Получение пенсии с видом на жительство в России

В связи с тем, что количество мигрантов, приехавших в Россию, за последнее время резко увеличилось, вопрос о получении и назначении пенсии для них является сегодня одним из самых актуальных. Всё больше иностранцев обращаются в федеральную службу с многочисленными вопросами, касательно данного аспекта.

Положена ли российская пенсия гражданам Украины, Казахстана и Узбекистана

О том, полагается ли пенсионное пособие жителям стран СНГ по праву обладания ВНЖ в России, можно ответить однозначно: в соответствии с конституционной статьей №62 Российского законодательства, все мигранты, проживающие на территории страны на законных основаниях, имеют аналогичные с местными гражданами права.

А согласно статье 39 Конституции РФ гражданам Украины, Казахстана, Узбекистана, а также всем жителям без исключения, которые легально трудятся на территории РФ, гарантированно предоставляются все социальные пособия, к которым относятся:

  • пенсии по возрасту и инвалидности;
  • компенсационные выплаты по утере кормильца;
  • все начисления и выплаты положены лицам, в независимости от их гражданства. Если они живут и трудятся на территории России, что подтверждено документально в соответствии со всеми нормами и требованиями, то они будут получать полагающиеся им социальные пособия и компенсации.
  • В Федеральном законе России под номером 115, который был принят и утвержден ещё в июле 2002 г. и действует сейчас, в 2019 году, говорится, что вид на жительство является действительным официальным подтверждением легального нахождения и проживания в стране лиц без гражданства.

    Данный Закон РФ действует при назначении и выдаче всех льгот и пособий, в том числе даёт право на получение пенсии по возрасту.

    Засчитывается ли трудовой стаж в странах СНГ при начислении пенсии

    Данный вопрoс волнует всех граждан, отработавших на предприятиях в своей стране, и теперь оформивших вид на жительство и проживающих в России. Как трудовой, так и страховой стаж при наличии необходимых отчислений учитываются при начислении пенсии для иностранцев, постоянно проживающих в РФ. Вот перечень стран, к которым это относится:

    • Армения;
    • Грузия;
    • Казахстан;
    • Беларусь;
    • Украина;
    • Молдова;
    • Таджикистан;
    • Литва;
    • Туркменистан;
    • Киргизия.

    Здесь значение имеют любые нюансы: и вредные условия, и размеры заработной платы. Всё это отражается не только на обязательном назначении пособия, но и на его размерах.

    Порядок оформления пенсии в России, предусмотренный для иностранных граждан

    Итак, каким же образом производится начисление пенсии гражданам РФ, которые имеют гражданство другой страны, но при этом ещё и ВНЖ в России. Первым делом физ.лицу при подобных обстоятельствах следует получить квалифицированную консультацию в пенсионном фонде России, расположенном по месту жительства.

    Работники фонда, ответственные за начисление пенсии, должны предоставить образец заявления и список тех документов, которые необходимо подготовить. Вот стандартный перечень необходимых бумаг:

  • ВНЖ (скачать заявление можно здесь, образец заполнения — здесь);
  • паспорт той страны, подданным которого является гражданин;
  • страховое пенсионное свидетельство;
  • трудовая книжка российского образца;
  • справки о заработной плате за определенные годы;
  • документальное подтверждение о работе на вредном производстве;
  • справки с других мест работы, заверенные выписки из трудовых книжек;
  • бумаги о смене фамилии;
  • документальное подтверждение инвалидности.
  • За оформлением пенсии следует обращаться заблаговременно, примерно за 60 дней. Трудовая книжка, оформленная на территории России, может не потребоваться, особенно в том случае, когда уже есть право подтверждения пенсии в другой стране.

    Чтобы иметь возможность получать пенсионное пособие в России, его обязательно следует переоформить по всем правилам, предусмотренным законодательством. Понятно, что после этого выдача пенсии на прежнем месте осуществляться не будет.

    Касательно мифов, которые затрагивают сроки получения пенсии, что, якобы, время для оформления пособия занимает 6 месяце после подачи заявления, стоит заметить, что они не имеют никакого отношения к реальному положению вещей.

