Статья 4. Полномочия Президента Российской Федерации в области обороны

Статья 4. Полномочия Президента Российской Федерации в области обороны

См. комментарии к статье 4 настоящего Федерального закона

1. Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

Федеральным законом от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ в пункт 2 статьи 4 настоящего Федерального закона внесены изменения

2. Президент Российской Федерации:

1) определяет основные направления военной политики Российской Федерации;

Федеральным законом от 5 апреля 2019 г. N 55-ФЗ в подпункт 2 пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона внесены изменения

2) утверждает военную доктрину Российской Федерации, План обороны Российской Федерации и Положение о военном планировании в Российской Федерации;

3) осуществляет руководство Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами;

4) в случаях агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против Российской Федерации, объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе, отдает приказ Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации о ведении военных действий;

О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации см. Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ

5) исполняет полномочия в области обеспечения режима военного положения в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом;

6) принимает в соответствии с федеральными законами решение о привлечении Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 апреля 2019 г. N 55-ФЗ подпункт 7 пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

7) утверждает концепции и планы строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, План применения Вооруженных Сил Российской Федерации, Мобилизационный план Вооруженных Сил Российской Федерации, План мероприятий, выполняемых в Российской Федерации при нарастании угрозы агрессии против Российской Федерации до объявления мобилизации в Российской Федерации, План перевода Российской Федерации на условия военного времени, План оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны, а также основные показатели Мобилизационного плана экономики Российской Федерации;

Федеральным законом от 12 февраля 2019 г. N 13-ФЗ подпункт 8 пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

8) утверждает государственную программу вооружения;

9) утверждает программы ядерных и других специальных испытаний и санкционирует проведение указанных испытаний;

10) утверждает единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, и общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками (капитанами 1 ранга) в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, присваивает высшие воинские звания, назначает военнослужащих на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, освобождает их от воинских должностей и увольняет их с военной службы в порядке, предусмотренном федеральным законом;

Федеральным законом от 23 декабря 2010 г. N 377-ФЗ подпункт 11 пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 февраля 2011 г.

11) утверждает структуру, состав Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований до объединения включительно и органов, штатную численность военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

Федеральным законом от 4 июня 2019 г. N 145-ФЗ в подпункт 11.1 пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

11.1) принимает решение о создании мобилизационных людских резервов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и устанавливает численность резервистов с указанием их распределения между Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами по представлению соответствующих федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных органов, а также устанавливает особенности формирования мобилизационных людских резервов в органах федеральной службы безопасности;

12) принимает решение о дислокации и передислокации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований от соединения и выше;

Федеральным законом от 3 февраля 2019 г. N 7-ФЗ в подпункт 13 пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона внесены изменения

13) утверждает общевоинские уставы, Устав военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, положения о Боевом знамени воинской части, Военно-морском флаге Российской Федерации, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, военно-транспортной обязанности;

См. Федеральный закон от 29 декабря 2000 г. N 162-ФЗ «О знамени Вооруженных Сил Российской Федерации, знамени Военно-Морского Флота, знаменах иных видов Вооруженных Сил Российской Федерации и знаменах других войск»

Федеральным законом от 4 июня 2019 г. N 145-ФЗ в подпункт 14 пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

14) утверждает положения о Министерстве обороны Российской Федерации, Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органах исполнительной власти (органах), уполномоченных в области управления другими войсками, воинскими формированиями и органами, определяет вопросы координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных органов и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обороны;

Федеральным законом от 5 апреля 2019 г. N 55-ФЗ подпункт 15 пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

15) утверждает Положение о территориальной обороне Российской Федерации, План территориальной обороны Российской Федерации и План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации;

16) утверждает планы размещения на территории Российской Федерации объектов с ядерными зарядами, а также объектов по ликвидации оружия массового уничтожения и ядерных отходов;

17) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации в области обороны, включая договоры о совместной обороне, коллективной безопасности, сокращении и ограничении вооруженных сил и вооружений, об участии Вооруженных Сил Российской Федерации в операциях по поддержанию мира и международной безопасности;

18) издает указы о призыве граждан Российской Федерации на военную службу, военные сборы (с указанием численности призываемых граждан Российской Федерации и их распределения между Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами), а также об увольнении с военной службы граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по призыву в порядке, предусмотренном федеральным законом;

Федеральным законом от 2 июля 2019 г. N 185-ФЗ в подпункт 19 пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2019 г.

19) устанавливает перечень организаций, осуществляющих деятельность в интересах обороны страны и безопасности государства, и федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, в которые военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут направляться не на воинские должности, а также общее количество военнослужащих, направляемых не на воинские должности в каждые из указанных организаций;

20) осуществляет иные полномочия в области обороны, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами Российской Федерации.

Подразделения Администрации Президента

Государственно-правовое управление Президента

Обеспечивает деятельность Президента по правовым вопросам. Осуществляет правовое обеспечение деятельности Администрации Президента и информационно-справочное обеспечение деятельности подразделений Администрации. Оказывает консультативную помощь Аппарату Правительства, федеральным органам исполнительной власти и органам государственной власти субъектов Федерации по правовым вопросам.

Помощник Президента – начальник Государственно-правового управления Президента – Лариса Игоревна Брычёва.

