Графические наглядные пособия

Графические наглядные пособия — самые распространённые в преподавании географии. Объясняется это широким диапазоном их применения в сочетании с хорошей обозримостью, транспортабельностью и относительной простотой изготовления.

Очень часто таблицы применяются в экономической географии, но могут использоваться и в физической. В.А.Жучкевич пишет, что таблицы — это своеобразный переход от текста к рисунку. Работая с таблицей, учащиеся не только усваивают географические закономерности, но и приобретают навыки работы с цифровым материалом. С помощью таблиц необходимо научить выявлять закономерности, разбираться в них, выделять главное из ряда фактов. Обычно используются таблицы, помещённые в книгах, но лучше, если методически обработанная таблица вывешивается перед классом. Таблица должна быть легко обозримой, простой и наглядной, её нельзя перегружать лишними деталями.

Сложные, громоздкие таблицы трудны для обозрения, не могут чётко и точно передать основные закономерности. Каждая таблица должна иметь заголовок, выражающий её основное содержание. Необходим показ единиц измерения. Лучше, если приведённые в таблице цифры даны в одних и тех же единицах. Тогда основная закономерность будет хорошо выражена. Либо для показа единицу измерения отводят в специальную графу.

В таблицах кроме цифр могут быть помещены условные и словесные характеристики, может применяться система условных знаков или силуэтных рисунков.

Таблица будет понятной и принесёт пользу, если она будет пояснена и на её обозрение и осознание будет предоставлено какое-то время. Методика пояснения зависит от того, есть ли у каждого учащегося своя таблица, или таблица лишь одна — демонстрационная. В первом случае пояснение можно производить в форме беседы. Вывешенную перед классом таблицу нужно пояснять подробнее по следующему плану:

1. Что показано в таблице;

2. Основные наименования, позиции, единицы измерения;

3. Характерные цифровые показатели;

4. Общие выводы на основании цифр. [5] Таблица будет понятной и принесёт пользу, если она будет пояснена и на её обозрение и осознание будет предоставлено какое-то время.

Методика пояснения зависит от того, есть ли у каждого учащегося своя таблица, или таблица лишь одна — демонстрационная. В первом случае пояснение можно производить в форме беседы.

График — это графическое изображение функциональной зависимости при помощи линий на плоскости. Чаще графики используют в экономической географии: с их помощью удобно показывать изменение явлений во времени. В физической географии наиболее распространены гипсографические кривые, где по вертикали откладывают высоты суши и глубины океанов, а по горизонтали — расстояния. Они дают наглядную характеристику рельефа земной поверхности.

Обычно график — результат обобщения, он фиксирует лишь кардинальные точки явления. В промежутках между этими точками могли происходить заметные колебания, и если это принципиально важно, то точки соединяются пунктиром. Все графики внешне похожи, но они могут иллюстрировать разные явления. График может применяться и для показа нескольких явлений одновременно. Для его оживления график может быть совмещён с рисунком.

Достоинства графика не только в наглядности, но и в простоте определения функций по значениям аргумента. С элементарными правилами построения графиков школьники знакомятся ещё в младших классах.

Методика работы с графиками аналогична методике работы с таблицами, а также с диаграммами: выясняется, что изображено, считываются цифровые данные, они сопоставляются и делается общий вывод. [6]

Наглядное пособие по графике

Издательство: Сибирский федеральный университет

Автор: Борисенко И.Г., Рушелюк К.С., Толстихин А.К.

Издательство: Тюменский индустриальный университет

Автор: Красовская Н.И.

Год издания: 2018

Издательство: Тамбовский государственный технический университет, ЭБС АСВ

Автор: Абоносимов О.А., Лазарев С.И., Кочетов В.И.

Издательство: Северо-Кавказский федеральный университет

Автор: Братченко Н.Ю.

Автор: Баранова И.В.

Год издания: 2017

Издательство: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ

Автор: Муртазина Л.А.

С этой книгой также читают

Автор: Перхуткин В.П., Перхуткина З.И., Овчарук Т.А., Недух Е.Н., Панюкова М.Л.

Год издания: 2006

Просмотр оглавления издания

Просмотр списка использованных источников

Бесплатная горячая линия

Доступ к фондам ЭБС IPRbooks предоставляется круглосуточно.

