Обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля

Действующие в сфере налогов документы в основном возлагают совершение определенных действий на налогоплательщика.

Обязанности банковских учреждений по осуществлению налогового контроля

В отдельных ситуациях предусматривается особый субъект, именуемый налоговым агентом.

Однако бывают и случаи, когда обязанности возлагаются на лицо, не имеющее отношения к внесению сумм в бюджет налогоплательщиком. Примером таких организаций выступают банки, на которые распространяются определенные требования в ходе осуществления налогового контроля.

Порядок действий этих организаций определен в ст. 86 НК. Первая обязанность банка, которая связана с налоговым контролем, связана с процедурами открытия и закрытия счетов, а также депозитов и изменением любых реквизитов.

Если в кредитное учреждение обращается лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, либо представительство зарубежной неправительственной организации, то на него возлагается задача проверить наличие присвоенного ИНН и документы о внесении сведений о клиенте в соответствующий реестр.

При обращении частных нотариусов или адвокатов проверке подлежат соответствующие документы, подтверждающие налоговый учет.

Кроме того, банки должны направлять в налоговую инспекцию по месту своего расположения соответствующую информацию в 3-дневный срок с момента проведения любой из указанных операций. Течение этого периода начинается со следующего дня после выполнения владельцем счета подконтрольных действий.

Обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля, дополняются необходимостью удовлетворения запроса налоговой инспекции, касающегося информации о счетах, вкладах, а также депозитах клиента. Она может включать как данные о текущих остатках сумм, так и об осуществленных расчетах. Документы должны направляться в течение 3-х дней.

Лица, в отношении которых налоговые органы могут запрашивать информацию

Обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля, связаны со следующими субъектами:

  • организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • Физические лица, не относящиеся к ИП. Среди них выделяются частные нотариусы и адвокаты, осуществляющие деятельность посредством адвокатского кабинета;
  • управляющие товарищи, на которых соответствующим соглашением возложены обязанности по налоговому учету и распоряжению аккумулированными денежными средствами.
  • Обязанности банков по информированию относятся к счетам как корпоративных, так и частных клиентов.

    Порядок сообщения банком фактов, связанных со счетами

    Правила формирования и направления в налоговые органы предполагают предоставление следующих данных:

  • информацию об открытии текущих счетов, а также вкладов и депозитов. Если права по ним переходят организации в порядке правопреемства, то Минфин рекомендует банкам направить документы об открытии, аналогичные тем, что передавались в отношении предшествующего клиента;
  • данные об их закрытии. При этом, согласно разъяснениям Минфина, банки не обязаны сообщать об открытии счетов, к которым привязан депозит или вклад. Причиной этого является их техническое назначение и невозможность совершения расчетных операций;
  • информацию, содержащую измененные реквизиты счетов, вкладов, а также депозитов;
  • о возникновении или прекращении полномочий использования корпоративных средств электронных платежей (КЭСП), а также об изменении их реквизитов.
  • Положением ЦБ N 311-П утвержден порядок предоставления соответствующей информации. Согласно закону, документы могут направляться только в электронной форме.

    Технические требования к реализации процесса обмена установлены указанным положением ЦБ.

    Кредитная организация и налоговая инспекция обязаны обеспечить безопасность передаваемых данных, чтобы соблюсти банковскую и налоговую тайны.

    Форма сообщения банка о счетах

    В отношении каждого события, о котором банк обязан сообщать в налоговую инспекцию, предусмотрена отдельная форма. Все они установлены приказом ФНС.

    Если речь идет об открытии или закрытии счета, то используется одна и та же форма. Такое сообщение содержит код лица, который обозначает категорию налогоплательщика.

    Форма сообщения об изменении реквизитов счета предусматривает уведомление об одной из следующих ситуаций:

  • о новом номере счета;
  • о размещении счета в другом подразделении кредитной организации. Если речь идет о случаях, которые предполагают смену БИК и КПП банковского подразделения, либо переименование, не связанных с реорганизацией, то ответственные лица могут не направлять эти сведения;
  • если происходит смена управляющего товарища в инвестиционном товариществе. Если это физлицо меняет фамилию, имя или отчество, данные направлять не нужно. Аналогичное правило действует в отношении юридических лиц, если их новое наименование не связано с реорганизацией.
  • Форма уведомления, касающаяся изменения реквизитов КЭСП, наряду с указанными выше, выше предполагает передачу данных о новом номере «электронных денег».

    Остальные формы дублируют требования, которые касаются вопросов заполнения.

    Указанным выше приказом регламентируется и формат, использующийся для направления документов. К нему предъявляются следующие технические требования:

    • формат файлов должен соответствовать стандарту XML, с определенной кодировкой;
    • имя, присвоенное файлу, должно иметь буквенно-цифровое значение, где каждый символ обозначает определенный параметр.

    Выполнение запроса, направленного налоговым органом

    Если открытие счетов и вкладов должно сопровождаться автоматическим сообщением в налоговый орган, то данные, предусмотренные ч.2 ст. 86 НК, могут направляться только на основании запроса, переданного налоговым органом.

    Контролирующие внесение обязательных платежей структуры могут запросить следующие документы:

  • справки о наличии счетов налогоплательщика, включая данные об остатках средств на них на текущую дату;
  • выписки, которые содержат информацию о движениях денег на счетах и вкладах;
  • справки со сведениями об остатках электронных денежных средств и переводах последних.
  • 1. Требования к юридической стороне запроса.

    Закон устанавливает ряд ограничений, касающихся оснований подачи запроса. Он должен быть мотивирован. Это требование считается соблюденным в следующих случаях:

  • если обращение касается организации, ИП, частного нотариуса или адвоката. При этом, оно должно быть связано с проверками этого клиента банка либо с проверками контрагента держателя счета. Кроме того, такие запросы считаются допустимыми в случае взыскания налога, а также приостановления операций по счетам, либо отмены последнего;
  • в случае, если счет принадлежит физическому лицу, не являющемуся ИП, то возможности налоговиков более ограничены. В отношении этого клиента должна осуществляться налоговая проверка либо проверка его контрагента. Подача запроса потребует согласия руководителя вышестоящей инспекции, либо должностного лица, занимающего должность не ниже заместителя руководителя ФНС;
  • мотивированным считается обращение налогового органа, действующего на основании иностранного запроса. При этом, такой порядок должен предусматриваться условиями международного договора;
  • если речь идет об иностранных компаниях, либо ликвидированных и реорганизованных российских юрлицах, то обращение может подаваться в рамках проверки их контрагента.
  • 2. Требования к технической стороне.

    Согласно ст. 86 НК, обращения налоговых инспекций должны направляться в электронной форме. Необходимо, чтобы они соответствовали всем техническим параметрам, изложенным в приказе ФНС.

    3. Требования к банкам при ответе на запросы.

    Банкам дается 3 дня на предоставление запрошенных данных. Как и само обращение, ответ направляется в электронном виде.

    Требования к содержанию и форме необходимых справок подробно изложены в приказе ФНС. Любое отклонение от требований этого акта может быть приравнено к невыполнению банком соответствующих обязанностей.

    Как и в случае с сообщениями, направляемыми по инициативе кредитной организации, информационный обмен должен гарантировать безопасность банковской и налоговой тайны.

