Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ
«Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

19 октября 2011 г., 16 октября 2012 г., 2, 23 июля 2019 г., 28 марта 2017 г., 18 апреля 2018 г.

Принят Государственной Думой 9 ноября 2007 года

Одобрен Советом Федерации 16 ноября 2007 года

См. комментарий к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

29 ноября 2007 г.

Целью Федерального закона является создание единых правовых основ в области официального статистического учета, направленных на обеспечение информационных потребностей государства и общества в полной, достоверной, научно обоснованной и своевременной официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных явлениях в РФ.

Определены содержание основных понятий, используемых в сфере государственной статистики, принципы и формы официального статистического учета, установлен порядок предоставления первичной статистической информации, закреплены ответственность и гарантии лицам, предоставляющим такую информацию.

Официальный статистический учет осуществляют субъекты официального статистического учета — федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы в соответствии с их компетенцией. Официальная статистическая информация формируется в соответствии с федеральным планом статистических работ, утверждаемым Правительством РФ.

Респонденты обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие государственную и коммерческую тайны, сведения о налогоплательщиках и иных лицах (при условии их обязательного обезличивания) и другие сведения.

Статистические данные, содержащиеся в формах федерального статистического наблюдения, составляют служебную тайну субъектов официального статистического учета, не подлежат разглашению (распространению) и используются только в целях формирования официальной статистической информации.

Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 6 декабря 2007 г. N 273, в «Парламентской газете» от 11 декабря 2007 г. N 174-176, в Собрании законодательства Российской Федерации от 3 декабря 2007 г. N 49 ст. 6043

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 74-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 апреля 2018 г.

Федеральный закон от 28 марта 2017 г. N 38-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2019 г. N 251-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2019 г.

Федеральный закон от 2 июля 2019 г. N 171-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 16 октября 2012 г. N 171-ФЗ

Федеральный закон от 19 октября 2011 г. N 285-ФЗ

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

«Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» № 438829-4

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ ОФИЦИАЛЬНОМ СТАТИСТИЧЕСКОМ УЧЕТЕ И СИСТЕМЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Целью настоящего Федерального закона является создание правовых основ для реализации единой государственной политики в области официального статистического учета, направленной на обеспечение информационных потребностей государства и общества в полной, достоверной, научно обоснованной и своевременной официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных явлениях в Российской Федерации.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

официальный статистический учет — деятельность субъектов официального статистического учета, направленная на формирование официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных явлениях в Российской Федерации;

система государственной статистики (государственная федеральная информационная статистическая система) — совокупность позволяющих осуществлять официальный статистический учет первичных статистических и административных данных, формируемой на их основе в соответствии с официальной статистической методологией официальной статистической информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств;

виды документированной информации, используемой в системе государственной статистики, — официальная статистическая информация, первичные статистические данные, административные данные;

официальная статистическая информация — сводная (агрегированная) документированная информация о количественной стороне массовых социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных явлений в Российской Федерации, формируемая субъектами официального статистического учета в соответствии с официальной статистической методологией;

формирование официальной статистической информации — информационно-аналитический процесс, включающий в себя проведение федеральных статистических наблюдений и обработку данных, полученных в результате этих наблюдений для формирования официальной статистической информации;

субъекты официального статистического учета — федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы, осуществляющие формирование официальной статистической информации в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

федеральное статистическое наблюдение — сбор первичных статистических и административных данных субъектами официального статистического учета;

официальная статистическая методология — совокупность научно обоснованных методов, применяемых при формировании официальной статистической информации;

респонденты — федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы, органы государственной власти и иные государственные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, созданные на территории Российской Федерации, филиалы, представительства, а также подразделения иностранных организаций, действующих на территории Российской Федерации, физические лица — граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации, а также граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Российской Федерации, в отношении которых проводятся федеральные статистические наблюдения;

административные данные — используемая при формировании официальной статистической информации документированная информация, получаемая федеральными органами государственной власти, иными федеральными государственными органами, органами государственной власти и иными государственными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными организациями в связи с осуществлением ими разрешительных, регистрационных, контрольно-надзорных и других административных полномочий, а также иными организациями, на которые осуществление указанных функций возложено законодательством Российской Федерации;

первичные статистические данные — используемая при формировании официальной статистической информации документированная информация по формам федерального статистического наблюдения, получаемая от респондентов, или информация, документируемая непосредственно в ходе федерального статистического наблюдения уполномоченными лицами субъектов официального статистического учета по формам федерального статистического наблюдения, характеризующая признаки (свойства) респондента или объекта наблюдения;

форма федерального статистического наблюдения — формуляр-образец статистического документа, предназначенный для получения в установленном порядке на основе официальной статистической методологии первичных статистических данных, содержащий вопросы программы наблюдения, место для ответов на них, а также реквизиты подписи должностного лица, ответственного за предоставление статистической информации (лица, уполномоченного действовать от имени юридического лица по предоставлению статистической информации или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), позволяющий осуществлять унификацию процессов сбора и автоматизированной обработки статистической информации;

пользователь официальной статистической информации — субъект, обращающийся к системе государственной статистики или субъекту официального статистического учета за получением необходимой ему статистической информации и (или) пользующийся ею.

