64 КНИГА РАЗВОДА хадисы 1786-1796

[Расторжение уз брака по шариату считается свершившимся, если муж сообщает об этом жене прямо, говоря, например: «Ты разведена», или же иносказательно, но имея определённое намерение, например: «Отправляйся к своей семье».

Развод допускается с целью устранения вреда, причиняемого одному из супругов, так как Аллах Всевышний сказал: «Развод (даётся только) дважды*, после чего (следует) либо вернуть (жену согласно) одобряемому (шариатом)**, либо отпустить по-доброму» («Корова», 229).
* Речь идёт о таком разводе, после которого жена может вернуться к мужу.
**Иначе говоря, снова восстановить с ней хорошие отношения и соблюдать все её законные права.

Аллах Всевышний также сказал: «О пророк! Когда вы будете давать развод своим жёнам, разводитесь с ними согласно установленному для них сроку*…» («Развод», 1)/
* Имеется в виду «‘идда».’Идда» — имеется в виду определённый срок, в течение которого свободная женщина не имеет права снова выходить замуж после развода или смерти мужа.

Развод может быть обязательным, если иными средствами вред, причиняемый одному из супругов, устранить невозможно, как может он быть и запретным в том случае, когда одному из супругов наносится вред, однако развод не принесёт пользы, большей или равной этому вреду. При разводе, который осуществляется в соответствии с сунной, мужу следует разводиться с женой, дождавшись завершения месячных, после чего он уже не должен спать с ней.
Окончательным /ба’ин/ является такой развод, после которого муж утрачивает право на возвращение жены, но при желании может стать одним из прочих сватающихся к ней. Есть пять видов окончательного развода.
а) когда муж даёт жене такой развод, после которого она может вернуться к нему, но не возвращает её к себе до истечения установленного срока, и после его истечения она расстаётся с ним окончательно;
б) когда муж разводится с женой по её требованию, получая за это от неё определённую компенсацию;
в) когда муж разводится с женой, ещё не вступив с ней в супружеские отношения; поскольку в подобных случаях для заключения нового брака женщина не обязана выжидать установленный срок, она может расстаться с мужем сразу же после того, как ей дадут развод;
г) когда муж даёт жене окончательный развод, произнося формулу развода трижды или же произнося её в третий раз через некоторое время после того, как он произнёс её первые два раза; это значит, что женщина должна безусловно покинуть своего мужа /байнуна кубра/, жениться же на ней снова он сможет только после того, как она выйдет замуж за другого человека и разведётся с ним;

д) развод, после которого муж имеет право вернуть жену назад /таляк радж’и/; муж имеет право сделать это даже без согласия женщины.
Правом на возвращение жены после развода пользуется тот, кто не произнесёт формулу развода трижды после начала супружеских отношений. До истечения установленного срока /’идда/ женщина, получившая такой развод, пользуется таким же правом на расходование на неё средств, проживание и тому подобные вещи, как и жена, а после его истечения она покидает своего мужа; если же муж захочет вернуть её, ему достаточно сказать: «Я вернул тебя». В соответствии с сунной засвидетельствовать возвращение должны два известных своей справедливостью свидетеля. ]

ГЛАВА 1. Слова Всевышнего: «О пророк! Когда вы будете давать развод своим жёнам, разводитесь с ними согласно установленному для них сроку[Имеется в виду «‘идда». ], исчисляйте этот срок и бойтесь Аллаха…» («Развод», 1).

1786 (5251). Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что при жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он развёлся со своей женой в то время, когда у неё были месячные. ‘Умар бин аль-Хаттаб спросил об этом посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Вели ему взять её обратно и держать у себя, пока она не очистится, потом (пусть подождёт, пока) у неё снова не начнутся месячные и она снова не очистится, после чего, если он захочет, пусть оставит её, а если захочет, пусть разведётся, (не совершая с ней половых сношений): это и есть срок /’идда/, согласно которому Аллах велел разводиться с женщинами».

ГЛАВА 2. Если женщина получает развод во время месячных, этот развод считается действительным.

(5253). Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «(После того как я дал развод своей жене), она стала считаться разведённой».[Здесь имеется в виду что ‘Абдуллах бин ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, мог ещё дважды вернуть к себе эту женщину и дважды развестись с ней. ]

ГЛАВА 3. О том, кто разводится со своей женой, и о том, следует ли человеку лично объявлять ей о разводе.

1787 (5254). Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что, когда дочь аль-Джауна ввели к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,[Подразумевается, что её ввели к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, как невесту. ] она воскликнула: «Прибегаю к защите Аллаха от тебя!» — и тогда (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Ты прибегла к защите Великого, так возвращайся же к своей семье».[Последние слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, означали, что он даёт развод этой женщине]

1788 (5255). Сообщается, что Абу Усайд, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды, когда) мы с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, вышли (из дома) и дошли до двух (пальмовых рощ), пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Посидите здесь», а сам вошёл внутрь. А дело в том, что к нему привели женщину из племени бану джаун, которую поселили в находившемся в этой пальмовой роще доме Умаймы бинт ан-Ну’ман бин Шарахиль, и вместе с ней была женщина, которая с малых лет воспитывала её. Войдя к ней, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Подари себя мне», а она спросила: «Разве царица дарит себя простому человеку?»[Эта женщина не знала, что он, да благословит его Аллах и приветствует, является посланником Аллаха. ] Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, протянул к ней свою руку, чтобы она успокоилась, а она сказала: «Прибегаю к защите Аллаха от тебя!» — и тогда (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Ты прибегла к защите Того, Кто даёт защиту», а потом вышел к нам и сказал: «О Абу Усайд, дай ей две белых одежды и отправь её к её семье!»»

ГЛАВА 4. О том, кто разрешал разводиться трижды, ссылаясь на слова Всевышнего: «Развод (даётся только) дважды[Речь идёт о таком разводе, после которого жена может вернуться к мужу. ], после чего (следует) либо вернуть (жену согласно) одобряемому (шариатом)[Иначе говоря, снова восстановить с ней хорошие отношения и соблюдать все её законные права. ], либо отпустить по-доброму» («Корова», 229).

1789 (5260). Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что (однажды) к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришла жена Рифа’а аль-Курази и сказала (ему): «О посланник Аллаха, поистине, Рифа’а окончательно развёлся со мной[Имеется в виду тройной развод], и после этого я вышла замуж за ‘Абд ар-Рахмана бин аз-Зубайра аль-Курази, однако оказалось, что он бессилен». (На это) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ей: «Может быть, ты хочешь вернуться к Рифа’а? Нет, (ты не можешь сделать этого,) пока не вступишь (с ‘Абд ар-Рахманом) в половую связь!»

ГЛАВА 5. Слова Всевышнего: «О пророк, почему, желая угодить своим жёнам, ты запрещаешь (себе) то, что разрешил тебе Аллах…?» («Запрещение», 1).