Контрольное управление Президента

Контролирует и проверяет исполнение федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, а также организациями федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента Российской Федерации, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина), указов, распоряжений и иных решений Президента. Контролирует и проверяет исполнение поручений Президента и Руководителя Администрации Президента. Контролирует реализацию ежегодных посланий Президента Федеральному Собранию и иных программных документов Президента. Информирует Президента и Руководителя Администрации Президента о результатах проверок и готовит на их основе предложения по предупреждению и устранению выявленных нарушений.

Помощник Президента – начальник Контрольного управления Президента – Дмитрий Владиславович Шальков.

Референтура Президента

Участвует в подготовке проектов ежегодных посланий Президента Федеральному Собранию и иных программных документов Президента. Готовит проекты выступлений, приветственных писем и поздравлений Президента России. Участвует в издательских проектах, связанных с обеспечением деятельности Президента и его Администрации. Участвует в обеспечении деятельности Президента по вопросам образования и науки.

Помощник Президента – начальник Референтуры Президента – Дмитрий Рафаэльевич Калимулин.

Старшие референты Президента – Ярослав Васильевич Шабанов, Лариса Павловна Мишустина.

Референты Президента: Наталья Михайловна Меликова, Татьяна Сергеевна Трубинова, Екатерина Юрьевна Хуторская.

Управление Президента по внешней политике

Содействует Президенту в определении основных направлений внешней политики государства. Участвует в разработке общей стратегии внешней политики государства, обеспечении реализации Президентом его полномочий по руководству внешней политикой государства. Осуществляет информационно-аналитическое и организационное обеспечение деятельности Президента и Руководителя Администрации Президента по вопросам внешней политики государства и международных отношений. Обеспечивает содержательную часть внешнеполитических мероприятий с участием Президента. Обеспечивает взаимодействие Президента и Руководителя Администрации Президента с государственными органами иностранных государств и их должностными лицами, с зарубежными политическими и общественными деятелями, с международными и иностранными организациями.

Начальник Управления Президента по внешней политике – Игорь Святославович Неверов.

Управление Президента по внутренней политике

Осуществляет информационно-аналитическое и организационное обеспечение реализации Президентом его конституционных полномочий по определению основных направлений внутренней политики государства. Готовит в пределах своей компетенции, обобщает и представляет Президенту и Руководителю Администрации Президента материалы об общественно-политической ситуации в стране, а также предложения по вопросам государственного строительства, федеративных отношений, местного самоуправления, региональной и информационной политики. Организует и обеспечивает взаимодействие главы государства с Федеральным Собранием, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, политическими партиями, профессиональными и творческими союзами, организациями предпринимателей, торгово-промышленными палатами, общественными и религиозными объединениями, иными структурами гражданского общества. Обеспечивает взаимодействие Президента и Руководителя Администрации Президента с полномочными представителями Президента в федеральных округах.

Начальник Управления Президента по внутренней политике – Андрей Вениаминович Ярин.

Управление Президента по вопросам государственной службы и кадров

Обеспечивает деятельность Президента в решении кадровых вопросов и полномочий по проведению государственной политики в области государственной службы; осуществляет в пределах своих полномочий контроль за исполнением федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента по вопросам государственной службы; готовит предложения Президенту по вопросам реализации государственной политики в области противодействия коррупции в органах государственной власти и иных государственных органах, урегулирования конфликта интересов, реформирования и развития государственной службы, а также по вопросам кадровой политики; занимается кадровым и организационно-штатным обеспечением деятельности Администрации Президента.

Начальник Управления Президента по вопросам государственной службы и кадров – Антон Юрьевич Фёдоров.

Управление Президента по государственным наградам

Обеспечивает деятельность Президента в решении вопросов, касающихся награждения государственными наградами и присвоения почётных званий, награждения Почётной грамотой Президента и объявления благодарности Президента; награждения Грамотой Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами и объявления благодарности Верховного Главнокомандующего; осуществляет в пределах своей компетенции контроль за исполнением федеральных законов, указов, распоряжений Президента по вопросам, касающимся государственных наград и геральдики; готовит предложения Президенту по вопросам осуществления единой политики в области государственных наград и геральдики.

Начальник Управления Президента по государственным наградам – Владимир Борисович Осипов.

Управление Президента по обеспечению конституционных прав граждан

Обеспечивает реализацию конституционных полномочий Президента по вопросам гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища, государственной миграционной политики, осуществления помилования.

Начальник Управления Президента по обеспечению конституционных прав граждан – Максим Александрович Травников.

Управление информационного и документационного обеспечения Президента

Занимается организацией информационного и документационного обеспечения Президента и его Администрации. Обеспечивает функционирование единой системы делопроизводства в Администрации Президента. Организует, координирует и контролирует деятельность по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, в Администрации Президента. Организует специальную документальную связь с органами исполнительной власти субъектов Федерации, контролирует её состояние. Занимается комплектованием, обеспечением сохранности, учёта и использования архивного фонда документов Президента, его Администрации, совещательных и консультативных органов при Президенте; осуществляет комплектование, обработку, хранение и использование библиотечного фонда Администрации Президента.

Начальник Управления информационного и документационного обеспечения Президента – Сергей Николаевич Осипов.

Управление Президента по работе с обращениями граждан и организаций

Обеспечивает рассмотрение устных и письменных обращений граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций и общественных объединений, адресованных Президенту и Администрации Президента, в том числе обращений, поступивших по информационным системам общего пользования, запросов в виде электронного документа, о предоставлении информации, касающейся деятельности Президента и Администрации Президента.