    Дела при данном раскладе обстоят несколько проще: выплаты пенсионерам беспрепятственно назначаются только при условии оформления вида на жительство в России.

    Что ждёт иностранных граждан, если работа на территории России была временной

    Вопреки всем опасениям тех граждан, которые после того, как определённое время проживали в России, вернулись в свою страну, стоит отметить, что все начисления, произведённые на пенсионные счета, будут в обязательном порядке учтены при расчете пенсии. Обусловлено это тем, что у большинства стран СНГ заключены договора с Россией о взаимозачете взносов.

    Таким образом, человеку обеспечивается гарантированное законом получение права на содержание в независимости от того, в какой стране он трудился.

    Как оформить страховую пенсию по старости лицам, не являющимся гражданами РФ?

    Иностранные гражданине или лица без гражданства могут оформить в РФ страховую пенсию по старости, только если постоянно проживают на территории РФ, то есть имеют вид на жительство. Они получают пенсию на тех же основаниях, что и граждане РФ, если иное не предусмотрено законом или международными договорами РФ (ч. 3 ст. 4 Закона от 28.12.2019 N 400-ФЗ).

    При обращении за страховой пенсией по старости рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

    Шаг 1. Соберите необходимые документы

    Для назначения страховой пенсии по старости вам понадобятся (п. п. 2, 67 Перечня, утв. Приказом Минтруда России от 28.11.2019 N 958н; п. п. 2, 17, 20 — 23 Административного регламента, утв. Приказом Минтруда России от 19.01.2019 N 14н):

  • паспорт иностранного гражданина либо иной документ, удостоверяющий личность;
  • заявление о назначении пенсии;
  • документы, подтверждающие полномочия представителя (если заявление и документы подаются через представителя);
  • вид на жительство с отметкой о регистрации по месту жительства;
  • свидетельство о регистрации по месту пребывания на территории РФ;
  • заявление о фактическом проживании на территории РФ;
  • российская трудовая книжка установленного образца;
  • договоры гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг;
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования РФ;
  • выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования;
  • справка, подтверждающая нахождение нетрудоспособных членов семьи на иждивении;
  • документы об изменении Ф.И.О. (свидетельство о браке, о его расторжении, о перемене Ф.И.О.);
  • справка медико-социальной экспертизы, подтверждающая инвалидность.
  • Примечание. В случае вашего согласия на назначение страховой пенсии на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, имеющихся в распоряжении территориального органа ПФР (ТО ПФР), дополнительные документы о стаже и заработке не требуются ( п. 38(1) Регламента).

    Для граждан, прибывших в Россию из стран СНГ в целях установления права на пенсию, в том числе пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любой из стран — участниц Соглашения о гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу данного Соглашения. При этом необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории данных государств и государств, входивших в состав СССР, или до 01.12.1991, принимаются на территории государств — участников СНГ без легализации (ст. ст. 6, 11 Соглашения от 13.03.1992).

    Шаг 2. Подайте заявление о назначении пенсии и соответствующие документы

    Заявление о назначении пенсии можно подать не ранее чем за месяц до наступления возраста, дающего право на получение страховой пенсии по старости. При этом обратиться за пенсией можно в любое время после возникновения права на нее без ограничения каким-либо сроком (п. п. 18, 19 Правил, утв. Приказом Минтруда России от 17.11.2019 N 884н).

    Заявление можно представить в ТО ПФР непосредственно, по почте, через МФЦ (при наличии соответствующего соглашения между ТО ПФР и МФЦ) или в электронной форме, в том числе через Единый портал госуслуг или личный кабинет на сайте ПФР (п. 80 Регламента; п. 4 Правил N 884н).

    По общему правилу заявление и документы подаются в ТО ПФР по месту жительства (месту пребывания) гражданина. Граждане, не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания, подают заявление о назначении пенсии в ТО ПФР по месту своего фактического проживания (п. 81 Регламента).

    Шаг 3. Дождитесь решения ТО ПФР о назначении страховой пенсии по старости

    ТО ПФР рассматривает заявление о назначении страховой пенсии в течение 10 рабочих дней со дня приема заявления. Срок рассмотрения заявления может быть приостановлен до завершения проверки, представления дополнительно запрошенных документов, но не более чем на три месяца (ч. 7, 8 ст. 22 Закона N 400-ФЗ; п. 38 Правил N 884н; п. 13 Регламента).

