Налог на имущество: порядок исчисления суммы налога и суммы авансовых платежей по налогу (статья 382)

Согласно статье 382 НК РФ, сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период.

При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной за год, и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение года.

Сумма авансового платежа, уплачиваемая в бюджет, исчисляется отдельно по налогооблагаемому имуществу, согласно местонахождению организации, отдельно по налогооблагаемому имуществу обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, имущества находящегося вне местонахождения организации, а также по имуществу, которое облагалось разными налоговыми ставками. Сумма налога определяется как одна четвертая произведения налоговой ставки и среднегодовой стоимости имущества. Платеж исчисляется в конце каждого отчетного периода. Иностранная организация исчисляет сумму авансового платежа в конце отчетного периода, определяя ее как одну четвертую инвентарной стоимости объекта недвижимого имущества, по состоянию на 1 января, умноженную на налоговую ставку. Отдельные категории налогоплательщиков имеют право в течение налогового периода не исчислять и не уплачивать платежи по налогу, если такое право для них было установлено законодательным органом субъекта Российской Федерации.

Статьей 380 НК РФ установлено, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента.

По состоянию на 1 января в Организации в составе основных средств числится ксерокс.

Первоначальная стоимость ксерокса составляет 22 500 рублей.

Срок полезного использования ксерокса — 3 года, амортизация начисляется линейным методом и составляет ежемесячно 625 рублей.

Среднегодовая стоимость ксерокса за I квартал текущего года составила 21 562,5 рубля.

Определим, чему равна сумма авансового платежа по налогу на имущество за I квартал текущего года.

Законом субъекта Российской Федерации установлена ставка налога на имущество 2,2%.

В соответствии с пунктами 4 и 6 статьи 382 НК РФ, законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено право налогоплательщика не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода. Поэтому сумма авансового платежа исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере 1/4 произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за соответствующий отчетный период.

Сумма авансового платежа по налогу на имущество за I квартал текущего года будет равна 118,59 рубля (21 562,5 рубля х 2,2% / 4).

В дальнейших примерах предусмотрено использование следующего субсчета:

К счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» рекомендуем открыть субсчет 68-3 «Расчеты по налогу на имущество».

Применение, для целей отнесения на расходы налога на имущество организаций субсчета 91-2 «Прочие расходы, в настоящее время не является обязательным и основывается только на последовательности учетной политики для целей бухгалтерского учета.

Минфин Российской Федерации в Письме от 5 октября 2005 года №07-05-12/10 «О расходах организации по обычным видам деятельности» указывает:

«В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 мая 1999 года №33н, расходы организации, связанные с изготовлением продукции и продажей товаров, выполнением работ и оказанием услуг и отвечающие определению расходов организации, являются расходами по обычным видам деятельности.

Исходя из этого, считаем, что суммы налога на имущество, уплаченные (подлежащие уплате) организацией, формируют ее расходы по обычным видам деятельности».

Отражение операции в бухгалтерском учете:

При этом законодательные органы субъектов Российской Федерации могут устанавливать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Как уже отмечалось выше, при определении налоговой базы имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

При этом, если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.

Пункт 17 ПБУ 6/01 устанавливает, что амортизация не начисляется:

«по используемым для реализации законодательства Российской Федерации о мобилизационной подготовке и мобилизации объектам основных средств, которые законсервированы и не используются в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование».

В некоммерческих организациях на объекты основных средств амортизация не начисляется, на них организацией открывается забалансовый счет, на котором обобщается информация о сумме начисленного линейным способом износа.

Не подлежат амортизации объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки; объекты природопользования; объекты, отнесенные к музейным предметам и музейным коллекциям).

С 1 января 2004 года Приказом Минфина Российской Федерации от 13 октября 2003 года №91н введены в действие Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств.

В соответствии с пунктом 49 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина Российской Федерации от 13 октября 2003 года №91н по объектам основных средств некоммерческих организаций амортизация не начисляется.

По ним производится начисление износа в конце отчетного года, исходя из установленного организацией срока их полезного использования. Для целей налогообложения налогом на имущество организаций указанные организации определяют сумму износа ежемесячно как 1/12 годовой суммы износа.

Указанный порядок определения налоговой базы установлен для российских организаций и для иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации через постоянные представительства, по имуществу, используемому ими в этой деятельности.

