Налог на доходы физического лица-получателя гранта, страховые взносы

  • 18. Попадают ли средства, выплачиваемые организацией Грантополучателю как «Компенсация трудозатрат» под льготное налогообложение на доходы физических лиц (НДФЛ)?
  • 19. Обязана ли Организация, предоставляющая условия для выполнения проекта, поддержанного Фондом, начислять и перечислять взносы в соответствующие внебюджетные страховые фонды согласно закону РФ №212 ФЗ от 24.07.2009 года (в действующей редакции) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» на произведенную выплату «компенсации трудозатрат» участникам гранта. Предусматривает ли «компенсация трудозатрат» (получателей) гранта Фонда, указанная в Перечне допускаемых Российским фондом фундаментальных исследований расходов гранта, выделяемого победителям конкурса инициативных научных проектов (утвержден бюро Совета Фонда 29 января 2019 г.) уплату страховых взносов?
  • 20. Согласно условиям Фонда, Организация принимает на свой счет грант и осуществляет платежи и выдачу наличных денежных средств Грантополучателю в соответствии с Перечнем допускаемых расходов. Исходя из положений Ст.7 Федерального закона от 24 июля 2009 г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», сумма гранта является объектом обложения страховыми взносами. Однако согласно Ст.5 указанного Закона, ни Организация, ни Грантополучатель такими плательщиками не являются. Текст договора не содержит указание на передачу нашей Организации функций по уплате страховых взносов. В этой связи возникает вопрос, правомерны ли действия нашей Организации по уплате соответствующих взносов с сумм гранта?
  • 21. Необходимо ли применять начисления и выплаты страховых взносов во внебюджетные фонды в связи с выплатой «компенсации трудозатрат» получателю гранта, не состоящему в трудовых отношениях с Организацией?
  • 22. Возникает ли у Организации обязанность выплачивать страховые взносы в ПФР, ФФОМС, ФСС при выплате «компенсации трудозатрат» Грантополучателю? Если обязанность по уплате страховых взносов у Организации не возникает, то возникает ли такая обязанность лично у Грантополучателей? Если такая обязанность у Грантополучателя возникает, как она может быть реализована?
  • 23. В Перечне допускаемых Фондом расходов гранта не перечислены расходы по оплате труда членов коллектива для выполнения работ по Проекту и начислению страховых взносов в государственные фонды (ПФР, ФОМС и ФСС). Допускает ли Фонд эти расходы в случае, когда работы по проекту производятся в рамках трудовых отношений между Грантополучателем и Организацией?
  • В соответствии с действующим законодательством, п.6 Ст.217 НК РФ грант, полученный физическим лицом (физическими лицами), освобождается от обложения налогом на доходы физического лица.

    В соответствии с п.1 Ст.5 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ, плательщиками страховых взносов являются лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.

    Ст.7 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ устанавливает, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

    В зафиксированной в документах Фонда схеме отношений Фонда, Организации и получателя гранта [см. ответы на общие вопросы] Организация и получатель гранта в связи с выполнением Проекта не состоят в трудовых отношениях, получатель гранта также не выполняет работ в рамках гражданско-правовых договоров по заказу Организации. В отношениях между получателем гранта и Организацией «заказчиком» является получатель гранта. Выплаты, которые производит Организация получателю гранта – это «возврат» принадлежащих ему денежных средств.

    В силу приведенных выше законодательных норм обязательств по начислению и уплате страховых вносов в отношениях Организации и получателя гранта нет ни у одной из сторон.

    В отношениях Фонда и получателя гранта, если и существуют обязательства по начислению и уплате страховых взносов, то они могут существовать у Фонда, как у организации производящей выплаты в пользу физического лица, но не у получателя гранта. По мнению юристов, и у Фонда есть законные основания для того, чтобы не начислять и не уплачивать страховых взносов. В связи с этим Фонд не передавал «функции по уплате страховых взносов» Организациям.

    Полагаем, что выплаты страховых взносов, если они осуществляются Организацией в рамках отношений, оформленных документами Фонда, не могут быть признаны обоснованными.

    Если Организация по каким-то основаниям производит выплаты из денежных средств получателя гранта в рамках трудовых отношений (зарплата, премия) или по гражданско-правовым договорам, в которых Организация выступает в качестве заказчика работ, страховые взносы на эти выплаты должны начисляться и выплачиваться.

