных сооружений для сточных вод предприятий с системой их транспортировки.
          • Внедрение систем оборотного и бессточного водоснабжения всех видов.
          • Осуществление мероприятий для повторного использования сбросных и дренажных вод, улучшения их качества, не вызывающие побочного негативного воздействия на другие природные среды и объекты: аккумулирующие емкости, отстойники, сооружения и устройства для аэрации вод, биологические инженерные очистные сооружения, биологические каналы, экраны.
          • Строительство опытных установок и цехов, связанных с разработкой методов очистки сточных вод, и переработкой жидких отходов и кубовых остатков.
          • Реконструкция или ликвидация накопителей отходов.
          • Создание и внедрение автоматической системы контроля за составом и объемом сброса сточных вод.
          • Какие материалы предприятие-природопользователь должно представить в Отдел нормирования, анализа состояния окружающей среды и экологического мониторинга ГУПР по г. Москве для получения Разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект со сточными, ливневыми, дренажными и фильтрационными водами?

            Для получения Разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект со сточными, ливневыми, дренажными и фильтрационными водами предприятие-природопользователь должно представить в Отдел нормирования, анализа состояния окружающей среды и экологического мониторинга ГУПР по г. Москве следующие материалы:

            1. Заявку предприятия-природопользователя об утверждении норматива ПДС.

            2. Проект нормативов ПДС загрязняющих веществ, поступающих в водный объект со сточными водами предприятия-природопользователя.

            3. Приложения к Разрешению на сброс сточных вод в водные объекты:

            № 1 — «Характеристика источников загрязнения (сброса сточных вод)»,

            № 2 — «Показатели качества сточных вод»,

            № 3 — «Характеристика осадка сточных вод»,

            № 4 — «Сведения о контроле качества сбрасываемых сточных вод (в том числе ливневых, дренажных, фильтрационных) вод»,

            № 5 — «Характеристика источников загрязнения (сброса сточных вод) и показатели качества по неорганизованным выпускам сточных вод».

            Каков срок действия Разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты?

            При действующих нормативах ПДС Разрешение на сброс загрязняющих веществ в водные объекты подлежит ежегодному переоформлению с предоставлением Технического отчета по продлению нормативов ПДС.

            Поясните, пожалуйста, порядок выдачи разрешений на сброс сточных вод. И как выдается разрешение при отсутствии у предприятия проекта ПДС (проект находится на утверждении)?

            Водным кодексом РФ предусмотрено, что пользование водными объектами должно осуществляться на основании соответствующих лицензий на водопользование.

            Постановление Правительства РФ от 03.04.97 №383 «Об утверждении Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии» определяет порядок оформления лицензии на водопользование, заявитель представляет в орган лицензирования характеристику видов намечаемой и осуществляемой хозяйственной деятельности и предложения по условиям пользования водным объектом, в том числе по улучшению состояния водного объекта и его охране, а также обоснование заявленного объема водоотведения и сведения о показателях качества отводимых и (или) дренажных вод.

            Установление лимитов водопользования производится территориальными органами в области охраны окружающей среды при оформлении налогоплательщиками в установленном порядке лицензий (разрешений) на водопользование.

            При отсутствии у налогоплательщиков лицензии (разрешений) на водопользование и соответственно установленных лимитов по каждому водному объекту, виду водопользования, использованию забираемых вод весь объем водопользования в этом случае рассматривается как безлицензионный.

            В соответствии с п.6 ст.4 Федерального закона « О плате за пользование водными объектами» при пользовании водными объектами без соответствующей лицензии (разрешения) ставки платы увеличиваются в 5 раз по сравнению со ставками платы, обычно устанавливаемыми в отношении такого пользования на основании лицензии (разрешения).

            Необходима ли лицензия на водопользование предприятию, которое сбрасывает сточные воды в систему канализации?

            Лицензирование водопользования осуществляется в соответствии с Водным кодексом РФ,

            Ст. 86 Водного кодекса устанавливает деление водопользования на общее и специальное. В ч.1 данной статьи указано, что использование водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств (общее водопользование) может осуществляться гражданами и юридическими лицами без получения лицензии на водопользование. В ч. 2 определено, что использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств (специальное водопользование) осуществляется гражданами и юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование, за исключением случаев использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок (взлетов) воздушных судов.

            В соответствии с Приложением 1 к приказу МПР РФ от 23 октября 1998 г. №232 «Об утверждении документов по лицензированию пользования поверхностными водными объектами» — Перечнем видов специального водопользования (по поверхностным водным объектам), к специальному водопользованию относится, в том числе пользования водными объектами или их частью для сброса сточных вод, если указанные виды водопользования производятся с применением определенных сооружений, технических средств и устройств.

            Пользователем водного объекта является организация, которая сбрасывает сточные воды непосредственно в водный объект. Предприятие, которое заключило договор о сбросе сточных вод в систему канализации, пользователем водного объекта не является. Следует отметить, что обязанность осуществлять плату за загрязнение окружающей среды лежит на организации, которая принимает сточные воды от абонентов в свою систему канализации и сбрасывает их в водный объект.

            В том случае, если предприятие не осуществляет вышеуказанные виды специального водопользования, лицензию на водопользование получать не следует.