Читайте так же:  Заявление на получение земельного участка для многодетных

Осуществляет информационно-статистическое, аналитическое и методическое обеспечение деятельности Президента, Администрации и её самостоятельных подразделений по рассмотрению обращений и запросов, обеспечивает деятельность Приемной Президента, анализирует обращения, результаты их рассмотрения и принятые по ним меры.

Обеспечивает деятельность Комиссии при Президенте по реабилитации жертв политических репрессий.

Начальник Управления Президента по работе с обращениями граждан и организаций – Михаил Геннадьевич Михайловский.

Управление пресс-службы и информации Президента

Основными задачами Управления являются: предоставление СМИ сведений о деятельности Президента, об издаваемых им актах, о заявлениях, выступлениях, встречах главы государства и других мероприятиях с его участием; оперативное информирование Президента о позиции СМИ в отношении деятельности главы государства, об откликах на неё в средствах массовой информации; организация информационного обеспечения государственных, официальных и иных визитов, официальных встреч, бесед, переговоров, рабочих поездок Президента, а также других мероприятий с участием главы государства в Российской Федерации и за рубежом; организация и обеспечение взаимодействия Президента со средствами массовой информации; освещение деятельности Президента в сети Интернет.

Начальник Управления пресс-службы и информации Президента – Андрей Михайлович Цыбулин.

Управление протокола Президента

Осуществляет протокольное обеспечение визитов за рубеж и поездок в субъекты Российской Федерации Президента. Осуществляет протокольное обеспечение мероприятий с участием Президента в ходе визитов в Российскую Федерацию представителей иностранных государств и международных организаций. Осуществляет протокольное обеспечение массовых и иных мероприятий, проводимых с участием или по поручению Президента, Руководителя Администрации Президента.

Начальник Управления протокола Президента — Анна Александровна Куликова.

Управление Президента по общественным связям и коммуникациям

Основными задачами Управления являются обеспечение реализации Президентом его конституционных полномочий в области государственной информационной политики, а также подготовка предложений Президенту по вопросам государственной информационной политики, участие по поручению Президента в реализации указанных предложений; анализ позиции СМИ, общественного мнения по вопросам реализации государственной политики в различных областях и оперативное информирование об этом Президента; разработка стратегии информационного сопровождения общественно значимых решений Президента, а также участие по поручению Президента в их реализации; координация информационной работы федеральных государственных органов, а также федеральных органов исполнительной власти в целях объективного освещения в СМИ проводимой государством политики в различных областях; координация информационного сопровождения крупных международных мероприятий в Российской Федерации и за рубежом.

Начальник Управления Президента по общественным связям и коммуникациям – Александр Юрьевич Смирнов.

Экспертное управление Президента

Осуществляет экспертно-аналитическое обеспечение реализации Президентом его конституционных полномочий. Готовит экспертные заключения, аналитические доклады и иные необходимые Президенту и Руководителю Администрации Президента Российской Федерации экспертные и аналитические материалы. Обеспечивает экспертно-аналитические работы по финансированию деятельности Президента и Администрации Президента Российской Федерации.

Начальник Экспертного управления Президента – Владимир Александрович Симоненко.

Управление Президента по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами

Обеспечивает деятельность Президента по развитию международных связей Российской Федерации. Основные задачи Управления: разработка и реализация проектов в области межрегиональных и культурных связей с зарубежными странами в целях оказания содействия Президенту в реализации стратегии внешней политики государства; информационно-аналитическое обеспечение Президента и Руководителя Администрации Президента по вопросам межрегиональных и культурных связей с зарубежными странами, относящимся к компетенции Управления.

Начальник Управления Президента по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами – Владимир Александрович Чернов.

Управление Президента по обеспечению деятельности Государственного совета Российской Федерации

Информационно-аналитическое и организационное обеспечение деятельности Государственного совета, президиума Государственного совета, Совета по спорту, их рабочих органов, а также обеспечение в пределах своей компетенции мероприятий с участием Президента Российской Федерации.

Начальник Управления Президента по обеспечению деятельности Государственного совета Российской Федерации – Александр Дмитриевич Харичев.

Управление Президента по приграничному сотрудничеству

Обеспечивает деятельность Президента по вопросам приграничного сотрудничества с Республикой Абхазия, Республикой Южная Осетия и Украиной, а также по поручению Президента с иными сопредельными государствами; занимается выработкой направлений взаимодействия с данными государствами; подготовкой предложений по реализации совместных социально-экономических программ и проектов с данными государствами; координирует в установленном порядке деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций в целях обеспечения комплексного подхода к осуществлению приграничного сотрудничества в пределах своей компетенции; подготавливает для Президента и Руководителя Администрации Президента экспертные заключения, аналитические доклады и иные экспертные и аналитические материалы по вопросам, относящимся к ведению Управления.

Начальник Управления Президента по приграничному сотрудничеству – Алексей Евгеньевич Филатов.

Управление Президента по научно-образовательной политике

Участвует в обеспечении реализации Президентом его конституционных полномочий по определению основных направлений государственной политики в области науки и образования; обеспечении деятельности Совета при Президенте по науке, технологиям и образованию; подготовке и представлении Президенту и Руководителю Администрации Президента материалов по вопросам формирования и реализации государственной политики в области науки и образования, в том числе по вопросам финансирования научных исследований и программ развития научно-образовательных центров.