1790 (5268). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

— Как правило, после совершения послеполуденной молитвы посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, любивший мёд и сладости, заходил к каждой из своих жён и оставался у неё (какое-то время. Однажды) он зашёл к Хафсе бинт ‘Умар и задержался у неё больше обычного. Это вызвало во мне ревность, и я спросила о причине этого, на что мне (дали такой ответ): «Одна из её соплеменниц подарила ей бурдюк мёда, и (теперь) она угощает им пророка, да благословит его Аллах и приветствует». Тогда я воскликнула: «Поистине, клянусь Аллахом, против этого мы применим хитрость!»[То есть добьёмся того, чтобы пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не задерживался у Хафсы, да будет доволен ею Аллах. ] — после чего сказала Сауде бинт Зам’а: «(Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) придёт к тебе, а когда он приблизится, спроси (его): «Ты ел камедь?» Он ответит тебе: «Нет». Тогда скажи ему: «А что же это за (неприятный) запах исходит от тебя?» Он скажет тебе: «Хафса угостила меня мёдом». Тогда скажи ему: «(Наверное,) пчёлы садились на дерево ‘урфут». Я скажу ему то же самое, и то же скажи ему ты, о Сафиййа». А потом Сауда сказала: «Клянусь Аллахом, когда (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) ещё только остановился у моих дверей, я уже хотела сказать ему то, что ты велела мне, из страха перед тобой!» И когда (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) подошёл к Сауде, она спросила его: «О посланник Аллаха, ты ел камедь?» Он сказал: «Нет». Тогда она спросила (его): «А что же это за (неприятный) запах исходит от тебя?» Он ответил: «Хафса угостила меня мёдом». (Сауда) сказала: « (Наверное,) пчёлы садились на дерево ‘урфут», и когда (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) пришёл сначала ко мне, а потом к Сафиййe, каждая из нас сказала ему то же самое. Потом он опять пришёл к Хафсе, которая спросила: «О посланник Аллаха, не дать ли тебе этого питья?» — на что он сказал: «Нет мне нужды в нём!» Тогда Сауда воскликнула: «Клянусь Аллахом, мы лишили его этого!» — я же сказала ей: «Молчи!»

ГЛАВА 6. О разводе, именуемом «хуль'»[Так именуется развод по инициативе жены, после которого брак не может быть возобновлён. При этом жена возвращает мужу брачный дар и выплачивает ему возмещение, которое устанавливается по соглашению между ними или определяется кади. ], и том, как он осуществляется. Слова Всевышнего: «Не дозволено вам забирать что-нибудь из дарованного вами (вашим жёнам)[Имеются в виду брачные дары], если только (обе стороны) не будут опасаться, что они нарушат установления Аллаха» («Корова», 229).

1791 (5273). Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды) жена Сабита бин Кайса пришла к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказала: «О посланник Аллаха, я не порицаю Сабита бин Кайса ни за его характер, ни (за его отношение к) религии, однако(, будучи мусульманкой,) я не хочу (придерживаться обычаев) неверия в исламе!»[Сабит был неприятен жене, и она не хотела продолжать жить с ним притворяясь, так как опасалась, что это приведёт её к неверию] Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил (её): «Вернёшь ли ты ему его сад?»[Этот сад был брачным подарком Сабита его жене, да будет доволен Аллах ими обоими. ] Она сказала: «Да». Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал (Сабиту): «Прими (от неё свой) сад и дай ей (первый) развод!»

ГЛАВА 7. Заступничество пророка, да благословит его Аллах и приветствует, за мужа Бариры[Барира была вольноотпущенницей ‘Аиши, да будет доволен Аллах ими обоими. ].

1792 (5283). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Мужем Бариры был один раб по имени Мугис, и я будто и сейчас вижу, как он, плача, идёт за ней и слёзы текут по его бороде. И пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ‘Аббасу: «О ‘Аббас, разве тебе не удивительно, что Мугис любит Бариру, а Барира ненавидит Мугиса?» А потом пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал (Барире): «Вернулась бы ты к нему». Она спросила: «О посланник Аллаха, ты приказываешь мне (сделать это)?» Он сказал: «Я только ходатайствую». (Тогда) она воскликнула: «Не нужен он мне!»»

1793 (5304). Передают со слов Сахля бин Са’да ас-Са’иди, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В раю мы с опекающим сироту будем (столь же близки друг к другу)», и(, сказав это,) он сделал знак указательным и средним пальцами, немного отведя их друг от друга.

ГЛАВА 9. О том случае, когда муж намекает, что не он является отцом родившегося ребёнка.

1794 (5305). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что однажды к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришёл какой-то человек и сказал: «О посланник Аллаха, у меня родился чёрный ребёнок!» (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: «Есть ли у тебя верблюды?» Он сказал: «Да». (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: «Какого они цвета?» Он сказал: «Красного». (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: «А есть ли среди них серые?» Он сказал: «Да». (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: «Откуда же они взялись?» (Этот человек) сказал: «Наверное, это передалось им по наследству». (Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Так, может быть, и у твоего сына это передалось по наследству!»[То есть может быть, один из далёких предков твоего сына был чернокожим. ]

ГЛАВА 10. Слова имама, который обращается к призывающим друг на друга проклятие (и говорит): «Поистине, один из вас лжёт, так, может быть, кто-нибудь из вас покается?»

1795 (5312). Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, передававший хадис о супругах, которые призывали проклятие друг на друга, сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал призывавшим проклятие друг на друга: «Аллах спросит с вас отчёта! Один из вас лжёт, но у тебя нет на неё никаких прав!»[Здесь имеется в виду окончательный развод без права возобновления брака.] (Муж) спросил: «А как же моё имущество?»[Имеется в виду махр. ] (На это пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Ты не имеешь на него права. Если то, что ты говоришь о ней, правда,[То есть если твои обвинения в том, что она изменила тебе, соответствуют действительности. ] то это имущество является платой за супружеские отношения, если же ты лжёшь, то прав на это имущество у тебя ещё меньше!»»

ГЛАВА 11. Может ли женщина, соблюдающая траур, пользоваться сурьмой?

1796 (5338). Передают со слов Умм Саламы, да будет доволен ею Аллах, что (близкие) одной женщины, у которой умер муж, испытывавшие беспокойство за её глаза[Эта женщина страдала от какой-то болезни глаз. ], пришли к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и попросили у него разрешения на (то, чтобы лечить её с помощью) сурьмы, однако он сказал: «Она не должна пользоваться сурьмой. (Когда во времена джахилийи женщина) оставалась вдовой, она носила самую плохую одежду (или: жила в худшей части дома), а если по прошествии года мимо неё проходила собака, она бросала в неё навозом! Не следует ей пользоваться сурьмой раньше чем через четыре месяца и десять (дней)».

Ибн Аббас говорит: «Один человек развелся с женой, но не всерьез, а в шутку. В связи с этим был ниспослан аят: «Не шутите с аятами Аллаха…».

1. Развод в шутку.

Ислам порицает пренебрежительное отношение к заповедям Аллаха. В повседневной жизни мусульманину полагается быть серьезным и рассудительным. Шутки, касающиеся религиозных вопросов, и легкомысленное отношение к заповедям Аллаха – ничто иное, как пренебрежение самой религией. Талак – это тоже заповедь, переданная через аяты и хадисы. Шутки в серьезных вещах приводят к печальным результатам. Ислам не разрешает разводиться в шутку, но в том случае, если такая практика имела место, то развод считается действительным. В риваяте от Абу Хурайры (радыйаллаху анху) передается, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Есть три вещи, которые серьезны и всерьез, и в шутку: заключение брака, развод и возвращение супруги после развода с возвратом (талак ар-радж`и)». Из хадиса мы видим, что развод в шутку считается действительным.