    Если ТО ПФР отказал в удовлетворении заявления о назначении страховой пенсии, он обязан известить об этом заявителя в течение пяти рабочих дней после дня вынесения решения. При этом ТО ПФР должен указать причины отказа и порядок его обжалования, а также вернуть все представленные заявителем документы (ч. 9 ст. 22 Закона N 400-ФЗ).

    По общему правилу пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (ч. 1 ст. 22 Закона N 400-ФЗ).

    В каком случае получают пенсию иностранные граждане, в том числе граждане СНГ? >>>

    Какие нужны документы для оформления пенсии по старости? >>>

    Кто имеет право на социальную доплату к пенсии? >>>

    Официальный сайт Пенсионного фонда — www.pfrf.ru

    Портал государственных услуг Российской Федерации — www.gosuslugi.ru

    Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас.

    Впервые принято определение Верховного суда по вопросу прописки гражданам бывшего СССР.

    За последние годы из стран бывшего Советского Союза в Россию на постоянное место жительства перебрались уже несколько миллионов наших соотечественников. Проблем, с которыми эти люди столкнулись по возвращении, было множество. Одна из самых острых — пенсии.

    Невзирая на гражданство

    Кто из приехавших на них имеет право, а кто нет, какими законами определяются пенсионные выплаты в России тем, кто раньше получал деньги в других государствах СНГ? Как сделать, чтоб деньги на старость приходили по новому адресу? На эти и другие вопросы теперь ответил Верховный суд. Поводом для важного решения послужила жалоба жительницы Ульяновской области. То, как разобрала ее ситуацию с точки зрения наших законов высшая судебная инстанция, станет руководством к действию для судей на других аналогичных процессах.

    Пенсионерка, она же бывшая гражданка Узбекистана, обратилась в суд с иском к Пенсионному фонду. Суть претензий женщины была вот в чем. Она прибыла в Ульяновскую область в августе 2002 года, причем приехала, как говорится, навсегда. Пенсию женщина начала получать еще в советские времена с середины 80-х. Обосновавшись в одном из районов Ульяновской области, она пошла в пенсионные органы с заявлением о назначении ей пенсии. Но получила отказ, так как у нее не было ни вида на жительство, ни российского паспорта. Гражданка посчитала такой отказ незаконным, потому что постоянно живет в области и там же временно зарегистрирована. Лишь с 2004 года она получила разрешение на временное проживание сроком до 2007 года. Но в середине 2005 года пенсионерка получила российское гражданство, а с ним и пенсию. Теперь она хотела получить пенсию с 2002 по 2005 годы. По ее подсчетам — 42 тысячи рублей. Все суды Ульяновской области — районный, областной и президиум областного ей в этом отказали.

    Читайте так же:  Сколько ждать пособие

    Дело по жалобе теперь уже российской пенсионерки дошло до Верховного суда, и его разбирала коллегия по гражданским делам.

    Главное — жить в России

    В части 3 статьи 62 Конституции говорится, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности наравне с нашими гражданами, за исключением особых случаев, специально оговоренных законом. По части 1 статьи 39 нашего Основного Закона каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, по инвалидности, потере кормильца и прочее. Причем право на социальное обеспечение гарантируется человеку вне зависимости от наличия у него гражданства какого-либо государства. Это значит, что иностранцам и лицам без гражданства наравне с россиянами гарантируется право на соцобеспечение.

    Из двух наших законов — «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» следует, что право на трудовую пенсию имеют иностранцы и лица без гражданства, которые постоянно проживают в России. При этом наши законы связывают право на пенсию лишь с фактом постоянного проживания в стране на законных основаниях.

    Вид на жительство такое законное право удостоверяет. Суд подчеркнул: «само по себе отсутствие вида на жительство. не может рассматриваться как лишение прав на пенсию».

