Взносы в ФФОМС: правила и исключения

Кто администрирует платежи

Напомним, что с 2017 года Федеральная налоговая служба является администратором платежей, которые в дальнейшем зачисляются на счета таких фондов, как Пенсионный (ПФР), Социального страхования (ФСС) и Обязательного медстрахования (ФФОМС). Это надо учитывать и при формировании платежных поручений и квитанций с учетом реквизитов Налоговой. Важно не ошибиться и с указанием КБК.

Взносы в ПФР и ФФОМС, а также в ФСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством администрируются ФНС. Только взносы «на травматизм», то есть на случай травмы на производственном объекте или возникновения профзаболевания, уплачиваются по-прежнему в ФСС. Порядок отчетности, уплаты и размеры отчислений теперь регулируются главой 34 НК РФ &laquo .

Итак, несмотря на то, что в платежке в поле 104 «Назначение платежа» вы укажете КБК, начинающийся с цифр 182 (это код Налоговой службы), в дальнейшем деньги поступят в ФОМС; процент отчисления 2019 г. зависит от ряда обстоятельств. Подробнее об этом — в таблице ниже.

Порядок начисления и правовая природа

Для начала определимся: считать, что отчисления в ФФОМС — налог, будет ошибкой. У этих обязательных выплат совершенно отличная правовая природа. Отчисления в фонды осуществляются в качестве страховых взносов на случай наступления определенного события, при котором будут производиться выплаты застрахованному лицу.

Размер выплаты по-прежнему рассчитывается исходя из:

  • отчислений в пользу граждан, физических лиц;
  • установленных пределов облагаемой базы;
  • тарифов выплат.
  • Для медицинского страхования предельная база отчислений не устанавливается, таким образом, размер тарифа от нее не зависит. Взносы в Фонд обязательного медицинского страхования начисляются и уплачиваются со следующих доходов:

    • вознаграждений по трудовым договорам и договорам гражданско-правового характера об оказании услуги, выполнении работ;
    • авторских отчислений (иные средства, полученные в счет реализации имущественных прав, не учитываются);
    • доходов от предпринимательской и иной подобной деятельности.
    • В ст. 422 НК РФ перечислены суммы, которые не облагаются этими обязательными платежами.

      Взносы в ФФОМС в 2019 году останутся прежними, изменения тарифов в ближайшем будущем не предвидятся. Ставка составляет 5,1 %. Для пенсионного страхования она равна 22 % и для социального — 2,9 % (на общих основаниях, если не достигнут предел дохода). «На травматизм» отчисляется от 0,2 до 8,5 %. Но есть лица, которые имеют право на применение пониженных ставок. Эти категории в текущем году также остались без изменений.

      Так, для целого ряда страхователей определены более благоприятные условия: например, для фармацевтических организаций; коммерческих, благотворительных организаций и ИП на УСН; для научных, спортивных, культурных организаций и ряда других вообще установлена нулевая ставка на медстрахование. Все льготники перечислены в таблице ниже.

      Страховые взносы в 2019 году, ставки, таблица:

      Условия, при которых используется пониженная ставка

      ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ

      Единый социальный налог введен с 1 января 2001 года в соответствии с главой 24 части II Налогового кодекса Российской Федерации.

      Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога, возложен на налоговые органы.

      Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в состав единого социального налога не включаются и уплачиваются в Фонд социального страхования Российской Федерации в прежнем порядке. Контроль за уплатой этих взносов осуществляют органы Фонда социального страхования Российской Федерации.

      Плательщики единого социального налога делятся на две категории (см. статью 235 НК РФ):
      — к первой категории относятся юридические и физические лица, являющиеся работодателями, которые производят выплаты наемным работникам;
      — ко второй категории относятся лица, получающие доходы в результате собственной деятельности.

      В случае если налогоплательщик одновременно относится к обеим категориям, то он признается отдельным налогоплательщиком по каждому отдельно взятому основанию.