Статья 2. Предмет регулирования и сфера действия настоящего Федерального закона

1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие при осуществлении официального статистического учета.

2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на респондентов и субъекты официального статистического учета.

3. Правовое регулирование отношений, связанных с поиском, предоставлением и распространением официальной статистической информации, обеспечением ее защиты, применением информационных технологий, не урегулированных настоящим Федеральным законом, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также иными федеральными законами и актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Статья 3. Законодательство Российской Федерации об официальном статистическом учете и системе государственной статистики

Законодательство Российской Федерации об официальном статистическом учете и системе государственной статистики основывается на Конституции Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти.

Статья 4. Принципы официального статистического учета и системы государственной статистики

полнота, достоверность, научная обоснованность, своевременность и общедоступность официальной статистической информации (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральным законом);

применение научно обоснованной официальной статистической методологии, соответствующей требованиям международных стандартов, принципам официальной статистики и законодательству Российской Федерации, ее открытость и доступность;

рациональный выбор источников в целях формирования официальной статистической информации для обеспечения ее полноты, достоверности и своевременности, а также минимизации нагрузки на респондентов;

обеспечение возможности формирования официальной статистической информации по Российской Федерации в целом, по субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям;

обеспечение конфиденциальности первичных статистических данных на всех стадиях официального статистического учета и их использование в целях формирования официальной статистической информации;

согласованность действий субъектов официального статистического учета;

применение единых стандартов при использовании информационных технологий и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации для создания и эксплуатации государственной федеральной информационной статистической системы в целях ее совместимости с другими государственными информационными системами;

обеспечение сохранности и безопасности официальной статистической информации, первичных статистических и административных данных.

Статья 5. Деятельность субъектов официального статистического учета

1. Официальный статистический учет в Российской Федерации осуществляется субъектами официального статистического учета.

2. Субъекты официального статистического учета от имени Российской Федерации осуществляют правомочия обладателей официальной статистической информации, формируемой этими субъектами в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

3. Субъекты официального статистического учета являются операторами государственной федеральной информационной статистической системы.

4. Официальный статистический учет осуществляется в соответствии с федеральным планом статистических работ, который разрабатывается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти совместно с субъектами официального статистического учета и утверждается Правительством Российской Федерации. Решение об актуализации (корректировке) федерального плана статистических работ принимается Правительством Российской Федерации по представлению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.

Федеральный план статистических работ содержит перечни субъектов официального статистического учета и выполняемых ими работ по формированию официальной статистической информации с указанием по каждой работе периодичности ее выполнения, уровня агрегирования официальной статистической информации (по Российской Федерации в целом, по субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям), группировки этой информации согласно классификационным признакам и сроков предоставления (распространения) официальной статистической информации пользователям.

Разработка федерального плана статистических работ осуществляется на основе рационального выбора источников в целях формирования официальной статистической информации, обеспечивающих ее полноту, достоверность, научную обоснованность, своевременность, а также снижение нагрузки на респондентов и исключение дублирования в работе субъектов официального статистического учета.

5. Координация в области официального статистического учета осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при разработке федерального плана статистических работ, подготовке предложений по его актуализации и утверждении форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению.

6. Субъекты официального статистического учета в целях формирования официальной статистической информации имеют право получать в установленном настоящим Федеральным законом порядке от респондентов первичные статистические и административные данные, в том числе содержащие сведения, отнесенные к государственной и коммерческой тайнам, сведения о налогоплательщиках и иных лицах (при условии их обязательного обезличивания) и другие сведения, доступ к которым ограничен федеральными законами, и обеспечивают их защиту в соответствии с законодательством Российской Федерации об этих категориях информации ограниченного доступа.

Читайте так же:  Удо проблемы

7. Распространение официальной статистической информации субъектами официального статистического учета осуществляется путем ее опубликования в официальных изданиях субъектов официального статистического учета и средствах массовой информации и размещения в информационно-телекоммуникационных сетях.

Предоставление субъектами официального статистического учета официальной статистической информации Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации и Правительству Российской Федерации является обязательным и бесплатным.

Иным федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, судам, органам прокуратуры, Банку России, государственным внебюджетным фондам, профсоюзным объединениям и объединениям работодателей бесплатное предоставление официальной статистической информации субъектами официального статистического учета осуществляется по их письменному запросу или в соответствии с соглашением сторон об информационном взаимодействии.

Статья 6. Федеральные статистические наблюдения

1. Федеральные статистические наблюдения в зависимости от способа проведения могут быть сплошными (осуществляются в отношении всех субъектов изучаемой совокупности (переписи)) и выборочными (осуществляются в отношении отдельных субъектов изучаемой совокупности на основе представительной (репрезентативной) выборки, полно и адекватно отражающей ее свойства). Способ проведения федеральных статистических наблюдений определяется субъектами официального статистического учета, если иное не установлено федеральным законом.