    Налогообложение грантов

    В настоящее время вопросы налогообложения грантов регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации, а также иными нормативно-правовыми актами, принятыми во исполнение соответствующих норм Налогового кодекса РФ.

    Необходимо отметить, что с 01.01.2006 г. уточнено понятие «грант» в целях применения главы 25 Налогового кодекса РФ, а именно определены области осуществления конкретных программ, для которых предоставляются гранты. Это прежде всего наука и образование, искусство, культура, охрана здоровья населения. В области охраны здоровья населения определены направления: СПИД, наркомания, детская онкология, включая онкогематологию, детская эндокринология, гепатит и туберкулез.

    В рамках действующего налогового законодательства под грантом понимают денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям:

  • — гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации, на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны здоровья населения (направления — СПИД, наркомания, детская онкология, включая онкогематологию, детская эндокринология, гепатит и туберкулез), охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан, а также на проведение конкретных научных исследований;
  • — гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта.

В зависимости от того, кто является грантополучателем, можно выделить два случая:

  • — грантополучатель – физическое лицо;
  • — грантополучатель – юридическое лицо (организация).
  • В первом случае, грант получает непосредственно физическое лицо (договор о предоставлении гранта заключается между грантодателем и физическим лицом). В этом случае, в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 217 Налогового кодекса РФ полученные средства не являются доходом физического лица и не подлежат налогообложению.

    Во втором случае, грантополучателем выступает юридическое лицо (договор о предоставлении гранта заключается между грантодателем и юридическим лицом), и в соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ полученные средства не включаются в налоговую базу юридического лица и не подлежат налогообложению. Согласно этому же пункту в налоговую базу не включаются средства, полученные из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций.

    Возможен также более сложный случай, когда физическое лицо прямо упомянуто как получатель гранта в договоре с юридическим лицом — грантополучателем, но не имеет отдельного договора с грантодателем. Например, физические лица упомянуты как исполнители научного проекта, поддержанного грантом, в договоре между организацией -грантополучателем и организацией — грантодателем. В этом случае вопрос о правоприменении решается следующим образом. Если физическое лицо получает грант в виде денежных средств или иным способом непосредственно от грантодателя, то также применяется статья 217, часть 1, пункт 6 Налогового кодекса РФ. В этом случае, соответственно, полученные средства признаются грантом и не подлежат налогообложению. В случае, если грант поступает от грантодателя организации -грантополучателю, то применяется пункт 14 части 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ. Соответственно, эти средства не включаются в налоговую базу организации.

    Однако, если организация грантополучатель при этом выплачивает заработную плату физическим лицам, как исполнителям проекта, поддержанного грантом, то эти выплаты (фонд заработной платы) включаются в налоговую базу и подлежат налогообложению в соответствии с пунктом 1 статьи 237 Налогового кодекса РФ по ставкам, определенным статьей 241 Налогового кодекса РФ, а полученные физическими лицами средства в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 208 Налогового кодекса РФ являются доходом физического лица и включаются в налоговую базу, которая подлежит налогообложению по ставке 13% в соответствии с пунктом 1 статьи 224 Налогового кодекса РФ (налог на доходы физического лица).

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2002 г. № 923 утвержден Перечень международных и иностранных организаций, гранты которых не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций – получателей грантов. Дополнения к перечню приняты в Постановлении Правительства РФ от 21.01.2006 г. № 24.

    Таким образом, для того чтобы денежные средства или иное имущество, переданные международной или иностранной организацией, представляли собой грант и не подлежали налогообложению, необходимо чтобы соответствующая международная или иностранная организация были включены в вышеуказанный Перечень. В противном случае, такие полученные средства включаются в налоговую базу и подлежат налогообложению.

    В практике также встречается случай, когда один научный проект получает совместную поддержку нескольких организаций, и грантовое соглашение является многосторонним. В этом случае только средства, поступающие для исполнения данного проекта от тех организаций, которые упомянуты в вышеуказанном перечне не включаются в налоговую базу грантополучателя.

    Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2002 г. N 923
    “О перечне иностранных и международных организаций, гранты которых не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций — получателей грантов” (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.01.2006 N 24)

    О страховых взносах со средств, выплачиваемых работнику за счет гранта

    Выплаты работнику, осуществляемые за счет средств гранта, облагаются страховыми взносами.

    Если организация производит выплаты физическим лицам, которые состоят с ней в трудовых отношениях или заключили с ней гражданско-правовые договоры, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, то суммы таких выплат (за исключением сумм, поименованных в статье 422 НК РФ) подлежат обложению страховыми взносами независимо от источника их финансирования, в том числе за счет средств гранта.

    ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

    от 15 марта 2018 г. N ГД-4-11/[email protected]

    Федеральная налоговая служба направляет для сведения и использования в работе письмо Министерства финансов Российской Федерации от 02.03.2018 N 03-15-07/13341 по вопросу начисления страховых взносов на выплаты, производимые в пользу физических лиц за счет средств гранта.

    Доведите указанное письмо до нижестоящих налоговых органов.

    МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ПИСЬМО

    от 2 марта 2018 г. N 03-15-07/13341

    Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу о начислении страховых взносов на выплаты, производимые в пользу физических лиц за счет средств гранта, и сообщает следующее.

    Из обращения следует, что между грантодателем — Федеральным государственным бюджетным учреждением «Российский фонд фундаментальных исследований», грантополучателями — физическим лицами и организацией — Институтом экологии растений и животных Уральского отделения Российской академии наук заключен трехсторонний договор. Грантополучателями являются физические лица, объединившиеся в научный коллектив. По условиям трехстороннего договора грантодатель направляет средства гранта для выполнения работ по научному проекту на счет организации, которая производит расчеты с грантополучателями. Вместе с тем договором предусмотрено право организации и грантополучателя на заключение между собой любых договоров, необходимых для реализации данного проекта.

    Исходя из положений статьи 2 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», гранты представляют собой денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке, на осуществление конкретных научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов, проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс) объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса), в частности в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

    Учитывая, что согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса плательщиками страховых взносов являются лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, то у организации, производящей данные выплаты, возникает обязанность по начислению и уплате страховых взносов с указанных выплат.

    Таким образом, если организация производит выплаты физическим лицам, которые состоят с ней в трудовых отношениях или заключили с ней гражданско-правовые договоры, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, то суммы таких выплат (за исключением сумм, поименованных в статье 422 Налогового кодекса) подлежат обложению страховыми взносами независимо от источника их финансирования, в том числе за счет средств гранта.

    В случае, если выплаты за счет средств гранта производятся грантодателем непосредственно в пользу грантополучателя — физического лица вне рамок трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг, такие выплаты объектом обложения страховыми взносами не признаются.

    Обложение НДФЛ грантов, полученных физическими лицами

    «Оплата труда в бюджетном учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение», 2010, N 11

    Что такое гранты? В каких случаях суммы полученных грантов не включаются в облагаемую базу по НДФЛ? Какие разъяснения дают по этому вопросу специалисты финансового и налогового ведомств?

    Статьей 2 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» гранты определены как денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории РФ в установленном Правительством РФ порядке, на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.

    Гранты учреждаются как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ и муниципальных образований и выделяются на конкурсной основе организациям для проведения различных программ, мероприятий, исследований. Порядок и условия их выделения утверждаются соответствующими нормативными актами. В частности, порядок и условия выделения, а также выплаты грантов для государственной поддержки научных исследований молодых российских ученых — кандидатов и докторов наук, учрежденных Указом Президента РФ N 146 , определены Положением N 260 , для грантов, утвержденных Указом Президента РФ N 1010 , — Постановлением Правительства РФ N 1061 . Гранты, учрежденные на уровне субъектов РФ и муниципальных образований, выделяются в соответствии с разработанными ими положениями.

    Указ Президента РФ от 09.02.2009 N 146 «О мерах по усилению государственной поддержки молодых российских ученых — кандидатов и докторов наук».
    Постановление Правительства РФ от 27.04.2005 N 260 «О мерах по государственной поддержке молодых российских ученых — кандидатов наук и докторов наук и ведущих научных школ Российской Федерации».
    Указ Президента РФ от 01.07.1996 N 1010 «О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации».
    Постановление Правительства РФ от 09.09.1996 N 1061 «О грантах Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства».