    Что делать, если ФНС заблокировала счет в банке

    Федеральная налоговая служба имеет право заблокировать или приостановить операции по расчетному счету налогоплательщика. Ситуации, при которых это возможно, строго регламентированы Налоговым кодексом РФ. Однако, как необходимо действовать предпринимателю или организации и как разблокировать счет в банке заблокированный налоговой, в законах не сказано. Итак, что же делать в этой непростой ситуации? Мы подготовили инструкцию с примерами того, как можно быстро и без потерь выйти из подобной неприятности и возобновить деятельность. Ведь, начиная с 2019 года, открыть второй расчетный счет и перевести на него все операции у налогоплательщика не получится.

    Налоговая заблокировала счет: причины и следствия

    Право ФНС России заблокировать расчетный счет организации определено в статье 76 Налогового кодекса РФ, которая содержит исчерпывающий перечень причин, по которым банковские операции могут быть временно приостановлены:

  • юрлицо опоздало с предоставлением налоговой декларации в ФНС на 10 рабочих дней со дня окончания срока ее подачи (пп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ);
  • налоговый агент не представил расчет по форме 6-НДФЛ в ФНС в течение 10 рабочих дней со дня окончания срока его подачи (п. 3.2 ст. 76 НК РФ);
  • налогоплательщик не исполнил требование налоговой службы об уплате налога, страховых взносов, пени или штрафа (п. 2 ст. 76 НК РФ);
  • налогоплательщик, который в силу требований НК РФ обязан представлять отчетность в электронном виде, не передал в налоговую службу электронную квитанцию о приеме документа, полученного от ФНС в электронной форме в срок 6 дней с даты его получения (пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ).
  • Как следует из письма Минфина от 21.04.2019 N 03-02-08/22548, в число таких документов входят требования о представлении документов и о представлении пояснений, а также уведомления о вызове представителей организации в налоговую инспекцию.

    Кроме того, операции по счету могут приостановить по причинам, указанным в пункте 10 статьи 101 НК РФ. Если в ФНС решат, что организация не исполняет решение, которое было принято по результатам камеральной или выездной проверки, по причине того, что совокупная стоимость его имущества по данным бухгалтерского учета меньше суммы недоимки, пеней и штрафов. Однако, в этом случае перед блокировкой счета орган ФНС должен вынести решение об обеспечительных мерах в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) всего имущества такого юрлица.

    Сразу надо сказать, что Пенсионный фонд, ФСС и Росстат не имеют права блокировать банковские счета организаций и ИП. Равно, как и ФНС во всех остальных случаях нарушений налогового законодательства, таких как несвоевременное предоставление авансовых расчетов или бухгалтерского баланса. Нет права примеять эту меру и при непредоставлении расчета по страховым взносам. Правда, этот момент чиновники намерены изменить в ближайшем будущем: соответствующий законопроект уже находится на рассмотрении.

    Рассмотрим, как разблокировать счет в банке, заблокированный налоговой, у организации или ИП в разных ситуациях подробнее.

    Блокировка расчетного счета за неисполнение требований налоговиков об уплате налога или страховых взносов

    Эта причина предусмотрена пунктом 2 статьи 76 НК РФ, в котором сказано, что ФНС может ограничить банковские операции должника только в пределах суммы недоимки, требование об уплате которой ему было выставлено. Блокируются все банковские счета и с них списываются средства до полного погашения недоимки. В случае наличия остатков средств на нескольких заблокированных счетах допустимый лимит может быть превышен.

    Пример : У организации возникла недоимка по налогу на прибыль в сумме 5 тысяч рублей, ей было выставлено требование на оплату 7 тысяч рублей с учетом пени. Был заблокирован расчетный счет налоговой, не один, а операции по всем банковским счетам этой организации, которых было три. На каждом из них был остаток в сумме 10 тысяч рублей. Таким образом, под арестом у ФНС оказались не 7 тысяч рублей, заявленные в требовании, а 21 тысяча рублей. Решить эту ситуацию можно только путем направления письменного заявления в ФНС до того момента, как недоимка будет списана со счетов в тройном размере.

    Читайте так же:  Суд об установлении факта трудовых отношений

    Блокировка расчетного счета за несвоевременное представление декларации

    Если налогоплательщик задержался со сдачей любой из деклараций, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, более чем на 10 дней, ФНС имеет право ограничить все операции по его банковским счетам. Это предусмотрено пунктом 3 статьи 76 НК РФ, а также пунктом 6 статьи 6.1 НК РФ. Это право у налоговиков есть только в отношении непредоставления налоговых деклараций, опоздание со всеми остальными отчетами к таким последствиям не приводит. Счет блокируется полностью, его владелец не может им распоряжаться в полной мере. Закон разрешает исключительно проводить платежи, связанные с трудовыми отношениями и уплатой налогов и сборов. Данные о таких платежах и их очередности приведены в таблице.

    Платеж

    Очередность платежа

    По исполнительным документам о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и о взыскании алиментов

    По исполнительным документам о выплате выходных пособий, зарплаты по трудовым договорам и вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности

    По перечислению зарплаты работникам (а равно получение наличных денег для ее выдачи)

    По поручениям ИФНС на перечисление в бюджет задолженности по налогам и сборам и поручениям ПФР или ФСС на перечисление страховых взносов

    По исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований (например, о возмещении материального ущерба)

    По уплате налогов, сборов, страховых взносов, а также пеней за их несвоевременную уплату и штрафов за нарушение налогового законодательства и законодательства об обязательном социальном страховании

    Блокировка расчетного счета при отсутствии квитанции о приеме налогоплательщиком электронных документов от ФНС

    Возможность ограничить операции в банке в случае непредставления в ФНС электронной квитанции о получении документов или требований действует с 1 января 2019 года. Соответствующие требования предусмотрены в статье 23 НК РФ. Налогоплательщики в шестидневный срок обязаны подтверждать получение от ФНС документов, высылаемых в их адрес. Электронная квитанция может быть отправлена в налоговую через телекоммуникационные каналы связи при получении следующих документов:

  • требования о представлении документов;
  • требования о представлении пояснений;
  • уведомления о вызове в орган ФНС.
  • ФНС блокирует счет при непредставлении квитанции в течение 6 дней, однако, решение может быть вынесено в течение 10 дней после истечения этого срока. Поэтому у налогоплательщику остается время исправить оплошность и не допустить блокировку. Счет блокируется полностью. Допускаются обязательные платежи в такой же очередности, как при блокировке за отсутствие декларации.

    Как разблокировать расчетный счет, заблокированный налоговой инспекцией

    Действовать в случае приостановления операций по банковским счетам нужно оперативно, поскольку отсутствие возможности полноценно использовать финансовые ресурсы парализует хозяйственную деятельность организации или предпринимателя. Среди юристов и налоговых агентов распространена страшилка о том, что снять ограничения очень сложно и без помощи специалистов не обойтись. На деле все обстоит довольно просто. Важно адекватно отреагировать на ситуацию и действовать последовательно и без паники.

    Схема действий в каждой из причин введения ограничений похожая. Потому что включает всего три важных шага. Результат прямо зависит от скорости и точности исполнения всех действий.