2. Сбор первичных статистических данных при проведении федеральных статистических наблюдений осуществляется путем получения их непосредственно от респондентов, либо путем опроса респондентов, либо путем регистрации соответствующих фактов лицами, привлекаемыми для сбора первичных статистических данных. Документирование первичных статистических данных осуществляется по форме федерального статистического наблюдения. Способ сбора первичных статистических данных определяется субъектами официального статистического учета, если иное не установлено федеральным законом.

3. Выполнение работ, связанных с проведением федеральных статистических наблюдений, может осуществляться физическими и юридическими лицами, привлекаемыми для выполнения таких работ на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 7. Официальная статистическая методология

1. Официальная статистическая методология является обязательной при формировании официальной статистической информации.

2. Официальная статистическая методология включает в себя методы сбора, контроля, редактирования, сводки и группировки первичных статистических и административных данных, оценки точности сводной (агрегированной) статистической информации и систематизации официальной статистической информации.

3. Формирование и утверждение официальной статистической методологии осуществляется субъектами официального статистического учета.

Статья 8. Предоставление первичных статистических и административных данных субъектам официального статистического учета

1. Респонденты, кроме респондентов, указанных в части 2 настоящей статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную и коммерческую тайны, сведения о налогоплательщиках и иных лицах (при условии их обязательного обезличивания) и другие сведения, доступ к которым ограничен федеральными законами.

2. Респонденты (физические лица — граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации, в отношении которых проводятся федеральные статистические наблюдения) предоставляют субъектам официального статистического учета первичные статистические данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, безвозмездно и на добровольной основе, если иное не установлено федеральными законами.

3. Респонденты (физические лица — граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Российской Федерации, в отношении которых проводятся федеральные статистические наблюдения) безвозмездно предоставляют субъектам официального статистического учета первичные статистические данные, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, необходимые для формирования официальной статистической информации.

4. Первичные статистические и административные данные, содержащие сведения, составляющие государственную и коммерческую тайны, сведения о налогоплательщиках и иных лицах (при условии их обязательного обезличивания) и другие сведения, доступ к которым ограничен федеральными законами, предоставляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об этих категориях информации ограниченного доступа.

5. Организации, имеющие обособленные подразделения, предоставляют субъектам официального статистического учета в установленном порядке первичные статистические данные как по организации, так и по таким подразделениям.

6. Первичные статистические данные, документированные по формам федерального статистического наблюдения, и административные данные могут предоставляться респондентами субъектам официального статистического учета на бумажных носителях или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Бланки утвержденных в установленном настоящим Федеральным законом порядке форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению предоставляются респондентам субъектами официального статистического учета безвозмездно.

8. Условия предоставления в обязательном порядке первичных статистических и административных данных субъектам официального статистического учета определяются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами.

Статья 9. Гарантии защиты первичных статистических данных, содержащихся в формах федерального статистического наблюдения

1. Первичные статистические данные, содержащиеся в формах федерального статистического наблюдения, составляют служебную тайну субъектов официального статистического учета. В отношении этих данных обеспечивается конфиденциальность информации, они не подлежат разглашению (распространению) и используются только в целях формирования официальной статистической информации.

2. Обработка содержащихся в формах федерального статистического наблюдения первичных статистических данных осуществляется в условиях, гарантирующих их защиту от несанкционированного доступа и предотвращение их хищения, утраты, подделки или иного искажения.

3. Лица, которые в силу своего служебного положения или рода осуществляемой деятельности имели доступ к содержащимся в формах федерального статистического наблюдения первичным статистическим данным и допустили их утрату или разглашение (распространение) либо фальсифицировали эти данные или содействовали их фальсификации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОФИЦИАЛЬНОМ

СТАТИСТИЧЕСКОМ УЧЕТЕ И СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

СТАТИСТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Проект Федерального закона «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (далее — законопроект) разработан в соответствии с пунктом 31 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2005 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2005 г . N 355-р, и Концепцией административной реформы в Российской Федерации в 2006 — 2008 годах, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г . N 1789-р.

Концепция и проект технического задания на разработку законопроекта одобрены Комиссией Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности (протокол от 6 декабря 2004 г . N 33).

Законопроект доработан в соответствии с решениями Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности (протокол от 10 июля 2006 г . N 22), поручением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2007 г . N АЖ-П13-725, а также с учетом заключения Государственно-правового управления Президента Российской Федерации от 9 февраля 2007 г . N А6-1344 и требований Федерального закона от 27 июля 2006 г . N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Отсутствие федерального закона о статистике затрудняет государственную статистическую деятельность в Российской Федерации, а также выполнение рекомендаций международных статистических организаций и не в полной мере соответствует основным принципам официальной статистики, принятым Статистической комиссией ООН в 1994 году.

