Федеральная служба
по регулированию алкогольного рынка

Бес похмелья. Глава Росалкогольрегулирования рассказал о переменах на алкогольном рынке, которые произойдут в этом году

Зачем потребовалось обновлять стандарты алкогольной продукции и как победить нелегальную торговлю. Об этом «РГ» расспросила руководителя Росалкогольрегулирования Игоря Алёшина.

Получается, покупая коньяк в магазине, мы не можем быть уверены в его безопасности? По вину такая же картина?

Игорь Алёшин: Действительно, по разным оценкам, от 30 до 60 процентов коньяка находится в зоне риска. Но необходимо понимать, что речь идет, например, о несоответствии заявленного возраста, тому, что указан на бутылке или о происхождении сырья. То есть дело не столько в безопасности, сколько в том, что потребителя вводят в заблуждение.

На мой взгляд, помимо прочих мер здесь имеет смысл задуматься об обновлении существующих стандартов. Но, разумеется, все изменения должны проходить во взаимодействии органов госвласти и участников рынка. То есть нужно обновить стандарты качества алкоголя?

Игорь Алёшин: Да, нам нужно составить перечень испытательных и измерительных методик, актуализировать их. Сейчас для измерения используются методы, соответствующие техническому развитию страны 70 — 80-х годов прошлого века.

Работа уже началась?

Игорь Алёшин: Начинается прямо сейчас. 5 декабря 2018 года Совет ЕАЭС принял техрегламент «О безопасности алкогольной продукции». Документ обсуждался восемь лет!

И когда он заработает?

Игорь Алёшин: Вступит регламент в силу через два года. Но это время пройдет быстро, между тем нужно провести значительную работу. Нам придется серьезно обновить систему контроля качества алкогольной продукции.

Знаете, последняя инвентаризация ГОСТов проводилась Росалкогольрегулированием в 2019 году. На тот момент их было 170. Часть документов морально устарела — это стандарты 80-х годов прошлого века. Так что и здесь необходима серьезная актуализация.

Успеем, Игорь Олегович?

Игорь Алёшин: К сожалению, мешает незавершенная реформа отраслевых технических комитетов по стандартизации. Именно на них, по действующему законодательству, возложена работа по актуализации ГОСТов.

Уже очевидно, что потребуется внесение изменений в отраслевой закон. Сейчас мы готовим план реализации техрегламента, который представим в минфин.

ЗАКРЫЛИ 500 ЗАВОДИКОВ

Помимо качества алкоголя есть также проблема контра факта. Как с ним бороться?

Игорь Алёшин: Прежде всего, определимся с терминологией. Контрафакт — это подделка под какой-либо известный товарный знак. Подделывают, в первую очередь, водочные бренды. Доля этой категории нелегального алкоголя сейчас минимальна.

Есть также нелегальная алкогольная продукция, которая выпускается без уплаты налогов, вне Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) (она предназначена для государственного контроля над объемом производства и оборота алкогольной продукции — ред.). В легальной рознице доля нелегальных спиртных напитков стремится к нулю. Сработала система ЕГАИС, минимальные цены и контрольные мероприятия с ФСБ и МВД.

Вы хотите сказать, что проблема исчерпана?

Игорь Алёшин: Конечно, пока нельзя говорить, что проблема полностью решена. Нелегальный алкоголь реализуется в нелицензионной рознице.

Лицензирование розничной продажи алкогольной продукции, как и контроль за соблюдением требований, находится в ведении субъектов Российской Федерации. Они совместно с правоохранительными органами ведут работу на местах.

И какие результаты приносит эта борьба с нелегалами?

Игорь Алёшин: Пока есть данные только за одиннадцать месяцев прошлого года. С нелегальных производств и складов было вы- везено более 18 миллионов литров этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Это немного меньше, чем годом ранее. А вот самих подпольных заводов ликвидировано более 140. В прошлом году было ликвидировано 122 незаконные производственные площадки.

Получается, боремся с контрафактом, а нелегальных заводов выявляем все больше?

Игорь Алёшин: Противоречивая, на первый взгляд, динамика объясняется просто.

Сейчас нелегальным производством алкоголя все больше занимаются не промышленные предприятия, а мелкие кустарные цеха, расположенные в ангарах, подвалах, гаражах. Они оснащены самым примитивным оборудованием и используют в качестве сырья медицинский спирт. Как правило, мощности таких «цехов» крайне невелики. Но при этом развернуть подобное «производство» недобросовестному предпринимателю достаточно просто.

В целом за три года, с момента вступления в силу постановления правительства о реализации мер по пресечению незаконных производства и оборота спирта и алкогольной продукции, закрыто более 500 нелегальных производств. Из незаконного оборота изъято 90 миллионов этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

РАЗЛИВАЙКИ НЕ УНИМАЮТСЯ

Контрафактный алкоголь также сбывается нелегально. Например, говорят специалисты, его поток сейчас уходит в так называемые разливайки — магазины по розливу спиртного, прежде всего пива. Они растут как грибы, часто на первых этажах жилых домов. Что с этим делать?

Игорь Алёшин: Есть разные способы сбыта нелегальной продукции, в том числе и этот. В ходе контрольных мероприятий мы также выявляем все больше так называемых псевдопивных напитков. На этикетке написано пивной напиток, а на самом деле это слабо алкогольная продукция с добавлением этилового спирта.

А интернет? Здесь у вас появились новые полномочия. Помогают?

Игорь Алёшин: Блокировка сайтов — вполне эффективная мера как часть работы по выявлению и пресечению незаконного оборота алкоголя.

С момента закрепления за Росалкогольрегулированием таких полномочий, то есть с 15 июня 2018 года, было принято более трех тысяч решений о блокировке сайтов-нарушителей. Около двух тысяч устранили нарушения, а свыше 900 сайтов были заблокированы Роскомнадзором. Не запретить ли также кафе, алкомаркеты, пивные магазины на первых этажах жилых домов? Были такие инициативы.

Игорь Алёшин: Мне о них известно. Однако одними запретами проблему не решить. Закрывая и запрещая, мы лишь перераспределим потоки нелегальной продукции из одного канала в другой. При этом основная задача — защита граждан от нелегальной продукции — решена не будет.

РЫНОК НЕ ДЕЛИТСЯ

Стоит ли вводить отдельное более строгое регулирование в пивоваренной отрасли?

Игорь Алёшин: Уже долгое время обсуждается лицензирование производства и оборота пива, а также введение маркировки в пивоваренной отрасли. Это может обеспечить прослеживаемость движения товара по цепочке и сразу значительно сократит долю нелегальной продукции. Касается также и других отраслей, например винодельческой.

В 2017 году правительство рассматривало инициативы о раздельном регулировании алкогольного рынка. Тогда решили, что регулирование должно осуществляться в рамках единого закона. При этом отдельным видам продукции могут быть посвящены специальные разделы.

Не так давно этот вопрос поднимался и на заседании Общественного совета при Росалкогольрегулировании. Была горячая дискуссия. В итоге участники сошлись на том, что пиво — это алкоголь, а его производство и оборот нуждаются в регулировании. От каких-то запретов, может, все-таки стоит отказаться?

Игорь Алёшин: В действительности, регулирование в отрасли упрощается с внедрением современных технологий. С 1 октября 2018 года в ЕГАИС введен «помарочный учет». Теперь система позволяет хранить цепочки поставки продукции и отслеживать ее движение с использованием механизмов технологии блокчейн. Появилась возможность отказаться от некоторых прежних методов регулирования.

Сейчас совместно с Экспертным советом Росалкогольрегулирования готовится перечень неактуальных форм регулирования, которые можно было бы отменить.

Например, учитывая, что продажи алкогольной продукции контролируются ЕГАИС, планируем отменить журналы учета розничной продажи алкогольной продукции.

Будете выходить с инициативой об изменении законодательства?

Игорь Алёшин: В ближайшее время планируем завершить обсуждение этих вопросов на наших экспертных площадках. Затем предложим министерству финансов соответствующие изменения законодательства.

Санкции за нарушения участников алкогольного рынка

За нарушения законодательства предусмотрены штрафы, с конфискацией или без нее, лишение лицензии, дисквалификация организации и другие наказания. За неоднократные преступления или нарушения в особо крупном размере предпринимателю грозит штраф, иногда с конфискацией, и даже лишение свободы.

В январе-июне 2017 года Росалкогольрегулирование проверило 2 300 организаций. 33,6% нарушений касалось ошибок в декларировании производства, оборота или использования этилового спирта. В 14,6% случаев не соблюдался закон в отношении маркировки алкопродукции, в 9,3% — порядок учета товаров.

Производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции регулирует Федеральный закон № 171-ФЗ. На сайте ФСРАР перечислены и другие нормативные правовые акты.

Контур.Маркет — комплексное решение для розничных продавцов алкоголя. Прием накладных и передача данных о приемке и закупке алкоголя. Учет товаров онлайн. Касса по 54-ФЗ.

На какие статьи 171-ФЗ нужно обратить внимание алкогольной рознице и общепиту

Продавцам крепкого алкоголя необходимо знать Главу III 171-ФЗ, в которой описаны все условия получения лицензии. Там же описан порядок приостановления или возобновления лицензии.

Об учете в ЕГАИС и декларировании продукции смотрите требования статьи 14 Главы II, об особых требованиях к розничной продаже при оказании услуг общественного питания смотрите статью 16 Главы II.

Ниже опишем некоторые нарушения, предусмотренные КоАП РФ и УК РФ.

Административная ответственность

Ранее штрафы были фиксированными, теперь в КоАП РФ появились абзацы о том, на каком основании рассчитываются штрафы: смотрите п.п. 3.1. статьи 3.5 и п. 4.4. статьи 3.5 КоАП РФ.

Читайте так же:  Образец ходатайство о возобновлении производства по делу

— Пункт 3 статьи 14.16 КоАП РФ. Нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.

  • Должностные лица заплатят штраф от 20 000 до 40 000 рублей;
  • Юридические лица — от 100 000 до 300 000 рублей.
  • Возможна конфискация продукции.

    — Пункт 3 статьи 14.17 КоАП РФ. Производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии.

  • Должностные лица могут быть дисквалифицированы на 2-3 года. Штраф составит от 500 000 до 1 млн. рублей;
  • Юридическое лицо рискует приостановить деятельность на срок до 90 дней. Размер штрафа составляет до ? совокупной выручки за предыдущий год, но не менее 3 млн. рублей.
  • Также у нарушителя могут конфисковать продукцию, оборудование или другое имущество, которое относится к производству или реализации алкоголя.

    — Статья 14.17.1 КоАП РФ. Незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическими лицами.

  • Физлицо оштрафуют на 30 000 — 50 000 рублей и конфискуют алкогольную продукцию.
  • ИП или фермера-производителя вина оштрафуют на 100 000 — 200 000 рублей и конфискуют алкогольную продукцию.
  • — Статья 14.19 КоАП РФ. Нарушение порядка учета объема производства, оборота и (или) использования продукции, а также нефиксация информации в ЕГАИС.

  • Должностное лицо оштрафуют на 10 000 — 15 000 рублей;
  • Юридическое лицо — на 150 000 — 200 000 рублей.
  • — Пункт 6 статьи 19.4 КоАП РФ. Невыполнение законных требований должностного лица органа, осуществляющего госконтроль в области производства и оборота алкогольной продукции.

  • Гражданина оштрафуют на 10 000 — 20 000 рублей;
  • Должностных лиц — на 200 000 — 300 000 рублей.
  • — Пункт 6 статьи 14.5 КоАП РФ. Невыдача чека по требованию покупателя или ненаправление ему электронной копии чека.

    • Должностное лицо оштрафуют на 2 000 рублей;
    • Юридическое лицо — на 10 000 рублей или вынесут предупреждение.
    • Уголовная ответственность

      — Статья 171.3 УК РФ. Незаконные производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, совершенные в крупном размере.

      Осужденному грозит штраф, принудительные работы либо лишение свободы на срок до 3 лет. Штраф составит 2-3 млн. рублей или будет равен размеру дохода осужденного за период от 1 до 3 лет.

      При нарушениях в особо крупных размерах штраф увеличится до 3-4 млн. рублей, а срок принудительных работ или лишение свободы — до 5 лет.

      — Статья 171.4 УК РФ. Незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, совершенная неоднократно.

      Осужденному грозит штраф или исправительные работы на срок до 1 года. Размер штрафа составит от 50 000 до 80 000 рублей или будет равен доходу нарушителя за последние 3-6 месяцев.

      Отметим, что в этой статье описаны санкции не за все нарушения, которые возможны и предусмотрены кодексами РФ.

      Говорили не только об этом, но начали с того, что производители давно научились обманывать официальные методы диагностики напитков. Представители лабораторий уверяют: если проверить, например, легальный коньяк современными методами изотопного анализа, будет выявлено немало фальсификата.

      Получается, покупая коньяк в магазине, мы не можем быть уверены в его безопасности? По вину такая же картина?

      Игорь Алёшин: Действительно, по разным оценкам, от 30 до 60 процентов коньяка находится в зоне риска. Но необходимо понимать, что речь идет, например, о несоответствии заявленного возраста, тому, что указан на бутылке или о происхождении сырья. То есть дело не столько в безопасности, сколько в том, что потребителя вводят в заблуждение.

      Актуален этот вопрос и для вина. Конечный продукт в ряде случаев только разливается на территории нашей страны, а виноматериал изготавливается за тысячи километров.

      На мой взгляд, помимо прочих мер здесь имеет смысл задуматься об обновлении существующих стандартов. Но, разумеется, все изменения должны проходить во взаимодействии органов госвласти и участников рынка.

      То есть нужно обновить стандарты качества алкоголя?

      Игорь Алёшин: Да, нам нужно составить перечень испытательных и измерительных методик, актуализировать их. Сейчас для измерения используются методы, соответствующие техническому развитию страны 70-80-х годов прошлого века.

      Работа уже началась?

      Игорь Алёшин: Начинается прямо сейчас. 5 декабря 2018 года Совет ЕАЭС принял техрегламент «О безопасности алкогольной продукции». Документ обсуждался восемь лет!

      Он появился в результате многочисленных переговоров. Планируется создать единый рынок алкогольной продукции. Пять стран будут использовать согласованные термины.

      И когда он заработает?

      Игорь Алёшин: Вступит регламент в силу через два года. Но это время пройдет быстро, между тем нужно провести значительную работу. Нам придется серьезно обновить систему контроля качества алкогольной продукции.

      Прежде всего, необходимо определиться с перечнями ГОСТов, выполняя которые участники рынка будут подтверждать соответствие требованиям регламента.

      Если этого оперативно не сделать, Российской Федерации придется пользоваться стандартами стран Евразийского экономического союза.

      Успеем, Игорь Олегович?

      Игорь Алёшин: К сожалению, мешает незавершенная реформа отраслевых технических комитетов по стандартизации. Именно на них, по действующему законодательству, возложена работа по актуализации ГОСТов.

      Нужно также определиться с органами, уполномоченными на осуществление надзора за соблюдением требований регламента.

      Наконец, чтобы обеспечивать контроль за соблюдением всех требований регламента, потребуется усилить лабораторную базу, которую мы имеем в своем распоряжении.

      Закрыли 500 заводиков

      Помимо качества алкоголя есть также проблема контрафакта. Как с ним бороться?

      Игорь Алёшин: Прежде всего, определимся с терминологией. Контрафакт — это подделка под какой-либо известный товарный знак. Подделывают, в первую очередь, водочные бренды. Доля этой категории нелегального алкоголя сейчас минимальна.

      Вы хотите сказать, что проблема исчерпана?

      Игорь Алёшин: Конечно, пока нельзя говорить, что проблема полностью решена. Нелегальный алкоголь реализуется в нелицензионной рознице.

      Мы, со своей стороны, обеспечиваем их в онлайн-режиме информацией из системы ЕГАИС о легальности той или иной продукции, при необходимости подключаемся к проверочным мероприятиям. Кроме того, с коллегами из ФСБ, МВД и прокуратуры постоянно выявляем и пресекаем деятельность подпольных заводов и складов.

      И какие результаты приносит эта борьба с нелегалами?

      Игорь Алёшин: Пока есть данные только за одиннадцать месяцев прошлого года. С нелегальных производств и складов было вывезено более 18 миллионов литров этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Это немного меньше, чем годом ранее. А вот самих подпольных заводов ликвидировано более 140. В прошлом году было ликвидировано 122 незаконные производственные площадки.

      Получается, боремся с контрафактом, а нелегальных заводов выявляем все больше?

      Игорь Алёшин: Противоречивая, на первый взгляд, динамика объясняется просто.

      Разливайки не унимаются

      Контрафактный алкоголь также сбывается нелегально. Например, говорят специалисты, его поток сейчас уходит в так называемые разливайки — магазины по розливу спиртного, прежде всего пива. Они растут как грибы, часто на первых этажах жилых домов. Что с этим делать?

      Игорь Алёшин: Есть разные способы сбыта нелегальной продукции, в том числе и этот. В ходе контрольных мероприятий мы также выявляем все больше так называемых псевдопивных напитков. На этикетке написано пивной напиток, а на самом деле это слабоалкогольная продукция с добавлением этилового спирта.

      Другой распространенный случай — полный либо частичный отказ от предоставления различных отчетных документов, в первую очередь деклараций об объемах производства со стороны мелких производителей пива.

      Очевидно, что существующие механизмы контроля за этим рынком необходимо менять. Как это лучше сделать — будет решать минфин и правительство.

      А интернет? Здесь у вас появились новые полномочия. Помогают?

      Игорь Алёшин: Блокировка сайтов — вполне эффективная мера как часть работы по выявлению и пресечению незаконного оборота алкоголя.

      С момента закрепления за Росалкогольрегулированием таких полномочий, то есть с 15 июня 2018 года, было принято более трех тысяч решений о блокировке сайтов-нарушителей. Около двух тысяч устранили нарушения, а свыше 900 сайтов были заблокированы Роскомнадзором.

      Не запретить ли также кафе, алкомаркеты, пивные магазины на первых этажах жилых домов? Были такие инициативы.

      Игорь Алёшин: Мне о них известно. Однако одними запретами проблему не решить. Закрывая и запрещая, мы лишь перераспределим потоки нелегальной продукции из одного канала в другой. При этом основная задача — защита граждан от нелегальной продукции — решена не будет.

      Стоит ли вводить отдельное более строгое регулирование в пивоваренной отрасли?

      Игорь Алёшин: Уже долгое время обсуждается лицензирование производства и оборота пива, а также введение маркировки в пивоваренной отрасли. Это может обеспечить прослеживаемость движения товара по цепочке и сразу значительно сократит долю нелегальной продукции. Касается также и других отраслей, например винодельческой.

      Не так давно этот вопрос поднимался и на заседании Общественного совета при Росалкогольрегулировании. Была горячая дискуссия. В итоге участники сошлись на том, что пиво — это алкоголь, а его производство и оборот нуждаются в регулировании.

      От каких-то запретов, может, все-таки стоит отказаться?

      Игорь Алёшин: В действительности, регулирование в отрасли упрощается с внедрением современных технологий. С 1 октября 2018 года в ЕГАИС введен «помарочный учет». Теперь система позволяет хранить цепочки поставки продукции и отслеживать ее движение с использованием механизмов технологии блокчейн. Появилась возможность отказаться от некоторых прежних методов регулирования.

      И вот уже с 1 января 2018 года для участников ЕГАИС были отменены декларации, а с 1 июля — часть сопроводительных документов к обороту алкоголя.

      Сейчас автомобильные перевозки спирта полностью прослеживаются ЕГАИС и АСКП, а с 1 июня 2019 года в таком же порядке будут отслеживаться железнодорожные перевозки спирта, поэтому можно отказаться от уведомлений, представляемых при поставке спирта.

      В связи с принятием техрегламента ЕАЭС «О безопасности алкогольной продукции» стал избыточным ранее установленный правительством России перечень пищевого сырья, используемого для производства спирта.

      Будете выходить с инициативой об изменении законодательства?

      Игорь Алёшин: В ближайшее время планируем завершить обсуждение этих вопросов на наших экспертных площадках. Затем предложим министерству финансов соответствующие изменения законодательства.

      Паленый алкоголь обнаружит смартфон

      Игорь Олегович, посоветуйте, как выбрать качественный алкоголь?

      Алёшин: Наверное, не скажу ничего нового. Легальный алкоголь продается только в лицензированных магазинах. Он не продается в ночное время, в палатках, ларьках, из-под полы и в интернете.

      Нельзя также купить легальный алкоголь в пластиковых канистрах и бутылках без марок.

      А как проверить легальность торговой точки?

      Алёшин: Очень просто. При помощи бесплатного приложения для смартфонов «АнтиКонтрафакт Алко» можно убедиться, что у магазина, в который придет покупатель, есть действующая лицензия.

      Также приложение покажет, что продукция на его полке произведена по всем правилам и зафиксирована в ЕГАИС. Кстати, прямо в приложении любой потребитель может также сообщить в Росалкогольрегулирование о выявленных нарушениях.

      А что вы сами предпочитаете выпить в праздник? Скоро Старый Новый год.

      Алёшин: Предпочитаю легальную продукцию.

      Игорь Олегович Алёшин, руководитель Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование)

      Родился 3 августа 1962 года в Ленинграде.

      Окончил Санкт-Петербургский университет МВД России по специальности юриспруденция.

      Потом еще и Государственный университет управления г. Москвы по специальности государственное и муниципальное управление.

      До 2004 года служил в Министерстве внутренних дел.

      Затем был заместителем генерального директора, генеральным директором ОАО «Московский завод «Кристалл», заместителем генерального директора ФГУП «Росспиртпром», гендиректором.

      11 июля 2018 года назначен руководителем Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка.

      Алкогольная продукция с новой маркировкой появится в крае в середине января

      С начала года в стране вступили в силу новые требования для участников алкогольного рынка. Нововведения предусматривают помарочный учет спиртного в системе ЕГАИС. Теперь предпринимателям необходимо вносить информацию не о товарной партии, а о каждой бутылке. Это позволит более точно отследить движение товара от момента производства до продажи потребителю и эффективнее бороться с нелегальным оборотом, сообщили в правительстве региона.

      Также с нового года изменился вид маркировки. Алкоголь с обновленными марками поступит на потребительский рынок края в середине января.

      ? Владельцам магазинов, где продается спиртное, нужно обновить свои товаро-учетные программы, так как имеющиеся не позволяют фиксировать в ЕГАИС документы с новыми марками, ? отмечает и.о. министра торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности края Николай Крецу.

      По его словам, переход к поштучному учету потребует дополнительных затрат от производителей.

      ? Более 50 миллионов рублей нам потребовалось на дооснащение. Средства пошли на покупку программного обеспечения и новую линию для поштучной маркировки. Мы надеемся на увеличение объемов продаж, ведь на рынке станет меньше продавцов нелегального алкоголя, ? сообщила директор ликеро-водочного завода «Хабаровский» Татьяна Лось.

      По оценкам специалистов, до введения ЕГАИС в крае около 37% продукции находилось в нелегальном обороте. Сегодня – 25%. Контроль за продавцами контрафакта в регионе постоянно усиливают.

      Так, с 4 февраля во всех районах края пройдет акция «Здоровый потребитель». Сотрудники министерства совместно с администрациями муниципальных образований и «народными контролерами» выйдут с проверкой в розничные магазины. Цель акции ? отследить незаконный оборот алкогольной продукции. Кроме того, будет работать телефон горячей линии, по которому каждый житель сможет сообщить о возможных нарушениях: 8( 42 12) 40 26 20.

      ? Проверить качество алкогольной продукции очень просто. Для этого разработано мобильное приложение «Антиконтрафакт Алко». Его можно скачать на сайте Росалкогольрегулирования, а затем с помощью смартфона сканировать акцизную марку на бутылке или QR-код чека – приложение выдаст подробную информацию о продукции. Если ее нет, значит это контрафакт, ? отметил Николай Крецу.

      Напомним, что по итогам второго квартала 2018 года Хабаровский край занял 4 место по стране в рейтинге Росалкогольрегулирования, где учитывается работа по борьбе с контрафактом. Благодаря этому из федерального в краевой бюджет дополнительно поступило 671 млн. рублей от перераспределения доходов от уплаты акцизов. В регионе действует «План быстрых побед» ? комплекс мероприятий, направленный на упрощение условий ведения бизнеса. Документ предусматривает сокращение срока выдачи лицензии на продажу алкоголя с 30 до 25 дней. Кроме того, впервые введено понятие «скорая помощь» для предпринимателей – это предварительная проверка документов перед тем, как получить лицензию.

      Источник — Правительство Хабаровского края

      Ты свидетель происшествия?
      Пришли фото в редакцию

      Сегодня можно доверять качеству алкоголя на полке магазина

      МОСКВА, 5 сен — ПРАЙМ, Светлана Берило. Закончилось время, когда российский потребитель мог купить поддельный алкоголь даже в дорогом магазине, – сейчас подлинность напитка гарантирует покупателю информационная система ЕГАИС. Однако на рынке по-прежнему остаются проблемы, например, нелегальный оборот алкогольных суррогатов, настоек типа «Боярышник», пивных напитков. Что делает ведомство для защиты потребителей от такой некачественной и порой опасной продукции, как изменилось потребление алкоголя в России за последние годы и нужны ли одинаковые подходы к регулированию крепкого алкоголя, пива и табака, рассказал в интервью агентству «Прайм» новый глава Росалкогольрегулирования Игорь Алешин.

      — Игорь Олегович, какие проблемы на российском алкогольном рынке можно выделить в качестве самых главных – нелегальное производство, уход от акцизов, алкогольные суррогаты, что-либо еще?

      — Прежде чем говорить о проблемах, хотел бы обратить ваше внимание на главный результат работы службы — сегодня каждый покупатель, приходя в легальный магазин может быть уверен в приобретении проверенного и подлинного алкоголя.

      Происхождение любой бутылки алкогольной продукции на полке подтверждено ЕГАИС — единой государственной автоматизированной информационной системой учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

      Запрет открыто продавать алкоголь приведет к всплеску нелегальной торговли

      Эта система работает во всех сегментах алкогольного рынка. ЕГАИС учитывает движение продукции от производственного звена в оптовое, а затем и в розницу — вплоть до продажи каждой бутылки конечному потребителю.

      Сотрудниками Росалкогольрегулирования была проведена огромная работа — за два с половиной года в рамках контрольных мероприятий ликвидировано более 400 нелегальных заводов и складских площадок, арестовано и изъято свыше 80 миллионов литров нелегального спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

      Все это обеспечило дополнительные бюджетные поступления в размере 150 миллиардов рублей за последние два года. Конечно, это не означает, что на рынке сейчас нет проблем. К озвученным вами я бы добавил нелегальный оборот этилового спирта в виде фармацевтической субстанции, соблюдение требований действующих стандартов качества продукции и ситуацию с рынком пивоваренной продукции.

      По всем этим направлениям работа продолжается. Уже предприняты первые необходимые шаги в части модификации отраслевого закона для усиления контроля над производством и оборотом фармсубстанции. В ближайшее время будут внесены дополнительные изменения в регулирование этого сегмента рынка.

      Это усиление ответственности за незаконный оборот медспирта, пресечение его поставок на нелегальный рынок, включая меры по изъятию транспортных средств и емкостного оборудования, отмена оборота антисептических медицинских растворов и другие.

      В пивоваренной отрасли речь идет о введении маркировки, строгом учете числа производителей по аналогии с системой лицензирования, снижении порога льготной мощности.

      — Какие задачи вы ставите перед собой на посту главы Росалкогольрегулирования, что необходимо сделать в первую очередь? Что можно улучшить на алкогольном рынке?

      — Ключевых задач как было, так и остается две – защита населения от покупки нелегальной и, как правило, некачественной продукции и наполнение федерального бюджета акцизами от производства легального алкоголя.

      Те проблемы, которые перечислены выше, являются логическим продолжением наших задач, и мы продолжим работу по их решению.

      Что же касается улучшений, то думаю, вы знаете, что сейчас на алкогольном рынке идет внедрение помарочного учета продукции. Это дальнейшее развитие системы ЕГАИС.

      Введение помарочного учета еще больше облегчит контрольную работу для государства, а также упростит работу участников рынка: будут отменены декларации и часть сопроводительных документов к обороту алкоголя.

      Более того, не стоит забывать, что это еще и инновационный инструмент контроля — система позволяет хранить цепочки поставки продукции и отслеживать ее движение с использованием механизмов технологии блокчейн.

      Отдельно хотел бы отметить, что считаю чрезвычайно важным и необходимым сохранение того коллектива, который сформировался в ведомстве.

      — На ваш взгляд, насколько алкогольная отрасль сейчас зарегулирована? Стоит ли пересмотреть нормативно-правовую базу с точки зрения регулирования, отказаться от каких-либо запретов?

      — Работа алкогольного рынка, прежде всего, строится на исполнении норм действующего отраслевого закона. Не стоит забывать, что алкоголь — это весьма специфический продукт. Его производство и оборот требуют большой ответственности от игроков рынка. Поэтому и требования к участникам рынка должны быть соответствующими.

      Что касается пересмотра нормативной базы, то все вопросы, возникающие по этому поводу, будут подробно обсуждены как на экспертных площадках нашего ведомства, так и Министерства финансов с привлечением всех заинтересованных сторон.

      — В последнее время очень много говорится о высоком уровне алкоголизации населения РФ. На ваш взгляд, действительно ли в России потребление алкоголя находится на избыточном уровне? Как его можно снизить?

      — В данном вопросе готов согласиться с вами лишь отчасти. Действительно уровень употребления алкоголя среди россиян находится на довольно высоком уровне и его необходимо снижать.

      Вместе с тем, хотел бы отметить, что в этом вопросе есть и позитивная динамика. По разным оценкам, в том числе ВОЗ и Минздрава, уровень потребления на душу населения снизился с 16 до почти 10 литров за последние 10 лет. Следует помнить, что вопрос потребления неотрывно связан не только с количественными показателями, но и с качественными. Очевидно, что употребление суррогатов алкоголя недопустимо, и мы должны планомерно бороться с их оборотом.

      Теперь о снижении потребления. Необходимо подчеркнуть, что этим вопросом занимается целый ряд ведомств.

      Минимальную цену на «слабую» водку приравняли к стоимости классической

      В рамках полномочий Росалкогольрегулирования используется несколько инструментов, направленных на изменение структуры и снижение потребления. Это контроль за соблюдением минимальных цен, внедрение системы прослеживаемости (ЕГАИС – ред.), борьба с нелегальным производством и оборотом алкоголя, а также контроль соблюдения государственных стандартов и технических условий, что неразрывно связано с качеством продукции.

      Эти меры внесли существенный вклад в снижение потребления алкоголя на душу населения на 40% за последние 12 лет.

      — Каким образом стоит бороться с распространением алкогольных суррогатов, потреблением различной косметической продукции и другими подобными явлениями?

      — Это очень важный вопрос. Сейчас в качестве доступного заменителя алкоголя используется два вида продукции — это жидкости медицинского, настойки типа «Боярышник», и бытового назначения, например, лосьоны и ароматизаторы. Перечисленные спиртосодержащие жидкости приобретаются в основном для употребления внутрь.

      Главное конкурентное преимущество суррогатов – низкая цена. А главная опасность – реальный риск для жизни и здоровья потребителя.

      В настоящее время действует запрет на продажу спиртосодержащих жидкостей. Эта мера хорошо работает в обычных продовольственных магазинах, однако в аптечной сети настойки боярышника, пиона и перца продаются по-прежнему.

      — Считаете ли вы текущий уровень ставок акцизов на алкогольную продукцию в России чрезмерным, или акцизные ставки сейчас находятся на приемлемом уровне? Стоит ли продолжать их повышать?

      — Как показала практика, резкое увеличение ставок акцизов приводит к не менее резкому увеличению нелегального рынка, что, соответственно, требует дополнительных усилий по регулированию и контролю.

      Кроме того, увеличение ставок еще больше отдалит нас по этому показателю от соседей по ЕврАзЭС. А это, в свою очередь, может создать реальную угрозу незаконного трансграничного перетока алкоголя.

      Текущие ставки на алкоголь не меняются в 2019 году. Повышение запланировано только в 2020 году. На мой взгляд, это логично, учитывая тот рост акцизов, который был 2012-2019 годах. Однако я хотел бы напомнить, что решение по этому вопросу принимается Министерством финансов.

      — На ваш взгляд, стоит ли повышать уровень минимальных розничных цен на водку, коньяк и игристые вина? Стоит ли вводить МРЦ для пива или вина?

      — Минимальные цены на алкогольную продукцию устанавливаются Минфином. Сейчас идет подготовка к введению алгоритма по автоматическому изменению минимальной цены в зависимости от текущей ситуации на рынке.

      Относительно минимальной цены на пиво могу сказать, что ко мне уже обращались участники пивоваренного рынка с предложениями по введению МРЦ. Поэтому мы будем всесторонне изучать этот вопрос и выносить его на обсуждение в Минфине.

      — Считаете ли вы целесообразным введение отдельного регулирования для производителей пива и отдельно – для производителей вина? Требуются ли для этого отдельные законы или можно учесть особенности пивного, винного рынка и рынка крепкого алкоголя в рамках 171-ФЗ?

      — Хотел бы напомнить, что в прошлом году при рассмотрении аналогичных инициатив правительством было четко обозначено, что регулирование всего алкогольного рынка осуществляется в рамках единого закона. При этом отдельным видам продукции могут быть посвящены свои разделы.

      Если вы откроете уже упомянутый закон, то сможете без труда обнаружить, что раздельное регулирование, как пивной, так и винодельческой отрасли уже существует.

      Напомню, что почти три года назад была введена классификация вин по географическому признаку, основанная на мировом опыте.

      Был предусмотрен упрощенный порядок маркировки алкогольной продукции и упрощенный порядок лицензирования для крестьянско-фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей.

      Кроме того, введено декларирование объемов собранного винограда для производства винодельческой продукции — на основе указанных деклараций составляется расчет потребности сельскохозяйственных товаропроизводителей в федеральных специальных марках.

      В соответствии с Налоговым кодексом в отношении вина и шампанского с защищенным географическим указанием или наименованием места происхождения предусмотрены пониженные ставки акцизов.

      Мы в курсе всех последних инициатив, как представителей винодельческой отрасли, так и предложений Минсельхоза, и обязательно будем их обсуждать с участниками рынка.

      — Какие меры поддержки, на ваш взгляд, необходимы российским производителям вина? Стоит ли смягчить регулирование для виноделов, в чем именно?

      — В данном направлении работа еще продолжается. При этом наиболее востребованными в отрасли являются меры по льготному налогообложению, господдержке, упрощению предоставления земельных участков под виноградники, восстановлению разрушенной научной базы и созданию приоритета для отечественного вина в розничной сети.

      Разумеется, все возникающие вопросы в части изменения текущей нормативной базы будут обсуждаться экспертами и участниками рынка совместно с представителями нашего ведомства и Минфина.

      — Поддерживаете ли вы идею введения маркировки для пива? И требуются ли дополнительные меры контроля на рынке пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи? Какие это могут быть меры?

      — Несмотря на заявления игроков пивоваренного рынка, что нелегальный оборот пива и пивных напитков ничтожно мал, при проведении контрольных мероприятий мы сталкиваемся с выпуском якобы пивных напитков, фактически представляющих собой ароматизированный спиртовой раствор. По сути, это слабоалкогольные спиртные напитки.

      Для сбыта такой продукции в рознице практически нет никаких препятствий.

      Поэтому я считаю, что введение маркировки всей пивоваренной продукции логичным и правильным решением. Однако этот шаг не должен вызвать перебоев с производством и поставками пива и негативно отразиться на участниках рынка.

      В связи с этим и операторы рынка, и регулятор обязаны тщательно подготовиться к этим изменениям.

      К примеру, мы уже прорабатываем вопрос создания универсальной марки для пивоваренной продукции, которая может наноситься на все виды тары.

      — Поддерживаете ли вы идею запуска в России онлайн-продаж алкоголя? Можно ли начать интернет-продажи алкоголя, например, для пива или российского вина?

      — Как известно, сейчас интернет-продажи алкоголя запрещены. Более того, введена досудебная блокировка сайтов. Механизм действует с июня текущего года. В настоящее время Роскомнадзором по решениям, принятым Росалкогольрегулированием, заблокировано около 400 ресурсов.

      При этом добросовестные участники рынка лишены возможности реализовывать свою продукцию в интернете.

      Необходимость минимальной цены на вино давно назрела

      Для того чтобы дать им такую возможность, Минфином подготовлен соответствующий законопроект, который внесен в правительство.

      Документ предусматривает продажу алкоголя в сети организациями, имеющими соответствующую лицензию, с соблюдением всех ограничений по времени, месту и возрасту. Кроме того, торговые площадки должны быть зарегистрированы в доменной зоне egais.ru

      — Некоторое время назад в России обсуждалась идея создания единого регулятора для алкогольного и табачного рынков на базе Росалкогольрегулирования. Считаете ли вы целесообразным создание такого регулятора, обсуждается ли сейчас такая идея?

      — Решение в данном направлении принимается на уровне правительства. Могу лишь сказать, что по разным оценкам, потери бюджета от нелегального оборота табака ежегодно составляют от 20 до 50 миллиардов рублей.

      Кроме того, в последние годы, по данным МВД, отмечен десятикратный рост правонарушений, связанных с нелегальным оборотом табачной продукции, а коллеги из ФТС зафиксировали трехкратный рост правонарушений, связанных с контрабандой сигарет.

      На мой взгляд, в целях борьбы с нелегальным рынком необходимо провести тщательный аудит действующей нормативной базы с целью объединения разрозненных отраслевых требований в рамках единого закона.

      Если же говорить об оперативном реагировании, имеет смысл подумать о реализации комплекса мер. Я имею в виду введение системы прослеживаемости продукции с учетом опыта, полученного на алкогольном рынке; регистрацию технологического оборудования; гармонизацию ставок акцизов на уровне ЕврАзЭС; введение механизма ценового регулирования (установление минимальных цен, по аналогии с МРЦ на рынке алкоголя – ред.); создание реестра производителей, а также перечня требований к производственным площадям и наличию оборудования.

      Читайте так же:  Нотариус мызникова с кемерово