    Шаг 1. Выяснение причины, по которой были введены ограничительные меры

    В отделении банка, в котором открыт расчетный счет, нужно выяснить на основании какого именно решения ФНС были приостановлены операции. Работники кредитной организации должны сообщить дату и номер этого документа. После этого нужно подъехать в орган ФНС и по реквизитам решения уточнить, кем и за что оно было вынесено. Чаще всего решение доходит до адресата по специализированным каналам связи немного позже, чем в банк. Выяснение причины таких мер позволит сократить время на решение проблемы.

    Шаг 2. Устранение причины

    Когда причина, по которой наступили столь неприятные последствия, известна, нужно ее быстрее устранить. Если существовала недоимка по налогу, ее нужно погасить. Если была задержка с декларацией, отчет необходимо направить в ФНС. При отсутствии электронной квитанции, ее необходимо передать, одновременно исполнив все требования из документа, которого она касалась. Об устранении причин обязательно необходимо как можно скорее известить ФНС.

    Если ограничительные меры связаны с несдачей отчета или сдачей его в неправильном формате (на бумаге вместо ТКС), то нужно оформить подключение к одному из спецоператоров связи для сдачи отчетности электронно.

    Шаг 3. Информирование ФНС об устранении нарушения

    Обычно разблокировка происходит в течение суток после того как инспекция получит деньги в бюджет либо требуемые отчеты или документы . Для гарантии можно обменяться с ФНС электронными документами (например, есть личный ключ или организация пользуется услугами специальных посредников) и проинформировать инспекцию о том, что нарушение устранено. Статьей 76 НК РФ установлены такие максимальные сроки снятия ареста со счетов налогоплательщика:

  • при недоимке — на следующий рабочий день после получения выписки банка об уплате налога и пеней по требованию;
  • при отсутствии декларации — на следующий рабочий день после предоставления декларации или расчета 6-НДФЛ либо документов, подтверждающих их подачу ранее по срокам;
  • при отсутствии квитанции о приеме электронных документов — на следующий рабочий день после передачи квитанции в ФНС и представления истребованных документов.
  • До введения специализированных каналов электронной связи разблокировка счетов занимала больше времени, потому что решение ФНС в банк о снятии ограничений доставлялось курьерами. Сейчас в отношениях ФНС с банками налогоплательщики не задействованы и обмен данными занимает считанные минуты. Кстати, если финмониторинг банка заблокировал счет юридического лица по другим причинам, например за подозрение в отмывании денег или финансировании терроризма, эта инструкция не поможет и алгоритм действий будет другим.

    1. Недоимка погашена, а операции не возобновились

    Разница во времени между совершением платежа и поступлением денежных средств в бюджет может достигать 3 дня. Ускорить процесс разблокировки можно путем представления в ФНС доказательств совершения уплаты налога. Это могут быть выписка из банка или оригинал платежного поручения с отметкой банка.

    2. Счет заблокирован в одном банке, а другой банк отказал в открытии счета

    До 2019 года при блокировке счета в одном банке можно было открыть другой счет и работать через него. Теперь банкам запрещено открывать новые расчетные счета тем ИП и организациям, у которых приостановлены операции по действующим счетам. Поэтому придется все равно устранять причину.

    Статья 76 НК РФ. Приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей

    Обязан ли банк рассчитаться по документам, которые он успел принять, но не успел исполнить до приостановления операций по счетам налогоплательщика?

    Статья 76 НК РФ в пункте 7 указывает, что операции с деньгами на счёте плательщика останавливаются с момента получения банком решения инспекции о таком приостановлении. Заново начать работать со счётами плательщика банк может только получив от инспекции решение об отмене приостановления операций или переводов. По п 1 статьи 76 НК РФ не приостанавливаются те платежи, которые по очереди исполнения стоят перед налогами и сборами, и также не приостанавливается списание денег в счёт налогов, штрафов и пеней. Однако в кодексе не сказано, должен ли банк исполнять те документы, которые он принял, но не успел исполнить до фактического момента приостановки операций со счетами клиента. Официальная позиция выражается Минфином. Судебной практики по таким вопросам пока нет. Итак, официально принято считать, что банк, приняв документы от клиента, но после получив бумагу о приостановлении операций от налоговой инспекции, может исполнить только те платежи, на которые не распространён запрет. Это платежи первой, второй и третей очередей в соответствии со ст 855 ГК РФ.

    Вправе ли инспекция приостановить операции по счёту плательщика, не направив ему копию своего решения?

    Статья 76 НК РФ в пункте 4 содержит важное условие о том, что копия решения о приостановке денежных операций налогоплательщика направляется ему под расписку. Она может быть передана и не лично, но способ передачи должен обязательно позволять подтвердить получение плательщиком документа. Копия решения должна находиться у налогоплательщика не позднее следующего дня после его принятия. НК РФ четко не прописывает, будет ли законным решение налоговой службы приостановить операции по счёту плательщика, если она не передаст ему копию своего решения. Поэтому судебные мнения разделились. Одни судьи считают невручение плательщику копии решения об остановке его банковских операций основанием для недействительности этого решения. Суд указывает, что этим прямо нарушается процедура вынесения решения о приостановлении операций по счетам плательщика, которую описывает статья 76 НК РФ в пункте 4. Другая часть судей имеет иное мнение, признавая неполучение плательщиком налога копии решения недостаточным основанием для его отмены, если налоговая служба предприняла попытки этот документ доставить. Например, копия решения была отправлена должнику по почте заказным письмом, но письмо не было востребовано. Имеющие такое мнение судьи толкуют закон буквально, считая, что документ должен быть именно направлен инспекцией, а не получен налогоплательщиком. Итак, суды решают этот вопрос по-разному, поэтому при возникновении споров необходимо приготовиться отстаивать свою позицию.

    Отвечает ли банк за открытие депозита для фирмы во время действия решения о приостановлении операций по счётам этой фирмы?

    Несмотря на то, что ответ кажется очевидным, это не так. Статья 76 НК РФ запрещает банкам при наличии решений налоговых органов, приостанавливающих операции их клиентов, открывать этим лица вклады, счета и депозиты. Но при этом ответственности для банков, нарушивших данную норму кодекса, закон не предусматривает. А расширять сферу действия норм о налоговой ответственности недопустимо. Привлечение банка к ответственности в указанном случае кажется логичным и целесообразным. Но, так как конкретная норма, наказывающая банки за нарушение, не установлена, то невозможно применить какие-либо санкции к банку, открывшему депозит своему клиенту, вопреки запрету НК РФ.

    Извещение налогового органа об открытии ссудного и депозитного счетов

    Извещение налогового органа об открытии ссудного и депозитного счетов

    А.Г. Дружинина,
    советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

    С момента вступления в силу части первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) одним из актуальных вопросов, вызывающих острую полемику, является вопрос информирования банками налоговых органов об открытии клиентам ссудных и депозитных счетов.

    Статьей 86 НК РФ установлена обязанность кредитных организаций сообщать об открытии или закрытии счета организации, индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета.

    До 1999 года основным законодательным актом, определяющим общие принципы построения налоговой системы в Российской Федерации, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов, являлся Закон РФ от 27.12.1991 N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (далее — Закон N 2118-1). В соответствии со ст. 4 Закона N 2118-1 кредитные организации, открывая расчетные и иные счета налогоплательщикам, были обязаны в пятидневный срок сообщить в налоговый орган по месту учета данных налогоплательщиков об открытии счетов. За невыполнение вышеуказанных требований на руководителей кредитных организаций налагались административные штрафы в пятикратном размере, установленном законом минимальной месячной оплаты труда.