410012, г. Саратов, ул. Вавилова, 38/114, офисы 425, 428, 1019

Тел./факс: 8 800 555 22 35

Мы в социальных сетях:

Отдел комплектования ЭБС IPRbooks:

8 800 555 22 35

Отдел продаж и внедрения ЭБС IPRbooks:

доб. 206, 213, 144, 145

Сетевое издание «www.iprbookshop.ru» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 7 декабря 2018 года. 16+

Установите баннер на ваш сайт:

Инструкция по установке кнопок электронно-библиотечной системы «IPRbooks»

Для установки одного из баннеров ЭБС «IPRbooks» на свой сайт, скопируйте код из соответствующего поля и поместите его в необходимом месте на вашем сайте.

Разработка наглядных пособий по дисциплине «Начертательная геометрия, инженерная и машинная графика» Текст научной статьи по специальности « Общие и комплексные проблемы естественных и точных наук»

Аннотация научной статьи по общим и комплексным проблемам естественных и точных наук, автор научной работы — Н. И. Жарков, В. И. Гиль, С. В. Красковский, В. С. Исаченков

Похожие темы научных работ по общим и комплексным проблемам естественных и точных наук , автор научной работы — Н. И. Жарков, В. И. Гиль, С. В. Красковский, В. С. Исаченков,

Development of visual a >Factors affecting the perception of different forms of graphic information analyzed. This analysis is the basis for the development of teaching materials aimed at the introduction of information technology in the process of continuous graphical teaching students at the university. Developed visual aids introduced in the educational process.

Текст научной работы на тему «Разработка наглядных пособий по дисциплине «Начертательная геометрия, инженерная и машинная графика»»

Н. И. Жарков, кандидат технических наук, доцент (БГТУ);

Читайте так же:  Могут лишить прав за нарушение по камере

В. И. Гиль, кандидат технических наук, старший преподаватель (БГТУ);

С. В. Красковский, кандидат технических наук, доцент, заместитель декана (БГТУ);

В. С. Исаченков, ассистент (БГТУ); Б. В. Войтеховский, ассистент (БГТУ)

РАЗРАБОТКА НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «НАЧЕРТАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ, ИНЖЕНЕРНАЯ И МАШИННАЯ ГРАФИКА»

Проанализированы факторы, влияющие на восприятие различных форм графической информации. Проделанный анализ является основой для разработки учебно-методических материалов, направленных на внедрение информационных технологий в процесс непрерывного графического обучения студентов в вузе. Разработанные наглядные пособия внедрены в учебный процесс.

Factors affecting the perception of different forms of graphic information analyzed. This analysis is the basis for the development of teaching materials aimed at the introduction of information technology in the process of continuous graphical teaching students at the university. Developed visual aids introduced in the educational process.

Введение. К одной из дисциплин, составляющих основу подготовки инженеров, относится дисциплина «Инженерная графика», которая фактически является первой в инженерном цикле.

Теоретическую основу курса составляет раздел «Начертательная геометрия». Совершенствование приобретенных навыков происходит в процессе изучения раздела «Проекционное черчение». Раздел «Машиностроительное черчение» является одной из первых ступеней овладения чертежом как средством выражения мысли конструктора и как производственным документом.

Каждая лекция или практическое занятие по дисциплине сопровождается графическими иллюстрациями, вычерчиваемыми преподавателями на доске. Всю работу по выполнению этих иллюстраций можно условно разделить на механическую и творческую. В общем объеме времени, необходимом для выполнения графических иллюстраций, первая часть (механическое перечерчивание условия задач, пояснение теоретических основ и т. д.) занимает не менее 50%, а в некоторых разделах — более 50%.

Для уменьшения непроизводительной траты времени целесообразно использовать на занятиях, наряду с другими техническими средствами, наглядные пособия.

Основная часть. Авторами была разработана единая комплексная система создания наглядных пособий, в основу которой положен принцип блочного (модульного) планирования. Его суть состоит в том, что вся программа курса разбивается на блоки (крупные разделы). Эти разделы охватывают ряд тем, содержащих законченный по содержанию материал. Ниже приведены блоки и темы для разработки наглядных пособий.

I блок. Методы проецирования. Точка. Прямая. Плоскость. Их взаимное расположение.

II блок. Аксонометрические проекции.

III блок. Способы преобразования комплексного чертежа.