Читайте так же:  Какой налог уплачивается при покупке квартиры

Развод в шутку имеет место не только в современном мире. Подобная практика была широко распространена и среди арабов до прихода Ислама. Хасан и Катада передают, что арабы имели привычку быстро разводиться, а потом говорили: «Я пошутил», потом снова женились и вновь говорили: «Я пошутил». В связи с этим был ниспослан аят:

????? ???????????? ??????? ??????? ???????

«Не шутите с аятами Аллаха…» .

2. Развод в состоянии алкогольного опьянения.

Алкоголь застилает разум и толкает человека на необдуманные слова и поступки. Для развода достаточно одного или нескольких слов, сказанных мужчиной. Если эти слова будут произнесены в состоянии алкогольного опьянения, то развод будет действительным.

То есть, если мужчина в нетрезвом состоянии скажет жене: «Я развелся с тобой», то развод будет осуществлен, потому что Всевышний Аллах считает пьяных ответственными за свои действия и обращается к ним:

???? ???????? ????????? ???????? ??? ?????????? ?????????? ?????????? ????????
?????? ?????????? ??? ??????????

«О вы, которые уверовали! Не творите молитвы, будучи пьяными, [и ждите], пока не станете понимать то, что говорите» .
Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Любой развод действителен, кроме развода несовершеннолетнего и умалишенного». Значит, недействительным считается развод лишь несовершеннолетнего и умалишенного, а во всех остальных случаях он действителен.

При этом важно, каким образом человек вошел в состояние опьянения. Если человек опьянел в результате употребления некоторых естественных и дозволенных продуктов, то, по мнению ученых всех мазхабов , развод этого человека будет считаться недействительным. Развод будет считаться действительным, если он опьянел от употребления недозволенных продуктов – вина, водки, пива, виски, гашиша и т. д.

В чем сокровенный смысл того, что развод пьяного считается действительным?

На первый взгляд может быть не совсем понятно, почему человек несет ответственность за действия, совершенные им в состоянии помутнения рассудка. Но такое положение является наказанием за сознательное употребление в пищу недозволенного. Потому что заведомо дурное дело несет дурные последствия.

3. Развод под угрозой (смерти или увечья).

Развод человека под угрозой (смерти или увечья), по мнению большинства ученых, считается недействительным. Потому что человека заставляют делать то, чего он не хочет делать. В особенности, если есть угроза жизни. Приведем доказательства в пользу того, что развод человека под угрозой насилия не считается действительным.

Всевышний Аллах в Коране говорит:

???? ?????? ????????? ???? ?????? ??????????? ?????? ???? ???????? ?????????? ??????????? ????????????? ???????? ???? ?????? ??????????? ??????? ???????????? ?????? ????
??????? ???????? ??????? ???????

«Гнев Аллаха падет на тех, кто отрекся от Аллаха, а раньше верил в Него, если только он не был принужден к отречению, но [сам сохранял] в сердце приверженность к вере. [Но гнев падет на того], кто раскрыл неверию сердце. Таким и уготовано великое наказание» . В аяте содержится обещание, что будут прощены те, кто под угрозой насилия на словах отрекся от веры или сделал вид, что отрекся.

Слова, указывающие на отречение в таком важном вопросе, как вера, более серьезны, чем слова о расторжении брака. В таком случае, для человека, давшего развод или согласившегося на развод под угрозой насилия, нет препятствия в том, чтобы вернуться к своей супруге.

Другое доказательство – это хадис Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям): «Воистину, Аллах снял ответственность с моей уммы в случае ошибки, забывчивости и угрозы насилия» . Из хадиса следует, что, если человек делает что-то под угрозой насилия, то его действие не считается действительным.

Ученые приводят в доказательство еще один хадис: «Нет развода в состоянии иглака (сильного гнева, пытки, насилия, угрозы) », из которого следует, что развод под угрозой насилия не имеет никаких последствий.

4. Развод в состоянии болезни.

Развод в состоянии болезни считается действительным. Однако человек должен находиться в сознании и здравом уме. Но в связи с этим возникает вопрос: если человек в состоянии болезни или при смерти даст развод жене, а потом умрет, то сможет ли женщина получить наследство? Любой развод, ставящий целью лишить женщину наследства, считается недействительным, и в случае смерти мужа женщина получит наследство. Но в этом случае требуется, чтобы ее идда не закончилась. Доказательством того, что женщина, разведенная мужем, находящимся при смерти, имеет право получить наследство, служит практика времен халифов Умара и Усмана (радыйаллаху анхума), введенная для пользы общества, чтобы подобные негативные примеры не нашли распространения.

Развод по инициативе жены

Первостепенно считаю уместным привести следующее высказывание пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует): «Если какая-либо женщина попросит у мужа развода, не имея на то причин (серьезных причин), райского аромата ей не почувствовать (она не вкусит его, будет лишена этого)»[1]. То есть легкомысленное прошение, навеянное капризами, или необоснованное требование развода категорически не приветствуется. Также напомню, что «самое ненавистное пред Господом, но дозволенное [когда нет иных путей разрешения конфликта] — развод»[2].

О разводе, инициируемом женою, в Священном Коране говорится в двух местах:

«Недопустимо для вас [мужей] брать обратно что-либо [даже незначительное] из того, что вы дали (даровали) им [женам своим ранее], кроме как если есть обоюдное опасение нарушить Божьи заповеди [то есть в случае нарастания напряженности, появления конфликтов и ссор, когда жена просит, требует расторгнуть брак и при этом ведет себя аморально[3]]. И если вы опасаетесь нарушения Божьих заповедей [когда накаляется внутрисемейная обстановка, разрушаются нормы взаимоуважения и жена уже не видит перспективы семейного счастья и благополучия со своим мужем, например возненавидела его], тогда нет греха на них обоих, если супруга попросит расторгнуть брак, «откупившись» чем-то[4] [освободив себя от семейных уз и обязательств возвращением мужу полностью или частично того свадебного подарка (махра), который был передан ей во время (а также до или после, если его передача была отсрочена) бракосочетания]. Таковы границы, определенные для вас Богом, не переступайте же их! Кто же переступает границы [благородства в поведении и правильности во взаимоотношениях, особенно внутри семьи], те — грешники (притеснители, тираны)» (см. Св. Коран, 2:229).

«И не чините [о мужья] препятствий [не затрудняйте женам бракоразводный процесс, инициируемый ими; не притесняйте их, не подвергайте насилию] ради завладения частью того, что вы передали им [то есть свадебный подарок (махр), который обычно представляет собой значительную денежную сумму или комплект ювелирных украшений, а порой и дорогостоящую недвижимость]. [Если вы и можете лишить их махра, то] только тогда, когда жена совершит явно непристойный (развратный поступок) [прелюбодеяние].

Живите с женами в соответствии с общепринятыми морально-нравственными нормами. А если что-то вам не понравится в них [например, тяжелый характер, вредные привычки, наклонности; обнаружатся физические недостатки и т. п.], то [учтите, примите во внимание], что в том или ином, порицаемом вами, Аллах (Бог, Господь) может заложить много блага. [Никоим образом не спешите разрушать семью, проявите терпение и благоразумие, ведь вы и сами не идеальны.]» (см. Св. Коран, 4:19).