Начальник Управления Президента по научно-образовательной политике – Инна Петровна Биленкина.

Управление Президента по развитию информационно-коммуникационных технологий и инфраструктуры связи

Основными задачами Управления являются обеспечение деятельности Президента Российской Федерации по вопросам государственной политики в области применения информационных технологий и развития электронной демократии, подготовка предложений Президенту Российской Федерации, касающихся применения информационных технологий и развития электронной демократии в государственном и муниципальном управлении, а также участие по поручению Президента Российской Федерации в реализации указанных предложений.

Начальник Управления Президента по развитию информационно-коммуникационных технологий и инфраструктуры связи – Андрей Юрьевич Липов.

Управление Президента по общественным проектам

Основными задачами Управления являются информационно-аналитическое и организационное обеспечение реализации Президентом его конституционных полномочий по определению основных направлений государственной политики в области патриотического воспитания; подготовка в пределах своей компетенции, обобщение и представление Президенту и Руководителю Администрации Президента материалов и предложений по укреплению духовно-нравственных основ российского общества, совершенствованию работы по патриотическому воспитанию молодёжи, разработке и реализации общественных проектов в этой области; организация и обеспечение взаимодействия главы государства с общественными объединениями и иными структурами гражданского общества.

Начальник Управления Президента по общественным проектам – Сергей Геннадьевич Новиков.

Управление Президента по вопросам противодействия коррупции

Основными задачами Управления являются участие в обеспечении реализации Президентом его полномочий по проведению государственной политики в области противодействия коррупции; осуществление в пределах своей компетенции контроля за исполнением федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений, поручений и указаний Президента по вопросам противодействия коррупции;подготовка предложений по вопросам противодействия коррупции в органах государственной власти, иных государственных органах, органах местного самоуправления и организациях, а также урегулирования конфликта интересов; содействие Президенту в пределах своей компетенции в обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций по вопросам противодействия коррупции.

Начальник Управления Президента по вопросам противодействия коррупции – Андрей Сергеевич Чоботов.

Канцелярия Президента

Основной задачей Канцелярии является обеспечение документационного обслуживания Президента Российской Федерации.

Руководитель Канцелярии Президента – Александр Михайлович Голублев.

Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти

В соответствии с Конституцией Президент РФ не является органом исполнительной власти. Президент РФ является главой государства. Он является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Президент РФ в соответствии с Конституцией и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Как глава государства он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Вместе с тем Президент РФ обладает широкими полномочиями в сфере исполнительной власти. Так, Президент РФ имеет конституционные полномочия, связанные с формированием Правительства РФ. Он назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; принимает решение об отставке Правительства РФ; по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров.

Президент РФ утверждает по представлению Председателя Правительства РФ систему и структуру федеральных органов исполнительной власти и вносит в нее изменения.

Важно отметить и то, что Президент РФ обладает важнейшими полномочиями в сфере государственного управления в области обороны и безопасности, осуществляет полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ. Согласно ст. 32 Закона о Правительстве РФ осуществляет руководство рядом федеральных органов исполнительной власти.

Так, Президент РФ в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Правительства РФ положения о них и назначает руководителей и заместителей руководителей этих органов, распределяет между ними функции, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ. Правительство РФ координирует деятельность указанных федеральных органов исполнительной власти.

Президент РФ формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, статус которого определяется федеральным законом (см. Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности»; см. также Указ Президента РФ от 06.05.2011 Х° 590 «Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации»); назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ; утверждает военную доктрину РФ (см. Указ Президента РФ от 05.02.2010 № 146), а также осуществляет ряд других функций в соответствии с Федеральным законом от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», другими законодательными и нормативными правовыми актами РФ в данной сфере.

Правительство РФ — высший исполнительный орган государственной власти РФ

Правительство РФ осуществляет исполнительную власть в Российской Федерации. Статус Правительства РФ определен положениями гл. 1 и 6 Конституции, Законом о Правительстве РФ. Оно является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Правительство РФ в своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции, федеральных конституционных законов и федеральных законов, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Правительство РФ состоит из членов Правительства — Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства и федеральных министров.

Возглавляет Правительство Председатель Правительства, который определяет в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента РФ основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Председатель Правительства РФ имеет семь заместителей, в том числе одного Первого заместителя Председателя и заместителя Председателя — Руководителя Аппарата Правительства РФ.

Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом кандидатуру Председателя Правительства в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Государственной Думой Президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Председатель Правительства РФ освобождается от должности Президентом РФ в следующих случаях:

по заявлению Председателя Правительства об отставке;

в случае невозможности исполнения Председателем Правительства своих полномочий.

Об освобождении от должности Председателя Правительства Президент уведомляет Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания в день принятия решения. Освобождение от должности Председателя Правительства РФ одновременно влечет за собой отставку Правительства РФ.

Председатель Правительства РФ осуществляет следующие функции:

представляет Правительство в Российской Федерации и за пределами территории РФ;

ведет заседания Правительства, обладая правом решающего голоса;

подписывает акты Правительства;

представляет Президенту предложения о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров, о наложении на них дисциплинарных взысканий и об их поощрении;

распределяет обязанности между заместителями Председателя Правительства.

Председатель Правительства систематически информирует Президента о работе Правительства.

Правительство в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, принимает меры по устранению нарушений законодательства РФ.