      Не являются плательщиками единого социального налога организации и индивидуальные предприниматели, которые пере?ли на специальные налоговые режимы. Они не исчисляют единый социальный налог в части доходов, получаемых от этих видов деятельности.

      Лица, получающие доходы в результате собственной деятельности (к ним отнесены индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, главы крестьянских (фермерских) хозяйств и адвокаты) не уплачивают единый социальный налог в части суммы, зачисляемой в Фонд социального страхования Российской Федерации.

      Объектом налогообложения для исчисления налога (ст. 236 НК РФ) признаются:

      для налогоплательщиков, относящихся к первой категории (см. Плательщики налога):
      — выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу своих работников по всем основаниям, в том числе вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, (выполнение работ, оказание услуг), по авторским и лицензионным договорам;
      — выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, на связанных с налогоплательщиком трудовым договором либо договором гражданско-правового характера, либо авторским или лицензионным договором.
      Выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей, признаются объектом налогообложения в части сумм, превы?ающих 1000 рублей в расчете на одного работника за календарный месяц.
      Не признаются объектом налогообложения выплаты, которые производятся за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организации, или средств, остающихся в распоряжении индивидуального предпринимателя либо физического лица после уплаты налога на доходы физических лиц.

      для налогоплательщиков, относящихся ко второй категории (см. Плательщики налога):
      доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением;
      для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, объектом налогообложения является доход, определяемый исходя из стоимости патента.

      Для всех случаев уплаты единого социального налога устанавливается перечень сумм, не подлежащих налогообложению (статья 238 НК РФ) и льготы по уплате единого социального налога (статья 239 НК РФ).

      В части суммы единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд социального страхования Российской Федерации, в налоговую базу не включаются также любые вознаграждения, выплачиваемые работникам по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам.

      Налоговая база по единому социальному налогу (статья 237 НК РФ) определяется для налогоплательщиков, относящихся к первой категории, (см. Плательщики налога) как сумма выплат и иных вознаграждений, являющихся объектом налогообложения и начисленных работодателями за налоговый период, а для налогоплательщиков, относящихся ко второй категории, (см. Плательщики налога) как сумма доходов, являющихся объектом налогообложения и полученных этими налогоплательщиками за налоговый период.

      Налогоплательщики, относящиеся к первой категории, (см. Плательщики налога) определяют налоговую базу отдельно по каждому работнику с начала года нарастающим итогом

      Ставки единого социального налога

      Базовая ставка единого социального налога составляет 26 %, в том числе:

      в Пенсионный фонд РФ 20 %;

      в Фонд социального страхования РФ 3,2 %;

      в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 0,8 %;

      в территориальные фонды обязательного медицинского страхования 2 %.

      Регрессивная ?кала налогообложения

      Главой 24 части II НК РФ установлена регрессивная ?кала налогообложения и определены условия ее применения (статья 243 НК РФ, статья 245 НК РФ).

      1. Для налогоплательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, за исключением выступающих в качестве работодателей налогоплательщиков — сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяются следующие налоговые ставки:

      Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

      Террито-риальные фонды обязательного медицинского страхования

      От 280001 рубля до 600000 рублей

      56000 рублей + 7,9 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

      8960 рублей + 1,1 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

      2240 рублей + 0,5 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

      5600 рублей + 0,5 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

      72800 рублей + 10,0 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

      81280 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

      104800 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

      Для налогоплательщиков — сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяются следующие налоговые ставки:

      Фонд социального страхования Российской Федерации

      Фонды обязательного медицинского страхования

      Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

      До 280000 рублей

      44240 рублей + 7,9 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

      6160 рублей + 1,1 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

      2240 рублей + 0,4 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

      3360 рублей + 0,6 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

      56000 рублей + 10,0 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

      69520 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

      88000 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

      3. Для налогоплательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи, применяются следующие налоговые ставки:

      территориальные фонды обязательного медицинского страхования

      20440 рублей + 2,7 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

      28000 рублей + 3,6 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

      Свы?е 600000 рублей

      29080 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

      39520 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

      4. Адвокаты уплачивают налог по следующим налоговым ставкам:

      Налоговая база нарастающим итогом

      14840 рублей + 2,7 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

      5320 рублей + 0,4 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

      22400 рублей + 3,6 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

      23480 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

      33920 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

      Порядок исчисления и уплаты

      Главой 24 части II НК РФ устанавливается порядок исчисления и уплаты единого социального налога налогоплательщиками, выступающими в качестве работодателей, (статья 243 НК РФ) и налогоплательщиками, не являющимися работодателями, (статья 244 НК РФ). Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (статья 240 НК РФ).

      Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в отно?ении каждого фонда и определяется как соответствующая доля налоговой базы. Уплата налога (авансовых платежей по налогу) осуществляется отдельными платежными поручениями в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

      Налогоплательщики-работодатели умень?ают сумму налога, уплачиваемую в Фонд социального страхования Российской Федерации, на сумму произведенных ими расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством Российской Федерации. При этом расходы на оплату первых двух дней временной нетрудоспособности не умень?ают сумму налога, уплачиваемую в Фонд социального страхования Российской Федерации, в связи с тем, что указанные расходы оплачиваются за счет средств работодателей в соответствии с федеральным законом от 29.12.2004 г. 202-ФЗ О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год.

      По итогам отчетного периода (календарного месяца) налогоплательщики-работодатели производят исчисление авансовых платежей по налогу, исходя из налоговой базы, исчисленной с начала календарного года, включая последний отчетный период, и соответствующей ставки налога. Сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.

      Уплата авансовых платежей налогоплательщиками-работодателями производится ежемесячно в срок, установленный для получения средств в банке на уплату труда за истек?ий месяц, или в день перечисления средств на оплату труда со счетов налогоплательщиков на счета работников, или по поручению работников на счета третьих лиц, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным. Данные о суммах исчисленных и уплаченных авансовых платежей налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Федеральной налоговой службой.

      Ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за истек?им кварталом, налогоплательщики-работодатели обязаны представить в региональные отделения фонда социального страхования Российской Федерации сведения (отчеты) по форме, утвержденной Фондом социального страхования Российской Федерации, о суммах:
      1) начисленного налога в Фонд социального страхования Российской Федерации;
      2) использованных на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, при рождении ребенка, на возмещение стоимости гарантированнного перечня услуг и социального пособия на погребение, на другие виды пособий по государственному социальному страхованию;
      3) направленных ими в установленном порядке на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
      4) расходов, подлежащих зачету;
      5) уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.

      В соответствии с приказом Минфина России от 15.01.01 3н с 16 января 2001 года для перечисления средств по платежам в государственные социальные фонды по каждому из фондов открывается свой лицевой счет в органах федерального казначейства. Платежные поручения на перечисление средств в уплату ЕСН, а также недоимок, пеней и ?трафов, образовав?ихся на 1 января 2001 года по платежам в фонды, представляются в банк отдельно по каждому из них.

      Страховые взносы на обязательное медицинское страхование в 2017-2018 годах

      Страховые взносы на обязательное медицинское страхование в 2017-2018 годах уплачиваются по тарифам, которые могут сильно различаться в зависимости от статуса плательщика. Рассмотрим, какие критерии могут определять эту разницу, а также прочие нюансы перечисления взносов в ФФОМС работодателями (с доходов, выплачиваемых наемным работникам) и ИП за себя.

      Страховые взносы на обязательное медицинское страхование в 2017-2018 годах в обычном размере: тарифы

      Страховые взносы на ОМС в 2017-2018 годах в обычном размере уплачиваются по ставкам:

      1. Работодателями (на зарплату работников): 5,1%.

      При этом сумма взноса начисляется на весь заработок — без учета каких-либо лимитов (в отличие от взносов в ПФР и ФСС).

      Узнать больше о лимитах по взносам в ПФР и ФСС вы можете в статье «Лимит базы для начисления страховых взносов в 2017-2018 годах».