Необходимость принятия специального закона о статистике обусловлена потребностью устранить имеющиеся пробелы в правовом регулировании государственной статистической деятельности, поскольку действующее законодательство Российской Федерации не в полном объеме учитывает ее специфику.

Так, в действующем законодательстве Российской Федерации обязанность предоставлять статистическую информацию государственным органам, осуществляющим официальный статистический учет, выражена нечетко. В этой связи отсутствие закона является серьезным правовым препятствием для получения соответствующими органами данных, необходимых для ведения официального статистического учета, в том числе от хозяйствующих субъектов, органов государственной власти и органов местного самоуправления, располагающих информацией в установленной сфере деятельности.

Недостаточна правовая основа для взаимодействия органов государственной власти, юридических и физических лиц при проведении официального статистического учета.

В связи с этим существующий в настоящее время порядок управления системой государственной статистики не в полной мере обеспечивает своевременность, достоверность и полноту официальной статистической информации.

Целью законопроекта является создание правовых основ реализации единой государственной политики в области официального статистического учета, направленной на обеспечение информационных потребностей государства и общества в полной, достоверной, научно обоснованной и своевременной официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных явлениях в Российской Федерации.

Предметом правового регулирования являются общественные отношения, возникающие при осуществлении официального статистического учета.

Законопроектом определяются такие понятия, как «официальный статистический учет», «система государственной статистики», «официальная статистическая информация», «формирование официальной статистической информации», «респонденты», «субъекты официального статистического учета», «федеральное статистическое наблюдение», «форма федерального статистического наблюдения», «официальная статистическая методология», «первичные статистические данные», «административные данные».

Законопроектом закрепляются основы проведения федеральных статистических наблюдений, в том числе сплошных статистических наблюдений (переписей).

Ряд положений законопроекта направлен на обеспечение единых правил проведения официального статистического учета в Российской Федерации, основанных на официальной научно обоснованной статистической методологии, соответствующей требованиям международных стандартов.

Действие законопроекта распространяется на респондентов и субъекты официального статистического учета.

Статьей 4 законопроекта устанавливаются принципы официального статистического учета и системы государственной статистики в соответствии с основными принципами официальной статистики, принятыми Статистической комиссией ООН в 1994 году.

Законопроект направлен на развитие норм Федерального закона от 27 июля 2006 г . N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в сфере официальной статистической информации. В законопроекте в соответствии с указанным Законом установлены правовые основы для создания системы государственной статистики как государственной федеральной информационной статистической системы, урегулированы вопросы осуществления правомочий обладателей официальной статистической информации, определены права субъектов официального статистического учета как операторов системы государственной статистики.

Следует отметить, что в законодательстве многих стран предусмотрено формирование официальной статистической информации с широким использованием административных данных. В Российской Федерации отсутствуют правовые основы применения административных данных в целях официального статистического учета, что затрудняет сбор и обработку данных, увеличивает нагрузку на хозяйствующие субъекты и бюджет.

Законопроектом устанавливаются виды документированной информации, в том числе в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2006 г . N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» вводится понятие «административных данных» как документированной информации, получаемой органами государственной власти, государственными организациями в связи с осуществлением ими разрешительных, регистрационных, контрольно-надзорных и других административных полномочий, а также иными организациями, на которых осуществление указанных функций возложено законодательством Российской Федерации.

Законопроектом устанавливается также, что формирование официальной статистической информации осуществляется на основе федерального плана статистических работ, который разрабатывается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти совместно с субъектами официального статистического учета и утверждается Правительством Российской Федерации.

В этой связи в соответствии со статьей 5 законопроекта федеральный план статистических работ должен содержать перечни субъектов официального статистического учета и выполняемых ими работ по формированию официальной статистической информации с указанием по каждой работе периодичности ее выполнения, уровня агрегирования официальной статистической информации (по Российской Федерации в целом, по субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям), группировки этой информации по классификационным признакам и сроков предоставления (распространения) официальной статистической информации пользователям.

В целях обеспечения методологического единства официального статистического учета законопроектом возлагается на уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти полномочие по осуществлению координации в области официального статистического учета при разработке совместно с субъектами официального статистического учета федерального плана статистических работ, подготовке предложений по его актуализации, а также утверждении форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению.

Важной частью законопроекта являются нормы, установленные для респондентов и регламентирующие порядок предоставления ими первичных статистических и административных данных.

Статьей 8 законопроекта устанавливается, что респонденты, кроме физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную и коммерческую тайны, сведения о налогоплательщиках и иных лицах (при условии их обязательного обезличивания) и другие сведения, доступ к которым ограничен федеральными законами. При этом физические лица — граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Российской Федерации, предоставляют сведения, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности.

Читайте так же:  Адвокат в доме 2

Первичные статистические и административные данные, содержащие сведения, составляющие государственную и коммерческую тайны, сведения о налогоплательщиках и иных лицах (при условии их обязательного обезличивания) и другие сведения, доступ к которым ограничен федеральными законами, представляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об этих видах информации.