Правительство руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, распределяет их функции и контролирует их деятельность. Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству и ответственны перед ним за выполнение порученных задач. Правительство утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти, который осуществляет руководство, устанавливает предельную численность работников их аппаратов и размер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

Читайте так же:  Как написать заявление в прокуратуру на мошенника

Правительство устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, устанавливает размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете. Оно назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, не являющихся федеральными министрами, и их заместителей, руководителей органов и организаций при Правительстве, утверждает членов коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Правительство также вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов.

Правительство вправе учреждать организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве.

Правительство осуществляет следующие общие полномочия:

организует реализацию внутренней и внешней политики РФ; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;

обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов;

формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;

реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

Правительство также осуществляет полномочия в различных сферах государственной жизни. В сфере экономики:

осуществляет в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента регулирование экономических процессов;

обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

прогнозирует социально-экономическое развитие Российской Федерации, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики;

вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации;

осуществляет управление федеральной собственностью;

разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества;

осуществляет общее руководство таможенным делом;

принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;

формирует мобилизационный план экономики РФ, обеспечивает функционирование оборонного производства РФ.

В сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики:

обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;

разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

разрабатывает и реализует налоговую политику;

обеспечивает совершенствование бюджетной системы;

принимает меры но регулированию рынка ценных бумаг;

осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом РФ;

осуществляет в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента валютное регулирование и валютный контроль;

руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами;

разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цеп. В социальной сфере:

обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности;

принимает меры по реализации трудовых прав граждан;

разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ;

обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики;

принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;

содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики;

взаимодействует с общественными объединениями и религиозными организациями;

разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы.

В сфере науки, культуры, образования:

разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки;

обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки;

обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования;

обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов Российской Федерации.

В сфере природопользования и охраны окружающей среды:

обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия;

организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы РФ;

координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.

В сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью:

участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;

осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями;

разрабатывает и реализует меры по укреплению кадров, развитию и укреплению материально-технической базы правоохранительных органов;

осуществляет меры по обеспечению деятельности органов судебной власти.

В сфере обеспечения обороны и государственной безопасности:

осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны и государственной безопасности РФ;

организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований РФ;

обеспечивает выполнение государственных целевых программ и планов развития вооружения, а также программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям;

обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными законами к обороне или обеспечению государственной безопасности РФ;

принимает меры по охране Государственной границы РФ;

руководит гражданской обороной.

В сфере внешней политики и международных отношений:

осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики РФ;

обеспечивает представительство РФ в иностранных государствах и международных организациях;

в пределах своих полномочий заключает международные договоры РФ, обеспечивает выполнение обязательств РФ но международным договорам, а также наблюдает за выполнением другими участниками указанных договоров их обязательств;

отстаивает геополитические интересы Российской Федерации, защищает граждан Российской Федерации за пределами ее территории;

осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности, в сфере международного научно-технического и культурного сотрудничества.

Свои полномочия Правительство реализует через правовые акты, которые издаются на основании и во исполнение Конституции, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента, издает постановления и распоряжения. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющим нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства.

Постановления и распоряжения Правительства подписываются Председателем Правительства. Датой официального опубликования постановления или распоряжения Правительства считается дата первой публикации его текста в одном из официальных изданий РФ.

Постановления Правительства, за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно.

Постановления Правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постановления Правительства вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями Правительства не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Распоряжения Правительства вступают в силу со дня их подписания. Акты Правительства могут быть обжалованы в суд.

Правила организации деятельности Правительства по реализации его полномочий устанавливаются в соответствии с Конституцией, Законом о Правительстве РФ, иными федеральными законами и указами Президента, Регламентом Правительства РФ (см. постановление Правительства РФ от 01.06.2004 № 260 «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации»). Данный Регламент, в частности, определяет планирование и организацию работы Правительства, порядок внесения в Правительство и рассмотрения проектов актов, законопроектную деятельность Правительства, порядок работы с обращениями граждан, а также ряд иных вопросов.

Деятельность Правительства и организацию контроля за выполнением органами исполнительной власти принятых им решений обеспечивает Аппарат Правительства РФ, который является государственным органом, образованным для решения указанных задач.

Полномочия Президента Российской Федерации Текст научной статьи по специальности « Государство и право. Юридические науки»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Блинов Алексей Борисович

В статье освещаются полномочия Президента РФ , приводятся точки зрения ученых-юристов относительно классификации полномочий Президента РФ и объединения их в различные группы в соответствии со сферами влияния и функциями Президента РФ . На основании литературных источников, анализа законодательства классифицируются президентские полномочия, затрагивающие все области жизни общества и все сферы государственного управления , в которых Президент РФ может и должен проявлять свои властные полномочия в целях, обозначенных в присяге, приносимой при вступлении в должность главы государства.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Блинов Алексей Борисович,

Authority of the Pres >The article highlights the authority of the President of the Russian Federation , it also covers academic lawyers’ viewpoints concerning the Pres >areas of application and functions of the Pres >state administration , where the President is in a position and is obliged to exercise his power authorization with the aim of following the oath taken while assuming an appointment as head of the state.