С 1 января 2004 года бюджетные учреждения, получающие финансирование из бюджетов всех уровней на осуществление деятельности по смете доходов и расходов в сфере государственного управления, образования, культуры и искусства, здравоохранения и иных областях, признаются согласно статье 373 НК РФ плательщиками налога на имущество организаций.

Минфином Российской Федерации, утверждена новая инструкция по бюджетному учету Приказ Минфина Российской Федерации от 10 февраля 2006 года №25н «Об утверждении инструкции по бюджетному учету» (далее — Инструкция №25н). Ранее действовавшая инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденная Приказом Минфина Российской Федерации от 30 декабря 1999 года №107н, утратила силу.

Пунктом 10 Инструкции №25н определено, что к объектам основных средств, относятся материальные объекты, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, а также имущество казны Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, независимо от того, сколько стоят объекты основных средств со сроком полезного использования более 12 месяцев. Необходимо также учесть, что в соответствии с пунктом 40 Инструкции №25н, начисление амортизации на объекты основных средств начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бюджетному учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта или списания этого объекта с бюджетного учета. Начисленная амортизация не может превышать 100% стоимости объектов основных средств.

Следует иметь в виду, что в связи с вступлением в силу Инструкции №25н, Приказ Минфина Российской Федерации от 26 августа 2004 года №70н «Об утверждении инструкции по бюджетному учету» утратил силу.

Если объект недвижимого имущества находится на территории разных субъектов Российской Федерации либо на территории субъекта Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации (в исключительной экономической зоне Российской Федерации), то в отношении указанного объекта налоговая база определяется отдельно и принимается при исчислении налога в соответствующем субъекте Российской Федерации в части, пропорциональной доле балансовой стоимости объекта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Для того, чтобы рассчитать среднегодовую стоимость имущества, необходимо сложить суммы остаточной стоимости имущества на 1 число каждого месяца отчетного периода и сумму остаточной стоимости на 1 число месяца, следующего за отчетным периодом. Полученное значение разделить на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу.

На 1 января текущего года на балансе организации числится имущество в качестве основных средств, на сумму 200000 рублей, на 1 февраля – 220000 рублей, на 1 марта – 230000 рублей, на 1 апреля – 290000 рублей. Рассчитываем среднюю стоимость имущества:

200000 + 220000 + 230000 + 290000 / 3 месяца + 1= 235000 рублей.

Средняя стоимость имущества организации за 1 квартал текущего года составляет – 235000 рублей.

По итогам каждого отчетного периода (квартала, полугодия, 9 месяцев) организация исчисляет авансовый платеж по налогу в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период.

Следует отметить, что налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. При этом законами субъектов Российской Федерации может быть установлено для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение года.

Налоговой базой в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности этих организаций в Российской Федерации через постоянные представительства, признается инвентаризационная стоимость указанных объектов по данным органов технической инвентаризации.

При этом налоговая база в отношении каждого объекта недвижимого имущества иностранных организаций принимается равной инвентаризационной стоимости данного объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Уполномоченные органы и специализированные организации, осуществляющие учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества, обязаны сообщать в налоговый орган по местонахождению указанных объектов сведения об инвентаризационной стоимости каждого такого объекта, находящегося на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Делается это в течение 10 дней со дня оценки (переоценки) указанных объектов.

Сумма авансового платежа по налогу в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций исчисляется по истечении отчетного периода как одна четвертая инвентаризационной стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, умноженная на соответствующую налоговую ставку.

Еще раз отметим, что субъекты Российской Федерации при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды по нему, а также предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

Уплату налога и авансовых платежей по налогу в бюджет иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, в отношении имущества постоянных представительств осуществляют по месту постановки указанных постоянных представительств на учет в налоговых органах.

В отношении объектов недвижимого имущества иностранной организации налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет по местонахождению объекта недвижимого имущества.

Более подробно с вопросами, касающимися особенностей исчисления и уплаты налога на имущество организаций, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Налог на имущество организаций».

Заполняем декларацию по налогу на имущество

Не позднее 30 марта компании, имеющие на балансе основные средства, должны подготовить и сдать в налоговую инспекцию декларацию по налогу на имущество организаций. Рассмотрим на конкретном числовом примере, как правильно заполнить декларацию и не допустить ошибок.