Итак, Священное Писание призывает мужа и жену жить в соответствии с общепринятыми нормами порядочности, не притесняя, не ограничивая права друг друга. И если жена просит развод, имея на то соответствующие обоснования, то муж не вправе ущемлять ее интересы и ограничивать свободы, не давая развода или затягивая расторжение брака, вынуждая ее вернуть махр (свадебный подарок) обратно. Все должно быть в рамках благоразумия и обоюдного согласия. В то же время те или иные изменения в характере, поведении мужа или жены не должны становиться причиной скоропалительного разрушения семьи, ведь «в том или ином, порицаемом вами, Аллах (Бог, Господь) может заложить много блага». Супруги обязаны обсудить возникшие разногласия и, проявив терпение, чем-то пожертвовав, прийти к согласию.

Притеснение жены, а тем более с желанием разрушить имеющуюся семью и создать новую, крайне греховно и порицаемо:

«А если пожелает кто-либо из вас (мужей) развестись с супругой и жениться на другой, тогда как был передан [в качестве свадебного подарка (махра)] жене кантар (примерно 44,928 кг) [золотом][5], то не имеет никто из вас [мужья] права забрать [у жены] даже малую часть этого! Желаете вы забрать это неправдой, совершая явный грех [притесняя и обижая жен для того, чтобы они просили у вас развод и возвратили вам свадебный подарок (махр)]?! Как же вы можете забрать это, ведь вы [по воле и с благословения Всевышнего] вступили в супружеский союз, и жены взяли с мужей своих серьезный обет (договор) [пред Творцом о супружеской верности, порядочности и надежности]?!» (Св. Коран, 4:20, 21).

Муж и жена должны отдавать себе отчет, что они создали семейный союз не для того, чтобы временно пожить, присмотреться друг к другу, а затем разрушить священные узы, а для сохранения и приумножения на протяжении всей оставшейся жизни внутрисемейной гармонии, чувства взаимоуважения и любви.

Принимая во внимание все ранее цитированное, можно перейти непосредственно к вопросу о разводе, инициированном женой. На этот счет имеется достоверное повествование о случае, произошедшем при самом Пророке (да благословит его Всевышний и приветствует), раскрывающее нам практические аспекты разрешения такого рода внутрисемейного конфликта.

«Супруга Сабита ибн Кайса пришла однажды к Пророку и сказала: «О посланник Божий! [Супруг мой] Сабит ибн Кайс. У меня нет претензий к его религиозности или нравственности. Однако я не могу больше терпеть его [у меня непреодолимое чувство неприязни к нему; боюсь, что не смогу уже больше оставаться покорной и послушной ему]»[6]. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) спросил: «Ты вернешь ему сад [финиковый сад, переданный тебе в качестве свадебного подарка]?»[7]. Она ответила: «Да». Пророк, обращаясь к Сабиту, сказал: «Прими обратно сад и разведись с нею, дав один развод»[8].

После того как жена возвращает мужу свадебный подарок (махр) или то, на чем обоюдно сошлись (из того, что по ценности своей меньше махра либо равно ему[9])[10], а муж говорит, что дает развод, они перестают быть мужем и женой[11]. Временных ограничений на то, когда именно можно производить такой процесс[12], нет: он может проходить и во время месячных, и в чистый период, когда супруги уже имели интимные отношения[13]. Крайне важно, чтобы на процессе расторжения брака, инициируемого женой, присутствовало два свидетеля-мужчины, на случай, например, возникновения разногласий по обещанным обязательствам.

Если в течение примерно одного месяца[14] они не передумают, то становятся совершенно чужими друг для друга. И женщина получает полное право выйти замуж за другого[15]. На протяжении данного месяца бывший муж не имеет никаких привилегированных, преимущественных прав вернуть супругу обратно[16].

Если вдруг разведенные таким образом муж и жена заново решат пожениться, то это будет возможно только с проведением нового бракосочетания (никяха) при наличии всех условий, необходимых для действительности и полноценности брака[17].

Жена имеет полное право требовать развода. Если родные никак не могут положительно повлиять на сохранение семьи или спокойное, бесконфликтное расторжение брака, тогда это необходимо сделать с помощью местного религиозного руководителя (имама, муфтия) или подав заявление в загс. Никто не имеет права насильно заставлять женщину оставаться женой, если она не желает того.

Случаи инициирования развода женой могут быть самыми разными, например обнаружение у мужа физических или иных изъянов, о которых не было известно до бракосочетания и которые препятствуют ведению супружеской жизни, отсутствие материального обеспечения со стороны супруга (в случае, когда он здоров и может обеспечивать, но пренебрежительно и халатно относится к данному вопросу)[18], притеснение, избиения, измены и т. д. Возможна ситуация, когда жена обращается в суд, в загс с просьбой о расторжении брака с мужем, который продолжительное время отсутствует.

Один из ученых прошлого столетия имам аш-Ша‘рави сказал следующее: «Женщина имеет право требовать развода, в том числе и через суд. Поводом для этого может стать, например:

— отсутствие должного минимального материального обеспечения супруги и семьи;

— умопомешательство супруга; появление у мужа тяжелого заболевания, к примеру такого как проказа; недостаток, который не дает ему возможности жить полноценной супружеской жизнью;

— отсутствие мужа в течение года и более[19] (могут рассматриваться случаи и с меньшим периодом отсутствия, начиная с четырех месяцев)[20];

– случай, когда муж поклялся, что не будет приближаться к жене на протяжении четырех или более месяцев, и исполнил свою клятву[21];

— наличие вреда, наносимого мужем жене (систематические побои, пьянки, измены)[22]; сокрытие от второй супруги факта наличия другой (первой) жены или появление (без какого-либо согласования) второй жены»[23].

Возможна ситуация, когда жена обращается в суд или подает заявление в загс с просьбой о расторжении брака с мужем, который продолжительное время отсутствует. Относительно данной проблемы существуют следующие мнения ученых. Богословы ханафитского и шафиитского мазхабов считают, что в этом случае права на развод у жены нет. Богословы маликитского и ханбалитского мазхабов говорят, что развод возможен, так как одним из канонических положений является необходимость защиты человека от наносимого ему вреда. В свое время халиф ‘Умар отправил письма тем, кто продолжительное время отсутствовал в семье, с приказом выбрать одно из двух: материальное обеспечение семьи или расторжение брака. Согласно факихам-маликитам, «если местонахождение мужа неизвестно, то судья вправе освободить жену от уз брака; если же местонахождение мужа известно, то его обязывают либо приехать, либо расторгнуть брак, либо прислать семье материальное обеспечение».

Что касается срока, по истечении которого жена может обратиться к судье с просьбой о расторжении брака, то богословы-маликиты считают, что это один год (иногда — три), а ханбалиты — шесть месяцев и более[24]. На практике же судьи выносят решение, исходя из конкретной ситуации, принимая во внимание все возможные обстоятельства и учитывая мнения авторитетных богословов прошлого и настоящего[25].

Суть проблемы состоит в том, что этот вопрос никак не освещен ни в Коране, ни в Сунне, а потому дать ему какую-то определенную каноническую формулировку невозможно. На практике женщине самой следует глубоко проанализировать происходящее, посоветоваться со знающими людьми, которые не станут упекать ее в темницу бесконечного ожидания, и решиться на что-то. Думать о разводе (подаче в загс заявления о расторжении брака) можно по прошествии 4–6 месяцев отсутствия мужа[26], если в течение всего этого периода от него нет вестей и поиски тщетны. Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) говорил: «[В Исламе] нет нанесения ущерба (убытка) и вредительства»[27]. То есть нанесение себе и другим вреда чуждо нормам мусульманской морали и нравственности.