Текст научной работы на тему «Полномочия Президента Российской Федерации»

ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ*

Президент — буквально — сидящий впереди, во главе, председательствующий. Впервые слово «президент» как название главы нации, борющейся за независимость, было использовано в борьбе американских колоний за отделение от Великобритании. Таким Президентом был Дж. Вашингтон, Президент Континентального конгресса, состоявшего из представителей штатов. После завоевания независимости при принятии Конституции США Президент был обособлен от возглавляемого им органа (Конгресса) и стал самостоятельным органом1.

В современном понимании «институт президентства» — это единоличный государственный орган власти при республиканской форме правления с полномочиями исполнительной власти и функциями главы государства2. Данное определение является четким и исчерпывающим, соответствующим действительности.

Под функциональным содержанием понятия «президент» понимается совокупность основных направлений его деятельности, выражающих социальное назначение президентской власти.

В Конституции РФ, принятой 17 лет назад, уже изначально было предопределено правовое положение Президента РФ, которое остается неизменным по сегодняшний день. Правовое положение Президента РФ характеризуется прежде всего тем, что он является главой государства, из чего следует, что он — первый среди государственных должностных лиц. В ст. 80 Конституции РФ, определяющей смысл и содержание всех полномочий Президента РФ, указывается, что он является главой государства, т.е. должностным лицом, персонифицирующим представление о данном государстве в отношениях как внутри него, так и с дру-

* Статья рекомендована к печати доктором юридических наук профессором Ю.Л. Шульженко.

1 См.: Чиркин В.Е. Глава государства. Сравнительно-правовое исследование. М., 2010. С. 39.

2 См.: Шульженко Ю.Л., Некрасов С.И., Лебедев А.Н. Конституционное право России: Курс лекций. М., 2007. С. 239.

Труды Института государства и права Российской академии наук № 6/2010

гими странами. Президент — это не сама должность, а лицо, ее занимающее. Поэтому представляется необходимым говорить об институте самого Президента, а не о «должности Президента». Статья 80 Конституции РФ предваряет определение правового положения Президента РФ указанием на то, что он «является главой государства». В ч. 2 ст. 80 установлено, что Президент РФ — гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Это объясняется значением Основного закона для стабильности государства и тем, что в соответствии с ним человек, его права и свободы являются высшей ценностью и обязанностью государства, признаются, соблюдаются и защищаются права и свободы человека и гражданина. Возложение на Президента РФ обязанности быть гарантом означает, что он призван действовать персонально.

Конституционный статус Президента РФ реализуется в нормах Конституции РФ, определяющих функции и полномочия главы государства. Эти два понятия очень близки друг другу, но не тождественны. Под функциями понимаются наиболее важные общие обязанности главы государства, вытекающие из его положения в системе органов государственной власти. Полномочия же вытекают из функций и состоят из конкретных прав и обязанностей главы государства по вопросам, отнесенным к его компетенции.

В той мере, в какой функции и полномочия присущи исключительно главе государства (т.е. не делятся с парламентом, правительством или судебными органами), они называются прерогативами главы государства. Функции главы государства не могут быть конкретизированы полномочиями в полном объеме. Поэтому у главы государства всегда есть не раскрытые в Конституции полномочия, которые выявляются в экстраординарных непредвиденных условиях. Конституция РФ закрепила в себе совокупность президентских полномочий и сбалансировала их с полномочиями других органов государственной власти, образуя систему сотрудничества и взаимных противовесов в целях недопущения односторонних авторитарных решений.

Говоря о понятии «полномочия», необходимо отметить, что оно неразрывно связано с понятием «компетенция». В Большом

юридическом словаре сказано следующее: «Компетенция (от лат. «competo» — добиваюсь, соответствую, подхожу) — совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного государственного органа (органа местного самоуправления) или должностного лица, определяющих его место в системе государственных органов (органов местного самоуправления)»3. Ю.Л. Шульженко дает следующее определение компетенций Президента РФ: «Компетенции Президента РФ есть совокупность предоставленных ему Конституцией Российской Федерации и законом государственно-властных полномочий (прав и обязанностей), необходимых для выполнения возложенных на него функций»4.

Читайте так же:  Пенсия налоговых полицейских

В большинстве ученые-юристы классифицируют полномочия Президента РФ по группам в соответствии со спецификой предметов компетенции и взаимоотношений с другими органами государственной власти.

Так, М.В. Баглай разделяет полномочия Президента РФ на следующие основные группы5:

Президент и Федеральное Собрание — полномочия Президента РФ, вытекающие из различия конституционных функций главы государства и Парламента;

Президент и правительство — эти отношения основываются на безусловном приоритете президентской власти. Президент РФ, например, назначает Председателя Правительства РФ с одним только условием, что он получит на это согласие Государственной Думы;

отношения с субъектами Российской Федерации — полномочия Президента РФ как главы федеративного государства прописаны в Конституции РФ достаточно скромно, они, скорее, вытекают из его основных функций как гаранта Конституции. Из конкретных конституционных полномочий важное значение имеют назначение и освобождение полномочных представите-

3 Большой юридический словарь. М., 2007. С. 238.

4 Шульженко Ю.Л., Некрасов С.И., Лебедев А.Н. Указ. соч. С. 239.

5 См.: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. М., 2009. С. 489-500.