    В зависимости от условий конкурса в нем могут принимать участие зарегистрированные общественные, муниципальные и государственные организации, творческие коллективы, а также физические лица. Для принятия участия в конкурсе заполняется форма заявки на грант. Заявки принимаются в течение времени, определенного условиями конкурса конкретного фонда. Далее проекты рассматриваются экспертным советом и утверждаются правлением программы.

    Перечисление финансовых средств победителю конкурса осуществляется на основании договора, который заключается между грантодающей организацией и заявителем. В договоре описывается ответственность сторон, указываются сроки выполнения работ, представления отчетности, график перечисления средств. По окончании срока реализации проекта грантополучатель должен представить грантодателю отчет об использовании гранта, включающий в себя содержательную, а также финансовую части.

    В случае получения гранта физическим лицом возникает вопрос: надо ли облагать полученную сумму НДФЛ?

    Напомним, что при определении налоговой базы по НДФЛ следует учитывать все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, а также доходы в виде материальной выгоды. Об этом говорится в п. 1 ст. 210 НК РФ.

    При этом в ст. 217 НК РФ приведен перечень доходов, которые не подлежат налогообложению. В частности, согласно п. 6 данной статьи освобождены от налогообложения суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в РФ международными, иностранными и (или) российскими организациями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством РФ. Отметим, что в такой редакции (Федерального закона от 23.03.2007 N 38-ФЗ) п. 6 ст. 217 НК РФ действует с 1 января 2008 г.

    Перечень международных и иностранных организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых не подлежат налогообложению и не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций — получателей грантов, был утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.06.2008 N 485. В настоящее время данный Перечень действует в редакции Постановлений Правительства РФ от 24.03.2009 N 252, от 02.08.2010 N 585 и в него включены:

  • Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.
  • Организация Объединенных Наций по промышленному развитию;
  • Комиссия Европейских сообществ;
  • Совет государств Балтийского моря;
  • Совет Министров Северных стран;
  • Международное агентство по атомной энергии;
  • Организация Черноморского экономического сотрудничества;
  • Программа ООН по окружающей среде;
  • Программа развития ООН;
  • Детский фонд ООН;
  • Фонд «Евримаж» при Совете Европы;
  • Объединенный институт ядерных исследований;
  • Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств — участников Содружества Независимых Государств.
  • Что касается Перечня российских организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные для поддержки науки, образования, культуры и искусства в Российской Федерации, не подлежат налогообложению (далее — Перечень российских организаций), то он утвержден Постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 N 602 и содержит следующие организации:

    1. Благотворительный фонд «Благое дело», г. Нижний Новгород;
    2. Благотворительный фонд «Милосердие», г. Москва;
    3. Благотворительный фонд содействия кадетским корпусам имени Алексея Йордана, г. Москва;
    4. Государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий», г. Москва;
    5. Некоммерческая благотворительная организация «Благотворительный фонд В. Потанина», г. Москва;
    6. Некоммерческий фонд содействия сохранению и развитию культурного, научного, духовного и природного наследия Евразии, г. Москва;
    7. Некоммерческая организация «Российский фонд культуры», г. Москва;
    8. Некоммерческая организация «Благотворительный фонд культурных инициатив (Фонд Михаила Прохорова)», г. Норильск;
    9. Региональный общественный фонд содействия отечественной науке, г. Москва;
    10. Российский гуманитарный научный фонд, г. Москва;
    11. Российский фонд фундаментальных исследований, г. Москва;
    12. Фонд некоммерческих программ Дмитрия Зимина «Династия», г. Москва;
    13. Фонд поддержки образования и науки (Алферовский фонд), г. Санкт-Петербург;
    14. Фонд поддержки российского учительства, г. Москва.

    Вопрос: Каков порядок обложения НДФЛ сумм в виде грантов, не поименованных в Постановлении Правительства РФ от 15.07.2009 N 602?

    В Письме Минфина России от 30.09.2010 N 03-04-05/9-575 чиновники ведомства отметили, что выплаты в виде грантов, не поименованных в Постановлении Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 N 602, подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.