Семейность в Исламе — это договор-обет между двумя людьми пред Богом, который каждый из них вправе расторгнуть, если есть на то веские причины.

Ответы на вопросы о разводе по инициативе жены

Восемь месяцев назад у меня был никях. Я была очень счастлива, что по воле Аллаха выхожу замуж за любимого человека. Мы встречались пару лет до никяха, но близости не было. После никяха мы живем как брат с сестрой. Сначала я думала, что это какое-то смущение между нами, но потом поняла, что ему все равно. Когда мы в гостях, то он сама нежность со мной, но дома все иначе. Я пыталась поговорить с ним об этой проблеме, на что в ответ слышала одни грубости.

Первые пару месяцев он давал мне какие-то деньги на семейные расходы, но потом все это прекратилось. Я спросила о причине, он ответил: «Я знаю, что у тебя есть деньги, вот и давай, не жалей!» С этого момента семью кормить начала я, потому что не хотела ругаться. Когда я узнала, что он опустошил все свои кредитные карточки (а там были немаленькие суммы), я ушла жить к себе (у меня есть собственная квартира), точнее он меня со всеми вещами привез сюда. Когда я звонила ему, он не снимал трубку. Поняла, что у него еще кто-то есть.

Читайте так же:  Отказ удо жалоба

Он говорит, что любит меня и не переживет развода, но ничего не делает для примирения. Я очень страдаю и переживаю! Переживают и мои родители. Я хочу с ним развестись, потому что это не семья. Я просила его, чтобы он дал мне развод, но он ответил, что я его устраиваю на все 100%: «Ты красивая, умная, обеспеченная, хозяйственная, заботишься обо мне, любишь меня! Я не дурак, чтобы давать тебе развод!» До сих пор мы живем раздельно. Что мне нужно делать, чтобы развод был правильным по канонам Ислама?

Если вы восемь месяцев совместной жизни жили не как муж с женой, а как брат с сестрой, к тому же он не обеспечивал вас материально, то вы имеете полное право требовать развода. Либо подаете заявление в загс о разводе, если у вас есть официальная регистрация брака, либо вы, а возможно и ваши родители, настойчиво и многократно просите его дать вам развод. Если он даст хотя бы один развод, скажет, что разводится с вами, этого будет достаточно. Станьте решительны и смелы. С таким «мужчиной» вы в любом случае жить не сможете.

Два года я жила с мужем, но в последнее время у нас с ним не складывалось. Он очень мягкий, добрый, он хороший сын, брат, друг, но как муж он мне не подходит. Для меня мужчина должен быть главой семьи, должен решать, нести ответственность, но он этого не делал. В семье его мама и сестра относились к нему как к маленькому ребенку, не считались с его мнением, ругали его при мне. Видя все это, я не могла уважать его как мужчину. Я одевала его, носила в дом все необходимое. Сейчас я просто-напросто устала, что сама все решаю за него и за себя. Я подала на развод. Я не жалею об этом, хотя это не есть хорошо, у нас растет сын. Но я не могла жить с таким, как он, еще и с такой семьей, как у него. Они настолько мелочные и жадные, хотя хорошо зарабатывают! Я хочу видеть рядом с собой сильного мужчину, которого я бы уважала, боялась и ценила, который будет заботиться обо мне. Все советуют, чтобы я снова сошлась с мужем, так как у нас сын. Но я сильно разочаровалась в нем. Почему я должна жертвовать собой?!

Если вы не можете с ним жить и таково ваше решение после долгих размышлений и глубокого анализа видимых перспектив, тогда, конечно же, вы можете развестись и имеете на это право. В то же время неким промежуточным этапом до развода может явиться ваше раздельное проживание, когда вы останетесь наедине с собой и с сыном и спокойно проанализируете происходящее.

Я женился на девушке, которая была старше меня на четыре года, и в наших отношениях частенько возникали мелкие ссоры из-за возраста, но после каждого конфликта мы мирились. Последнее время ссоры доходили до серьезных столкновений, когда мы друг друга сильно оскорбляли. В один из таких случаев после многократных просьб не оскорблять меня я не сдержался и, схватив ее за кисти, посадил на диван, она стала сопротивляться и пинаться. Пытаясь успокоить ее, я схватил ее еще раз и на этот раз положил на диван. И таких случаев было более трех или четырех за два месяца. Потом мы опять мирились. Спустя некоторое время, она попросила меня отпустить ее домой (мы не были в ссоре). Она хотела работать (на тот момент мы жили за рубежом, пока я учился). Я очень сильно расстроился по этому поводу, но она не хотела меня понимать. Потом вмешалась ее мать и настояла, чтобы я поддержал ее решение, в итоге мне пришлось согласиться и отпустить ее. Через месяц после того как жена вернулась домой, она нашла работу и подала на развод, сообщив мне об этом по телефону. Я был в шоке, так как о разводе до этого не было и речи. Я отпустил ее домой лишь для того, чтобы сохранить семью. Несмотря на мои просьбы, она со мной развелась. Я узнал об этом только по приезде домой через три месяца (до этого она со мной не разговаривала). На вопрос, почему она так поступила, ответила, мол, из-за того, что я бил и грубо обращался с ней. Я знаю, что не должен был хватать ее за руки и срываться, но несмотря на это считаю, что я ее не бил, так как не наносил никаких ударов, пощечин или серьезных физических увечий. Она также развелась со мной в мечети, показав документы о разводе, полученные в загсе, сказав мулле, что я ее избивал.

Пожалуйста, скажите, насколько мои доводы верны и что мне делать в этой ситуации? Алан, 24 года.

Вам следует отпустить ее и навсегда забыть о ней. Вам не хватает уверенности в себе и самоуважения. В ваши 24 года пережитая непростая ситуация будет хорошим подспорьем тому, чтобы вы крепли психологически и стали более последовательным и целеустремленным.

Если у женщины муж пропал без вести, сколько ей нужно ждать, чтобы снова выйти замуж? Детей нет.

От четырех месяцев до года, после чего может подать заявление о разводе в загс и думать о новом замужестве, а также реализовать его.

Я вышла замуж за мусульманина. Первые пять лет мы всегда были рядом, а теперь в связи с рабочим положением мужа вместе находимся только раз или два в год. Допустим ли развод со стороны супруги?

Да, конечно. Она может попросить у него развода, и он не вправе отказать.

Я мусульманка и замужем уже тринадцать лет. Муж тоже мусульманин. У нас нет детей, так как нет интимной жизни на протяжении десяти лет. Я проверялась у врачей, они говорят, что дело не во мне. Муж каждый раз после того, как я начинаю разговор на эту тему, устраивает ссоры и обещает сходить провериться, но я же не могу каждый день ему напоминать и унижаться перед ним. Мне всего 34 года. У нас отношения как у брата с сестрой. Как мне поступить в этой ситуации?

Если вы хотите развестись, то имеете на это полное право уже с первых месяцев вашей жизни как «брата с сестрой». Интимная сторона семейной жизни, а также рождение детей — в числе главных составляющих мусульманской семьи. Разводитесь, поделив пополам совместно нажитое в браке имущество, и начинайте новую жизнь. Вы молоды, и все еще впереди.