Читайте так же:  Не пришел налог по почте

Форма декларации по налогу на имущество организаций, по которой нужно отчитаться за 2019 г., утверждена приказом ФНС России от 24.11.2011 № ММВ-7-11/895 (в редакции приказа ФНС России от 05.11.2019 № ММВ-7-11/[email protected]). Она состоит из титульного листа, разделов 1, 2 и 3 (п. 1.3 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на имущество организаций, утвержденного приказом ФНС России от 24.11.2011 № ММВ-7-11/895, далее — Порядок заполнения декларации).

Отметим, что ФНС России письмом от 24.12.2019 № БС-4-11/26596 направила в адрес нижестоящих налоговых органов контрольные соотношения показателей форм налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций. Их налоговики будут использовать для проверки правильности заполнения этих до­кумен­тов. Заметим, что в большинстве случаев приведенные налоговиками алгоритмы проверки декларации повторяют порядок заполнения этой формы отчетности.

Прежде чем переходить к заполнению декларации, приведем исходные данные для заполнения декларации.

Организация имеет в собственности легковой автомобиль, а также здание магазина и складской ангар. Эти объекты расположены по месту нахождения организации в одном субъекте РФ.

Здание магазина по состоянию на 1 января 2019 г. включено в перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Его кадастровая стоимость на эту дату составляет 20 млн руб. Остаточная стоимость здания по состоянию на 31 декабря 2019 г. — 12,5 млн руб.

Складской ангар в вышеуказанный перечень не включен, поэтому налоговая база по нему определяется в общем порядке, исходя из среднегодовой стоимости.

Автомобиль был принят на учет до 1 января 2019 г. Следовательно, он является объектом налогообложения по налогу на имущество организаций, и подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2019 г.) на него не распространяется. Налоговая база по нему определяется исходя из среднегодовой стоимости.

Остаточная стоимость автомобиля и складского ангара, руб.:

по состоянию на:

Сумма авансового платежа по имуществу, в отношении которого налог определяется исходя из среднегодовой стоимости, указанная в налоговом расчете по авансовому платежу в строке 180 раздела 2, по итогам:

  • I квартала 2019 г. — 10 742 руб.;
  • полугодия 2019 г. — 10 544 руб.;
  • девяти месяцев 2019 г. — 10 346 руб.
  • Сумма авансового платежа по имуществу, в отношении которого налог определяется исходя из кадастровой стоимос­ти, указанная по строке 090 раздела 3 расчета по авансовому платежу, по итогам I квартала, полугодия и девяти месяцев 2019 г. равна 45 000 руб.

    Никаких льгот по налогу на имущество организация не имеет. Ставка налога на имущество — 2,2%, а в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, — 0,9%.

    В этом разделе определяется налоговая база исходя из среднегодовой стоимос­ти имущества. Остаточная стоимость основных средств по состоянию на первое число каждого месяца года отражается по строкам 020—130, а остаточная стоимость на последнее число последнего месяца года — по строке 140. По каждой из этих строк в графе 3 показывается остаточная стоимость основных средств, признаваемых объектом налогообложения, а в графе 4 — стоимость льготируемого имущества. Поскольку льгот у компании нет, графа 4 останется пустой, а в графе 3 строк 020—140 будут указаны следующие значения:

  • строка 020 — 1 989 000 руб. (800 000 руб. + + 1 189 000 руб.);
  • строка 030 — 1 965 000 руб. (787 000 руб. + + 1 178 000 руб.);
  • строка 040 — 1 941 000 руб. (774 000 руб. + + 1 167 000 руб.);
  • строка 050 — 1 917 000 руб. (761 000 руб. + + 1 156 000 руб.);
  • строка 060 — 1 893 000 руб. (748 000 руб. + + 1 145 000 руб.);
  • строка 070 — 1 869 000 руб. (735 000 руб. + + 1 134 000 руб.);
  • строка 080 — 1 845 000 руб. (722 000 руб. + + 1 123 000 руб.);
  • строка 090 — 1 821 000 руб. (709 000 руб. + + 1 112 000 руб.);
  • строка 100 — 1 797 000 руб. (696 000 руб. + + 1 101 000 руб.);
  • строка 110 — 1 773 000 руб. (683 000 руб. + + 1 090 000 руб.);
  • строка 120 — 1 749 000 руб. (670 000 руб. + + 1 079 000 руб.);
  • строка 130 — 1 725 000 руб. (657 000 руб. + + 1 068 000 руб.);
  • строка 140 — 1 701 000 руб. (644 000 руб. + + 1 057 000 руб.).
  • Строка 141 является справочной. В ней записывается остаточная стоимость недвижимого имущества по состоянию на 31 декабря 2019 г. В нашем случае значение в этой строке будет равно 1 057 000 руб. (остаточная стоимость складского ангара).