    Читайте так же:  Судебная практика по грабежам группой лиц

    При этом понятие «счет», применяемое в целях Закона N 2118-1, определено не было. Таким образом, можно было сделать вывод о том, что под счетом понимался любой банковский счет, открытый налогоплательщику.

    В целях повышения собираемости налогов за счет предотвращения уклонения от их уплаты были приняты Указы Президента Российской Федерации от 23.05.1994 N 1006 «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей» и от 18.08.1996 N 1212 «О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения» (далее — Указ N 1212), которыми устанавливалась обязанность кредитных организаций сообщать в налоговые органы по месту учета налогоплательщиков-клиентов об открытии им счетов, в том числе ссудных и депозитных, по установленной форме.

    Более того, в целях упорядочения работы и взаимодействия коммерческих банков и налоговых инспекций по сверке сведений о наличии счетов у налогоплательщиков Госналогслужба России по согласованию с Банком России письмом от 05.06.1995 N ВЗ-6-13/314 рекомендовала налоговым инспекциям по месту учета кредитных организаций ежеквартально получать от РКЦ Банка России и коммерческих банков сведения об открытых ими юридическим и физическим лицам, осуществляющим свою деятельность без образования юридического лица, расчетных (текущих), ссудных, депозитных и иных счетов.

    На смену Закону N 2118-1 пришел НК РФ.

    В ст. 11 НК РФ законодатель закрепил институты, понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе.

    Под термином счет (счета), используемым в целях НК РФ, понимаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей. Таким образом, положения ст. 86 НК РФ должны распространяться только на те банковские счета, которые удовлетворяют вышеуказанным условиям.

    Кредитные организации и Ассоциация российских банков считают, что ссудные и депозитные счета к таковым счетам не относятся, и требования, по-прежнему предъявляемые к банкам со стороны налоговых органов в части их информирования об открытии клиентам ссудных и депозитных счетов, не только неправомерны, но и нецелесообразны. Мнение самих налоговых органов по вышеуказанному вопросу не-однозначно.

    Так, согласно разъяснениям МНС России и УМНС России по г. Москве, направленным в течение 1999-2002 годов в адрес налогоплательщиков и территориальных налоговых органов в соответствии с их запросами, ссудные и депозитные счета относятся к счетам, определенным ст. 11 НК РФ, и, соответственно, на них распространяется действие п. 1 ст. 86 НК РФ.

    В тот же период МНС России дает совершенно противоположные разъяснения, заключающиеся в том, что банки не обязаны представлять в налоговый орган информацию по ссудным счетам как не подпадающим под определение счета, данное в ст. 11 НК РФ.

    Можно встретить и такие разъяснения МНС России, которые указывают на то, что обязанность кредитных организаций информировать налоговые органы об открытии клиентам счетов, не подпадающих под определение счета, данное в ст. 11 НК РФ (в том числе ссудных и депозитных), установлена п. 7 Указа N 1212. Порядок открытия счетов налогоплательщикам-предприятиям в соответствии с пунктом 7 Указа Президента Российской Федерации от 18.08.1996 N 1212 «О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения», утвержденный Госналогслужбой России от 11.11.1996 N ПВ-6-12/773, Минфином России от 10.11.1996 N 95 и Банком России от 24.10.1996 N 349, прямо указывает на обязанность кредитных организаций незамедлительно сообщать в налоговые органы об открытии налогоплательщику-предприятию всех видов счетов, в том числе ссудного и депозитного. Аналогичной позиции придерживается и Минфин России.

    Отсутствие единого мнения по вышеуказанному вопросу вызывает множество споров и разногласий как со стороны кредитных организаций, так и со стороны налоговых органов.

    Итак, распространяется ли требование ст. 86 НК РФ на ссудные и депозитные счета? Для ответа на данный вопрос рассмотрим отдельно режимы работы каждого из этих счетов.

    В соответствии с Правилами ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утвержденными Положением Банка России от 05.12.2002 N 205-П, ссудные счета предназначены для учета кредитов, предоставленных предприятиям и организациям различной организационно-правовой структуры и различных форм собственности.

    Для учета задолженности по кредитам открываются активные счета второго порядка. По дебету данных счетов отражаются суммы предоставленных кредитов в корреспонденции с расчетными (текущими) счетами клиентов. По кредиту счетов отражаются суммы погашенной задолженности по предоставленным клиентам кредитам в корреспонденции с расчетными (текущими) счетами клиентов.

    Кредит считается предоставленным с момента зачисления денежных средств на расчетный (текущий) счет клиента.

    Кредитный договор не может содержать условие о перечислении суммы кредита банком непосредственно на оплату счетов третьих лиц, минуя расчетный счет получателя кредита, либо о выдаче наличных средств на заработную плату, поскольку согласно п. 1 ст. 863 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) заемщик может выдать банку поручение перевести определенную денежную сумму на счет указанного им лица за счет средств, находящихся на его счете, а не за счет средств, находящихся на счетах банка.

    Ссудный счет является балансовым счетом банка, а не банковским счетом заемщика и служит для отражения задолженности организации-заемщика перед банком по полученным кредитам, а не для проведения расчетов. Кроме того, любые расчеты заемщика проводятся банком с его расчетного счета, в корреспонденции с которым находится ссудный счет.

    Подтверждение вышеуказанной позиции содержится и в решении Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1999 N ГКПИ-484, где говорится о том, что банк открывает заемщику ссудный счет, который не является счетом в смысле договора банковского счета. Ссудный счет служит для отражения задолженности заемщика банку по выданным ссудам и является способом бухгалтерского учета денежных средств и материальных ценностей.

    В постановлении Президиума ВАС РФ от 15.10.2002 N 5880/02 также указывается на то, что ссудный счет, на который были зачислены денежные средства, является балансовым счетом банка, а не банковским счетом заемщика и служит для отражения задолженности по ссуде, а не для проведения расчетов.

    Условие открытия ссудного счета отражается в кредитном договоре, заключаемом между банком и заемщиком.

    Кредитный договор, в отличие от договора банковского счета, обязывает банк перечислить на расчетный счет клиента определенную сумму денежных средств, а заемщика — вернуть определенную сумму на корреспондентский счет банка. При этом банк не имеет права использовать средства, выданные в качестве кредита.

    Рассмотрим как пример отдельные пункты типового кредитного договора, заключенного между банком и юридическим лицом.

    1. Предмет и общие условия договора

    1.1. Предметом настоящего кредитного договора является предоставление Банком кредита в сумме __________________________ руб. (цифрами и прописью) сроком на 24 месяца Заемщику для целей финансирования затрат последнего на объекты кредитования, указанные ниже.

    1.2. Объектами кредитования являются [стороны кредитного договора должны точно указать такие объекты, при наличии к тому возможности, указать ожидаемый экономический результат (эффект) от финансирования затрат на эти объекты в результате исполнения условий кредитного договора].

    1.3. Для учета полученного Заемщиком кредита Банк открывает ему ссудный счет N _______.