      2. Индивидуальными предпринимателями (за себя): в фиксированной величине, определяемой в 2017 году по формуле:

      ВЗС = МРОТ ? МЕСЯЦЫ ? 0,051,

      ВЗС — взносы ИП за себя;

      МЕСЯЦЫ — количество полных месяцев ведения предпринимательской деятельности за расчетный год.

      Исходя из величины МРОТ на начало 2017 года, равной 7 500 руб., ВЗС-2017 за полный год составит 4 590 руб.

      Для периода 2018-2020 годов на каждый входящий в него год в НК РФ (подп. 2 п. 1 ст. 430) для самозанятых лиц приведены конкретные цифры платежей, подлежащих уплате в ФФОМС за полный год. 2018 году соответствует сумма 5 840 руб.

      Льготные взносы в ФФОМС: тарифы

      Существуют и льготные взносы на ОМС — для работодателей. Их по тарифу 4% за 2017 год (для 2018 года тариф для них становится обычным) вправе уплачивать (при соответствии прочим критериям, установленным ст. 427 НК РФ):

      1. Юрлица, применяющие УСН и занимающиеся интеллектуальными разработками.

      2. Юрлица и ИП, зарегистрированные в особых экономических зонах и осуществляющие следующие виды деятельности:

    • технико-внедренческую;
    • туристическую;
    • рекреационную.
    • 3. Организации, работающие в области IT, находящиеся за пределами особых экономических зон и отвечающие требованиям о наличии:

    • аккредитации, получаемой в установленном законом порядке;
    • 90% и более выручки от продаж или оказания услуг в рамках вида деятельности, относящегося к информационным технологиям;
    • штата со средней численностью не менее 7 сотрудников.
    Читайте так же:  Все актеры развод 2

    Показатели по выручке и численности штата при этом рассматриваются за квартал. Если фирма не является вновь созданной — за 9 месяцев года, предшествующего тому, в котором фирма применяет льготные тарифы по страховым взносам.

    Уплачивать взносы в ФОМС по тарифу в 0,1% вправе резиденты:

  • свободных экономических зон в Севастополе и Крыму;
  • свободного порта во Владивостоке;
  • особой экономической зоны в Калининградской области по доходам работников, принятых на новые рабочие места, созданные в связи с осуществлением инвестпроектов, — на период 2018-2022 годов, а для вновь включенных в реестр — до завершения 2025 года.
  • Указанные хозяйствующие субъекты (кроме относящихся к Калининградской области) применяют льготу по взносам в течение 10 лет после приобретения соответствующего статуса.

    Кто имеет право не платить взносы в ФФОМС

    В 2017-2018 годах вправе не уплачивать взносы в ФФОМС:

    1. Плательщики, применяющие УСН, которые ведут деятельность в сегментах, перечисленных в подп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ.

    При этом данные фирмы должны иметь годовую выручку, которая не превышает 79 000 000 руб., и извлекать не менее 70% от нее за счет соответствующих льготных видов экономической деятельности.

    2. Фармацевтические предприятия и ИП на ЕНВД (строго при наличии соответствующей лицензии).

    3. Организации, занимающиеся благотворительностью.

    Деятельность данных организаций должна соответствовать тем целям, что прописаны в их учредительных документах.

    4. НКО на УСН, осуществляющие деятельность в таких сферах, как:

  • социальное обслуживание граждан;
  • научные исследования;
  • образование;
  • здравоохранение;
  • физкультура;
  • культура и искусство.
  • Кроме того, НКО для того, чтобы пользоваться возможностью не платить взносы в ФФОМС, должны получать не менее 70% от выручки за счет:

  • получения целевого финансирования на основную деятельность;
  • грантов;
  • доходов от экономической деятельности в областях, указанных в абз. 17–21, 34–36 подп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ.
  • Читайте так же:  Справка 086-у срок действия

    5. ИП, использующие патентную систему и не осуществляющие видов деятельности, указанных в подп. 19, 45–48 п. 2 ст. 346.43 НК РФ.