    Вопрос: В соответствии с Федеральным законом от 23.03.2007 N 38-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 N 602 суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов, освобождаются от обложения НДФЛ. Может ли быть осуществлен в связи с этим возврат суммы излишне удержанного налоговым агентом (Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ)) налога и с какого момента — со дня вступления в силу вышеназванного Федерального закона (то есть с 01.01.2008) или со дня утверждения Перечня российских организаций Постановлением Правительства РФ N 602 (то есть с 15.07.2009)? Какой финансовый документ необходимо представить налоговой инспекции для возврата излишне уплаченного НДФЛ?

    В Письме от 04.05.2010 N 03-04-05/9-249 Минфин отметил, что РФФИ включен в Перечень российских организаций, гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные налогоплательщикам для поддержки науки, образования в РФ, не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц. Соответственно, средства, выплачиваемые из сумм грантов по распоряжению руководителей проекта научным работникам учреждений Российской академии наук (РАН), принимающим участие в проектах РФФИ, освобождаются от обложения НДФЛ со дня утверждения Перечня российских организаций Постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 N 602.

    Возврат налогоплательщику суммы излишне удержанного НДФЛ производится исходя из положений ст. ст. 78 и 231 НК РФ. В соответствии со ст. 231 НК РФ суммы налога, излишне удержанные налоговым агентом, могут быть возвращены налоговым агентом налогоплательщику на основании его заявления.

    При этом возврат излишне удержанной налоговым агентом суммы налога может быть произведен налоговому агенту налоговым органом на основании соответствующего заявления налогового агента о возврате (зачете), поданного в налоговый орган.

    Вместе с этим в соответствии с положениями ст. 78 НК РФ по завершении налогового периода налогоплательщик вправе самостоятельно обратиться в налоговый орган по месту жительства с заявлением о возврате сумм излишне удержанного налога, представив налоговую декларацию за предыдущий налоговый период.

    Вопрос об освобождении от обложения НДФЛ в соответствии с п. 6 ст. 217 НК РФ средств на оплату труда, выплачиваемых из сумм грантов по распоряжению руководителей проекта научным работникам учреждений, принимающим участие в проектах РФФИ и Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), был рассмотрен в Письме Минфина России от 03.03.2010 N 03-04-06/9-20.

    Специалисты финансового ведомства напомнили, что Правилами организации и проведения работ по проектам, поддержанным РФФИ (далее — Правила), утвержденными Решением Совета РФФИ от 12.03.2008, установлен порядок и процедура взаимодействия между РФФИ, организацией, обслуживающей проект, и руководителем проекта в целях выполнения условий Соглашения о поддержке фундаментальных научных исследований по проектам в процессе реализации конкурсных проектов РФФИ.

    Пунктом 2.1.3 Правил определено, что средства для проекта выделяются РФФИ в виде гранта и предоставляются исключительно в распоряжение руководителя конкурсного проекта под его личную ответственность и должны расходоваться строго на цели, предусмотренные проектом. При этом руководитель проекта имеет право расходовать средства гранта в соответствии с утвержденной РФФИ сметой расходов и с нормативными документами РФФИ.

    Согласно п. 2.5.2 Правил обеспечение выполнения проекта является обязанностью руководителя проекта.

    В соответствии с п. 2.7 Правил организация осуществляет финансово-хозяйственное и техническое обслуживание проектов.

    Средства, поступающие на лицевой внебюджетный счет бюджетной организации от РФФИ, могут использоваться организацией на цели компенсации организационно-технических расходов по обслуживанию проектов в размере не более 15% из каждой поступающей суммы по согласованию с руководителями проектов.

    Из вышеизложенного следует, что получателями грантов являются физические лица в лице руководителя конкурсного проекта и исполнителей проекта.

    Следовательно, средства на оплату труда, выплачиваемые из сумм грантов по распоряжению руководителей проекта научным работникам учреждений, принимающим участие в проектах РФФИ и РГНФ, освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц в соответствии с п. 6 ст. 217 НК РФ при условии, что такие сотрудники признаются получателями грантов, а подобное расходование средств гранта соответствует его целевому назначению.

    Аналогичные разъяснения Минфина представлены в Письме от 15.03.2010 N 03-04-06/9-34.