лей Президента РФ, которые образуют институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах6;

Президент и судебная власть — в соответствии с принципами разделения властей и независимости судов Президент РФ не вправе вмешиваться в деятельность судебных органов. Однако он участвует в формировании органов судебной власти. Так, только Президенту РФ предоставлено право выдвижения кандидатур для назначения Советом Федерации на должности Председателя, заместителей Председателя и судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, т.е. высших судебных органов Российской Федерации;

военные полномочия — в военной области полномочия Президента РФ достаточно широки. Он является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, утверждает военную доктрину Российской Федерации, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ;

полномочия в сфере внешней политики — как глава государства, осуществляющий высшее представительство в международных отношениях, Президент РФ по Конституции осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации. Он ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации, подписывает ратификационные грамоты (сама ратификация осуществляется в форме федерального закона), принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей;

чрезвычайное положение — полномочия Президента РФ в этих случаях сформулированы в Конституции предельно четко. Только Президент РФ вправе вводить на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, о чем он незамедлительно сообщает Совету Федерации и Государственной Думе. Указ о введении чрезвычайного положения подлежит немедленному обнародованию, а затем утверждению Советом Федерации. Президент РФ не свободен в при-

6 См.: Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» // СЗ РФ. 2000. № 20. Ст. 2112.

нятии такого решения, ибо введение чрезвычайного положения возможно только при обстоятельствах и в порядке, установленных федеральным конституционным законом;

гражданство и награды — к числу полномочий Президента РФ относится решение вопросов гражданства и предоставления политического убежища. Заметим, что некоторые республики, входящие в Российскую Федерацию, закрепляют свое гражданство, но поскольку оно даже в таком случае является и гражданством РФ, они не вправе принимать тех или иных лиц в свое гражданство. Президент РФ награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания. Государственные награды и положения о них установлены указами Президента РФ;

помилование — Президент РФ осуществляет помилование осужденных за уголовные преступления. Помилование не следует путать с амнистией, право на которую принадлежит Государственной Думе;

акты Президента РФ — многогранная деятельность Президента РФ осуществляется через правовые акты, каковыми согласно Конституции РФ являются указы и распоряжения.

М.В. Баглай классифицирует полномочия Президента РФ четко и ясно, но, как представляется, данная классификация проведена не столько по полномочиям Президента РФ, сколько по сферам его влияния. Это мнение основывается на том, что полномочия Президента РФ затрагивают непосредственно законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, в связи с чем, по нашему мнению, в классификации необходимо выделять как минимум три группы полномочий, связанных с указанными ветвями власти, что в данной классификации сделано не в полной мере.

Е.И. Козлова объединяет полномочия Президента РФ в следующие группы7: полномочия, связанные с формированием и участием в деятельности федеральных органов государственной

7 См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. М., 2010. С. 394-402.

власти; с обеспечением осуществления полномочий государственной власти на всей территории Российской Федерации; с руководством внешней политикой; с руководством в военной сфере; с иными, возложенными Конституцией РФ на Президента функциями.

При классификации полномочий Президента РФ она указывает на то, что все его полномочия основаны на Конституции РФ и должны осуществляться в рамках Конституции РФ и федеральных законов; они не могут выходить за их пределы и потому она объединяет их по определенным сферам и в соответствии с функциями президента, не указывая, что полномочия Президента РФ тесно взаимосвязаны с каждой из ветвей власти.

С.А. Авакьян классифицирует полномочия Президента РФ на пять основных групп8: в части формирования государственных органов и назначения высших должностных лиц; в части руководства внутренней политикой страны и взаимоотношений с другими государственными органами; в области внешней политики; в области обеспечения обороны и безопасности государства, стабильности общественного порядка в стране; в области обеспечения конституционного статуса личности. Классификация четкая, но, на наш взгляд, в ней отсутствует группа полномочий, связанных с законодательной инициативой Президента РФ.

В.Е. Чиркин выделяет восемь групп полномочий9: в сфере правового статуса личности; связанные с федеративным устройством государства; в отношениях с парламентом; в отношениях с органами исполнительной власти; в отношениях с органами судебной власти; по урегулированию чрезвычайных положений; в военной сфере; в области внешней политики. В данной классификации отсутствуют полномочия, связанные с законодательной инициативой Президента РФ; полномочия классифицируются, исходя из конкретных сфер влияния Президента.

8 См.: Авакьян С.А. Конституционное право: Энциклопедический словарь. М., 2001. С. 477-479.

9 См.: Чиркин В.Е. Конституционное право в Российской Федерации. М., 2001. С. 321.

Ю.Л. Шульженко объединяет полномочия Президента РФ в в следующие группы10: полномочия в сфере исполнительной власти; полномочия по взаимодействию с федеральной законодательной властью (Федеральное Собрание); полномочия по взаимодействию с судебной властью; полномочия по взаимодействию с субъектами РФ; полномочия в области внешней политики и международных отношений; полномочия по организации своей деятельности, т.е. формирование Администрации Президента РФ, различных советов, комиссий; иные полномочия, такие, как назначение всероссийского референдума, решение вопросов гражданства, награждение государственными наградами и присвоения званий, предоставление политического убежища. Данная классификация исходит из специфики предмета деятельности Президента РФ и сфер взаимодействия с другими конституционными органами государственной власти.