    В период с 2017 по 2027 год вправе применять ставку 0% (то есть вообще не уплачивать взносы, включая те, что перечисляются в ФФОМС), работодатели экипажей судов, сведения о которых содержатся в Российском международном реестре. При этом суда не должны быть использованы в целях перевозки и хранения нефти и нефтепродуктов в морских портах РФ.

    Уплата взносов компаниями «Сколково»: нюансы

    Также не платить взносы в ФФОМС могут фирмы, имеющие статус резидента «Сколково». При этом они вправе пользоваться такой возможностью в течение 10 лет после приобретения соответствующего статуса (если точнее — с 1-го числа месяца, что следует за тем, в котором получен статус резидента «Сколково»).

    Кроме того, требуется соответствие деятельности фирмы ряду иных критериев:

  • прибыль предприятия нарастающим итогом с начала года не должна превышать 300 000 000 руб.;
  • выручка предприятия по итогам года не должна превышать 1 000 000 000 руб.
  • С 1-го числа месяца, что следует за тем, в котором компанией допущено превышение соответствующих показателей по выручке и прибыли, пользование рассматриваемой льготой не осуществляется. Данные о финансовых показателях фирмы предоставляет в ФНС структура, которая управляет фирмой-резидентом «Сколково».

    Специфика платежных поручений по страховым взносам на ОМС (КБК)

    В платежных поручениях, посредством которых перечисляются страховые взносы в ФФОМС, должны указываться корректные КБК. С 2017 года адресат получения соответствующих платежей — ФНС РФ, а не ПФР, как ранее.

    В связи с этим изменен КБК по платежам как за периоды, начавшиеся после 2019 года, так и за периоды, предшествующие 2017 году. Теперь его номер начинается с цифр 182, обозначающих тот факт, что получатель платежа — ФНС.

    Например, для уплаты взносов за периоды после 2019 года используются КБК:

  • 18210202101081013160 — по взносам работодателей на зарплату;
  • 18210202103081013160 — по взносам ИП за себя.
  • Для оплаты за периоды, предшествующие 2017 году, применяются «переходные» значения КБК.

    Подробнее ознакомиться со значениями КБК, применяемыми с 2017 года, вы можете здесь.

    Ставки по взносам на ОМС можно классифицировать на обычные и льготные. Законом предусмотрены также основания для неуплаты взносов по ОМС. С 2017 года изменен КБК, отражаемый в платежных документах, в связи с передачей этих взносов под контроль ФНС.

    Читайте так же:  Замена или ремонт по осаго

    Страховые взносы на ОМС

    Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения

    Согласно статье 22 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» обязанность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения, размер страхового взноса на обязательное медицинское страхование работающего населения и отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) указанных страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение порядка их уплаты, устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

    Главным администратором доходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования от уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование с 1 января 2017 года является Федеральная налоговая служба, до 1 января 2017 года – Пенсионный фонд Российской Федерации.

    Для основной категории плательщиков страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения уплачиваются исходя из тарифа страхового взноса в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 5,1%, для «льготных» категорий плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование – исходя из пониженных тарифов страховых взносов, установленных статьей 427 Налогового кодекса Российской Федерации.

    Плательщики страховых взносов, не производящие выплаты в иные вознаграждения физическим лицам, уплачивает страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере. Порядок их исчисления и уплаты установлен статьями 430 и 432 Налогового кодекса Российской Федерации.

    По вопросам уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения за отчетные (расчетные) периоды истекшие до 1 января 2017 года следует обращаться в отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по месту постановки на учет, после 1 января 2017 года – в налоговые органы по месту постановки на учет.

    Страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения

    В соответствии частью 2 статьи 23 Федерального закона № 326-ФЗ годовой объем бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом субъекта Российской Федерации на обязательное медицинское страхование неработающего населения, не может быть меньше произведения численности неработающих застрахованных лиц на 1 апреля года, предшествующего очередному, в субъекте Российской Федерации и тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения, установленного Федеральным законом от 30.11.2011 № 354-ФЗ «О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения».

    Численность неработающих застрахованных лиц определяется на основе данных персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования.