    1.4. Заемщик обязуется принять сумму, указанную в п. 1 настоящего договора. Заемщик не имеет права передавать третьим лицам свое право на получение кредита, возникшее после подписания настоящего договора, без письменного согласия Банка, включая передачу его в залог или по договору об уступке права требования (цессии).

    1.5. В процессе пользования кредитом Заемщик обязуется соблюдать принципы кредитования: срочности, возвратности, целевого характера, платности, обеспеченности.

    4. Порядок и сроки предоставления и возврата кредита

    4.1. Банк обязуется предоставить кредит (пункт 1.1. договора) частями в следующие сроки, согласованные сторонами кредитного договора:

    Под датой выдачи кредита в смысле настоящего кредитного договора стороны его понимают дату, когда соответствующая сумма поступила на расчетный счет Заемщика с корреспондентского счета Банка.

    4.2. Заемщик обязуется возвратить полученный по настоящему договору кредит (полностью или частями — см. пункт 4.1. договора) в следующие сроки:_____________.

    На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что ссудный счет не имеет отношения к договору банковского счета, на этот счет не зачисляются и с него не расходуются денежные средства, и, следовательно, ссудный счет не подпадает под определение счета, данное в ст. 11 НК РФ. Таким образом, требование ст. 86 НК РФ об информировании кредитными организациями налоговых органов об открытии клиентам банковских счетов на ссудные счета не распространяется.

    Аналогичная ситуация сложилась и в отношении депозитных счетов.

    В соответствии с Правилами ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, по кредиту счетов, предназначенных для учета на договорных условиях депозитов, вкладов, прочих привлеченных средств юридических лиц, отражаются суммы, поступившие от владельцев депозитов (вкладчиков).

    Все операции по депозитным счетам проводятся в корреспонденции со счетами клиентов. При заключении договора банковского вклада банк обязуется учитывать полученные от вкладчика денежные средства на депозитном счете, а по истечении срока депозита — вернуть определенную сумму на расчетный счет клиента.

    В соответствии с п. 3 ст. 834 ГК РФ к отношениям банка и вкладчика по счету, на который внесен вклад, применяются правила о договоре банковского счета, если иное не предусмотрено правилами главы 44 настоящего Кодекса или не вытекает из существа договора банковского вклада. Таким образом, речь идет не об открытии депозитного счета на основании договора банковского счета, а лишь о применении соответствующих норм о договоре банковского счета к отношениям банка и вкладчика.

    Например, договор банковского вклада, заключенный с юридическим лицом (в отличие от договора банковского счета), не допускает осуществления расчетных операций за товары (работы, услуги). Поэтому нормы о расчетах, содержащиеся в главе 45 «Банковский счет» ГК РФ, не должны распространяться на правоотношения по договору банковского вклада, заключенному с юридическим лицом.

    Рассмотрим пример отдельных положений депозитного договора.

    I. Права и обязанности Вкладчика

    1. Вкладчик обязуется передать Банку временно свободные денежные средства в сумме___________ (полное хозяйственное ведение, хозяйственное ведение) в собственность в форме депозита (вклада).

    2. Вкладчик обязан перечислить сумму, указанную в п. 1 настоящего договора, на корреспондентский счет банка не позднее одного месяца со дня подписания договора.

    II. Права и обязанности Банка

    5. Банк обязуется учитывать полученные средства на депозитном счете N__________.

    6. В пределах срока депозита Банк вправе распоряжаться денежными средствами Вкладчика по своему усмотрению, в том числе путем их использования в качестве кредитных ресурсов.

    Банк распоряжается суммой депозита от своего собственного имени.

    7. По истечении срока депозита Банк обязуется вернуть Вкладчику указанную в п. 1 настоящего договора сумму с начислением ____% годовых.

    Возврат депозита на расчетный счет Вкладчика вместе с начисленными процентами осуществляется Банком не позднее 7 календарных дней после истечения срока депозита при условии своевременного уведомления Вкладчиком банка о желании изъять депозит.

    Читайте так же:  Адвокат черёмушкинский суд

    Возврат депозита на расчетный счет Вкладчика осуществляется платежным поручением.

    8. Банк гарантирует тайну вклада. Без согласия Вкладчика справки третьим лицам, касающиеся вклада, могут быть предоставлены только в случаях, специально предусмотренных законодательством.

    Становится очевидным, что ссылка на ст. 11 НК РФ, приводимая в отношении ссудных и депозитных счетов, не обоснована, и, следовательно, положения ст. 86 НК РФ на вышеуказанные счета распространяться не должны.

    Кроме того, форма N 12-0-1 «Сообщение банка налоговому органу об открытии (закрытии) банковского счета», установленная приказом Госналогслужбы России от 23.12.1998 N ГБ-3-12/340, содержит обязательные для заполнения поля, в которых указывается, что банк после заключения (расторжения) договора банковского счета открыл (закрыл) клиенту банковский счет. Необходимо отметить, что ссудный или депозитный счет открывается (закрывается) не после заключения (расторжения) договора банковского счета, а после заключения (окончания действия), соответственно, кредитного и депозитного договоров. Вышеуказанное также подтверждает, что формой N 12-0-1 не предусмотрено сообщение об открытии ссудных и депозитных счетов.

    Рассмотрим, насколько правомерно требование в части информирования налоговых органов об открытии счетов, не подпадающих под определение счета, данное в ст. 11 НК РФ, установленное п. 7 Указа N 1212.

    В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, определенный ст. 2 настоящего Федерального закона, действуют в части, не противоречащей части первой НК РФ, и подлежат приведению в соответствие с частью первой настоящего Кодекса.

    Учитывая, что в ст. 11 НК РФ четко определено понятие счетов, об открытии которых банк обязан сообщить налоговому органу, требование п. 7 Указа N 1212 информировать налоговые органы об открытии других счетов, помимо указанных в НК РФ, противоречит настоящему Кодексу и подлежит приведению в соответствие с ним.

    При этом следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 13 ГК РФ нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан недействительным по решению суда.

    Таким образом, до отмены п. 7 Указа N 1212 положения указанного пункта являются действующими и подлежат исполнению.

    При извещении налоговых органов об открытии ссудных и депозитных счетов МНС России рекомендует использовать форму сообщения N 12-0-1 «Сообщение банка налоговому органу об открытии (закрытии) банковского счета».

    Часть 2 вышеуказанного Сообщения заполняется налоговым органом и предназначена для уведомления кредитной организации о получении извещения об открытии налогоплательщику счета.

    Согласно п. 7 Указа N 1212 операции по снятию (перечислению) денежных средств со счета производятся только после получения кредитной организацией от налогового органа подтверждения о получении вышеуказанного извещения.

    Учитывая, что начало операций по снятию (перечислению) денежных средств со счета НК РФ не регламентируется, п. 7 Указа N 1212 в части установления банкам запрета производить операции по снятию (перечислению) денежных средств со счета до получения кредитной организацией от налогового органа подтверждения о получении извещения об открытии организации счета не противоречит НК РФ.

    Необходимо отметить, что решение Верховного Суда Российской Федерации от 18.09.2001 N ГКПИ01-1421, признавшее второе предложение абзаца пятого Порядка открытия счетов налогоплательщикам-предприятиям в соответствии с пунктом 7 Указа Президента Российской Федерации от 18.08.1996 N 1212 «О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения» незаконным и не подлежащим применению со дня введения в действие части первой НК РФ, на Указ N 1212 не распространяется.