    Порядок пенсионного обеспечения граждан, которые приехали в Россию из стран СНГ, регулируется специальным «Соглашением о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения». Его подписали наши страны 13 марта 1992 года. В соглашении сказано, что пенсии людям в государствах-участниках платятся по законам того государства, где люди живут. По части 3 статьи 3 нашего Закона «О трудовых пенсиях в РФ» иностранцы, постоянно живущие у нас, имеют право на трудовую пенсию наравне с нашими гражданами. Это значит, что обязательным условием назначения пенсии является постоянное проживание в России. А по другому закону — «О правовом положении иностранных граждан в РФ» (пункт 1 статьи 2) — постоянно проживающим у нас иностранцем считается человек, который получил вид на жительство. Кроме этого закона есть еще и перечень необходимых документов для назначения трудовой пенсии. Перечень этот прописан в Законе «О трудовых пенсиях в РФ».

    Вот и получилось, что до 2005 года наша пенсионерка имела статус человека, живущего в России временно, и, значит, право на пенсию у нас не приобрела. А потом получила гражданство и была уверена, что это и есть доказательство ее намерений жить в Ульяновской области постоянно с момента приезда. Но суд подчеркнул особо: предоставление гражданства — это не только волеизъявление человека, но и такое же волеизъявление государства, которое может его дать, а может и нет. И это совсем не значит, что до получения гражданства пенсионерка имела статус постоянно проживающего человека.

    Таким образом, одним из главных условий для приезжих пожилых людей при получении российской пенсии Верховный суд назвал получение вида на жительство. А это много проще и быстрее, чем получение гражданства и российского паспорта.

    Пенсия после получения вида на жительство

    Я гражданин РФ, в мае 2019 г. привез из Киргизии мать пенсионерку, получили разрешение на временное проживание до 2017 г. В августе 2019 г. сдали документы на получение вида на жительство, результат должны узнать в январе 2019 г. Вопрос: когда она сможет получать пенсию, после получения вида на жительство или после получения гражданства РФ. Возможна ли какая то пенсионная компенсация за то время что она не получала пенсию проживая в РФ по разрешению на временное проживание, так как из Киргизии она выехала на ПМЖ в РФ и пенсию там не получала.

    1) Получать пенсию можно будет после получения ВНЖ.

    2) Компенсации никакой законодательством не предусмотрено.

    Через какой период после получения ВНЖ можно подавать на гражданство. Воссоединение с семьей. Пенсионерка. Дочь гражданка РФ.

    В данном случае можно пойти по упрощенной процедуре получения гражданства. Срок может быть три года, согласно ст. 14 ФЗ О гражданстве РФ.

    ЗДравствуйте, согласно закону — через 5 лет, при этом выезжать нельзя в год болье чем на три месяца из РФ

    Цитата:ФЗ-62 «О гражданстве РФ» 31.05.2002 года.

    Статья 13. Прием в гражданство Российской Федерации в общем порядке

    1. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:

    а) проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года. Срок проживания на территории Российской Федерации для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 года и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства;

    б) обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;

    в) имеют законный источник средств к существованию;

    г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или настоящим Федеральным законом либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин;

    д) владеют русским языком; порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

    2. Срок проживания на территории Российской Федерации, установленный пунктом «а» части первой настоящей статьи, сокращается до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

    а) — в) исключены. — Федеральный закон от 11.11.2003 N 151-ФЗ;

    а) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание

    лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской

    б) предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;

    в) признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом.

    3. Лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией, может быть принято в

    гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных частью

    первой настоящей статьи.

    4. Граждане государств, входивших в состав СССР, проходящие не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках или воинских формированиях, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных пунктом «а» части первой настоящей статьи, и без представления вида на жительство.

    Вообще согласно статье 8 ФЗ О правовом положении иностранных граждан в РФ ВНЖ выдается на пять лет

    Ст. 14 ФЗ О гражданстве РФ (Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке) определяет основания для приема в гражданство РФ в упрощенном порядке. К сожалению то что у Вас дочь гражданка РФ не является согласно ст 14 ФЗ О гражданстве РФ основанием для приема в гражданство РФ в упрощенном порядке Вам придется пять лет прожить по ВНЖ и только потом вы получите право подавать документы на гражданство РФ

    Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. В силу с 16.01.2019)

    «»Статья 8. Постоянное проживание иностранных граждан в Российской Федерации

    Об особенностях применения п. 1 ст. 8 см. п. 3.5 ст. 8 настоящего закона.