Условия обязательного предоставления первичных статистических и административных данных субъектам официального статистического учета устанавливаются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами. При этом статьями 5, 6, 8, 9 законопроекта устанавливаются основополагающие требования к предоставлению статистической информации субъектам официального статистического учета.

Статьей 9 законопроекта устанавливаются гарантии защиты первичных статистических данных, содержащихся в формах федерального статистического наблюдения, путем отнесения их к данным, составляющим служебную тайну субъектов официального статистического учета. В отношении этих данных обеспечивается конфиденциальность информации, они не подлежат разглашению (распространению) и используются только в целях формирования официальной статистической информации.

Правовое регулирование отношений по поиску, предоставлению и распространению официальной статистической информации, обеспечению ее защиты, применению информационных технологий, не урегулированных настоящим федеральным законом, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также иными федеральными законами и актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Нормы законопроекта, в соответствии с Классификатором правовых актов, одобренным Указом Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 г . N 511, следует отнести к законодательству об учете, отчетности и статистике (020.030.090), а также к законодательству об информации и информатизации (120.000.000).

282 ФЗ о статистическом учете: последняя редакция

Статистический учет представляет собой сложный процесс, направленный на предоставление количественных сведений, полученных в результате проведения наблюдений и обработки данных. Все наблюдения и сбор информации для формирования статистики осуществляется за экономическими объектами. Регулируется процедура на федеральном уровне с помощью закона № 282.

Описание закона о статистике РФ

Федеральный Закон № 282 «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» был принят в Государственной Думе 9 ноября 2007 года. В том же году, а именно 16 ноября законопроект получил одобрение со стороны членов Совета Федерации. С момента вступления акта в законную силу (29.11.2007) он претерпел внесение множества изменений, последние поправки были внесены в документ в марте 2017 года.

Состоит настоящий Федеральный Закон из 9 статей. В первой статье указываются цели и предмет регулирования рассматриваемого закона.

Целью Закона № 282 служит разработка и установление правовых основ, способствующих реализации государственной политики в области официальных статистических расчетов. Направлены они будут на удовлетворение информационных потребностей государства и всего населения России качественными и правдивыми сведениями. Вся информация должна раскрываться для населения своевременно. Статистический учет подлежит обнародованию в области научных, социальных, экономических, демографических, экологических и иных данных, касающихся общества.

В качестве предмета регулирования, в рассматриваемом ФЗ выступают взаимоотношения общества, появляющиеся при проведении деятельности по статистическому учету.

В соответствии с 3 статьей, правовое регулирование официального статистического учета осуществляет следующий перечень документов:

  • настоящий ФЗ № 282;
  • Конституция России;
  • международные договора;
  • нормативная документация Банка России;
  • нормативные акты органов государственной власти;
  • ФЗ № 149 — регулирует поиск, обработку, условия предоставления, процедуру распространения статистических данных;
  • иные нормативно-правовые документы РФ.
  • По закону, в качестве главных принципов официального статистического учета выступают:

    • предоставление развернутых и полных сведений;
    • достоверность;
    • своевременность;
    • предоставление общедоступности к данным для всех граждан России;
    • использовать для расчетов только официальную статистическую методологию, которая одобрена на международном уровне;
    • чтобы снизить нагрузку на респондентов, необходимо использовать рациональный выбор источников информации;
    • создать условия для оформления статистических сведений отдельно по России, по субъектам России и по муниципальным образованиям;
    • сохранять первоначальные сведения в тайне, пользоваться ими для составления полной статистической информации;
    • руководствоваться определенными и одинаковыми стандартами при использовании информационных технологий и различных классифицирующих систем с целью формирования государственного статистического учета;
    • сохранять в безопасности все административные данные и статистическую информацию до момента ее публикования.
    • Скачать ФЗ об официальном статистическом учете и системе гос статистики

      Федеральный Закон № 282 был издан для установления и определения определенных функций. Служба государственной статистики предоставляет информацию:

      • населению нашей страны;
      • Президенту России;
      • Правительству РФ;
      • Федеральному Собранию;
      • органам государственной власти;
      • средствам массовой информации;
      • конкретным международным организациям;
      • иным организациям в определенных случаях.
      • В полной версии настоящего закона об учете статистической информации обусловлены правила ее составления и подачи обществу, чтобы с ними ознакомиться необходимо изучить весь документ. Скачать последнюю редакцию Федерального Закона № 285 с изменениями и дополнениями можно по ссылке.

        Изменения в 282 законе

        Все количественные данные со временем меняются, это касается и таких показателей, как демографические, экономические, социальные, экологические и так далее. В связи с их изменениями возникают вопросы о новой методологии их исчисления и соединения в статистическом учете. Для этого, уполномоченные лица периодически вносят изменения в настоящий законодательный акт, чтобы документ всегда был актуален и соответствовал времени и обстоятельствам. Последние поправки были внесены в Федеральный Закон «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» 28 марта 2017 года. В последней редакции нововведения коснулись 8 статьи.