    Среднегодовая стоимость имущества за налоговый период показывается по строке 150. В соответствии с п. 4 ст. 376 НК РФ она определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на первое число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.

    То есть нужно сложить значения строк 020—140 и разделить полученную величину на 13:

    (1 989 000 руб. + 1 965 000 руб. + 1 941 000 руб.+
    + 1 917 000 руб. + 1 893 000 руб. + 1 869 000 руб.+
    + 1 845 000 руб. + 1 821 000 руб. + 1 797 000 руб. +
    +1 773 000 руб. + 1 749 000 руб. + 1 725 000 руб. +
    +1 701 000 руб.) : 13 = 1 845 000 руб.

    Строки 160, 170 и 180 предусмотрены для отражения в них кода налоговой льготы, среднегодовой стоимости не облагаемого налогом имущества и доли балансовой стоимости объекта недвижимости на территории соответствующего субъекта РФ. Поскольку у организации в нашем примере нет льготируемого имущества и вся принадлежащая ей недвижимость расположена на территории одного субъекта РФ, строки 160, 170, 180 остаются пустыми.

    В строке 190 определяется налоговая база. Формула для ее расчета зависит от кода вида имущества, указываемого по строке 001 раздела 2. Его значение берется из приложения № 5 к Порядку заполнения декларации.

    Если, как в нашем примере, все имущество организации расположено в РФ на территории одного субъекта, организация не является резидентом особой экономической зоны в Калининградской области, у нее нет имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения, железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов и линий электропередачи, по строке 001 раздела 2 указывается код «3». В этом случае налоговая база исчисляется как разность значений строк 150 и 170 (подп. 8 п. 5.3 Порядка заполнения декларации).

    В нашем примере строка 170 пустая, поэтому значение по строке 190 будет равно значению по строке 150:

    1 845 000 руб. = 1 845 000 руб. – 0 руб.

    Строка 200 предусмотрена для кода налоговой льготы, установленной в виде пониженной налоговой ставки. В нашем случае она останется пустой, поскольку компания льготные ставки не использует.

    По строке 210 указывается ставка налога — 2,2%.

    Сумма налога за налоговый период отражается в строке 220. Она рассчитывается как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период (п. 1 ст. 382 НК РФ). То есть значение строки 210 нужно умножить на показатель строки 190:

    1 845 000 руб. х 2,2% = 40 590 руб.

    В строке 230 записывается сумма авансовых платежей, исчисленных по окончании отчетных периодов (I квартал, полугодие, 9 месяцев). Данные значения берутся из соответствующих налоговых расчетов по авансовому платежу по налогу на имущество организаций (из строки 180 раздела 2).

    В нашем примере эта величина составит:

    31 632 руб. = (10 742 руб. + 10 544 руб. + + 10 346 руб.).

    По строкам 240, 250 и 260 показываются код и сумма налоговой льготы, уменьшаю­щей сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, и сумма налога, уплаченная за пределами РФ. Поскольку у организации нет льгот и налог за пределами РФ она не уплачивала, эти строки останутся пустыми.

    По строке 270 отражается остаточная стоимость основных средств по состоянию на 31 декабря налогового периода. В нашем случае значение по этой строке будет равно сумме остаточных стоимостей на 31 декабря 2019 г. автомобиля, складского ангара и здания магазина:

    14 201 000 руб. = 644 000 руб. + 1 057 000 руб.+ + 12 500 000 руб.

    Этот раздел заполняется по объектам недвижимого имущества, налоговой базой в отношении которых признается кадастровая стоимость.

    Обратите внимание, что в разделе показывается расчет налога по одному объекту недвижимости. Это следует из положений подп. 1 и 2 п. 6.2 Порядка заполнения декларации. То есть разделов 3 декларации будет столько, сколько у организации имеется объектов недвижимости, по которым налог считается исходя из кадастровой стоимости.

    В рассматриваемом нами примере такой объект у организации один — здание магазина. Поэтому раздел 3 декларации тоже будет только один.

    В строке 014 организация отразит кадастровый номер здания магазина, а в строке 020 его кадастровую стоимость на 1 января 2019 г. — 20 000 000 руб.