    Штрафные санкции за нарушение данного пункта Указа N 1212 законодательством не предусмотрены.

    Вместе с тем налоговые органы на основании абзаца четвертого п. 7 Указа N 1212 сообщают в Банк России обо всех выявленных фактах проведения кредитными организациями операций по вновь открытым счетам клиентов до получения уведомления о регистрации указанных счетов в налоговых органах.

    Может возникнуть правомерный вопрос: насколько важно налоговым органам располагать информацией о наличии у налогоплательщика ссудного или депозитного счета, учитывая, что НК РФ не установлены обязанность представления такой информации и право взыскания с вышеуказанных счетов обязательных платежей?

    В ходе проведения контрольных мероприятий налоговыми органами зачастую устанавливаются факты использования недобросовестными налогоплательщиками в сговоре с коммерческими банками открытых им ссудных и депозитных счетов для применения различных схем ухода от уплаты налогов.

    Так, нередко выявляются случаи, когда при наличии неисполненных инкассовых поручений налоговой инспекции денежные средства, поступающие от третьих лиц, зачисляются банком на ссудные счета в погашение задолженности по кредитному договору, минуя расчетный счет предприятия-недоимщика.

    Оперативный контроль со стороны налоговых органов за работой вышеуказанных счетов позволяет своевременно выявлять и пресекать возможные злоупотребления.

    Кроме того, сведения о наличии у налогоплательщика депозитного счета необходимы налоговым органам для повышения эффективности взыскания недоимки, поскольку на основании п. 4 ст. 46 НК РФ налоговый орган при недостаточности денежных средств на расчетном счете налогоплательщика вправе дать банку поручение на перечисление по истечении срока действия депозитного договора денежных средств с депозитного счета на расчетный (текущий) счет налогоплательщика, что позволит далее применить общий механизм взыскания.

    Принимая во внимание значимость для налоговых органов информации о наличии у налогоплательщиков ссудных и депозитных счетов, было бы целесообразно, по мнению автора, инициировать внесение соответствующих изменений и дополнений в действующее законодательство о налогах и сборах, закрепляющих за кредитными организациями и их клиентами обязанность информирования налоговых органов об открытии ссудных и депозитных счетов, а также меру ответственности за неисполнение указанной обязанности.

    Такой шаг позволил бы исключить имеющиеся разногласия между налогоплательщиками и контролирующими органами при трактовке законодательства, что, несомненно, повысит эффективность контрольной работы и, следовательно, предотвратит возможные потери бюджета.

    фЕНБ 1.3 оБМПЗПЧЩЕ ФТЕВПЧБОЙС ОБ ПФЛТЩФЙЕ, ЧЕДЕОЙЕ Й ЪБЛТЩФЙЕ УЮЕФПЧ Ч ВБОЛЕ

    ч оБМПЗПЧПН ЛПДЕЛУЕ ХУФБОПЧМЕОЩ ФБЛЦЕ ПВСЪБООПУФЙ ВБОЛПЧ, УЧСЪБООЩЕ У ХЮЕФПН ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛПЧ.

    вБОЛЙ ПВСЪБОЩ ПФЛТЩЧБФШ ТБУЮЕФОЩЕ (ФЕЛХЭЙЕ) УЮЕФБ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛБН ФПМШЛП РТЙ РТЕДЯСЧМЕОЙЙ ЙНЙ ДПЛХНЕОФБ, РПДФЧЕТЦДБАЭЕЗП РПУФБОПЧЛХ ОБ ХЮЕФ Ч ОБМПЗПЧПН ПТЗБОЕ, Б ЙОЩИ УЮЕФПЧ, ЧЛМАЮБС ЧБМАФОЩЕ, УХДОЩЕ, ДЕРПЪЙФОЩЕ Й ДТХЗЙЕ, РТЙ РТЕДЯСЧМЕОЙЙ ЙНЙ ДПЛХНЕОФБ (УРТБЧЛЙ), ХДПУФПЧЕТСАЭЕЗП ПВ ХЧЕДПНМЕОЙЙ ОБМПЗПЧПЗП ПТЗБОБ П ОБНЕТЕОЙЙ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛБ ПФЛТЩФШ Ч ВБОЛЕ УППФЧЕФУФЧХАЭЙЕ (ЛТПНЕ ТБУЮЕФОПЗП Й ФЕЛХЭЕЗП) УЮЕФБ. ч РСФЙДОЕЧОЩК УТПЛ ВБОЛЙ УППВЭБАФ Ч ЬФПФ ОБМПЗПЧЩК ПТЗБО ПВ ПФЛТЩФЙЙ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛХ ЧЩЫЕХЛБЪБООЩИ УЮЕФПЧ.

    вБОЛЙ ПВСЪБОЩ ЙУРПМОСФШ РПТХЮЕОЙЕ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛБ ЙМЙ ОБМПЗПЧПЗП БЗЕОФБ ОБ РЕТЕЮЙУМЕОЙЕ ОБМПЗБ Ч УППФЧЕФУФЧХАЭЙЕ ВАДЦЕФЩ, Б ФБЛЦЕ ТЕЫЕОЙЕ ОБМПЗПЧПЗП ПТЗБОБ П ЧЪЩУЛБОЙЙ ОБМПЗБ ЪБ УЮЕФ ДЕОЕЦОЩИ УТЕДУФЧ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛБ ЙМЙ ОБМПЗПЧПЗП БЗЕОФБ Ч РПТСДЛЕ ПЮЕТЕДОПУФЙ, ХУФБОПЧМЕООПК ЗТБЦДБОУЛЙН ЪБЛПОПДБФЕМШУФЧПН. рТЙ ОБМЙЮЙЙ ДЕОЕЦОЩИ УТЕДУФЧ ОБ УЮЕФЕ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛБ ВБОЛЙ ОЕ ЧРТБЧЕ ЪБДЕТЦЙЧБФШ ЙУРПМОЕОЙЕ РПТХЮЕОЙК ОБ РЕТЕЮЙУМЕОЙЕ ОБМПЗПЧ ЙМЙ ТЕЫЕОЙК П ЧЪЩУЛБОЙЙ ОБМПЗПЧ Ч УППФЧЕФУФЧХАЭЙЕ ВАДЦЕФЩ.