        Статья 8 ФЗ № 282

        Положения настоящей статьи гласят о том, как передаются сведения первичной информации по статистическому учету и по административным данным.

        Пункт 1 обуславливает правила, по которым респонденты должны предоставлять на безвозмездной основе первичную статистику, которая послужит исходным материалом для создания официального статистического учета. Первичные сведения являются коммерческой тайной, в них входят данные — о налогоплательщиках, личные данные физических лиц и так далее.

        Пункт 2 раскрывает суть определения «респонденты». По закону, респондентами могут быть люди, проживающие или находящиеся в пределах России. Это могут быть лица с российским гражданством и без. За подобной категорией лиц ведется статистическое наблюдение для сбора всей необходимой информации.

        Пункт 3 гласит, что респонденты, занимающиеся предпринимательской деятельностью, но с отсутствием юридического образования, должны безвозмездно и на добровольной основе передавать в специализированное учреждение статистику о своей деятельности. Передаче подлежит информация, являющаяся коммерческой и государственной тайной.

        Пункт 4 обуславливает правила предоставления статистики для лиц, занимающихся предпринимательством малого и среднего уровня. По закону, им полагается передавать данные по упрощенной системе, руководствуясь ФЗ № 209.

        Пункт 5 гласит, что все предоставляемые сведения должны быть переданы в специализированное учреждение в соответствии с нормами настоящего закона.

        Пункт 6 характеризует процесс передачи статистических сведений юридических лиц, владеющих обособленными подразделениями. Они обязаны осуществлять излагать и передавать сведения как по юридическим лицам, так и по подразделениям.

        Пункт 7 гласит, что вся передаваемая первичная статистика может быть представлена на бумажных носителях или на электронных, но только в соответствии с настоящим законом.

        Пункт 8 раскрывает правила по предоставлению бланков респондентам. Согласно 282 законодательному акту, все бланки предоставляются на безвозмездной основе.

        П. 9 обуславливает условия предоставления первичной статистики и административных данных.

        П. 10 говорит, что все респонденты в обязательном порядке должны передавать первичную статистику Банку России, руководствуясь Федеральным Законом № 86. Передаваемая информация необходима сотрудникам банка для составления:

      • платежного баланса;
      • международной инвестиционной позиции;
      • статистики внешней торговли;
      • международных резервов;
      • и иной документации, в соответствии с настоящим законом.
      • В п 10 закона № 282 в марте 2017 были внесены изменения.

        Статья 9 Федерального Закона о статистическом учете

        Положения рассматриваемой статьи настоящего закона обуславливают предоставление защиты первичных статических данных учета. Первичные сведения для составления статистического учета являются данными ограниченного доступа. Исключение по ограничению доступа в какой-либо информации содержатся в законах Российской Федерации.

        В последней редакции Федерального Закона № 282 в 9 статью изменения не вносились. Последний раз 9 статья видоизменялась 2 июля 2019 года.

        Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации»

        Изменения и поправки

        Статья 1. Цель и предмет регулирования настоящего Федерального закона

        1. Целью настоящего Федерального закона является создание правовых основ для реализации единой государственной политики в сфере официального статистического учета, направленной на обеспечение информационных потребностей государства и общества в полной, достоверной, научно обоснованной и своевременно предоставляемой официальной статистической информации о социальных, об экономических, о демографических, об экологических и о других общественных процессах в Российской Федерации.

        2. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие при осуществлении официального статистического учета.

        3. Действие настоящего Федерального закона распространяется на респондентов, субъекты официального статистического учета и пользователей официальной статистической информацией.

        Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

        Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

        1) официальный статистический учет — деятельность, направленная на проведение в соответствии с официальной статистической методологией федеральных статистических наблюдений и обработку данных, полученных в результате этих наблюдений, и осуществляемая в целях формирования официальной статистической информации;

        2) система государственной статистики — государственная федеральная информационная статистическая система, представляющая собой совокупность позволяющих осуществлять официальный статистический учет первичных статистических данных и административных данных, формируемой на их основе в соответствии с официальной статистической методологией официальной статистической информации и обеспечивающих формирование такой информации информационных технологий и технических средств;

        3) официальная статистическая информация — сводная агрегированная документированная информация о количественной стороне социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессов в Российской Федерации, формируемая субъектами официального статистического учета в соответствии с официальной статистической методологией;

        4) субъекты официального статистического учета — федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы, осуществляющие формирование официальной статистической информации в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

        5) федеральное статистическое наблюдение — сбор первичных статистических данных и административных данных субъектами официального статистического учета;

        6) административные данные — используемая при формировании официальной статистической информации документированная информация, получаемая федеральными органами государственной власти, иными федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными организациями в связи с осуществлением ими разрешительных, регистрационных, контрольно-надзорных и других административных функций, а также иными организациями, на которые осуществление указанных функций возложено законодательством Российской Федерации;

        7) первичные статистические данные — документированная информация по формам федерального статистического наблюдения, получаемая от респондентов, или информация, документируемая непосредственно в ходе федерального статистического наблюдения;

        8) пользователи официальной статистической информацией — государственные органы, органы местного самоуправления, юридические и физические лица, обращающиеся к системе государственной статистики или субъектам официального статистического учета за получением необходимой им статистической информации и (или) пользующиеся такой информацией.