    «»1. В течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание. Заявление о выдаче вида на жительство может быть подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

    (в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 110-ФЗ, от 27.07.2010 N 227-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

    Об особенностях применения п. 2 ст. 8 см. п. 3.5 ст. 8 настоящего закона.

    «»2. До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.

    О выявлении конституционно-правового смысла пункта 3 статьи 8 см. Постановление Конституционного Суда РФ от 29.05.2018 N 21-П.

    «»3. Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина, поданному в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел не позднее чем за два месяца до истечения срока действия имеющегося у него вида на жительство, может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено.

    (в ред. Федеральных законов от 30.12.2012 N 320-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

    «»3.1. Положения пунктов 1 — 3 настоящей статьи не применяются при выдаче вида на жительство:

    1) высококвалифицированным специалистам и членам их семей в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона;

    2) иностранным гражданам, признанным носителями русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»;

    «»3) иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в экстренном массовом порядке, признанным беженцами на территории Российской Федерации или получившим временное убежище на территории Российской Федерации и ставшим участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также членам их семей, переселившимся совместно с ними в Российскую Федерацию.

    (пп. 3 введен Федеральным законом от 01.05.2019 N 129-ФЗ)

    (п. 3.1 в ред. Федерального закона от 20.04.2019 N 71-ФЗ)

    3.2. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином, указанным в подпункте 2 пункта 3.1 настоящей статьи, с представлением документа полномочного органа иностранного государства, подтверждающего обращение данного иностранного гражданина с заявлением об отказе от имеющегося у него гражданства иностранного государства, или документа о невозможности отказа от гражданства иностранного государства. Указанные документы не представляются, если отказ от гражданства иностранного государства не требуется в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

    Читайте так же:  Речь адвоката по ст.105 ук рф

    При подаче заявления о выдаче вида на жительство гражданином Украины, признанным носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», указанным гражданином должна быть представлена нотариально заверенная копия заявления об отказе от имеющегося у него гражданства Украины, направленного в полномочный орган данного государства.

    (абзац введен Федеральным законом от 29.07.2017 N 243-ФЗ)

    (п. 3.2 введен Федеральным законом от 20.04.2019 N 71-ФЗ)

    3.3. Вид на жительство иностранному гражданину, указанному в подпункте 2 пункта 3.1 настоящей статьи, выдается на три года.

    (п. 3.3 введен Федеральным законом от 20.04.2019 N 71-ФЗ)

    3.4. Вид на жительство иностранному гражданину и членам его семьи, указанным в подпункте 3 пункта 3.1 настоящей статьи, выдается на срок действия свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

    (п. 3.4 введен Федеральным законом от 01.05.2019 N 129-ФЗ)

    3.5. Положения пунктов 1 и 2 настоящей статьи не применяются при выдаче вида на жительство:

    1) иностранному гражданину, который сам либо родственник по прямой восходящей линии, усыновитель или супруг (супруга) которого был подвергнут незаконной депортации с территории Крымской АССР;

    2) родственнику по прямой нисходящей линии, усыновленным детям или супругу (супруге) иностранного гражданина, указанного в подпункте 1 настоящего пункта.

    (п. 3.5 введен Федеральным законом от 17.04.2017 N 77-ФЗ)

    3.6. Иностранным гражданином, указанным в пункте 3.5 настоящей статьи, заявление о выдаче вида на жительство подается с представлением справки о реабилитации, выданной органом внутренних дел, органом прокуратуры Российской Федерации или судом.