IV блок. Поверхности. Образование и задание их на чертеже. Пересечение поверхностей плоскостью и прямой линией. Взаимное пересечение поверхностей.

V блок. Геометрические построения и изучение стандартов.

VI блок. Правила изображений пространственных форм на чертеже.

VII блок. Аксонометрические проекции (деталей).

VIII блок. Изображение машиностроительных деталей и соединений.

IX блок. Выполнение эскизов деталей.

X блок. Выполнение чертежей сборочных единиц.

XI блок. Выполнение чертежей деталей по чертежу общего вида (или сборочному чертежу) сборочной единицы.

В результате анализа содержания блоков дисциплины к разработке было предложено около 100 наглядных пособий.

Процесс передачи информации может и должен оптимизироваться с целью улучшения качества обучения. Глубокое изучение компонентов процесса восприятия позволит решить задачу оптимизации предъявления семантической информации в форме схем, технических рисунков и чертежей.

Восприятие графических и иллюстративных форм предъявления информации — это система сенсорных и интеллектуальных действий.

Одним из главных факторов оптимизации процесса восприятия информации является степень контраста знаков этой информации и фона, на котором они нанесены. Как показывают эксперименты, оптимальным является диапазон контрастности, равный 85-90% [1].

1ББМ 1683-0377. Труды БГТУ. 2019. № 8. Учебно-методическая работа

Существенным фактором оптимизации процесса восприятия является правильный выбор места размещения объектов информации в документе. Самая важная информация должна располагаться в центре поля документа. Если по каким-либо причинам важный объект информации должен быть помещен не в центре документа (чертежа), целесообразно удалить его от центра на такое расстояние, чтобы объект образовал угол не более 30° с осью зрения, направленной к центру полосы [2].

В восприятии графических форм информации большую роль играет контур, размер и цвет условных знаков, широко применяемых в этих формах. Исследованиями доказано, что условные знаки, контур которых образован прямыми линиями, распознается наиболее быстро и точно. Хуже различаются знаки, образованные кривыми линиями, так как снижается точность и повышается время различения этих знаков.

Большое значение в знаковой индикации так же, как и в буквенной, цифровой и графической, имеет контрастность изображения. Наибольшая контрастность достигается при использовании черного и белого цвета.

При составлении информационного документа необходимо выбрать форму предъявления иллюстрированного материала, поскольку один и тот же объект может быть представлен в виде схемы чертежа, технического рисунка или фотографии.

Как правило, выбор той или иной формы предъявления иллюстративного материала определяется комплексом факторов, главнейшими из которых являются аудитория, которой адресовано сообщение, цель и характер сообщения. Во многом эти факторы взаимосвязаны, что необходимо учитывать при выборе формы в конкретном информационном документе.

Любая схема, отображающая технический объект, представляет собой продукт абстрагирования с целью показа лишь самого существенного, принципиального в изучаемом объекте.

Отметим некоторые различия между технической схемой, которая отображает технические объекты, и чертежом.

Схема может изображать не только предметы, объекты, но и процессы, коммуникации, траектории движения и др.

Информационная емкость чертежа по сравнению со схемой значительно больше. Однако качество информации в схеме и чертеже не одинаково. Если схема несет самую существенную, самую важную и определяющую информацию о выражаемом объекте, то чертеж наряду с такой информацией содержит и менее существенную, более детальную.

Анализ результатов проведенных экспериментов [1] показал:

— по среднему времени узнавания технический рисунок занимает первое место;

— средний процент правильных узнаваний наиболее высок при восприятии фотографии;

— при испытаниях на понимание предъявляемой информации по показанию среднего времени экспозиции наименьшее время затрачивается на технический рисунок, далее (по возрастанию) на схему, фотографию, чертеж.

Сформулировано несколько рекомендаций относительно применения форм предъявления информации:

1) если ставится комплексное требование быстроты и надежности понимания, то наиболее предпочтительным оказывается технический рисунок, затем схема, далее фотография и, наконец, чертеж;

2) если основное требование — обеспечение исчерпывающе полного и глубокого понимания отображенного в иллюстрации объекта, то единственной формой предъявления информации в этом случае будет чертеж.