    Следует отметить, что в Письме от 20.09.2010 N 03-04-05/9-561 финансисты уточнили: взимание НДФЛ с сумм в виде гранта, полученного руководителем и исполнителями конкурсного проекта РГНФ до утверждения вышеназванного Перечня, является правомерным.

    Вопрос: Вправе ли организация (Институт вычислительной математики РАН) произвести возврат НДФЛ, исчисленного и уплаченного с выплат физическим лицам, произведенных за счет гранта?

    В Письме УФНС по г. Москве от 19.01.2010 N 20-15/3/[email protected] специалисты налогового ведомства указали, что льгота, установленная п. 6 ст. 217 НК РФ, распространяется только на гранты, предоставленные организациями, являющимися грантодателями, непосредственно налогоплательщикам — физическим лицам.

    В ситуации, когда грантополучателем является учреждение Российской академии наук — Институт вычислительной математики РАН, действие льготы по НДФЛ, предусмотренной в названном пункте, на суммы грантов, полученных юридическим лицом, не распространяется.

    Таким образом, суммы НДФЛ с выплат, производимых физическим лицам из средств гранта, удержанные и уплаченные в бюджет учреждением Российской академии наук — Институтом вычислительной математики РАН (получателем целевых средств в виде гранта от РФФИ), не являются излишне удержанными и возврату не подлежат.

    Комментарии и мнения

    Из письма Минфина России от 24.08.17 № 03-15-06/54477 неожиданно следует, что перед получением гранта работником через организацию ей экономически выгоднее его уволить. Тогда ограниченные средства гранта не придётся тратить ещё и на уплату обязательных страховых взносов.

    В письме рассматривается следующая ситуация: есть грантодатель — федеральное бюджетное учреждение, есть компания, которая распределяет этот грант между исполнителями проекта, есть физические лица, которые получают эти деньги. При этом граждане как являются работниками компании, так и нет.

    В соответствии с п. 1 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ), в частности в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ или оказание услуг.

    Таким образом, по мнению чиновников, объектом обложения страховыми взносами на основании пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ являются все выплаты в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений, в том числе производимые как на основании положений трудовых договоров, так и при отсутствии положений о тех или иных выплатах в указанных договорах, но производимые в связи с наличием трудовых отношений между физическим лицом и компанией.

    Согласно пп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов являются лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Поэтому у компании, производящей данные выплаты, возникает обязанность по начислению и уплате страховых взносов с указанных выплат.

    Следовательно, если организация производит выплаты физическим лицам, которые состоят с ней в трудовых отношениях, суммы таких выплат, (за исключением сумм, поименованных в ст. 422 НК РФ), подлежат обложению страховыми взносами независимо от источника их финансирования, в том числе за счёт средств гранта.

    В случае если выплаты за счёт средств гранта производятся компанией в пользу физического лица, которое не состоит в трудовых отношениях и не заключило гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг с данной компанией, (то есть получается, что компания — это не более чем передаточное звено между бюджетным учреждением и непосредственным грантополучателем), то такие выплаты объектом обложения страховыми взносами не признаются и обязанности по уплате страховых взносов с данных выплат не возникает.

    Аналогичный ответ был дан и в письмах Минтруда России от 16.11.14 № 17-3/ООГ-998 и от 26.04.16 № 17-3/В-170, а также в письме ПФР России от 29.07.14 № НП-30-26/9660.

    Однако есть Постановления АС Поволжского округа от 08.04.15 № Ф06-22690 и от 14.05.15 № Ф06-23013/2019. У судей по этому вопросу сложилось иное мнение: объектом для исчисления обязательных страховых взносов являются не любые доходы работника по месту его работы, а лишь начисленные ему за определённый трудовой результат. А ведь получение гранта в нашем случае не связано с исполнением работником трудовых обязанностей в организации, передавшей грант; эта выплата также не является компенсирующей или стимулирующей. Причём тут наличие трудовых отношений?

    Так что в рассматриваемой ситуации у организации есть два варианта действий:

  • не платить страховые взносы, и в случае конфликта с налоговиками обращаться в суд;
  • временно уволить работника — в этом случае налоговики просто не смогут возражать против неуплаты страховых взносов.
  • Вопрос: О начислении страховых взносов на выплаты, производимые организацией физлицам за счет средств гранта.

    Читайте так же:  Федеральный закон о семипалатинском полигоне