    (п. 3.6 введен Федеральным законом от 17.04.2017 N 77-ФЗ)

    «»4. Вид на жительство содержит следующие сведения: фамилию, имя (написанные буквами русского и латинского алфавитов), дату и место рождения, пол, гражданство иностранного гражданина, номер и дату принятия решения о выдаче вида на жительство, срок действия вида на жительство, наименование органа исполнительной власти, выдавшего вид на жительство, и оформляется в виде документа по «форме», утверждаемой федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

    (в ред. Федеральных законов от 12.11.2012 N 186-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

    «»4.1. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства по заявлению о выдаче вида на жительство, поданному с 1 января 2019 года, содержит электронный носитель информации для хранения указанных в пункте 4 настоящей статьи персональных данных владельца, а также для хранения биометрических персональных данных владельца (электронного изображения лица человека и электронного изображения папиллярных узоров указательных пальцев рук этого человека).

    Для получения биометрических персональных данных лица без гражданства, записываемых на электронный носитель информации, лицо, которое подало заявление о выдаче вида на жительство, или лицо, в отношении которого такое заявление подано, подлежит цифровому фотографированию, а лицо, достигшее возраста двенадцати лет, также сканированию папиллярных узоров указательных пальцев его рук, осуществляемым в территориальном органе федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

    В случае невозможности сканирования папиллярных узоров указательных пальцев рук лица без гражданства проводится сканирование папиллярных узоров других пальцев рук указанного лица.

    Требования к электронному изображению лица человека и электронному изображению папиллярных узоров пальцев рук устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, и с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по защите прав субъектов персональных данных.

    (в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей «редакции»)

    Территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел осуществляют обработку персональных данных лиц без гражданства, которые подали заявление о выдаче вида на жительство, или лиц без гражданства, в отношении которых такое заявление подано, в объеме, необходимом для оформления и выдачи вида на жительство, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел ведет учет видов на жительство, выданных лицам без гражданства и содержащих электронный носитель информации, а также персональных данных их владельцев в государственной информационной системе миграционного учета. Условия хранения и использования таких данных, содержащихся в государственной информационной системе миграционного учета, определяются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    (п. 4.1 введен Федеральным законом от 12.11.2012 N 186-ФЗ)

    5. Порядок выдачи или продления срока действия вида на жительство, форма заявления о выдаче или продлении срока действия вида на жительство, а также порядок подачи заявлений в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

    Перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче или продлении срока действия вида на жительство, в том числе представляемых в форме электронного документа, утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

    (п. 5 в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 320-ФЗ)

    «»6. Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан ежегодно уведомлять о подтверждении своего проживания в Российской Федерации территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту получения данным иностранным гражданином вида на жительство. Подача данным иностранным гражданином уведомления осуществляется им лично или в установленном порядке почтовым отправлением при предъявлении документа, удостоверяющего личность данного иностранного гражданина и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, а также его вида на жительство либо путем направления уведомления в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. Требование предоставления иностранным гражданином иных документов или других сведений, помимо подлежащих внесению в указанное уведомление, не допускается. В указанное уведомление вносятся следующие сведения:

    (в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 227-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

    1) имя данного иностранного гражданина, постоянно проживающего в Российской Федерации, включающее его фамилию, собственно имя, отчество (последнее — при наличии);

    2) место проживания данного иностранного гражданина;

    3) место (места) работы и продолжительность осуществления данным иностранным гражданином трудовой деятельности в течение очередного года со дня получения им вида на жительство;

    4) период нахождения данного иностранного гражданина за пределами Российской Федерации в течение очередного года со дня получения им вида на жительство (с указанием государств выезда);

    5) размер и источники дохода данного иностранного гражданина за очередной год со дня получения им вида на жительство.

    (п. 6 введен Федеральным законом от 18.07.2006 N 110-ФЗ)

    7. Форма и порядок подачи указанного в пункте 6 настоящей статьи уведомления устанавливаются Правительством Российской Федерации.

    (п. 7 введен Федеральным законом от 18.07.2006 N 110-ФЗ)

    После получения ВНЖ можно спокойно жить в России, первое время ничего дальше не предпринимая, поскольку оформление можно заняться только через 5 лет

    Выезд с территории страны вполне возможен, однако максимальная продолжительность отсутствия претендента должна составлять не более 3 месяцев в течение года. То есть, можно выезжать хоть каждый месяц, но срок отсутствия в стране за целый год не должен быть больше 3 месяцев.

    Ускоренное получение возможно при подтверждении родственных связей, то есть достаточно проживать в России с видом на жительство только три года.