Читайте так же:  Удо проблемы

При разработке иллюстративного материала для использования его на практических занятиях по начертательной геометрии к нему предъявляются требования обеспечения исчерпывающе полного и глубокого понимания иллюстративного объекта, а также быстроты и надежности понимания. Поэтому в качестве основной формы предъявления информации принят чертеж. Для быстроты и надежности понимания также используются наглядные пространственные изображения (технический рисунок).

В связи с невозможностью изготовления всех наглядных пособий на первом этапе исследований было принято решение подготовить наиболее необходимые и значимые из них в количестве 60.

Заключение. Проделанный анализ является основой для разработки учебно-методических материалов, направленных на внедрение информационно-коммуникативных технологий в процесс непрерывного графического обучения студентов в вузе, начиная с дисциплины «Начертательная геометрия, инженерная и машинная графика» и заканчивая выполнением чертежей на этапе дипломного проектирования.

1. Антимонов А. М., Галкин М. Г. Пути совершенствования процесса подготовки инженеров-технологов на базе современных информационных технологий // Новые образовательные технологии в вузе: материалы Междунар. науч.-метод. конф., Екатеринбург, 4-6 февр. 2008 г.: в 2 ч. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2008. Ч. 2. С. 24-28.

2. Антонов А. В. Восприятие внетекстовых форм информации в издании. М.: Книга, 1972. 104 с.

Наглядные пособия и технические средства в обучении инженерной графике

Мурманский Государственный Педагогический Университет

Факультет Технологии и Дизайна

Наглядные пособия и технические средства в обучении инженерной графике

В современном обучении, наглядные пособия и технические средства обучения играют большую роль.

Данная тема обусловлена развитием художественно-творческих способностей студентов по изобразительному искусству на художественно-графических факультетах в педагогических образовательных учреждениях.

Цель исследования — теоретическое обоснование и разработка путей активизации студентов в процессе преподавания им специальных дисциплин, экспериментальная проверка эффективности предлагаемой методики использования средств наглядности, и приобщения студентов к проектированию специального оборудования и наглядных пособий.

Предмет исследования — процесс специальной подготовки студентов по черчению на художественно-графических факультетах высших педагогических учебных заведений.

Объект исследования — влияние комплексного использования различных наглядных пособий и специального оборудования на активизацию процесса обучения по черчению и инженерной графике.

1. Рассмотреть, изучить и обобщить теоретические материалы по проблеме исследования, научно-методические статьи об учебном оборудовании и наглядных пособиях, используемых при обучении специальным дисциплинам.

2. Рассмотреть виды наглядных пособий, обеспечивающих эффективность процесса обучения специальным дисциплинам.

3.Рассмотреть виды технических и программных средств обучения.

2. Моделирование процесса спец подготовки студентов, основанного на комплексном использовании различных средств обучения и проектированию их для мастерских и школьных кабинетов изобразительного искусства.

Наглядные средства обучения

Применение наглядности повышает интерес учащихся к изучаемому предмету, облегчает процесс получения знаний, способствует прочности усвоения и изжитию формализма в обучении. Без применения наглядных пособий трудно успешно развивать пространственные представления учащихся. Поэтому, пользуясь наглядными пособиями, можно вооружать учащихся конкретными представлениями о геометрических формах и конструкциях различных предметов, научить проводить анализ и синтез этих форм.

Широкое использование и правильное применение наглядных пособий расширяет и углубляет представления учащихся об изучаемом вопросе, сокращает время на изложения материала. Однако, придавая наглядности в обучении большое значение, нельзя ее переоценивать и недооценивать другие принципы обучения. При перегрузке урока наглядными пособиями можно отвлечь учащихся от основной цели урока, упустить общие закономерности изучаемых вопросов, не отделить главного от второстепенного.

В обучении должно быть обеспечено правильное соотношение наглядного и абстрактного, конкретного и обобщенного. Наглядные пособия должны быть подобраны по темам учебных программ таким образом, чтобы обеспечить проведение необходимых демонстраций при изложении соответствующих разделов курса, закреплении и повторении материала.