    уФБФШЕК 45 ол тж ХУФБОПЧМЕОП, ЮФП ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛЙ ПВСЪБОЩ УБНПУФПСФЕМШОП ДП ОБУФХРМЕОЙС УТПЛБ РМБФЕЦБ УДБФШ РПТХЮЕОЙС УППФЧЕФУФЧХАЭЙН ХЮТЕЦДЕОЙСН ВБОЛБ ОБ РЕТЕЮЙУМЕОЙЕ ОБМПЗПЧЩИ РМБФЕЦЕК. рТЙ ОБМЙЮЙЙ ОБ УЮЕФЕ ДЕОЕЦОЩИ УТЕДУФЧ, УХННБ ЛПФПТЩИ ДПУФБФПЮОБ ДМС ХДПЧМЕФЧПТЕОЙС ЧУЕИ ФТЕВПЧБОЙК, УРЙУБОЙЕ ПУХЭЕУФЧМСЕФУС Ч РПТСДЛЕ РПУФХРМЕОЙС ТБУРПТСЦЕОЙК ЛМЙЕОФБ Й ДПЛХНЕОФПЧ ОБ УРЙУБОЙЕ (ЛБМЕОДБТОБС ПЮЕТЕДОПУФШ). ч УМХЮБЕ ОЕДПУФБФПЮОПУФЙ УТЕДУФЧ ОБ ТБУЮЕФОПН УЮЕФЕ ЛМЙЕОФБ ДМС ЧЩРПМОЕОЙС ЧУЕИ РМБФЕЦЕК ВБОЛ РПНЕЭБЕФ РТЕДЯСЧМСЕНЩЕ, ОП ОЕ ЧЩРПМОЕООЩЕ РМБФЕЦОЩЕ ДПЛХНЕОФЩ Ч ЛБТФПФЕЛХ. пОЙ ХЮЙФЩЧБАФУС ОБ ЧОЕВБМБОУПЧПН УЮЕФЕ «тБУЮЕФОЩЕ ДПЛХНЕОФЩ, ОЕ ПРМБЮЕООЩЕ Ч УТПЛ». рТЙ ЬФПН ДМС ХДПЧМЕФЧПТЕОЙС ЧУЕИ РТЕДЯСЧМСЕНЩИ Л ЛМЙЕОФХ ФТЕВПЧБОЙК УФ. 855 зл тж ХУФБОПЧМЕОБ ПЮЕТЕДОПУФШ УРЙУБОЙС УТЕДУФЧ У ЕЗП УЮЕФБ.

    рТЙ ОБМЙЮЙЙ ОБ УЮЕФЕ ДЕОЕЦОЩИ УТЕДУФЧ, УХННБ ЛПФПТЩИ ДПУФБФПЮОБ ДМС ХДПЧМЕФЧПТЕОЙС ЧУЕИ ФТЕВПЧБОЙК, РТЕДЯСЧМЕООЩИ Л УЮЕФХ, УРЙУБОЙЕ ЬФЙИ УТЕДУФЧ УП УЮЕФБ ПУХЭЕУФЧМСЕФУС Ч РПТСДЛЕ РПУФХРМЕОЙС ТБУРПТСЦЕОЙК ЛМЙЕОФБ Й ДТХЗЙИ ДПЛХНЕОФПЧ ОБ УРЙУБОЙЕ (ЛБМЕОДБТОБС ПЮЕТЕДОПУФШ), ЕУМЙ ЙОПЕ ОЕ РТЕДХУНПФТЕОП ЪБЛПОПН.

    рТЙ ОЕДПУФБФПЮОПУФЙ ДЕОЕЦОЩИ УТЕДУФЧ ОБ УЮЕФЕ ДМС ХДПЧМЕФЧПТЕОЙС ЧУЕИ РТЕДЯСЧМЕООЩИ Л ОЕНХ ФТЕВПЧБОЙК УРЙУБОЙЕ ДЕОЕЦОЩИ УТЕДУФЧ ПУХЭЕУФЧМСЕФУС Ч УМЕДХАЭЕК ПЮЕТЕДОПУФЙ:

    — Ч РЕТЧХА ПЮЕТЕДШ ПУХЭЕУФЧМСЕФУС УРЙУБОЙЕ РП ЙУРПМОЙФЕМШОЩН ДПЛХНЕОФБН, РТЕДХУНБФТЙЧБАЭЙН РЕТЕЮЙУМЕОЙЕ ЙМЙ ЧЩДБЮХ ДЕОЕЦОЩИ УТЕДУФЧ УП УЮЕФБ ДМС ХДПЧМЕФЧПТЕОЙС ФТЕВПЧБОЙК П ЧПЪНЕЭЕОЙЙ ЧТЕДБ, РТЙЮЙОЕООПЗП ЦЙЪОЙ Й ЪДПТПЧША, Б ФБЛЦЕ ФТЕВПЧБОЙК П ЧЪЩУЛБОЙЙ БМЙНЕОФПЧ;

    — ЧП ЧФПТХА ПЮЕТЕДШ РТПЙЪЧПДЙФУС УРЙУБОЙЕ РП ЙУРПМОЙФЕМШОЩН ДПЛХНЕОФБН, РТЕДХУНБФТЙЧБАЭЙН РЕТЕЮЙУМЕОЙЕ ЙМЙ ЧЩДБЮХ ДЕОЕЦОЩИ УТЕДУФЧ ДМС ТБУЮЕФПЧ РП ЧЩРМБФЕ ЧЩИПДОЩИ РПУПВЙК Й ПРМБФЕ ФТХДБ У МЙГБНЙ, ТБВПФБАЭЙНЙ РП ФТХДПЧПНХ ДПЗПЧПТХ, Ч ФПН ЮЙУМЕ РП ЛПОФТБЛФХ, РП ЧЩРМБФЕ ЧПЪОБЗТБЦДЕОЙК РП БЧФПТУЛПНХ ДПЗПЧПТХ;

    — Ч ФТЕФША ПЮЕТЕДШ РТПЙЪЧПДЙФУС УРЙУБОЙЕ РП РМБФЕЦОЩН ДПЛХНЕОФБН, РТЕДХУНБФТЙЧБАЭЙН РЕТЕЮЙУМЕОЙЕ ЙМЙ ЧЩДБЮХ ДЕОЕЦОЩИ УТЕДУФЧ ДМС ТБУЮЕФПЧ РП ПРМБФЕ ФТХДБ У МЙГБНЙ, ТБВПФБАЭЙНЙ РП ФТХДПЧПНХ ДПЗПЧПТХ (ЛПОФТБЛФХ), Б ФБЛЦЕ РП ПФЮЙУМЕОЙСН Ч рЕОУЙПООЩК ЖПОД тПУУЙКУЛПК жЕДЕТБГЙЙ, жПОД УПГЙБМШОПЗП УФТБИПЧБОЙС тПУУЙКУЛПК жЕДЕТБГЙЙ Й зПУХДБТУФЧЕООЩК ЖПОД ЪБОСФПУФЙ ОБУЕМЕОЙС тПУУЙКУЛПК жЕДЕТБГЙЙ;

    — Ч ЮЕФЧЕТФХА ПЮЕТЕДШ РТПЙЪЧПДЙФУС УРЙУБОЙЕ РП РМБФЕЦОЩН ДПЛХНЕОФБН, РТЕДХУНБФТЙЧБАЭЙН РМБФЕЦЙ Ч ВАДЦЕФ Й ЧОЕВАДЦЕФОЩЕ ЖПОДЩ, ПФЮЙУМЕОЙС Ч ЛПФПТЩЕ ОЕ РТЕДХУНПФТЕОЩ Ч ФТЕФШЕК ПЮЕТЕДЙ;

    — Ч РСФХА ПЮЕТЕДШ РТПЙЪЧПДЙФУС УРЙУБОЙЕ РП ЙУРПМОЙФЕМШОЩН ДПЛХНЕОФБН, РТЕДХУНБФТЙЧБАЭЙН ХДПЧМЕФЧПТЕОЙЕ ДТХЗЙИ ДЕОЕЦОЩИ ФТЕВПЧБОЙК;

    — Ч ЫЕУФХА ПЮЕТЕДШ РТПЙЪЧПДЙФУС УРЙУБОЙЕ РП ДТХЗЙН РМБФЕЦОЩН ДПЛХНЕОФБН Ч РПТСДЛЕ ЛБМЕОДБТОПК ПЮЕТЕДОПУФЙ.