    По истечении необходимого срока иностранец может подать заявление в Управление по вопросам миграции того региона, в котором он оформлял вид на жительство. Вместе с заявлением он обязан предоставить пакет документов на оформление гражданства. После вида на жительство список данных документов для него фактически не меняется. Хотим акцентировать ваше внимание, что у некоторых документов может быть ограничен срок действия. К обязательным документам, помимо заявления о приёме в гражданство РФ, относятся: документ, удостоверяющий личность и гражданство (либо его отсутствие); документ, подтверждающий место жительства гражданина; фотографии размером 30*40 мм; квитанция об уплате госпошлины. Если иностранный гражданин подаёт заявление в российское посольство или дипломатическое представительство на территории другой страны, то он обязан оплатить консульский сбор. Перечень остальных документов для оформления гражданства, которые потребуются иностранному гражданину после получения вида на жительство, зависит от каждой конкретной ситуации и оснований. Срок оформления после подачи документов на гражданство РФ

    После подачи документов на гражданство РФ иностранцу придётся ожидать ответа несколько месяцев, все сроки чётко регламентированы законодательством: в зависимости от ситуации заявителя они варьируются до одного года. Длительность нахождения иностранного гражданина в статусе «имеющего вид на жительство» при этом не всегда играет роль.

    За полгода до истечения срока ВНЖ подаем документы на его продление.

    Статья 14. Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке 1. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктом «а» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица:

    а) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации;

    б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства;

    в) утратил силу. — Федеральный закон от 23.06.2019 N 157-ФЗ.

    2. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, установленного пунктом «а» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица:

    а) родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;

    б) состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;

    в) являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации;

    г) имеют ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, — в случае, если другой родитель этого ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах;

    д) имеют сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет, являющихся гражданами Российской Федерации и решением суда, вступившим в законную силу, признанных недееспособными или ограниченными в дееспособности, — в случае, если другой родитель указанных граждан Российской Федерации, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах;

    Читайте так же:  Что будет если штраф не оплатил и прошел год

    е) получили после 1 июля 2002 года профессиональное образование по основным профессиональным образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию, в образовательных или научных организациях Российской Федерации на ее территории и осуществляют трудовую деятельность в Российской Федерации в совокупности не менее трех лет до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации. При этом в указанный период в отношении таких иностранных граждан и лиц без гражданства работодателем должны быть начислены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации;

    ж) являются индивидуальными предпринимателями и осуществляют предпринимательскую деятельность в Российской Федерации непрерывно не менее трех лет, предшествующих году обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации, в установленных Правительством Российской Федерации видах экономической деятельности. При этом в указанный период сумма уплаченных такими гражданами и лицами в каждом календарном году налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах (за исключением налога на имущество физических лиц, земельного налога, транспортного налога, государственной пошлины и осуществленных в соответствии с законодательством о налогах и сборах в указанный период возвратов сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных налогов и сборов) и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации составляет не менее 1 миллиона рублей;

    з) являются инвесторами, чья доля вклада в уставный (складочный) капитал российского юридического лица, осуществляющего деятельность на территории Российской Федерации в установленных Правительством Российской Федерации видах экономической деятельности, составляет не менее 10 процентов непрерывно не менее трех лет, предшествующих году обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации. При этом размер уставного (складочного) капитала такого юридического лица должен составлять не менее 100 миллионов рублей и в указанный период сумма уплаченных таким юридическим лицом в каждом календарном году налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах (за исключением государственной пошлины и осуществленных в соответствии с законодательством о налогах и сборах в указанный период возвратов сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных налогов и сборов) и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации составляет не менее 6 миллионов рублей;

    и) осуществляют не менее трех лет до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации трудовую деятельность в Российской Федерации по профессии (специальности, должности), включенной в перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан и лиц без гражданства — квалифицированных специалистов, имеющих право на прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы. При этом в указанный период в отношении таких иностранных граждан и лиц без гражданства работодателем должны быть начислены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