Методика применения наглядных пособий зависят от того, на какой стадии изучения материала они применяются. Одно и то же наглядное пособие или комплекс наглядных пособий и технических средств различным образом применяются при объяснении нового материала преподавателем, при закреплении знаний и их проверке. Так, например, при объяснении нового материала по различным темам учебной программы по графике диафильмы и кинофильмы являются органическим дополнением к натуре и к моделям. В сумме эти наглядные средства являются для учащихся источниками знаний. При повторении и обобщение целесообразно воспользоваться одними диафильмами и кинофильмами. Выбор пособий должен быть не случайным, а тщательно продуманным по всему курсу. Для каждого пособия должно быть отведено свое место в общей цепи уроков. В зависимости от содержания и учебной цели урока необходимо применять разнообразные наглядные пособия, что будет способствовать лучшему усвоению учебного материала. Поэтому нужно обеспечить правильную методику применения наглядных пособий.

Специфика учебной дисциплины «Инженерная графика» такова, что в ней дидактический принцип доступности изучаемого материала неразрывно связан с дидактическим принципом наглядности.

Чувственное восприятие играет большую роль в трудовом обучении, но представляет лишь начальную ступень познания. Следующий его этап – абстрактное мышление. Восприятие должно сопровождаться и направляться активным мышлением, которые ставит познавательные задачи, дает план наблюдений, сообщает его результаты.

Применяются следующие виды наглядных пособий: показ изделий и макетов; изображение предметов, процессов и зарисовка на доске; условие изображения.

Средства наглядности используются при изложении учебного материала преподавателем, в ходе самостоятельной деятельности студентов по приобретению знаний и формированию умений и навыков, при контроле за усвоением материала и при других видах деятельности и преподавателя, и студентов.

Необоснованное, произвольное и избыточное применение наглядности на занятии может дать и отрицательный эффект.

Общепринятой классификации, приводящей все виды средств наглядности в систему, отвечающую требованиям, предъявляемым преподавателю, работающему с ней, пока нет. Инженерам-преподавателям приходится самостоятельно разрабатывать комплексы средств обучения, в том числе средства наглядности на занятии, оптимизацию их сочетания с другими средствами обучения.

У каждого наглядного средства существует ряд дидактических признаков, определяющих рациональную область использования в учебном процессе. Например, такое свойство натуральных образцов, как их реальность, способствует формированию у студентов правильного представления о форме, цвете и величине объекта. Применение этого вида наглядности дает возможность перейти от наблюдения конкретных образцов к абстрактному мышлению.

Читайте так же:  Требования для доставки еды

Преподаватель предъявляет средства наглядности студентам на занятии различными способами. Среди них наиболее часто используются такие: зарисовки на доске; вывешивание плакатов; применение технических средств обучения; представление информации на графических дисплеях. Преподавателю необходимо знать преимущества каждого из них в учебном процессе. Например, показ диапозитивов занимает меньше времени на изложение материала, чем необходимо для предъявления этой же информации с помощью зарисовок на доске мелом. Способ показа диапозитивов более гибок, чем демонстрация диафильма, поскольку позволяет инженеру-преподавателю давать материал в любой последовательности, а при необходимости быстро возвращаться к предыдущим кадрам.

Эффективность применения выбранного средства наглядности во многом определяется методикой и техникой его использования на занятии. Здесь все важно и значимо: место расположения и освещенность средства наглядности в кабинете, его видимость со всех точек кабинета, умелое сочетание преподавателем слова и демонстрации, время демонстрации, степень подготовленности студентов к восприятию средства наглядности, педагогическая квалификация преподавателя.

Виды наглядных пособий

Применяются следующие виды наглядных пособий: демонстрация различных реальных предметов; показ изделий и макетов; изображение предметов, процессов и зарисовка на доске; условие изображения.

Для качественного воспроизведения изображений при проецировании необходимо использовать соответствующие экраны. Классифицировать экраны можно по типу конструкций (напольные, настенные, передвижные, складные) и по качеству покрытия, от чего зависит возможность использования экранов с тем или иным видом проекционного оборудования.

Напольные экраны устанавливаются на складных подставках и транспортируются в виде тубуса. Настенные экраны обычно имеют рулонную конструкцию и управляются вручную или электроприводом. Диапазон размеров экранов от 125х125 см до 300х300 см и более.