        Статья 3. Правовое регулирование официального статистического учета и системы государственной статистики

        1. Правовое регулирование официального статистического учета и системы государственной статистики основывается на Конституции Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации и осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти.

        2. Правовое регулирование отношений, которые связаны с поиском, обработкой, предоставлением и распространением официальной статистической информации, обеспечением ее защиты, применением информационных технологий и другими вопросами создания и эксплуатации системы государственной статистики и которые не урегулированы настоящим Федеральным законом, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

        Статья 4. Принципы официального статистического учета и системы государственной статистики

        Принципами официального статистического учета и системы государственной статистики являются:

        1) полнота, достоверность, научная обоснованность, своевременность предоставления и общедоступность официальной статистической информации (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами);

        2) применение научно обоснованной официальной статистической методологии, соответствующей международным стандартам и принципам официальной статистики, а также законодательству Российской Федерации, открытость и доступность такой методологии;

        3) рациональный выбор источников в целях формирования официальной статистической информации для обеспечения ее полноты, достоверности и своевременности предоставления, а также в целях снижения нагрузки на респондентов;

        4) обеспечение возможности формирования официальной статистической информации по Российской Федерации в целом, по субъектам Российской Федерации, по муниципальным образованиям;

        5) обеспечение конфиденциальности первичных статистических данных при осуществлении официального статистического учета и их использование в целях формирования официальной статистической информации;

        6) согласованность действий субъектов официального статистического учета;

        7) применение единых стандартов при использовании информационных технологий и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации для создания и эксплуатации системы государственной статистики в целях ее совместимости с другими государственными информационными системами;

        8) обеспечение сохранности и безопасности официальной статистической информации, первичных статистических данных и административных данных.

        Статья 5. Официальный статистический учет

        2. Субъекты официального статистического учета от имени Российской Федерации осуществляют правомочия обладателей официальной статистической информации, формируемой этими субъектами.

        3. Субъекты официального статистического учета являются операторами системы государственной статистики.

        4. В системе государственной статистики используются следующие виды документированной информации: официальная статистическая информация, первичные статистические данные, административные данные.

        5. Официальный статистический учет осуществляется в соответствии с федеральным планом статистических работ, который разрабатывается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти совместно с субъектами официального статистического учета и утверждается Правительством Российской Федерации. Решение об актуализации (о корректировке) федерального плана статистических работ принимается Правительством Российской Федерации по представлению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.

        6. Федеральный план статистических работ содержит перечни субъектов официального статистического учета и выполняемых ими работ по формированию официальной статистической информации с указанием периодичности выполнения каждой работы, уровня агрегирования официальной статистической информации (по Российской Федерации в целом, по субъектам Российской Федерации, по муниципальным образованиям), группировки этой информации согласно классификационным признакам и сроков ее предоставления пользователям официальной статистической информацией или распространения.

        7. Разработка федерального плана статистических работ осуществляется на основе рационального выбора источников в целях формирования официальной статистической информации для обеспечения ее полноты, достоверности, научной обоснованности, своевременности предоставления, учета интересов пользователей официальной статистической информацией, а также в целях снижения нагрузки на респондентов и исключения дублирования в работе субъектов официального статистического учета.

        8. Координация деятельности в сфере официального статистического учета осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при разработке федерального плана статистических работ, подготовке предложений по его актуализации и утверждении форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению.

        9. Субъекты официального статистического учета в целях формирования официальной статистической информации получают от респондентов первичные статистические данные и административные данные, в том числе содержащие сведения, отнесенные к государственной тайне, сведения, отнесенные к коммерческой тайне, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц при условии их обязательного обезличивания и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами, и обеспечивают ее защиту в соответствии с законодательством Российской Федерации об этих категориях информации ограниченного доступа.

        10. Официальная статистическая информация является общедоступной, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами. Обеспечение доступа заинтересованных пользователей официальной статистической информацией к общедоступной официальной статистической информации осуществляется путем ее предоставления или распространения.

        11. Распространение официальной статистической информации субъектами официального статистического учета осуществляется путем ее опубликования в официальных изданиях субъектов официального статистического учета, средствах массовой информации и размещения для всеобщего доступа в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе для бесплатного доступа на официальных сайтах субъектов официального статистического учета в сети Интернет.

        12. Предоставление субъектами официального статистического учета официальной статистической информации Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации и Правительству Российской Федерации является обязательным и бесплатным. Иным федеральным органам государственной власти, а также органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, судам, органам прокуратуры, Банку России, государственным внебюджетным фондам, профсоюзным объединениям и объединениям работодателей по их письменному запросу или в соответствии с соглашением сторон об информационном взаимодействии официальная статистическая информация предоставляется субъектами официального статистического учета бесплатно.