    2.1. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на законном основании на территории Российской Федерации, признанные носителями русского языка в соответствии со статьей 33.1 настоящего Федерального закона, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке при условии, если указанные граждане и лица:

    а) обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;

    б) имеют законный источник средств к существованию;

    в) отказались от имеющегося у них гражданства иностранного государства. Отказ от гражданства иностранного государства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации либо если отказ от гражданства иностранного государства невозможен в силу не зависящих от лица причин. Отказ гражданина Украины от имеющегося у него гражданства Украины осуществляется путем направления данным гражданином заявления об отказе от имеющегося у него гражданства Украины в полномочный орган данного государства. Документом, подтверждающим отказ гражданина Украины от имеющегося у него гражданства Украины, является нотариально заверенная копия заявления данного гражданина об отказе от имеющегося у него гражданства Украины.

    3. Нетрудоспособные иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания на территории Российской Федерации, установленного пунктом «а» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, и без представления вида на жительство.

    4. Иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами «а», «в» и «д» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если они до 1 июля 2009 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.

    5. В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами «а», «в»,»г» и «д» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, и без представления вида на жительство ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории Российской Федерации.

    6. В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных частью первой статьи 13 настоящего Федерального закона, ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства:

    а) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, — по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;

    б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, — по заявлению этого родителя;

    в) ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство гражданина Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 13 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее — Федеральный закон «Об опеке и попечительстве»), — по заявлению опекуна или попечителя;

    г) ребенок, помещенный под надзор в российскую организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации, — по заявлению руководителя российской организации, в которую помещен ребенок;

    д) недееспособное лицо, помещенное под надзор в российскую образовательную организацию, медицинскую организацию, организацию, оказывающую социальные услуги, или иную российскую организацию, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 11 Федерального закона «Об опеке и попечительстве», — по заявлению руководителя российской организации, в которую помещено недееспособное лицо.

    7. В случае, если иностранные граждане и лица без гражданства, являющиеся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и члены их семей, получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, имеют регистрацию по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, выбранного ими для постоянного проживания в соответствии с указанной Государственной программой либо состоят на учете по месту пребывания на территории указанного субъекта Российской Федерации, они вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами «а», «в» и «д» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона.

    8. Иностранные граждане и лица без гражданства вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами «а», «в», «г» и «д» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица без гражданства относятся к категориям иностранных граждан и лиц без гражданства, определенным Президентом Российской Федерации в соответствии с частью первой.1 статьи 29 настоящего Федерального закона.

    Разъясняем законодательство

    Иностранцы имеют право на пенсию

    Вопрос: Перевожу с Украины маму. Ей 73 года, будем стараться оформлять маме российское гражданство. В таком случае будет ли она иметь право на российскую пенсию, если всю жизнь жила и работала на территории Украины?

    Отвечает прокурор Черемисиновского района Александр Ващенко: Иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, имеют право на пенсию наравне с российскими гражданами (за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором). Это относится как к страховым, так и к накопительным пенсиям, а также к пенсиям по государственному пенсионному обеспечению (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»; ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2019 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»; ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2019 N 424-ФЗ «О накопительной пенсии»).

    Подтверждением постоянного проживания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории РФ является полученный в установленном порядке вид на жительство, то есть документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность (ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

    Вид на жительство может быть получен иностранным гражданином и лицом без гражданства при наличии установленных законодательством условий, каковыми являются проживание на территории РФ на основании разрешения на временное проживание в течение года, а также подача заявления о получении вида на жительство в Федеральную миграционную службу за 6 месяцев до истечения срока разрешения на временное проживание.

    Следовательно, для получения права на пенсию у иностранных граждан, в том числе граждан СНГ, должен быть вид на жительство.

    В остальном условия получения пенсии для иностранных граждан не отличаются от условий для граждан РФ.

    При этом, выплата пенсии по прежнему месту жительства для граждан СНГ прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством РФ. Такие принципы пенсионного обеспечения граждан, прибывших в РФ из стран СНГ, предусмотрены в международных договорах, в частности в Соглашении о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992, которым регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины.

    Здание прокуратуры Курской области 305000, г. Курск, ул. Ленина, 21
    схема проезда