            Полное сопровождение и разработка решений на всех этапах работы, а так же весь спектр услуг по экологии

            Мы используем в работе продукты фирмы «Интеграл» — российского лидера в области разработки программных средств по охране окружающей среды

            Компания имеет сертификаты соответствия OHSAS 18001:2007, ISO 14001:2019, ISO 9001:2019, а наши сотрудники имеют сертификаты экспертов-аудиторов

            В соответствии с п. 30 ч. 1 ст. 12 № 99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности подлежит лицензированию. Получение разрешения будет актуальным лишь для компаний, имеющих дело с материалами, попадающими под классификационный каталог отходов (ФККО).

            В соответствии со ст. 1 № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления»:

            Сбор отходов — прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов

            Транспортирование отходов — перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах

            Размещение отходов — хранение и захоронение отходов

            Хранение отходов — складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения

            Захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду

            Обработка отходов — предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку

            Утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация)

            Обезвреживание отходов — уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду

            Лицензия не нужна для:

            Деятельности по образованию и накоплению отходов 1-4 класса на территории меньше 11 месяцев

            Накопления остатков сырья. Иными словами, временное хранение сырья и материалов (не более полугода) может производиться без соответствующих разрешений. Чтобы избежать проблем, место временного хранения должно соответствовать всем нормам и требованиям, прописанным в редакции закона.

            Деятельности по обращению с отходами или остатками сырья 5 (безвредного) класса

            Выдача лицензий по отходам осуществляется органами Росприроднадзора. На одно предприятие выдается одна лицензия с перечнем требуемых действий с отходами. В лицензии указываются нужные виды отходов I — IV классов опасности согласно ФККО.

            Претендент на получение лицензии должен соответствовать ряду требований:

            Наличие объектов, специализирующихся на длительном содержании продуктов переработки;

            Лицензия на спецоборудование: стационарные и передвижные установки утилизации отходов, разрешение на специализированные средства перевозки вредных веществ

            Лицензии ИП и сертификатов, подтверждающих квалификацию работников (сертификат о прохождении специальных курсов)

            Наличие ответственного лица за допуск к работе с отходами

            Прохождение комиссии ведомственных органов с целью мониторинга текущего состояния объектов, размещения вредных веществ, а также установка текущего уровня загрязнения природы

            Проведение рекуперации материалов, пагубно влияющих на озоновый слой в локации, где размещены остатки производственной деятельности

            Наличие соответствующего помещения, внесенного в государственный реестр

            Разрешение санитарно-эпидемиологической службы и документация, подтверждающая соответствие объекта нормам и требованиям, прописанным в действующем санитарном законодательстве

            Итоговое заключение экологической экспертизы, наличие лицензии на объекты размещения и обезвреживания опасных веществ всех классов, техническая документация и план помещения

            Примерный пакет документов для получения лицензии

            Cвидетельство о регистрации юридического лица или ИП

            Cвидетельство ЕГРЮЛ/ЕГРИП, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (ИНН), копия Устава организации, выписка из ЕГРЮЛ, коды Государственного комитета статистики

            Документы на здания, сооружения, транспортные средства, земельные участки, на которых предполагается осуществлять лицензируемую деятельность

            Паспорта и сертификаты, которые могут подтвердить уровень квалификации персонала, отвечающего за работу с вредными веществами или остатками переработки

            Экологическая и санитарная документация

            Сертификаты на сырье, продукцию, оборудование

            Перечень товаров, работ, услуг, в ходе производства которых образуются отходы, с которыми планируется осуществлять лицензируемый вид деятельности

            Информация о арендаторах

            Оплата государственной пошлины предоставление лицензии (на 2017 год — 7 500 рублей)

            Обучение персонала обращению с отходами

            Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Статья 15. «Требования к лицам, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности»:

            Лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I — IV классов опасности.

            Ответственность за допуск работников к работе с отходами I — IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.

            Сроки получения и действия лицензии

            Срок действия лицензии не ограничен при условии неизменности процесса обращения с отходами, юридических реквизитов организации, адресов осуществления деятельности.

            С 01.07.2019 вступили в силу ряд положений Федерального закона от 29.12.2019 г № 458 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» (в редакции ФЗ от 29.06.2019 № 203-ФЗ), которые внесли изменения в лицензирование деятельности по обращению с отходами I — IV классов опасности:

            Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I — IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление или переоформить ранее выданную до 1 июля 2019 года

            Лицензии на обезвреживание и размещение отходов I-IV классов опасности, выданные до 01.07.2019, сохраняют свое действие до 1 января 2019 года

            Сроки получения лицензии зависят от сложности деятельности, номенклатуры отходов и количества документации, которую необходимо разработать дополнительно.

            Переоформление лицензии

            Лицензия может быть переоформлена в соответствии с ст. 18 Закона 99-ФЗ в случаях:

            Реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения

            Изменения места жительства, имени, фамилии и отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность

            Изменения адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности

            Переоформление лицензии не требует получения нового санитарно-эпидемиологического заключения, при условии, что не было изменений в технологии обращения с отходами. Если же используется новое оборудование, техника, объекты, либо добавился новый вид деятельности по обращению с отходами – нужно получать новое санитарно-эпидемиологическое заключение и проходить государственную экологическую экспертизу.

            Ответственность и штрафы

            Статья 8.2. «Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами» влечет наложение административного штрафа:

            На должностных лиц — от 10 000 до 30 000 рублей

            На лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

            На юридических лиц – 100 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

            Статья 14.1. «Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)»:

            Ч2. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), — влечет наложение административного штрафа:

            На должностных лиц — от 4 000 до 5 000 рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой

            На юридических лиц — от 40 000 до 50 000 рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой

            Читайте так же:  Страховка машины для пенсионера