Наглядное пособие как средство стимулирования познавательной активности школьников в процессе обучения графике

Введение
1. Познавательная активность школьников в процессе обучения
1.1. Понятие познавательной активности. Особенности ее развития
1.2. Значение познавательной активности в процессе обучения
1.3. Формирование познавательной активности в процессе обучения
2. Организационно–технические условия реализации принципа наглядности
2.1. Содержание учебного материала
2.2. Наглядный метод – один из методов обучения
2.3. Наглядные пособия, как средство обучения
3. Разработка конструкции и изготовление стенда по теме «Сборочный чертеж»
3.1. Проектирование стенда
3.2.Технологический процесс изготовления стенда
3.3.Технический и экономический расчет
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1. Технология изготовления

Актуальность темы: Стремительное движение научно технического прогресса, в век технического оснащения общественного производства выдвинули на первый план научных исследований проблему человека – производительной основной силы общества.
В современной теории обучения центром, в котором сходятся исследования всех дидактических вопросов, также является человек, формирование личности обучающегося.
Обучение в школе в современную эпоху призвано формировать личность должно не только обучать, но и воспитывать и развивать. Это становится возможным лишь на основе глубокого анализа человека и особенностей познавательной деятельности учащихся, предметом которой является познание мира при помощи обобщенных знаний.
В процессе умственного развития ребенка тесно взаимодействуют три основные формы мышления, эти формы образуют тот единый процесс познания реального мира, в котором преобладает то одна, то другая форма мышления и в связи с этим познавательный процесс в целом приобретает соответственный характер.
С древних времен человек задумывался над вопросом о своей природе, о том, каковы границы его возможностей, способен ли он стать хозяином своей судьбы. Современное общество нуждается именно в таких, самостоятельных, творческих мыслящих людях, умеющих делать свободный выбор, нести ответственность за собственные поступки. Перемены в обществе и образовании привели к возникновению новой образовательной парадигмы, ориентированной не на производство, а наличность. Современная система обучения должна способствовать развитию аналитических, интерпретационных, коммуникативных, проектировочных, прогностических умений и рефлексивных способностей, осуществление принципа свободного выбора, способствовать развитию навыков работы с разнообразными источниками, анализа и обобщения, умение выделять проблему и находить пути ее решения.
Проблема исследования познавательной активности занимались А.М. Матюшкин, М.И. Лисина, А.И. Крупков, М.Н.Махмутов, Р.В. Пугач. Умственному развитию большое внимание в своих работах отводили Л.А.Венгер, Н.Ф.Талызина, А.П.Усова.
Высокий уровень познавательной активности создает благоприятное условие для формирования умственной деятельности.
Современное обучение не совершенно. Не всем учителям удается научить учащихся познавательной самостоятельности, выработать у них навыки учебного труда. На уроках часто присутствует пассивность, умственная лень, у многих учащихся плохо развиты воображение и сообразительность. Преподавание сводится лишь к передаче знаний, вне педагогического воздействия остается познавательная деятельность. Учителя при объяснении нового материала использует вербальные средства, они организуют поиск для открытия новых знаний, поэтому полученные знания, учащиеся в дальнейшем не могут применять на практике.
В процессе обучения широкое применение должны находить наиболее эффективные методы и приемы организации обучения, способствующие возбуждению и развитию у них познавательной активности.
Познавательная деятельность учащихся в школе – необходимый этап подготовки молодых поколений в жизни.
Цель выпускной квалификационной работы – спроектировать и изготовить настенные стенды в кабинет графики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. изучить информационные источники по проблеме;
2. ознакомиться с дипломными работами, выполненными на факультете за последние пять лет, и проанализировать их с точки зрения объекта исследования;
3. выполнить аналитический обзор аналогов объекта исследования;
4. спроектировать и изготовить настенный стенд в кабинет графики.
5. обосновать выбор материалов;
6. сделать технический и экономический расчеты.
Объект исследования – формирование познавательной активности школьников на уроках графики.
Предмет исследования – общеобразовательный процесс в школе.
Гипотеза исследования – наглядные пособия на уроках графики способствую стимулированию познавательной активности школьников, следовательно знания усваиваются более прочно и эффективно.
Теоретическая значимость: теоретическая значимость данной работы состоит в том, чтобы показать педагогам, как, стимулируя познавательную активность посредством наглядных пособий, можно повысить уровень умственного развития учащихся, что является одним из важных моментов для их деятельности.
Практическая значимость: практическая значимость дипломной работы заключается в выполнении разработке и изготовлении наглядных пособий в кабинет графики (настенные стенды). Данные стенды будут использоваться в качестве наглядных пособий на уроках графики.