    Строка 025 предусмотрена для отражения кадастровой стоимости, не облагаемой налогом. В нашем случае она останется пустой, так как налогом облагается вся кадастровая стоимость здания магазина.

    Строки 030, 035 предназначены для указания инвентаризационной стоимости недвижимости. Их заполняют только иностранные организации (подп. 2 п. 6.2 Порядка заполнения декларации). Поэтому в нашем примере в них будут прочерки.

    В строках 040 и 070 проставляются коды налоговых льгот. Так как у организации льгот нет, эти строки будут пустыми.

    Строка 050 заполняется, когда объект недвижимости имеет фактическое мес­то нахождения на территориях разных субъектов РФ либо на территории субъекта РФ и в территориальном море РФ (на континентальном шельфе РФ или в исключительной экономической зоне РФ) (подп. 4 п. 6.2 Порядка заполнения декларации). Так как все недвижимое имущество организации расположено на территории одного субъекта РФ, эта строка остается пустой.

    По строке 060 показывается налоговая база. Она представляет собой разность значений строк 020 и 025 (подп. 5 п. 6.2 Порядка заполнения декларации). Поскольку строка 025 у нас пустая, значение по строке 060 будет равно значению по строке 020, то есть 20 000 000 руб.

    В строке 080 указывается налоговая ставка. В нашем случае это 0,9%.

    Сумма налога за налоговый период, отражаемая по строке 100, представляет собой произведение значений строк 060 и 080, деленное на 100 (подп. 8 п. 6.2 Порядка заполнения декларации):

    180 000 руб. = 20 000 000 руб. х 0,9 : 100.

    Сумма авансовых платежей, исчисленная за отчетные периоды, которую нужно указать по строке 110, представляет собой сумму строк 090 раздела 3 налоговых расчетов по авансовому платежу за отчетные периоды 2019 г.:

    135 000 руб. = 45 000 руб. + 45 000 руб. + + 45 000 руб.

    Строки 120 и 130 останутся незаполненными, поскольку у организации нет льгот.

    В этом разделе показывается сумма налога, подлежащая уплате в бюджет.

    Он состоит из нескольких блоков строк 010—040. Поскольку налог на имущество организация уплачивает в одном месте (по месту своего местонахождения), она заполнит только один блок этих строк, а остальные будут пустыми (в них ставится прочерк).

    В строке 010 организация отразит код ­ОКТМО, а по строке 030 — код бюджетной классификации.

    Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, показывается по строке 030. Она представляет собой разницу между суммой налога, исчисленного за налоговый период, и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода.

    Ее значение в нашем примере, исходя из правил, установленных в подп. 3 п. 4.2 Порядка заполнения декларации, будет рассчитываться по формуле:

    (строка 220 раздела 2 – строка 230 раздела 2) + (строка 100 раздела 3 – строка 110 раздела 3).

    Подставив в нее соответствующие значения, получим:

    53 958 руб. = (40 590 руб. – 31 632 руб.) + + (180 000 руб. – 135 000 руб.).

    По строке 040 указывается сумма налога, исчисленная к уменьшению по итогам налогового периода. В нашем случае эта строка не заполняется, поскольку значение строки 030, подсчитанное по алгоритму, указанному в подп. 3 п. 4.2 Порядка заполнения декларации, положительно (подп. 4 п. 4.2 Порядка заполнения декларации).

    Налог на имущество организаций 2019

    Основание и правовые основы

    Налог на имущество организаций установлен Налоговым кодексом России. Это региональный налог — он вводится в действие НК РФ и законами субъектов РФ. Основы налога на имущество организаций установлены главой 30 НК РФ. Субъекты Российской Федерации имеют право определять налоговую ставку, порядок и сроки уплаты налога — в рамках, указанных в Налоговом кодексе.

    Налогоплательщики — организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения.

    От уплаты налога на имущество освобождены организации, которые применяют специальные режимы налогообложения (УСН, ЕНВД и др.). Также для отдельных категорий организаций на федеральном или региональном уровнях устанавливаются льготы — об этом см. пункт «Налоговые льготы».