После лечения в больнице моя жена не вернулась домой, а ушла к своим родителям, мотивируя это тем, что ей было уделено мало внимания с моей стороны, и ей не понравилось, что моя мама слишком много делала замечаний. Теперь жена говорит, что хочет развестись. А через некоторое время уже хочет жить отдельно от родителей, я же не хочу, да и нет возможностей. Дайте оценку ее поступку. И что теперь делать?

Поговорите с ней по душам, без грубостей и требований, поймите, откуда прорастает зерно нежелания дальнейшей семейной жизни. Если вы разберетесь в себе и друг в друге, то все наладится. Если же она так и будет настаивать на своем, выждите время, проявите выдержку и терпение. Возможно, это всего лишь детские эмоциональные капризы.

В крайнем случае, если ситуация зайдет в тупик, дайте ей возможность развестись, дав один развод. Если она так и не захочет идти за вами (ведь выходя замуж, она шла «за мужем»), тогда пусть идет другой дорогой. Она — взрослый и свободный человек.

Мне 18 лет. Сейчас живу в Европе. Когда мне было четырнадцать лет, я вышла замуж за человека другой национальности против воли всех. После четырех лет совместной жизни мне с ним стало очень тяжело. Ему сейчас тоже не сладко, так как его хотят депортировать обратно на родину. Когда я заявила, как мне с ним трудно, он заплакал и сказал, что очень меня любит, не сможет без меня жить. О моем браке не знает никто, кроме моей матери, а если бы узнали, то мои родственники его просто бы убили. У нас такой народ. Знаю, может, это грешно… Но я полюбила другого человека. Так вышло. Этот человек меня тоже любит и не догадывается о том, что я уже замужем. Хочу за него выйти и прожить с ним всю оставшуюся жизнь. С другой стороны, мужа жалко и боюсь наказания Всевышнего. Однажды я хотела потребовать развод, но у него началась истерика. Моя мама сказала, что лучше не давить, иначе это будет большим грехом. Он со мной никогда не ругался, не повышал голос, не бил, он очень хороший, но я его не люблю! Я не хочу вселять в него пустые надежды и врать, что все наладится… Я-то этого не хочу. Хотя если я разведусь, вряд ли моя мать согласится с новым браком так быстро. А выйти за того я уже решила и не передумаю. Что мне делать, чтоб Господь не наказал? И что сказать матери? Лейла.

Верните ему свадебный подарок (махр), получите от него один развод («ты разведена» или «я развелся с тобой»), выждите месяц (один полный менструальный цикл) и выходите замуж за другого, причем так: присутствие свидетелей с его и с вашей стороны, родителей и официальная регистрация брака.

Я вышла замуж, можно сказать, под давлением родителей, из-за возраста. Замужем около года, причем изначально я сомневалась в этом человеке. Еще до нашей совместной жизни (знала я его шесть лет) он обещал выучить намаз, итого семь лет обещаний. Обещание не выполнено, и каждый раз, когда задаю ему этот вопрос, он переносит на следующий раз. Веры в него у меня уже не осталось. Чуть ли не каждый день он выпивает, говоря о том, что не пить он не может, так как его не поймут люди, поэтому он обязан. Из-за этого по нескольку суток его не вижу, потом приходит под утро выпивший. А о супружеском долге я и не говорю, это происходит раз в месяц в лучшем случае. Имею ли я право стать инициатором развода (я знаю, что женщина не вкусит запах Рая, если она инициатор). Переделать этого человека не получается, да и у меня уже к нему ничего нет.

Разводитесь и забудьте о нем.

Муж бьет жену по голове без причины (последний раз даже попала в больницу), после чего жена становится инициатором развода. Муж клянется Богом, что весной разведется, но развод весной не дает. Хотя клялся Аллахом, что даст развод, после чего поклялся, что не будет бить, но после этого продолжает избивать, хотя и не так жестоко. Когда я напоминаю о его обещании не бить, он говорит: «Ты забыла, как я тебя раньше бил». Вопрос: если он клялся Аллахом, вправе я требовать развод или мы уже считаемся разведенными? Л., 30 лет.

Может, вашему мужу нужна помощь психотерапевта?

Разведенной вы еще не являетесь. Вы имеете полное право развестись. Нарушенную клятву ему необходимо будет искупить, что касается его лично, но не вас.

Если он не дает развода и у вас есть регистрация в загсе, тогда подавайте заявление на развод, проходите все необходимые процедуры. В случае тирании мужа по отношению к жене она имеет полное право обратиться в органы власти, которые защитят ее права. Поймите, женщина в Исламе не является безвольным существом. Получив развод, забирайте половину нажитого сообща имущества, как положено по закону, и ответно «постучите» ему по голове (образно).

Сразу после родов я потребовала развод у мужа из-за безвыходного положения. Не смогла терпеть побои и удушье, он бил меня даже во время беременности, а ребенок умер из-за преждевременных родов. И вот я уже третий месяц разведена. Хотела бы знать: большой ли грех я взяла на себя, потребовав развод у мужа в такой ситуации? И может ли муж развестись с женой из-за того, что она родила мертвого ребенка?

В такой ситуации на вас нет греха, грех лишь только на нем. Тираны и притеснители — одна из самых ненавистных категорий людей пред Богом, о чем многократно говорится в Священном Коране.

Я развелась с мужем по своей глупости, теперь так мучаюсь, так раскаиваюсь, просто с ума схожу! Не знаю, что делать. Даже о самоубийстве задумывалась. Мне нужна поддержка, совет. Яна, 20 лет.

Вам лишь двадцать лет, вы еще выйдете замуж, найдете хорошего спутника жизни и надежную опору. Ваш бывший муж не единственный мужчина на белом свете. А печальный (по вашему мнению) опыт должен помочь вам стать более мудрой и дальновидной.

Имеет ли право жена требовать махр (свадебный подарок), если она является инициатором развода, при условии, что она беременна?

Если вы имеете в виду махр, который был оговорен при бракосочетании, но не был выплачен, то она имеет полное право его требовать, даже если сама инициировала развод. Он (махр) может быть полностью или частично возвращен супругой, если со стороны мужа не было чего-либо предосудительного из того, что могло бы побудить ее к разводу. В период беременности, даже если решили разводиться, супруг обязан обеспечивать жену всем необходимым в меру его возможностей и с учетом его ответственности пред Богом.

Муж часто сильно бьет жену и почти всегда по голове, незаслуженно. Предусмотрено ли наказание за побои и за плохое отношение к жене?

Конечно же, наказания предусмотрены, но кто их будет приводить в исполнение. Исходя из реалий сегодняшнего дня, ей необходимо зафиксировать следы побоев в травмпункте и подавать на него в суд. Параллельно с этим она имеет полное каноническое право подавать заявление в загс на оформление развода. Часто, к сожалению, мы не знаем законов и не умеем себя защищать.

Девушка, которую я полюбил, вышла замуж по своей глупости и корыстному решению ее брата. Бракосочетание было проведено в мечети. Ее муж пьет и изменяет ей, и она хочет развода. Сам он развода не дает. Как поступить ей? И может ли она выйти за меня замуж по нашему обоюдному согласию? Керим, 35 лет.

Она вправе потребовать расторжения брака у своего мужа, получить хотя бы один развод, выждать разводный период (три менструальных цикла) и выйти замуж за желанного ей мужчину. Если муж категорически не дает развода, а при этом пьянствует и изменяет, тогда следует развестись через загс, подав соответствующее заявление. Если официальной регистрации нет, тогда она вправе поступить так, как пожелает, ведь никто не лишал ее свободы выбора. Пусть все-таки подведет мужа к тому, чтобы он хотя бы раз проговорил, что разводится с нею. Это — самое оптимальное. А загс — само собой разумеется.