Соглашаясь в принципе с приведенными выше классификациями, необходимо отметить, что при классификации полномочий Президента РФ должны «охватываться» все области жизни общества и все сферы государственного управления, в которых может и должен проявлять свои властные полномочия в целях, обозначенных в присяге, приносимой при вступлении в должность главы государства. Говоря о полномочиях Президента РФ в совокупности, предлагаю разделить их на два блока: первый блок объединяет исторически сложившиеся «традиционные» функции и полномочия главы государства как определенный «минимум». Они осуществляются главами всех государств. Одной из них является представительство от имени государства внутри и вовне его. Второй блок составляют функции и полномочия, лежащие за пределами указанного «минимума», которые определяются законом конкретного государства сообразно особенностям формы его государственной организации. Последние представляют собой как бы некое «дополнение» к традиционным функциям главы государства. Например, осуществление исполнительной власти может закрепляться за Президентом РФ,

10 См.: Шульженко Ю.Л., Некрасов С.И., Лебедев А.Н. Указ. соч. С. 251-257.

а может быть возложено на другое должностное лицо. В дополнение к этому полномочия Президента РФ также можно разделить на две группы, а именно на полномочия, имеющие прерога-тивный характер, т.е. принадлежащие исключительно Президенту РФ, и на полномочия, которые соприкасаются с полномочиями других органов государственной власти, способствуя решению вопросов во взаимодействии на основе принципа разделения властей.

Дальнейшую классификацию полномочий Президента РФ предлагаю провести по следующим группам.

Представительские полномочия, при исполнении которых Президент РФ выступает с посланиями, содержащими анализ внутренней и внешней политики государства, формулирующими основные цели правительственной деятельности и намечающими пути их достижения; здесь следует сказать, что Президент считается всегда выступающим от имени своего государства и в силу своего положения не нуждается в специальном на то уполномочии.

Полномочия главы государства в области государственного управления, при исполнении которых Президент РФ играет важную роль в формировании Правительства, в области правительственной деятельности полномочия включают руководство административным аппаратом и вооруженными силами. Он производит назначения на высшие военные и гражданские должности.

Полномочия в сфере законодательной деятельности, при исполнении которых, помимо законодательной инициативы, Президент РФ использует абсолютное либо отлагательное (относительное) право вето, распространяемое в основном на законопроекты в целом, вотированные парламентом. Абсолютное вето означает окончательное отклонение Президентом РФ законопроекта, одобренного парламентом.

Внешнеполитические полномочия — объем внешнеполитических полномочий главы государства определяется действующим законодательством, а уровень и степень их реального осуществления зависят от сложившейся политической практики, обычаев и традиций политической жизни. Действующее законо-

дательство, корректируемое практикой построения и функционирования государственного механизма, позволяет очертить компетенцию главы государства в сфере внешних сношений. Прежде всего это верховное представительство страны в международных отношениях, с этим же связано и право непосредственного обращения к главам иностранных государств, которое может осуществляться как путем посланий, так и посредством личных встреч. Практика свидетельствует о том, что все более активный характер приобретают личные контакты, визиты и встречи глав государств, а равно международные форумы с их участием. Президент РФ назначает руководителя ведомства иностранных дел и дипломатических представителей страны за рубежом. Он дает указания о подготовке и проведении переговоров, участвует лично в наиболее важных из них и подписывает международные договоры или другие международно-правовые акты.

Полномочия в сфере судебной власти — государственно-правовая доктрина и конституционное законодательство провозглашают независимость судебной власти, вместе с тем за главой государства сохраняются значительные полномочия, позволяющие ему оказывать серьезное влияние на деятельность судейского механизма; важнейшими полномочиями в этой области являются назначение на судебные или высшие судебные должности. Право помилования относится к исключительным полномочиям Президента.

Чрезвычайные полномочия — Президент РФ наделен правом введения чрезвычайного положения или использования чрезвычайных полномочий. Чрезвычайное положение имеет довольно много разновидностей: осадное положение, военное положение, состояние повышенной опасности и т.п. Характеризующие их общие черты — это приостановка действия конституционных гарантий, ограничение полномочий представительных учреждений, расширение власти административных или военно-политических органов, введение в ряде случаев превентивного заключения. После введения чрезвычайного положения парламент не может быть распущен, но он лишается на этот период важнейшего полномочия — возможности выражения недоверия пра-

вительству. Применение чрезвычайных полномочий должно носить временный характер и использоваться исключительно в целях защиты основных прав и свобод граждан.

В современном мире в одних странах наблюдается фактическое, а иногда и формальное ограничение полномочий президента, которые осуществляют за него правительство или глава правительства. В других — происходит расширение полномочий президента, зачастую выходящее за пределы, очерченные конституцией и другими действующими законодательными актами. Соответственно в первом случае имеет место фактическое ограничение полномочий, которыми наделен президент, а во втором — их существенное расширение. Обе тенденции связаны с процессом усиления правительственной власти в современном мире.

Совокупность полномочий Президента РФ сбалансирована с полномочиями других органов государственной власти, образуя систему сотрудничества и взаимных противовесов в целях недопущения односторонних авторитарных решений.

В целом полномочия Президента РФ не шире, чем полномочия президентов в других странах с демократической формой правления, например Франции, США. Президенты указанных государств, как и Президент РФ, относятся к числу «сильных», что соответствует сложным условиям переходного периода и историческим традициям стран. Сильные позиции Президента РФ уравновешены принципом разделения властей, системой сдержек и противовесов, ответственностью правительства перед Федеральным Собранием, возросшей ролью самого правительства, возможностью оспаривания нормативных указов Президента РФ в Конституционном Суде.