    С 1 января 2017 года из числа налогоплательщиков больше не исключены:

    • организации — организаторы XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2019 г. в г. Сочи;
    • организации — маркетинговые партнеры Международного олимпийского комитета (МОК).
    • Однако согласно ст. 379 НК РФ налог в отношении имущества, необходимого для проведения мероприятий, по-прежнему не платят:

      • FIFA и ее дочерние отделения, а также ряд иных организаций, участвующих в подготовке и проведении в чемпионата мира по футболу 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года.
      • Объект налогообложения

        Движимое и недвижимое имущество (в том числе переданное во временное владение, пользование, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность, или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе как основные средства.

        Объектами налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, признаются движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению.

        Объектами налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, признаются находящееся на территории РФ и принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности недвижимое имущество и полученное по концессионному соглашению недвижимое имущество.

        Не являются объектами налогообложения:

        • земельные участки, водные объекты и другие природные ресурсы;
        • имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная или приравненная к ней служба, если оно используется для нужд обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ;
        • объекты, признаваемые культурным наследием (памятниками истории и культуры) народов РФ;
        • ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов;
        • ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания;
        • космические объекты;
        • суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;
        • объекты основных средств, включенные в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной Правительством Российской Федерации.
        • Необходима для расчета авансовых платежей по налогу.

          По общему правилу налоговая база определяется организацией самостоятельно как среднегодовая стоимость имущества, относящегося к объектам налогообложения. Учитывается по его остаточной стоимости. Если остаточная стоимость имущества включает в себя денежную оценку предстоящих затрат, связанных с данным имуществом, его остаточная стоимость для целей исчисления налога на имущество организаций определяется без учета таких затрат.

          Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимости может определяться как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода. В этом случае она исчисляется в соответствии с правилами статьи 378.2 Налогового кодекса.

          Налоговая база рассчитывается исходя из кадастровой стоимости в отношении следующих объектов недвижимости:

          • административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), а также помещений в них;
          • нежилых помещений, которые в соответствии с кадастровыми паспортами или документами технического учета предназначены или фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита и бытового обслуживания (фактическим использованием нежилого помещения в данных целях признается использование не менее 20% площади помещения для размещения указанных объектов);
          • объектов недвижимости иностранных организаций, которые не осуществляют деятельности в России через постоянное представительство, либо объектов, не относящихся к деятельности иностранной компании в РФ через постоянное представительство;
          • жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета;
          • унитарные предприятия.
          • Законодательные органы субъекта РФ наделены полномочием устанавливать особенности определения налоговой базы по региональным налогам, а значит, и по налогу на имущество организаций (статья 12 НК РФ). В частности, им разрешено утверждать перечни объектов, налоговая база по которым определяется исходя из их кадастровой стоимости. Перечни такого имущества утверждаются не позднее 1 января года, в течение которого будут действовать установленные правила.

            Налоговая база определяется отдельно в отношении имущества:

            • облагаемого по разным налоговым ставкам.
            • Если фактическое местонахождение налогооблагаемых объектов находится в разных субъектах РФ, налог исчисляется с учетом ставок, принятых в соответствующих субъектах РФ.

              Особенности исчисления налоговой базы участниками простого товарищества (по договору о совместной деятельности), а также в отношении имущества, переданного в доверительное управление, определены статьями 377 и 378 главы 30 НК РФ.

              Налоговый и отчетные периоды

              Налоговый период — календарный год.

              Отчетные периоды — первый квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.

              Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих налог исходя из кадастровой стоимости, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.

              Устанавливать свои отчетные периоды, отличные от указанных в Налоговом кодексе, субъекты РФ не вправе.

              Ставки по налогу на имущество организаций устанавливаются законами субъектов РФ — с учетом норм, установленных статьей 380 Налогового кодекса РФ. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

              Перечень организаций, которым предоставляются льготы по уплате налога на имущество, установлен статьей 381 НК РФ. Согласно ей от уплаты налога освобождаются:

              1. организации и учреждения уголовно-исполнительной системы — в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций;
              2. религиозные организации — в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности;
              3. общероссийские общественные организации инвалидов:
                • среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, — в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;
                • уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных организаций, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%, — в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных и некоторых иных), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);
                • учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные организации инвалидов, — в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
                • организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, — в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов;
                • организации:
                  • в отношении федеральных автомобильных дорог общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации;
                  • в отношении имущества, учитываемого на балансе организации — резидента особой экономической зоны, созданного или приобретенного для использования на территории ОЭЗ при ведении деятельности в рамках заключенного соглашения (в течение 10 лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества);
                  • признаваемые управляющими компаниями инновационного центра «Сколково»;
                  • получившие статус участников проекта «Сколково» по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов;
                  • имущество:
                    • специализированных протезно-ортопедических предприятий;
                    • коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций;
                    • государственных научных центров;
                    • и другие — полный список см. в статье 381 НК РФ.