Я, забрав детей, ушла от мужа потому, что он сильно пил, а в пьяном состоянии оскорблял меня и детей. Я терпела это на протяжении пяти лет, но больше терпеть не смогла. Я читала, что если развод происходит по инициативе жены, то он не проходит в три этапа. Муж просит вернуться, но я не верю ему и боюсь, что он опять будет пить. Д., 35 лет.

Скорее всего, у вашего мужа алкоголическая зависимость, и даже если он хотел бы перестать употреблять спиртное, сделать ему это будет очень сложно. Протяните ему руку помощи: вам необходимо договориться с ним о лечении. Если он согласится с вами, тогда будьте с ним рядом, поддерживая и помогая ему. Вместе преодолевая проблему, люди сплачиваются и больше ценят достигнутый результат.

Читайте так же:  Как оформить перепланировку квартиры в спб

Думаю, можно дать шанс, но если сорвется, лучше будет уйти и больше не возвращаться.

Моя сестра замужем уже десять лет, ее муж не так давно стал религиозно-практикующим. У них из-за этого было немало проблем, а все потому, что он говорит, будто в него вселились джинны. Ведет он себя порой неадекватно, его даже в психиатрическую лечебницу клали. Он и раньше был странным, в свое время не получил должного воспитания от родителей. Сестра больше не хочет с ним жить, хочет развестись. У них двое детей, скоро, иншааллах, будет трое.

Я не знаю, что ей посоветовать. С одной стороны, понимаю, что развод не есть хорошо и нужно максимально постараться сохранить семью, но с другой стороны, мне ее так жалко, все это время семья держалась только на ней. Сестра очень терпеливая, только в последнее время сама стала немного нервной. Знаю, одной с тремя детьми ей будет очень трудно, но, может, это лучше, чем изводить себя и детей? Является ли это положение достаточным основанием для развода в Исламе? Бота, 23 года.

Если нет надежды вытащить его из трясины навязчивых идей и психического умопомешательства, то, наверное, следует развестись. Если же между ними осталась хоть какая-то доля взаимопонимания, желания помочь друг другу, то можно постараться сохранить семью.

Вы пишете, что ваша сестра ждет третьего ребенка, возможно, именно поэтому она «стала немного нервной». Беременность — серьезная нагрузка на женский организм, но детей следует постараться растить в полной семье, где есть мама и отец — каким бы он ни был. Думаю, за десять лет совместной жизни ваша сестра привыкла к странностям своего мужа, а потому — требуется немного работы над отношением к происходящему и умная книга либо журнал по психологии внутрисемейных связей. Напомню, проблемы помогают раскрывать многообразие жизни, хотя большая часть людей, особенно ленивых и не обладающих самодисциплиной, к сожалению, загоняет себя, а порой и других вместе с собою в угол безысходности.

К сожалению, моя любимая сестренка развелась с супругом. Точнее, муж с ней развелся. Прожили они вместе всего несколько месяцев. Женились по взаимной симпатии. Супруг оказался очень ревнивым, поставил жене прослушку на телефон. Что-то из того, что он услышал, ему не понравилось. Но он не стал говорить об этом с супругой, а сразу привез ее к родителям и на пороге их дома при своем друге (один свидетель) трижды сказал: «Я с тобой развожусь». На ее вопрос о причине развода ответил, что объяснят ей это позже. Родителям их помирить не удалось. Сестренка хочет получить окончательный развод, поскольку восстанавливать семью с этим человеком нет желания. Может ли она считать себя разведенной? Смущает то, что свидетель был один, и то, что человек три раза подряд произнес слова развода.

Сейчас супруг утверждает, что он сказал развод просто так, все было несерьезно и продолжает считать ее своей женой. Элиза.

Если они хотят развестись (хотя бы она, ваша сестра), то можно расценить это как три развода и по истечении трех месяцев она может выйти замуж за другого человека. Если же они разводиться не намерены (оба согласны продолжать совместную семейную жизнь), то единовременные три развода можно посчитать за один. На этот счет имеется авторитетное мнение.

Если жена категорически не намерена возвращаться к мужу из-за его столь несерьезного поведения в вопросе развода, тогда она имеет на это полное право. Ей решать.

Я развелась с мужем, у нас был суд, но при этом муж не сказал мне слова развода. Замужняя ли я до сих пор, если он не дает мне талак (развод)? Мы не живем с мужем вместе вот уже два года. Майса.

Если был суд, по решению которого вы теперь считаетесь разведенными, тогда судебные органы произвели процедуру развода за вашего мужа, тем более что он участвовал в этом процессе и подписывал соответствующие документы. В этом случае вы становитесь разведенной через три месяца после судебного решения, и можете снова выходить замуж.

Мой муж сидит в тюрьме, и вот скоро он выйдет. Мы в браке одиннадцать лет, обеспеченные, живем в центре Москвы, есть дети. Моего мужа, простите, жадность сгубила. Я сидела дома, занималась детьми, и одним днем все перевернулось…

Что изменилось за этот срок у меня? Во-первых, появилось спокойствие, стабильность (я работаю медиком), я улыбаюсь и радуюсь каждому дню, благодарю Аллаха, что я счастлива. В общем, я обрела внутреннюю гармонию, которая в наше время так необходима. Я очень отдалилась духовно от своего мужа, он же, напротив, считает, что он все понял, поумнел и будет лучше, чем прежде. Я, конечно, могу переступить через себя и ради Аллаха делать вид, что все наладилось, но я буду несчастна с первых минут его возвращения. Обида за его проступки, за которые он и получил наказание, очень сильна.

Проблема и во мне: я крайне ответственная, все идеализирую, и под мои критерии муж никак не подходит, — я это поняла, пожив свободно одна.

Я с ужасом думаю, что через десять дней мое счастье закончится. Спасти этот брак можно, если только мой муж станет истинным мусульманином. Поделитесь, пожалуйста, теми мудрыми мыслями, которые вы открываете братьям, и они поднимаются духовно, посоветуйте, какую религиозную литературу читать. Ирина.

Хорошо, что написали. Гармония с самим собой и с тем, что нас окружает, крайне важна. Если ваш муж совсем никакой (пьет, курит, гуляет, бьет), то вы имеете полное каноническое право развестись с ним, подав заявление о разводе в загс. Вы взрослый человек, а потому можете взвешенно принимать решения и делать смелые шаги навстречу своему земному и вечному счастью. А угождать другим, тем более безвольным грешникам, я бы не стал.

Друзья моего мужа оклеветали меня, сказав, что я изменяла своему мужу, якобы им кто-то об этом сказал. Это самая настоящая ложь! Я попросила моего мужа разобраться в этой истории, так как за себя полностью уверена. Он же в присутствии своих друзей стал оскорблять меня, говорить непристойные слова.

На данный момент мы с мужем не живем вместе. Я настолько обижена на него, что хочу подать на развод. Что мне делать? Людмила.