    Тариф страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения в субъекте Российской Федерации рассчитывается как произведение тарифа страхового взноса в размере 18 864,6 рубля, коэффициента дифференциации согласно приложению к Федеральному закону № 354-ФЗ и коэффициента удорожания стоимости медицинских услуг, ежегодно устанавливаемого федеральным законом о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на соответствующий финансовый год и плановый период.

    Главными администраторами доходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования от уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения являются территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

    Страхователи для неработающих граждан ежеквартально в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в территориальные фонды обязательного медицинского страхования по месту своей регистрации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения по форме, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 02.04.2019 № 182н.

    В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в установленный срок страхователь самостоятельно начисляет пени на всю сумму недоимки за период просрочки в порядке, установленном статьей 25 Федерального закона № 326-ФЗ.

    Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения или после уплаты таких сумм в полном объеме, а в случае их неуплаты страхователями в добровольном порядке территориальные фонды обязательного медицинского страхования обеспечивают их взыскание в судебном порядке.

    Отчисления в фонды в 2018 году

    otchisleniya_v_fondy.jpg

    В настоящее время отчисления в государственные внебюджетные фонды исчисляются по прежним тарифам, но с учетом изменившихся лимитов для каждого вида платежей. Напомним механизм начисления страхвзносов и приведем таблицу актуальных ставок по ним для всех плательщиков, в обязанности которых входит начисление и уплата взносов в 2018 году.

    Обязательные отчисления в фонды

    Облагаются взносами все выплаты (вознаграждения), получаемые за исполнение трудовых обязанностей, иных работ и услуг на основе различных договоров (п. 1 ст. 420 НК РФ), как то:

  • трудовых;
  • гражданско-правовых;
  • авторских заказов;
  • издательских;
  • заключаемых при отчуждении/предоставлении прав на произведения искусства, науки и литературы, а также других соглашений, предполагающих получение дохода от выполнения услуг и работ.
  • Облагаемой базой считается полный объем выплат отдельно по каждому физлицу. Начинается отсчет сумм дохода с начала года и учитывается нарастающим итогом до его окончания (п. 1 ст. 421 НК РФ).

    В общей сложности объем обязательных страховых взносов (СВ) составляет 30 % от начисленных выплат и распределяется так:

  • отчисления в Пенсионный фонд – 22 %;
  • отчисления в Фонд социального страхования – 2,9 %;
  • отчисления в Фонд обязательного медицинского страхования – 5,1%.
  • Механизм расчета взносов в 2018 году не изменился – по-прежнему устанавливается максимальный размер базы для СВ по нетрудоспособности и материнству, а отчисления в ПФР, превышающие установленный лимит, рассчитываются по сниженному тарифу 10%.

    Предельный уровень дохода в 2018 составляет 815 000 руб. для расчета взносов в ФСС и 1 021 000 руб. – в ПФР. Основой установления базы служит показатель средней зарплаты в РФ. П. 6 ст. 421 НК РФ определяет базовый максимум умножением среднего заработка по стране на 12 месяцев и повышающий коэффициент (в 2018 г. – 2,0). Для взносов ОМС база пределом не ограничена.

    Кто уплачивает страховые взносы

    Уплата СВ – обязанность компаний любой формы собственности и предпринимателей в статусе работодателя.

    ИП без нанятого персонала уплачивают взносы за себя в твердой фиксированной сумме. В 2018 году при доходе за год, не превышающем 300 000 руб., она составляет:

  • 26 545 руб. в ПФР;
  • 5840 руб. в ФОМС
  • При доходе свыше 300 000 руб., бизнесмены обязаны в дополнение к установленной сумме уплачивать в ПФР 1% от объема превышения (п. 1 ст. 430 НК РФ).

    Размер тарифа по СВ зависит от категории фирмы и условий труда и специфики производства в ней. Законодателем установлены критерии, позволяющие некоторым предприятиям насчитывать взносы по сниженным тарифам, другим, наоборот, определены дополнительные ставки отчислений.