                    Обратите внимание!

                  • передаче друг другу взаимозависимыми лицами.
                  • Однако эти исключения не применяются в отношении железнодорожного подвижного состава, произведенного с января 2019 года. Изменения внесены в пункт 25 статьи 381 НК РФ.

                    Порядок и сроки уплаты налога, отчетность

                    Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период.

                    Налог, подлежащий уплате в бюджет, определяется как разница между полной суммой налога, исчисленного за год, и суммами авансовых платежей, уплаченных в течение налогового периода. Исчисляется отдельно в отношении имущества:

                    • подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации);
                    • каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;
                    • каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации;
                    • входящего в состав Единой системы газоснабжения;
                    • налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость;
                    • Авансовые платежи по налогу на имущество уплачиваются три раза в год, по итогам каждого отчетного периода — I квартала, полугодия и 9 месяцев.

                      Сумма авансового платежа исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере 1/4 произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества.

                      Особенности исчисления налога и сумм авансовых платежей в отношении имущества, в отношении которого налоговая база определяется по его кадастровой стоимости, изложены в ст. 378.2 Налогового кодекса.

                      Для имущества, в отношении которого налог определяется исходя из кадастровой стоимости, месяц перехода права считается полным для нового владельца, только если право возникло до 15-го числа включительно. В таком случае прежний собственник этот месяц при расчете не учитывает. Если же переход права собственности зарегистрирован после 15-го числа, налог за этот месяц не платит новый собственник.

                      Сроки и порядок уплаты налога и авансовых платежей установлены законами субъектов Российской Федерации.

                      По общему правилу в отношении имущества, находящегося на балансе российской организации, налог и авансовые платежи подлежат уплате в бюджет по местонахождению организации-налогоплательщика. Особые случаи – см. статьи 384, 385, 385.1, 385.2 Налогового кодекса РФ.

                      Иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства, уплачивают налог и авансовые платежи по налогу в бюджет по месту постановки указанных постоянных представительств на учет в налоговых органах.

                      В отношении объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, налог и авансовые платежи уплачиваются по месту нахождения недвижимого имущества.

                      Налоговые декларации по итогам года представляются не позднее 30 марта следующего года. В этот же срок уплачивается сумма налога за истекший год.

                      Формы налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу утверждены Приказом ФНС РФ от 24.11.2011 N ММВ-7-11/895. Представляются как в бумажном, так и в электронном виде.

                      Обращаем внимание!

                      Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации и расчеты только в электронной форме. Это же правило распространяется и на крупнейших налогоплательщиков.

                      Подробнее о сдаче электронной отчетности можно посмотреть здесь.

                      С полным списком федеральных операторов электронного документооборота, действующих на территории определенного региона, можно ознакомиться на официальном сайте Управления ФНС России по субъекту РФ.

                      100% зачисляется в бюджет субъекта РФ.

                      Налог на имущество организаций в Санкт-Петербурге

                      Налог на имущество организаций в Санкт-Петербурге введен Законом Санкт-Петербурга от 26.11.2003 N 684-96. Им утверждены налоговые ставки, особенности определения налоговой базы, сроки и порядок уплаты авансовых платежей, а также дополнительный перечень льгот по налогу.

                      Налоговая база определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества:

                      • нежилых зданий (строений, сооружений) площадью свыше 3000 кв.м, которые фактически используются в целях делового, административного или коммерческого назначения;
                      • нежилых зданий (строений, сооружений) площадью свыше 3000 кв.м, которые фактически используются в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
                      • нежилых зданий (строений, сооружений) площадью свыше 3000 кв.м, которые фактически используются одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
                      • нежилых помещений площадью свыше 3000 кв.м, которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
                      • объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства;
                      • объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства.
                      • Налоговая ставка установлена в размере 1 % от кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Налоговая ставка в отношении объектов недвижимости иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства, устанавливается в размере 0,7%.