Сомневаюсь, что после такого удара по вашей чести и достоинству[28], а также того осадка, что остался в его душе в результате разговора с друзьями, вам удастся сохранять и развивать внутрисемейную гармонию, а потому поинтересуйтесь у мужа и его друзей, не желают ли они извиниться и публично получить восемьдесят ударов плетью за оскорбление чести женщины. Оскорбление чести женщины является одним из семи пагубнейших грехов. Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Сторонитесь семи самых пагубных грехов: 1) возведения на уровень Бога (обожествление) кого- или чего-либо помимо Него [Творца, Господа миров]; 2) колдовства; 3) убийства человека; 4) ростовщичества; 5) присвоения себе имущества сирот; 6) побега с поля боя; 7) клеветы, оскорбления в адрес целомудренных верующих женщин, оказавшихся невнимательными [в поведении или любом другом, что становится причиной появления сомнений в их целомудренности]»[29]. Если мужчина скажет женщине, не являющейся его женой, что она прелюбодейка (или что-то явно имеющее такой смысл), и при этом у него не будет четырех свидетелей, очевидцев греховного процесса, тогда он наказывается публично восьмьюдесятью ударами плетью. Это явится наказанием за высказанное оскорбление, защитой чести женщины и назиданием для других: «Те, кто клевещет на целомудренных женщин (или девушек)[30], не имея при этом четырех свидетелей[-мужчин], наказываются восьмьюдесятью ударами плетью[31], и никогда в дальнейшем не будет приниматься их свидетельство [при тех или иных судебных разбирательствах]. Они (клеветники) — грешники, за исключением тех [из них], кто покается и исправится [в том числе и извинившись публично перед той, которую оклеветали]. Воистину, Аллах (Бог, Господь) Всепрощающ и Всемилостив [а потому человеку предоставлено множество шансов измениться в лучшую сторону]» (Св. Коран, 24:4, 5).

Конечно же, никто не сможет произвести данное публичное наказание в реалиях нашего времени, но пред Богом они здорово «попали», и им в любом случае отвечать за свои слова по всей справедливости законов Небес.

Если эти ребята не одумаются и не извинятся, а муж останется при своем мнении, тогда вам лучше не затягивать с процессом развода.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от Савбана; св. х. Ахмада, Абу Дауда, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Ибн Хаббана и аль-Хакима. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 176, хадис № 2944, «хасан»; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 253, хадис № 2226, «сахих».

[2] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Абу Дауда, Ибн Маджа и аль-Хакима. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 10, хадис № 53, «сахих»; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 248, хадис № 2178; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 219, хадис № 2018.

[3] См., например: ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир. Т. 1. С. 205.

[4] Это в тех случаях, когда со стороны мужа нет притеснений, измен либо невыполнения супружеских обязанностей. Если же что-то из упомянутого имеет место быть и именно это вынуждает женщину просить о разводе, тогда муж не имеет ни морального, ни канонического права забирать у нее что-либо из переданного ранее, а обязан ответить на ее просьбу о разводе безвозмездно, раскаявшись в грехах и безнравственном поведении. См., например: ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир. Т. 1. С. 205.

[5] См., например: Ибн Кясир И. Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым [Комментарии к Великому Корану]. В 4 т. Бейрут: аль-Хайр, 1993. Т. 1. С. 442.

[6] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Т. 12. С. 500; Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад [Провизия вечности из наследия наилучшего из рабов (Бога)]. В 6 т. Т. 5. С. 192.

[7] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 12. С. 501.

[8] Подробнее см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1698, хадис № 5273; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 12. С. 494, хадисы № 5273–5276; аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд [Достопримечательности сунн. Комментарий к своду хадисов Абу Дауда]. В 2 т., 4 ч. Т. 2. Ч. 3. С. 219, 220, хадис № 1089; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям [Пути мира]. В 4 т. Т. 3. С. 244, хадис № 1002 и пояснение к нему.

[9] Кстати, по обоюдному согласию супруга может ничего и не возвращать. Все зависит от того, как договорятся. См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 6. С. 261.

[10] Подробнее см., например: ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир. Т. 1. С. 205, 206; Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад. Т. 5. С. 193-195.

[11] См., например: Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад. Т. 5. С. 193; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 7035.

[12] В этом одно из главных отличий развода, инициируемого женою, от развода, происходящего по инициативе мужа. Последний может быть озвучен лишь в чистый период, когда супруги не имели интимных отношений.

[13] См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 7013.

[14] Женщина, которая развелась с мужем таким образом, не может выйти замуж за другого, кроме как по истечении одного менструального цикла (в отличие от обычного разводного процесса, который начинается проговариванием первого развода, даваемого в чистый период, когда между супругами не было интимной связи, и длится примерно три месяца (три менструальных цикла). См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 253, хадисы № 2229 и 2230, оба «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 369, хадисы № 1187, «сахих» и № 1188, «хасан»; Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад. Т. 5. С. 196, 197.

Ожидание на протяжении одного менструального кровотечения необходимо для определения наличия или отсутствия беременности от первого мужа.

[15] Подробнее см., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 7035; Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад. Т. 5. С. 196, 197.

[16] Подробнее см., например: ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир. Т. 1. С. 207; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 7038.

[17] Подробнее см., например: Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад. Т. 5. С. 196; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 3. С. 246.

Подробнее по данному процессу расторжения брака см., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 6. С. 259–264.

[18] Подробнее см., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 14. С. 677, 678.

[19] Имеются в виду ситуации, когда супруг исчез и не дает о себе знать или же, уехав, материально не содержит семью.

[20] См., например: аль-Кардави Ю. Аль-халяль ва аль-харам фи аль-ислам [Разрешенное и запрещенное в Исламе]. Каир: аль-Маданий, 1985. С. 204.

[21] Замечу, что такое поведение супруга канонически запретно и крайне порицаемо. Подробнее см., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 7069, 7070.

[22] См.: аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд. Т. 2. Ч. 3. С. 220.

[23] См.: аш-Ша‘рави М. Аль-фатава [Фетвы]. Каир: аль-Фатх, 1999. С. 296.

[24] В православной традиции развод допускался в случае исчезновения одного из супругов из семьи и невозможности установления его местонахождения в течение 5 лет и более.

[25] См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 7066.

[26] Четыре месяца, шесть или год — на этот счет есть мнения авторитетных ученых и косвенные доказательства в тексте Писания (Св. Коран, 2:226, 227).

[27] См., например: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 252, хадисы № 2340, «сахих» (от ‘Убады ибн ас-Сомита) и № 2341, «сахих» (от Ибн ‘Аббаса); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 585, хадис № 9899, «хасан».

[28] Ладно чужие люди, но то, что ваш муж не защитил вас от наговоров болтунов, – это очень неприятно и низко.

[29] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда и ан-Насаи. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 853, хадис № 2766; Т. 4. С. 2139, хадис № 6857; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. 1999. С. 325, хадис № 2874, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 17, хадис № 171, «сахих».

[30] Ученые, комментирующие Коран, говорят, что здесь также подразумеваются целомудренные мужчины (юноши). Необоснованное обвинение их в грехе прелюбодеяния не менее грешно и также публично наказуемо. См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир [Освещающий тафсир]. В 17 т. Дамаск: аль-Фикр, 2003. Т. 9. С. 472.

[31] Это наказание касается лишь ложных обвинений в прелюбодеянии, распутстве. Иного рода оскорбления не наказываются подобным образом, степень наказания по ним (по факту клеветы, в защиту чести и достоинства, например) определяется судом в частном порядке.