    уРЙУБОЙЕ УТЕДУФЧ УП УЮЕФБ РП ФТЕВПЧБОЙСН, ПФОПУСЭЙНУС Л ПДОПК ПЮЕТЕДЙ, РТПЙЪЧПДЙФУС Ч РПТСДЛЕ ЛБМЕОДБТОПК ПЮЕТЕДОПУФЙ РПУФХРМЕОЙС ДПЛХНЕОФПЧ.

    вБОЛ ОЕ ЧРТБЧЕ ЪБДЕТЦЙЧБФШ ЙУРПМОЕОЙЕ РПТХЮЕОЙК ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛПЧ ОБ РЕТЕЮЙУМЕОЙЕ ОБМПЗПЧ Ч ВАДЦЕФ Й ЙУРПМШЪПЧБФШ ОЕРЕТЕЮЙУМЕООЩЕ УТЕДУФЧБ Ч ЛБЮЕУФЧЕ ЛТЕДЙФОЩИ ТЕУХТУПЧ (УФ.45 ол тж). оБМПЗПЧЩЕ ПТЗБОЩ ЙНЕАФ РТБЧП ФТЕВПЧБФШ ПФ ВБОЛПЧ ДПЛХНЕОФЩ, РПДФЧЕТЦДБАЭЙЕ ЙУРПМОЕОЙЕ РМБФЕЦОЩИ РПТХЮЕОЙК ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛПЧ Й ЙОЛБУУПЧЩИ РПТХЮЕОЙК ОБМПЗПЧЩИ ПТЗБОПЧ П УРЙУБОЙЙ УП УЮЕФПЧ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛПЧ УХНН ОБМПЗПЧ Й УБОЛГЙК ЪБ ОБМПЗПЧЩЕ РТБЧПОБТХЫЕОЙС (уф.31ол).

    оБМПЗПЧЩЕ ПТЗБОЩ НПЗХФ ЧЪЩУЛЙЧБФШ РМБФЕЦЙ Ч ВАДЦЕФ Ч УМХЮБЕ ОЕХРМБФЩ ЙМЙ ОЕРПМОПК ХРМБФЩ ОБМПЗБ Ч ХУФБОПЧМЕООЩК УТПЛ, Б ФБЛЦЕ ОБМБЗБФШ ЫФТБЖОЩЕ УБОЛГЙЙ Ч ЧЙДЕ РЕОЙ Ч РТЙОХДЙФЕМШОПН РПТСДЛЕ РХФЕН ПВТБЭЕОЙС ЧЪЩУЛБОЙС ОБ ДЕОЕЦОЩЕ УТЕДУФЧБ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛПЧ ОБ ТБУЮЕФОЩИ УЮЕФБИ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛПЧ (УФ.46 Р.Р. 1,9 ол тж).

    чЪЩУЛБОЙЕ ОБМПЗБ РТПЙЪЧПДЙФУС РП ТЕЫЕОЙА ОБМПЗПЧПЗП ПТЗБОБ РХФЕН ОБРТБЧМЕОЙС Ч ВБОЛ ЙОЛБУУПЧПЗП РПТХЮЕОЙС ОБ УРЙУБОЙЕ ДЕОЕЦОЩИ УТЕДУФЧ УП УЮЕФПЧ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛПЧ. йОЛБУУПЧПЕ РПТХЮЕОЙЕ ЧЩУФБЧМСАФ ОБМПЗПЧЩЕ ПТЗБОЩ, ЗДЕ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛ УПУФПЙФ ОБ ОБМПЗПЧПН ХЮЕФЕ. ч ЙОЛБУУПЧПН РПТХЮЕОЙЙ ХЛБЪЩЧБАФУС УХННБ Й ОПНЕТ УЮЕФБ, ОБ ЛПФПТЩК ОБДП ЪБЮЙУМЙФШ УТЕДУФЧБ У ТБУЮЕФОПЗП УЮЕФБ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛБ. йОЛБУУПЧПЕ РПТХЮЕОЙЕ РТЙОЙНБЕФУС ВБОЛПН Л ЙУРПМОЕОЙА ОЕЪБЧЙУЙНП ПФ УПЗМБУЙС РМБФЕМШЭЙЛБ. чЪЩУЛБОЙЕ ОБМПЗБ УПЗМБУОП УФ.46 ол НПЦЕФ РТПЙЪЧПДЙФШУС У ТХВМЕЧЩИ ТБУЮЕФОЩИ (ФЕЛХЭЙИ) ЙМЙ ЧБМАФОЩИ УЮЕФПЧ, ЪБ ЙУЛМАЮЕОЙЕН УУХДОЩИ Й ВАДЦЕФОЩИ УЮЕФПЧ. йОЛБУУПЧПЕ РПТХЮЕОЙЕ ЙУРПМОСЕФУС ВБОЛПН ОЕ РПЪДОЕЕ ПДОПЗП ПРЕТБГЙПООПЗП ДОС, УМЕДХАЭЕЗП ЪБ ДОЕН РПМХЮЕОЙС ЙМЙ ХЛБЪБООПЗП РПТХЮЕОЙС, ЕУМЙ ЧЪЩУЛБОЙЕ РТПЙЪЧПДЙФУС У ТХВМЕЧЩИ УЮЕФПЧ, Й ОЕ РПЪДОЕЕ ДЧХИ ПРЕТБГЙПООЩИ ДОЕК, ЕУМЙ ЧЪЩУЛБОЙЕ РТПЙЪЧПДЙФУС У ЧБМАФОЩИ УЮЕФПЧ. рТЙ ЬФПН Ч ВБОЛ ПДОПЧТЕНЕООП У ЙОЛБУУПЧЩН РПТХЮЕОЙЕН ОБРТБЧМСЕФУС РПТХЮЕОЙЕ ВБОЛХ ОБ РТПДБЦХ ЧБМАФЩ ОЕ РПЪДОЕЕ УМЕДХАЭЕЗП ДОС.

    лТПНЕ ФПЗП, ОБМПЗПЧЩК ПТЗБО НПЦЕФ РТЙПУФБОПЧЙФШ ЙУРПМОЕОЙЕ ПРЕТБГЙК РП УЮЕФБН ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛБ Ч ВБОЛБИ, ЮФП ПЪОБЮБЕФ РТЕЛТБЭЕОЙЕ ВБОЛПН ЧУЕИ ТБУИПДОЩИ ПРЕТБГЙК РП ДБООПНХ УЮЕФХ. оП ДБООПЕ ПЗТБОЙЮЕОЙЕ ОЕ ТБУРТПУФТБОСЕФУС ОБ РМБФЕЦЙ, ПЮЕТЕДОПУФШ ЙУРПМОЕОЙС ЛПФПТЩИ РТЕДЫЕУФЧХЕФ ЙУРПМОЕОЙА ПВСЪБООПУФЙ РП ХРМБФЕ ОБМПЗПЧ.