                        Перечень льгот, предоставляемых по налогу на имущество, включает более 20 позиций. Например, от уплаты налога освобождены:

                        • органы государственной власти Санкт-Петербурга,
                        • организации, основным видом деятельности которых является изготовление специального оборудования, обеспечивающего жизнедеятельность инвалидов, а также технических и иных средств реабилитации инвалидов,
                        • жилищно-строительные кооперативы, жилищные кооперативы, товарищества собственников жилья, товарищества домовладельцев — в отношении жилых помещений, а также общего имущества жилого дома и имущества, используемого для обеспечения эксплуатации многоквартирного дома,
                        • садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан — в отношении имущества, используемого в целях обеспечения социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства,
                        • организации — в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения,
                        • органы местного самоуправления — в отношении имущества детских и спортивных площадок, ограждений газонов и иных зеленых насаждений,
                        • гаражно-строительные кооперативы — в отношении находящегося на их балансе имущества,
                        • и еще ряд довольно приличный список организаций — полный их перечень указан в статье 4-1 закона 26.11.2003 N 684-96.
                        • Налоговые расчеты по авансовым платежам представляются налогоплательщиками не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода. В те же сроки уплачиваются авансовые платежи.
                        • С 1 января 2019 года организации — в отношении нежилых зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, фактически используемых ими для размещения бань и включенных в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
                        • Налог на имущество организаций в Москве

                          Налог на имущество организаций в Москве введен Законом г. Москвы от 05.11.2003 N 64. Им утверждены налоговые ставки, особенности определения налоговой базы, сроки и порядок уплаты авансовых платежей, а также дополнительный перечень льгот по налогу.

                          Налоговая база определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в отношении:

                          1. административно-деловых центров и торговых центров общей площадью свыше 3000 кв. метров и помещений в них, если эти здания, за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, использование которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
                          2. отдельно стоящих нежилых зданий общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
                          3. расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, площадь каждого из которых свыше 3000 кв. метров, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания;
                          4. объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в России через постоянные представительства, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в России через постоянные представительства.

                          Налоговая ставка по общему правилу установлена в размере 2,2%. Налоговая ставка в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, устанавливается в размере 1,3 процента.

                          Сроком уплаты налога признано 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.

                          Дополнительные налоговые льготы установлены статьей 4 закона от 05.11.2003 N 64. Например, освобождены от уплаты налога на имущество в Москве:

                          • автономные, бюджетные и казенные учреждения города Москвы и внутригородских муниципальных образований
                          • органы государственной власти города Москвы и органы местного самоуправления в городе Москве;
                          • организации городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси, в том числе маршрутного) и метрополитена, получающие ассигнования из бюджета города Москвы;
                          • организации, использующие труд инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников за налоговый и (или) отчетный периоды составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов, жилищные кооперативы;
                          • жилищно-строительные кооперативы, товарищества собственников жилья;
                          • и ряд других организаций — полный список см. в статье 4 закона.
                          • Также предусмотрены льготы в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость.

                            Налог на имущество организаций в Ленинградской области

                            Налог на имущество организаций в Ленинградской области введен Областным законом Ленинградской области от 25.11.2003 N 98-оз. Им утверждены налоговые ставки, сроки и порядок уплаты авансовых платежей, а также дополнительный перечень льгот по налогу.

                            Налоговая ставка налога на имущество организаций установлена в размере 2,2%. Налоговая ставка в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства, устанавливается в размере 2,0%.

                            Налоговая ставка в отношении государственных унитарных предприятий, оказывающих инженерные услуги (сбор, очистка и распределение воды, прием стоков, передача пара и горячей воды, передача электроэнергии, услуги железнодорожного транспорта) предприятиям, осуществляющим свою хозяйственную деятельность на территории Ленинградской области, в части имущества, не используемого в производстве, а также не приносящего иного дохода имущества при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет не менее 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг), устанавливается в размере 0,4%.

                            Налоговая ставка для научных организаций, заключивших государственный контракт на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, а также научных организаций Российской академии наук и других академий наук, имеющих государственный статус, — в отношении их имущества, за исключением имущества, сдаваемого в аренду или переданного другим юридическим и(или) физическим лицам на иных основаниях, устанавливается в размере 1,1%

                            Сроки уплаты налога и сдачи отчетности.

                            Авансовый платеж по налогу по итогам отчетного периода уплачивается не позднее 35 дней по окончании отчетного периода.

                            Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается налогоплательщиками до 10 апреля следующего года.

                            В Ленинградской области освобождены от налогообложения налогом на имущество целый ряд организаций. Например: