Отмена налоговой отчетности и другие поправки в НК РФ

Федеральным законом от 15.04.2019 № 63-ФЗ (далее — Закон № 63-ФЗ) внесены изменения в главы 21, 23, 25, 28, 30, 31 и 32 НК РФ. Рассмотрим наиболее существенные поправки.

Расширен перечень операций, не признаваемых объектом налогообложения (п. 2 ст. 146 НК РФ). В него дополнительно включены:

передача на безвозмездной основе объектов социально-культурного назначения в казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, в муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования (поправки в подп. 2);

передача на безвозмездной основе в государственную казну Российской Федерации объектов недвижимого имущества (новый подп. 19);

передача на безвозмездной основе имущества в собственность Российской Федерации для целей организации и (или) проведения научных исследований в Антарктике (новый подп. 20).

Случаи, при которых суммы «входного» НДС учитываются в стоимости приобретаемых товаров (работ, услуг), дополнены случаем приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по реализации работ (услуг), предусмотренных ст. 149 НК РФ, местом реализации которых не признается территория Российской Федерации (новый подп. 2.1 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Пункт 4 ст. 170 НК РФ, устанавливающий правила учета сумм НДС, предъявленных продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции, дополнен положением, согласно которому для целей этого пункта, а также п. 4.1 этой статьи к операциям, подлежащим налогообложению, относятся также операции по реализации работ (услуг), местом реализации которых в соответствии со ст. 148 НК РФ не признается территория Российской Федерации (за исключением операций, предусмотренных ст. 149 НК РФ).

Поправки затронули и ст. 171 НК РФ, определяющую порядок предоставления налоговых вычетов. Пункт 2 этой статьи дополнен подп. 3, согласно которому вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав или уплаченные им при ввозе товаров на территорию РФ, в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций по реализации работ (услуг), местом реализации которых в соответствии со ст. 148 НК РФ не признается территория Российской Федерации, за исключением операций, предусмотренных ст. 149 НК РФ.

В статью введен новый п. 2.2, по которому вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) и (или) уплаченные им в соответствии со ст. 161 НК РФ либо при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в случае, если приобретенные товары и (или) товары, произведенные с использованием указанных товаров (работ, услуг), предназначены для дальнейшей передачи на безвозмездной основе в собственность Российской Федерации для целей организации и (или) проведения научных исследований в Антарктике.

НДФЛ для предпринимателей

С 1 января 2020 г. индивидуальные предприниматели переходят на уплату авансовых платежей по НДФЛ исходя из реально полученного дохода и, соответственно, не будут подавать декларацию по форме 4-НДФЛ.

Напомним, что согласно действующей редакции п. 7 ст. 227 НК РФ предприниматель, начавший свою деятельность, в случае появления у него доходов от предпринимательской деятельности обязан представить налоговую декларацию по форме 4-НДФЛ с указанием суммы предполагаемого дохода от указанной деятельности в текущем налоговом периоде, которую определяет самостоятельно. На основании этой суммы предполагаемого дохода налоговики исчисляют и предъявляют к уплате предпринимателю авансовые платежи (п. 8 ст. 227 НК РФ).

Из новой редакции п. 7 и 8 ст. 277 НК РФ следует, что предприниматели по итогам первого квартала, полугодия, девяти месяцев исчисляют сумму авансовых платежей исходя из ставки налога, фактически полученных доходов, профессиональных и стандартных налоговых вычетов, а также с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей. При этом авансовые платежи по итогам первого квартала, полугодия, девяти месяцев будут уплачиваться не позднее 25-го числа первого месяца, следующего соответственно за первым кварталом, полугодием, девятью месяцами налогового периода.

Пункты 9 и 10 статьи 227 НК РФ, определяющие порядок уплаты авансовых платежей на основании налоговых уведомлений налоговиков и представления декларации по форме 4-НДФЛ, признаются утратившими силу.

Поправки, внесенные в главу 25 НК РФ, касаются порядка учета субсидий и предоставления инвестиционного налогового вычета.

Согласно новой редакции абз. 2 п. 4.1 ст. 271 НК РФ субсидии, полученные на финансирование расходов, не связанных с приобретением, созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением амортизируемого имущества, приобретением имущественных прав, учитываются по мере признания расходов, фактически осуществленных за счет этих средств. Трехлетнее ограничение на учет таких субсидий, содержавшееся в прежней редакции этой нормы, отменено.

Пунктом 4 ст. 3 Закона № 63-ФЗ установлено, что действие положений п. 4.1 ст. 271 НК РФ (в редакции данного закона) распространяется на правоотношения по определению налоговой базы по налогу на прибыль начиная с 1 января 2018 г.

Инвестиционный вычет

Введен новый вид инвестиционного налогового вычета — не более 85% суммы расходов на создание объектов инфраструктуры.

Под ними понимаются расходы в виде денежных средств, перечисленных по договорам финансирования деятельности по созданию на территории предоставившего инвестиционный налоговый вычет субъекта РФ или в прилегающей к нему акватории объектов инфраструктуры, которые в соответствии с законодательством РФ могут находиться исключительно в федеральной собственности (расходы).

Соответствующие поправки внесены в п. 2 ст. 286.1 НК РФ (новый подп. 4).

Право на применение инвестиционного налогового вычета, его размеры, а также виды объектов инфраструктуры, в отношении расходов на создание которых предоставляется право на вычет, устанавливаются законом субъекта РФ (новые подп. 8—10 п. 6 ст. 286.1 НК РФ).

Пункты 3—5 ст. 286.1 НК РФ дополнены положениями, определяющими порядок применения вычета.

Так, установлено, что сумма налога, подлежащая зачислению в федеральный бюджет, подлежит уменьшению на величину, составляющую 15% суммы расходов на создание объектов инфраструктуры, при условии, что в отношении таких платежей налогоплательщик воспользовался правом на применение инвестиционного налогового вычета, предусмотренного этой статьей.

Новый вычет применяется по месту нахождения организации в отношении объекта инфраструктуры, создаваемого на территории субъекта РФ, который предоставил право на применение вычета в отношении этого объекта, или в прилегающей к этому субъекту РФ акватории, при условии, что организация и создаваемый объект инфраструктуры находятся на территории одного субъекта РФ или в прилегающей к нему акватории.

Вычет в виде расходов на создание объектов инфраструктуры применяется к налогу, исчисленному за налоговый (отчетный) период, в котором перечислены денежные средства, формирующие указанные расходы.

Согласно п. 5 ст. 3 Закона № 63-ФЗ действие положений ст. 286.1 НК РФ (в редакции этого закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 г.

Необлагаемые объекты

Откорректирован перечень транспортных средств, не подлежащих налогообложению транспортным налогом (п. 2 ст. 358 НК РФ).

С 1 января 2020 г. из него будут исключены весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 л.с.

Подпунктом 7 п. 2 ст. 358 НК РФ от налогообложения освобождены транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом. Закон № 63-ФЗ откорректировал эту норму. Теперь в ней речь идет об освобождении от налогообложения транспортных средств, находящихся в розыске, а также транспортных средств, розыск которых прекращен. Освобождение применяется с месяца начала розыска соответствующего транспортного средства до месяца его возврата лицу, на которое оно зарегистрировано. При этом установлено, что факты угона (кражи), возврата транспортного средства подтверждаются документом, выдаваемым уполномоченным органом, или сведениями, полученными налоговыми органами в соответствии со ст. 85 НК РФ.

Пункт 6 ст. 3 Закона № 63-ФЗ распространил действие положений подп. 7 п. 2 ст. 358 в новой редакции на правоотношения, возникшие с налогового периода 2018 г.

Отчетность и взаимодействие с налоговыми органами

С 1 января 2021 г. утрачивает силу ст. 363.1 НК РФ, устанавливающая обязанность плательщиков транспортного налога представлять в налоговые органы налоговые декларации по этому налогу.

Налог будет рассчитываться налоговым органом и уплачиваться организацией на основании полученного от налоговиков сообщения.

Порядок взаимодействия организаций и налоговых органов по поводу уплаты транспортного налога определен новыми п. 4—7 ст. 363 НК РФ.

Так, установлено, что в целях обеспечения полноты уплаты налога налогоплательщиками-организациями налоговые органы передают (направляют) указанным налогоплательщикам-организациям (их обособленным подразделениям) по месту нахождения принадлежащих им транспортных средств сообщения об исчисленных налоговыми органами суммах налога. Сообщение об исчисленной сумме налога составляется на основе документов и иной информации, имеющихся у налогового органа. В нем указываются объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, сумма исчисленного налога.

Сообщение передается налоговым органом организации в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота или через личный кабинет налогоплательщика, а в случае невозможности передачи указанными способами сообщение об исчисленной сумме налога направляется по почте заказным письмом или может быть передано руководителю организации (ее представителю) лично под расписку.

Срок уплаты организациями транспортного налога не может быть установлен законом субъекта РФ ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ).

Со следующего года порядок заявления налоговых льгот по налогу, предусмотренный п. 3 ст. 361.1 НК РФ, распространен и на организации. Напомним, что согласно этой норме налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

Поправки, аналогичные поправкам в главу 28 «Транспортный налог» НК РФ, внесены и в главу 31 «Земельный налог» НК РФ:

с 1 января 2021 г. признается утратившей силу ст. 398 НК РФ, устанавливающая обязанность организаций представлять в налоговые органы налоговую декларацию по земельному налогу;

с 1 января 2021 г. земельный налог в отношении организаций будет исчисляться налоговыми органами и уплачиваться организациями на основании полученного от налоговиков сообщения. Согласно новому п. 5 ст. 397 НК РФ составление, передача (направление) организациям (их обособленным подразделениям) сообщений об исчисленных суммах налога, представление налогоплательщиками в налоговые органы пояснений и (или) документов, подтверждающих правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие оснований для освобождения от уплаты налога, рассмотрение налоговыми органами таких пояснений и передача ими уточненных сообщений об исчисленных суммах налога осуществляются в порядке и сроки, аналогичные порядку и срокам, предусмотренным п. 4—7 ст. 363 НК РФ для транспортного налога;

срок уплаты налога для налогоплательщиков-организаций не может быть установлен нормативным правовым актом представительных органов муниципальных образований ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 397 НК РФ);

порядок представления в налоговый орган заявления о предоставлении налоговой льготы распространен на организации (п. 10 ст. 396 НК РФ).

С 1 января 2020 г. исключена обязанность организаций по представлению в налоговые органы по итогам каждого отчетного периода авансовых расчетов по налогу на имущество. Соответствующие поправки внесены в п. 1 ст. 386 НК РФ.

Эта же статья дополнена п. 1.1, которым закреплено право организаций, состоящих на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих им объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, на территории субъекта РФ, представлять налоговую декларацию в отношении всех таких объектов недвижимого имущества в один из указанных налоговых органов по своему выбору, уведомив об этом налоговый орган по субъекту РФ.

Установлено, что соответствующее уведомление представляется организациями ежегодно до 1 марта года, являющегося налоговым периодом, в котором применяется такой порядок представления налоговой декларации. Изменение выбранного налогоплательщиком порядка представления налоговой декларации в течение налогового периода не допускается.

Положения п. 1.1 не применяются в случае, если законом субъекта РФ установлены нормативы отчислений от налога в местные бюджеты.

Налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц в 2019 году

Налоговый вычет — что это такое? Простыми словами это можно выразить так: переплатил налог — верни его. Или оформи документально так, чтобы из твоего дохода его не удерживали.

Исходя из этого, делаем вывод, что налоговые вычеты физических лиц делятся на два вида:

  • когда уменьшается налоговая база и в результате сумма налога становится ниже;
  • когда налог уже удержан и перечислен в бюджет, а потом его возвращают налогоплательщику.
  • Все налоговые вычеты НДФЛ носят заявительный характер. А это значит, что ни один налоговый агент (работодатель), ни один налоговый инспектор не уменьшит налоговую базу и не вернет налог без личного заявления физического лица.

    Читайте так же:  Налоговая декларация по единому сельскохозяйственному налогу образец заполнения

    Какие доходы можно уменьшить на налоговые вычеты? Только официальные и только те, которые облагаются по ставке 13%.

    ПРИМЕР 1. У Ивановой И.П. двое несовершеннолетних детей. По закону она имеет право на налоговый вычет в размере 2800 рублей ежемесячно, то есть, ее налог должен быть уменьшен каждый месяц на 364 рубля (2800*0,13). За год это довольно приличная сумма (364*12=4368).

    Но если Иванова не заявит о своем праве на вычет и не предъявит документы (копии свидетельств о рождении детей), то работодатель не только не обязан, но даже не имеет права предоставлять такие вычеты.

    Это связано с тем, что в России для многих специальностей разрешено совместительство. Человек может работать у нескольких работодателей. А вычеты по налогу на доходы физических лиц закон позволяет получать только по одному месту работы (по выбору работника).

    Надо подчеркнуть, что налоговые льготы распространяются только на тех граждан лиц, деятельность которых отвечает следующим условиям:

  • они являются налоговыми резидентами;
  • получают официальный доход на территории Российской Федерации;
  • их доход облагается налогом по ставке 13 процентов.
  • Виды налоговых вычетов в 2019 году

    Налоговые льготы для физических лиц регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации и делятся на три большие группы:

  • Стандартные (статья 218 НК).
  • Социальные (статья 219 НК).
  • Имущественные (статья 220 НК).
  • Основания для получения стандартного налогового вычета

    Стандартные вычеты, в свою очередь, можно подразделить на подгруппы:

  • те, которые предоставляются лично работнику;
  • вычеты на детей работника.
  • Налоговая льгота положена тем работникам, которые являются ликвидаторами последствий Чернобыльской катастрофы и других работ, связанных с радиоактивным заражением, а также военнослужащих-инвалидов. У этой категории граждан вычет составляет 3000 рублей ежемесячно.

    Герои Советского Союза, Герои России и некоторые другие военнослужащие (об этом подробно описано в законе) получают ежемесячную льготу в размере 500 рублей.

    Вычеты на несовершеннолетних детей предоставляются всем родителям и усыновителям в следующих размерах.

    Таблица 1. Стандартные налоговые вычеты на детей

    Категории налогоплательщиков Вычет на первого ребенка, рублей (до 18 лет или до 24 лет, если учится очно) Вычет на второго ребенка, рублей (до 18 лет или до 24 лет, если учится очно) Вычет на третьего и последующих детей, рублей (до 18 лет или до 24 лет, если учится очно) Вычет на ребенка-инвалида до 18 лет, рублей Вычет на ребенка-инвалида 1 и 2 группы, учащегося очного отделения до 24 лет, рублей
    1 Родители, усыновители 1 400 1 400 3 000 12 000 12 000
    2 Опекуны, попечители, приемные родители 1 400 1 400 3 000 6 000 6 000
    3 Единственный родитель (усыновитель) 2 800 2 800 6 000 24 000 24 000
    4 Единственный опекун, попечитель, приемный родитель 2 800 2 800 6 000 12 000 12 000

    ПРИМЕР 2. В семье Марины и Сергея Селезнёвых четверо детей:

    1. Андрей, 23 года, окончил университет, работает.
    2. Артём, 21 год, студент колледжа.
    3. Юрий, 19 лет, работает после училища.
    4. Алина, 10 лет, школьница.

    Согласно положениям статьи 218 Налогового кодекса родители могут претендовать на следующие налоговые вычеты по НДФЛ в 2019 году:

  • на Артема (второй ребенок, студент, нет 24 лет) — 1 400 рублей;
  • на Алину (четвертый ребенок, нет 18 лет) — 3 000 рублей.
  • Андрей и Юрий уже совершеннолетние, учебу закончили, на них вычеты не положены.

    Для получения стандартных налоговых вычетов у работодателя надо представить следующие документы:

  • личное заявление с просьбой о предоставлении вычета;
  • свидетельство о рождении ребенка;
  • документы на установление опеки или попечительства;
  • решение о приёмной семье;
  • справку из учебного заведения, если ребенку уже исполнилось 18 лет;
  • медицинские документы на ребенка-инвалида.
  • Стандартные налоговые вычеты предоставляются до того месяца, в котором общая сумма дохода, начиная с 1 января текущего года, не превысила 350 000 рублей.

    В случае смены места работы в течение календарного года работник обязан при увольнении получить справку о заработной плате формы 2-НДФЛ и сдать ее по новому месту работы. Бухгалтерия при предоставлении стандартных налоговых вычетов всегда считает начисленную заработную плату с начала года, даже если работник сменил работодателя в течение года не один раз.

    ПРИМЕР 3. Любимова Лидия Петровна — мать-одиночка, имеет несовершеннолетнего ребенка. С января по март она отработала в организации № 1 и заработала в общей сложности 57 000 рублей. С первого апреля Лидия Петровна начала работать в организации № 2. Уволилась оттуда в октябре, заработав 175 000 рублей. В организации № 3 Любимова начала трудиться с 1 ноября и подала заявление на получение стандартного вычета на ребенка. На основании справок о заработной плате из первых двух мест работы бухгалтерия предоставила ей такие налоговые льготы, так как лимит дохода не превышен: 57 000+175 000 = 232 000 рублей.

    Социальные вычеты по налогу на доходы физических лиц в 2019 году

    Эту группу вычетов также можно разделить на подгруппы:

    • лечение;
    • взносы в негосударственный пенсионный фонд;
    • перечисление дополнительных взносов в накопительную часть пенсионного обеспечения;
    • перечисление пожертвований;
    • оплата независимой оценки своей квалификации.
    • Социальные налоговые вычеты регулируются статьей 219 НК РФ и предоставляются также при наличии заявления и соответствующих подтверждающих документов. Но есть и отличие от стандартных вычетов: для получения любого из перечисленных социальных вычетов надо оформить и сдать налоговую декларацию формы 3-НДФЛ.

      Как показывает практика, наиболее востребованы у населения социальные вычеты на обучение и медицинские услуги.

      Таблица 2. Социальные налоговые вычеты для физических лиц в 2019 году

      Кто имеет право на вычет На обучение На медицинское обслуживание простое На медицинское обслуживание дорогостоящее
      Лично налогоплательщик Не более 120 000 рублей в год Не более 120 000 рублей в год В полной сумме затрат на лечение
      Дети налогоплательщика (до 24 лет) Не более 50 000 рублей в год на каждого ребенка Не более 120 000 рублей в год — до 18 лет В полной сумме затрат на лечение — до 18 лет
      Братья и сестры налогоплательщика до 24 лет Не более 50 000 рублей в год на каждого ребенка Не более 120 000 рублей в год — до 18 лет В полной сумме затрат на лечение — до 18 лет
      Опекаемые налогоплательщика до 24 лет Не более 50 000 рублей в год на каждого ребенка Не более 120 000 рублей в год — до 18 лет В полной сумме затрат на лечение — до 18 лет
      Супруг налогоплательщика Х Не более 120 000 рублей в год В полной сумме затрат на лечение
      Родители налогоплательщика Х Не более 120 000 рублей в год В полной сумме затрат на лечение

      Опекунство и попечительство по закону заканчивается с наступлением совершеннолетия, при исполнении ребенку 18 лет. Но если опекун и дальше продолжает оплачивать учебу своего бывшего подопечного, то закон позволяет ему воспользоваться вычетом до достижения студентом 24 лет.

      Для получения вычетов по лечению и обучению должны быть соблюдены условия:

    • Государственная лицензия учебного и медицинского учреждения.
    • Затраты на лечение и обучение произведены из личных или кредитных средств налогоплательщика, без привлечения государственных программ, ресурсов работодателя или благотворительных фондов.
    • Вычет на обучение ребенка ограничивается 50 000 рублей в год. А затраты на личное обучение и простое лечение себя и своих родных принимаются к вычету в общей сумме не более 120 000 рублей в год.

      Особенность этих видов социальных вычетов в том, что налоговые вычеты по НДФЛ уменьшают налоговую базу только того года, в котором произведены затраты. То есть, вернуть налог за 2018 год можно только по той сумме, которая уплачена за лечение или обучение в 2018 году. Суммы этих вычетов на следующий год не переносятся.

      Социальные вычеты также носят заявительную форму: чтобы их получить, надо составить налоговую декларацию, приложить к ней личное заявление и все подтверждающие документы.

      Имущественные налоговые вычеты в 2019 году

      Еще один вид налоговой льготы, пользующийся популярностью у населения, — это имущественные вычеты. Они предоставляются как покупателям имущества, так и продавцам.

      Налоговые вычеты при продаже имущества предоставляются собственникам в следующем порядке.

      Таблица 3. Размер налогового вычета в 2019 году при продаже имущества

      Вид и срок владения имуществом Размер налогового вычета при продаже жилья и земельных участков, рублей Размер налогового вычета при продаже прочего недвижимого имущества, рублей Размер налогового вычета при продаже прочего имущества, рублей
      Куплено или построено менее 5 лет назад 1 000 000 250 000 Х
      Получено по наследству менее 3 лет назад 1 000 000 250 000 Х
      Получено в дар от близкого родственника менее 3 лет назад 1 000 000 250 000 Х
      Приватизировано менее 3 лет назад 1 000 000 250 000 Х
      Получено в порядке ренты менее 3 лет назад 1 000 000 250 000 Х
      В собственности менее 3 лет Х Х 250 000

      В случае с продажей имущества база для исчисления налога уменьшается на определенную сумму (1 миллион или 250 тысяч рублей). То есть, в этом случае будет не возврат налога, а его уменьшение, то есть, налоговый вычет — это снижение налогооблагаемой базы.

      Обычно такой налоговый вычет применяются в ситуации, когда продавец не может доказать полученные расходы или они меньше вычета в 1 млн или 250 тысяч рублей.

      ПРИМЕР 4. Перцев В.В. приобрел в прошлом году автомобиль за 560 000 рублей. По сложившимся обстоятельствам был вынужден в этом году продать его за 420 000 рублей. К сожалению, финансовые документы о покупке машины были утрачены и восстановить их невозможно. В этом случае налоговую базу (сумму продажи) можно уменьшить на вычет в 250 тысяч рублей.

      До 30 апреля 2019 года Перцев обязан оформить и сдать налоговую декларацию формы 3-НДФЛ и до 15 июля того же года оплатить налог на полученный доход в сумме 22 100 рублей:

    • 420 000 — 250 000 = 170 000 рублей (база для расчета налога);
    • 170 000 * 0,13 = 22 100 рублей (сумма налога к уплате).
    • ПРИМЕР 5. Симонов С.С. получил в 2017 году в наследство квартиру с кадастровой стоимостью 5 600 000 рублей. В 2018 году он ее продал за 3 500 000 рублей. Поскольку Симонов не понес расходы на покупку квартиры, то не может уменьшить сумму продажи на эти расходы. Но можно воспользоваться хотя бы вычетом в 1 млн рублей.

      Расчет налога такой:

    • кадастровая стоимость для исчисления налога: 5 600 000 * 0,7 = 3 920 000 (налог считают с этой суммы, хотя квартира продана дешевле, по закону учитывается не менее 70% кадастровой стоимости);
    • 3 920 000 — 1 000 000 = 2 920 000;
    • 2 920 000 * 0,13 = 379 600 рублей — эту сумму налога Симонов должен внести в бюджет.
    • Собственники могут продавать свое жилье по любой цене. Но если срок собственности у них менее положенного по закону, то налог считается так:

    • по цене продажи, если она выше 70 % от кадастровой оценки;
    • по сумме кадастровой стоимости, умноженной на коэффициент 0,7.
    • При продаже имущества, срок владения которым не превышает установленный законом период, налогоплательщик обязан сдавать декларацию, даже если при расчете сумма налога окажется нулевой. В противном случае его ожидают штрафные санкции.

      Налоговые вычеты по НДФЛ, порядок их предоставления при покупке жилья

      Еще один очень существенный вид имущественного вычета — возврат налога для уменьшения затрат при покупке жилья. На что предоставляется налоговый вычет?
      Право на его получение дается один раз в жизни на сумму не более 2 миллионов рублей. Причем, в отличие от других видов вычета подоходного налога в 2019 году, его остатки можно переносить на последующие годы и на другие жилищные объекты.

      Если жилье приобретается в кредит, то сумма налогового вычета в 2019 году по выплаченным банку процентам также может быть возвращена, но не более чем на 3 миллиона рублей. Этот вычет можно переносить на другие годы, но дается он только на один объект.

      Подведем итоги: за что дают налоговый вычет в 2019 году? Вычет можно получить по расходам налогоплательщика, направленных на улучшение социальных и жилищных условий жизни людей:

    • за лечение;
    • обучение;
    • при покупке и строительстве жилья;
    • на несовершеннолетних детей.
    • А при продаже имущества (недвижимость или транспорт) государство предоставляет налоговый вычет, чтобы продавец заплатил меньше налога на полученный доход.

      Весенние поправки в Налоговый кодекс

      Федеральный закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ внес многочисленные изменения в часть вторую Налогового кодекса. Сразу скажем, что большинство поправок на руку налогоплательщикам. Так, появились новые льготы, для некоторых операций упростился механизм налогообложения. Мы расскажем о самых значимых нововведениях.

      Поправки в части налога на прибыль касаются учета субсидий и инвестиционного вычета.

      Субсидии: ограничение по срокам снято

      В прежней редакции п. 4.1 ст. 271 НК РФ было сказано, что субсидии, не связанные с амортизируемым имуществом и приобретением имущественных прав, должны учитываться в составе внереализационных доходов в течение не более трех налоговых периодов, считая налоговый период, в котором они были получены. Признание доходов производилось по мере признания расходов, фактически произведенных за счет этих средств. По окончании третьего налогового периода полученные субсидии, не учтенные в составе доходов, сразу признавались внереализационными доходами на последнюю отчетную дату этого налогового периода.

      С 15.04.2019 ограничение в три налоговых периода снято. Теперь субсидии, полученные на финансирование расходов, не связанных с приобретением, созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением амортизируемого имущества, приобретением имущественных прав, учитываются по мере признания расходов, фактически осуществленных за счет этих средств.

      Данная поправка распространяется на правоотношения по определению налоговой базы по налогу на прибыль, начиная с 01.01.2018.

      Новый вид инвестиционного вычета

      Пункт 2 ст. 286.1 НК РФ дополнен подп. 4. Он вводит новый вид инвестиционного вычета — не более 85% суммы расходов на создание объектов инфраструктуры. Под такими расходами понимаются денежные средства, перечисленные по договорам финансирования деятельности по созданию на территории предоставившего инвестиционный налоговый вычет субъекта РФ или в прилегающей к нему акватории объектов инфраструктуры, которые в соответствии с законодательством РФ могут находиться исключительно в федеральной собственности. При этом сумма, подлежащая зачислению в федеральный бюджет, уменьшается на величину, составляющую 15% суммы расходов на создание объектов инфраструктуры, при условии, что в отношении таких платежей организация воспользовалась правом на применение инвестиционного налогового вычета (п. 3 ст. 286.1 НК РФ). Новый инвестиционный вычет применяется к налогу, исчисленному за налоговый (отчетный) период, в котором перечислены денежные средства, формирующие указанные расходы (п. 5 ст. 286.1 НК РФ).

      Инвестиционный налоговый вычет в виде расходов на создание объектов инфраструктуры применяется по месту нахождения организации в отношении объекта инфраструктуры, создаваемого на территории субъекта РФ, который предоставил право на применение вычета в отношении этого объекта, или в прилегающей к этому региону акватории, при условии, что организация и создаваемый объект инфраструктуры находятся на территории одного субъекта РФ или в прилегающей к нему акватории (п. 4 ст. 286.1 НК РФ).

      Законы субъектов РФ могут устанавливать (подп. 8—10 п. 6 ст. 286.1 НК РФ):

      — право на применение инвестиционного налогового вычета в отношении расходов на создание объектов инфраструктуры;

      — размеры данного инвестиционного налогового вычета;

      — виды объектов инфраструктуры, в отношении расходов на создание которых предоставляется право на применение вычета.

      Новые положения ст. 286.1 НК РФ распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 г.

      Закон № 63-ФЗ не обошел стороной и главу 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ. Законодатели решили ряд спорных вопросов.

      Перечень необлагаемых операций

      Поправки дополнили список операций, которые на основании п. 2 ст. 146 НК РФ не признаются объектом налогообложения по НДС. В него включены следующие операции:

      — передача на безвозмездной основе объектов социально-культурного назначения в казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, в муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования (подп. 2);

      — передача на безвозмездной основе в государственную казну Российской Федерации объектов недвижимого имущества (подп. 19);

      — передача на безвозмездной основе имущества в собственность Российской Федерации для целей организации и (или) проведения научных исследований в Антарктике (подп. 20).

      С 1 июля 2019 г. в п. 2 ст. 170 НК РФ появится новый подп. 2.1. В нем сказано, что суммы НДС, предъявленные покупателю при приобретении товаров, работ, услуг или фактически уплаченные при ввозе товаров на территорию РФ, учитываются в их стоимости в случае их приобретения для использования в операциях по реализации работ или услуг, предусмотренных в ст. 149 НК РФ, местом реализации которых не признается территория РФ. Получается, что данное требование не действует в отношении работ или услуг, местом реализации которых не признается территория РФ, но которые не указаны в ст. 149 НК РФ. Поэтому в этом случае получить право на вычет входного НДС можно.

      То, что это именно так, подтверждают и изменения, внесенные в механизм расчета пропорции, необходимой для раздельного учета входного НДС, прописанном в п. 4 и п. 4.1 ст. 170 НК РФ. С 1 июля 2019 г. к операциям, подлежащим обложению НДС, при расчете пропорции будут относиться также операции по реализации работ или услуг, местом продажи которых, в соответствии со ст. 148 НК РФ, не признается территория РФ (за исключением операций, предусмотренных в ст. 149 НК РФ).

      Законодатели внесли поправки и в ст. 171 НК РФ. Она дополнена двумя новыми положения:

      — вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав или уплаченные им при ввозе товаров на территорию РФ, в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций по реализации работ (услуг), местом реализации которых в соответствии со ст. 148 НК РФ не признается территория РФ, за исключением операций, предусмотренных ст. 149 НК РФ (подп. 3 п. 2 ст. 171 НК РФ);

      — вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) и (или) уплаченные им в соответствии со ст. 161 НК РФ либо при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в случае, если приобретенные товары и (или) товары, произведенные с использованием указанных товаров (работ, услуг), предназначены для дальнейшей передачи на безвозмездной основе в собственность РФ для целей организации и (или) проведения научных исследований в Антарктике (п. 2.2 ст. 171 НК РФ).

      Здесь изменения затронули два вопроса — определение налоговой базы при продаже недвижимости и порядок начисления и уплаты авансовых платежей по НДФЛ индивидуальными предпринимателями.

      Продажа недвижимости

      Налоговая база по доходам от продажи недвижимости определяется с учетом особенностей, установленных в ст. 217.1 НК РФ. В пункте 5 ст. 217.1 НК РФ сейчас сказано, что если доход налогоплательщика от продажи объекта недвижимости меньше, чем его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, в котором был зарегистрирован переход права собственности на этот объект, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, то для исчисления НДФЛ доход от продажи указанного объекта принимается равным указанной расчетной величине. Следовательно, если кадастровой стоимости на 1 января нет, то данный пункт и не применяется. Иначе говоря, его нельзя применить, например, в отношении объекта, созданного в течение налогового периода.

      С 1 января 2020 г. доход налогоплательщика от продажи недвижимости, образованной в течение налогового периода, будет сравниваться с его кадастровой стоимостью, определенной на дату ее постановки на государственный кадастровый учет, умноженной на коэффициент 0,7. И если фактический доход от продажи окажется меньше этой расчетной величины, то в налоговую базу по НДФЛ пойдет расчетная величина.

      Соответствующие изменения содержатся в новой редакции п. 5 ст. 217.1 НК РФ.

      Платим аванс по факту

      Поправка, внесенная Законом № 63-ФЗ в ст. 227 НК РФ, навсегда изменит привычный для индивидуальных предпринимателей порядок начисления и уплаты авансовых платежей.

      Сейчас индивидуальный предприниматель в случае появления доходов от предпринимательской деятельности должен сдать декларацию по форме 4-НДФЛ о предполагаемом доходе. Такой доход бизнесмен должен определить самостоятельно (п. 7 ст. 227 НК РФ). На основании этой информации налоговики рассчитывают предпринимателю авансовые платежи, которые он должен перечислить в бюджет (п. 8 ст. 227 НК РФ).

      Законодатели внесли в указанные нормы изменения. Согласно им с 1 января 2020 г. бизнесмены будут по итогам I квартала, полугодия, девяти месяцев рассчитывать сумму авансовых платежей исходя из ставки налога, фактически полученных доходов, профессиональных и стандартных налоговых вычетов, а также с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей. При этом авансовые платежи уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за I кварталом, полугодием, девятью месяцами налогового периода.

      Закон № 63-ФЗ признал утратившими силу п. 9 и 10 ст. 227 НК РФ. Напомним, что в настоящее время авансовые платежи уплачиваются на основании налоговых уведомлений за первое полугодие, III квартал и IV квартал (п. 9 ст. 227 НК РФ).

      Имущественные налоги компаний

      Законодатели внесли существенные поправки в порядок исчисления, уплаты и сдачи отчетности по транспортному и земельному налогу, а также по налогу на имущество организаций.

      Налоги посчитают налоговики

      С 1 января 2021 г. вопросы исчисления транспортного и земельного налога организациями налоговики берут в свои руки. То есть указанные налоги будут рассчитывать налоговые органы самостоятельно, а организации должны будут их уплачивать на основании полученных от налоговиков сообщений.

      Начнем с транспортного налога. Закон № 63-ФЗ признал с 1 января 2021 г. утратившей силу ст. 363.1 НК РФ, в которой установлена обязанность представлять в налоговые органы декларации по транспортному налогу. Механизм взаимодействия организаций и налоговых органов установлен в новых п. 4—7 ст. 363 НК РФ и будет выглядеть так.

      Налоговики будут исчислять сумму транспортного налога, которую должна заплатить организация, исходя из собственных данных об объектах налогообложения. Затем сообщение об исчисленной сумме будет направляться по месту нахождения транспорта налогоплательщика:

      — в течение десяти дней после составления данного сообщения, но не позднее шести месяцев со дня истечения установленного срока уплаты налога за налоговый период;

      — не позднее двух месяцев со дня получения налоговиками документов или информации, которые влекут перерасчет суммы налога за предыдущие налоговые периоды;

      — не позднее одного месяца со дня получения налоговиками сведений из ЕГРЮЛ о том, что организация находится в процессе ликвидации.

      В сообщении об исчисленной сумме налога должны быть указаны объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, сумма исчисленного налога.

      Основным способом передачи сообщения будет интернет. Сообщение отправляется в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота или через личный кабинет налогоплательщика. И только если такая форма отправки невозможна, передача сообщения производится заказным письмом или передается руководителю организации лично в руки под расписку.

      Обратите внимание: срок уплаты транспортного налога организациями не может быть установлен законами субъектов РФ ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

      После того как организация получит сообщение, необходимо сверить сумму налога, которую она рассчитала и перечислила в бюджет с той суммой, которую рассчитали налоговики и передали в сообщении. Если суммы совпали, то на этом все и заканчивается. А как быть в ситуации, когда расчеты не совпали?

      Тогда организация вправе в течение десяти дней со дня получения сообщения представить в инспекцию пояснения и документы, подтверждающие исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие оснований для освобождения от уплаты налога.

      На рассмотрение возражений налоговикам отводится месяц с момента их получения (руководитель налогового органа и его заместитель могут продлить этот срок еще на месяц). Также в течение месяца налоговики обязаны довести до организации результат рассмотрения возражений.

      Если организация все-таки действительно права, то уточненное сообщение уже с новой суммой направляется ей в течение десяти дней после составления данного документа. Однако может получиться и так, что в результате рассмотрения возражений у компании обнаружится недоимка по налогу. В этом случае налоговики направят ей требование об уплате налога в соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ.

      Как мы уже сказали, с 2021 г. организации не будут сдавать какую-либо отчетность по транспортному налогу. В связи с этим возникает вопрос: как организации заявить имеющиеся у нее льготы по данному налогу?

      В этом случае согласно новой редакции п. 3 ст. 361.1 НК РФ организации должны будут написать соответствующее заявление в налоговую инспекцию и представить подтверждающие документы. Однако даже если компания не приложит к заявлению документы, налоговики проверят правомерность получения налоговой льготы по своим каналам.

      Что касается земельного налога, то с 1 января 2021 г. для организаций устанавливаются те же правила, что и для транспортного налога. Земельный налог так же будут рассчитывать налоговики. В новом п. 5 ст. 397 НК РФ дается прямая отсылка к п. 4—7 ст. 363 НК РФ. А статья 398 НК РФ, предусматривающая обязанность сдачи налоговой декларации по земельному налогу, признана с указанной даты утратившей силу.

      Точно также если у компании есть право на льготы, то сообщить о них в налоговую инспекцию нужно заранее, подав соответствующее заявление и подтверждающие документы (п. 10 ст. 396 НК РФ).

      Поправки для налога на имущество

      С 1 января 2020 г. организации больше не будут сдавать налоговые расчеты по авансовым платежам. Соответствующие изменения внесены в п. 1 ст. 386 НК РФ. Однако сами авансовые платежи никто не отменял, и платить их по-прежнему придется.

      Кроме того, указанная норма дополнена новым п. 1.1. Он интересен тем налогоплательщикам, у которых на территории одного субъекта РФ есть несколько объектов недвижимости, по которым налоговая база определяется исходя из среднегодовой стоимости, и которые состоят на учете в нескольких налоговых инспекциях. Таким компаниям предоставлено право представлять одну налоговую декларацию в отношении всех таких объектов в одну из налоговых инспекций по выбору налогоплательщика. О своем выборе он должен будет уведомить налоговый орган по субъекту РФ. Срок — до 1 марта года, являющегося налоговым периодом, в котором налогоплательщик выбрал такой порядок. Нововведение начнет применяться с 1 января 2020 г.

      Указанное уведомление нужно будет представлять ежегодно. А изменение выбранного налогоплательщиком порядка представления налоговой декларации в течение налогового периода не допускается.

      Форму уведомления поручено разработать и утвердить ФНС России. А до этого момента уведомление можно подать в произвольной форме.

      Обратите внимание: правом на выбор инспекции можно будет воспользоваться только в том случае, если в субъекте РФ не установлены нормативы отчислений от налога на имущество в местные бюджеты.

      Кроме того, изменения получила ст. 378.2 НК РФ. Сейчас в подп. 1 п. 12 ст. 378.2 НК РФ предусмотрено, что для имущества, налоговая база по которому определяется как его кадастровая стоимость, сумма авансового платежа исчисляется по истечении отчетного периода как 1/4 кадастровой стоимости объекта по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, умноженная на соответствующую налоговую ставку.

      С 1 января 2020 г. привязка к 1 января из указанной нормы будет исключена. По нашему мнению, это связано с тем, что в Налоговом кодексе есть три важных исключения, которые уже сделали строгую привязку к этой дате неактуальной.

      Согласно п. 15 ст. 378.2 НК РФ изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода учитывается в случае:

      — изменения качественных и количественных характеристик объекта;

      — исправления технической ошибки;

      — отражение решения комиссии по рассмотрению споров или суда.

      Соответственно, даты, с которых эти изменения должны учитываться при налогообложении:

      — со дня внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости;

      — начиная с момента начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости;

      — начиная с момента начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

      Автомобиль угнали, а дом сгорел — налогов не будет

      Законодатели наконец-то решили, что налогоплательщики не должны платить налоги за объекты, которых у них нет.

      Согласно прежней редакции подп. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения по транспортному налогу не являются транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом. В своих разъяснениях специалисты Минфина России отмечали, что угнанное транспортное средство не является объектом налогообложения по транспортному налогу только в период его розыска (письмо Минфина России от 06.02.2019 № 03-05-06-04/6941). Получалось, что до того момента, когда угнанный автомобиль будет снят с учета в органах ГИБДД, налогоплательщики должны были периодически подтверждать тот факт, что автомобиль числится в розыске. Только в этом случае можно было не платить транспортный налог.

      Закон № 63-ФЗ внес в указанную норму изменения. Теперь автомобили, находящиеся в розыске, а также транспортные средства, розыск которых прекращен, с месяца начала розыска соответствующего транспортного средства до месяца его возврата лицу, на которое оно зарегистрировано, облагаться транспортным налогом не должны. Факты угона и возврата транспортного средства подтверждаются документом, выдаваемым компетентным органом, или сведениями, которые налоговики получают в рамках межведомственного обмена, предусмотренного в ст. 85 НК РФ.

      Нововведения распространяются на правоотношения, возникшие с налогового периода 2018 г.

      Аналогичные по сути поправки законодатели внесли в ст. 408 НК РФ. Она дополнена новым п. 2.1 со следующим положением. В отношении объекта налогообложения, прекратившего свое существование в связи с его гибелью или уничтожением, исчисление налога на имущество физических лиц прекращается с 1-го числа месяца его гибели или уничтожения. Эта новация действует с 15.04.2019.

      Чтобы не уплачивать налог, гражданин должен представить в налоговую инспекцию соответствующее заявление. Форма заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения, порядок его заполнения, формат представления такого заявления в электронной форме должны будут разработать и утвердить налоговые органы.

      До утверждения формы такого заявления гражданин вправе представить в налоговую инспекцию заявление в произвольной форме с указанием месяца гибели или уничтожения объекта налогообложения. Понятно, что к заявлению нужно приложить подтверждающие документы. Впрочем, и тут чиновники должны пойти навстречу заявителю. Если он не представит документы, то налоговики обязаны сами запросить информацию о происшествии в компетентных органах. И только если выяснится, что о происшествии не знает никто, кроме самого заявителя, то вот тогда от него в обязательном порядке потребуют доказательств произошедшего.

      Имущественные налоги граждан

      Федеральный закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ (далее — Закон № 63-ФЗ) дополнил главы 31 «Земельный налог» и 32 «Налог на имущество физических лиц» НК РФ новыми льготами. Они касаются объектов, принадлежащих физическим лицам.

      Согласно п. 5 ст. 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 кв. м площади земельного участка, находящегося в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении), некоторых категорий налогоплательщиков. Закон № 63-ФЗ распространил данную льготу на физических лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей. Льгота прописана в новом подп. 10 п. 5 ст. 391 НК РФ и начала действовать с 15 апреля 2019 г. Отметим, что положения новой нормы распространяются на правоотношения, возникшие с налогового периода 2018 г.

      По общему правилу, данный вычет производится в отношении только одного земельного участка. Участок должен выбрать сам налогоплательщик и уведомить об этом налоговый орган. Такой порядок установлен в п. 6.1 ст. 391 НК РФ. Раньше в этой норме было установлено, что налогоплательщик извещает налоговиков о своем выборе до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанного участка применяется налоговый вычет. Закон № 63-ФЗ продлил этот срок до 31 декабря.

      Законодатели исключили из п. 6.1 ст. 391 НК РФ абз. 3. В нем было установлено следующее правило. Налогоплательщик, представивший в налоговый орган уведомление о выбранном земельном участке, не вправе после 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанного земельного участка применяется налоговый вычет, представлять уточненное уведомление с изменением земельного участка, в отношении которого в указанном налоговом периоде применяется налоговый вычет.

      Кроме того, Закон № 63-ФЗ дополнил п. 10 ст. 396-ФЗ следующим положением. В случае если налогоплательщик, имеющий право на налоговую льготу, в том числе в виде налогового вычета, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении льготы или не сообщил об отказе от ее применения, она будет предоставляться на основании сведений, полученных налоговым органом. Это относится к следующим категориям налогоплательщиков:

      — инвалидов I и II групп инвалидности;

      — инвалидов с детства, детей-инвалидов;

      — ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;

      — физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;

      — пенсионеров, получающих пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лиц, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством РФ выплачивается ежемесячное пожизненное содержание;

      — физических лиц, соответствующих условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством РФ, действовавшим на 31 декабря 2018 г.;

      — физических лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей.

      Как видите, законодатели учли финансовую неграмотность указанных лиц и предусмотрели механизм, позволяющий им не потерять право на льготу.

      В земельном налоге законодатели прописали еще одну льготу. Она предусмотрена в новом п. 17 ст. 396 НК РФ. Если сумма налога, исчисленная в отношении земельного участка, превышает сумму налога, исчисленную в отношении этого земельного участка за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, то сумма налога подлежит уплате налогоплательщиками — физическими лицами в размере, равном сумме налога, исчисленной за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1.

      Но это идеальная ситуация. Мы помним, что сумма налога может меняться в течение года:

      — из-за продажи или покупки участка (п. 7 ст. 396 НК РФ);

      — из-за изменения количественных и качественных характеристик участка (п. 7.1 ст. 396 НК РФ);

      — из-за того, что налоговая льгота по данному участку действовала не на всем протяжении налогового периода (п. 10 ст. 396 НК РФ).

      Законодатели установили следующее правило. При расчете базы для сравнения (соответствует увеличение суммы налога коэффициенту 1,1 или нет) все вышеперечисленные ситуации не учитываются. Но они должны учитываться в полном объеме для расчета фактической суммы налога.

      Обратите внимание: данное нововведение не действует в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) гражданами для строительства жилья — п. 15 и 16 ст. 396 НК РФ.

      Положения п. 17 ст. 396 НК РФ распространяются на правоотношения, возникшие с налогового периода 2018 г.

      И последнее нововведение. В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки не могут превышать 0,3% в отношении земельных участков, приобретенных или предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства. С 1 января 2020 г. в эту норму вводится еще одно условие — участки не должны использоваться в предпринимательской деятельности.

      Кроме того, уточнено, что указанная ставка распространяется также на земельные участки общего назначения, предусмотренные Федеральным законом от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Речь идет о земельных участках, являющихся имуществом общего пользования, предусмотренных утвержденной документацией по планировке территории. Они предназначены для общего использования правообладателями земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, или для размещения другого имущества общего пользования.

      Льгота для многодетных семей прописалась и главе 32 «Налог на имущество физических лиц» НК РФ. Закон № 63-ФЗ дополнил ст. 403 НК РФ новым п. 6.1. В нем сказано, что налоговая база в отношении комнаты, квартиры, жилого дома или их части (п. 3—5 ст. 403 НК РФ), находящихся в собственности многодетных семей с тремя и более несовершеннолетними детьми, может быть уменьшена:

      — на величину кадастровой стоимости 5 кв. м общей площади квартиры, площади части квартиры, комнаты;

      — на величину кадастровой стоимости 7 кв. м общей площади жилого дома или части жилого дома.

      Расчет ведется на каждого несовершеннолетнего ребенка. Налоговый вычет предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида (квартира, часть квартиры, комната, жилой дом, часть жилого дома) в порядке, предусмотренном п. 6 и 7 ст. 407 НК РФ, в том числе в случае непредставления в налоговый орган соответствующего заявления, уведомления.

      На основании п. 6 ст. 407 НК РФ граждане должны подать налоговикам заявление, чтобы воспользоваться льготой. А в силу п. 7 ст. 407 НК РФ они же должны представить уведомление и указать в нем, в отношении какого объекта используется льготу. Закон № 63-ФЗ продлил срок подачи такого уведомления до 31 декабря.

      Как и в случае с земельным налогом, если заявление на применение льготы не поступит, но не будет и отказа от нее, то чиновники должны сами решить вопрос с ее предоставлением.

      Читайте так же:  Трудовой кодекс защита информации