        Статья 6. Федеральное статистическое наблюдение

        1. Федеральное статистическое наблюдение в зависимости от способа проведения может быть сплошным (проводится в отношении всех субъектов (объектов) изучаемой совокупности (переписи) и выборочным (проводится в отношении отдельных субъектов (объектов) изучаемой совокупности на основе представительной (репрезентативной) выборки, полно и адекватно отражающей свойства изучаемой совокупности). Способ проведения федерального статистического наблюдения определяется субъектами официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.

        2. Федеральное статистическое наблюдение проводится в отношении респондентов, которыми являются созданные на территории Российской Федерации юридические лица, органы государственной власти и органы местного самоуправления, филиалы, представительства и подразделения действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций, граждане Российской Федерации, находящиеся на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Российской Федерации.

        3. Сбор первичных статистических данных осуществляется по формам федерального статистического наблюдения. Форма федерального статистического наблюдения является формуляром — образцом статистического документа, предназначенным для получения в установленном порядке первичных статистических данных, содержащим вопросы программы наблюдения, место для ответов на них, а также реквизиты подписи должностного лица, ответственного за предоставление статистической информации (лица, уполномоченного предоставлять статистическую информацию от имени юридического лица или от имени гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Российской Федерации), и позволяющим осуществлять унификацию процессов сбора и автоматизированной обработки статистической информации.

        4. Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.

        5. Сбор первичных статистических данных при проведении федерального статистического наблюдения осуществляется путем предоставления этих данных респондентами либо путем опроса респондентов или регистрации соответствующих фактов лицами, привлекаемыми для сбора первичных статистических данных. Способ сбора первичных статистических данных определяется субъектами официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.

        6. Выполнение работ, связанных с проведением федерального статистического наблюдения, может осуществляться юридическими и физическими лицами, привлекаемыми для выполнения таких работ на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации.

        Статья 7. Официальная статистическая методология

        1. Применение официальной статистической методологии является обязательным при формировании официальной статистической информации.

        2. Официальная статистическая методология включает в себя методы сбора, контроля, редактирования, сводки и группировки первичных статистических данных и административных данных, оценки точности официальной статистической информации и ее систематизации.

        3. Официальная статистическая методология формируется субъектами официального статистического учета и утверждается ими по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации.

        Статья 8. Предоставление первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета

        1. Респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц при условии их обязательного обезличивания и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.

        2. Респонденты — граждане Российской Федерации, находящиеся на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, в отношении которых проводится федеральное статистическое наблюдение, предоставляют субъектам официального статистического учета первичные статистические данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, безвозмездно и на добровольной основе, если иное не установлено федеральными законами.

        3. Респонденты — граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Российской Федерации, в отношении которых проводится федеральное статистическое наблюдение, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности и необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе сведения, составляющие государственную тайну, и сведения, составляющие коммерческую тайну.

        4. Респонденты — субъекты малого и среднего предпринимательства предоставляют субъектам официального статистического учета первичные статистические данные в упрощенном порядке в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

        5. Первичные статистические данные и административные данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц при условии их обязательного обезличивания и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами, предоставляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об этих категориях информации ограниченного доступа.

        6. Юридические лица, имеющие обособленные подразделения, предоставляют субъектам официального статистического учета в установленном порядке первичные статистические данные как по юридическим лицам, так и по таким подразделениям.

        7. Первичные статистические данные, документированные по формам федерального статистического наблюдения, и административные данные могут предоставляться респондентами субъектам официального статистического учета на бумажных носителях или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

        8. Бланки утвержденных в установленном настоящим Федеральным законом порядке форм федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению предоставляются респондентам субъектами официального статистического учета безвозмездно.

        9. Условия предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета определяются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами.

        Статья 9. Гарантии защиты первичных статистических данных, содержащихся в формах федерального статистического наблюдения

        1. Первичные статистические данные, содержащиеся в формах федерального статистического наблюдения, являются информацией ограниченного доступа, за исключением информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами. Субъекты официального статистического учета обязаны обеспечить конфиденциальность информации ограниченного доступа. Первичные статистические данные, являющиеся информацией ограниченного доступа, не подлежат разглашению или распространению и используются только в целях формирования официальной статистической информации.

        2. Обработка содержащихся в формах федерального статистического наблюдения первичных статистических данных осуществляется в условиях, гарантирующих в соответствии с законодательством Российской Федерации защиту таких данных от несанкционированного доступа, предотвращение их хищения, утраты, подделки или искажения.

        3. В случае если должностные лица, а также лица, которые в силу своего служебного положения или рода осуществляемой деятельности имели доступ к содержащимся в формах федерального статистического наблюдения первичным статистическим данным, допустили их утрату, незаконное разглашение или распространение либо фальсифицировали эти данные или содействовали их фальсификации, указанные лица несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

        Президент
        Российской Федерации
        В. Путин

        Читайте так же:  Заявление об установлении факта работы